участники, что сказано), а затем анализируют ее (Как следует понимать выражение «командный голос»? Опишите манеру речи, которую можно так назвать. У кого обычно бывают такие голоса? Каких личностных качеств мы, как правило, ожидаем от людей с «командными голосами»? Почему генерал Трофимов требует от внука вырабатывать командный голос? Разве причина его приезда в училище - проблемы Вани с голосом? И так далее).
Рассуждая таким образом, учащиеся приходят к выводу: генерал Трофимов хочет, чтобы его внук умел отвечать за свои поступки. Его речевое намерение - напомнить Ване о необходимости воспитывать в себе умение переносить трудности с мужской твердостью, по-военному. Объяснять это мальчику в данный момент, в присутствии других людей, - все равно что «читать нотацию». И мудрый генерал, по мнению пятиклассников, выражает свое намерение имплицитно, помогая внуку успокоиться, взять себя в руки и достойно понести наказание за проступок.
На примере подобных риторических анализов с использованием видеофрагментов ребята учатся критически относиться к речевым поступкам, различать в речевых ситуациях полутона, оттенки смыслов и чувств, понимают, что прямолинейность и безапелляционность не всегда являются нашими союзниками в общении.
Таким образом, медиаобразовательные технологии (использование видеофильмов, видеосюжетов, создание и использование мультимедийных презентаций, анимаций) являются эффективным средством формирования коммуникативно-речевой среды на уроках риторики. Ме-дианаглядность обеспечивает яркость впечатлений обучающихся, необходимый положительный эмоциональный фон, доступность, полноту и точность учебной информации, позволяет развивать внимание, память и воображение школьников, умение наблюдать, сравнивать, обоб-
щать и делать выводы. Важно, что у школьников присутствуют позитивные эмоции и положительная мотивация к
обучению в целом и урокам риторики в частности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рос. пед. энцикл.: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Больш. рос. энцикл., 1993. Т. 1.
2. Федоров А. В., Челышева И. В. Сравнительный анализ медиаобразовательных моделей. Медиа-образование. 2007. № 2. С.52-86.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Нар. образ., 1998. 256 с.
4. Курцева З. И. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования. М.: Изд-во МИОО, 2007. 127 с.
5. Курцева З. И. Речевой поступок в педагогическом общении. М.: Баласс, 2010. 224 с.
6. Заика Ю. Р. Аудиовизуальная наглядность как средство создания коммуникативно-речевой среды на уроках риторики // Риторика как предмет и средство обучения: Материалы XV Междунар. науч. конф. (1-3 февр. 2011 г.) / под ред. Ю. В. Щербининой, М. Р. Савовой. М.: МПГУ, 2011. 149-155 с.
7. Гудилина С. И. Инновации в медиаобразовании (из опыта работы ГЭП «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения») // Образовательные технологии XXI века / под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М.: Изд-во Рос. акад. образования, 2009. С. 7-21.
8. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмот-ность: учеб. пособие для вузов. Таганрог, 2004.
ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ПРЕССЫ В БУРЯТИИ (обобщение опыта работы в период 1993-2011 гг.)
CHILDREN PRESS DEVELOPMENT IN BURYATIA DURING THE PERIOD OF 1993-2011
Л. Б. Доржиева
В статье изложены подходы успешного применения развития детской прессы как педагогического феномена, обладающего огромным образовательно-воспитательным потенциалом в развивающемся информационном обществе. Новизна и значимость статьи в том, что представлена авторская система детской прессы как особого социального института, выполняющего по отношению к обществу определенные функции.
Ключевые слова: детская пресса, процесс развития, информационное общество, совместное творчество, интеграция социальных институтов воспитания.
L. B. Dorzhieva
Approaches to successful use of children press development as a pedagogical phenomenon having great educational-bringing up potential in the developing informative society are given in the article. The author's system of children press having some definite functions in society is presented.
Keywords: children press, development process, informative society, joint activity, social upbringing institutes integration.
Сегодня в условиях информационного общества процесс развития детской прессы в рамках концепции модернизации отечественного образования приобретает особую актуальность. Формирование новой парадигмы управления развитием детской прессы ориентировано на интеграцию социальных институтов воспитания в информационном обществе через определение общих приоритетов. Анализ научно-педагогических источников показывает, что становление социально-педагогического явления «детская пресса» в конце XX и в начале XXI в. происходило в ответ на решение задач складывающегося информационного общества.
Усложнение информационных связей, расширение потенциальных возможностей социальных коммуникаций обусловили необходимость реализации потребностей и интересов детей к масс-медиа-источникам и информационным технологиям в рамках инновационного развития детской прессы. Сама структура информационного общества определяет механизмы включения ребенка в информационно-коммуникативное взаимодействие с окружающим миром. Таким образом, возможности развития детской прессы во многом зависят и от структуры информационного общества. Ее развитие мы рассматриваем также с позиции содержания информационного общества, в котором информация и знание (главные продукты производства информационного общества) умножаются в едином пространстве.
Развитие детской прессы в информационном обществе приводит к увеличению роли информации, знаний и информационных технологий в жизни детей. Возрастание числа детей, использующих информационные технологии, коммуникации и производства информационных продуктов и услуг помогает школе и обществу создавать особое социальное пространство, где ребята могут самореализовываться и выражать себя. Детская пресса сочетает в себе традиционные и электронные СМИ, создает единое информационное пространство Бурятии, которое обеспечивает эффективное взаимодействие детей, их доступ к информационным ресурсам и удовлетворение образовательных потребностей. В Республике Бурятия наблюдается высокий уровень насыщенности школьными газетами на русском, бурятском языках, в некоторых районах в местах компактного проживания эвенков имеются газеты на эвенкийском языке. Впервые автором был издан справочник школьных газет в 2004 г., тогда в республике насчитывалось 82 школьные газеты в образовательных учреждениях республики и города Улан-Удэ. В данное время собрана база данных и издан второй справочник школьных СМИ, где зафиксированы 202 школьные газеты в образовательных учреждениях республики. Инновационная деятельность детской прессы с каждым годом привлекает внимание большого числа педагогов республики, и это не удивительно, детская пресса продолжает развиваться, охватывая все новые направления. Необходимо отметить, что наряду с детской прессой в республике развивается школьные радио, телевидение, Интернет. Важно просле-
дить современные тенденции развития детской прессы, связанные с широким распространением информационных технологий, в результате получаем активных, информационно грамотных юных членов современного общества. Перспективы развития детской прессы предопределены началом перехода информационного общества к электронной демократии, электронному государству, электронному правительству, цифровым рынкам, электронным сетям.
Детская пресса с развитием Интернета уменьшает разделительную полосу между старшими и младшими поколениями, так как суть общения и взаимодействия не в техническом освоении Интернета, а в конгруэнтности (соответствии) личности информационного общества. На сегодня социальные сети для детей - это реальность. В данной ситуации проблемным полем является возможность имитации коммуникации, в них отсутствует смысл и ценности, ролевая дифференциация, произвольность выбора и т. д. Многолетний опыт работы (1993-2011) автора статьи показал, что если к детской прессе подходить как педагогическому феномену, обладающему огромным образовательно-воспитательным потенциалом, тогда у юных журналистов, находящихся в «сетях информации», естественным образом проявляется гражданская позиция и социальная зрелость.
Педагогический феномен детской прессы и ее образовательно-воспитательный потенциал заключается в следующем:
• в процессе участия детей в деятельности детской прессы востребуются социально значимые качества, образовательные компетенции;
• работа детей в разных структурных компонентах детской прессы (пресс-центрах, клубах юных журналистов, школьных редакциях, конференциях, семинарах, конкурсах и т. д.) обеспечивает освоение базовой системы универсальных учебных действий (требования федерального государственного стандарта содержания образования РФ);
• освоение процесса организованной подготовки и передачи информации, имеющего ценностно-смысловой план жизнедеятельности личности во всех сферах;
• необходимость реализации и наращивания интеллектуального и духовного потенциала личности и рабочей группы детей;
• канал передачи информации, средство коммуникации и познания мира;
• освоение особых, специфических приемов отображения действительности, картины мира, во взаимосвязи с собственными выразительными средствами, формами, способами контакта.
Детская пресса, становясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, активно взаимодействует как с компонентами информационного общества, адресованными юной аудитории (теле- и радиожурналистикой и т. д.), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой).
Специфической чертой развития детской прессы, начиная с 1960-1970-х гг., является процесс становления, формирования и развития самостоятельной юнкоровской прессы. Особенность юнкоровской прессы заключается в том, что на всех уровнях производственных процессов изготовления медиапродукции - от корректора, репортера до главного редактора - работают сами дети и подростки. Издания (школьные газеты) зачастую имеют официальных учредителей, издателей, которыми являются информационные агентства (редакции), образовательные учреждения. Руководят юными журналистами опытные медиапедагоги, руководители школьных СМИ, стремящиеся придать содержанию и форме школьных изданий профессиональный уровень.
Синтез традиционного и юнкоровского направлений в рамках единого информационного пространства позитивно влияет на многие стороны производства изданий. Меняются в лучшую сторону их структура, содержание, периодичность, объем информации, оформление, способы взаимодействия с аудиторией и т. д.
Рассмотренные выше особенности детской прессы, направления ее развития позволяют говорить о том, что детская пресса является особым социальным институтом, выполняющим по отношению к обществу определенные функции. Это информационная, воспитательная, образовательная, познавательная функции. К этой же группе мы относим и специальную функцию общения, целью которой является создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории.
Значительную роль в развитии детской прессы играет группа социокультурных, организаторских и гедонистических функций. Это объясняется особенностями детской психологии, для которой характерна достаточная размытость границ между процессами познания и развлечения. В то же время все большее значение для изданий детской прессы приобретает рекламно-справочная функция, так как целый ряд изданий для детей публикуют информацию утилитарного характера: практические советы, справочный материал и др. Детская пресса предоставляет юным журналистам возможности для самовыражения и самореализации, приучают к самостоятельности, тем самым обосновывая значимость группы организаторских функций детской прессы.
С развитием информационного общества необходимым становится осмысление этих функций с научно-методологических позиций педагогики, психологии, философии и т. д.
Необходимо отметить, что детская пресса становится лоцманом в информационном мире Бурятии. Это явление
есть особая форма своеобразной презентации современного подростка республики, один из главных способов познания и самопознания детей. Предметом детской прессы выступает сама жизнь детей, ее многообразное окружение, образ современного человека и др. Детская пресса помогает формировать, структурировать информационные потоки, вооружать детей знаниями, чтобы максимально облегчить им восприятие информации, употребление ее. Детская пресса представляет особый интерес в культурно-историческом аспекте. Она, как общественно-значимый продукт, сама есть показатель развития культуры, сформированности общественного сознания, патриотизма молодого поколения Бурятии в любви к Родине большой и малой. Транслируя максимум публицистической, беллетристической, научной информации всех сфер общественного бытия, адаптируя их к возрастным особенностям читателей в разные годы детства, обеспечивая соответствующие формы мышления и восприятия, содействует развитию и становлению личности, социализации юных граждан.
В отношении детей, которые заняты деятельностью детской прессы, можно сказать, что они постоянно духовно-нравственно обогащаются и развиваются. В процессе совместного творчества у детей гармонично развиваются душа, чувства, ум, разум. Детская пресса пробуждает сознание ребенка и активно формирует его мировоззрение. Юные журналисты учатся объективно информировать своих читателей, руководствуясь правилами, законами о СМИ, кодексом юного журналиста.
Таким образом, процесс развития детской прессы в Бурятии указывает на ведущие направления интеграции социальных институтов воспитания в информационном обществе. А перспективы развития социально-педагогического явления «детская пресса» объективно связаны с научно-методологическими основами информационного общества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Доржиева Л. Б. Детская пресса как фактор формирования гражданственности школьников. Улан-Удэ: изд-во БГУ, 2007.
2. Доржиева Л. Б. Образовательно-воспитательный потенциал детской прессы в современной школе // Материалы Всерос. науч.-практ. конф., по-свящ. 85-летию БИПКиПРО. Улан-Удэ: Бурят. книж. изд-во, 2008. С. 184-187.
3. Доржиева Л. Б. Современная детская пресса: мо-ногр. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. с.-х. акад., 2011.