Научная статья на тему 'Развитие детской прессы в Бурятии как социального института воспитания и образования'

Развитие детской прессы в Бурятии как социального института воспитания и образования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
197
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ПРЕССА / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ВОСПИТАНИЯ / CHILDREN'S MEDIA / CHILDREN'S PRINTED MEDIA / DEVELOPMENT / INFORMATION SOCIETY / JOINT CREATIVE WORK / INTEGRATION OF SOCIAL EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Доржиева Людмила Будажаповна

В статье показан опыт успешного развития детской прессы как педагогического феномена, обладающего огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Детская пресса представлена как особый социальный институт, выполняющий по отношению к обществу определенные функции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of children's media in Buryatia as a socio-educational institution

The paper shows the experience of successful development of children's media as a pedagogical phenomenon, which has a huge educational potential. Children's media is presented as a special social institution, performing certain social functions

Текст научной работы на тему «Развитие детской прессы в Бурятии как социального института воспитания и образования»

Л. Б. Доржиева

(Улан-Удэ)

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ПРЕССЫ В БУРЯТИИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

В статье показан опыт успешного развития детской прессы как педагогического феномена, обладающего огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Детская пресса представлена как особый социальный институт, выполняющий по отношению к обществу определенные функции

Сегодня в условиях информационного общества процесс развития инновационных технологий в рамках концепции модернизации отечественного образования приобретает особую актуальность. Основная составляющая системы образования - воспитание, которое должно быть нацелено на осуществление перехода к информационному обществу.

Формирование новой парадигмы управления развитием образования ориентировано на интеграцию социальных институтов воспитания в информационном обществе через определение общих приоритетов. Анализ научно-педагогических источников показывает, что становление социально-педагогического явления «детская пресса» в начале XXI века происходит в ответ на решение задач складывающегося информационного общества.

Внимание ученых, педагогов привлекает проблема изучения педагогического потенциала детской прессы и возможностей ее использования в процессе становления личности. Педагогические сообщества многих школ Бурятии (школы г. Улан-Удэ №№ 49, 33, 56, 63, 32, 35 и др. и сельские школы Ка-банского, Селенгинского, Закаменского, Еравнинского и других районов] пришли к пониманию того, что детская пресса должна занять в образовательных программах и программах развития школы важное место.

Положительная динамика использования детской прессы в образовательном процессе этих школ уже наработана. Технологии деятельности детской прессы становятся ядром определенных школьных дисциплин, а также научной базой ученических научно-исследовательских обществ. Усложнение ин-

формационных связей, расширение потенциала социальных коммуникаций обусловили необходимость реализации потребностей и интересов детей в масс-медиа источниках и информационных технологиях в рамках инновационного развития школ и детских домов творчества республики. Сама структура информационного общества определяла механизмы включения ребенка в информационно-коммуникативное взаимодействие с окружающим миром.

Таким образом, возможности развития детской прессы во многом зависят и от структуры информационного общества. Ее развитие мы рассматриваем с позиции содержания информационного общества, в котором информация и знание (главные продукты производства информационного общества] умножаются в едином пространстве. Результаты исследования свидетельствуют о высокой активности детей в стремлении научиться производить и распространять социально-значимые медиапродукты (школьные газеты, листовки, буклеты, радиопередачи, телесюжеты и т.д.].

Развитие детской прессы как социального института в информационном обществе приводит к увеличению роли информации, знаний и информационных технологий в жизни детей. Возрастание числа детей, использующих информационные технологии, коммуникации и производства информационных продуктов и услуг помогает школе и обществу создавать особое социальное пространство, где ребята могут самореализовываться и выражать себя. Детская пресса сочетает в себе традиционные и электронные СМИ, создает единое информационное пространство Бурятии, которое обеспечивает

эффективное взаимодействие детей, их доступ к информационным ресурсам и удовлетворение образовательных потребностей. В республике Бурятия наблюдается высокий уровень насыщенности школьными газетами на русском, бурятском языках, в некоторых районах в местах компактного проживания эвенков имеются газеты даже на эвенкийском языке (Баунтовский, Северобайкальский районы]. Результаты опроса также указывают на то, что большинство респондентов не знакомы с технологией написания журналистских материалов, макетирования газет и т.д. Процессы развития детской прессы недостаточно адаптированы к интересам формирования информационной культуры школьников. Решение этой проблемы затрудняет нехватка специалистов-педагогов по этой направленности, слабая материально-техническая база. Считаем, что одним из главных подходов к ее решению является увеличение степени вовлеченности педагогов и детей в процесс развития детской прессы. Объединение интересов при составлении нового номера газеты есть фактор сохранения и развития детской прессы в образовательных учреждениях, так как основной ее задачей является информировать, распространять, пропагандировать идеи модернизации школы, организовать работу с окружающими социальными институтами воспитания. Информационные технологии, освоенные на занятиях по журналистике, применяются в повседневной учебной деятельности учащихся (подготовка рефератов, сообщений, докладов и т.д.]. Все это позволяет школьникам достичь значительных успехов в учебной, общественной деятельности, повышается уровень их информационной компетентности, растет рейтинг среди сверстников.

Впервые автором был издан справочник школьных газет в 2004 году, тогда в республике насчитывались 82 школьные газеты в образовательных учреждениях республики и города Улан-Удэ. В данное время собрана база данных и изданы второй справочник школьных СМИ, где зафиксирована 202 школьные газеты в образовательных учреждениях республики. В подтверждение можно привести пример Кабанского района, где во всех образовательных учреждениях работают юные журналисты, которые выпускают 26 школьных газет. Тем самым из года в год инновационная деятельность детской прес-

сы привлекает внимание большого числа педагогов республики, и это не удивительно, детская пресса продолжает развиваться, охватывая все новые направления. Необходимо отметить, что наряду с детской прессой в республике развиваются школьные радио, телевидение, сайты. Важно проследить современные тенденции развития детской прессы, связанные с широким распространением информационных технологий, в результате получаем активных, информационно грамотных юных членов современного общества. Перспективы развития детской прессы предопределены началом перехода информационного общества к электронной демократии, электронному государству, электронному правительству, цифровым рынкам, электронным сетям.

Детская пресса с развитием интернета уменьшает разделительную полосу между старшими и младшими поколениями, так как суть общения и взаимодействия не в техническом освоении Интернета, а в конгруэнтности (соответствии] личности информационного общества. На сегодня социальные сети для детей - это реальность. В данной ситуации проблемным полем является возможность имитации коммуникации, поскольку в них отсутствуют смысл и ценности, ролевая дифференциация, действует произвольность выбора и т.д.

Многолетний опыт работы (1993-2011 гг.] автора статьи показал, что если к детской прессе подходить как педагогическому феномену, обладающему огромным образовательно-воспитательным потенциалом, тогда у юных журналистов, находящихся в «сетях информации», естественным образом проявляется гражданская позиция и социальная зрелость.

Педагогический феномен детской прессы и ее образовательно-воспитательный потенциал заключаются в следующем:

- в процессе участия детей в деятельности детской прессы востребуются социально значимые качества, образовательные компетенции;

- работа детей в разных структурных компонентах детской прессы (пресс-центрах, клубах юных журналистов, школьных редакциях, конференциях, семинарах, конкурсах и т.д.] обеспечивает освоение базовой системы универсальных учебных действий (требования федерального государственного стандарта содержания образования РФ];

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (31] 2012

139

- улучшается процесс организованной подготовки и передачи информации, имеющей ценностно-смысловой план жизнедеятельности личности во всех сферах, реализуется и наращивается интеллектуальной и духовной потенциала личности и рабочей группы детей; осваивался канал передачи информации, средство коммуникации и познания мира;

- осуществляется освоение особых, специфических приемов отображения действительности, картины мира во взаимосвязи с собственными выразительными средствами, формами, способами контакта.

Детская пресса, становясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, активно взаимодействует как с компонентами информационного общества, адресованными юной аудитории (телеи радиожурнал и т.д.], так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой].

Специфической чертой развития детской прессы начиная с 60-70 годов двадцатого века является процесс становления, формирования и развития самостоятельной юнкоровской прессы. Особенность юнкоровской прессы заключается в том, что на всех уровнях производственных процессов изготовления медиапродукции - от корректора, репортера до главного редактора - работают сами дети и подростки. Издания (школьные газеты] зачастую имеют официальных учредителей, издателей, которыми являются информационные агентства (редакции], образовательные учреждения. Руководят юными журналистами опытные медиапедагоги, руководители школьных СМИ, стремящиеся придать содержанию и форме школьных изданий профессиональный уровень.

Синтез традиционного и юнкоровского направлений в рамках единого информационного пространства позитивно влияет на многие стороны производства изданий. Меняются в лучшую сторону их структура, содержание, периодичность, объем информации, оформление, способы взаимодействия с аудиторией и т.д.

Рассмотренные выше особенности детской прессы, направления ее развития позволяют говорить о том, что детская пресса является особым социальным институтом, выполняющим по отношению к обществу определенные функции: информационную,

воспитательную, образовательную, познавательную. К этой же группе мы относим и специальную функцию общения, целью которой является создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории.

Значительную роль в развитии детской прессы играет группа социокультурных, организаторских и гедонистических функций. Это объясняется особенностями детской психологии, для которой характерна достаточная размытость границ между процессами познания и развлечения. В то же время все большее значение для изданий детской прессы приобретает рекламно-справочная функция, так как целый ряд изданий для детей публикуют информацию утилитарного характера: практические советы, справочный материал и др. Детская пресса предоставляет юным журналистам возможности для самовыражения и самореализации, приучает к самостоятельности, тем самым обосновывая значимость группы организаторских функций детской прессы. С развитием информационного общества необходимым становится осмысление этих функций позиций педагогики, психологии, философии и т.д.

Необходимо отметить, что детская пресса становится лоцманом в информационном мире Бурятии, инициатором социокультурного взаимодействия и социального партнерства. Это явление есть особая форма своеобразной презентации современного подростка республики, один из главных способов познания и самопознания детей. Предметом детской прессы выступает сама жизнь детей, ее многообразное окружение, образ современного человека и др. Детская пресса помогает формировать, структурировать информационные потоки, вооружать детей знаниями, чтобы максимально облегчить им восприятие информации, употребление ее. Детская пресса представляет особый интерес в культурно-историческом аспекте. Она, как общественно-значимый продукт, сама есть показатель развития культуры, сфор-мированности общественного сознания, патриотизма молодого поколения Бурятии

- любви к Родине большой и малой. Транслируя максимум публицистической, беллетристической, научной информации всех сфер общественного бытия, адаптируя их к возрастным особенностям читателей в разные годы детства, обеспечивая соответст-

вующие формы мышления и восприятия, она содействует развитию и становлению личности, социализации юных граждан.

Вспомним выражение Антуана де Сент-Экзюпери: слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться. В отношении детей, которые заняты деятельностью детской прессы, можно сказать, что они постоянно духовно-нравственно обогащаются и развиваются. В процессе совместного творчества у детей гармонично развиваются душа, чувства, ум, разум. Детская пресса пробуждает сознание ребенка и активно форми-

рует его мировоззрение. Юные журналисты учатся объективно информировать своих читателей, руководствуясь правилами, законами о СМИ, кодексом юного журналиста.

Таким образом, процесс развития детской прессы в Бурятии указывает на ведущие направления интеграции социальных институтов воспитания в информационном обществе. Перспективы развития социально-педагогического явления «детская пресса» объективно связаны с научно-методологическими основами информационного общества.

Литература

1. Доржиева Л. Б. Детская пресса как фактор формирования гражданственности школьников. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. - 121 с.

2. Доржиева Л. Б. Образовательно-воспитательный потенциал детской прессы в современной школе // Сборник материалов Все-рос. науч.-практич. конф., посвящ. 85-летию Бурят. ин-та повыш. квалиф. и переподгот. работников образования. - Улан-Удэ : Бурят. книж. изд-во, 2008. - С. 184-187.

3. Доржиева Л. Б. Современная детская пресса : моногр. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА, 2011.

4. Система средств массовой информации России : учеб. пособие для вузов / под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект-пресс, 2001.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (31) 2012

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.