Научная статья на тему 'Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания'

Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5220
654
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / HISTORY / SOCIAL SCIENCE / AND PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смахтина Наталья Ивановна

В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА, СТАНОВЛЕНИЯ ЕГО ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ. ПРИВЕДЕНЫ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM HISTORY LESSONS AND SOCIAL STUDIES

The article reveals the need for socialization of the individual student, the formation of his citizenship. There are ways of forming civil-patriotic position of pupils at lessons of history and social science

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016

УДК 371.321.4

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И

ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Смахтина Наталья Ивановна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Щигры Курской области», директор, учитель истории и обществознания

e-mail: [email protected]

Аннотация: в статье раскрывается необходимость социализации личности школьника, становления его гражданской позиции. Приведены способы формирования гражданско-патриотической позиции учащихся на уроках истории и обществознания.

Ключевые слова: история, обществознание, патриотизм.

PATRIOTISM HISTORY LESSONS AND SOCIAL STUDIES

Smakhtin Natalia, MBOU "Secondary school № 4 Shchigry city of Kursk region ", director, teacher of history and social science

e-mail: [email protected]

Annotation: the article reveals the need for socialization of the individual student, the formation of his citizenship. There are ways of forming civil-patriotic position of pupils at lessons of history and social science.

Keywords: history, social science, and patriotism.

Одной из важнейших задач государства и школы на протяжении долгого времени было воспитание гражданина. В настоящее время данная задача приобрела форму злободневной проблемы. Именно поэтому в ныне

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 действующих Федеральных государственных образовательных стандартах закрепляются такие положения, как: воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважение к истории и традициям нашего Отечества, к правам и свободам человека и гражданина, демократическим ценностям современного общества.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена усилением демократических тенденций в различных сферах жизни общества, развитием диалога культур в процессе вхождения России в мировое сообщество, с одной стороны, и нарастанием негативных явлений, с другой. К негативным явлениям можно отнести: отсутствие духовных, интеллектуальных интересов, запросов, социальное расслоение общества, социальная незащищенность населения страны, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. В результате мы наблюдаем рост преступности среди несовершеннолетних, увеличение количества беспризорных и безнадзорных детей, наркоманов, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на подрастающее поколение. Средства массовой информации и сеть Интернет оказывают колоссальное влияние на современную молодежь. И очень часто они не только упускают из внимания вопросы, касающиеся духовного развития личности, но и препятствуют формированию гражданских и нравственных качеств у молодых людей. Большинство экспертов в области изучения проблем общественной жизни отмечают, что сформировался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором находится практически вся современная молодежь. Необходимо бороться с повсеместным распространением равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны. Это станет возможным лишь тогда, когда будет найден путь к разуму и сердцам наших детей, который позволит пробудить в ребенке чувство любви к Отечеству. Именно «пробудить», ведь оно есть в каждом из нас. Заставить любить Родину невозможно, это нужно воспитывать в человеке, ведь чувство принадлежности к родной земле, к своему народу, дает каждому из нас

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 право считать себя частичкой всего того, что связано с землей, прежде всего с ее историческим прошлым.

Именно поэтому в образовательной программе особое внимание должно уделяться таким предметам, как история и обществознание. Посредством их изучения становится возможным выявление незыблемых духовных ценностей, накопленных за все время существования человеческой цивилизации, понимание взаимосвязи каждого из нас с всеобщими нравственными и духовными законами; воспитание личности в нравственно развитой среде, способствующей осознанию себя как части своей Родины. Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, страны в целом) дает возможность человеку состояться как полноценная личность с активной гражданской и жизненной позицией. Подчеркнем, что история курского края имеет славное и богатое прошлое, ведь заселение Курщины и строительство городов началось еще на рубеже XVI - XVII вв. [1]

На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Прошлое устремляется в будущее. Прошлое, настоящее и будущее - единый процесс. Знание истории помогает твердо стоять на родной земле, гордиться ее героическим прошлым, быть достойным ее будущего. Так усиливается любовь к Родине. Так человек приходит к осознанию того, что он является патриотом своего Отечества.

Как было отмечено выше, учебные курсы истории и обществознания способствуют формированию личности школьника, становлению его гражданской позиции.

Говорить об эффективности патриотического воспитания можно только в случае, если наблюдается:

• ориентация учителя и учащихся в процессе изучении истории и обществознания на такие ценности, как: любовь к Родине, уважение к своему народу, обществу, верность своей стране, гордость за свое Отечество, малую родину, за героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки;

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016

• опора на государственную символику, права человека и гражданина, примеры жертвенности во имя Родины, памятные даты и знаменательные события истории Отечества и родного края;

• активное вовлечение школьников во внеурочную активность;

• вовлечение учащихся в исследовательскую и поисковую деятельность, а также деятельность, которая требует непосредственного участия детей (экскурсии, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне; экскурсии к обелискам и памятникам; по местам боевой и трудовой славы и др.).

• знакомство с историческим наследием и желание учиться у своих предков, передавших нам свой нравственный опыт, применять его к своей жизни, является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике.

Формирование гражданственности и патриотизма необходимо начинать с почитания родителей. Уроки истории и обществознания позволяют детям узнать о том, что истоки почитания родителей идут из Древней Руси. Перед тем, как начинать любое ответственное дело, дети всегда спрашивали благословления у своих родителей. В русском обществе от поколения к поколению передавалась ценность многодетной семьи как образца семейной жизни. Отсюда мать, находящаяся в окружении многочисленных чад, считалась образцовой женщиной. Дети считались основным семейным богатством, а материнство считалось смыслом и содержанием жизни женщины, ее главной ценностью. Подобный образ женщины формировался в сознании русского человека на протяжении многих веков. Своими корнями он уходит в эпоху древней и средневековой Руси.

Изучая быт своих предков, учащиеся узнают промыслы и фольклорные традиции. У школьников формируется понимание прекрасного и безобразного, появляется потребность в приобщении к истории своего Отечества, к традициям и обычаям своего народа, к историческому наследию предков.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 Воспитание патриотизма и гражданственности строится также на православном наследии русской истории, патриотическом опыте русских и советских полководцев, и русской иконописи, и шедеврах русского искусства, и народных традициях и обычаях, и деятельности выдающихся деятелей науки и т.д.

Стоит отметить, что большинство тем в рамках истории содержат материал, отличающийся нравственным уклоном. Считается целесообразным в процессе изучения событий героического прошлого, уделить особое внимание подбору материала. Ведь он должен найти отклик в умах и сердцах детей, заставить их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками и ни в коем случае не оставаться равнодушными. У учащихся должны появляться вопросы (почему люди шли на верную смерть, как мои предки связаны с событиями тех времен, кем можно гордиться и кого должны помнить поколения?), на которые они вместе с учителем ищут ответы.

Прочной нравственной традицией является военный героизм, который считается эталоном поведения для русского воинства. На протяжении всей истории нашей страны подвиги русских воинов почитались, прославлялись и возвеличивались народом. Сподвигнуть на подобные великие поступки мог лишь патриотизм, любовь к Родине, верность воинскому долгу. Уже в середине I тысячелетия н.э. к славянским племенам пришло осознание того, что они являются этническим целым. Исходя из этой установки, строилось поведение, формировалось национальное сознание. Лояльность «нации», «Русской земле» (а не царю, отдельному князю и т.п.) считается присущей русским людям с незапамятных времен.[2]

Огромное влияние на решение главной проблемы - проблемы социализации личности школьника оказывают уроки обществознания. Они помогают сформировать у школьника знания о человеке, о его деятельности, об обществе и общественных отношениях. На уроках обществознания школьники учатся применять на практике теоретические постулаты, правильно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, критически оценивать

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 происходящие в мире события. Уроки обществознания воспитывают в нас уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, Родине, окружающей среде.

Курс обществознания дает возможность школьникам без затруднений ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника...), он формирует у детей уважение к закону, правам других людей и чувство ответственности перед обществом. Именно так становится возможным воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей страны. Заложить в детях гражданско-патриотические ценности можно посредством: организации исследовательских работ, правовых конкурсов знаний Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека, Конституции РФ, символов государства и т.д.; проведения презентаций и дискуссий, касающихся актуальных проблем современной жизни общества и государства; проведения правовых конференций и ролевых игр « Выборы», «Час суда», беседы и эссе по темам: «Что я могу сделать для своей страны», «Я и мой микрорайон», «Наши ветераны», «Моя родословная» и многое другое. Так строиться процесс воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. У учащихся появляется возможность соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их семьи, друзья, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, области и страны в целом.

Таким образом, воспитание гражданина и патриота России, основанное на изучении ее правовой и государственной систем, символики, истории края и страны, жизни и деятельности выдающихся людей способствует сохранению традиций и преемственности поколений.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 Список литературы

1. Борщик Н.Д. Исторические особенности управления городами курского края в XVII Столетии//Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета [Электронный ресурс] URL: http://scientific-notes.ru/pdf/030-029.pdf. - 2014. - № 3 (31). - (дата обращения: 22.11.2016) .

2. Быков А.К. Социокультурные проблемы воспитания российской гражданственности и патриотизма в системе образования // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 2. - С. 8-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.