Научная статья на тему 'Процесс развития детской прессы в Бурятии (обобщение опыта работы в период 1993-2011 гг. )'

Процесс развития детской прессы в Бурятии (обобщение опыта работы в период 1993-2011 гг. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ПРЕССА / CHILDREN PRESS / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PROCESS / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATIVE SOCIETY / СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО / JOINT ACTIVITY / ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ВОСПИТАНИЯ / SOCIAL UPBRINGING INSTITUTES INTEGRATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Доржиева Л. Б.

В статье изложены подходы успешного применения развития детской прессы как педагогического феномена, обладающего огромным образовательно-воспитательным потенциалом в развивающемся информационном обществе. Новизна и значимость статьи в том, что представлена авторская система детской прессы как особого социального института, выполняющего по отношению к обществу определенные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN PRESS DEVELOPMENT IN BURYATIA DURING THE PERIOD OF 1993-2011

Approaches to successful use of children press development as a pedagogical phenomenon having great educationalbringing up potential in the developing informative society are given in the article. The authors system of children press having some definite functions in society is presented.

Текст научной работы на тему «Процесс развития детской прессы в Бурятии (обобщение опыта работы в период 1993-2011 гг. )»

участники, что сказано), а затем анализируют ее (Как следует понимать выражение «командный голос»? Опишите манеру речи, которую можно так назвать. У кого обычно бывают такие голоса? Каких личностных качеств мы, как правило, ожидаем от людей с «командными голосами»? Почему генерал Трофимов требует от внука вырабатывать командный голос? Разве причина его приезда в училище - проблемы Вани с голосом? И так далее).

Рассуждая таким образом, учащиеся приходят к выводу: генерал Трофимов хочет, чтобы его внук умел отвечать за свои поступки. Его речевое намерение - напомнить Ване о необходимости воспитывать в себе умение переносить трудности с мужской твердостью, по-военному. Объяснять это мальчику в данный момент, в присутствии других людей, - все равно что «читать нотацию». И мудрый генерал, по мнению пятиклассников, выражает свое намерение имплицитно, помогая внуку успокоиться, взять себя в руки и достойно понести наказание за проступок.

На примере подобных риторических анализов с использованием видеофрагментов ребята учатся критически относиться к речевым поступкам, различать в речевых ситуациях полутона, оттенки смыслов и чувств, понимают, что прямолинейность и безапелляционность не всегда являются нашими союзниками в общении.

Таким образом, медиаобразовательные технологии (использование видеофильмов, видеосюжетов, создание и использование мультимедийных презентаций, анимаций) являются эффективным средством формирования коммуникативно-речевой среды на уроках риторики. Ме-дианаглядность обеспечивает яркость впечатлений обучающихся, необходимый положительный эмоциональный фон, доступность, полноту и точность учебной информации, позволяет развивать внимание, память и воображение школьников, умение наблюдать, сравнивать, обоб-

щать и делать выводы. Важно, что у школьников присутствуют позитивные эмоции и положительная мотивация к

обучению в целом и урокам риторики в частности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рос. пед. энцикл.: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Больш. рос. энцикл., 1993. Т. 1.

2. Федоров А. В., Челышева И. В. Сравнительный анализ медиаобразовательных моделей. Медиа-образование. 2007. № 2. С.52-86.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Нар. образ., 1998. 256 с.

4. Курцева З. И. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования. М.: Изд-во МИОО, 2007. 127 с.

5. Курцева З. И. Речевой поступок в педагогическом общении. М.: Баласс, 2010. 224 с.

6. Заика Ю. Р. Аудиовизуальная наглядность как средство создания коммуникативно-речевой среды на уроках риторики // Риторика как предмет и средство обучения: Материалы XV Междунар. науч. конф. (1-3 февр. 2011 г.) / под ред. Ю. В. Щербининой, М. Р. Савовой. М.: МПГУ, 2011. 149-155 с.

7. Гудилина С. И. Инновации в медиаобразовании (из опыта работы ГЭП «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения») // Образовательные технологии XXI века / под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М.: Изд-во Рос. акад. образования, 2009. С. 7-21.

8. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмот-ность: учеб. пособие для вузов. Таганрог, 2004.

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ПРЕССЫ В БУРЯТИИ (обобщение опыта работы в период 1993-2011 гг.)

CHILDREN PRESS DEVELOPMENT IN BURYATIA DURING THE PERIOD OF 1993-2011

Л. Б. Доржиева

В статье изложены подходы успешного применения развития детской прессы как педагогического феномена, обладающего огромным образовательно-воспитательным потенциалом в развивающемся информационном обществе. Новизна и значимость статьи в том, что представлена авторская система детской прессы как особого социального института, выполняющего по отношению к обществу определенные функции.

Ключевые слова: детская пресса, процесс развития, информационное общество, совместное творчество, интеграция социальных институтов воспитания.

L. B. Dorzhieva

Approaches to successful use of children press development as a pedagogical phenomenon having great educational-bringing up potential in the developing informative society are given in the article. The author's system of children press having some definite functions in society is presented.

Keywords: children press, development process, informative society, joint activity, social upbringing institutes integration.

Сегодня в условиях информационного общества процесс развития детской прессы в рамках концепции модернизации отечественного образования приобретает особую актуальность. Формирование новой парадигмы управления развитием детской прессы ориентировано на интеграцию социальных институтов воспитания в информационном обществе через определение общих приоритетов. Анализ научно-педагогических источников показывает, что становление социально-педагогического явления «детская пресса» в конце XX и в начале XXI в. происходило в ответ на решение задач складывающегося информационного общества.

Усложнение информационных связей, расширение потенциальных возможностей социальных коммуникаций обусловили необходимость реализации потребностей и интересов детей к масс-медиа-источникам и информационным технологиям в рамках инновационного развития детской прессы. Сама структура информационного общества определяет механизмы включения ребенка в информационно-коммуникативное взаимодействие с окружающим миром. Таким образом, возможности развития детской прессы во многом зависят и от структуры информационного общества. Ее развитие мы рассматриваем также с позиции содержания информационного общества, в котором информация и знание (главные продукты производства информационного общества) умножаются в едином пространстве.

Развитие детской прессы в информационном обществе приводит к увеличению роли информации, знаний и информационных технологий в жизни детей. Возрастание числа детей, использующих информационные технологии, коммуникации и производства информационных продуктов и услуг помогает школе и обществу создавать особое социальное пространство, где ребята могут самореализовываться и выражать себя. Детская пресса сочетает в себе традиционные и электронные СМИ, создает единое информационное пространство Бурятии, которое обеспечивает эффективное взаимодействие детей, их доступ к информационным ресурсам и удовлетворение образовательных потребностей. В Республике Бурятия наблюдается высокий уровень насыщенности школьными газетами на русском, бурятском языках, в некоторых районах в местах компактного проживания эвенков имеются газеты на эвенкийском языке. Впервые автором был издан справочник школьных газет в 2004 г., тогда в республике насчитывалось 82 школьные газеты в образовательных учреждениях республики и города Улан-Удэ. В данное время собрана база данных и издан второй справочник школьных СМИ, где зафиксированы 202 школьные газеты в образовательных учреждениях республики. Инновационная деятельность детской прессы с каждым годом привлекает внимание большого числа педагогов республики, и это не удивительно, детская пресса продолжает развиваться, охватывая все новые направления. Необходимо отметить, что наряду с детской прессой в республике развивается школьные радио, телевидение, Интернет. Важно просле-

дить современные тенденции развития детской прессы, связанные с широким распространением информационных технологий, в результате получаем активных, информационно грамотных юных членов современного общества. Перспективы развития детской прессы предопределены началом перехода информационного общества к электронной демократии, электронному государству, электронному правительству, цифровым рынкам, электронным сетям.

Детская пресса с развитием Интернета уменьшает разделительную полосу между старшими и младшими поколениями, так как суть общения и взаимодействия не в техническом освоении Интернета, а в конгруэнтности (соответствии) личности информационного общества. На сегодня социальные сети для детей - это реальность. В данной ситуации проблемным полем является возможность имитации коммуникации, в них отсутствует смысл и ценности, ролевая дифференциация, произвольность выбора и т. д. Многолетний опыт работы (1993-2011) автора статьи показал, что если к детской прессе подходить как педагогическому феномену, обладающему огромным образовательно-воспитательным потенциалом, тогда у юных журналистов, находящихся в «сетях информации», естественным образом проявляется гражданская позиция и социальная зрелость.

Педагогический феномен детской прессы и ее образовательно-воспитательный потенциал заключается в следующем:

• в процессе участия детей в деятельности детской прессы востребуются социально значимые качества, образовательные компетенции;

• работа детей в разных структурных компонентах детской прессы (пресс-центрах, клубах юных журналистов, школьных редакциях, конференциях, семинарах, конкурсах и т. д.) обеспечивает освоение базовой системы универсальных учебных действий (требования федерального государственного стандарта содержания образования РФ);

• освоение процесса организованной подготовки и передачи информации, имеющего ценностно-смысловой план жизнедеятельности личности во всех сферах;

• необходимость реализации и наращивания интеллектуального и духовного потенциала личности и рабочей группы детей;

• канал передачи информации, средство коммуникации и познания мира;

• освоение особых, специфических приемов отображения действительности, картины мира, во взаимосвязи с собственными выразительными средствами, формами, способами контакта.

Детская пресса, становясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, активно взаимодействует как с компонентами информационного общества, адресованными юной аудитории (теле- и радиожурналистикой и т. д.), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой).

Специфической чертой развития детской прессы, начиная с 1960-1970-х гг., является процесс становления, формирования и развития самостоятельной юнкоровской прессы. Особенность юнкоровской прессы заключается в том, что на всех уровнях производственных процессов изготовления медиапродукции - от корректора, репортера до главного редактора - работают сами дети и подростки. Издания (школьные газеты) зачастую имеют официальных учредителей, издателей, которыми являются информационные агентства (редакции), образовательные учреждения. Руководят юными журналистами опытные медиапедагоги, руководители школьных СМИ, стремящиеся придать содержанию и форме школьных изданий профессиональный уровень.

Синтез традиционного и юнкоровского направлений в рамках единого информационного пространства позитивно влияет на многие стороны производства изданий. Меняются в лучшую сторону их структура, содержание, периодичность, объем информации, оформление, способы взаимодействия с аудиторией и т. д.

Рассмотренные выше особенности детской прессы, направления ее развития позволяют говорить о том, что детская пресса является особым социальным институтом, выполняющим по отношению к обществу определенные функции. Это информационная, воспитательная, образовательная, познавательная функции. К этой же группе мы относим и специальную функцию общения, целью которой является создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории.

Значительную роль в развитии детской прессы играет группа социокультурных, организаторских и гедонистических функций. Это объясняется особенностями детской психологии, для которой характерна достаточная размытость границ между процессами познания и развлечения. В то же время все большее значение для изданий детской прессы приобретает рекламно-справочная функция, так как целый ряд изданий для детей публикуют информацию утилитарного характера: практические советы, справочный материал и др. Детская пресса предоставляет юным журналистам возможности для самовыражения и самореализации, приучают к самостоятельности, тем самым обосновывая значимость группы организаторских функций детской прессы.

С развитием информационного общества необходимым становится осмысление этих функций с научно-методологических позиций педагогики, психологии, философии и т. д.

Необходимо отметить, что детская пресса становится лоцманом в информационном мире Бурятии. Это явление

есть особая форма своеобразной презентации современного подростка республики, один из главных способов познания и самопознания детей. Предметом детской прессы выступает сама жизнь детей, ее многообразное окружение, образ современного человека и др. Детская пресса помогает формировать, структурировать информационные потоки, вооружать детей знаниями, чтобы максимально облегчить им восприятие информации, употребление ее. Детская пресса представляет особый интерес в культурно-историческом аспекте. Она, как общественно-значимый продукт, сама есть показатель развития культуры, сформированности общественного сознания, патриотизма молодого поколения Бурятии в любви к Родине большой и малой. Транслируя максимум публицистической, беллетристической, научной информации всех сфер общественного бытия, адаптируя их к возрастным особенностям читателей в разные годы детства, обеспечивая соответствующие формы мышления и восприятия, содействует развитию и становлению личности, социализации юных граждан.

В отношении детей, которые заняты деятельностью детской прессы, можно сказать, что они постоянно духовно-нравственно обогащаются и развиваются. В процессе совместного творчества у детей гармонично развиваются душа, чувства, ум, разум. Детская пресса пробуждает сознание ребенка и активно формирует его мировоззрение. Юные журналисты учатся объективно информировать своих читателей, руководствуясь правилами, законами о СМИ, кодексом юного журналиста.

Таким образом, процесс развития детской прессы в Бурятии указывает на ведущие направления интеграции социальных институтов воспитания в информационном обществе. А перспективы развития социально-педагогического явления «детская пресса» объективно связаны с научно-методологическими основами информационного общества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доржиева Л. Б. Детская пресса как фактор формирования гражданственности школьников. Улан-Удэ: изд-во БГУ, 2007.

2. Доржиева Л. Б. Образовательно-воспитательный потенциал детской прессы в современной школе // Материалы Всерос. науч.-практ. конф., по-свящ. 85-летию БИПКиПРО. Улан-Удэ: Бурят. книж. изд-во, 2008. С. 184-187.

3. Доржиева Л. Б. Современная детская пресса: мо-ногр. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. с.-х. акад., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.