Библиографический список
1. Хилб М. Развитие человеческих ресурсов // Управление человеческими ресурсами / под ред. М. Пула, М. Уорнера. СПб., 2002.
2. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.
3. Капитонов Э.А. Корпоративная культура: теория и практика. М., 2005.
4. Быченко Ю.Г. Человеческий потенциал: инерционная и модернизационная модель развития // Человеческий потенциал: проблемы обновления и развития: сб. науч. трудов. Саратов, 2008.
K.V. Moshkunov Socio-Political Determinants of the Enterprise Risk as a Factor of Economic Security
Risks and factors influencing the enterprise activity are analyzed. The special attention is paid to the social factors of risk in business-processes.
Key words and word-combinations: enterprise risk, monitoring of risks, social factors of risk, interoperability of the state and business.
Анализируются риски и факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность. Особое внимание уделяется социальным факторам риска в бизнес-процессах.
Ключевые слова и словосочетания: предпринимательский риск, мониторинг рисков, социальные факторы риска, взаимодействие государства и бизнеса.
УДК 334.7:005.334 ББК 60.56.12
К.В. Мошкунов
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ДЕТЕРМИНАНТЫ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО
РИСКА
КАК ФАКТОР
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
^О тношение к проблеме государственного регулирования экономики неоднозначно со стороны политиков, ученых-общество-ведов и предпринимателей. Одни из них выступают за максимально возможное невмешательство государства в функционирование экономики и бизнеса, другие - за ограниченное использование государственных механизмов, третьи - за восстановление практики государственного управления по единому плану. Однако реальная жизнь убедительно показала, что всякая абсолютизация роли какого-то одного фактора в управлении социально значимыми системами в конечном счете оказывается несостоятельной.
Сегодня все больше приходит понимание того, что необходим новый, комплексный взгляд на проблему отношений политики и экономики. Ныне, по мнению лауреата Но-
белевской премии по экономике Дж. Бьюкенена, невозможно анализировать общественные экономические расходы вне зависимости от влияния политического процесса [1, с. 39-55]. Еще одним аспектом, актуализирующим заявленную проблему, безусловно, является длящееся критическое состояние российского общества. В условиях функционирования современной рыночной экономики сфера безопасного существования человека, общества и государства настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение потребности в безопасности оказывает негативное воздействие на развитие этих субъектов в целом и каждого в отдельности, усугубляя кризисное состояние различных сфер их жизнедеятельности.
Исходя из сказанного, представляется необходимым обосновать перспективное направление разработки теоретических положений и практических рекомендаций, обеспечивающих построение системы социально-политических механизмов оценки и снижения предпринимательских рисков. Опираясь на фундаментальные, ставшие классическими, и современные исследования западных мыслителей и отечественных ученых по проблеме предпринимательских рисков [2-8], исследуем роль предпринимательских рисков в функционировании системы экономической безопасности государства.
В соответствии с «Концепцией национальной безопасности Российской Федерации» [9], обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства, а реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
При определении основ экономической безопасности общества и государства в последнее время все чаще поднимается проблема безопасности предпринимательства, и это имеет глубокие теоретические и практические обоснования. Предприниматели приводят в отношении рынка мотивацию не только количественного, экстенсивного роста, но именно качественного, интенсивного, структурного, инновационного его развития. Отсюда - важнейшее значение института предпринимательства в национальной экономике, которая благодаря именно этому институту приобретает устойчивый импульс не просто к росту, но к сохранению в переменчивых условиях рынка своей эффективности. Развитой и базирующийся на государственных гарантиях институт предпринимательства делает национальную экономику защищенной от разнообразных угроз, обеспечивает ее конкурентоспособность. Другими словами, безопасность национальной экономики находится в прямой зависимости, в том числе и от безопасности предпринимательства.
Предпринимательский риск повышает уязвимость предпринимательства к воздействию угроз и подрывает его экономическую безопасность. Именно это детерминирует место предпринимательского риска в структуре безопасности национальной экономики.
Многогранность понятия риска обусловлена разнообразием факторов, характеризующих как особенности конкретного вида деятельности, так и специфические черты неопределенности, в условиях которой эта деятельность осуществ-
ляется. Количество учитываемых рискообразующих факторов достаточно велико. Как следствие, их классификация несоизмеримо сложнее классификации рисков. Особое место в структуре рискообразующих факторов применительно к проблеме экономической безопасности занимают факторы предпринимательской деятельности, связанные со структурой и функционированием социальнополитической системы и действиями государства.
Традиционно к комплексу социально-политических воздействий на предпринимательство относят:
политический риск - выражается в возможности возникновения убытков или сокращения размеров прибыли вследствие государственной политики; связан с вероятными переменами в курсе правительства, изменениями приоритетности направлений его деятельности;
экономическую обстановку - в целом понимается как состояние общей деловой активности (снижение, стагнация, подъем, стабильность), а также конкретизируется в отдельных экономических процессах (инфляции, дефляции, политике цен, кредитно-денежной политике);
социальные факторы - такие, как глубина расслоения общества, уровень доходов и покупательная способность населения, достигаемый уровень безработицы, состояние системы социальной защиты;
правовую обеспеченность - с позиций состояния трудового законодательства, наличия и эффективности правового регулирования налоговой сферы, антимонопольного, антидемпингового и законодательства о недобросовестной рекламе, юридической защищенности предпринимательской деятельности и прав потребителей;
демографические факторы - в числе которых важнейшими следует назвать количество и особенности возрастного состава населения (рост или снижение числа граждан, старение или омоложение общества, повышение или снижение рождаемости), получаемое гражданами образование и род их занятий, текущие миграционные процессы.
Кроме того, в рыночных условиях неизбежно возникают кризисные ситуации как для всей экономической системы в целом, так и для отдельных хозяйствующих субъектов.
Существует особая группа специфически «кризисных» социально-политических факторов, требующих наиболее оперативного реагирования. Основные угрозы бизнесу в настоящее время связаны с нарастающей в стране кризисной финансово-экономической ситуацией, увеличивающимся уровнем безработицы (в том числе среди гастарбайтеров), нарастающей региональной дифференциацией.
На первое место среди социально-политических факторов, воздействующих на предпринимательские риски, следует поставить изменения институционального поля деятельности. Выражается это, например, в том, что действующее законодательство может обязывать или стимулировать слияния и поглощения однотипных экономических структур, выстраивать холдинги с обязательным сокращением штатной численности сотрудников различного ранга.
Политические угрозы и, как следствие, далеко идущие социальные угрозы предпринимательству могут быть вызваны межнациональными конфликтами в
их активной стадии. Помимо них в кризисный период широкое распространение имеют и криминальные угрозы.
Существующие системы классификации предпринимательских рисков дают нам основания определить социально-политические детерминанты предпринимательской деятельности как, во-первых, внешние, во-вторых, объективные, в-третьих, интегральные. Иначе говоря, они действует извне, не зависят от деятельности самого предпринимателя и состоят из комплекса субфакторов. Ясно, что предприниматели не в состоянии самостоятельно справиться с подобной системой рискообразующих факторов. Вывод очевиден: необходима выработка механизмов взаимодействия бизнеса и власти, направленных на минимизацию предпринимательских рисков. Однако для того, чтобы как-то влиять и предотвращать, необходимо знать с какими угрозами предстоит столкнуться предпринимателю.
Сегодня в мире существует множество методологических систем, позволяющих достаточно успешно предвидеть возникновение или изменение существующих предпринимательских рисков. Проблема заключается в том, что далеко не все предприниматели осознают необходимость использования имеющихся методов в борьбе с социально-политическими вызовами.
В мировой практике судебные и регулирующие органы, как правило, считают, что крупные компании должны иметь формально утвержденные политики и системы по управлению рисками. Отвечает за это совет директоров, члены которого имеют четкое понятие об основных рисках, с которыми сталкивается их компании. Руководство призвано обеспечивать наличие эффективных механизмов управления предпринимательскими рисками. Думается, что для минимизации предпринимательских рисков, а следовательно, обеспечения предпринимательской безопасности в российских условиях, необходим такой значимый шаг, как государственный контроль наличия у предпринимателей осмысленной стратегии управления рисками, а также планов ее реализации.
Современное состояние взаимодействий государства и предпринимательства в нашей стране можно охарактеризовать как отношения, рассчитанные на разовый выигрыш, на достижение успеха одной стороны за счет поражения другой. Мы уверены, что взаимодействия должны быть нацелены на стабильность и непрерывность, исходить из общенациональных интересов, поскольку отношения, рассчитанные на краткосрочность, ведут к чрезмерным административным акциям со стороны государства (инструкциям, запретам, предписаниям, санкциям) и давлению на власть со стороны предпринимательских кругов путем лоббирования. Лоббизм как явление представляет собой несомненный социально-политический риск, поскольку способствует развитию коррупции, что, в свою очередь, представляет собой прямую и непосредственную угрозу национальной безопасности.
Очевидно, что имеющееся положение вещей необходимо менять, нужна новая система взаимоотношений бизнеса и государства. В качестве составляющих элементов такой системы выделяются механизмы системоформирующие, системоутверждающие и системовоспроизводящие.
К системоформирующим, обеспечивающим наличие необходимых условий для запуска новых способов хозяйствования, нами отнесены механизмы разго-
сударствления и национализации; установления «правил игры» социально ориентированной рыночной экономики; формирования конкурентной среды; содействия организации институтов рыночной инфраструктуры.
В число системоутверждающих, обеспечивающих достаточные условия для стабильности предпринимательской деятельности, включены механизмы структурной трансформации на макроуровне; содействия обеспечению соответствия организационных структур и механизмов управления на микроуровне требованиям рыночной экономики; поддержки предпринимательства и налаживания конструктивного взаимодействия с ним; обеспечения стабильности достигнутого уровня жизни основной массы населения страны.
Оптимизация предпринимательских рисков должна осуществляться за счет запуска системовоспроизводящих механизмов, прежде всего, с формированием государством условий, необходимых и достаточных для устойчивого развития сложившейся хозяйственной системы в данной стране, ростом жизненного уровня населения, утверждением, упрочением и расширением ее поля в мировом экономическом и политическом пространстве.
Предпринимательство играет весьма важную роль в современном мире и любые действия, направленные на совершенствование деятельности предпринимателей улучшают условия жизни в обществе. Естественно, прямой зависимости нет и быть не может, и появится она не скоро. Однако, в случае установления единого экономического порядка, купирования экстремистских политических и религиозных течений и последовательного развития России по пути свободной рыночной экономики, отдача от свободного развития предпринимательство будет возрастать.
Современное общественное устройство стран с развитой социально ориентированной рыночной экономики немыслимо без эффективного механизма взаимодействия предпринимательства с органами законодательной и исполнительной власти на макро-, мезо- и микроуровне. Более того, наличие взаимодействия политической власти и бизнеса служит одной из важнейших качественных характеристик современного общества. Свое практическое воплощение это взаимодействие находит в самых различных формах и направлениях. Одним из ключевых в ближайшее время должно стать направление мониторинга и противостояния предпринимательским рискам.
Библиографический список
1. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы. М., 1997.
2. Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М., 1982.
3. Боди 3., Кейн А., Маркус А. Принципы инвестиций / пер. с англ. М., 2002.
4. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции / пер. с англ. М., 1999.
5. Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М., 1970.
6. Райзберг Б.В. Предпринимательство и риск. М., 1992.
7. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. М., 1998.
8. Чернов В.А. Анализ коммерческого риска. М., 1998.
9. О концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10 янв. 2000 г. № 24 // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.