Педагогические науки
УДК 373.5
Доржиева Людмила Будажаповна Lyudmila Dorzhieva
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОЙ ПРЕССЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ
THE INFLUENCE PECULIARITIES OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF CHILDREN'S PRESS ON PERSONALITY DEVELOPMENT
Выделяются стадии развития детской прессы в России от ученических рукописных изданий учащихся духовных семинарий, гимназистов реальных училищ, пионерских газет советского периода до современных изданий в рамках юнкоровского движения. Автор приводит примеры, иллюстрирующие влияние образовательно-воспитательных программ на развитие детской прессы Бурятии
Ключевые слова: детская пресса, образовательно-воспитательные программы, формирование гражданственности, развитие личности
Развитие личности детей в информационном обществе происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Факторами формирования гражданственности школьников являются процесс вовлечения их в общественную деятельность, результатом которой должен быть общественно значимый продукт (детская пресса); процесс социализации школьников в семье, социальной группе, гражданском обществе; общение с старшим поколением, сверстниками, пережитый личный опыт, средства массовой информации; активная гражданская позиция, проявление патриотических чувств.
Среди этих факторов важное место занимает воспитание, предполагающее создание условий для социальной активности школьников. Вместе с тем, на фор-
The influence peculiarities of educational potential of children's press on personality development are described. The analysis of foreign researchers' works is shown. The examples illustrating the influence of educational programs on children's press development are given
Key words: children's press, educational programs, formation of civic spirit, personality development
мирование сознания, духовных качеств, нравственной позиции, гражданского облика подрастающего поколения огромное влияние оказывают средства массовой информации, в частности, детская пресса. В обществе информационных технологий пресса — это канал формирования массового сознания, отдельных личностных качеств и личности в целом.
Детская пресса направлена на то, чтобы, транслируя максимум публицистической, беллетристической, научной информации всех сфер общественного бытия, адаптировать их к возрастным особенностям читателей в разные периоды детства, содействовать развитию и становлению личности, социализации юных граждан. Детская пресса становится способом самовыражения, фактором общественной жиз-
ни школьников, стимулирующим гражданскую активность молодежи, в том числе ее гражданскую позицию.
Детская пресса включает издания для детей и издания самих детей, подготовленные при их непосредственном участии. Основной специфической чертой современной детской журналистики является возникновение и успешное развитие самостоятельной юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях производства информационного продукта — от репортера до главного редактора — работают сами дети и подростки. В процессе социализации, активно воздействуя на окружающие обстоятельства, ребенок изменяется сам: индивидуализируются, социализируются его интересы, предпочтения, мотивы, выборы, поступки, поведение. Детская пресса в данном контексте является средством выражения собственных взглядов, интересов, отношений, убеждения, оказывая психологическое воздействие на школьников. Воздействие детской прессы на школьную аудиторию совокупно влияет на сознание, эмоционально-чувственную и психологическую сферы личности школьников, которое приводит к определенным изменениям отдельных их качеств, а также возникновению новообразований, что, в свою очередь, обеспечивает целостное развитие личности.
В основе процесса формирующего воздействия детской прессы лежит информация, специальным образом организованная, интерпретированная соответственно потребностям и возможностям потребителя. Основной функцией данного процесса является передача информации, способной воздействовать на сознание, интересы, мотивацию, поступки, направленность личности.
В информационном пространстве печать, радио, кино, телевидение, аудио-, видео-, компьютер и компьютерные сети являются одними из самых сильных средств формирования и утверждения духовных ценностей, средством оказания идеологического, политического воздействия на умы и чувства людей. Анализ, проведенный французскими учеными-социологами, сви-
детельствует, что деятельность по созданию прессы способствует формированию гражданской позиции детей и молодежи. Исследователи взяли за основу следующие факты: во время выборов на избирательные участки приходит менее половины молодого населения Франции; молодежь избегает вступать в политические партии и профсоюзы; во Франции (согласно опросу по программе «Европейские ценности») только 38 % людей 18...29 лет следят за новостями политической жизни по телевизору, радио, газетам, в Интернете.
По утверждению П. Брешона, директора Института политических наук Гренобля, представители юного поколения Франции «никогда не были фанатиками политики». Сегодня существует тенденция «интересоваться ею еще меньше», так как у молодежи существует «менее конформистское отношение к политике, они критичнее относятся к политическому классу и не ходят голосовать на выборы, если чувствуют политическую подоплеку». То есть речь идет об осознанном саботаже политической жизни, аполитичной гражданской позиции французской молодежи. Вместе с тем, французская молодежь стремится «сохранить широкое поле деятельности, принимать участие в политической жизни, оставаясь при этом свободной. Сам по себе показателен тот факт, что термин «участие» вызывает положительное отношение у 37 % опрошенных. И, наконец, 8о&е8 подчеркивает, что для французской молодежи гражданственность связана с инициативой, которая становится центральным мотором солидарности.
Во Франции при министерстве образования существует Центр связи между образованием и СМИ (директор Жак Гонне, профессор, педагог, журналист) . Центр организован в 1982 г. и имеет региональные отделения. Основные функции центра: способствовать развитию медиаобразова-ния, в частности, самодеятельной прессы в школах, в средних учебных заведениях, готовить педагогические кадры к этой деятельности, координировать связь между учебными заведениями и большой прессы,
проводить исследовательскую работу. Почти каждая школа во Франции имеет свои печатные газеты. Во Франции, например, в 1990-м г. отмечали 100-летие школьной прессы. Профессор Жак Гонне обнаружил печатные газеты, изданные французскими лицеистами еще в 1890-е г. И поэтому не случайно вопрос об издательской деятельности обсуждался во французской школе в середине 1920-х гг. В 1927 г. в Туре состоялся конгресс школьных издателей [№ 2, С. 76-77].
Януш Корчак (Польша) в 1921 г. также выступал за развитие «школьных газет». Центральной фигурой школьной газеты был секретарь, который, как переписчики книг в эпоху средневековья, имел основную цель — тщательно всё переписать. Корчак писал: «В средние века, когда не знали еще печати, переписчики пользовались не меньшим уважением, чем ученые и поэты. Отношение между письмом и печатью такое же, как между портретом, написанным художником и фотографией, ручной и машинной вышивкой. И только затем принтер выводит текст в выбранной форме с выверенным расположением колонок и титров, остается лишь разрезать напечатанный текст и собрать макет».
Последним словом в развитии детской прессы является телекоммуникационная газета. В коллеже Барбе в Бордо один из классов выпустил 16 номеров газеты Регионального центра педагогической документации (Centre Regional de la Documentation Pédagogique — CRDP).
По мнению Ж. Гонне, газета является педагогическим орудием выбора, а также средством открытости, неформального литературного и журналистского творчества, предоставляя ребенку возможность найти свою дорогу в потоке различных средств коммуникации.
«Людей молодых и совсем юных притягивает информатика, — объясняет Жак Ламбер, — и прежде, чем замкнуть обучение на компьютере, надо научиться использовать все разнообразие применения этой техники. Школьная газета, изготовляемая с помощью компьютера, может быть
отличным решением проблемы в будущем» [№ 1, С. 165-166]. Он, рассуждая об эволюции школьных газет, пишет следующее: «В школьных газетах всегда есть юные журналисты, которые с упоением пишут лишь о жизни класса, но общие тенденции развития прессы, реклама, увеличение доли графических элементов делают ребят более требовательными. Они хотят делать «настоящую газету». И это заставляет пересмотреть как «содержимое», так и «содержащее». К подстрекательству средств массовой информации, возможно, также добавляется эволюция самовыражения детей: в нашем жестком обществе, основанном на постоянной конкуренции, человек дважды подумает, прежде чем раскрыть состояние своей души. Содержательное самовыражение рискует быть стерилизовано новизной и заботой о форме. Время, уделяемое газете в классе, всегда было моментом ремесленнического счастья, одним из тех редких моментов, когда ребенок, подросток может изготовить свой собственный продукт. Профессиональная техника ввела в класс идею макета, эскиза. Развитие коммуникативной техники, очевидно, подталкивает учителя открыть свой класс прессе, информации».
Исследователи Европейского института средств массовой информации выделяют следующие функции средств массовой информации: расширение горизонта (взгляда на мир) потребителя информации, отражение плюралистического характера общества. Пресса призвана способствовать раскрытию и обогащению высших человеческих ценностей через транслирование, расширение общего интеллектуального, культурного, духовного пространства.
Исследования современных российских ученых (Л.А. Вяткиной, А.Я. Школьника и др.) показали, что российская детская пресса имеет значительно более древнюю историю, чем пресса в других странах. В России подобного рода издания существуют давно. Ученические рукописные издания учащихся духовных семинарий, гимназистов реальных училищ полу-
чили распространение с конца 1860-х гг. Первые рукописные школьные газеты появились еще в Царскосельском лицее (где в те времена учился А.С. Пушкин). Но в этот период своего развития газета была больше похожа на дружественный шарж с карикатурами и эпиграммами. В автобиографической повести А. Пантелеева «Республика Шкид» показано рождение школьной стенной газеты в середине 20-х гг. XX столетия, в которой большое место отводится эпиграммам и карикатурам. Но уже тогда прослеживалась основная цель газеты — информировать читателя, воспитывать его, воздействовать на него.
В Советском Союзе пионерские газеты были одним из основных, доступных источников информации для детей в период 30-х годов. Детская пресса в тот период тесно сотрудничала с другими общественными и государственными институтами. Следствием этого взаимодействия является упорядочивание структуры средств массовой информации и создание сети республиканских детских газет. Отмечая позитивный опыт, следует сказать, что в эпоху советского общества детская пресса являлась инициатором многих акций, кампаний среди школьников. Газеты были активными участниками школьной жизни, поднимали проблемы детей и молодежи. Детская пресса обеспечивала образование и воспитание школьников в духе ценностей советского общества. В силу своей доступности и близости к читательскому контингенту юношеские издания играли активную роль в формировании мировоззрения советских школьников. Важность детской печати как звена воспитательного, идеолого-пропаган-дистского комплекса того времени подчеркивается в государственных документах, правительственных постановлениях, периодической печати. Вместе с тем, детские издания тех лет не отличались оперативностью, информационная часть дублировалась, слабо освещалась местная тематика. Таким образом, феномен советской детской печати состоит в том, что она превратилась в один из механизмов воспитательной и пропагандистской системы.
В ходе изучения публицистической, научно-педагогической литературы мы выявили, что 60-80-е гг. XX в. в России характеризуются стабильностью, насыщенностью и полноценностью функционирования детской прессы. Именно в эти годы было сделано много творческих находок: детская пресса завоевала читательскую аудиторию, появились интересные жанры и направления. Многое, что делалось в эти годы, представляет собой ценный и положительный опыт для современной детской прессы. На начальном этапе своего развития школьная газета предназначалась только для исправления недисциплинированных учеников при помощи сатиры, а также в ее цели входило зорким глазом заметить и поощрить тех, кто хорошо учится. Но чаще всего на острие пера брались нерадивые ученики.
В условиях становления информационного общества развитие детской прессы во многих школах начинает распространяться юнкоровское движение. Школьники учатся писать сочинения в газетных жанрах, оформлять газету, правильно вести беседы с людьми (брать интервью), собирать, систематизировать материал, отражать в сочинениях разнообразные стороны действительности, редактировать написанное, слушать и фиксировать содержание докладов и радио-, телепередач, читать специальную литературу, периодическую печать и т.д. Юным журналистам в кружках прививается чувство авторского достоинства, развивается интерес к сочинению, воспитывается ответственность. Учащиеся учатся наблюдать окружающую жизнь и природу, участвуют в общественной жизни, изучают социум.
Мы проанализировали цели участия детей в деятельности детских объединений, организующих подготовку и выпуск изданий детской прессы. В опросе приняло участие 72 школьника, участвующих в объединениях детской прессы. Было выявлено, что только 26 % из опрошенных школьников в качестве целей своего участия в этой деятельности называют стремление попробовать себя в профессии журналиста. Большинство подростков стремятся
объединяться для выпуска газет с целью са- детей, которые через участие в этой де-
мореализации и общения с единомышлен- ятельности стремятся лучше узнать жизнь
никами (соответственно 40 и 42 %). Также (34 %). Результаты исследования приво-
отмечено достаточно большое количество дятся в таблице.
Цели участия школьников в объединениях детской прессы
Возможные ответы уч-ся 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. Итого, %
Желание стать журналистом 16 9 6 8 26
Самостоятельно делать, показать себя 21 14 13 12 40
Общаться 18 15 16 16 42
Узнать жизнь 12 12 11 16 34
Др. ответы 4 6 4 3 10
Анализ проведенного опроса позволил сформулировать главную идею построения модели гражданского воспитания детей в информационном обществе в процессе деятельности детской прессы. Школьники на основе взаимодействия с социальной микросредой и в процессе социального взаимодействия с взрослыми получают не только знания о социальных отношениях, но и реально реализовывают себя в качестве субъекта решения различных проблем информационного общества. Детская пресса является субъектом гражданского воспитания не только по отношению к ее участникам. Она существенно влияет на читателей детских изданий, помогая им разобраться в возникающих у них гражданских, личностных проблемах, а также в проблемах отношений с взрослыми и сверстниками.
С помощью образовательно-воспитательных программ лиги юных журналистов накапливается опыт влияния детской прессы на развитие личности детей. Лига юных журналистов начала свою деятельность в 1993 г. и вошла в реестр детских общественных организаций Государственного комитета по делам молодежи Республики Бурятия (ныне министерство образования и науки Бурятии) и является коллективным членом Лиги юных журналистов РФ.
Необходимо подчеркнуть, что идея создания программы «Я-улан-удэнец» возникла сразу после участия во всероссийском семинаре руководителей детских средств массовой информации, состоявшемся в
Москве. Подобные программы функционируют в Санкт-Петербурге, Казани, Томске, Самаре и других регионах России. В настоящее время, когда рушатся идеалы, необходимо помочь школьникам определиться в этом мире, стать социально активными гражданами Отчизны, своего народа. Формирование гражданственности предусматривает знание и уважение исторического прошлого, современной действительности своего и других народов, ориентацию в политико-правовых, национальных, религиозных вопросах, приобщение к культурным ценностям, а главное — осознание себя частью этого процесса.
Одна из задач современной школы — помочь школьникам определиться в этом мире, почувствовать себя жителем республики, страны, в которой они живут. В основу формирования гражданственности школьников в данной программе положен взгляд на Бурятию как на мир особой культуры, соединившей в себе Восток и Запад; как на социально-пространственную систему, несущую в себе могучий образовательно-воспитательный потенциал. Ведущая идея при этом — восприятие, сохранение и развитие духовной культуры зоны Байкала как величайшей исторической ценности, имеющей общенациональное и мировое значение.
Задачи проекта программы следующие:
— взаимодействие организации школьников с городом и республикой, которое способно стать определяющим в формиро-
вании его представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, свойственных цивилизованному человеку;
— развитие у школьников эмоционально-ценностных ориентиров через осмысление истории культуры Бурятии в контексте национальной, российской, европейской и мировой культур;
— содействие гражданственности школьников, сохранению его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, освоению им городского пространства и формированию образа своего города и Бурятии;
— воспитание в молодом жителе Бурятии реалистичности взглядов на состояние окружающей среды, привлечение школьников к исследованиям и оценке состояния и перспектив развития республики.
На первом этапе программы предусматривалось знакомство с городом. Стратегия знакомства с городом может быть разной, но организовать его необходимо не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном и поведенческом планах. Это помогает школьникам ощутить и пережить единение с городом, который для каждого свой и неповторимый. Например, путешествие по карте Улан-Удэ, пешеходные экскурсии «Первые шаги по городу», «Маршруты выходного дня» — семейные прогулки по городу, «Улан-Удэ в исторических хрониках» — автобусная экскурсия, фоторепортаж «Мы гуляли по Улан-Удэ», выставка рисунков «Мой город», сочинение «Как я вижу свой город», творческий диалог «История семьи в истории города» (Генеалогическое древо), классный час-мечта «Улан-Удэ: проект будущего», классный час-размышление «Что значит, быть улан-удэн-цем?» Школьники для своих публикаций выбирали героев, маршруты. После описывали свои впечатления, писали репортажи, интервью, готовили фотовыставки «Мой любимый город». На классных часах рассуждали о том, каким мечтают увидеть Улан-Удэ в будущем, размышляли о том, что значит быть улан-удэнцем. Школьники знакомились с историческим прошлым г.
Улан-Удэ, проводили большую поисковую работу и по результатам своих мини-исследований о людях, именами которых названы улицы города, вовлекаются в научно-практическую деятельность.
Большой интерес вызывала у школьников тема исторического прошлого Бурятии: этническое исследование — «Буряты — кто они?» «Старообрядцы — кто они?» с посещением этнографического музея (ста-
О О О о
рообрядческий, эвенкийский и бурятский комплексы), Нижней Иволги с посещением дацана, исторического центра Улан-Удэ с посещением музея города, православных храмов Улан-Удэ, культовых сооружений Улан-Удэ.
Третья часть программы посвящена культуре Бурятии: изобразительным страницам русского и бурятского искусства, выставочному залу, персональным выставкам художников Бурятии и т.д.
Особое внимание детей привлекали экскурсии ( в литературный музей и детскую библиотеку им. Бавасана Абидуева), просмотр и обсуждение спектаклей (в школьной «Театральной гостиной»). Улан-Удэ театральный: Бурятский театр оперы и балета (Международный фестиваль балетного искусства им. Л. Сахьяновой и П. Абашеева, Фестиваль оперного искусства, Национальный балет «Красавица Ангара», театр им. Н. Бестужева). Традиции театра. Музеи театра. Народные артисты Республики Бурятия и Российской Федерации. Театр бурятской драмы им. Хоца Намсараева. Классика и современность, а также значительное внимание уделялось теме «Бурятия литературная».
Экскурсии, идея поддержания интеллектуальных традиций Улан-Удэ, его академического, университетского духа может воплотиться в жизнь, если для школьников города знание превратится в нравственную ценность, а состояние ученичества станет органичным и необходимым на всех этапах жизненного пути. Темы экскурсий и лекций: академия наук Республики Бурятия на рубеже XXI в., вузы Улан-Удэ, традиции учебных заведений Улан-Удэ. Бурятский университет. История. Музей. Встречи с
преподавателями. Библиотека им. Горького. Посещение отдела редких рукописей. Бурятские научные школы: химиков, физиков, восточной медицины и др. Встречи с учеными Бурятии. Фотовыставка по результатам встреч с учеными «Науки юношей питают...».
В работе по направлению «Гражданин Бурятии — гражданин мира» актуален принцип: «Мыслить глобально — действовать локально». Жители Бурятии, вступив в XXI столетие, начинают сознавать себя как общность, ответственную за продолжение жизни на Земле, сохранение зоны Байкала, как зоны устойчивого развития наследия, имеющего мировое значение.
Постоянный диалог с общественными организациями, интересными людьми, построенный на отношениях партнерства, призван способствовать формированию гражданственности школьников, которые гордятся своей родиной, чувствуют личную причастность к ней, знакомы с ее историей, людьми.
В пресс-центрах школьники проходят учебу юных журналистов, они учатся писать статьи, доказательно и аргументировано подбирать факты, которые помогут ярче оттенить основную мысль статьи, четко формулировать мысль, доступно излагать материал, избегая штампов и клише. Школьники искренне, смело выражают свою точку зрения, сопереживают тем или иным событиям, происходящим в республике, стране, мире. Итогом работы становятся школьные газеты, буклеты, публикации, статьи.
Безусловно, данная программа требует творческого подхода, развивает самосознание, ответственность, помогает активно внедрять в школах культурное наследие своего народа, формирует гражданственность, патриотизм школьников. Реализация этой программы — шаг к проявлению в школах саморазвивающейся образовательно-воспитательной системы, в которой все: и учителя, и школьники, и родители — стали полноправными субъектами воспитания. Такой перспективный тип педагогического управления предполагает разнообразную,
достаточно свободную, творческую самоуправляемую деятельность школьников, сотворчество, партнерское взаимодействие, что способствует развитию творческой личности, гражданственности.
Также автор ссылается на опыт развития детской прессы в районах республики, где в начале 1990 г. стали появляться клубы юных журналистов. В 1993 г. появляется клуб юных журналистов (КЮЖ) и стенная газета «Ровесник» в Иволгинской средней школе № 1 Бурятии. Первым руководителем школьной газеты была учительница русского языка и литературы М.В. Золто-ева. В 1998 г. юнкоровское движение в Иволгинском районе Республики Бурятия продолжила И.В. Болонева. Здесь стала выпускаться новая стенная газета «Свеча», а на смену КЮЖ пришел ТОС (творческое объединение «Свеча»). Постоянными рубриками новой газеты стали: «Слово о лучших людях школы, поселка», «Школьные новости», «Заметки о природе», «Герои — рядом», «Литературная гостиная», патриотическая рубрика «Обелиск», «Жизнь поселка» и т.д. Анкетирование, проведенное среди учеников Иволгинской средней школы, позволило выяснить, что более 90 % учащихся читают школьную газету с интересом и удовольствием, с нетерпением ждут следующего номера. На вопрос «Нужна ли газета в школе?» школьники практически единогласно ответили, что не просто нужна, а необходима.
В Иволгинской средней общеобразовательной школе № 2 выпускается газета «Переменка» тиражом в 130 экземпляров. Это издание сравнительно молодое — первый выпуск вышел в декабре 2004 г. Членами редколлегии являются учащиеся 9-11 классов. Одной из задач газеты является формирование у учащихся духовности, чувства гражданственности. На страницах «Переменки» можно встретить публикации, приобщающие ребят к истории и культуре и общечеловеческим ценностям. Большое внимание уделяется вопросам морали, нравственности, духовному образованию, этике, эстетике, а также проблемам досуга, развлечений подростков. Этому посвящены
рубрики «Наши новости», «Это интересно знать», «К 60-летию Победы».
В 2003/04 учебном году для всестороннего изучения и создания банка данных детских газет в школах районов республики кафедра дополнительного образования БИПКиПРО провела исследование школьных газет. По данным результатов выпущен первый в республике справочник школьных газет «Новая пара: школа — газета». Тогда по нашим данным, в 11-ти районах республики выпускались 72 школьные газеты, объемом 2...20-ти страниц. В 1999 г. нами не было зафиксировано самодеятельных школьных газет в компьютерном исполнении ( набор, верстка, тиражирование) . В 2000 г. появились 12 школьных газет подобного типа, в 2002 г. - 43, в 2003 г. - 61,
в 2005 г. — 72 школьные газеты в Республике Бурятия. Тематика газет охватывает различные проблемы школьной жизни: воспитание любви к родному краю, уважение обычаев, традиций, литературное образование, экологическая культура, проблемы родного села, этнокультурные традиции и т.д. В процессе деятельности детской прессы такие материалы на страницах школьных газет способствуют формированию гражданственности, гражданских позиций, нравственных начал у школьников.
Таким образом, детская пресса существенно влияет на развитие личности детей, и особенности этого воздействия определяются образовательно-воспитательным потенциалом деятельности детской прессы.
Литература
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.
2. Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты: пер. с фр. / Под общ. ред. и вст. ст. В.А. Шари-кова. М.:ЮНПРЕСС, 2000. С. 76-77.
3. Доржиева Л.Б. Детская пресса как фактор формирования гражданственности Школьников. г.Улан-Удэ: БГУ, 2007.
4. Доржиева Л.Б. Современная детская пресса: монография. г. Улан-Удэ: БГСХА, 2011.
5. Доржиева Л.Б. Образовательно-воспитательный потенциал детской прессы в современной школе // Всерос. НПК, посвященной 85-летию БИПКиПРО. г. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 2008. С. 184-187.
6. Лактионов А. Информационное общество: Сб. — М.: АСТ, 2004.
7. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: МГУ, 1999.
8. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. М.: Дашков и К, 2003.
Коротко об авторе_
Доржиева Л.Б., канд. пед. наук, ст. преподаватель, председатель лиги юных журналистов Бурятии, заслуженный работник культуры Бурятии, Республиканский институт кадров управления и образования, г. Улан-Удэ Дом. тел.: 83012412923
Научные интересы: детская пресса, СМИ, меди-аобразование, воспитание
_Briefly about the author
L. Dorzhieva, Candidate of Pedagogical Sciences, senior lecturer, Republic Institute of management and education stuff, chief of the League of young journalists of the Republic of Buryatia, National Institute of Personnel Management and Education, Ulan-Ude.
Scientifics interests: children's press, mass media, media education, education