УДК 371.8 ББК 74.200.58
Гуманитарный вектор. 2013. № 1 (33)
Людмила Будажаповна Доржиева,
кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ,
старший преподаватель, Республиканский институт кадров управления и образования (Улан-Удэ, Россия), e-mail: [email protected]
Программно-правовое обеспечение информационнокоммуникативных взаимодействий школьников
В статье рассматривается актуальная проблема формирования самовыражения, самореализации детей и подростков через деятельность детской прессы как социального института воспитания и образования; анализируется модель развития программно-правового обеспечения информационно-коммуникативного взаимодействия в современном обществе. Автор выделяет новые формы и средства для расширения информационного пространства образовательных учреждений и их программно-правового обеспечения для совместной деятельности. Для непрерывности процессов самореализации и самовыражения детей и подростков в коммуникативно-информационной деятельности предполагается программное развёртывание совместной деятельности с представителями разных ведомств. Непрерывное совершенствование информационно-коммуникативных каналов и ресурсов детской прессы, обеспечивающих появление и развитие межпоколенческого диалога, призвано вырасти в новый тип способов и средств коммуникации, жизнетворчества детей, обеспечивая целостность как отдельного субъекта, так и социумов, общества в целом. Именно информационное взаимодействие, а не компьютеры, Интернет, мобильная связь, определяет формирующееся новое общество как информационно-коммуникативное.
Ключевые слова: детская пресса, информационно-коммуникативное взаимодействие, образовательно-воспитательный потенциал, планирование деятельности детской прессы, межпоколенческий диалог.
Lyudmila Budazhapovna Dorzhieva,
Candidate of Pedagogy, Honoured Worker of Culture of the Russian Federation,
Senior Lecturer,
National Institute of Personnel Management and Education (Ulan-Ude, Russia), e-mail: [email protected]
Program-Legal Support of Information-Communication Interaction of Schoolchildren
The acute problem of children’s self-expression formation via children’s press activity as a social educational and upbringing institution is considered in the article. The development model of program-legal support of information-communicative interaction in modern society is analyzed. The author suggests new forms to widen information space of educational institutions and program-legal support for their joint activity. There is a necessity for interaction with the representatives of other institutions. Constant development of information-communicative channels and children’s press resources providing generations dialogue is a new way and communication means of children’s activity and creativity. It is information interaction that defines a new information-communicative society, but not computers, the Internet or mobile phones.
Keywords: children’s press, information-communicative interaction, educational-up-bringing potential, children’s press activity planning, generations dialogue.
Программирование и планирование деятельности детской прессы как социального института воспитания и образования приобретает характер разработки нормативно-правового управленческого инструментария. Это существенно расширяет информационное пространство образовательных учреждений
и появления новых форм и средств его социокультурной насыщенности. Приобщение школьников к деятельности детской прессы способствует появлению новых лидеров -юных журналистов, обладающих творческим потенциалом для расширения информационного пространства образовательных уч-
реждений. Они реально представляют собою информационно-коммуникативную систему (ИКС) не только детской прессы, многофункциональной и способной к самоорганизации и саморазвитию в пространстве информационного общества, такие дети открыты миру и ориентированы на сотрудничество и наращивание нового ресурсного потенциала.
Организация условий (материально-технической базы, информационно-технологической, учебно-методической, финансовоэкономической, кадровой и пр.) для развёртывания ценностно-смысловой и культурно насыщенной деятельности позволяет юным журналистам через школьные газеты, радио, ТВ, Интернет участвовать в обсуждении жизненно важных социальных тем, а главное - в принятии решений, касающихся качества их жизни в разных средах (школе, семье, кругу друзей, спорте, искусстве и др.).
Для непрерывности процессов самореализации и самовыражения детей и подростков в коммуникативно-информационной деятельности предполагается широкомасштабное программное развёртывание совместной деятельности с представителями разных ведомств, а также со всеми заинтересованными лицами в направлениях:
- поддержки изданий, аудио- и видеопрограмм, интернет-ресурсов и любой другой медийной продукции юных журналистов или производимой при их основном участии;
- специализированных программ поддержки школьных и межшкольных самодеятельных детских информационных ресурсов;
- поддержки средств коммуникации и информационной продукции;
- детских общественных объединений;
- разработки новых и поддержки существующих специализированных программ «Подростки информируют подростков», посвящённых различным актуальным для них аспектам жизни;
- использования в целях информирования того, что становится субкультурой подростков: граффити, надписи на футболках и значках, фанатские шарфы, банданы, любительские анкеты, вкладыши в жевательную резинку и др;
- коммуникативного моделирования социальных процессов как опережающая подготовка к будущим изменениям на основе деловой коммуникативной игры;
- создания детских и молодёжных пресс-центров при проведении важнейших государственных и общественных мероприятий, осуществлении инициатив.
Именно такое информационно-коммуникативное взаимодействие закладывает ценностные ориентиры, навыки социальной адаптации по модели межпоколенческого диалога, устанавливающего прочные мосты между миром детей и взрослых. Диалог поколений (верная система социальных координат) меняет жизненные ориентиры детей и подростков, аккумулирует и обогащает их опыт. Безусловно, детская пресса приводит в движение информационно-коммуникативное пространство образовательных учреждений, постоянно наполняя его новыми смыслами, настроением, событиями. Наши исследования информационного пространства подростков Бурятии показывают, что среди источников значимой информации лидируют межличностные каналы, социальный опыт усваивается преимущественно через меж-поколенческий диалог в ближайшем окружении. При этом информация, полученная от сверстников, является определяющим и приоритетным. Скажем так, такая информация вызывает большее доверие, чем знания, предлагаемые взрослыми. Непрерывное совершенствование информационно-коммуникативных каналов и ресурсов детской прессы, обеспечивающих появление и развитие межпоколенческого диалога, это клеточка, которая призвана вырасти в новый тип способов и средств коммуникации, жизнетвор-чества детей, обеспечивая целостность как отдельного субъекта, так и социумов, общества в целом. Именно информационное взаимодействие, а не компьютеры, Интернет, мобильная связь, определяет формирующееся новое общество как информационно-коммуникативное.
Таким образом, информационно-коммуникативное взаимодействие всех сообществ решает ряд важных педагогических задач: обеспечение обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий осуществления и развития социокультурной деятельности; производство медиапродукции и медиауслуг для учащихся, учителей и родителей для достижения определённых социальных эффектов. Приоритетной, естественной функцией детской прессы как социального института информационного общества является насыщенная, смыслообразующая социокультурная деятельность. Комплексное решение такой задачи напрямую связано с развитием нормативно-правовой основы функционирования и реформирования информационно-коммуникативных каналов для межпоко-
Гуманитарный вектор. 2013. № 1 (33)
ленческого диалога, участия подрастающего поколения в социальных процессах. Поэтому большое значение имеют все программы и проекты, которые готовятся, предлагаются для рассмотрения и принятия их на самых разных уровнях правительственных и общественных организаций. Стимулом для следующего витка развития нормативной базы деятельности детской прессы является принятый 1 июня 2012 года Указ Президента «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг», Федеральный закон РФ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», принятый Госдумой в конце 2010 года и вступивший в силу 1 сентября 2012 г. Эти события оказали влияние на поиск новых идей, средств и форм, лучших культурных образцов представления в средствах массовой информации тем, касающихся здоровья детей и молодёжи, многообразия и ценностносмысловой насыщенности жизнедеятельности школьников, охраны защиты прав детей и подростков и других социально значимых тем во многих социальных институтах, в том числе и в деятельности детской прессы с активным привлечением юных журналистов.
Такие задачи государственного масштаба решаются в тесном взаимодействии со специалистами в области СМИ, науки, образования, культуры, бизнеса и др. Укоренение нормативно-правовой базы, включающее в себя весь опыт детской прессы России, в том числе и Бурятии, обеспечило сохранение тенденции роста и расширения юнкоровского движения. Системный характер приобрела организация и проведение районных, республиканских слётов юных журналистов «Золотое перо», «Салют, юнкор!» Традицией становится грантовая деятельность (при грантовой поддержке были подготовлены и изданы две книги, брошюры, буклеты), а также выездные семинары по проведению тренингов, организационно-деятельностных игр, мастер-классов по созданию и экспертизе детских газет, где лучшие работы юных журналистов предлагались для опубликования в республиканских СМИ, участия в различных конкурсах, фестивалях. Эта методика пополнила количество детей, пишущих на русском, бурятском языках.
В перспективе детская пресса как социальный институт осуществляет проектные разработки, направленные на создание межшкольного медиаобразовательного пространства в Бурятии, в основу этой деятельности заложены рекомендации, которые
содержатся в сборнике материалов к республиканскому методологическому семинару (11-12 мая 2012 г.). В соответствии с этими рекомендациями детская пресса Бурятии является участником решения ряда важных информационных задач, стоящих перед разными ведомствами (образования и науки, культуры и др.), выступая в роли одного из интегрирующих социальных партнёров, обеспечивающего программно-правовую разработку следующих стратегических задач:
- разработка механизмов, обеспечивающих системное пополнение и обновление межшкольного медиаобразовательного пространства Бурятии;
- разработка механизмов создания бизнес-плана, обеспечивающего книгоиздание для детей и юношества в масштабе всей республики, тираж качественных детских книг должен определяться с учётом реальной потребности, книги должны быть доступны всем семьям в Бурятии;
- разработка механизмов, обеспечивающих: обязательное и широкое информирование общественности, в том числе школьной и родительской общественности, о лицензионных обязательствах телеканалов и радиостанций на своих сайтах и в других СМИ Бурятии; контроль со стороны общественности за выполнением телеканалами и радиостанциями своих лицензионных обязательств, особенно в отношении времени, уделяемого на социально значимые программы, в том числе на программы для детей и юношества, культурно-просветительские, образовательные, научно-популярные;
- разработка системы маркетинговой деятельности детской прессы: непрерывно собирать полноценную и достоверную статистику об эфирном наполнении телеканалов и радиостанций Бурятии, сделать её открытой для информационного общества; проводить регулярные исследования информационных потребностей и ожиданий детской аудитории, а также их удовлетворения средствами массовой информации Бурятии;
- научно-методическая разработка моделей специализированных детских теле-и радиоканалов, способных в полной мере удовлетворять информационные потребности подрастающего поколения, обеспечивать его диалог с обществом в межшкольном ме-диаобразовательном пространстве; организация условий для их внедрения в районах Бурятии.
Таким образом, непрерывное совершенствование информационно-коммуникатив-
ных каналов и ресурсов, обеспечивающих появление и развитие межпоколенческого диалога, предполагает встречные усилия как юных граждан, так и взрослой части общества. Программно-правовое государственно-общественное управление процессами функционирования и реформирования всей информационно-коммуникативной системы
реально решает задачу по обеспечению возможности непрерывного самовыражения, самореализации подрастающего поколения. В процессе деятельности детской прессы дети и подростки реализовывают свои права на получение полной, достоверной, качественной информации, важной для их всестороннего развития.
Список литературы
1. Доржиева Л. Б. Современная детская пресса. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2011. 246 с.
2. Доржиева Л. Б. От детской прессы - к преобразованию будущего // Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2012. 108 с.
3. Цымбаленко С. Б. Подрастающее поколение в информационно-психологическом пространстве общества. М., 2011. 200 с.
4. Цымбаленко С. Б., Шариков А. В., Щеглова С. Н. Российские подростки в информационном мире. М.: ЮНПРЕСС, 1998. 47 с.
5. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: Аст. Москва. 2008. 557 с.
References
1. Dorzhieva L. B. Sovremennaya detskaya pressa. Ulan-Ude: Izd-vo BGSHA, 2011. 246 s.
2. Dorzhieva L. B. Ot detskoy pressy - k preobrazovaniyu buduschego // Ulan-Ude: Izd-vo BGSHA. 2012. 108 s.
3. Tsymbalenko S. B. Podrastayuschee pokolenie v informatsionno-psihologicheskom prostranstve obschestva. M., 2011. 200 s.
4. Tsymbalenko S. B., Sharikov A. V., Scheglova S. N. Rossiyskie podrostki v informatsionnom mire. M.: YuNPRESS, 1998. 47 s.
5. Toffler E. Shok buduschego. M.: Ast. Moskva. 2008. 557 s.
Статья поступила в редакцию 28.12.2012