Научная статья на тему 'Социально-педагогическое взаимодействие лиги юных журналистов Бурятии (из опыта работы )'

Социально-педагогическое взаимодействие лиги юных журналистов Бурятии (из опыта работы ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИГА ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ / THE LEAGUE OF YOUNG JOURNALISTS / СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / КУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / CULTURAL DIALOGUE / SOCIALPEDAGOGICAL INTERRELATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доржиева Людмила Будажаповна

Цель статьи раскрыть основные направления социально-педагогического взаимодействия лиги юных журналистов Бурятии в период с 1993-2011 гг. По мнению автора, большой опыт социального взаимодействия с разными партнерами в информационном обществе создает предпосылки для научно-методологического управления развитием детской прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PEDAGOGICAL INTERRELATION OF THE LEAGUE OF YOUNG JOURNALISTS IN BURYATIA (based on personal work experience)

The goal of the article is to reveal the main tendencies of social-pedagogical interrelation of Buryatias League of young journalists during 1993-2011. Great experience of social interrelation with different partners in information society results in scientific-methodological management of children press development.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое взаимодействие лиги юных журналистов Бурятии (из опыта работы )»

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ -

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВзАИМОДЕЙСТВИЕ

лиги юных журналистов БУРЯТИИ

(Из ОПЫТА РАБОТЫ)

SOCIAL-PEDAGOGICAL INTERRELATION OF THE LEAGUE OF YOUNG JOURNALISTS IN BURYATIA (BASED ON PERSONAL WORK EXPERIENCE)

Л. Б. Доржиева

Цель статьи - раскрыть основные направления социально-педагогического взаимодействия лиги юных журналистов Бурятии в период с 1993-2011 гг. По мнению автора, большой опыт социального взаимодействия с разными партнерами в информационном обществе создает предпосылки для научно-методологического управления развитием детской прессы.

Ключевые слова: лига юных журналистов, социально-педагогическое взаимодействие, социальное партнерство, культурный диалог.

Лига юных журналистов Бурятии начала свою деятельность в 1993 г., когда вошла в реестр детских общественных организаций Государственного комитета по делам молодежи Республики Бурятия (ныне Министерства образования и науки РБ), и является коллективным членом лиги юных журналистов РФ.

При активном сотрудничестве с комитетом по делам молодежи министерства образования и науки РБ осуществляются различные инновационные виды деятельности, например слеты юнкоров «Золотое перо», «Салют, юнкор». Программно-методический подход к сотрудничеству позволяет систематически проводить научно-практические конференции, семинары, мастер-классы, круглые столы, презентации по развитию юнкоровского движения и медиаобразования.

Проблема кадрового обеспечения деятельности лиги юных журналистов решается совместно с республиканским институтом кадров управления и образования. Разработана система подготовки и повышения квалификации руководителей детских средств массовой информации, медиапедагогов по вариативной и инвариантной программам. Осуществляется проектная работа со слушателями по направлениям: макетирование школьных газет, подготовка медиапродукции и т. д.

Совместно с межшкольным учебным комбинатом № 1 г. Улан-Удэ разработана и реализуется долгосрочная программа (2007-2015 гг.) по профессиональной подготовке юных журналистов. К настоящему времени осуществлено четыре выпуска (около двухсот учащихся школ г. Улан-Удэ), многие из которых продолжили дальнейшее образование в средних и высших учебных заведениях по специализациям (связь с общественностью, журналистика, реклама, социология и др.).

Использование сетевого подхода к организации работы лиги юных журналистов с библиотеками республики и города расширило возможности обогащения профессионального и

L. B. Dorzhieva

The goal of the article is to reveal the main tendencies of social-pedagogical interrelation of Buryatia's League of young journalists during 1993-2011. Great experience of social interrelation with different partners in information society results in scientific-methodological management of children press development.

Key words: the League of young journalists, social-pedagogical interrelation, social partnership, cultural dialogue.

личностного роста детей и подростков в следующих направлениях: организация и проведение работы практического семинара по актуальным проблемам развития детской прессы; информационное обеспечение разных социокультурных мероприятий библиотек; работа по наполнению контента сайта «Столица Бурятии глазами детей»; активное ролевое участие в социально значимых мероприятиях библиотек.

Эффективному развитию лиги юных журналистов содействуют СМИ Бурятии. Это проявляется в постоянной поддержке юных авторов: проведение мастер-классов, индивидуальное и групповое консультирование, целевые экскурсии в редакции газет, студии телевидения, радио, размещение авторских работ в рубриках «Проба пера», экспертиза медиапродукции и награждение лауреатов различных конкурсов юных журналистов.

Большое влияние на развитие профессиональной мотивации юных журналистов Бурятии оказывает участие лиги в реализации федеральной научно-образовательной программы «Шаг в будущее», координатором которой является инновационная, социально открытая школа -МАОУ СОШ № 49 г. Улан-Удэ. В 2006 г. была открыта новая секция «Журналистика» научно-практической конференции «Шаг в будущее», привлекшая новый поток одаренных детей в области журналистики.

Взаимодействие со Всероссийскими детскими центрами «Орленок» и «Океан» дает детям колоссальный позитивный опыт профессиональной деятельности, конструктивного диалога разных поколений, имеющий разный опыт. Успешное партнерство в данном направлении осуществляется в рамках проектов и программ.

Тесное сотрудничество с Федерацией детских организаций РФ, лигой юных журналистов РФ и других стран (Монголия, Франция, США, Германия, Польша) влияет на формирование личностных и профессиональных качеств

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

юных журналистов: программы совместного сотрудничества; учеба, общение во всероссийских и международных, межрегиональных слетах, конкурсах, фестивалях юных журналистов. Хорошо сбалансированная система взаимодействия социальных институтов воспитания дает свои позитивные результаты, достаточно успешно сохраняя свою самобытность, собственно общение, коммуникация делают общество обществом.

Таким образом, программно-проектное, организационно-методическое системное развитие социального взаимодействия лиги юных журналистов с социальными институтами информационного общества помогает детям и подросткам определиться в этом мире, помочь им стать социально активными гражданами своей Отчизны, своего народа, мира. Они обретают и развивают в себе гражданственность как одну из ключевых компетенций современного человека, заинтересованного в построении успешной собственной адаптации и самоактуализации в условиях государства и гражданского общества.

Социальное партнерство является универсальным способом расширения поля для самовыражения, фактором насыщения общественной жизни юных журналистов, действенным механизмом формирования духовных качеств, нравственной позиции. Юный журналист научается использовать партнерство детской прессы как инструмент и ресурс достижения своих интересов и целей.

Вместе с различными общественными и государственными организациями лига учится быть генератором идей, инициатором многих дел, акций, кампаний среди детей и взрослых. Члены лиги становятся лидерами и активными участниками школьной жизни, поднимают и решают проблемы отношений между ребятами, между взрослыми и детьми.

Программы социального партнерства позволяют расширять и углублять взгляд на Бурятию как на мир особой культуры, вносящий в информационное пространство могучий духовно-нравственный потенциал. Ведущая идея

при этом - восприятие, сохранение и развитие духовной культуры зоны Байкала как величайшей исторической ценности, имеющей общенациональное и мировое значение.

Постоянный культурный диалог, организуемый партнерами социального взаимодействия, способствует сохранению и развитию искренности и правдивости детей, смелости выражать свою точку зрения и принимать с уважением другую, сопереживать тем или иным событиям, происходящим с людьми. В процессе диалога ребенок изменяется сам, социализируются его интересы, предпочтения, мотивы, выборы, поступки, поведение. Творческий подход к культурному диалогу в пространстве социального взаимодействия помогает одним детям в разностороннем развитии, другим детям - в повышении профессионального мастерства. Из вышеприведенных примеров социального взаимодействия можно сделать вывод, что юные журналисты, путешествуя по социальным институтам воспитания, реализуют ценностно-смысловой план своей жизни.

Таким образом, лига юных журналистов Бурятии, начав свою деятельность в 1993 г., обрела большой опыт социального взаимодействия с разными партнерами в информационном обществе, создав предпосылки для научно-методологического управления развитием детской прессы.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доржиева Л. Б. Детская пресса как фактор формирования гражданственности школьников. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007.

2. Доржиева Л. Б. Образовательно-воспитательный потенциал детской прессы в современной школе // Всерос. НПК, посвящ. 85-летию БИП-КиПРО. Улан-Удэ: Бурят. книж. изд-во, 2008. С. 184-187.

3. Доржиева Л. Б. Современная детская пресса: моногр. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2011.

СПОСОБНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СЛУХОВОМУ

восприятию иноязычной речи и ее развитие В УМК ПО английскому языку для начальной школы

YOUNG LEARNERS' PHONOLOGICAL ABILITY IN FOREIGN LANGUAGE LEARNING AND ITS DEVELOPMENT IN THE PRIMARY SCHOOL COURSEBOOKS

О. И. Долотова

В статье рассматривается ряд умений, формирование которых обеспечивает становление фонологической способности младших школьников при изучении иностранного языка. Автор анализирует различные учебно-методические комплексы по английскому языку на предмет развития фонологической способности младших школьников.

O. I. Dolotova

The article looks at the skills which provide the formation of young learners' phonological ability in foreign language education. The author gives the analysis of various English coursebooks in the aspect of young learners' phonological competence development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.