ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ДЕБЮТ
Magistra У^ае: электронный журнал по историческим наукам и археологии.
2022. № 1. С. 41—48.
DOI: 10.47475/2542-0275-2022-0104
Гражданско-патриотическое воспитание в процессе преподавания истории и обществознания как компонент политической социализации в современной российской школе
Я. В. Зайко, Е. В. Луканина
1 Управление общественных связей Правительства Челябинской области, Челябинск, Россия.
[email protected] 2Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта
№ 21-011-33028 «"Учат в школе": как изменились ценности и представления о политике учеников российских школ и их учителей в процессе трансформации политического режима»
Современный этап российской политической истории характеризуется незавершенностью трансформационных процессов, затрагивающих различные стороны общественной жизни. Наше внимание привлек феномен политической социализации, под которым в исторической и политической науках подразумевается организованная совокупность мер, реализуемых теми или иными социально-политическими институтами, направленных на формирование в сознании граждан знаний и представлений о политике, устройстве общества и месте индивидов и социальных групп в социуме. Одним из важнейших компонентов политической социализации в России на современном этапе стало гражданско-патриотическое воспитание, направленное на достижение преемственности поколений и создание условий для гармоничного «входа» молодых людей в роль активного гражданина. Аргументируется точка зрения о многовекторности процесса политической социализации. Авторами проанализирован процесс формирования гражданственности учеников через изучение нормативной базы общероссийских государственных проектов, их практическую реализацию на школьных уроках истории и обществознания, а также через взаимодействие учителей со школьниками в процессе преподавания соответствующих дисциплин.
Ключевые слова: политическая социализация, политическая история, преподавание истории, обществознание, гражданско-патриотические воспитание, старшеклассники, школьные учителя, государственная политика.
Современные реалии российского общества требуют все более раннего приобщения молодых людей к политической сфере социума. Среди прочих факторов это связано с тем, что преемственность поколений и успешное освоение молодежью норм и ценностей политической системы могут стать одним из оснований стабильного развития общества в исторической перспективе.
Однако на современном этапе политической истории наблюдается процесс трансформации системы социально-политических ценностей, представлений и мировоззренческих установок различных групп российских граждан. В рамках этого процесса происходит внутри- и межпоколенческая трансляция традиционных норм и ценностей, а также адаптация экзогенных паттернов политического поведения, которые не были характерны для российского общества в предыдущие исторические периоды. Кроме того, особенностью современной социальной реальности
является возросшая роль средств массовой информации и института семьи на фоне того, как школа постепенно утрачивает свой потенциал в качестве транслятора конвенциональных и нормативных ценностей и представлений.
В обозначенном выше контексте гражданское воспитание имеет особую значимость. Для государства школа является незаменимым институтом в процессе политической социализации, дающим возможность организованного и целенаправленного адаптационного воздействия. Реализация проектов гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиционных ценностей предусматривается на нормативном уровне в контексте единых требований к стандартизации образовательного процесса, главной задачей которого провозглашается формирование развитой и самодостаточной личности с активной гражданской позицией. В сложившихся на сегодня условиях
гражданско-патриотическое воспитание в школе как компонент процесса политической социализации реализуется на двух уровнях: во-первых, как проводимая государством политика в области образования, отражающаяся в образовательных программах, и, во-вторых, как практика взаимодействия учеников с учителями, адаптирующими данный процесс к собственным социально-политическим установкам и идеалам.
Современная историографическая ситуация, связанная с изучением данного круга проблем, характеризуется междисциплинарностью и в основном сформирована из работ социологов и политологов. Особенности формирования социально-политических представлений школьников находились в центре внимания таких исследователей, как О. А. Молчанова [Молчанова: 2006, с. 15—20], Л. А. Преснякова [Преснякова: 2002], О. Г. Овчарова [Овчарова: 2006], В. В. Насонкин [Насонкин: 2013].
Концепт «социализация» имеет в современной науке различные интерпретации. Одна из них раскрывает данное понятие в педагогическом контексте и трактуется как процесс приобщения ребенка к разным сферам общественной жизни. Особое место школы в этом процессе изучали М. А. Кабанцо-ва [Кабанцова: 2019], Ю. Н. Ухова [Ухова: 2018] и А. А. Терпугов [Терпугов: 2018], в работах которого непосредственно описывается роль школьных учителей как ключевых агентов (активно действующих субъектов) политической социализации.
Проблему гражданственности школьников в своих работах поднимали В. А. Касамара и А. А. Сорокина [Касамара, Сорокина: 2009], А. В. Селезнева [Селезнева: 2020], А. В. Лубский [Лубский: 2019], В. Н. Долматова и Р. А. Дормидонов [Долматова; Дормидонов: 2019]. Проблемы патриотического воспитания молодежи изучают А. В. Бугачев [Бу-гачев: 2017], Л. И. Ростовцева, М. Л. Гельфонд, Е. Ю. Мирошина [Ростовцева, Гельфонд, Миро-шина: 2019], А. Г. Санина [Санина: 2016] и другие исследователи.
Таким образом, изучение роли гражданско-патри-отического воспитания в процессе политической социализации на современном этапе истории России представляется актуальным для современного социально-гуманитарного знания. С начала 2000-х гг. российские власти издали ряд нормативных актов, направленных на укрепление патриотических установок в сознании российской молодежи. Кроме того, государство регулярно инициировало реализацию различных проектов по оптимизации молодежной политики на уровне школы. Однако, на наш взгляд, на данный момент нет убедительных оснований го-
ворить о том, что декларируемые на официальном уровне цели достигнуты.
Объектом исследования является процесс преподавания истории и обществознания в средней школе как компонент политической социализации на современном этапе. Предметом изучения выступает программа гражданско-патриотического воспитания в школах как фактор политической социализации.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей гражданско-патриотического воспитания в процессе обучения старшеклассников на уроках истории и обществознания.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить содержание государственных программ гражданско-патриотического воспитания в сфере школьного образования.
2. Определить роль школы в процессе политической социализации на основе нормативно-правовой базы в образовательной сфере.
3. Проанализировать влияние учителей истории и обществознания как агентов политической социализации на формирование политических ценностей и представлений молодежи.
4. Выявить мировоззренческие установки педагогов и дать оценку их соответствия положениям государственной модели гражданского воспитания.
Источниковую базу исследования составляют нормативные акты, регулирующие процесс гражданско-патриотического воспитания в современной российской школе, и материалы эмпирического исследования, проведенного авторами в рамках научного проекта РФФИ и ЭИСИ № 21-011-33028 («"Учат в школе": как изменились ценности и представления о политике учеников российских школ и их учителей в процессе трансформации политического режима»). Исследовательские методики имеют междисциплинарный характер, сочетая качественные (проективные тесты, глубинные интервью) и количественные (анкетирование) процедуры. Общая выборка включается в себя 554 интервью с учениками 5-х и 11-х классов и 151 интервью с учителями истории и обществознания различных школ Челябинска.
Нормативные основания государственной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания в современной России
Государство является ключевым агентом политической социализации в любом обществе. Располагая широким репертуаром ресурсов влияния на общество, оно способно формировать условия для адапта-
ции личности в политической системе. В том числе эта функция государства реализуется и на уровне школьного образования.
В соответствии с 43-й статьей Конституции Российской Федерации1 «каждый имеет право на образование», при этом высший нормативный правовой акт нашей страны закрепляет для граждан обязательность получения основного общего образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку...». При этом воспитание «трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» закрепляется в качестве одного из принципов государственной образовательной политики2.
Практическая реализация данных задач и принципов осуществляется в рамках «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», целью которой «является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины»3.
Данные идеи определяют содержательную основу Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, который предполагает, что сформированность основ гражданской идентичности и ценностно-смысловых установок
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Консуль-тантПлюс (дата обращения 28.03.2022).
3 Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на пери-
од до 2025 года // КонсультантПлюс» (дата обращения 28.03.2022).
обучающихся является приоритетной целью образовательной деятельности. В «портрет выпускника» начального общего образования (1—4-й классы), основного общего образования (5—9-й классы), среднего общего образования (10—11-й классы) входят такие качества, как «любящий свой народ, свой край и свою Родину, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом»4.
Отдельно стоит отметить значимость федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»5 в рамках национального проекта «Образование». Федеральный проект содействует «укреплению воспитательной составляющей системы образования... всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей и расширяет их участие в принятии решений, которые затрагивают их права и интересы».
Проект ставит перед собой несколько задач:
— вовлечение школьников в Общероссийскую общественно-государственную детско-юношескую организацию «Российское движение школьников» (РДШ);
— достижение к 2024 г. вовлеченности 18 800 обучающихся во Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юн-армия»;
— дальнейший рост числа участников Всероссийского конкурса «Большая перемена»;
— распространение патриотического контента на интернет-площадках;
— создание в школах ставок советников директора по воспитанию и по работе с детскими общественными объединениями, главными задачи которых станут организация внеурочной деятельности (походы в театры, музеи, спортивные мероприятия, флешмо-бы, сборы), формирование атмосферы для успешной социализации школьников, вовлечение детей в юнармейские программы и др.
В ходе реализации данного проекта в Челябинской области были созданы условия для функционирования областного центра патриотического воспитания детей и молодежи «Авангард», открыты и замещены вакансии для специалистов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся
4 Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». Зарегистрировано в Минюсте России 7 июня 2012 № 24480 // ФГОС (https://fgos. ru/fgos/fgos-noo; дата обращения 28.03.2022).
5 Нацпроект «Образование» (https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/).
общеобразовательных организаций, сформированы условия для развития системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений1.
Современные практики реализации программ политической социализации на школьном уровне
Предоставление общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации и разработка основной образовательной программы происходят в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Однако школа имеет право самостоятельного выбора учебно-методических комплексов (УМК). Самыми популярными УМК в России являются: «Школа 2100», «Гармония», «Школа 2000», «Начальная школа XXI века», «Планета знаний», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Школа России», «Перспектива». При этом стоит отметить, что все учебные программы, реализуемые в процессе обучения, контролируются с позиций того, насколько они отвечают целям воспитания политически активного гражданина и требованиям ФГОС. Различия между ними проявляются лишь в отдельных методиках реализации: так, например, в УМК «Школа 2100» гражданско-патриотическое направление работы предполагает сохранение преемственности между основной и начальной школой2.
В России существует разнообразие типов образовательных учреждений: средняя общеобразовательная школа, сменные (вечерние) школы, кадетские школы, гимназии, лицеи, учреждения с углубленным изучением отдельных предметов и др. Несмотря на то что различия между их образовательными программами практически исчезли благодаря введению ФГОС, специфическая направленность того или иного учреждения остается фактором, непосредственно влияющим на особенности политической социализации, связанные с работой учителей истории и обществознания.
Для лицеев приоритетным направлением образования являются профильные предметы, необходимые для поступления в те высшие учебные заведения, с которыми у них подписан договор. Обучение в гимназии предполагает наличие дополнительных
1 Паспорт регионального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (Челябинская область) // Министерство образования и науки Челябинской области (https://minobr74.ru/programs/edunatproject/50; дата обращения 28.03.2022).
2 Образовательная система «Школа 2100» (Ы1р:// school2100.com).
или углубленное изучение основных предметов. Общеобразовательные школы также могут вводить разделение классов по профилям. Очевидно, что образовательные учреждения с гуманитарной направленностью или социально-экономическим профилем способны больше уделять больше внимания гражданско-патриотическому воспитанию школьников в рамках занятий по профильным предметам (экономика, право, история, обществознание и др.) в отличие от школ с естественно-научной направленностью.
В кадетских школах происходит наиболее активная воспитательная работа. Прежде всего это связано с наличием обязательного продленного дня, который используется для проведения таких занятий, как строевая подготовка, огневая подготовка, радиационно-химическая и биологическая защита, тактико-специальная подготовка и др. Кроме того, в школах этого типа организован досуг кадетов после школы (кружки патриотической направленности, парашютная подготовка, самбо, пение, каратэ, хореография и т. д.).
Кроме того, немаловажную роль в процессе граж-данско-патриотического воспитания в современной российской школе стали играть специальные учебные курсы «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Школа как «институт экологии личности» при проведении данных предметов способна «поднять уровень нравственности, гражданской активности, культуры межэтнического общения и солидарности в российском обществе» с целью сохранения традиционных российских ценностей3.
Взаимодействие учителей истории и обществознания с учениками: содержание и механизмы
В современном российском законодательстве провозглашен принцип гражданского образования и патриотического воспитания в школах4. Учителя являются трансляторами политических знаний для учеников. Но в сложившихся на сегодня исторических условиях учителя, как правило, сталкиваются с рядом типичных проблем и сложностей, связанных с возможностями и ограничениями процес-
3 Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"» // КонсультантПлюс (дата обращения 28.03.2022).
4 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // КонсультантПлюс (дата обращения 07.04.2022).
са передачи знаний и общественно-политической информации ученикам средней и старшей школы. В ходе нашего исследования мы интерпретировали эти обстоятельства как системные факторы процесса политической социализации.
Исследование показало, что 97,1 % учителей считают, что школа должна ставить перед собой такую задачу, как формирование политических взглядов и ценностей на личностном уровне. При этом ответы на вопрос «Кто, по Вашему мнению, должен определять содержание и формы процесса формирования у школьников представлений о политической системе?» распределились следующим образом (%):
Родители 38,6
Школьные учителя 50,0
Органы управления системы образования 47,1
Органы государственной власти 32,1
Политические партии 7,9
Общественные организации 16,4
Все 6,4
Другое 0,0
В ответах на вопрос «Как Вы думаете, какие цели и задачи ставит государство, формируя политические представления у учащихся?» мнения учителей разделились. Среди опрошенных 36,4 % считают, что государство ставит задачу воспитать политически образованное поколение; 21,4 % приписали государству стремление развить в учениках патриотизм. Третьим по популярности был ответ, согласно которому государство должно стремиться воспитать поколение лояльных к власти граждан (16,4 %). Также среди полученных ответов присутствует мнение, что органы государственной власти ждут от подрастающего поколения гражданской активности и грамотности в политической сфере. Относительно незначительная доля учителей считает, что государство в лице школьников видит будущее России и в связи с этим проявляет заинтересованность в их личностном росте как таковом.
Говоря о гражданском воспитании, 52,1 % учителей истории и обществознания отмечают, что школа не должна играть первостепенную роль в данном процессе. Противоположное мнение высказали 46,2 % респондентов. В целом для сообщества педагогов в современных исторических условиях нехарактерно стремление активно заниматься гражданским воспитанием учеников и нести ответственность за качество и содержание сформировавшихся в их сознании политических представлений и ценностей.
Данный эффект может быть эксплицирован несколькими факторами. Отвечая на вопрос «Какие
Вы видите проблемы при проведении мероприятий, связанных с формированием демократической политической культуры у учащихся?», 22,9 % учителей отмечают незаинтересованность учеников средней и старшей школы в изучении политики и погружении в текущую политическую повестку. При этом 8,6 % учителей отметили сильное влияние средств массовых информаций на политические представления учеников. Кроме того, важной проблемой учителя истории и обществознания считают нехватку времени для изучения политических тем (16,4 % ответов).
Еще одна важная проблема, с которой сталкиваются педагоги в школе, была сформулирована одним из респондентов следующим образом: «теория в учебниках не совпадает с практикой в жизни». Учителя убеждены, что демократические принципы, описанные в теоретических разделах соответствующих учебных пособий, явно вступают в противоречие с наблюдаемой школьниками реальностью. Этот фактор создает нечто похожее на внутреннюю блокаду в отношении политических дискуссий и разговоров с учениками. При этом небольшая доля респондентов (7,9 %) отмечают собственную неготовность к таким обсуждениям, акцентируя тем самым необходимость в получении более глубоких специальных знаний о политике. Сопоставимая с этой группой доля учителей признает, что они и их коллеги испытывают эмоциональную настороженность и чувство страха, когда осознают необходимость проводить с учениками беседы на политические темы. Кроме того, осторожность и сдержанность учителей часто связаны с возможным недовольством родителей, которые считают, что школа не должна навязывать ученикам политические взгляды и тем более какую-либо идеологию.
Следующий вопрос в нашем интервью предполагал возможность ранжировать представления о конкретных политических объектах и явлениях, которые, с точки зрения учителей, необходимо знать школьникам. Для учеников средней школы учителя выделяют несколько ключевых позиций: большинство (82,9 %) считает, что школьники в этом возрасте обязаны знать символику Российского государства. Вторым объектом, представления о котором должны быть сформированы в обязательном порядке, стали «права и обязанности граждан» (80 % респондентов). На третьей позиции располагается знание содержательных положений Конституции Российской Федерации (40,7 %).
Набор политических знаний и представлений, необходимых для старшеклассников, при этом существенно отличается. Среди респондентов 60 % отметили, что 11-классникам нужно знать все
из предложенного нами списка. При этом наибольшие значения имели такие позиции, как «содержание Конституции РФ», «права и обязанности граждан, «структура органов исполнительной власти». Сравнительно редко при этом учителя делают акцент на «принципах участия РФ в международных отношениях и мировой политике».
Отвечая на вопрос об актуальных форматах граж-данско-патриотического воспитания, 56,4 % учителей отмечают, что данный процесс происходит на тематических классных часах; 32,9 % респондентов отмечают значимость различных общешкольных мероприятий. При этом 12,1 % учителей истории и обществознания высказали мнение, что именно проводимые ими уроки в рамках основной образовательной программы играют ключевую роль в описываемом нами процессе.
Заключение
На современном этапе политической истории России сложилась ситуация, в рамках которой возник определенный ряд сложностей в процессе граждан-ско-патриотического воспитания на уроках истории и обществознания. Эти проблемы связаны с отсутствием целостного системного подхода к политической социализации со стороны государства как такового и ведомств, ответственных за реализацию политики в сфере общего образования. Проведенный анализ нормативных актов и государственных программ показал неопределенность приоритетов и разрозненность существующих подходов к их реализации.
В результате проведенного эмпирического исследования были выявлены несколько основных проблем, характеризующих взаимодействие школьников и учителей с политической системой в современной России:
— прежде всего сами учителя признают факт, что они уделяют недостаточно внимания формированию политических представлений
учеников и редко обсуждают с ними вопросы текущей политической повестки;
— учителя не видят острой необходимости в дальнейшем распространении программ гражданско-патриотического воспитания в школе;
— система гражданско-патриотического воспитания как компонент политической социализации в российских школах не является единой и функционирует в многовекторном режиме, без координации процессов на разных уровнях.
Таким образом, проведенное исследование показало, что процесс политической социализации в современных российских школах характеризуется рядом противоречивых тенденций. Программы гражданско-патриотического воспитания, основанные на традиционных ценностях, не находят явной поддержки в педагогическом сообществе и, по мнению большинства наших респондентов, требуют переосмысления. Отдельные проекты, инициированные государством, не формируют целостной системы социализирующего воздействия и, следовательно, не дают должных результатов. В этих условиях гражданское воспитание в школе зависит от фактора межпоколенческих различий на уровне мировоззрения учителей и учеников. Полученные данные свидетельствуют о том, что ученикам старшей школы присуще понимание только базовых политических ценностей и представлений. Учителям же в силу опыта свойствен широкий спектр представлений о политике. Большинство опрошенных учителей относятся к поколению «застоя», для них важны стабильность и порядок в отношении власти. Кроме того, у школьников, как правило, отсутствует личная заинтересованность в расширении своих знаний о политической жизни страны, что, на наш взгляд, является одним из следствий неэффективности реализуемых программ гражданского воспитания.
Список литературы
1. Бугачев А. В. Патриотическое воспитание молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 7-2. С. 53—55.
2. Долматова В. Н., Дормидонтов Р. А. Формирование гражданственности путем гуманитаризации образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 6 (139). С. 25—30.
3. Кабанцова М. А. Школа как агент социализации // Молодежь и научно-технический прогресс: сб. докл. XII Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых: в 3 т. Губкин, 18 апр. 2019 г. Губкин: Белгород. гос. технол. ун-т им. В. Г. Шухова, 2019. С. 197—200.
4. Касамара В. А., Сорокина А. А. Политическое сознание подростков: благополучные школьники У8 дети улиц // Полис. Политические исследования. 2009. № 6. С. 68—82.
5. Лубский А. В. Патриотизм и гражданственность в российском обществе, или Как преодолеть дефицит гражданственности в российском патриотизме // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8, № 2. С. 47—66.
6. Молчанова О. А. Учитель истории как агент политической социализации в современной России // Психологические аспекты политического процесса во «второй путинской республике» / под ред. Е. Б. Шесто-пал. М.: Аспект Пресс, 2006. 213 с.
7. Насонкин В. В. Роль образования в политической социализации молодежи // Труд и социальные отношения. 2013. Т. 24, № 4. С. 55—62.
8. Овчарова О. Г. Политическая социализация в России: гендерный аспект // Аграрный научный журнал. 2006. № 4. С. 94—99.
9. Преснякова Л. А. Теория политической социализации // Политическая наука. 2002. № 2. С. 24—36.
10. Ростовцева Л. И., Гельфонд М. Л., Мирошина Е. Ю. Патриотическое воспитание глазами экспертов и школьников // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 75—83.
11. Санина А. Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России // Социологические исследования. 2016. № 5. С. 44—53.
12. Селезнева А. В. Гражданственность старшеклассников как политико-психологический феномен: концептуальный анализ // Гражданственность российских старшеклассников: взгляд молодых ученых / под общ. ред. А. В. Селезневой. М.: Аквилон, 2020. С. 7—12.
13. Терпугов А. А. Учитель как агент социализации. К вопросу о подростковой преступности в России // Теория и практика общественного развития. 2018. № 8 (126). С. 47—50.
14. Ухова Ю. Н. Семья и школа как агенты социализации // Социология сегодня: сб. науч. ст.: материалы межвуз. круглого стола, Иркутск, 30 марта 2018 г. / ответ. ред. О. П. Грибунов. Иркутск: Вост.-Сиб. ин-т Мин-ва внутр. дел Рос. Федерации, 2018. С. 7—10.
Сведения об авторах
Зайко Яна Валерьевна — ведущий специалист-эксперт Управления общественных связей Правительства Челябинской области, Челябинск, Россия. [email protected]
Луканина Екатерина Валерьевна — магистрантка кафедры социологии и психологии политики, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия. [email protected]
Magistra Vitae: online journal of historical sciences and archeology.
2022. No. 1. P. 41—48.
Civic and Patriotic Education in the Process of Teaching History and Social Science as a Component of Political Socialization in the Modern Russian School
I. V. Zaiko
Chelyabinsk Regional Government Public Relations Department, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
E. V. Lukanina
LomonosovMoscow State University, Moscow, Russia. [email protected]
The reported study was funded by RFBR according to the research project № 21-011-33028 " 'Taught at school': How the Values and Ideas about the Politics of students of Russian schools and their teachers Have Changed in the Process of Political Regime Transformation"
The present stage of Russian political history is characterized by the incompleteness of transformational processes affecting various aspects of public life. The study pays attention to the phenomenon of political socialization, which historical and political sciences see as an organized set of measures implemented by certain social and political institutions aimed at minds of citizens to form knowledge and ideas about politics, the structure of society and the place of individuals and social groups in society. Civic and patriotic education has become one of the most important components of political socialization in Russia at the current stage and is directed to achieving the continuity of generations and creating conditions for the harmonious "entry" of young people into the role of an active citizen. The article argues the multifaceted nature of the process of political socialization. The authors analyze the formation process of students' citizenship through the study
of the regulatory framework of all-Russian state projects, their practical implementation in school lessons of history and social science, as well as through the interaction of teachers with students in the process of teaching history and social science.
Keywords: political socialization, political history, teaching history, social studies, civic and patriotic education,
high school students, high school teachers, state policy.
References
1. Bugachev A. V. (2017) Patrioticheskoe vospitanie molodezhi [Patriotic Education of Youth]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, no. 7-2, pp. 53—55. (In Russ.).
2. Dolmatova V. N., Dormidontov R. A. (2019) Formirovanie grazhdanstvennosti putem gumanitarizacii obrazovanija [Formation of Citizenship through the Humanization of Education]. Izvestija Volgogradskogo go-sudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, no. 6 (139), pp. 25—30. (In Russ.).
3. Kabancova M. A. (2019) Shkola kak agent socializacii [School as an agent of socialization]. Molodezh i nauchno-tehnicheskijprogress [Youth and Scientific and Technological Progress]. Gubkin. Pp. 197—200. (In Russ.).
4. Kasamara V. A., Sorokina A. A. (2009) Politicheskoe soznanie podrostkov: blagopoluchnye shkol'niki vs deti ulic [Political Consciousness of Adolescents: Prosperous Schoolchildren vs Astreet Children]. Polis. Polit-icheskie issledovanija, no. 6, pp. 68—82.
5. Lubskij A. V. (2019) Patriotizm i grazhdanstvennost' v rossijskom obshhestve, ili kak preodolet' deficit grazhdanstvennosti v rossijskom patriotizme [Patriotism and Citizenship in Russian Society, or How to Overcome the Deficit of Citizenship in Russian Patriotism]. Gumanitarij Juga Rossii, vol. 8, no. 2, pp. 47—66. (In Russ.).
6. Molchanova O. A. (2006) Uchitel' istorii kak agent politicheskoj socializacii v sovremennoj Rossii [History Teacher as an Agent of Political Socialization in Modern Russia]. Psihologicheskie aspektypoliticheskogo processa vo "vtorojputinskoj respublike " [Psychological Aspects of the Political Process in the "Putin's Second Republic"]. Moscow, Aspect Press. 213 p. (In Russ.).
7. Nasonkin V. V. (2013) Rol' obrazovanija v politicheskoj socializacii molodezhi [The Role of Education in the Political Socialization of Youth]. Trudi social'nye otnoshenija, vol. 24, no. 4, pp. 55—62. (In Russ.).
8. Ovcharova O. G. (2006) Politicheskaja socializacija v Rossii: gendernyj aspekt [Political Socialization in Russia: Gender Aspect]. Agrarnyy nauchnyj zhurnal, no. 4, pp. 94—99. (In Russ.).
9. Presnjakova L. A. (2002) Teorija politicheskoj socializacii [The theory of Political Socialization]. Politicheskaja nauka, no. 2, pp. 24—36. (In Russ.).
10. Rostovceva L. I., Gelfond M. L., Miroshina E. J. (2019) Patrioticheskoe vospitanie glazami ekspertov i shkol'nikov [Patriotic Education through the Eyes of Experts and Schoolchildren]. Sociologicheskie issledovanija, no. 8, pp. 75—83. (In Russ.).
11. Sanina A. G. (2016) Patriotizm i patrioticheskoe vospitanie v sovremennoj Rossii [Patriotism and Patriotic Education in Modern Russia]. Sociologicheskie issledovanija, no. 5, pp. 44—53. (In Russ.).
12. Selezneva A. V. (2020) Grazhdanstvennost' starsheklassnikov kak politiko-psihologicheskij fenomen: konceptual'nyj analiz [Citizenship of High School Students as a Political and Psychological Phenomenon: a Conceptual Analysis]. Grazhdanstvennost'rossijskih starsheklassnikov: vzgljadmolodyh uchenyh [Citizenship of Russian High School Students: the View of Young Scientists]. Moscow, Akvilon. Pp. 7—12. (In Russ.).
13. Terpugov A. A. (2018) Uchitel' kak agent socializacii. K voprosu o podrostkovoj prestupnosti v Rossii [Teacher as an Agent of Socialization. On the Issue of Juvenile Delinquency in Russia]. Teorija ipraktika obsh-hestvennogo razvitija, no. 8 (126), pp. 47—50. (In Russ.).
14. Uhova J. N. (2018) Sem'ja i shkola kak agenty socializacii [Family and School as Agents of Socialization]. Sociologija segodnja [Sociology today]. Irkutsk, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Pp. 7—10. (In Russ.).