Нигматзянова Айгуль Анисовна
ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В данной статье предпринята попытка выявить соотношение базовых понятий современного политологического дискурса - понятий сознания и политического сознания. Рассматриваются некоторые аспекты формирования политического сознания в условиях трансформации общественно-политических отношений. На смену старым мировоззренческим стереотипам необходимо разработать адекватные новым условиям политико-идеологические концепции, способствующие формированию современного общественного сознания. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/1/2£Шт1
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 1 (63). C. 115-118. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
5. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / пер. с нем. Л. Ю. Пантиной. М.: РОССПЭН, 2002. 288 с.
6. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: курс лекций. Ростов-н/Д: Феникс, 1998. 480 с.
7. Козер Л. А. Функции социального конфликта / пер. с англ. О. Назаровой; под общ. ред. Л. Г. Ионина. М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуал. кн., 2000. 205 с.
8. Краткий словарь по социологии / сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова; под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М.: Издательство политической литературы, 1989. 480 с.
9. Куконков П. И. Социальная напряженность как этап в процессе развития конфликта // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. 1995. Вып. 9. С. 49-51.
10. Монастырская Н. И. Концепт «конфликтогенность»: определение дефиниций // Science Time. 2014. № 11 (11). С. 234-238.
11. Руткевич М. Н. Социальный конфликт: философское измерение // Вестник Российской академии наук. 1994. Т. 64. № 6. С. 479-489.
CONFLICTOGENITY IN THE CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY
Nigmatzyanova Aigul' Anisovna
Bashkir State University di_aigul@mail. ru
The article is devoted to the consideration of conflict and conflictogenity in the contemporary Russian society. Various approaches to the definition of conflict, the situation of tension and the conscious character of contradictions in society are traced. The complex assessment of conflictogenity based on the sum total of the features allows getting generalized assessment of the level of the social tension of society. Conflictogenity environment, the process of conflictogenity management are examined, and also the general and particular factors of conflictogenes appearance in society are revealed.
Key words and phrases: conflictogenity; conflict; contemporary society; social groups; socium.
УДК 1(091) Философские науки
В данной статье предпринята попытка выявить соотношение базовых понятий современного политологического дискурса - понятий сознания и политического сознания. Рассматриваются некоторые аспекты формирования политического сознания в условиях трансформации общественно-политических отношений. На смену старым мировоззренческим стереотипам необходимо разработать адекватные новым условиям политико-идеологические концепции, способствующие формированию современного общественного сознания.
Ключевые слова и фразы: сознание; политическое сознание; современное общество; общественное сознание; политическая активность.
Нигматзянова Айгуль Анисовна
Башкирский государственный университет di_aigul@mail. т
ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ©
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. на фоне происходящих кардинальных изменений общецивилизационного толка проблема формирования общественного сознания является одной из самых неоднозначных. Современное информационное общество как глобальная система демонстрирует не только интеграционные достижения деятельности людей во всех сферах социальной жизни, но и раскрывает множество цивилизационных проблем.
Именно философское осмысление помогает познать не только фундаментальные исторические закономерности, но и искать ответы на вопросы, связанные с психическим миром человека, одним из основных аспектов которого является проблема сущности сознания.
Многоплановость и чрезвычайная сложность изучения этого вопроса делают его предметом исследования многих наук. Он является одним из основных понятий политологии, социологии, философии, обозначая высший уровень политической активности человека.
«Проблема сознания восходит к временам Античности. Она является сложнейшей и глобальной проблемой в современной науке. Метафорически иллюстрируя степень этой сложности, А. Шопенгауэр в свое время назвал сознание «загвоздкой Вселенной» [8]. Сознание как одно из базовых понятий философии, психологии, социологии и политологии обозначает человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. В научном сообществе сознание рассматривается как высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в мысленном построении деятельности и предвидении ее результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека» [4, с. 89].
© Нигматзянова А. А., 2016
«Сознание определяется как интегрирующее свойство психики, результат общественно-исторических условий формирования личности человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми. Каждый человек является носителем этого уникального психического качества, в основе которого лежит понимание собственного Я» [Там же].
Научная разработка проблемы сознания продолжалась около четырех столетий, но и к началу XXI в. понятие сознания остается необъятно широким и неопределенным. Оно отражает сложный системный феномен, который представляет собой обширную совокупность весьма разнородных идеальных процессов - мыслительных, эмоциональных, волевых, мнемических, а также процессов воображения, воспоминания, интуиции.
Определение сознания в классической науке по-прежнему сталкивается с большим количеством непреодолимых трудностей, связанных с разнообразием подходов к этой теме. Общая проблема известных дефиниций сознания - это прямой или косвенный акцент на полисемантизме и психологической бескачественности понятия сознания, то есть на его неинформативности, невозможности концептуализировать феномен сознания, что обусловливает его неизречимость и непостижимость. Эту непостижимость метафорически выразил К. Г. Юнг: «сознание есть условие возможности бытия» [9].
Прошедшее столетие во многом было «прорывным» в этом отношении - именно в ХХ веке в широкий научный оборот, а затем и в обыденную речь вошла категория политического сознания, без которой трудно представить формирование политической сферы жизни и в общем целом общественного сознания. В зарубежной и отечественной мысли появились фундаментальные труды по отдельным аспектам ментальности, связанные с характеристикой разных сторон формирования политического сознания, достаточно назвать имена М. А. Барга, Й. Рюзина. Появились и попытки целостных и многомерных интерпретаций политического сознания целых эпох [3, с. 11].
Вопрос о соотношении общественного сознания людей как реального процесса их общественной жизни и их мировоззрения - один из основополагающих методологических вопросов социальной философии. Ответ на него предполагает, в частности, выяснение того, насколько полно и глубоко общественное сознание людей отражает их мировоззрение. В этом обнаруживается степень понимания людьми происходящих в обществе явлений и тем самым возможности их приспособительной и творчески-преобразующей деятельности в собственных интересах. Понятия «мировоззрение» и «общественное сознание» играют немаловажную методологическую роль в исследовании общества и в понимании отдельных социальных явлений. Правильно понять взаимодействие этих сторон - значит встать на путь научного познания общества как сложной социальной системы, а также отдельных явлений, будь то в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.
Изучение политического сознания и сопоставление его содержания с теоретическими научными схемами философии, политологии, социологии, экономики и других наук чрезвычайно важно для правильной оценки состояния современного общества, принятия административных решений на всех уровнях управления, регулирования общества с целью избегания конфликтов на политической и социальной почве. Изучение эволюции политического сознания в период социальных трансформаций, когда оно переживает фазу переоценки ценностей, способствует более глубокому пониманию и уточнению базовых понятий философских наук.
Современное российское общество проходит стадию системной трансформации, поэтому кризисные тенденции ему объективно присущи. Эволюция политического сознания выражает данные социальные сдвиги. Трансформационные процессы охватили постиндустриальное общество, которое является важнейшей составляющей трансформационного потенциала любого современного общества. Именно поэтому сопряженность эволюционных преобразований в российском обществе, политическом и общественном сознании очевидна.
Политическое сознание, как одна из основных форм общественного сознания, имеет свой специфический объект отражения. В качестве такового выступает политическое бытие, политическая деятельность, поведение социальных субъектов. Основными субъектами политической деятельности являются классы. Именно с момента их исторического возникновения появляется политическая деятельность как таковая. Она предполагает создание специальных институтов, с помощью которых классы, взаимодействуя, реализуют свои специфические интересы, ведут борьбу за власть, политическое господство, владение ресурсами, территориями и т.д. Господствующие в обществе классы регулируют производство и распределение духовных, идейно-нравственных ценностей своего времени; а это значит, что их идеи и ценностные ориентиры доминируют в общественном сознании. Это относится ко всем формам общественного сознания, включая политическое [1].
Наибольший интерес традиционно вызывает анализ содержания политического сознания с точки зрения различных подходов: гносеологического, в центре внимания которого находятся отдельные аспекты данного феномена. Внимание уделяется анализу содержания политического сознания, его структурных элементов и уровней организации; аксиологического, в котором обосновывается необходимость изучения морально-психологической сферы деятельности людей; социологического, в котором полно воплощена та связь времён, которая является стержнем всей социальной организации, образуя предпосылку её нормального функционирования; исторического, охватывающего знание, понимание и отношение людей к историческому прошлому, его взаимосвязи с современной действительностью и его возможному отражению в будущем [3, с. 6].
Столь же велико и значение функционального анализа общественного сознания, в котором оно представлено как некое целостное образование, с точки зрения К. Маркса и Ф. Энгельса.
Научная революция начала ХХ в. совпала со временем перелома в истории, со сменой исторических эпох. Марксизм, с такой силой выразивший историзм новой эпохи и общественных сил, ее утверждавших, явился тем опосредующим звеном между движением естествознания и науками о человеке, которое предстало в свете
достижений новой физики наиболее адекватным философским основанием нового миросозерцания, в отличие от позитивизма и неокантианства, игнорировавших специфические особенности исторического познания.
Большое значение К. Маркс уделял вопросу научной разработки проблемы конкретных форм общественного сознания - политическому и правовому сознанию, морали, искусству, религии, науке и философии [2, с. 380]. Он считал, что формы сознания, их возникновения и социальные функции заключаются в том, чтобы вывести эти формы из реального хода вещей, из предметного мира деятельности индивидов, т.е. из собственных форм существующей действительности, развить истинную действительность как ее долженствование и конечную цель.
Формы общественного сознания - это способы построения объективных мыслительных оборотов, вырабатываемых в ходе многообразной деятельности людей по преобразованию и изменению мира, которые фиксируют особенности социально-исторического процесса, представляя и характеризуя его общественную форму.
Проблема политического сознания в современном обществе - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность к участию в управлении делами общества и государства.
При всей многосложности проблемы сознания в настоящее время в политической психологии осуществляются попытки выработать рабочие варианты его определения. Так, в «Теории политики» под редакцией Б. А. Исаева «политическое сознание - это не только научные теоретические знания, но и представления, возникшие в ходе осознания повседневной жизни и т.д.» [6, с. 244].
«Е. Б. Шестопал считает, что политическое сознание человека включено в сложную ткань его психической деятельности в соответствии с ее законами [7, с. 181]. Политическое сознание представляет собой восприятие субъектом той части реальности, которая связана с политикой, с вопросами власти и подчинения, государства с его институтами» [4, с. 91-92].
«А. В. Селезнева, не рассматривая сущность феномена, определяет его структуру [5, с. 66]. По ее мнению, политическое сознание личности состоит из двух слоев. Политические представления составляют верхний относительно изменчивый под воздействием текущих социально-политических трансформаций слой. Центральное ядро политического сознания составляют политические ценности, определяющие в конечном счете отношение респондентов к власти и политике» [4, с. 91-92].
«А. И. Юрьев во «Введении в политическую психологию», раскрывая психологическую структуру политического сознания, пишет, что сознание, будучи высшим интегратором психической жизни, выполняет эту функцию благодаря тому, что все его компоненты также выполняют функцию интеграции [10, с. 139]. Так, память объединяет в себе огромные объемы политической информации. Внимание на каждый момент времени объединяет субъекта политики с одним из объектов окружающей среды и в целом с политическим контекстом. Чувства и воля являются интегральными регуляторами политического поведения и деятельности в конкретных политических условиях. При этом память, восприятие и мышление преимущественно осуществляют функцию отражения. Внимание, чувства и воля - преимущественно функцию регулирования» [4, с. 91-92].
Понятие «политическое сознание» является одной из основных форм общественного сознания, она возникает вместе с появлением государственности, политической власти. Это наиболее общая категория, характеризующая политику. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные представления граждан, опосредствующие их связи с институтами власти.
Политическое сознание в постиндустриальном обществе способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, определять природу деятельности в сфере власти как отдельных людей, так и их общественных объединений. Поэтому от политического сознания напрямую зависят содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления.
Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.
Таким образом, отношения политического и общественного сознаний следует анализировать не только на абстрактно-категориальном уровне концептов. Требуются критические исследования мировоззренческих, культурных и социально-антропологических оснований общественного сознания в современном обществе.
Список литературы
1. Алисова Л. Н., Голенкова З. Т. Политическая социология. М.: Мысль, 2000. 295 с.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50-ти т. М.: Политическая литература, 1954. Т. 1. 695 с.
3. Осипов В. Е., Банкерова Е. И. Историческое сознание, его роль и место в структуре общественного сознания // Культура. Наука. Образование. 2010. № 1 (14). С. 5-32.
4. Ракитянский Н. М. Понятия сознания и менталитета в контексте политической психологии // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2011. № 6. С. 89-103.
5. Селезнева А. В. Поколения в российской политике: политические представления и ценности: дисс. ...к. полит. н. М., 2008. 154 с.
6. Теория политики: учеб. пособие / под ред. Б. А. Исаева. СПб.: Питер, 2008. 464 с.
7. Шестопал Е. Б. Политическая психология. М.: Инфра-М, 2002. 448 с.
8. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/s/shopengauer_a/text_ 0040.shtml (дата обращения: 29.10.2015).
9. Юнг К. Г. Психологические типы [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/PSIHO/JUNG/psytypes.txt (дата обращения: 29.10.2015).
10. Юрьев А. И. Введение в политическую психологию. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992. 232 с.
NOTION OF POLITICAL CONSCIOUSNESS IN CONTEMPORARY SOCIETY
Nigmatzyanova Aigul' Anisovna
Bashkir State University di_aigul@mail. ru
The article makes an attempt to reveal the correlation of the basic notions of contemporary politological discourse - the notions of consciousness and political consciousness. Some aspects of the formation of political consciousness in the conditions of the transformation of socio-political relations are examined. To replace old world outlook stereotypes it is necessary to develop political-ideological conceptions adequate to new conditions and contributing to the formation of modern public consciousness.
Key words and phrases: consciousness; political consciousness; contemporary society; public consciousness; political activity.
УДК 7; 78:03 Искусствоведение
В статье рассмотрен феномен творчества на примере джазовой музыки. Джазовый музыкант ежедневно решает творческие задачи, работая над исполнительскими проблемами, развивает импровизационное мышление, создаёт новые аранжировки джазовых стандартов, сочиняет музыку. Авторы считают, что в постоянном неиссякаемом творчестве кроется главная тайна джаза - его способность вызывать радость у своей аудитории, объединять людей, независимо от расовой и конфессиональной принадлежности.
Ключевые слова и фразы: джаз; творчество; музыка; исполнительство; импровизация; аранжировка; композиция.
Огородова Алёна Владимировна, к. филос. н. Биляр Юрий Николаевич, доцент Шебанова Елена Ивановна Киселёв Анатолий Филиппович
Белгородский государственный институт искусств и культуры [email protected]
ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА ДЖАЗА©
Джаз, несомненно, построен на творчестве. Джазовый музыкант предстаёт перед нами как исполнитель, импровизатор, аранжировщик и иногда как композитор в одном лице. На профессиональной джазовой сцене не принято играть чужие версии: каждый исполнитель исполняет свои варианты общепринятых джазовых стандартов или авторские композиции. В академической музыке, напротив, запрещено что-либо изменять в авторском тексте (темп, тональность, штрихи, динамику), исполнять собственные транскрипции классического наследия - существуют общепринятые. Поэтому, начиная учиться джазу, очень скоро приходишь к вопросу о творчестве: какова его природа? почему импровизации (а стало быть, и мышление) одних интереснее, свободнее, а других - беднее, тривиальнее, предсказуемее? Где кроются корни неистощимой фантазии выдающихся импровизаторов - в одарённости, в образовании и интеллекте или творческом наитии?
Вопросы творчества всегда волновали не только музыкантов. Особенно эта тема стала актуальной сегодня, когда молодёжь, погружённая в виртуальный мир и во всём полагаясь на Интернет, становится беспомощной в решении настоящих творческих задач - написании сочинений, эссе, создании аранжировок и композиций. Эти упражнения должны были бы вызывать радость у обучающихся на творческих отделениях: ведь они призваны отражать индивидуальность, уровень образования, особенности мышления; но вызывают непонимание, неуверенность, даже страх (справедливости ради следует заметить, что не у всех).
Руководство нашей страны неустанно подчёркивает необходимость укрепления интеллектуального капитала страны и повышения престижности человека творческого труда. Подобные мысли высказывал более полувека назад философ И. А. Ильин, подчёркивая, что Россия нуждается в самостоятельном национальном творчестве, построенном на любви к Родине [4, с. 212]. По мнению экономиста и публициста А. Бузгалина, творчество - единственная реальная сила, способная вывести Россию в лидеры современного постиндустриального мира [5, с. 12]. Г. С. Тер-Минасова утверждает, что в любом социуме есть творческая личность, генерирующая идеи; есть и творческие личности, способные подхватить идеи, масштабно реализовывать [13, с. 14]. Известный психолог, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Р. М. Грановская доказала, что настоящий творческий прорыв - это результат синхронной работы обоих полушарий. Идея рождается в правом полушарии, потом её «подхватывает» и формулирует левое. А учёному из США Г. Уоллесу удалось выделить четыре стадии творческого мышления. Первую стадию (подготовительный период) отличает сбор информации о проблеме, поиски её решения. Вторая стадия есть «вынашивание» проблемы, которое логически завершается вдохновением, внезапной догадкой. Решение проблемы приходит в виде
© Огородова А. В., Биляр Ю. Н., Шебанова Е. И., Киселёв А. Ф., 2016