НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016
УДК 371.321.4
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Смахтина Наталья Ивановна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Щигры Курской области», директор, учитель истории и обществознания
e-mail: [email protected]
Аннотация: в статье раскрывается необходимость социализации личности школьника, становления его гражданской позиции. Приведены способы формирования гражданско-патриотической позиции учащихся на уроках истории и обществознания.
Ключевые слова: история, обществознание, патриотизм.
PATRIOTISM HISTORY LESSONS AND SOCIAL STUDIES
Smakhtin Natalia, MBOU "Secondary school № 4 Shchigry city of Kursk region ", director, teacher of history and social science
e-mail: [email protected]
Annotation: the article reveals the need for socialization of the individual student, the formation of his citizenship. There are ways of forming civil-patriotic position of pupils at lessons of history and social science.
Keywords: history, social science, and patriotism.
Одной из важнейших задач государства и школы на протяжении долгого времени было воспитание гражданина. В настоящее время данная задача приобрела форму злободневной проблемы. Именно поэтому в ныне
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 действующих Федеральных государственных образовательных стандартах закрепляются такие положения, как: воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважение к истории и традициям нашего Отечества, к правам и свободам человека и гражданина, демократическим ценностям современного общества.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена усилением демократических тенденций в различных сферах жизни общества, развитием диалога культур в процессе вхождения России в мировое сообщество, с одной стороны, и нарастанием негативных явлений, с другой. К негативным явлениям можно отнести: отсутствие духовных, интеллектуальных интересов, запросов, социальное расслоение общества, социальная незащищенность населения страны, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. В результате мы наблюдаем рост преступности среди несовершеннолетних, увеличение количества беспризорных и безнадзорных детей, наркоманов, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на подрастающее поколение. Средства массовой информации и сеть Интернет оказывают колоссальное влияние на современную молодежь. И очень часто они не только упускают из внимания вопросы, касающиеся духовного развития личности, но и препятствуют формированию гражданских и нравственных качеств у молодых людей. Большинство экспертов в области изучения проблем общественной жизни отмечают, что сформировался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором находится практически вся современная молодежь. Необходимо бороться с повсеместным распространением равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны. Это станет возможным лишь тогда, когда будет найден путь к разуму и сердцам наших детей, который позволит пробудить в ребенке чувство любви к Отечеству. Именно «пробудить», ведь оно есть в каждом из нас. Заставить любить Родину невозможно, это нужно воспитывать в человеке, ведь чувство принадлежности к родной земле, к своему народу, дает каждому из нас
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 право считать себя частичкой всего того, что связано с землей, прежде всего с ее историческим прошлым.
Именно поэтому в образовательной программе особое внимание должно уделяться таким предметам, как история и обществознание. Посредством их изучения становится возможным выявление незыблемых духовных ценностей, накопленных за все время существования человеческой цивилизации, понимание взаимосвязи каждого из нас с всеобщими нравственными и духовными законами; воспитание личности в нравственно развитой среде, способствующей осознанию себя как части своей Родины. Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, страны в целом) дает возможность человеку состояться как полноценная личность с активной гражданской и жизненной позицией. Подчеркнем, что история курского края имеет славное и богатое прошлое, ведь заселение Курщины и строительство городов началось еще на рубеже XVI - XVII вв. [1]
На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Прошлое устремляется в будущее. Прошлое, настоящее и будущее - единый процесс. Знание истории помогает твердо стоять на родной земле, гордиться ее героическим прошлым, быть достойным ее будущего. Так усиливается любовь к Родине. Так человек приходит к осознанию того, что он является патриотом своего Отечества.
Как было отмечено выше, учебные курсы истории и обществознания способствуют формированию личности школьника, становлению его гражданской позиции.
Говорить об эффективности патриотического воспитания можно только в случае, если наблюдается:
• ориентация учителя и учащихся в процессе изучении истории и обществознания на такие ценности, как: любовь к Родине, уважение к своему народу, обществу, верность своей стране, гордость за свое Отечество, малую родину, за героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки;
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016
• опора на государственную символику, права человека и гражданина, примеры жертвенности во имя Родины, памятные даты и знаменательные события истории Отечества и родного края;
• активное вовлечение школьников во внеурочную активность;
• вовлечение учащихся в исследовательскую и поисковую деятельность, а также деятельность, которая требует непосредственного участия детей (экскурсии, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне; экскурсии к обелискам и памятникам; по местам боевой и трудовой славы и др.).
• знакомство с историческим наследием и желание учиться у своих предков, передавших нам свой нравственный опыт, применять его к своей жизни, является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике.
Формирование гражданственности и патриотизма необходимо начинать с почитания родителей. Уроки истории и обществознания позволяют детям узнать о том, что истоки почитания родителей идут из Древней Руси. Перед тем, как начинать любое ответственное дело, дети всегда спрашивали благословления у своих родителей. В русском обществе от поколения к поколению передавалась ценность многодетной семьи как образца семейной жизни. Отсюда мать, находящаяся в окружении многочисленных чад, считалась образцовой женщиной. Дети считались основным семейным богатством, а материнство считалось смыслом и содержанием жизни женщины, ее главной ценностью. Подобный образ женщины формировался в сознании русского человека на протяжении многих веков. Своими корнями он уходит в эпоху древней и средневековой Руси.
Изучая быт своих предков, учащиеся узнают промыслы и фольклорные традиции. У школьников формируется понимание прекрасного и безобразного, появляется потребность в приобщении к истории своего Отечества, к традициям и обычаям своего народа, к историческому наследию предков.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 Воспитание патриотизма и гражданственности строится также на православном наследии русской истории, патриотическом опыте русских и советских полководцев, и русской иконописи, и шедеврах русского искусства, и народных традициях и обычаях, и деятельности выдающихся деятелей науки и т.д.
Стоит отметить, что большинство тем в рамках истории содержат материал, отличающийся нравственным уклоном. Считается целесообразным в процессе изучения событий героического прошлого, уделить особое внимание подбору материала. Ведь он должен найти отклик в умах и сердцах детей, заставить их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками и ни в коем случае не оставаться равнодушными. У учащихся должны появляться вопросы (почему люди шли на верную смерть, как мои предки связаны с событиями тех времен, кем можно гордиться и кого должны помнить поколения?), на которые они вместе с учителем ищут ответы.
Прочной нравственной традицией является военный героизм, который считается эталоном поведения для русского воинства. На протяжении всей истории нашей страны подвиги русских воинов почитались, прославлялись и возвеличивались народом. Сподвигнуть на подобные великие поступки мог лишь патриотизм, любовь к Родине, верность воинскому долгу. Уже в середине I тысячелетия н.э. к славянским племенам пришло осознание того, что они являются этническим целым. Исходя из этой установки, строилось поведение, формировалось национальное сознание. Лояльность «нации», «Русской земле» (а не царю, отдельному князю и т.п.) считается присущей русским людям с незапамятных времен.[2]
Огромное влияние на решение главной проблемы - проблемы социализации личности школьника оказывают уроки обществознания. Они помогают сформировать у школьника знания о человеке, о его деятельности, об обществе и общественных отношениях. На уроках обществознания школьники учатся применять на практике теоретические постулаты, правильно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, критически оценивать
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 происходящие в мире события. Уроки обществознания воспитывают в нас уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, Родине, окружающей среде.
Курс обществознания дает возможность школьникам без затруднений ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника...), он формирует у детей уважение к закону, правам других людей и чувство ответственности перед обществом. Именно так становится возможным воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей страны. Заложить в детях гражданско-патриотические ценности можно посредством: организации исследовательских работ, правовых конкурсов знаний Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека, Конституции РФ, символов государства и т.д.; проведения презентаций и дискуссий, касающихся актуальных проблем современной жизни общества и государства; проведения правовых конференций и ролевых игр « Выборы», «Час суда», беседы и эссе по темам: «Что я могу сделать для своей страны», «Я и мой микрорайон», «Наши ветераны», «Моя родословная» и многое другое. Так строиться процесс воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. У учащихся появляется возможность соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их семьи, друзья, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, области и страны в целом.
Таким образом, воспитание гражданина и патриота России, основанное на изучении ее правовой и государственной систем, символики, истории края и страны, жизни и деятельности выдающихся людей способствует сохранению традиций и преемственности поколений.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 Список литературы
1. Борщик Н.Д. Исторические особенности управления городами курского края в XVII Столетии//Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета [Электронный ресурс] URL: http://scientific-notes.ru/pdf/030-029.pdf. - 2014. - № 3 (31). - (дата обращения: 22.11.2016) .
2. Быков А.К. Социокультурные проблемы воспитания российской гражданственности и патриотизма в системе образования // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 2. - С. 8-15.