territorial public self-government, public associations, citizens; development of a methodological base for emergency situations; creation of a reserve of financial, material and human resources in case of emergencies and liquidation of their consequences. The authors note that the high potential of threats of a military-terrorist, criminal, informational, migration and other nature required the inclusion of security issues in a separate area of strategic planning of the territorial development. Keywords: security, border region, special military operation (SMO), public anxiety
БРОДОВСКАЯ Елена Викторовна — доктор политических наук, главный научный сотрудник Центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49); ведущий специалист аналитического отдела Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» МПГУ (119571, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 88; [email protected])
ШАПОВАЛОВ Владимир Леонидович — кандидат исторических наук, заместитель директора Всероссийского научно-методического центра «Философия образования», заместитель директора Института истории и политики МПГУ (119571, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 88; [email protected])
СТЕПАНЕНКО Виктор Васильевич — кандидат исторических наук, советник руководителя Аналитического центра по мониторингу и профилактике деструктивного поведения подростков и молодежи Федерального института оценки качества образования Федеральной службы по надзору в сфере образовании и науки (115162, Россия, г. Москва, ул. Шаболовка, 33; [email protected]) ЛУКУШИН Владимир Андреевич — исследователь Центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49), специалист аналитического отдела Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» МПГУ (119571, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 88; [email protected])
ПРОБЛЕМНО-УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос трансформации структуры и содержания школьного курса обществознания, актуализированный соответствующим поручением президента России по подготовке единого учебника обществознания. Авторы отмечают негативную ситуацию с учебно-методическим обеспечением школьного курса обществознания, выраженную в несоответствии актуальных учебников требованиям времени, приоритетным задачам развития государства, а также базовым ценностям российского общества. В контексте реализации государственной ценностной политики в сфере образования авторы предлагают внедрить проблемно-уровневый подход к организации обществознания в школе, предполагающий последовательное рассмотрение актуальных проблем общественного развития на пяти взаимосвязанных уровнях - глобальном, национальном, региональном (локальном), групповом и личностном. Предложенный подход обеспечивает логичность, доступность, корректность, актуальность материала, а также соответствие нормативно-правовым требованиям и базовым мировоззренческим константам. Ключевые слова: обществознание, учебник по обществознанию, система школьного образования, средняя школа, социальные науки в школе, проблемно-уровневый подход, образовательная политика, мировоззрение
Постановка проблемы. Современный этап модернизации школьного образования продиктован как глобальными изменениями, связанными с трансфор-
мацией мирового политического порядка, проявляющимися в остром кризисе модели однополярного доминирования и десуверенизации существенного числа акторов, так и с внутриполитическими процессами, направленными на укрепление национальной безопасности1, защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей2, сохранение суверенитета страны3.
Переосмысление модели школьного образования, укрепление его мировоззренческой составляющей для сохранения самобытности и суверенности России как государства-цивилизации требует самого пристального внимания учительского и экспертного сообществ к содержанию, структуре и формам обучения обществознанию в школе [Склярова, Бродовская 2023а; Склярова, Бродовская 2023б]. Обществознание является одним из ключевых школьных предметов, закладывающих ценности и смыслы, формирующих национально-государственную идентичность, патриотические установки, ответственную и активную жизненную позицию человека.
Данная работа опирается как на созданную нормативно-правовую базу, так и на актуальную систему мировоззренческих координат, заданных во многом в ходе реализации проекта «ДНК России» [Харичев и др. 2022; Полосин 2022]. Исходя из этого, в настоящей статье предлагается переход к проблемно-уров-невому подходу для определения нового содержания и структуры линейки школьных общеобразовательных учебников по обществознанию.
При реализации проблемно-уровневого подхода актуальные проблемы общественного развития последовательно раскрываются на пяти взаимосвязанных уровнях - глобальном, национальном, региональном (локальном), групповом и личностном. Это позволит сформировать акцент в содержании линейки учебников по обществознанию на приоритетности общественного над личным; обеспечит формирование целостной, системной, научной картины мира при сохранении россиецентричности материала; заложит установки, необходимые для конструктивной реализации личности в семье, в трудовом коллективе, в обществе и в государстве.
Дискуссия о формате и структуре курса. В настоящее время процесс организации курса обществознания в школе и разработки необходимых учебных и методических материалов является дискуссионным, подлежит широкому общественному и экспертному обсуждению. Основные позиции и аргументы сосредоточены вокруг не только содержания, но и структуры и длительности курса. Наиболее консервативный и инерционный вариант предполагает сохранение текущей продолжительности учебного курса с 6 по 11 класс с опорой на сферы общественной жизни. Изменение длительности преподавания обще-ствознания с качественной переработкой структуры предполагает сокращение вплоть до старших классов (10-11-е классы) или увеличения до охвата всей средней школы (5-11-е классы).
Инерционный подход основан на ожиданиях педагогического и родительского сообщества, которые первыми воспринимают любые подобные изменения и ориентированы на сохранение устоявшихся и доказавших свою эффек-
1 Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Доступ: http://www.kremIin.ru/acts/bank/47046 (проверено 23.06.2023).
2 Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Доступ: http://kremIin.ru/acts/news/69810 (проверено 23.06.2023).
3 Указ Президента РФ от 31.03.2023 N 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». Доступ: http://kremIin.ru/acts/bank/49090 (проверено 23.06.2023).
тивность методик. Сторонники сокращения длительности курса апеллируют к тому, что курс в текущем виде растянут, были периоды в прошлой школьной истории, когда он был более компактным, что позитивно воспринималась школьниками и отличалось удобством для педагогов. Напротив, идея увеличения курса обосновывается его стержневым характером, формированием социально значимых знаний и компетенций в области права, экономики, философии и политики. Обществознание в школе является основным каналом формирования мировоззренческих знаний и ценностных ориентиров, что не позволяет значительно сокращать его во времени.
Вне зависимости от выбранного подхода существуют некоторые константы в понимании необходимости преобразования курса, в т.ч. за счет разработки единых учебных материалов. Проблемно-уровневый подход к организации учебного курса обладает возможностью учесть все эти консолидационные характеристики за счет адаптивности структуры и тематического наполнения.
Во-первых, отражение безусловной ценности государственного суверенитета как обязательного условия успешного развития и процветания российского общества, каждой семьи и человека, а также выделение его составных частей - политического, военного, экономического, научного, технологического, информационного, образовательного и культурного суверенитета.
Во-вторых, определение роли и значения России в формировании справедливого миропорядка, основанного на равенстве стран и народов, взаимном уважении прав и интересов государств, укреплении многополярного мира, играющего значимую роль для понимания места России в современных глобальных процессах.
В-третьих, отказ от западной модели разделения, противопоставления, конкуренции между государством и гражданским обществом. Подобная трактовка гражданского общества является одним из ключевых концептов западной политологии, основанной на принципиальном отличии целей государства и гражданского общества. Она является в достаточной мере искусственной и неприменима для Российской Федерации: как в историческом прошлом, так и в настоящем разделение и политическая борьба рассматривались российским обществом как большое горе и смута. Напротив, консолидация общества и власти всегда приносили пользу, формировали необходимые условия для развития. Единство государства и общества предполагает консолидацию и совместную конструктивную работу на основе общих ценностей и ориентиров развития.
В-четвертых, углубленная интеграция в образовательный курс основных положений государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, которые становятся базисом для всех обществоведческих дисциплин в школе и вузе. Данные ценности закреплены на законодательном уровне, и данный набор является полностью органичным и объективным, представляет не результаты работы одного человека или группы специалистов, а консолидированное мнение российского научно-образовательного сообщества. При этом неприемлемым является уравнивание западных и общечеловеческих ценностей, которое является своеобразной приватизацией и монополизацией отдельными государствами базовых ценностно-идеологических конструкций. В частности, речь идет о правах человека, свободе, достоинстве, гражданственности.
В-пятых, отход от западоцентричной модели преподавания общественных наук, при которой отдельные страны выступают в роли носителей прогрессивных идей, ценностей и образов жизни, способных навязывать определенные
установки. Данное положение тесно переплетается с предыдущими, связанными с построением многополярной картины мира, защитой и продвижением государственного суверенитета, формированием страны возможностей, обладающей самодостаточностью во всех ее проявлениях.
В-шестых, укрепление представления об уникальности России, государства, общества и их культурно-цивилизационных оснований, составляющих уникальный, неповторимый сплав социально-культурных традиций и исторического опыта многочисленных народов России. Впервые в 2023 г. термин «цивилизация» вошел в правовой документ - обновленную доктрину внешней политики. До этого концепт «государство-цивилизация» был элементом научной дискуссии о разнообразных подходах к развитию и прогрессу. Сейчас обозначение цивилизационного подхода не только как элемента научного дискурса, но и как неотъемлемой части государственной политики является в полной мере оправданным. Это не означает отрицание идей прогресса, но определяет невозможность для одного государства или узкой группы стран навязывать миру собственную, единственную и «универсальную» точку зрения с учетом наличия множества сложившихся больших человеческих сообществ, основанных на длительной культурной традиции, объединенных общими ценностями, цивилизационным базисом, общими представлениями о прошлом, настоящем и будущем.
В-седьмых, обозначение ведущей роли России в развитии человечества, вклада страны в мировую науку и культуру, многовекового исторического и культурного наследия народов России. Отражение конкретных достоверных фактов и практик, рассмотрение их в качестве наглядных примеров обладает значимостью для развития патриотических установок, расширения актуальных знаний обучающихся о собственной стране и ее истории и достижениях.
В-восьмых, отказ от акцентирования внимания на примате личности и чрезмерного тиражирования индивидуалистических представлений о природе человека, следствием которых может стать развитие эгоизма и вседозволенности. Коллективизм и солидарность являются базовыми характеристиками российского общества, сложившимися на основе его многовекового развития. Это также не означает игнорирования индивидуальности как таковой, свободы творчества и самовыражения, а также отрицания прав человек и личной инициативы. Но в учебных материалах нельзя ориентироваться на безусловное и гипертрофированное понимание индивидуализма, которое противоречит базовым российским ценностям. Необходимо перейти к приоритету представлений об обществе и государстве, ответственности гражданина, совместной деятельности, коллективных основах общественных отношений.
В-девятых, отказ от идеи общества потребления и консьюмеризма. Движение в сторону обозначения государства в качестве регулятора социальных и экономических отношений, основанное на идее созидательного труда. Распространение идей потребительского общества в данном случае воспринимается противоестественно, а неограниченное потребление товаров и акцентирование внимания на материальных ценностях является другой крайностью, как и командная экономическая система, дефицит товаров и иные экономические ограничения.
Обоснование значимости. Вопрос формирования единого учебника по курсу обществознания в средней школе актуализирован поручением президента России, официально оформленным по итогам встречи с учащимися по случаю Дня российского студенчества в январе 2023 г. Согласно поручению, ответственные органы государственной власти реализуют комплексную работу
по обсуждению нового формата учебника и подготовке сопроводительных учебно-методических материалов с привлечением широкого экспертного, академического и педагогического сообщества.
Подобная необходимость обусловлена сразу несколькими обстоятельствами. Содержание существующих на текущий момент школьных учебников по курсу обществознания вызывает значительное число вопросов к выраженным в них идеям и акцентам. Речь идет не только об их актуальности в современных реалиях общественно-политической жизни, но и о соответствии текущим приоритетам государственной ценностной политики в сфере образования и просвещения. По результатам критического анализа всех действующих учебников обществознания, используемых в российских школах, проведенного Всероссийским научно-методическим центром «Философия образования» по поручению министра просвещения в конце 2022 г., сформирован вывод об их частичном или полном отклонении от закрепленных на законодательном уровне направлений стратегического развития государства, ценностей и ориентиров российского общества.
Зачастую учебники основаны на западоцентричных моделях, упоминают малозначительные факты, содержат большое число малоизвестных персон, в т.ч. ученых, социологов, философов, предпринимателей, не являющихся нашими соотечественниками. В учебниках содержится крайне мало примеров, связанных с национальной историей, культурой, общественной жизнью, в них редко можно встретить упоминания российских деятелей культуры, ученых, политиков, общественников. Достаточно часто встречается ориентация на необходимость встраивания в глобальное пространство, под которым понимается не многополярный мир, основанный на равноправном сотрудничестве суверенных государств, а исключительно пространство государств так называемого коллективного Запада. В ряде материалов доминирует концепция исторического отставания России и догоняющего типа ее развития.
Кроме того, учебники слабо адаптированы к запросам современной молодежи, практически не учитывают поколенческие характеристики, особенности восприятия информации, скорректированные под влиянием цифровой эпохи и информационного общества. Многие тексты являются наукообразными, пригодными для изучения на старших курсах профильных гуманитарных направлений высшего образования, не способны заинтересовать детей и подростков и вовлечь их в образовательный процесс. Несмотря на наличие достаточного позитивного опыта, современные педагогические технологии и практики не учитываются в большинстве текущих учебных материалов и слабо применимы в образовательном процессе.
В частности, в одном из учебников для 9-го класса в качестве примера предпринимательских способностей представлена информация об основательнице американской косметической империи Estee Lauder. В соответствующей рубрике «Работаем с текстом» обучающимся предлагается для изучения текст американского промышленника Генри Форда. Далее, в рубрике «Рассуждаем» приведены слова американского предпринимателя Стива Джобса о необходимости любить свою работу. Далее предлагаются для обсуждения цитаты зарубежных экономистов, предпринимателей и исследователей.
Парадоксальным и безосновательным представляется утверждение авторов одного из учебников обществознания для 10-го класса, что чертами русского характера являются «коллективизм, максимализм, глубокая эмоциональность, стихийность, отсутствие прагматизма и надежда на случай, широта души, хлебосольство, склонность к поискам смысла жизни». Кроме того, в русском
национальном характере, как считают эти исследователи, «имеются глубокие противоречия: способность к самозабвенному труду и леность, обостренное чувство справедливости и неразвитость правосознания». При этом не указывается источник, на основании которого сделаны данные выводы. В целом, такой подход выглядит крайне умозрительным и ненаучным - выявление противоречий в «русском характере» не учитывает ни особенностей социальной структуры российского общества в конкретный исторический период, ни специфики социального действия, ни контекстуальности тех или иных представлений, установок, мотивов, которые влияют на формирование устойчивого и воспроизводимого мировоззрения.
В этом же учебнике при рассмотрении проблемы национализма авторы в материале параграфа упоминают понятия «шовинизм», «расизм», «геноцид», не приводя ни одного актуального примера из мировой практики. Несмотря на тот факт, что учебник издан в 2022 г., в тематическом параграфе о национализме отсутствует информация о его проявлениях на территории Украины. Тем не менее авторы довольно подробно рассуждают о том, что «в современной России националистические практики эволюционируют в сторону этнона-ционализма, и результатом этого становится давление отдельных этнических групп на федеральные органы власти». Высказывается также утверждение, что в последние годы в России активизировалась «идеология и практика национализма от имени доминирующей общности - русского народа. Поборники такого рода национализма оказываются в числе наиболее рьяных противников понимания российского народа как полиэтничной гражданской нации». Исходя из этого, у учащихся может сформироваться ошибочное убеждение, что в нашей стране национализм присущ всей политической системе.
В другом учебнике для обучающихся 11-го класса приводится вывод: «В современном мире происходит глобализация - процесс становления единого человечества, который охватывает все сферы общественной жизни. Мы все становимся гражданами одного мира». Подобная односторонняя позиция явно противоречит задачам формирования у обучающихся понимания важности сохранения исторической памяти, преемственности в развитии российского государства, исторически сложившегося государственного единства, защиты исторической правды. Кроме того, в учебнике рассматриваются исключительно позитивные эффекты глобализации и некоторых других связанных явлений и процессов, но при этом замалчиваются риски и ограничения, что негативно влияет на восприятие глобальных процессов и их критическое восприятие со стороны школьников. Обеспечение такого содержательного баланса при освещении подобных тем является необходимым условием для учебного материала.
В некоторых учебниках само слово «Россия» упоминается считанное число раз в основном массиве информации. В одном из учебников слово «Россия» появляется только при упоминании авторами феномена паранауки. При этом повсеместно выявляются некорректные трактовки концептов и категорий современной политической науки («гражданственность», «патриотизм», «политическая система», «гражданское общество и пр.). Отдельная проблема связана с концептом «политический режим» и его разновидностями. Продвигаемая в современных учебниках классическая триада «демократия - авторитаризм -тоталитаризм» является скорее не научной теорией, а идеологическим инструментом времен «холодной войны». Учитывая объективную слабость отдельных положений политической транзитологии в наши дни, они не должны быть отражены в содержательном наполнении учебного курса.
Содержание и эффекты проблемно-уровневого подхода. Рассмотренные факты позволяют утверждать, что в учебниках обществознания отсутствует единая концепция патриотического воспитания, формирования гражданской и государственной идентичности обучающихся. От примеров, вызывающих отдельные патриотические чувства, учебный материал должен переходить к формированию основательных знаний и гражданских компетенций, направленных на развитие ответственности и готовности служить Отечеству, учиться и трудиться на благо своей страны.
Рассматриваемый авторами проблемно-уровневый подход предполагает выделение пяти взаимосвязанных уровней, размещенных по масштабу, - глобального, национального, регионального, группового и личностного.
Глобальный уровень связан с рассмотрением базовых составляющих современного мира и миропорядка с точки зрения места Российской Федерации в нем. В качестве основных тем предлагается рассмотрение глобальных проблем и роли России в их решении: речь идет о бедности, дефиците ресурсов, энергетическом и продовольственном кризисах, информационных войнах, экологических проблемах, проблеме перенаселения, региональных кризисов и конфликтов, распространения экстремизма и терроризма. Каждая из глобальных проблем ориентирована не только на детальное обсуждение практики участия России в их лимитировании и предотвращении, но и на обеспечение собственной безопасности, укрепление суверенитета в каждой из указанных сфер.
Отдельно стоит рассматривать проблемы фальсификации истории и «войн памяти» в современном мире, учитывая усилия российского государства, оказываемые в направлении сохранения исторической памяти и защиты исторической правды, меры по обеспечению культурного суверенитета. Актуализация мировых проблем связана с рассмотрением цифровых угроз, эффектов внедрения искусственного интеллекта, распространения больших данных и технологического диктата отдельных /Г-корпораций. Важные глобальные аспекты связаны с проблемой распространения ядерного оружия, потенциала и предпринимаемых системных усилий России по предотвращению глобального ядерного конфликта.
Национальный уровень является наиболее обширным и продолжительным в предложенной структуре. Оптимальным представляется его разделение на три составных блока, обеспечивающих логичность и доступность для обучающихся и педагогов: внешнеполитические аспекты развития, особенности цивилизационного развития, внутриполитические вопросы.
На первом национальном подуровне целесообразно рассматривать актуальные внешние угрозы, с которыми сталкивается Россия на текущем этапе развития. Данные угрозы и принимаемые государством меры реагирования на них подробно изложены в нормативных документах, в частности в обновленной Концепции внешней политики и Стратегии национальной безопасности. Важно подчеркнуть принцип приоритетности национального над международным, который заложен в основу Конституции РФ после принятия соответствующих поправок на общероссийском голосовании в июле 2020 г. Данный подуровень также включает в себя рассмотрение вопросов участия России в международных организациях, роли нашей страны в регулировании международных конфликтов, миротворческих усилий и внешнеполитического партнерства. Важно учитывать самые последние тенденции и трансформации системы международных отношений, значительное усиление стран глобального Юга, а также международных организаций, работающих в системе многополярного мира (БРИКС, ШОС, ЕАЭС и др.).
На втором национальном подуровне рассматривается особое место России в системе цивилизаций. На основе цивилизационного подхода с учетом всех ограничений и возможностей предлагается анализировать базовые элементы России как государства-цивилизации: это роль и статус русского языка, традиционные ценности, национальный характер, единство народов России, традиционные религии народов России, единая историческая память, общее культурное наследие, а также государственная символика. Большое значение имеет также рассмотрение вопросов обеспечения межнационального мира и согласия, укрепления статуса современной России как «семьи семей». Цивилизационный блок является в достаточной степени теоретическим, но должен обращаться к актуальной практике, примерам и опыту.
На третьем национальном подуровне рассказывается о внутриполитических аспектах развития с опорой на текущие тенденции в развитии России, актуальные проекты, общественные и политические форматы. Данный блок во многом является воплощением образа будущего государства. Базовыми элементами блока являются обеспечение законности и порядка, развитие вооруженных сил и военно-промышленного комплекса, развитие суверенной экономики, процессы избавления России от нефтегазовой зависимости и формирования высокотехнологичного и инновационного производства. Важно уделить особое внимание построению социального государства, реализации социального взаимодействия, деятельности социальных лифтов (молодежные проекты, платформа «Россия - страна возможностей», конкурс «Лидеры России», гран-товая поддержка молодежных инициатив). Политические аспекты связаны с работой политической инфраструктуры, организацией и проведением выборов, представительством, процессами цифровизации и сетевизации государства, обеспечения цифрового суверенитета.
Региональный уровень развития совмещает в себе актуальные вопросы развития субъектов РФ, а также локальных (местных) процессов. В первую очередь это особенности и преимущества федеративного устройства, управления субъектами федерации, полномочия и ответственность региональной власти, экономическая спецификация и экономические взаимосвязи регионов, развитие инноваций и потенциала субъектов федерации. Важно отразить все элементы государственного устройства, включая институт местного самоуправления в условиях его реформирования, потенциал развития регионов и их цифровиза-ции, включая распространение «умных городов» и иных актуальных технологий локального управления.
Групповой уровень предлагается рассмотреть исходя из преимуществ коллективизма, необходимости объединения усилий для достижения общего блага. Важными содержательными компонентами здесь являются добровольчество, волонтерство и благотворительность. Актуальные контексты социальных и коммуникативных навыков, социального капитала, работы в команде, ответственности и межличностного взаимодействия также нуждаются в глубокой проработке. На этом уровне также рассматриваются способы преодоления социальных конфликтов, методы достижения консенсуса, а также вопросы семейной политики, сохранения семейных традиций и преемственности поколений.
Личностный уровень является заключительным и выстраивается вокруг личностного развития, жизненной навигации, формирования персонального образа будущего. Важными аспектами являются персональные ценности -нравственность, служение Отечеству, активная гражданская позиция. Учитывая поколенческие особенности современных обучающихся и их запросы, необхо-
димо уделить внимание личностному развитию, самореализации, самовыра-жжению в культуре, творчестве, науке и технике, а также мерам государственной поддержки и стимулированию молодежной активности в данных сферах.
Заключение. Формирование в России суверенной системы школьного образования на основе ценностных и мировоззренческих составляющих является приоритетной задачей государственной образовательной политики на современном этапе. Обществознание является одним из ключевых предметов в школе, закладывающим ценности и смыслы, расставляющим акценты и формирующим национально-государственную идентичность и патриотические установки молодых поколений россиян. Несмотря на то что подход к определению продолжительности, структуры и содержания курса обществознания является предметом академической и общественной дискуссии, закреплены базовые ценностно-идеологические константы, разделяемые научно-педагогическим и родительским сообществом: это приоритет государственного суверенитета, россиецентричность, интеграция в образовательный процесс традиционных российских духовно-нравственных ценностей, опора на цивилиза-ционный подход и коллективизм.
Предложенный в настоящей статье проблемно-уровневый подход к организации курса обществознания, предполагающий последовательное рассмотрение основных проблем общественной жизни на пяти взаимосвязанных уровнях, позволяет не только учесть данные составляющие, но и качественно обновить курс, актуализировать учебные материалы, адаптировав их к поко-ленческим особенностям и запросам молодого поколения. Это позволит сформировать акцент в содержании учебников на приоритетности общественного над личным, обеспечит формирование целостной, системной, научной картины мира, заложит установки, необходимые для конструктивной реализации личности в семье, в трудовом коллективе, в обществе и в государстве.
Список литературы
Склярова Н.Ю., Бродовская Е.В. 2023а. Суверенизация национальной системы образования и воспитания в оценках молодежи, обучающейся в педагогических ссузах и вузах РФ. - Власть. Т. 31. № 2. С. 9-14.
Склярова Н.Ю., Бродовская Е.В. 2023б. Ценности, установки и идентичность молодежи, получающей педагогическое образование в России. - Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. № 1. С. 105-131.
Харичев А.Д., Шутов А.Ю., Полосин А.В., Соколова Е.Н. 2022. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации). - Журнал политических исследований. № 3(6). С. 9-19.
Полосин А.В. 2022. Шаг вперед: проблема мировоззрения в современной России. — Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. № 3. С. 7-23.
BRODOVSKAYA Elena Viktorovna, Dr.Sci. (Pol.Sci.), Chief Researcher of the Center for Political Studies, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993); Leading Analyst of the Federal Scientific and Methodological Center «Philosophy of Education», Moscow Pedagogical State University (MPGU) (88 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia, 119571; [email protected]) SHAPOVALOV Vladimir Leonidovich, Cand.Sci. (Hist.), Deputy Director of the Federal Russian Scientific and Methodological Center «Philosophy of Education», Deputy Director of the Institute of History and Politics, Moscow Pedagogical State University (MPGU) (88 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia, 119571; [email protected]) STEPANENKO Viktor Vasilievich, Cand.Sci. (Hist.), Advisor to the Head of the Analytical Center for Monitoring and Prevention of Destructive Behavior in Adolescents and Youth, Federal Institute for Educational Quality Evaluation (33 Shabolovka St, Moscow, Russia, 115162; [email protected])
LUKUSHIN Vladimir Andreevich, Researcher at the Center for Political Studies, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993), Analyst of the Federal Scientific and Methodological Center «Philosophy of Education», Moscow Pedagogical State University (MPGU) (88 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia, 119571; [email protected])
PROBLEM-LEVEL APPROACH TO DETERMINING THE CONTENT AND STRUCTURE OF SOCIAL STUDIES IN THE SCHOOL EDUCATION SYSTEM
Abstract. The article deals with the issue of the transformation of the structure and content of the school course in social sciences, updated by the relevant order of the President of the Russian Federation on the preparation of a unified textbook of social sciences. The authors note the negative situation in the pedagogical and methodological support of the school course in social sciences, expressing in the incompatibility of the current textbooks with the requirements of the time, priority tasks for the development of the state, as well as the basic values of the Russian society. In connection with the implementation of the state value policy in the field of education, the authors propose the introduction of a problem-level approach to the organization of social science at school, which provides for a consistent consideration of current problems of social development at five interrelated levels: global, national, regional (local), group and personal. The proposed approach ensures consistency, accessibility, accuracy, relevance of material as well as compliance with legal requirements and basic worldview constants.
Keywords: social science, social science textbook, school education system, secondary school, social sciences at school, problem-level approach, educational policy, world outlook