Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОЯРСКА)'

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОЯРСКА) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
176
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая культура / политическая социализация / старшеклассники / школа / ФГОС / political culture / political socialization / high school students / school / FSES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Константинова Марина Викторовна, Новопашина Ксения Александровна

Статья посвящена рассмотрению школы в качестве института формирования политической культуры старшеклассников. Авторы описывают методику проведения исследования, в основу которой легли сразу три метода: анкетирование, контент-анализ и интервью. В статье представлены основные итоги исследовательской работы, проведенной на базе семи школ г. Красноярска в 2020 году. Авторы выявляют отношение школьников к политике, степень заинтересованности старших подростков этой сферой жизни общества; обобщают мнение педагогов по поводу современных условий политической социализации старшеклассников. Изучение процесса формирования политической культуры старших школьников показывает, что, с одной стороны, его ход зависит от их окружения (семья, друзья, референтные группы, лидеры мнений), с другой стороны – от политики, проводимой государством. Федеральный государственный образовательный стандарт, учебные планы, государственные программы в сфере молодежной политики, единый государственный экзамен, внеучебная работа и даже политическая позиция администрации школы задают рамки для политической социализации личности. Авторы подчеркивают, что основным регулятором отношений обучающегося и перечисленных институций является учитель. Статья содержит примеры общественно-политических мероприятий в школе, которые могут способствовать развитию демократических процессов и гражданского общества в стране, преемственности существующих норм и ценностей российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL ON THE FORMATION OF THE POLITICAL CULTURE OF SENIOR SCHOOLCHILDREN (ON THE EXAMPLE OF KRASNOYARSK)

The article is devoted to the consideration of the school as an institution for the formation of the political culture of high school students. The authors describe the research methodology, which is based on three methods at once: questionnaires, content analysis, and interviews. The article presents the main results of the research work carried out on the basis of seven schools in Krasnoyarsk in 2020. The authors identify the attitude of schoolchildren to politics, the degree of interest of older adolescents in this sphere of society; summarize the opinion of teachers about the current conditions of political socialization of high school students. The study of the process of forming the political culture of high school students shows that, on the one hand, its course depends on their environment (family, friends, reference groups, opinion leaders), on the other hand — on the policy pursued by the state. The federal state educational standard, curricula, state programs in the field of youth policy, the unified state exam, extracurricular work, and even the political position of the school administration set the framework for the political socialization of the individual. The authors emphasize that the main regulator of the relationship between the student and the listed institutions is the teacher. The article contains examples of socio-political events at school that can contribute to the development of democratic processes and civil society in the country, the continuity of existing norms and values of Russian society.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОЯРСКА)»

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ

ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОЯРСКА)

Константинова М. В., Новопашина К. А.

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению школы в качестве института формирования политической культуры старшеклассников. Авторы описывают методику проведения исследования, в основу которой легли сразу три метода: анкетирование, контент-анализ и интервью. В статье представлены основные итоги исследовательской работы, проведенной на базе семи школ г. Красноярска в 2020 году. Авторы выявляют отношение школьников к политике, степень заинтересованности старших подростков этой сферой жизни общества; обобщают мнение педагогов по поводу современных условий политической социализации старшеклассников. Изучение процесса формирования политической культуры старших школьников показывает, что, с одной стороны, его ход зависит от их окружения (семья, друзья, референтные группы, лидеры мнений), с другой стороны -от политики, проводимой государством. Федеральный государственный образовательный стандарт, учебные планы, государственные программы в сфере молодежной политики, единый государственный экзамен, внеучебная работа и даже политическая позиция администрации школы задают рамки для политической социализации личности. Авторы подчеркивают, что основным регулятором отношений обучающегося и перечисленных институций является учитель. Статья содержит примеры общественно-политических мероприятий в школе, которые могут способствовать развитию демократических процессов и гражданского общества в стране, преемственности существующих норм и ценностей российского общества.

Ключевые слова: политическая культура, политическая социализация, старшеклассники, школа, ФГОС.

Политические предпочтения и поведенческие установки старшеклассников являются результатом влияния агентов политической социализации на личность, где одним из основных институтов служит школа. Здесь индивид попадает под влияние государственной системы, потому что школа является одним из обязательных структурных элементов государственной политики в сфере образования. Властные

структуры заинтересованы в том, чтобы школа стала местом трансформации индивида и социальных групп к культурной и политической жизни существующего государственного строя. Взаимодействие между учащимся и государственной властью через институт школы имеет длительный характер (на протяжении 9 или 11 лет). За счет продолжительного взаимодействия ребенка с образовательным учреждением среда школы становится основным каналом получения новой информации для обучающегося. Однако в этой системе наблюдается кризис общественно-политических платформ, в которых школьники могут проявить себя, в противовес большому количеству государственных программ патриотической и военно-патриотической направленности (Российское движение школьников, Юнармия, движение «Волонтеры победы» и т.п.).

Отметим, что теме формирования политической культуры школьников уделяется внимание среди исследователей в области педагогики, политологии и социологии. Признание получили работы В.С. Собкина «Старшеклассник в мире политики» (1997) и О.С. Коршуновой «Особенности политической социализации детей младшего школьного возраста» (2003). Н.И. Элиасберг занимается особенностями этико-правового воспитания школьников. В работах И.Д. Фрумина описывается процесс формирования демократической культуры в аспекте гражданского образования. Исследование Г.А. Аминева и А.А. Копаневой «Политическая культура старшеклассников» посвящено определению политической культуры старшеклассника как «социально обусловленного уровня развития его личности в сфере общественно-политической деятельности» [1].

Одним из крупнейших исследований формирования политической культуры учащихся на гуманитарных предметах и во внеурочной деятельности в современной России занимается А. Т. Чечикин. Автор определяет уровень политической культуры старших школьников по таким критериям как «знания», «мышление», «воспитание».

Глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов теории и практики формирования политической культуры старшеклассников содержится в трудах А.В. Селезневой, Л.А. Рахимовой, Е.Л. Омельченко, В.П. Леньшина, Е.М. Усановой, Е.Н. Малик, И.А. Тютковой, И.В. Иващенко, И.Д. Фруминева, Л. В. Белогорской. Такие современные ученые как В.И. Кузнецов, Ю.П. Морозова, К.А. Бударина, Е.Н. Малик, Е.В. Бушуева исследовали механизмы формирования политической культуры, но узкая направленность работ, а также отсутствие научных связей между исследованиями показывают, что в настоящее время педагогическая наука слабо развита в данном направлении.

Изучение литературы по теме отражает отсутствие конкретных методик и их интерпретаций, предоставляющих возможность определения влияния конкретных агентов политической социализации на школьников.

На этом фоне актуальность темы возрастает: низкий уровень базовых знаний старшеклассников из раздела «Политика» по итогам ЕГЭ 2020, данные

социологических опросов, дефицит методологических практик и педагогических подходов к изучаемой теме подтверждают востребованность изучения процесса формирования политической культуры современных старших школьников [2; 3].

Для определения степени влияния школы на формирование политической культуры старшеклассников мы предложили обучающимся 10-11 классов школ г. Красноярска пройти опрос, написать эссе по заданной тематике, а также провели интервьюирование учителей истории и обществознания.

Для исследования произвольно были выбраны школы г. Красноярска в пропорциональной зависимости от количества районов города. Единственное условие нашей выборки состояло в равномерном распределении школ по районам города. Отметим, что сравнение результатов исследования между школами в зависимости от района проживания старшеклассников не являлось задачей экспериментальной части работы. Таким образом в анкетировании приняли участие 179 учеников 10-11 классов семи школ города Красноярска: МАОУ СШ № 150, МБОУ СШ №86, МБОУ СШ №72 им. М.Н. Толстихина, МБОУ СОШ №10, МАОУ Лицей №3, МАОУ Лицей №11, МАОУ Гимназия №14.

Вопросы в анкете были направлены на:

• выявление интереса к политике;

• определение актуальности политических знаний;

• определение основных каналов получения общественно-политической информации;

• определение доверия к институтам политической социализации;

• выявление отношения к школе как к институту политической социализации.

В интервью приняли участие семь учителей обществознания, истории, права и экономики тех школ г. Красноярска, в которых проводилось анкетирование учащихся. К исследованию были привлечены педагоги, имеющие разный педагогический стаж работы — от года до тридцати лет. Все учителя имели опыт подготовки обучающихся к единому государственному экзамену (далее - ЕГЭ).

В ходе интервьюирования была получена информация следующего характера:

• об отношении учителей к существующим учебно-методическим материалам как к актуальным источникам информации общественно-политического характера;

• о вовлеченности старшеклассников в обсуждение политических тем;

• об интересах и политических представлениях старших подростков;

• о роли школы в процессе политической социализации личности;

• о дефицитах в формировании политической культуры старшеклассников в рамках учебно-воспитательной среды школы.

Также был проведен контент-анализ 94-х эссе старшеклассников по предложенным темам. Темы эссе представлены в виде высказываний знаменитых общественных деятелей и политиков. Цитаты отражали различные взгляды на управление государством, определение места политики в жизни человека. Таким образом анализ показал основные политические установки старшеклассников, отношение к политике как важнейшей сфере жизни общества.

Сбор первичной информации для исследования проводился в октябре и ноябре 2020 года.

Результаты анкетирования Общие знания о современном политическом процессе, их актуальность Исследование показало, что интерес к политике имеют 46% респондентов. В среднем старшеклассник может назвать три «громких» политических события 2020 года. Самыми популярными из них были следующие: голосование по внесению поправок в Конституцию РФ, протесты в Хабаровске, выборы и митинги в Белоруссии, выборы президента США, военный конфликт между Арменией и Азербайджаном. Интересным показался тот факт, что 8,4% респондентов назвали пандемию С0УГО-2019 в числе политических событий 2020 года (часть из них имела ввиду создание первой вакцины от коронавируса), а 14,5% написали об отравлении Алексея Навального. Сравнительно небольшое количество респондентов (5,6%) не смогли назвать значимые общественно-политические события прошедшего года. Также мы выяснили, что в среднем старший подросток знает трех политических лидеров современности. На вопрос «Каких политических лидеров современности (последних 15-20 лет) вы знаете?» не смогли ответить всего 2,8% старшеклассников. Самыми популярными ответами были: Владимир Путин (74,3%), Дональд Трамп (37,4%) и Александр Лукашенко (22,3%).

Результаты показывают, что в своих ответах школьники руководствуются новостной повесткой медиа, и первое место среди них занимает сеть Интернет. В целом ответы школьников были поверхностными, не содержали углубленных суждений и личностной оценки.

Место школы в политической социализации старшеклассников В анкетах старшеклассники отметили, что узнают новости общественно-политического характера из сети Интернет, так ответили 37,4% опрашиваемых, а вот показатель «Уроки в школе» оказался самым низким - 8,9 % (рис.1). При этом, наименьшее число респондентов (37,8%) указали школу как место обсуждения новостных сообщений (рис.2). Больше всего школьники дискутируют на политические темы в кругу друзей (42,2% опрошенных). Всего 1 человек сказал, что обсуждает новости в социальных сетях. Стоит указать, что 20% ребят предпочитают вовсе не говорить о политике.

Друзья; ^^ 21,23%

Интернет; 41,34%

А СМИ;

21,79%

Уроки;^* Семья; 8.94% 12,85%

12,85%

Рис. 1. Источники получения информации общественно-политического

характера

90 80 70 60 50 40 30 20 10 П

и Да/ в кругу Да, в кругу Да/ на уроках друзей семьи в школе Нет Другое

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Обсуждаете ли вы общественно-политические новости?»

Следующий показатель, который было необходимо изучить для понимания авторитетов школьников, был отражен в доверии к мнению агента политической социализации (рис.3). Всего 5% респондентов выразили доверие мнению учителя, учебник в этом рейтинге занял предпоследнее место с показателем 11,8%. Авторитетными в этом вопросе для них являются сеть Интернет и средства массовой информации. Эти два источника получения политической информации набрали одинаковое количество голосов - 16,8%. Примечательно, что старшеклассники доверяют мнению президента о политике больше, чем мнению членов семьи по этому же вопросу.

25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

■ ■-■■II

/ У / у / / ^

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какому мнению о политике вы доверяете больше?»

Такое распределение позиций дает основание полагать, что школа как институт политической социализации не является авторитетом для старших школьников, а следовательно, практически не оказывает влияние на формирование политической культуры старшеклассников. Они предпочитают получать информацию из сети Интернет и обсуждать ее в кругу друзей. Респонденты готовы обсуждать политические темы с теми, кого они лучше знают, с кем они ближе и могут взаимодействовать на одном уровне понимания. Роль семьи в этом вопросе также имеет приоритетное значение.

Однако у школы есть потенциал активизации политического просвещения. Старшие школьники готовы обсуждать политические темы на уроках и во внеурочной деятельности, как показывает результат анкетирования. 62% респондентов «За» обсуждение политических тем в школе, они приводят следующие аргументы:

1. Школьники - часть общества;

2. Современные школьники - будущее страны;

3. Это помогает осознать себя в качестве субъекта политических отношений;

4. Это повысит роль школы в формировании политической культуры старшеклассников;

5. Это повысит политическую грамотность школьника;

6. Это вызовет интерес к политике среди не интересующихся;

7. Обсуждение политических тем в школе влияет на всестороннее развитие личности.

Те, кто не считает нужным обсуждать политику (30,7%) в учебно-воспитательной среде школы, приводят следующие обоснования своей позиции:

1. Отсутствие личного интереса;

2. Разнообразие мнений вызовет негативные настроения;

3. Школа не должна способствовать формированию политических

убеждений;

4. Школа не является местом обсуждения политики;

5. Учитель активно проявляет свои политические взгляды, это мешает обсуждению;

6. Пессимистический настрой на будущее.

Среди старшеклассников, которые по результатам опроса не готовы обсуждать политику в школе, распространено мнение о том, что школа и политика - вещи не совместимые. Мы предполагаем, что такое дистанцирование навязано обществом, ведь известно, что в школе воспитывают моральные и нравственные качества, а, по распространенному мнению, в политике морали нет. Отсюда возникает ценностно-мировоззренческий конфликт.

Понимание важности диалога на политические темы со стороны большинства респондентов обосновано отношением к школе как к институту получения знаний, умений и навыков, применимых во взрослой жизни, желанием проявления политического гражданского участия. Так, некоторые старшеклассники предложили ввести в школе специальный урок, посвященный обсуждению современной политики, и порекомендовали уделять больше внимания этим вопросам на уроках обществознания. Несмотря на свои пожелания, начального опыта общественно-политической деятельности на уровне школы у большинства опрошенных нет - 87,7% школьников не состоят в органах самоуправления школы независимо от их наличия (в двух из семи школ нет органов самоуправления обучающихся, т.е. Совета старшеклассников, Совета обучающихся, Школьного парламента и т.д.). Можем предположить, что они не воспринимают школьное самоуправление как опыт проявления гражданского участия или модель политической системы, они не знают, какие возможности дает этот процесс, как он влияет на их жизнь в стенах школы. Скорее всего это происходит потому, что в образовательном учреждении нет задачи предоставить обучающимся роль участников процесса организации жизнедеятельности школы, школьники просто не знают о том, какие функции они могут выполнять.

Педагоги из тех школ, в которых есть школьное самоуправление, сообщили, что чаще всего Советы либо занимаются культурно-массовой деятельностью, либо функционируют в качестве канала коммуникации: «Структура используется как место не переговоров, а донесения информации до школьников, организации культурно-массовых мероприятий. Они не участвуют в управлении в кооперации с администрацией», — отмечают педагоги. По мнению учителей, тому есть следующие причины: «Учителя сами против, потому что это отвлекает от уроков», «В Законе об образовании прописаны реально серьезные функции, а администрации такие вмешательства не нужны». Педагоги признаются, что органы школьного самоуправления выполняют скорее нравственно-воспитательную функцию, чем функцию гражданского участия.

Резюмируя результаты анкетирования, отметим, что современные старшеклассники имеют общие представления о политической жизни общества. Они могут назвать основных политических акторов, в общих чертах знают о происходящем в стране и мире. Но они не владеют опытом рефлексии о политической жизни, обладая минимумом знаний о ней; у них отсутствует опыт формирования собственного мнения и отношения к событиям, конструктивного диспута. В определенной степени это объясняется результатом интервью с учителями по итогам которого стало очевидно, что педагоги не ставят цель научить детей дискутировать о политических событиях и сами во многом избегают откровенно говорить о политике.

Наблюдается отсутствие доверия к школе как к институту политической социализации общества и к учителю как ее агенту. Ответы школьников позволяют сделать вывод, что одной из главных причин этому является противоречивое отношение к их политической позиции со стороны учителей, недопущение проявления оппозиционных взглядов у старшеклассников со стороны администрации школы, а также отсутствие мероприятий по формированию политической культуры школьника во время урочной и внеурочной работы. Однако потенциал развития данного процесса в современной школе есть - большинство респондентов поддерживают обсуждение политических тем на уроке и видят в этом пользу для себя и общества в целом.

Результаты контент-анализа эссе старшеклассников

Результат этой части исследования показал, что школьники ориентируются в современной политической повестке, в целом могут аргументировать свое мнение, подкрепить размышления обществоведческими знаниями. Так, 78,5% участников эксперимента уместно использовали понятийный аппарат. В своих эссе они не только употребляли такие термины как «политическое участие», «политическая элита», «политическая культура», «политика», «выборы», «митинг», «демократия», «государственная власть», «государство», «абсентеизм», «референдум», «избирательное право», но и смогли в полной мере раскрыть их содержание. 21,5 % респондентов не проявили интереса к написанию эссе, не смогли обозначить свою позицию, выразить мысль, соблюдая причинно-следственные связи.

Резюмируя итог контент-анализа эссе старшеклассников, обобщим: школьники подошли к заданию ординарно, только треть респондентов проявили творческий подход; есть те, кто не справился с заданием. Подготовка к единому государственному экзамену сказывается на мышлении старших подростков, они работают по единому стандарту, пользуются заготовленными фразами и примерами даже при возможности выразить свою точку зрения в свободной форме. Школьники уместно применяют теоретические знания из области политики, способны привести примеры из истории России и зарубежных стран, литературы, средств массовой информации и из жизненного опыта. Они понимают важность политического участия граждан в жизни страны.

Есть место оппозиционным взглядам со стороны трети школьников, другая часть респондентов не выразила поддержку действующей власти, вовсе не продемонстрировала свои политические взгляды.

Такой вывод не подтверждает результаты анкетирования. Во-первых, мы предполагаем, что школьники выполнили данное задание лучше, так как мотивацией для них стала оценка результата учителем. Прохождение опроса, в свою очередь, было добровольным. Во-вторых, из-за условий работы в период действия мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, эссе написали вдвое меньше школьников - 52,5% от участников анкетирования, что также могло сказаться на результатах исследования.

Результаты интервьюирования учителей

Мы определили несколько тем, которые нам было интересно раскрыть в диалоге с учителем: дефициты в изучении общественно-политических вопросов на уроках, методы работы с различными информационными источниками, формы подачи актуальной общественно-политической информации, понимание значения формирования политической культуры личности в школе и школы как места политической социализации.

Анализ интервью показал, что деятельность педагога напрямую влияет на создание условий для формирования политической культуры подростков и развития их критического мышления. Учителя, в свою очередь, выделяют ряд затруднений, которые, по их мнению, препятствуют этой работе:

1. В учебных планах не ставится прямая задача формирования политической культуры школьника;

2. Жесткие условия со стороны администрации школы и контролирующих органов не позволяют выйти за рамки учебного плана, так как не хватает доверия к учителю как к компетентному ответственному лицу. Данная проблема особенно актуальна среди молодых педагогов;

3. Навязывание определенной политической позиции со стороны администрации школы. Молодые педагоги отметили, что они часто вынуждены сдерживаться в подаче политической информации на уроках, потому что, во-первых, есть страх осуждения со стороны более опытных коллег, а во-вторых, они не всегда согласны с официальной позицией представителей государственной власти;

4. Недоверие родителей к учителю;

5. Противостояние других институтов политической социализации личности среде школы;

6. Уровень политической культуры родителей как фактор первичной социализации личности;

7. Отсутствие внешней мотивации к формированию политической культуры школьников во внеурочной деятельности;

8. Высокая занятость старшеклассников;

9. Возрастные особенности старших школьников;

10. Отсутствие четкой национальной идеи, которая стала бы основой формирования гражданской идентичности.

Учителя выделяют следующие урочные мероприятия по

формированию

политической культуры старшеклассников: урок-дискуссия «Организация выборов», урок-игра «Политические дебаты», открытый урок «Плакат как политический источник», научный проект по работе с архивными документами «Гражданская война в Красноярском крае и Сибири», урок-дискуссия «Февральская и Октябрьская революция. Кто погубил Россию?», урок-игра «Заседание Госдумы по аграрному вопросу после первой русской революции», дискуссия «Хрущев -реформатор или...?», словарная работа, написание эссе и подготовка к единому государственному экзамену.

Внеурочная работа общественно-политической направленности проводится в пяти школах из семи. Примерами мероприятий могут послужить празднование государственных праздников (День защитника Отечества, День России, День Победы, День народного единства, День государственного флага), дискуссионные клубы, экскурсии в Красноярский городской совет депутатов, Законодательное Собрание Красноярского края, элективные и специальные курсы «Введение в политологию», «Обществознание: углубленный курс», на базе одной из школ ежегодно проводится городская модель ООН, выборы президента школы. Во всех школах активно развито Российское движение школьников, Юнармия, патриотическая акция «Пост №1», есть патриотические кружки.

Заключение

Мы выяснили, что среда школы все же оказывает влияние на политическую культуру обучающихся: в школе ребята получают базовые знания из области политики, учатся применять их в жизни, познают сущность политического участия, важность развития демократии и гражданского общества. Но эти знания носят в основном теоретический характер, в силу возраста дети имеют ограниченный опыт политического участия; в силу других обстоятельств, перечисленных выше, зачастую не могут применить полученные знания для понимания и объяснения реальной политики.

В рамках нашего исследования было обнаружено недоверие старшеклассников к органам государственной власти в России. Существуют другие исследования, которые показывают - выпускаясь из стен школы, личность имеет сформированное мифологизированное сознание, что

в дальнейшем становится вызовом для общества и государства [4]. Отметим, что в качестве восполнения данного дефицита доктор политических наук А.В. Селезнева

предлагает следующие механизмы формирования гражданственности старшеклассников: гражданское образование, политическое просвещение и патриотическое воспитание [5; 6].

Изучение политических тем в рамках гуманитарных дисциплин действительно помогает формированию элементов политической культуры школьника, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования. В то же время изучение общественно-политических вопросов не может ограничиваться урочной деятельностью: внеурочная работа также должна способствовать изучаемому процессу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевую роль играет отношение педагога к подаче тематического материала. Материалы учебников в качестве самостоятельного ресурса формирования политической культуры школьника не обладают достаточным наполнением, при их использовании необходимы пояснения со стороны педагога, привлечение дополнительных источников.

Подробно изучив условия формирования политической культуры старших школьников, мы подготовили рекомендации, которые помогут учителю в осуществлении процесса политической социализации старшеклассников в среде современной российской школы. Предлагаемые мероприятия практико-ориентированы, а значит, помогут школьникам приобрести начальный политический опыт.

Мы предлагаем внедрить:

1. Построение межпредметных связей на уроках гуманитарного цикла при изучении политических тем, привлечение существующего опыта из истории, литературы, географии и т.д.;

2. Представление учениками политических новостей в виде коротких докладов в начале урока;

3. Подготовку педагогом списка дополнительной литературы по теме урока с привлечением источников из медиа-пространства различных мнений по вопросу;

4. Применение технологий развития критического мышления и проблемного обучения;

5. Использование таких методов обучения как частично-поисковый, исследовательский, метод проблемного изложения;

6. Проведение уроков в формате политических дебатов, сюжетно-ролевых

игр;

7. Использование на уроке официальных документов и исторических источников политического характера;

8. Обсуждение общественно-политической повестки в качестве закрепления изучаемой темы, краткий обзор темы в ракурсе реалий страны и мира, проведение рефлексии урока;

9. Обращать внимание на мировые тренды, учитывая возрастные особенности старших школьников при изучении дисциплин гуманитарного цикла;

10. Проведение классных часов, посвященных значимым политическим событиям;

11. Участие старшеклассников в научно-практических конференциях с проектами на общественно-политические темы;

12. Проведение экскурсий в городском Совете депутатов, Законодательном собрании, администрации города, штабах политических партий, на телевидении, в редакциях и изданиях СМИ;

13. Привлечение сторонних экспертов к урочной и внеурочной работе (депутатов, членов избирательных комиссий, членов политических партий, журналистов, социологов, политтехнологов и т.д.).

Наша работа позволяет сделать вывод о том, что школа - институт, который влияет на формирование политической культуры, но пока не имеет прочного фундамента, закрепляющего его главенствующую роль в данном процессе. Политика государства и авторитетность других агентов и институтов социализации перед старшеклассниками ставят институт школы в сложное положение, однако от этого ее роль не уменьшается.

Список используемой литературы

1. Аминев Г.А., Копанева А.А. Политическая культура старшеклассника. М.: Знание, 1987. 80 с.

2. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по обществознанию [Электронный ресурс] URL: http://doc.fipi.ru/ege/anaHticheskie-i-metodicheskie-materialy/2020/Obschestvoznanie_mr_2020.pdf (Дата обращения: 01.10.2020).

3. Иващенко А. В., Тютькова И. А. Политическая культура учащихся в современном российском обществе // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2009. №2. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/poHticheskaya-kultura-uchaschihsya-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (Дата обращения: 21.05.2020).

4. Мясоутов О.В. Мифологичность молодежной культуры как основание политических предпочтений и ценностей молодежи (на материале анализа красноярской региональной студенческой культуры) // Северные архивы и экспедиции. 2020. № 2.

5. Селезнева А. В. Политические представления российских старшеклассников в контексте гражданского воспитания и формирования политической культуры //Ценности и смыслы. - 2012. - №. 3 (19).

6. Селезнева А.В. Политико-психологический анализ политических ценностей современных российских граждан: поколенческий срез // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. №3 (15). URL: https://cyberleninka.m/article/n/politiko-psihologicheskiy-analiz-politicheskih-tsennostey-sovremennyh-rossiyskih-grazhdan-pokolencheskiy-srez (Дата обращения: 18.10.2020).

Konstantinova M.V., Novopashina K.A.

THE INFLUENCE OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL ON THE FORMATION OF THE POLITICAL CULTURE OF SENIOR SCHOOLCHILDREN (ON THE EXAMPLE OF KRASNOYARSK)

Annotation: The article is devoted to the consideration of the school as an institution for the formation of the political culture of high school students. The authors describe the research methodology, which is based on three methods at once: questionnaires, content analysis, and interviews. The article presents the main results of the research work carried out on the basis of seven schools in Krasnoyarsk in 2020. The authors identify the attitude of schoolchildren to politics, the degree of interest of older adolescents in this sphere of society; summarize the opinion of teachers about the current conditions of political socialization of high school students. The study of the process of forming the political culture of high school students shows that, on the one hand, its course depends on their environment (family, friends, reference groups, opinion leaders), on the other hand — on the policy pursued by the state. The federal state educational standard, curricula, state programs in the field of youth policy, the unified state exam, extracurricular work, and even the political position of the school administration set the framework for the political socialization of the individual. The authors emphasize that the main regulator of the relationship between the student and the listed institutions is the teacher. The article contains examples of socio-political events at school that can contribute to the development of democratic processes and civil society in the country, the continuity of existing norms and values of Russian society.

Keywords: political culture, political socialization, high school students, school,

FSES.

References

1. Aminev G.A., Kopaneva A.A. Political culture of a high school student. Moscow: Znanie, 1987. 80 pp .

2. Liskova T.E. Methodological recommendations for teachers prepared on the basis of the analysis of typical mistakes of the participants of the 2020 Unified State Exam in social studies [Electronic resource] URL: http://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2020/Obschestvoznanie_mr_2020.pdf (Date of address: 01.10.2020).

3. Ivashchenko A.V., Tyutkova I. A. Political culture of students in modern Russian society // Bulletin of the RUDN. Series: Psychology and Pedagogy. 2009. No.2. URL: https://cyberleninka.ru/article/npoliticheskaya-kultura-uchaschihsya-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (Date of address: 05/21/2020).

4. Myasoutov O.V. The mythological nature of youth culture as the basis of political preferences and values of youth (based on the analysis of the Krasnoyarsk regional student culture) // Northern archives and expeditions. 2020. No. 2.

5. Selezneva A.V. Political representations of Russian high school students in the context of civic education and the formation of political culture //Values and meanings. - 2012. - №. 3 (19).

6. Selezneva A.V. Political and psychological analysis of political values of modern Russian citizens: generational cross-section // Vestn. Volume. State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2011. No.3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politiko-psihologicheskiy-analiz-politicheskih-tsennostey-sovremennyh-rossiyskih-grazhdan-pokolencheskiy-srez (Accessed: 18.10.2020).

Сведения об авторах

Константинова Марина Викторовна, кандидат исторических наук, г. Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, доцент кафедры политологии и права. E-mail: marisha1980@list.ru

Новопашина Ксения Александровна, г. Красноярск, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, помощник ректора по связям с общественностью. E-mail: novopashina20@gmail.com.

Konstantinova Marina Victorovna - Candidate of Historical Sciences, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev, Associate Professor of the Department of Political Science and Law. E-mail: marisha1980@list.ru

Novopashina Ksenia Aleksandrovna - Krasnoyarsk, Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Hvorostovsky, Assistant to the Rector for Public Relations. E-mail: novopashina20@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.