Научная статья на тему 'Промышленное производство швейных товаров интенсивного обновления: сущность, границы и структура'

Промышленное производство швейных товаров интенсивного обновления: сущность, границы и структура Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ ИНТЕНСИВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ / ТОВАРЫ ИНТЕНСИВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / МОДА / INDUSTRY / INDUSTRIAL PRODUCTION OF INTENSIVE UPGRADE GOODS / INTENSIVE UPGRADE GOODS / ENTERPRISES ECONOMICS / SYSTEM APPROACH / FASHION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иваницкий Виктор Павлович, Щеглов Михаил Сергеевич

Сформулировано понятие и раскрыта сущность категории «товары интенсивного обновления». На основе системного подхода выявлены границы и структура сферы промышленного производства товаров интенсивного обновления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial Production of the Intensive Upgrade Apparel Goods: Essence, Boundaries and Structure

The article defines and reveals the essence of the concept “intensive upgrade goods”. On the basis of system approach boundaries and structure of industrial production of intensive upgrade goods are identified.

Текст научной работы на тему «Промышленное производство швейных товаров интенсивного обновления: сущность, границы и структура»

Доктор экономических наук, профессор, главный научный советник

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 252-14-48 e-mail: nvp@usue.ru

ИВАНИЦКИЙ Виктор Павлович

ЩЕГЛОВ Михаил Сергеевич

Аспирант кафедры экономики предприятий

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (919) 378-08-38 e-mail: everlybro@gmail.com

Промышленное производство швейных товаров интенсивного обновления: сущность, границы и структура

Ключевые слова: промышленность; промышленное производство товаров интенсивного обновления; товары интенсивного обновления; экономика предприятий; системный подход; мода.

Аннотация. Сформулировано понятие и раскрыта сущность категории «товары интенсивного обновления». На основе системного подхода выявлены границы и структура сферы промышленного производства товаров интенсивного обновления.

В настоящее время «мода» стала неотъемлемой частью нашего мировосприятия. Данная категория является многомерным явлением, распространяясь на различные плоскости - от социокультурных до политических, вследствие чего возникает полисемия «бытового» и научного понятий. Английский исследователь Т. Хайнс отмечает: «...категория мода может быть использована в более широком контексте и затрагивать значительно больший диапазон объектов бытия. Взгляд на современный журнал приводит к мнению, что категория моды может быть применена ровным счетом как к еде, интерьеру, музыке, автомобильной промышленности, так и непосредственно к одежде и парфюмерии» [1. C. 7].

Растущее влияние моды на разные стороны жизнедеятельности не является случайным. Согласно исследователям французского института моды (IFM), «...мода создала экономический механизм, который может быть адаптирован к другим формам производства <...> она подразумевает такую форму потребления, в которой вектор перемещается с функциональности в сторону эстетических характеристик товара» [2. С. 191]. Аналогичная точка зрения была выдвинута в конце 1960-х годов исследователями Л. Н. Жилиной и Т. Фроловой, которые утверждали, что мода стимулирует развитие количественных параметров общественного потребления [3. С. 70]. В данном контексте «мода» выступает как сугубо экономический инструмент, используемый коммерческими организациями с целью стимулирования сбыта. Тем не менее, ввиду недостаточности данного утверждения для обоснования экономического содержания категории, с нашей точки зрения, необходим более подробный анализ.

Этимология термина «мода» происходит от латинского modus, некоторыми из значений которого являются «мера, эталон, норма, стандарт». В современный, прежде

© Иваницкий В. П., Щеглов М. С., 2012

всего научный, оборот с недавнего времени вошла такая дефиниция, как «фэшн». Данная категория синонимична понятию «мода» и является простым заимствованием из английского языка (fashion - в пер. мода). В настоящей работе здесь и далее мы отождествляем эти два термина и для обозначения исследуемой нами категории будем использовать понятие «мода» и его производные. В качестве объекта исследования нами выделены предприятия, проектирующие и производящие модную швейную продукцию.

Для раскрытия сущности категории «мода» необходимо рассмотреть выполняемые ею функции. Экономический аспект функционального аппарата «моды» широко раскрыт в работах А. Б. Гофмана, Л. В. Кокоревой, Л. Н. Жилиной, Н. Т. Фроловой, А. Левашова, И. Гордона, Л. В. Архиповой [3-6]. На основе обобщения подходов вышеупомянутых исследователей выделим:

стимулирование потребительского спроса;

стимулирование развития и инновационных процессов в текстильной и сопутствующих отраслях промышленности (сельскохозяйственной, химической, машиностроительной);

интенсификацию интеграционных и интернационализационных процессов.

Более того, категория «мода» имеет ряд признаков, осознание которых позволяет понять специфику деятельности хозяйствующих субъектов отрасли, а именно:

многоаспектность (необходимость раскрытия категории посредством междисциплинарных подходов; данный признак выделяют А. Б. Гофман, Л. В. Архипова, У Рейнолдс, Д. Робинсон) [4; 5; 7; 8];

динамичность (мода существует только в контексте постоянного обновления и изменения, на что указывают Дж. Спроллс, Т. Хайнс, П. Нистром) [1; 9; 10];

цикличность (изменение моды происходит циклами определенной периодичности; данный признак нашел отражение в работах В. Ильина, Дж. Ричардсона, А. Кребера, Ж. Вильхельма, Л. В. Архиповой) [4; 11].

На основе выделения существенных признаков предложим следующее определение категории «мода» - это междисциплинарная категория, сочетающая в себе элементы культурологических, социологических, психологических, философских и экономических дисциплин, выражающая совокупность визуально-эстетических характеристик описываемого объекта и пребывающая в состоянии постоянного обновления, происходящего с определенной периодичностью.

Экономический характер «мода» обретает непосредственно в процессе производства хозяйствующими субъектами отрасли материального продукта и его дальнейшего потребления со стороны покупателей. Соответственно, «мода» находит экономическое выражение в конечном товаре. Руководствуясь данной предпосылкой, считаем целесообразным приложение «моды» к товарам народного потребления отразить в таком понятии, как «товары интенсивного обновления».

В настоящее время в научном обороте отсутствует определение термина «товары интенсивного обновления». Следовательно, на основе единых с дефиницией «мода» сущностных характеристик можно предложить следующую авторскую трактовку: товары интенсивного обновления - это промышленные товары народного потребления, претерпевающие обновление визуально-эстетических характеристик, происходящее с определенной периодичностью.

Применительно к отрасли производства товаров интенсивного обновления (индустрии моды) также не существует официально закрепленного определения, как в западной, так и в отечественной практике. На государственном уровне одна из попыток унификации деятельности предприятий, входящих в промышленное производство товаров интенсивного обновления, была осуществлена Министерством экономики, финансов и промышленной деятельности Франции в статистических сборниках «Мода

в цифрах». Согласно предложенной ими методологии, индустрия моды - «это отрасль включающая в себя 13 промышленных предприятий, ориентированных на производство одежды, сопутствующих аксессуаров, изделий из кожи, обуви, парфюмерии и бижутерии» [12. С. 2]. Более широкая дефиниция для предприятий творческих индустрий (хозяйствующие субъекты 13 отраслей, в том числе предприятия сферы производства товаров интенсивного обновления) была предложена английским правительственным департаментом культуры, медиа и спорта (creative industries mapping document). Согласно данному определению, творческие индустрии - «это отрасли, основой которых является индивидуальное творчество, навыки и талант и у которых есть потенциал для создания надбавочной стоимости и рабочих вакансий через создание и использование интеллектуальной собственности» [13. С. 2].

Попытки дать характеристику сфере промышленного производства товаров интенсивного обновления были также осуществлены в ряде исследовательских работ экономической и социологической направленности (А. Гофман, Е. А. Андреева, Л. В. Кокорева, М. Изи, Т. Хайнс и др.).

Обобщая взгляды исследователей на дефиницию и структуру отрасли, мы предлагаем авторскую дефиницию, согласно которой промышленное производство товаров интенсивного обновления - это совокупность хозяйствующих субъектов из различных производственных (текстильная и швейная промышленность, сельское хозяйство, химическая промышленность и др.) и непроизводственных секторов (розничная торговля, средства массовой информации, сервисные компании и др.), предпринимательская деятельность которых ориентирована на сырьевое, интеллектуальное и информационное обеспечение процесса производства модного швейного продукта, его дальнейшее продвижение и сбыт конечному потребителю.

Тем не менее, с нашей точки зрения, к определению границ и раскрытию структуры отрасли целесообразно применить системный подход (см. рисунок). Данный подход позволяет представить промышленное производство товаров интенсивного обновления как совокупность взаимодействующих в процессе достижения экономических целей субъектов и объектов, а также факторов, оказывающих на них непосредственное воздействие. Системный анализ строится на следующих ключевых принципах:

• открытость системы, представляющей совокупность составляющих структурных элементов;

• необходимость рассмотрения элементов системы как единого целого;

• функционирующая система под взаимодействием составляющих элементов обретает индивидуальные свойства, отличные от свойств ее структурных элементов, но взаимозависимые с ними (принцип синергии);

• отрицание автономности системы от окружающей среды и рассмотрение ее как подсистемы, находящейся в рамках более общей системы.

Внешний контур системы формируется под воздействием факторов глобального характера (культурной, природной, демографической, экономической сред, научнотехнического прогресса), факторов странового (макроконтура) и регионального (мезо-контура) уровней.

Мегаконтур определяют следующие группы факторов - культурная, природная, демографическая, экономическая среды, уровень научно-технического прогресса в стране. Совокупность данных факторов определяет состояние мирохозяйственной системы, в условиях которой субъект начинает предпринимательскую деятельность. Она может как содействовать повышению конкурентоспособности (доступность природных, материальных и интеллектуальных ресурсов, высокая инновационная активность) предприятий отрасли, так и выступить ограничивающим барьером (отсутствие доступа к ресурсам, дефицит квалифицированных кадров, низкая инновационная и инвестиционная активность).

Страновой макроконтур

и

0)

Оч

а

іг

&-

и

О

Я

В

Ой

0

и

а

В

1 в-

3

Он

о

-©-

о

3

в

и

Региональный мезоконтур

Финансовые ресурсы

Материальные и технологические ресурсы

Информационные

ресурсы

Производство и распределение

Производственное звено (промышленность) Проектное звено (ППП) Оптовое звено (сети производителей одежды) Розничное звено (ритейл)

Трудовые ресурсы

Управление и регулирование

Информация системы (СМИ, Интернет, компании-прогнозисты)

Подготовка кадров (учреждения высшего и среднего профессионального образования)

Обслуживание компании (фото-, модельные, рекламные и дизайн-агентства)

Потребители

Закупщики (розничная торговля)

в

о

Корпоративный

клиент

Физические

лица

Товары и услуги

Социальные факторы

Культура

Технологии

Я

л

о

Он

о

о

8

и

н

и

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

Системовоспроизводящие факторы

&

о

Он

а

’8

О

я

&

к

Экономическая среда

Авторская система промышленного производства товаров интенсивного обновления

Макроконтур системы отражает влияние федерального уровня на нижестоящий региональный. Данное воздействие осуществляется посредством государственного регулирования. Основные экономические функции государственного регулирования (регулирующая, предпринимательская, защитная) в рамках системы опосредуются через системоформирующие, системоутверждающие и системовоспроизводящие подфункции.

Системоформирующая подфункция заключается в разработке и реализации норм и правил, определяющих особенности государственной экономической и политической систем, а также условий хозяйствования.

Системоутверждающая подфункция закрепляет созданные условия с целью обеспечения эффективного функционирования сформированной системы.

Системовоспроизводящая подфункция нацелена на создание среды, необходимой для поддержания устойчивости системы (конкурентоспособности предприятий), как в страновом, так и в мирохозяйственном контексте.

Для рассмотрения регионального уровня системы (мезоконтура) целесообразно использовать STEEPV-анализ, представляющий все силы, воздействующие на внутренний подэлемент системы, в качестве упорядоченного ряда факторов:

1) социальных (social) - возрастная структура населения, демографическая ситуация в регионе, средний уровень дохода населения, потребительские предпочтения;

2) технологических (technological) - новые стандарты и информационные технологии, изношенность основных фондов;

3) экономических (economic) - уровень инфляции и безработицы, налоговые ставки, таможенные тарифы, уровень покупательской способности, кредитные ставки, темпы роста отраслей и экономики в целом;

4) экологических (ecological) - факторы природной среды;

5) политических (political) - политическая ситуация в стране, существующее законодательство субъектов Федерации и на местах, протекционизм в отрасли;

6) индивидуальные и общественные ценности (values) - культурная среда, религия, уровень образования, моральные ценности, общественные традиции.

Внутренний контур системы формируется из субъектов и объектов рынка отрасли. Под субъектами мы понимаем участников рыночных процессов, активно воздействующих на объекты рынка. К субъектам относятся подсистемы управления и регулирования, четыре звена производства и потребления (промышленность, дома моды, сети производителей одежды, ритейл), СМИ (телерадиокомпании, издательства, интернет), образовательные инстанции (среднего профессионального и высшего образования), обслуживающие сектор компании (фото, модельные и рекламные агентства, компании - прогнозисты модных тенденций) и физические лица (стилисты, «фрилансеры» модельеры, дизайнеры, художники).

В качестве объектов рынка индустрии моды выступают непосредственно предлагаемые товары и услуги и их индивидуальные качества, информационные потоки, платежеспособный спрос, тенденции моды.

Рассмотрение отрасли в качестве системы позволяет выделить динамизм, а также взаимозависимость внешнего и внутреннего контуров с ресурсным потенциалом и положение сектора относительно других секторов народного хозяйства.

Источники

1. Hines T., Bruce M. Fashion Marketing. Contemporary Issues. 2nd ed. Amsterdam and others : Elsevier Press, 2007.

2. Vingt ans de systeme de mode: Edition bilingue fran^ais-anglais / O. Assouly, C. Car-lotti, E. Chaballier, Collectif, T. Murphy. P. : IFM/REGARD, 2008.

3. Жилина Л. Н., Фролова Н. Т. Проблемы потребления и воспитание личности. М. : Мысль, 1969.

4. Архипова Л. В. Мода и ее влияние на спрос населения : дис. ... канд. экон. наук. М. : РЭА им. Г. В. Плеханова, 1977.

5. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М. : Наука, 1994.

6. Кокорева Л. В. Развитие моды в России. Екатеринбург : УрГАХА, 2009.

7. Reynolds W. H. tte Wide C-Post and the Fashion Process // Journal of Marketing. 1965. No. 4.

8. Robinson D. E. tte Styling and Transmission of Fashions Historically Considered // tte Journal of Economic history. 1960. No. 20.

9. Nystrom P. H. Economics of fashion. N. Y. : Ronald Press, 1928.

10. Sproles G. B. Fashion tteory: A Conceptual Framework // Advances in Consumer Research. 1974. Vol. 1.

11. Kroeber A. L., Richardson J. ttree Centuries of Women’s Dress Fashions: A Quantitative Analysis // University of California Anthropological Records. 1940. No. 5.

12. Mode en Chiffre / comp. par Patricia Breard, Catherine Tallevi. P., 2005. URL: http:// www.insee.fr/sessi/publications/dossiers_sect/pdf/mode2005.pdf.

13. Creative Industries Mapping Document / ed. by Department for culture, media and sport. L., 2001. URL: http://webarchive.nationalarchives.gov.uk/+/http://www.culture.gov.uk/ reference_library/publications/4632.aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.