ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ THEORY AND METHODS OF MEDIA EDUCATION
УДК 37.018.2 ББК Ч421.3
Людмила Будажаповна Доржиева,
кандидат педагогических наук, председатель лиги юных журналистов Бурятии, Республиканский институт кадров управления и образования (Улан-Удэ, Россия), e-mail: [email protected]
Процесс развития детской прессы в Бурятии (обобщение опыта работы в период 1993-2011 гг.)
В настоящее время внимание ученых, педагогов привлекает проблема изучения педагогического потенциала детской прессы и возможностей ее использования в процессе становления личности. Цель статьи - раскрыть основные направления социальнопедагогического взаимодействия лиги юных журналистов Бурятии с 1993-2011 годов.
По мнению автора, большой опыт социального взаимодействия с разными партнерами в информационном обществе создает благоприятные предпосылки развития детской прессы. Программа развития детской прессы будет включена в учебные планы образовательных учреждений, так как она становится ядром многих новых комплексов школьных дисциплин. Детская пресса как социальный институт воспитания во взаимодействии с другими социальными институтами помогает школе и обществу создавать особое социальное пространство, где школьники могут самореализовываться и выражать себя.
Наша реальная жизнь, повседневность в различных проявлениях, взаимодействиях - вот исходный источник предметной области детской прессы. Творческий подход к культурному диалогу в пространстве социального взаимодействия помогает одним детям в разностороннем развитии, другим детям - в повышении профессионального мастерства. Из примеров социального взаимодействия можно утверждать, что юные журналисты, путешествуя по социальным институтам воспитания, реализовывают ценностно-смысловой план своей жизнедеятельности.
Ключевые слова: детская пресса, процесс развития, информационное общество, совместное творчество, интеграция социальных институтов воспитания.
Lyudmila Budazhapovna Dorzhieva,
Candidate of Pedagogy, Institute for the Management and Education Personnel (Ulan-Ude, Russia), e-mail: [email protected]
Children’s Press Development in Buryatia in 1993-2011
Nowadays scholars and teachers pay more and more attention to the studies of the pedagogical potential found in the children’s press as well as the issues in using this mass media to develop children’s personality. The goal of the article is to reveal the main directions of social and pedagogical interaction of the Young Journalists’ League of Buryatia in 19932011. In the author’s opinion a great experience in the social interaction with various partners in the information society is favorable for children’s press development whose program will be included soon into the secondary school curriculum as becoming the core of many school subjects. The children’s press as a social institute which collaborates with other social institutes helps the school and society to create a special social space where children are able to express themselves. Our everyday life and activities are the very subjects for the children’s press. Creative approach to the cultural dialogue within the social interaction space enables children to get all-sided development and improve their professional skills. The examples of the social interaction show how young journalists put their values-and-sense plans into practice.
Keywords: children’s press, development process, information society, joint activity, social upbringing, institutes integration.
150
© Л. Б. Доржиева, 2012
Сегодня в условиях информационного общества процесс развития детской прессы в рамках концепции модернизации отечественного образования приобретает особую актуальность. Формирование новой парадигмы управления развитием детской прессы ориентировано на интеграцию социальных институтов воспитания в информационном обществе через определение общих приоритетов. Анализ научнопедагогических источников показывает, что становление социально-педагогического явления «детская пресса» в конце XX в. и в начале XXI в. происходило в ответ на решение задач складывающегося информационного общества.
Действительно, усложнение информационных связей, расширение потенциальных возможностей социальных коммуникаций обусловили необходимость реализации потребностей и интересов детей к массмедиаисточ-никам и информационным технологиям в рамках инновационного развития детской прессы. Сама структура информационного общества определяет механизмы включения ребёнка в информационно-коммуникативное взаимодействие с окружающим миром. Таким образом, возможности развития детской прессы во многом зависят и от структуры информационного общества. Её развитие мы рассматриваем также с позиции содержания информационного общества, в котором информация и знание (главные продукты производства информационного общества) умножаются в едином пространстве.
Развитие социальной сети для детей в информационном обществе приводит к увеличению роли информации, знаний и информационных технологий в жизни детей. Возрастание числа детей, использующих информационные технологии, коммуникации и производство информационных продуктов и услуг, помогает школе и обществу создавать особое социальное пространство, где ребята могут самореализовываться и выражать себя. Детская пресса сочетает в себе традиционные и электронные СМИ, создаёт единое информационное пространство Бурятии, которое обеспечивает эффективное взаимодействие детей, их доступ к информационным ресурсам и удовлетворение образовательных потребностей. В республике Бурятия наблюдается высокий уровень насыщенности школьными газетами на русском, бурятском языке, в некоторых районах в местах компактного проживания эвенков имеются газеты на эвенкийском языке. Впервые автором был издан справочник школьных газет в 2004 г., тогда в республике насчитывалось 82 школьные газеты в образовательных учреждениях республики и города Улан-Удэ. В данное время собрана база данных и издан второй справочник школьных СМИ, где зафиксировано 202 школьные газеты в образовательных учреждениях республики. Инновационная деятельность детской прессы с каждым годом привлекает внимание большого числа педагогов республики,
и это не удивительно, эта сфера деятельности продолжает развиваться, охватывая всё новые направления. Необходимо отметить, что наряду с детской прессой в республике развивается школьное радио, телевидение, сайт. Важно проследить современные тенденции развития этого нововведения, связанные с широким распространением информационных технологий, в результате получаем активных, информационно грамотных юных членов современного общества. Перспективы развития детской прессы предопределены началом перехода информационного общества к электронной демократии, электронному государству, электронному правительству, цифровым рынкам, электронным сетям.
Детская пресса с развитием Интернета уменьшает разделительную полосу между старшим и младшим поколением, т. к.суть общения и взаимодействия не в техническом освоении Интернета, а в конгруэнтности (соответствии) личности информационного общества. На сегодня социальные сети для детей - это реальность. В данной ситуации проблемным полем является возможность имитации коммуникации, в них отсутствует смысл и ценности, ролевая дифференциация, произвольность выбора и т. д. Многолетний опыт работы (1993-2011гг.) автора статьи показал, что если к детской прессе подходить как педагогическому феномену, обладающему огромным образовательно-воспитательным потенциалом, тогда у юных журналистов, находящихся в «сетях информации», естественным образом проявляется гражданская позиция и социальная зрелость.
Педагогический феномен детской прессы и её образовательно-воспитательный потенциал заключается в следующем:
- в процессе участия детей в деятельности СМИ востребуются социально значимые качества, образовательные компетенции;
- работа детей в разных структурных компонентах детской прессы (пресс-центрах, клубах юных журналистов, школьных редакциях, конференциях, семинарах, конкурсах и т. д.) обеспечивает освоение базовой системы универсальных учебных действий (требования Федерального государственного стандарта содержания образования РФ);
- освоение процесса организованной подготовки и передачи информации, имеющего ценностно-смысловой план жизнедеятельности личности во всех сферах;
- необходимость реализации и наращивания интеллектуального и духовного потенциала личности и рабочей группы детей;
- канал передачи информации, средство коммуникации и познания мира;
- освоение особых, специфических приёмов отображения действительности, картины мира, во взаимосвязи с собственными выразительными средствами, формами, способами контакта.
Детская пресса, становясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, активно взаимодействует как с компонентами информационного общества, адресованными юной аудитории (теле- и радиожурналистикой и т. д.), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой).
Специфической чертой развития детской прессы, начиная с 60-70-х гг. XX в., является процесс становления, формирования и развития самостоятельной юнкоровской прессы. Особенность юнкоровской прессы заключается в том, что на всех уровнях производственных процессов изготовления медиапродукции - от корректора, репортёра до главного редактора - работают сами дети и подростки. Издания (школьные газеты) зачастую имеют официальных учредителей, издателей, которыми являются информационные агентства (редакции), образовательные учреждения. Руководят юными журналистами опытные медиапедагоги, руководители школьных СМИ, стремящиеся придать содержанию и форме школьных изданий профессиональный уровень.
Синтез традиционного и юнкоровского направлений в рамках единого информационного пространства позитивно влияет на многие стороны производства изданий. Меняется в лучшую сторону их структура, содержание, периодичность, объём информации, оформление, способы взаимодействия с аудиторией и т. д.
Рассмотренные выше особенности детской прессы, направления её развития позволяют говорить о том, что она является особым социальным институтом, выполняющим по отношению к обществу определённые функции. Это информационная, воспитательная, образовательная, познавательная функции. К этой же группе мы относим и специальную функцию общения, целью которой является создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории.
Значительную роль в развитии детского творчества играет группа социокультурных, организаторских и гедонистических функций. Это объясняется особенностями детской психологии, для которой характерна достаточная размытость границ между процессами познания и развлечения. В то же время всё большее значение для изданий детской прессы приобретает рекламносправочная функция, т. к.целый ряд изданий для детей публикуют информацию утилитарного характера: практические советы, справочный мате-152
риал и др. Эта сфера для деятельности предоставляет юным журналистам возможность для самовыражения и самореализации, приучает к самостоятельности, тем самым обосновывая значимость группы организаторских функций детской прессы.
С развитием информационного общества необходимым становится осмысление этих функций с научно-методологических позиций педагогики, психологии, философии и т. д.
Необходимо отметить, что социальная сеть для детей становится лоцманом в информационном мире Бурятии. Это явление есть особая форма своеобразной презентации современного подростка республики, один из главных способов познания и самопознания детей. Предметом детской прессы выступает сама жизнь младшего поколения, её многообразное окружение, образ современного человека и др. Детская пресса помогает формировать, структурировать информационные потоки, вооружать детей знаниями, чтобы максимально облегчить им восприятие информации, её употребление. Она представляет особый интерес в культурно-историческом аспекте. Как общественно-значимый продукт, сама есть показатель развития культуры, сфор-мированности общественного сознания, патриотизма молодого поколения Бурятии в любви к большой и малой Родине. Транслируя максимум публицистической, беллетристической, научной информации всех сфер общественного бытия, адаптируя их к возрастным особенностям читателей в разные годы детства, обеспечивая соответствующие формы мышления и восприятия, содействует развитию и становлению личности, социализации юных граждан.
Как сказал Антуан де Сент Экзюпери: «слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться». В отношении детей, которые заняты деятельностью детской прессы, можно сказать, что они постоянно духовнонравственно обогащаются и развиваются. В процессе совместного творчества у детей гармонично развиваются душа, чувства, ум, разум. Детская пресса пробуждает сознание ребёнка и активно формирует его мировоззрение. Юные журналисты учатся объективно информировать своих читателей, руководствуясь правилами, законами о СМИ, кодексом юного журналиста.
Таким образом, процесс развития детской прессы в Бурятии указывает на ведущие направления интеграции социальных институтов воспитания в информационном обществе. А перспективы развития социально-педагогического явления «детская пресса» объективно связаны с научно-методологическими основами информационного общества.
Список литературы
1. Доржиева Л. Б. Детская пресса как фактор формирования гражданственности школьников. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007.
2. Доржиева Л. Б. Образовательно-воспитательный потенциал детской прессы в современной школе // Всерос. НПК, посвященная 85-летию БИПКиПРО. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 2008. С.184-187.
3. Доржиева Л. Б. Современная детская пресса: монография. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2011.
Spisok literatury
1. Dorzhieva L. B. Detskaja pressa kak faktor formirovanija grazhdanstvennosti shkol’nikov. Ulan-Udje: Izd-vo BGU, 2007.
2. Dorzhieva L. B. Obrazovatel’no-vospitatel’nyj potencial detskoj pressy v sovremennoj shkole // Vseros. NPK, posvjawennaja 85-letiju BIPKiPRO. Ulan-Udje: Burjatskoe kn. izd-vo,
2008. S.184-187.
3. Dorzhieva L. B. Sovremennaja detskaja pressa: monografija. Ulan-Udje: Izd-vo BGSHA,
2011.
Статья поступила в редакцию 11.05.2012 г.