Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическое воспитание / патриотическое воспитание / гражданское воспитание / государственная молодежная политика / политика в области высшего образования / political education / patriotic education / civic education / state youth policy / policy in the field of higher education

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Брайнес Анна Александровна

Данная статья посвящена сравнительному анализу концептов политического, патриотического и гражданского воспитания, являющихся базовыми в сфере воспитания молодежи. Сегодня актуальна проблема интеграции воспитательного компонента в систему государственной политики в области высшего образования и государственной молодежной политики, в связи с чем в научном дискурсе широко представлены работы, посвященные различным аспектам воспитания молодежи. В политологии доминируют работы по вопросам патриотического воспитания и меньше представлены исследования о гражданском воспитании. Как следствие, в отечественной социогуманитарной науке рассматриваются теоретико-методологические и методико-инструментальные основания только данных направлений воспитательной активности. При этом тема политического воспитания слабо разработана как на концептуальном, так и на методическом уровнях, что связано с нивелированием на протяжении длительного времени политической составляющей образовательных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Брайнес Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC, CIVIC AND POLITICAL EDUCATION IN CONTEMPORARY RUSSIA: CORRELATION OF CONCEPTS

This article is devoted to a comparative analysis of the basis for youth education concepts of political, patriotic and civic education. Today, the problem of integrating the educational component into the system of state policy in the field of higher education and state youth policy is of high relevance, that’s why the problem of youth education are widely presented in scientific discourse. The most political science studies are devoted to patriotic education and less to civic education. As a result, Russian social and humanitarian scholars examine exclusively the theoretical, methodological and instrumental foundations of these areas of educational activity. At the same time, the political education is poorly studied both at the conceptual and methodological levels, which is associated with the reduction of the political component in educational processes for a long time.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Вестн. Моск. ун-та. Серия 12. Политические науки. 2023. Т. 1. № 2. С. 26-38. Lomonosov Political Science Journal, Vol. 1, No. 2, 2023, pp. 26-38.

DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-2-26-38

Научная статья / Research paper

А.А. Брайнес

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

(Москва, Россия)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Данная статья посвящена сравнительному анализу концептов политического, патриотического и гражданского воспитания, являющихся базовыми в сфере воспитания молодежи. Сегодня актуальна проблема интеграции воспитательного компонента в систему государственной политики в области высшего образования и государственной молодежной политики, в связи с чем в научном дискурсе широко представлены работы, посвященные различным аспектам воспитания молодежи. В политологии доминируют работы по вопросам патриотического воспитания и меньше представлены исследования о гражданском воспитании. Как следствие, в отечественной социогуманитарной науке рассматриваются теоретико-методологические и методико-инструментальные основания только данных направлений воспитательной активности. При этом тема политического воспитания слабо разработана как на концептуальном, так и на методическом уровнях, что связано с нивелированием на протяжении длительного времени политической составляющей образовательных процессов.

Ключевые слова: политическое воспитание, патриотическое воспитание, гражданское воспитание, государственная молодежная политика, политика в области высшего образования.

Для цитирования: Брайнес А.А. Патриотическое, гражданское и политическое воспитание молодежи в современной России: соотношение понятий // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2023. Т. 1. № 2. С. 26-38. DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-2-26-38.

© Брайнес А.А., 2023 26

A.A. Braines

Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (Moscow,

Russia)

PATRIOTIC, CIVIC AND POLITICAL EDUCATION

IN CONTEMPORARY RUSSIA: CORRELATION

OF CONCEPTS

This article is devoted to a comparative analysis of the basis for youth education concepts of political, patriotic and civic education. Today, the problem of integrating the educational component into the system of state policy in the field of higher education and state youth policy is of high relevance, that's why the problem of youth education are widely presented in scientific discourse. The most political science studies are devoted to patriotic education and less to civic education. As a result, Russian social and humanitarian scholars examine exclusively the theoretical, methodological and instrumentalfoundations of these areas of educational activity. At the same time, the political education is poorly studied both at the conceptual and methodological levels, which is associated with the reduction of the political component in educational processes for a long time.

Key words: political education, patriotic education, civic education, state youth policy, policy in the field of higher education.

For citations: Braines, A. A. "Patriotic, Civic and Political Education in Contemporary Russia: Correlation of Concepts," Lomonosov Political Science Journal, Vol. 1, No. 2, 2023, pp. 26-38. (In Russ.) DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-2-26-38.

В современной России воспитательная деятельность становится актуальным направлением государственной политики в области высшего образования и государственной молодежной политики. На это указывает ряд нововведений, связанных с обновлением институционального дизайна сферы воспитания1, а также ее нормативно-правовой2 и методической3 базы. Значимость данного

1 Так, в 2022 г. в вузах была введена должность проректора по молодежной политике и воспитательной работе.

2 В частности, с 2021 г. одним из ключевых нормативных регуляторов сферы воспитания стал федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» как часть Национального проекта «Образование». См.: Паспорт национального проекта «Образование». URL: https://edu.gov.ru/application/ frontend/skin/default/assets/data/national_project/main/Паспорт_национального_ проекта_Образование.pdf

3 В 2021-2022 гг. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации были разработаны ключевые методические ориентиры в области

процесса определяется тем обстоятельством, что система высшего образования оказывает мощное воздействие на процесс политической и гражданской социализации молодежи, результатом чего является формирование ее политической идентичности4.

Однако данная тенденция слабо подкрепляется деятельностью по концептуальному осмыслению ключевых понятий в сфере воспитания. В частности, в отечественном научном дискурсе остаются открытыми вопросы соотношения, содержательного раскрытия и методического оснащения таких концептов, как политическое, патриотическое и гражданское воспитание. В отличие от западной научной традиции, где понятия «воспитание» и «образование» идентичны ("civic education" — гражданское обучение и воспитание)5 и речь идет преимущественно о формировании гражданских качеств личности, в отечественной социогуманитарной науке феномен воспитания наполняется самостоятельным смыслом, что позволяет выделять самобытные подходы к его изучению.

Указанные обстоятельства определяют необходимость проведения анализа отечественной научной литературы на предмет соотнесения между собой понятий политического, гражданского и патриотического воспитания и определения их содержательно-смыслового наполнения в предметном поле политической науки.

Концептуальную рамку данной работы составляет теория политической социализации, предметом которой является субъективный аспект процесса воспитания молодежи, а именно: формирование ее представлений, образов, идеалов, этических установок, ценностно-мотивационных комплексов, связанных с миром политического и типичных для той или иной социокультурной общности6.

Политическое воспитание

Проведенный анализ показал, что отечественный политологический дискурс по проблемам концептуального фундамента политиче-

воспитания. См.: Примерный календарный план воспитательной работы на 2022/2023 учебный год // Минпросвещения России. 2022. 5 июля. URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/e421fdbbfe3a7cce126ac37a12cc4301/

4 Зуляр Ю.А. Политическое воспитание студентов — актуальная задача современности // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2022. Т. 41. С. 3-6.

5 См., например: Sant E. Democratic Education: A Theoretical Review (20062017) // Review of Educational Research. 2019. Vol. 89. No. 5. P. 655-696.

6 Hyman H. Political Socialization: A Study in the Psychology of Political Behaviour. Glencoe: The Free Press, 1959.

ского воспитания и системы политико-воспитательной деятельности в современной России получил развитие в крайне незначительном числе статей, монографий и диссертаций. Важно также отметить, что нам не удалось найти работ, в которых политическое воспитание рассматривалось как компонент системы образовательной и молодежной политики в современной России, несмотря на прямую соотнесенность данных направлений.

Наряду с этим анализ профильной литературы показал недостаточную теоретическую проработанность концепта политического воспитания, что проявляется во фрагментарном анализе его сущности, методов, системных особенностей и целевой направленности. Во-первых, встречающиеся публикации по проблеме политического воспитания в основном опираются на имплицитное, интуитивно понятное и не сформулированное явно определение концепта политического воспитания, в связи с чем образуются теоретические лакуны и, как следствие, становится возможным его замещение рядоположенными, однако не тождественными понятиями, например, понятием патриотического воспитания7.

Во-вторых, большинство исследователей не определяет цели политического воспитания, которые, по сути, и являются первичными «демаркационными линиями», позволяющими установить соотношение данного направления с близкими ему. Неясность целей, в свою очередь, сопровождается недостаточным вниманием исследователей к методическому инструментарию.

В-третьих, проанализированная нами литература редко посвящена осмыслению политического воспитания как целостной системы. Преобладают тексты, посвященные изучению отдельных аспектов данной сферы деятельности, например, политическому воспитанию молодежи в военных учебных заведениях8, что не позволяет выработать универсальный взгляд на политическое воспитание.

Вместе с тем описанные в литературе сущностные характеристики политического воспитания говорят о том, что возможна теоретическая модель данного явления. Так, например, в научных работах цели и задачи политического воспитания определяются схожим образом: они ориентированы на формирование и развитие

7 Маслова И.А. Политическое воспитание как инструмент противодействия радикализма в молодежной среде // Теории и проблемы политических исследований. 2012. № 5-6. С. 89-103.

8 Лопуха А.Д., Лопуха Т.Л. Морально-политическое воспитание в Вооруженных Силах России // ЦИТИСЭ. 2021. № 1. С. 506-518.

как ценностного, эмоционального и когнитивного компонентов отношения индивида к политической системе, позволяющих адекватно воспринимать политический мир и ориентироваться в нем9, так и определенной степени вовлеченности человека в политические отношения10. В литературе также обозначены потенциальные субъекты политического воспитания, среди которых отмечаются руководство и сотрудники вузов, а также студенческие общественные организации и лидеры общественного (студенческого) мнения11.

Анализ научной литературы указывает на низкий уровень внимания как к феномену политического воспитания в целом, так и к проблеме интеграции данного вида воспитательной деятельности в систему государственной политики в сфере высшего образования и государственной молодежной политики12. Политическое воспитание, являющееся по своим функциям одним из ключевых инструментов формирования политической картины мира молодежи и морально-ценностных принципов отношения к миру политического, сегодня в России является направлением в «эмбриональной» стадии развития, не подкрепленным рефлексивным осмыслением его теоретических и методических основ.

Выявленные проблемы связаны, по мнению исследователей, с фундаментальной проблемой во многом формального и имита-

" " 13

ционного характера политической воспитательной деятельности13. В качестве возможных причин укажем также на доминирование в государственно-политическом дискурсе направления патриотической и гражданственной работы, что обусловило глубокую теоретико-методологическую и методическую проработку именно этих понятий. Кроме того, в России длительное время господствовало стремление деполитизировать образовательный процесс, что

9 Щербинин А.И. Политическое образование как фактор политического процесса: Автореферат дис. ... докт. полит. наук. М., 2000. С. 4.

10 Коршунова О.С. Политическое воспитание и его сущностные характеристики // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15. № 4. С. 119.

11 Зуляр Ю.А. Указ. соч. С. 4.

12 Назарова О.Л., Ройтштейн И.А. Воспитательная работа и молодежная политика в вузе // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 88-92.

13 Радиков И.В. Государственность и гражданство как базовые концепты российского политического образования // Политика и общество. 2015. № 10. С. 1345.

привело к фактическому отказу от политического воспитания как его компонента14.

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание на протяжении длительного времени является ключевым направлением деятельности субъектов государственной власти по формированию «идентификационной общности граждан на основе гордости за свою страну, ее историческое прошлое и настоящее, на основе надежды на ее достойное будущее»15. В качестве стратегической задачи деятельности современных высших учебных заведений признается воспитание каждого выпускника не только как компетентного профессионала и высоконравственной личности, но и как патриота своего государства16. В связи с этим становится очевидным, что именно направление патриотического воспитания является наиболее четко оформленным как на концептуальном, так и на методическом уровнях, на что указывают прежде всего значительное количество различных научных публикаций (статей, монографий, диссертаций) и высокий уровень проработанности понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».

В проанализированной нами литературе встречаются многочисленные определения понятия «патриотизм», в основном исходящие из этимологической предпосылки понимания patria как Отечества и акцентирующие психологический аспект явления. Отечественные исследователи делают акцент на политическом значении российского патриотизма как фактора стабильного политического развития России, его роли в политической самоидентификации россиян, а также на идеологической составляющей патриотизма17.

Однако из-за многообразия подходов к определению концепта «патриотизм» на настоящий момент отсутствует однозначное понимание, что представляет собой данный феномен (идея, чувство, соответствующее поведение или что-либо иное) и в чем состоит его

14 Аманова Л.М. Гражданское воспитание как компонент политической социализации // Вестник Омского университета. 2012. № 3. С. 296-300.

15 Колесников К.Ю. Особенности политики патриотического воспитания граждан России в условиях партийно-идеологического плюрализма: Автореферат дис. ... канд. полит. наук. М., 2015.

16 Томилина С.Н. Моделирование государственно-патриотического воспитания молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2. С. 87-89.

17 Колесников К.Ю. Указ. соч. С. 5-7.

отличие от близкого, но не тождественного феномена гражданственности18. Не углубляясь в данную дискуссию, укажем на мнение исследователей, с которым мы солидарны, а именно: психологической основой патриотизма является чувство любви, в то время как его объектом являются страна, Родина, Отечество19. Гражданственность при этом понимается как интегративное качество личности, которое «определяется ее когнитивными, ценностно-мотивационными, эмоциональными и поведенческими компонентами и выражается в ее взаимоотношении с государством и обществом»20.

Патриотическое воспитание также достаточно подробно проанализировано в научной литературе как с теоретико-методологической, так и с практической точки зрения. Во-первых, в публикациях представлены различные модели патриотического воспитания, в которых данная деятельность рассматривается, например, как единство когнитивно-знаниевого, эмоционально-аффективного, мотивационно-потребностного, поведенческого и деятельностно-рефлексивного компонентов21.

Во-вторых, публикации отражают также высокий уровень проработанности целей и задач патриотического воспитания. В целом наблюдается консенсус относительно таких целевых ориентиров, как, например, мировоззренческая подготовка молодежи, приобщение ее к системе отечественных социально-культурных и полити-22

ческих ценностей22 и др.

В-третьих, стоит отдельно отметить такую особенность состояния научного дискурса по проблеме патриотического воспитания, как повышенное внимание к интеллектуальным традициям интерпретации патриотизма и педагогическим традициям патриотического воспитания. В этой связи исследователи обращаются к наследию

18 Государственная молодежная политика в России: социально-психологические основания и технологии реализации / Под общ. ред. С.Ю. Поповой. М.: Аквилон, 2019. С. 74.

19 Селезнева А.В. Патриотизм как политическая ценность: политико-психологический анализ // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. С. 200-208.

20 Селезнева А.В., Азарнова А.А. «Рождение гражданина»: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников // Полис. Политические исследования. 2020. № 5. С. 101-113.

21 Томилина С.Н. Указ. соч. С. 87-88.

22 Константинов С.А. Совершенствование патриотического воспитания современных российских школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 4. С. 56-62.

отечественных мыслителей Древней Руси (Владимир Мономах и др.) и ХУШ-ХХ вв. (М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, А.И. Герцен,

A.С. Хомяков, В.С. Соловьев, Г.В. Флоровский, Д.С. Лихачев и др.), а также советских педагогов (В.А. Сухомлинский, Ю.И. Бабинский,

B.А. Грузинская и др.)23.

В-четвертых, в качестве субъектов осуществления патриотического воспитания рассматриваются как традиционные социальные институты (властные, образовательные, информационные, военные и др.), так и общественные институты (молодежные). По мнению исследователей, «молодежные организации и движения, являясь особым институтом политической социализации, могут стать одновременно эффективным инструментом формирующейся системы

24

военно-патриотического воспитания»24.

Однако теоретическому осмыслению патриотического воспитания в настоящее время свойственен тот парадокс, что «нередко происходит подмена понятий "патриотическое воспитание" и "военно-патриотическое воспитание"»25. По мнению исследователей, нередко оба понятия используются как синонимы, что наблюдается как в аналитических, так и в учебно-методических работах.

Гражданское воспитание

Гражданское воспитание в России является, по мнению исследователей, важным инструментом формирования национальной идентичности и сознания молодежи26. В политологической литературе в целом обозначены цели, задачи, методы и концептуальные основания гражданского воспитания, что свидетельствует о востребованности данного направления воспитательной деятельности в современной России.

В качестве его целей и задач рассматриваются, во-первых, воспитание патриотических чувств и уважения к своей стране, ее культуре

23 Васильева Ю.В. Теоретические подходы к проблеме воспитания патриотических чувств у подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 1. С. 43-52.

24 Кудрявцев М.М. Место молодежных политических движений в системе военно-патриотического воспитания граждан // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2011. № 2. С. 231.

25 Алиева С.А., Омаров О.Н. Теоретические проблемы патриотического воспитания // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6. С. 198-200.

26 Самсонова Т.Н. О гражданском воспитании в условиях институциональных изменений в современной России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. № 2. С. 37-51.

и истории; во-вторых, формирование толерантности и уважительного отношения к многообразию культур и национальностей России; в-третьих, обучение гражданским обязанностям и правам, а также заинтересованности в участии в общественной жизни страны и др. Таким образом, в качестве ключевой задачи рассматривается формирование гражданственности как «стержневого качества личности», непосредственно связанного с системой социальных, культурных и политических ценностей и идей27.

Таким образом, в современной научной литературе наблюдается пересечение гражданского и патриотического воспитания, в связи с чем ряд авторов вводит концепты «гражданско-патриотическое воспитание», «гражданское и патриотическое воспитание» и др.28 На тенденцию синтеза гражданского и патриотического воспитания указывает также мнение ряда исследователей, согласно которому гражданственность и патриотизм не только неразрывно связаны, но и представляют собой два уровня одного явления29.

Выводы

Итак, в современном российском научном дискурсе представлены разнородные, слабо связанные друг с другом точки зрения на систему воспитательной деятельности, целью которой является регуляция политической социализации молодежи и формирование в ее сознании целостной политической картины мира. В качестве основного инструмента воздействия на политическое сознание молодых россиян рассматривается патриотическое воспитание, содержательным ядром которого является формирование у объекта чувства любви к Родине, подкрепленного системой необходимых знаний. В целом той же цели подчинено направление гражданского воспитания, в связи с чем зачастую в литературе встречается отождествление гражданского и патриотического воспитания и объединение их в концепте «гражданско-патриотическое воспитание». Политическое воспитание вместе с тем слабо описано и проанализировано в отечественной политологической литературе, что может

27 Никифоров Ю.Н., Скалина А.Н. О понятии «гражданственность» // Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12. № 4. С. 189.

28 Илларионова Л.П., Илларионов С.В. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в социокультурном пространстве вуза // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6. С. 62-63.

29 Филонов Г.И. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. 2007. № 8. С. 38-44.

быть связано с доминированием на протяжении длительного времени именно патриотического и, в меньшей степени, гражданского воспитания. Таким образом, научный политологический дискурс по проблеме воспитания в целом синхронен с реальными процессами и тенденциями в России и вместе с тем отражает, на наш взгляд, проблему недостаточной интеграции воспитательного компонента, в частности политического воспитания, в систему государственной политики в области высшего образования и государственной молодежной политики на концептуально-теоретическом уровне.

ЛИТЕРАТУРА

Алиева С.А., Омаров О.Н. Теоретические проблемы патриотического воспитания // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6. С. 198-200.

Аманова Л.М. Гражданское воспитание как компонент политической социализации // Вестник Омского университета. 2012. № 3. С. 296-300.

Васильева Ю.В. Теоретические подходы к проблеме воспитания патриотических чувств у подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 1. С. 43-52.

Государственная молодежная политика в России: социально-психологические основания и технологии реализации / Под общ. ред. С.Ю. Поповой. М.: Аквилон, 2019.

Зуляр Ю.А. Политическое воспитание студентов — актуальная задача современности // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2022. Т. 41. С. 3-6.

Илларионова Л.П., Илларионов С.В. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в социокультурном пространстве вуза // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6. С. 62-63.

Колесников К.Ю. Особенности политики патриотического воспитания граждан России в условиях партийно-идеологического плюрализма: Автореферат дис. ... канд. полит. наук. М., 2015.

Константинов С.А. Совершенствование патриотического воспитания современных российских школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 4. С. 56-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коршунова О.С. Политическое воспитание и его сущностные характеристики // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15. № 4. С. 118-122.

Кудрявцев М.М. Место молодежных политических движений в системе военно-патриотического воспитания граждан // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2011. № 2. С. 230-233.

Лопуха А.Д., Лопуха Т.Л. Морально-политическое воспитание в Вооруженных Силах России // ЦИТИСЭ. 2021. № 1. С. 506-518.

Маслова И.А. Политическое воспитание как инструмент противодействия радикализма в молодежной среде // Теории и проблемы политических исследований. 2012. № 5-6. С. 89-103.

Назарова О.Л., Ройтштейн И.А. Воспитательная работа и молодежная политика в вузе // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 88-92.

Никифоров Ю.Н., Скалина А.Н. О понятии «гражданственность» // Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12. № 4. С. 188-191.

Радиков И.В. Государственность и гражданство как базовые концепты российского политического образования // Политика и общество. 2015. № 10. С. 1345-1352.

Самсонова Т.Н. О гражданском воспитании в условиях институциональных изменений в современной России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. № 2. С. 37-51.

Селезнева А.В. Патриотизм как политическая ценность: политико-психологический анализ // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. С. 200-208.

Селезнева А.В., Азарнова А.А. «Рождение гражданина»: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников // Полис. Политические исследования. 2020. № 5. С. 101-113.

Томилина С.Н. Моделирование государственно-патриотического воспитания молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2. С. 87-89.

Филонов Г.И. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. 2007. № 8. С. 38-44.

Щербинин А.И. Политическое образование как фактор политического процесса: Автореферат дис. ... докт. полит. наук. М., 2000.

Hyman H. Political Socialization: A Study in the Psychology of Political Behaviour. Glencoe: The Free Press, 1959.

Sant E. Democratic Education: A Theoretical Review (2006-2017) // Review of Educational Research. 2019. Vol. 89. No. 5. P. 655-696.

REFERENCES

Alieva, S. A., and Omarov, O. N. "Teoreticheskie problemy patrioticheskogo vos-pitaniia," Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia, No. 6, 2017, pp. 198-200.

Amanova, L. M. "Grazhdanskoe vospitanie kak komponent politicheskoi sotsiali-zatsii," Vestnik Omskogo universiteta, No. 3, 2012, pp. 296-300.

Filonov, G. I. "Fenomen grazhdanstvennosti v strukture lichnostnogo razvitiia," Pedagogika, No. 8, 2007, pp. 38-44.

Hyman, H. Political Socialization: A Study in the Psychology of Political Behaviour. Glencoe: The Free Press, 1959.

Illarionova, L. P., and Illarionov, S. V. "Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie studentov v sotsiokul'turnom prostranstve vuza," Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia, No. 6, 2018, pp. 62-63.

Kolesnikov, K. Iu. Osobennosti politiki patrioticheskogo vospitaniia grazhdan Rossii v usloviiakhpartiino-ideologicheskogopliuralizma: Thesis. Moscow, 2015.

Konstantinov, S. A. "Sovershenstvovanie patrioticheskogo vospitaniia sovremen-nykh rossiiskikh shkol'nikov," Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, No, 4, 2010, pp. 56-62.

Korshunova, O. S. "Politicheskoe vospitanie i ego sushchnostnye kharakteristiki," Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsial'naia rabota. Iuvenologiia. Sotsiokinetika, Vol. 15, No. 4, 2009, pp. 118-122.

Kudriavtsev, M. M. "Mesto molodezhnykh politicheskikh dvizhenii v sisteme voenno-patrioticheskogo vospitaniia grazhdan," Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriia: Istoriia ipoliticheskie nauki, No. 2, 2011, pp. 230-233.

Lopukha, A. D., and Lopukha, T. L. "Moral'no-politicheskoe vospitanie v Vooru-zhennykh Silakh Rossii," TsITISE, No. 1, 2021, pp. 506-518.

Maslova, I. A. "Politicheskoe vospitanie kak instrument protivodeistviia radika-lizma v molodezhnoi srede," Teorii i problemy politicheskikh issledovanii, No. 5-6, 2012, pp. 89-103.

Nazarova, O. L., and Roitshtein, I. A. "Vospitatel'naia rabota i molodezhnaia politika v vuze," Vysshee obrazovanie v Rossii, No. 10, 2011, pp. 88-92.

Nikiforov, Iu. N., and Skalina, A. N. "O poniatii 'grazhdanstvennost''," Vestnik Bashkirskogo universiteta, Vol. 12, No. 4, 2007, pp. 188-191.

Popova, S. Iu. (ed.) Gosudarstvennaia molodezhnaia politika v Rossii: sotsial'no-psikhologicheskie osnovaniia i tekhnologii realizatsii. Moscow: Akvilon, 2019.

Radikov, I. V. "Gosudarstvennost' i grazhdanstvo kak bazovye kontsepty rossi-iskogo politicheskogo obrazovaniia," Politika i obshchestvo, No. 10, 2015, pp. 1345-1352.

Samsonova, T. N. "O grazhdanskom vospitanii v usloviiakh institutsional'nykh izmenenii v sovremennoi Rossii," Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 18. Sotsi-ologiia ipolitologiia, No. 2, 2012, pp. 37-51.

Sant, E. "Democratic Education: A Theoretical Review (2006-2017)," Review of Educational Research, Vol. 89, No. 5, 2019, pp. 655-696.

Selezneva, A. V. "Patriotizm kak politicheskaia tsennost': politiko-psikhologicheskii analiz," Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiia. Sotsiologiia. Politologiia, No. 38, 2017, pp. 200-208.

Selezneva, A. V., and Azarnova, A. A. " 'Rozhdenie grazhdanina': politiko-psikho-logicheskii analiz grazhdanstvennosti rossiiskikh starsheklassnikov," Polis. Politicheskie issledovaniia, No. 5, 2020, pp. 101-113.

Shcherbinin, A. I. Politicheskoe obrazovanie kak faktorpoliticheskogo protsessa: Thesis. Moscow, 2000.

Tomilina, S. N. "Modelirovanie gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniia molodezhi," Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia, No. 2, 2019, pp. 87-89.

Vasil'eva, Iu. V. "Teoreticheskie podkhody k probleme vospitaniia patrioticheskikh chuvstv u podrostkov," Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki, Vol. 23, No. 1, 2018, pp. 43-52.

Zuliar, Iu. A. "Politicheskoe vospitanie studentov — aktual'naia zadacha sovre-mennosti," Izvestiia Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politologiia. Religiovedenie, Vol. 41, 2022, pp. 3-6.

ОБ АВТОРЕ

Анна Александровна Брайнес — заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (ул. Тверская, д. 11, 125993, Москва, Россия), e-mail: Braines@mail.ru.

ABOUT THE AUTHORS

Anna Aleksandrovna Braines — Deputy Director of the Department of State Youth Policy and Educational Activities, Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (Tverskaya ul. 11, Moscow 125993, Russia), e-mail: Braines@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.