Научная статья на тему 'Управление рисками в условиях финансового кризиза'

Управление рисками в условиях финансового кризиза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1837
685
Поделиться
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РИСК / МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ / СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абалакина Татьяна Владимировна, Алиева Наталья Владимировна

В статье рассмотрены теоретические вопросы управления финансовыми рисками, основные подходы по построению системы управления рисками на предприятии, причины возникновения мирового финансового кризиса, основные виды, присущих ему рисков.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абалакина Татьяна Владимировна, Алиева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Управление рисками в условиях финансового кризиза»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

RISK MANAGEMENT IN FINANCIAL CRISIS CONDITIONS

Абалакина Татьяна Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансового менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Р Ф

E-mail: t.abalakina@yandex.ru Алиева Наталья Владимировна аспирант 1 курса кафедры «Корпоративные финансы», Финансовый университет при Правительстве РФ

Аннотация:

В статье рассмотрены теоретические вопросы управления финансовыми рисками, основные подходы по построению системы управления рисками на предприятии, причины возникновения мирового финансового кризиса, основные виды, присущих ему рисков.

Ключевые слова и фразы: финансовый риск, мировой экономический кризис, разработка стратегии, снижение издержек в условиях кризиса, механизм управления финансовыми рисками.

Annotation

The article represents theory of risk management, approaches to build a risk management system in the enterprise, the causes of the global financial crisis and basic types of inherent risks.

Key words: financial risk, the global economic crisis, risk management, strategy development, cost reduction during the period of crisis, mechanism of financial risk management.

Риск присущ любой форме человеческой деятельности. Уровень риска

зависит от множества факторов, как связанных с деятельностью компании, так и не зависящих от неё. Рискообразующие факторы экономического кризиса не только воздействуют на конкретные риски, но и способны оказывать комплексное влияние на группы рисков. Наличие подобных факторов требует комплексного исследования рисков, присущих периодам финансового кризиса.

Среди существующих рисков, которые непосредственно связаны с текущим экономическим кризисом, можно выделить такие как усиливающаяся экономическая депрессия, ограниченное кредитование, создание альянсов крупных транснациональных корпораций, управление кадрами, рецессия развитых экономических систем.

Число учитываемых рискообразующих факторов достаточно велико. Основная классификация рискообразующих факторов: внешние (существующие вне компании) и внутренние (возникающие в процессе деятельности компании). К внутренним факторам риска можно отнести: разработка эффективной стратегии предприятия, надежность функционирования технической системы компании, уровень образования персонала. К внешним факторам относят: политические, научно-технические, социально-экономические факторы.

К числу рискообразующих факторов микроэкономического уровня, воздействующих на деятельность любого экономического субъекта относится: недобросовестность или ошибки партнеров, сотрудников компании, ошибки программного обеспечения, противоправные действия сотрудников компании, уровень технологического процесса, уровень менеджмента.

К числу рискообразующих факторов макроэкономического уровня относят: изменение курса рубля к мировым валютам, уровень инфляции, изменение цен на энергоносители, изменение ставок налогообложения.

Управление рисками должно быть интегрировано в общеорганизационный процесс, должно иметь свою стратегию, тактику, оперативную реализацию. Важно не только осуществлять управление рисками, но и периодически пересматривать тактику и средства такого управления. Управление рисками становится актуальным после идентификации риска. По отношению к риску как вероятной неудаче возможны следующие управляющие действия: предупреждение, снижение, компенсация ущерба, поглощение.

Построение системы управления рисками или отдельных её компонентов влечет за собой ряд неоспоримых выгод для компании. Это своевременное выявление угроз, влияющих на её стратегические цели, и повышение

прозрачности корпоративного управления, рост доверия инвесторов, защита от неблагоприятных рыночных колебаний и оптимизация расходов, получение новых знаний и опыт сотрудников. Назначение системы риск-менеджмента помочь компании эффективно управлять своими ресурсами, чтобы увеличить стоимость бизнеса владельцев. При построении системы управления рисками в первую очередь возникают вопросы, связанные с исследованием и охватом всех видов рисков, которым подвержена деятельность предприятия, выбором методологии для их оценки и организацией самого процесса управления рисками.

Прежде всего, необходима разработка стратегии управления риском. После определения стратегии управления риском необходимо выявить присущие данной организации риски и разработать подходы к их количественной оценке: какие методы должны использоваться, на каких данных будут основываться расчеты и т.д.

Огромное значение имеет выбор программного обеспечения для расчетов. Для некоторых организаций достаточно стандартных пакетов, для более сложных необходимые пакеты по оценке рисков, но особое внимание необходимо уделить интегрированию систем и данных, необходимых для вычислений.

Далее наступает время для разработки процедур по управлению риском, которые применимы в российских условиях.

Как окончание процесса, разрабатываю процедуры внутреннего контроля риска: оценка эффективности управления риском, контроль соблюдения процедур на всех этапах, отчетные формы, получатели данных форм и периодичность получения и какие управленческие решения должны быть приняты на основе полученной информации.

И наконец, необходимо определить, кто в организации занимается данным риском: кто оценивает риск, кто готовит отчетность, кто устанавливает лимиты, кто их контролирует. Здесь основную роль играют четкое разграничение ответственности, а также разделение обязанностей.

Внедрение этого процесса представляет собой сложную задачу, но от её решения зависит во многом качество всей системы управления организацией, так как получение дохода связано с теми или иными рисками.

Для того чтобы успешно функционировать в условиях финансового кризиса, компаниям необходим набор методов (средств) управления, использование которых поможет справиться с новыми нестандартными задачами, постоянно возникающими в условиях экономического кризиса. Разработка такого набора возможных управленческих подходов позволит компании создать своеобразный буфер безопасности (резерв прочности), позволяющий планировать управленческие решения в ответ на изменения внешней экономической среды.

Большинство компаний в подобной кризисной ситуации акцентируют своё внимание лишь на оптимизации расходов предприятия, сокращении их до минимума. Подобный подход дает кратковременный эффект и одновременно ведет к сокращению операций и постепенному уходу компании с рынка. Финансовый кризис необходимо использовать как шанс для компании перестроить свою систему управления, создать эффективный механизм, способный принять сложные управленческие решения в любых условиях. Кроме того, у компаний, заранее создавших резерв для работы в условиях экономического кризиса, появляется отличная возможность по укреплению позиций за счет поглощения более слабых конкурентов.

При создании средств, позволяющих в краткосрочной перспективе решать, возникающие в условиях финансового кризиса задачи, необходимо провести следующие мероприятия по антикризисному управлению.

1. Оптимизация структуры и состава затрат.

2. Управление ассортиментом и ценообразованием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Управление оборотным капиталом.

4. Оптимизация организационной структуры.

5. Оптимизация численности персонала.

6. Оптимизация системы материального стимулирования.

7. Реструктуризация и оптимизация активов и обязательств.

8. Управление рисками.

9. Оценка и аудит при проведении залоговых и кредитных операций,

10. Оценка целесообразности, последствий и рисков процессов реорганизации, слияния или поглощения.

11. Составление план мероприятий, направленных на финансовое оздоровление компании.

Кризисы регулярно настигают мировую и российскую экономику, это говорит об их цикличности, это особенность развития мировой экономики. Следовательно, кризис - только структурная трансформация мировой экономической системы в преддверии появления нового финансово-экономического уклада.

Причиной мирового финансового кризиса стал комплекс взаимосвязанных причин, которые в той или иной мере способствовали его появлению.

В составе комплекса причин можно назвать.

1. Моновалютная денежная система и чрезмерное влияние экономики США на экономику других стран мира. Долларовая масса превышает массу реальных активов мировой торговли в несколько раз.

2. Торговля деривативами, которая привела к раздуванию взаимных финансовых обязательств, стоимость которых в несколько раз превысила стоимость реальных активов.

В России среди данных причин можно отметить:

1. Перенасыщенность экономики нефтедолларами,

2. Кредиты по низким ставкам,

3. Рост финансового сектора значительно превышает рост реального сектора.

4. Низкие темпы производительности труда.

5. Падение инвестиционной привлекательности России и отток капитала.

Многие эксперты не готовы говорить о том, что экономический кризис

достиг переломной точки - как в общемировом масштабе, так и в отношении

России. При этих условиях выделяются следующие основные принципы управления финансовым риском.

1. Осознанность принятия рисков. Менеджер должен осознанно идти на риск, если он надеется получить определенный доход от осуществления операции.

2. Управляемость принимаемыми рисками. Принимаются только те риски, которые поддаются нейтрализации.

3. Независимость управления отдельными рисками.

4. Сопоставимость уровня финансовых рисков с уровнем доходности сделки.

5. Сопоставимость уровня предпринимаемых рисков с финансовыми возможностями предприятия.

6. Эффективность управления рисками. Затраты на нейтрализацию риска должны быть ниже уровня возможных потерь и доходов.

Для управления рисками необходимо принимать решения. Решение -центральное звено любого управления. Классификация решений по управлению рисками позволяет выделить характерные для них особенности, предусмотреть возможность снижения рисков при принятии решений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снижение риска возможно на этапе планирования операции или проектирования образцов - введением дополнительных элементов и мер, на этапе принятия решений - использованием рисковых решений, на этапе выполнения операций и эксплуатации технических систем.

В рамках каждого из направлений принимаемые меры будут иметь разное отношение к эффективности (снижения вероятности недопустимости ущерба) к затратам на их обеспечение.

Экономическое пространство, особенно рыночного типа, характеризуется динамизмом, изменчивостью и подвижностью. Изменчивость параметров экономической системы является источником возникновения рисков. Под экономическим риском понимается вероятность разрыва существующих или возникновения новых экономических отношений.

Хозяйственный риск как экономическая категория, существующая объективно, независимо от того, осознаваем он или нет, рассматривается как вероятность благоприятного или неблагоприятного исхода какого-либо события или сознательное принятие решения с элементами риска.

Практическим результатом проявления его могут быть остатки нереализованной продукции на складе, несвоевременные поставки сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов, снижение прибыли и т.п.

В условиях рыночной экономики необходимость принятия решений с элементами риска возрастает. Поэтому возникает потребность в разработке системы управления риском, позволяющей анализировать виды возможных рисков и оценивать их степень и стоимость, проводить мероприятия по предупреждению и минимизации потерь. Управление риском должно помочь предприятию, во-первых оградить себя от больших убытков, во-вторых, сформировать хорошее мнение о предприятии, в-третьих, иметь выгоду при заключении договоров страхования в виде скидок от страховых платежей за проведение предупредительных мероприятий. Важным моментом системы управления риском является правильная оценка действительной стоимости риска, которому подвергается предприятие в процессе осуществления своей деятельности. Это нужно для того, чтобы объективно представить объем возможных убытков и наметить меры к их предотвращению или обеспечению возмещения потерь. Под стоимостью риска стоит понимать фактические убытки предприятия, затраты по их возмещению и уменьшению. Задачей руководства предприятия является снижение степени риска. Для этого используются различные способы. В их числе диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение большей информации о предстоящем выборе и результатах. Процесс управления риском может быть разбит на шесть ступеней: определение риска, выяснение риска, оценка риска, выбор методов управления риском, их осуществление и оценка результатов. Общими в практике являются три основные принципы снижения риска.

1. Не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал.

2. Не забывать о последствиях риска.

3. Не рисковать многим ради малого.

Развитие техники и прогресс научных знаний позволяют в известной мере прогнозировать и в определенном приближении измерять риски. Как свидетельствует мировой опыт, риск можно уменьшить, а его последствия в зависимости от обстоятельств смягчить или устранить при помощи различных технических приемов, к числу которых относятся следующие.

1. Предвидение, которое определяет вероятность и уменьшает неограниченность.

2. Создание гарантийных или резервных фондов, используемых для покрытия рисков частично или полностью.

3. Перенос рисков на третью сторону через их страхование.

4. Получение гарантий от взаимодействующих субъектов на возмещение определенных убытков.

5. Предоставление возможностей для ускорения сделок и обеспечение снижения риска в валютных операциях, в расчетах за продукцию, товары и услуги.

Причиной возникновения рисков являются неопределенности, существующие в каждом проекте. Риски могут быть «известные» - те, которые определены, оценены, для которых возможно планирование. Риски «неизвестные» - те, которые не идентифицированы и не могут быть спрогнозированы.

Хотя специфические риски и условиях возникновения не определены, менеджеры проекта знают, исходя из прошлого опыта, что большую часть рисков можно предвидеть.

Реализуя проекты, имеющие высокую степень неопределенности в таких элементах, как цели и технологии их достижения, многие компании уделяют вниманию разработке и применению корпоративных методов управления рисками. Данные методы учитывают специфику, как проектов, так и корпоративных методов управления.

Управление рисками - это процессы идентификации, анализа рисков и принятия решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Процесс управления рисками проекта обычно включают следующие процедуры.

1. Планирование управления рисками - выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проекта.

2. Идентификацию рисков - определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик.

3. Качественную оценку рисков - качественный анализ рисков и условий их возникновения в целях определения их влияния на успех проекта.

4. Количественную оценку - количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект.

5. Планирование реагирования на риски - определение процедур и методов ослабления отрицательных последствий рисковых событий и использования возможных преимуществ.

6. Мониторинг и контроль рисков - мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.

Все эти процедуры взаимосвязаны друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется по крайней мере один раз на каждом проекте. Несмотря на то, что процедуры, представленные выше, рассматриваются как самостоятельные элементы, на практике они могут взаимодействовать и совпадать.

Для достижения большей эффективности мер по антикризисному управлению предприятием предлагается следующая последовательность действий:

На первом этапе: определение основных направлений перестройки компании в условиях экономического кризиса. Основной задачей данного этапа является определение основных направлений действий в условиях финансового кризиса на основе анализа резервов действующей системы управления и финансово-экономического состояния компании. В рамках данного этапа произ-

водится: анализ финансово-хозяйственной деятельности компании, анализ ключевых бизнес-процессов компании и её организационно-фукциональной структуры, анализ системы планирования и контроля, анализ системы управленческого учета и бюджетирования, подготовка отчета по результатам диагностики системы управления и состояния системы управления и состояния компании и предлагаемым направлениям реагирования на кризисную ситуацию.

На втором этапе: оптимизация структуры компании и стабилизация финансового состояния. В рамках оптимизации организационно-функциональной структуры компании и численности персонала выполняются следующие работы: разработка детального плана мероприятий по финансовому оздоровлению компании и выход из кризисной ситуации, разработка финансовому оздоровлению компании и выход из кризисной ситуации, разработка финансовоэкономической модели для оценки влияния предлагаемых мероприятий на финансово-экономическое состояние и финансовые результаты деятельности компании, оценка бизнес-направлений с точки зрения перспективности для преодоления кризисной ситуации, анализ резервов обеспечительных подразделений, организация функциональных областей отдельных структурных подразделений, определение границ полномочий и ответственности в новых условиях, оптимизация организационной структуры, выбор приоритетных подразделений для оптимизации численности персонала, выбор методов оптимизации численности и обучение участников рабочих групп методикам оптимизации численности, разработка программы высвобождения и ротации персонала, внесение изменений в штатное расписание и другие организационные документы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными задачами по управлению кризисом являются отладка бизнес-процессов, повышение производительности труда, увеличение продаж, сплочение команды.

Многие фирмы предприняли срочные меры по сокращению издержек: приостановили проекты развития, сократили численность персонала, заморозили обучение, сократили бюджеты на маркетинг и рекламу, отказались от проведения дорогих корпоративных мероприятий.

Различают три вида управления: общий менеджмент, антикризисное управление и управление кризисом. Общий или регулярный менеджмент -это традиционное управление фирмой. В кризисной ситуации такие методы малопригодны. Антикризисное управление отличается от обычного, так как в трудной внешней ситуации нужны абсолютно другие подходы, дающие максимально быстрый результат. Управление кризисом - понятие более широкое, чем просто сиюминутное принятие мер. Оно включает как вывод компании из трудной ситуации, так и дальнейшее её развитие.

Мероприятия по управлению кризисом.

1. Поиск внутренних способов повышения производительности труда: сокращение непроизводительного времени, меньшие затраты для получения желаемого эффекта, регулирование бизнес-процессов.

2. Увеличение продаж: активный сбыт, поиск нового целевого сегмента, реализация стоковых позиций, увеличение оборачиваемости товара.

3. Отладка механизмов управления фирмой на практике: регулярное проведение результативных совещаний, четкое распределение ответственности, документальное закрепление бизнес-процессов.

4. Самодисциплина.

5. Укрепление, сплочение и развитие команды: люди самый ценный капитал компании, проведение тренингов по сплочению команды.

Второй великой депрессии удалось избежать благодаря принятым правительствам во всем мире мерам по смягчению денежно-кредитной политики, бюджетному стимулированию и государственной поддержке финансовой системы. Органы финансового регулирования оказались не приспособленными к повышенной концентрации риска.

Международные финансовые организации не смогли наладить активное сотрудничество на международном уровне. Это усугубило неспособность выявить растущие уязвимые места и трансграничные связи. Облегченное регулирование не позволило выявить риск.

По версии исследования МВФ необходимо устранить следующие основные недостатки мировой кредитно-денежной системы.

1. Адекватное поддержание государственного долга.

2. Необходимо повышение налогов и сократить государственные расходы.

3. Прекращение вливания ликвидности и нормализация процентных ставок.

Принципиальную важность имеет выбор стратегии выхода из антикризисной политики, так как серьезные ошибки в этой стратегии увеличивают угрозу рецессии.

В условиях кризиса недооцененные риски могут обернуться невосполнимыми финансовыми потерями. В отчете ВЭФ отмечается, что эпоха стремительного развития, длившаяся более двух десятилетий, подошла к концу. Сейчас мир столкнулся с замедлением экономического роста и усилением влияния государства. Это, а также ряд других факторов полностью изменят привычную картину мировой экономики.

В условиях становления новой финансовой системы, ориентированной на социальную рыночную экономику, механизм регулирования финансовых отношений микроуровня требует не меньше внимания, чем макрорегулиторы экономических отношений.

В современной России, даже в условиях кризиса, управление рисками пока развито мало, начало было положено в страховой и банковской сферах.

Учитывая особенности Российского менталитета предпринимателям в России необходимо помнить: нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал, нельзя рисковать многим ради малого, следует предугадывать последствия риска.

В управлении финансовыми рисками и рисками вообще участвуют все функции цикла финансового менеджмента: от планирования до контроля. Важным аспектом является организационный момент управления рисками с определенными функциональными обязанностями и необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Чем больше времени и внимания уделено предварительной аналитической работе перед проведением

ответственных коммерческих операций, тем меньше вероятность ошибки, а следовательно, и возникновение рисковых ситуаций. Разработка и принятие оптимального решения - важное условие предупреждение риска. Глубокая аналитическая работа должна предшествовать принятию правильных решений. Риск - неотъемлемая сторона предпринимательства, но на него нужно идти сознательно, после тщательных расчетов.

Даже высокопрофессиональный руководитель не может учесть все ил почти все возможности наступления неблагоприятных событий, не в силах полностью исключить все возможные виды рисков. К тому же опыт предпринимательской деятельности показывает, что сделки с самым высоким уровнем риска часто являются самыми выгодными. Излишне осторожный предприниматель направляет свою деловую активность в ту зону хозяйствования, которая характеризуется наличием наименьших рисков, а значит и минимальной прибыльностью.

Большинство предпринимателей, управляющих, менеджеров, учитывают риск только вынуждено, в затруднительных положениях под нажимом изменений рыночной конъюнктуры, когда продолжение конкретного вида деятельности находится под вопросом.

Каждый, кто хочет проводить результативную, успешную, хозяйственную деятельность должен учитывать риск.

Следует отметить, что существование риска как неотъемлемого элемента экономического процесса, а также специфика использования в этой сфере управленческих воздействий привели к тому, что управление рисками в ряде случаев стало выступать в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности. Этот вид деятельности выполняют профессиональные институты специалистов, страховые компании, а также финансовые менеджеры, менеджеры по риску, специалисты по страхованию.

Литература.

1. Абалакина Т.В. Финансовые аспекты современной инфляции. Социально-экономические проблемы развития РФ: Сборник научных трудов пре-

подавателей и аспирантов кафедры «Финансы и кредит» РГСУ. Москва: АП-КиППРО, 2008.

2. Брейли Р. Майерс С. Принципы корпоративных финансов / пер. с англ. Н. Барышниковой. - М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гончаров Д.С. Комплексный подход к управлению рисками для российских компаний. - М.: Вершина, 2008.

4. Екатеринославский Ю.Ю., Медведева А.М. Диагностика, позиционирование и риски предприятий.- М.: Агентство печати «Наука и образование», 2008.

5. Липсиц И. Маркетинг для ТОП - менеджеров: 70 лучших идей для вашего бизнеса. - М.: ЭКСМО, 2007.

6. Рэдхэд К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками /пер. с англ.-М.: Инфра-М,1996.

7. Эрроу К. Восприятие риска и психологии в экономической науке //Альманах: теория и история экономических и социальных институтов и систем.1994, вып.5