таввтеШа ^епе218, !ипкс1оп1гоуап1е, йаш-йэгтас11) : та;епа1у паиЛ.-ргак; вет1пага «Боугетеппа]а ресЬа!;' V коп1екв1е коттишка-11упуЬ рrосеssоv (коrроrаtivпуе та88теё1а)» / оtv. геа. В. 1а. Misопzhпiкоv. - БРЬ. : БРЬви, 2010.-8. 166-170.
3. Sidоrоvа, Т. I. Uпivеrsitеtsкое dепiе как iпstruтепt fоrтirоvапijа кофога-tivпоj кu1'turу vuzа [Jе1екtrоппуj rеsurs] / Т. I. Sidоrоvа // Jе1екtrоппуj аrhiv СКО UrFU. - иЯЬ : httр://е1аr.usu.ru/bitstrеат/1234.56789/3562/1/ urgu08525.pdf (аа;а оbrаshhепijа: 27.09.2011).
УДК 371.8
Людмила БудажаповнаДоржиева
Бурятский республиканский институт образовательной политики».
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ПРЕССЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В статье рассматривается актуальная проблема формирования ценностно-смысловых информационно-коммуникативных потребностей школьников. Автор статьи анализирует опыт работы детской прессы как пространство новых возможностей, способствующее формированию нового менталитета детей и молодежи, определяющее общество «завтрашнего дня». Результаты исследования помогут педагогам сориентироваться в инновационных инициативах детской прессы, показать положительную динамику ее развития в образовательных учреждениях. Удовлетворение и непрерывное развитие многообразия информационных потребностей детей и подростков во многом зависит от наличия государственной программы поддержки детской прессы как особого социального института воспитания и образования.
Ключевые слова: детская пресса, информационно-коммуникативное взаимодействие, интеграция, ценностно-смысловая информационная потребность.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием информационно-коммуникативных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, которые являются особо привлекательными для современных школьников. Мы наблюдаем, что использование этих технологий позволяют достигать высокого уровня эффективности при обучении школьников. На глазах меняется само содержание современного образования - оно уже является не только определенной суммой знаний, которое быстро морально устаревает, а включает «научение» школьников навыкам самостоятельного обучения. Внедряются в процесс обучения и воспитания образовательных учреждений информационные технологии, средства, продукции. Именно это становится основной задачей перед социальными институтами воспитания и образования.
В настоящее время, когда от человека требуются не только знания и умения, но и развитые личностные свойства, позволяющие ему активно включаться в творческую преобразующую
деятельность, внимание ученых, педагогов привлекает проблема изучения педагогического потенциала детской прессы и возможностей ее использования в процессе становления личности информационного общества. Инновационный процесс детской прессы как социального института воспитания имеет три вектора развития: постоянный и целенаправленный поиск социокультурных изменений, систематический и системный анализ этих изменений и теоретическое обобщение результатов анализа как источника новых идей и изменений, чтобы выйти на новый уровень развития. Детская пресса ключевой компонент сохранения национальной культуры, дает обогащения медийных знаний. Это есть, по сути, универсальный механизм модернизации любого социального института, в том силе и детской прессы.
Детская пресса содействует становлению общества открытого типа, в котором одной их важнейших задач является создание культурно-образовательного пространства, способствующего формированию нового менталитета детей и молодежи, определяющих общество
«завтрашнего дня». Мы приходим к пониманию, что настанет день, когда детская пресса уверенно шагнет в образовательные программы школ, так как положительная динамика использования детской прессы уже наработана, информационные технологии становятся ядром многих новых интеграционных комплексов школьных дисциплин, которые станут базой информационного общества.
Впервые в Бурятии прошел методологический семинар (11-12 мая 2012 г.) «Развитие детской прессы как социального института воспитания и образования», который позволил всем вместе обсудить актуальные вопросы, координировать действия и вырабатывать соответствующие рекомендации. На данном семинаре прошло обсуждение долгосрочной программы стратегического развития детской прессы до 2021 года, которая реализуется многими педагогами. Эта Программа является методологическим инструментарием функционирования социального института воспитания и социализации школьников «Детская пресса» в режиме развития. Программа представляет собою систему действий, мероприятий, направленных на эффективный и результативный переход социального института «Детская пресса» в новое качественное состояние к 2021 году на основе оптимального использования:
- методов стратегического, инновационного, производственного, научно-педагогического менеджмента;
- методов проектно-программного развития образовательно-воспитательных систем;
- идей, последних достижений и новшеств в области научно-методологического развития медиаобразования в РФ и зарубежье;
- механизмов регулирования общественных отношений в рамках программных действий, обеспечивающих стабильность, защиту прав всех участников программы.
В соответствии с Программой детская пресса как социальный институт со всей ответственностью участников и исполнителей на основе межведомственного подхода способствует решению важнейших общественно-государственных задач духовно-нравственного характера. Она также обеспечивает возможность самовыражения, самореализации юной личности и право каждого юного гражданина на получение полной, достоверной, качественной информации, важной для его полноценного развития, создает условия для прямого участия самих детей, в том числе через массовые
средства информации и коммуникации, в принятии решений, касающихся их настоящего и будущего. Детская пресса во взаимодействии с другими социальными институтами помогает школе и обществу создавать особое социокультурное пространство, где ребята могут самореализовываться и выражать себя. Реальная жизнь, повседневность в различных проявлениях, взаимодействиях - вот исходный момент для производства и предметной области детской прессы. От нее во многом зависит и качество контента школьных газет, и от предметной и познавательной компетентности ме-диапедагога, руководителя школьных СМИ и самих детей. Полезно учесть, что, сотрудничая со своей школьной газетой, ребята «добирают» по ходу своей работы специальные и конкретные знания. В свое время Л. С. Выготский сформулировал основную задачу педагогики будущего, в которой жизнь «раскрывается как система творчества».
Многообразная культурообразующая информационная продукция, создаваемая детской прессой, включает в себя, прежде всего, школьную газету. Это информационный канал представления о мире в целом, о его законах и требованиях, безгранично расширяющий ту среду, в которой живет школьник. Газета представляет собой синтез социального и детского творчества, способствует выработке личной позиции каждого подростка. Через школьную газету у него возникает и обобщенное представление о личности человека и о себе самом. Специфика школьной газеты состоит в том, что подросток выходит за рамки не только актуальной конкретной ситуации, но и окружающей его общественной среды и начинает мыслить и переживать себя как гражданин мира. Школьная газета содействует ускорению готовности детей к коммуникации, включающей механизмы интеллектуальной и социальной деятельности.
Все это приводит к тому, что формируется и удовлетворяется потребность школьников в рефлексии и самовыражении личной, общественной жизни, в проявлении своей позиции в информационном пространстве. Таким образом, у юного человека появляется ценностно-смысловая информационная потребность. Значение этой потребности проявляется в «возвеличивании» мысли подростка и помогает ей обрести смысл и существование в информационном пространстве.
Школьные газеты позволяют детям обрести и сохранить открытость мысли, без которой
личная свобода немыслима, становятся новым делом, источником знаний, интересов к серьезным темам, местом активной жизненной позиции. Когда школьники создают свою газету, то вряд ли задумываются о «вечном». Скорее всего, им хочется ответить на все свои «почему», открыть себя для внешнего мира и узнать, что они в этом мире не одни. Объединения детской прессы завоевывают авторитет среди сверстников лишь только в том случае, если поднимают на своих страницах общественные и личные проблемы и ищут пути их решения.
Однако у школьной газеты есть свои ограничения в удовлетворении определенных информационных потребностей читателей. Проблемной зоной является отсутствие возможностей удовлетворить сформированные ею потребности школьников в оперативной эмоционально-насыщенной информации. Детская пресса использует школьное радио для удовлетворения потребностей детей в быстрой доставке информации.
Программа радиопередач включает быстрые новости, объявления, песни по заявкам, поздравления с днем рождения и пр. Школьное радио также имеет собственные ограничения и не может удовлетворить растущие информационные потребности. Тем не менее, деятельность школьной газеты и школьного радио играет большую роль в формировании ценностно-смысловых информационных потребностей школьников, так как учат умению видеть, выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружение, заявлять о себе и других, о проблемах своих и других и т. д. Постепенно у детей и подростков возникает потребность в визуализации информационных потоков: видеть информаторов, сюжеты школьной жизни в разных контекстах (природа, театр, музей, уроки, семья, улица) и т. д. Радио и школьные газеты не могут удовлетворять эти потребности, возникает необходимость развития школьного телевидения (ТВ).
Школьное телевидение направлено на удовлетворение потребностей в визуализированной информации. Школьное ТВ по-новому структурирует информационное пространство, где ребята имеют больше возможностей для самореализации и выражения себя и других. Качество контента школьного ТВ во многом зависит от предметной и познавательной компетентности руководителя и самих юных журналистов. Продолжая сотрудничать со своей школьной газетой и школьным радио, ребята
«добирают» по ходу своей работы специальные и конкретные знания по телевизионной журналистике. Познавательные интересы доминируют в подростковом возрасте. Тематика школьных газет, радиопередач и телепередач для подростков дифференцирует интересы аудитории. Это связано с тем, что в подростковом возрасте возникает потребность в знаниях, выходящих за пределы школьной программы, появляется интерес к различным сферам деятельности, сферам материального или духовного производства - науке и технике, литературе и искусству, бизнесу и предпринимательству, спорту и пр. Если в детстве социальные отношения реализуются через игру, то в отрочестве это происходит через общение. У подростков формируется личная внутренняя позиция, ответственность за свои убеждения и способность отстаивать их. При этом для них важно услышать мнение других, увидеть другую точку зрения, но необходимо высказать и свою, и получить совет. Детям этого возраста характерно стремление к самоанализу и самооценке, высокая степень социальной активности.
В процессе деятельности растет потребность школьников в сетевой интеграции школьных газет, радио и телевидения, которые объединяются в школьные медиахолдинги. Школьные сетевые медиахолдинги содействуют развитию многообразия потребностей и интересов и устремлений большего количества детей разных образовательных учреждений.
Таким образом, школьный сетевой меди-ахолдинг способствует развитию многообразия информационных потребностей в познании себя через создание информационного пространства, объединяющего разные ценностно-смысловые информационные потоки для детско-юношеской аудиторий, для защиты гражданских прав подрастающего поколения, для расширения возможностей высказывать свое мнение или получить ответ по волнующим их вопросам и т. д.
Продуманная, целенаправленная, координация деятельности ведет к формированию единого информационного пространства. Решение проблемы связано с выходом детской прессы в Интернет - мировое информационное пространство - и установление в нем связей и отношений в процессе активного взаимодействия. В этих условиях детская пресса преобразуется в особый социальный институт воспитания и социализации, имеющий индивидуальные, корпоративные, государственные
сайты как коммуникативные каналы, развивающие и удовлетворяющие ценностно-смысловые информационно-образовательные потребности подрастающего поколения. Гарантиро-ванность удовлетворения и непрерывного развития такого многообразия информационных потребностей детей и подростков во многом зависит от наличия государственной программы поддержки детской прессы как особого социального института воспитания и социализации. Разработка таких социальных механизмов будет во многом определять развитие детской прессы на ближайшую перспективу и формирования ценностно-смысловых информационных потребностей детей и подростков современного информационного общества.
Список литературы
1. Доржиева, Л. Б. Современная детская пресса [Текст] / Л. Б. Доржиева. - Улан-Удэ : изд-во БГСХА, 2011.-246 с.
2. Доржиева, Л. Б. От детской прессы - к преобразованию будущего [Текст] / Л. Б. Доржиева. - Улан-Удэ : изд-во БГСХА, 2012. -108 с.
3. Гоне, Ж. Школьные и лицейские газеты [Текст] / Ж. Гоне. - М. : ЮНПРЕСС, 2000. -98 с.
Bibliography
1. Dorzhieva, L. В. Sovremennaja detskaja pressa [Tekst] / L. В. Dorzhieva. - Ulan-Udje : izd-vo BGSHA, 2011.-246 s.
2. Dorzhieva, L. B. Ot detskoj pressy - k preobrazovaniju budushhego [Tekst] / L. B. Dorzhieva. - Ulan-Udje : izd-vo BGSHA, 2012. - 108 s.
3. Gone, Zh. Shkol'nye i licejskie gazety [Tekst] / Zh. Gone. - M. : JuNPRESS, 2000. -98 s.
УДК 316.77
В. А. Кравчук
Киевский политехнический институт
ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫВ РАБОТЕ РЕДАКТОРА ПРИПОДГОТОВКЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХИЕРИОДИЧЕСКИХИЗДАНИЙ
В теоретических работах по редактированию, издательскому делу неоднократно описаны лингвистические факторы оценки и обработки текста и способы нахождения и устранения ошибок. В статье обращаем внимание на внетекстовые, экстралингвистические особенности современных специализированных периодических изданий: на целостность отдельного номера и общий образ издания.
Ключевые слова: специализированные СМИ, медиапсихология, медиаобразование, специальные знания.
В современном медиапространстве циркулирует множество информации, в связи с чем существует необходимость ее систематизировать. На рынке прессы это отражается в разнообразии специализированных изданий различной тематической направленности: спортивные (часто отдельно о футболе, баскетболе, «Формуле-1» и т. д.), о садоводстве, кулинарии, кино, об изобразительном искусстве. Таким образом, мы можем говорить о широком пласте современной периодики - специализированных периодических изданиях - со свои-
ми особенностями создания и закономерностями развития.
Общей теории допечатной подготовки периодических изданий, анализу типичных языковых ошибок посвящено большое количество исследований, в том числе диссертационных, как, например, Т. Г. Бондаренко «Типология языковых ошибок и их устранение в процессе редактирования журналистских материалов» [1], курс лекций А. Н. Васильевой «Газетно-публицистический стиль речи» [2], учебное пособие А. А. Капелюшного «Редактирование