Научная статья на тему 'Интеграция школьных детско-взрослых сообществ и школьных СМИ как фактор преобразования детской прессы в социальный институт воспитания и образования'

Интеграция школьных детско-взрослых сообществ и школьных СМИ как фактор преобразования детской прессы в социальный институт воспитания и образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ СООБЩЕСТВА / ИНТЕГРАЦИЯ / ДЕТСКАЯ ПРЕССА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / МЕДИАДОМ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INTEGRATION / SCHOOL PRESS AS SOCIAL INSTITUTION OF UPBRINGING AND EDUCATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INTERGENERATION DIALOGUE / INFORMATION SOCIETY / SCHOOL CHILDREN-ADULTS COMMUNITIES / MEDIAHOUSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доржиева Людмила Будажаповна

Отражен опыт интеграции школьных детско- взрослых сообществ и школьных СМИ. Автор раскрывает многообразие тенденций и потребностей в жизнедеятельности школьных детско-взрослых сообществ, которое требует соответствующего культурного пространства, где возможно осуществление сетевой информационно-коммуникативной де- ятельности всех участников сообществ. Затронуты вопросы развития детской прессы (школьного СМИ) как социального института, реализующего в отношении школьных детско-взрослых сообществ ведущие функции воспитания и образования. Дается описание процесса трансформации детской прессы в социальный институт, выполняющий новые функции и роли. Автор приводит примеры, раскрывающие идеи сетевого взаимодействия школьных детско-взрослых сообществ, привлечение их к инновационной деятельности по созданию модели общешкольного Медиадома

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of School Children-Adults Communities and School Press as a Factor of Transforming Children Press into Social Institution of Upbringing and Education

The experience of integration of school childrenadults communities and school press is shown in the article. The author reveals the diversity of tendencies and requirements in activity of school childrenadults communities which need cultural space where information¬communicative activity of all the participants is fulfilled. Some questions of children press (school press) development such as social institution playing important upbringing and educational functions are touched upon. The transformation process of school press into social institution having new functions and roles is described. The author gives the examples showing the ideas of net interrelation of school children-adults communities, their joining innovative activity to create a model of school Mediahouse

Текст научной работы на тему «Интеграция школьных детско-взрослых сообществ и школьных СМИ как фактор преобразования детской прессы в социальный институт воспитания и образования»

Педагогические науки

УДК 371.035. (571.54)

Доржиева Людмила Будажаповна Lyudmila Dorzhieva

ИНТЕГРАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ СООБЩЕСТВ И ШКОЛЬНЫХ СМИ КАК ФАКТОР ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ПРЕССЫ В СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

INTEGRATION OF SCHOOL CHILDREN-ADULTS COMMUNITIES AND SCHOOL PRESS AS A FACTOR OF TRANSFORMING CHILDREN PRESS INTO SOCIAL INSTITUTION OF UPBRINGING AND EDUCATION

Отражен опыт интеграции школьных детско-взрослых сообществ и школьных СМИ. Автор раскрывает многообразие тенденций и потребностей в жизнедеятельности школьных детско-взрослых сообществ, которое требует соответствующего культурного пространства, где возможно осуществление сетевой информационно-коммуникативной деятельности всех участников сообществ.

Затронуты вопросы развития детской прессы (школьного СМИ) как социального института, реализующего в отношении школьных детско-взрослых сообществ ведущие функции воспитания и образования. Дается описание процесса трансформации детской прессы в социальный институт, выполняющий новые функции и роли.

Автор приводит примеры, раскрывающие идеи сетевого взаимодействия школьных детско-взрос-лых сообществ, привлечение их к инновационной деятельности по созданию модели общешкольного Медиадома

Ключевые слова: школьные детско-взрослые сообщества, интеграция, детская пресса как социальный институт воспитания и образования, инновационное развитие, межпоколенческий диалог, медиадом, информационное общество

The experience of integration of school children-adults communities and school press is shown in the article. The author reveals the diversity of tendencies and requirements in activity of school children-adults communities which need cultural space where information—.communicative activity of all the participants is fulfilled.

Some questions of children press (school press) development such as social institution playing important upbringing and educational functions are touched upon. The transformation process of school press into social institution having new functions and roles is described.

The author gives the examples showing the ideas of net interrelation of school children-adults communities, their joining innovative activity to create a model of school Mediahouse

Key words: school children-adults communities, integration, school press as social institution of upbringing and education, innovative development, Media-house, intergeneration dialogue, information society

Целью данной статьи является раскрытие содержания процессов взаимодействия школьных СМИ и школьных детско-взрослых сообществ в контексте становления детской прессы как социального института воспитания и образования. Субъекты (школы) образовательной системы Республики Бурятия постоянно находятся в процессе культурно-образовательной эволюции инновационного движения регионального образования. Это движение включает также школьное детско-взрослое движение, которое в настоящее время стало принимать самые разнообразные формы — это школьные научно-образовательные сообщества, клубы по интересам, художественные студии, школьные СМИ, школьные лаборатории, учебно-производственные детско-взрослые образования, в том числе школьные СМИ и пр.

Если в традиционной форме детские сообщества являлись средой воспитания или средой расширения учебной деятельности детей под руководством учителей-предметников, то в условиях инновационного развития школ характер взаимоотношений учителей и школьников во внеурочное время стал существенно изменяться. Расширение школьных границ функционирования и развития детско-взрослых образований связано со следующими тенденциями:

— потребностью осмысления участниками школьных детско-взрослых образований собственной деятельности в более широком социокультурном контексте динамично развивающегося информационного общества;

— потребностью сохранения и развития многообразия и уникальности форм и стилей жизнедеятельности детско-взрос-лых сообществ;

— расширения диалогового взаимодействия субъектов детско-взрослых сообществ по поводу поиска решений общих и частных социальных проблем;

— усиления поиска разных путей удовлетворения все расширяющегося круга информационных потребностей и запросов со стороны социума школьных сообществ;

— профориентационное усиление целей и задач, технологий их реализации де-тско-взрослыми сообществами;

— усиления потребностей в системном и систематическом обмене ценностно-смысловым опытом жизнедеятельности де-тско-взрослых сообществ,

Такое многообразие тенденций и потребностей в жизнедеятельности школьных детско-взрослых сообществ требует соответствующего культурного пространства, в котором возможно осуществление сетевой информационно-коммуникативной деятельности всех участников этих сообществ. Социокультурное насыщение такого пространства обеспечивается ценностями, смыслами, идеями, проектами каждого школьного де-тско-взрослого сообщества, новыми социальными отношениями, требующими быстроты и эффективности информационного обмена опытом и ресурсами и т.д.

Данное положение обуславливает формирование группы лиц, которая выполняла бы определенные для такого важного общественного дела социальные функции. Основной функцией должно стать удовлетворение и реализация перечисленных потребностей и тенденций. На наш взгляд, это возможно лишь на основе развития детской прессы (школьного СМИ) как социального института, реализующего в отношении школьных детско-взрослых сообществ следующие ведущие функции:

— закрепления, воспроизводства и развития социальных отношений между школьными детско-взрослыми сообществами;

— регулятивная, состоит в том, что функционирование школьных СМИ как социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами школьных детско-взрослых сообществ путем выработки сетевых информационно-коммуникативных моделей поведения;

— интегративная, включает процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности школьных детс-ко-взрослых сообществ и их членов, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей;

— транслирующая роль. Школьное детско-взрослое сообщество не может развиваться, если не будет возможности передавать свой собственный социокультурный опыт другим.

Процесс трансформации детской прессы в социальный институт, выполняющий новые функции и роли, можно рассмат-

о /~1 о

ривать как двоякий. С одной стороны, это изменение функций и роли как института воспитания и образования, а с другой — влияние детской прессы на социальную систему школьных детско-взрослых сообществ как во внутренней среде, так и во внешней.

Таким образом, социальное воздействие детской прессы как социального института воспитания и образования в рамках сетевой интеграции школьных детско-взрослых сообществ заключается в его активном участии в формировании мировоззрения детей и подростков. Сила воздействия увеличивается, так как ценностно-смысловой план жизнедеятельности детской прессы формируется на основе целостности взаимообусловленности и взаимодействия ее внутренней и внешней среды, тенденций развития информационного общества и ключевых задач детской прессы (рис. 1).

Рис. 1

Организационно-управленческий потенциал школьных СМИ по преобразованию в социальный институт реализуется поэтапно по принципу «от простого — к сложному». Так, например, через интенсивное научно-популярное информирование всех участников образовательного процесса об идеях сетевого взаимодействия школьных детско-взрослых сообществ, привлечение их к инновационной деятельности по созданию модели общешкольного Медиадома (рис. 2).

Особенностями функционирования общего медиадома являются:

— межличностные общения среди членов школьных детско-взрослых сообществ и равноправный диалог;

— информационное взаимодействие, а не совокупность школьных компьютеров, Интернета, мобильной связи и других средств определяет формирующееся новое сетевое сообщество школьных детс-ко-взрослых сообществ как информационно-коммуникативное. Рождается, по сути,

новая школьная цивилизация — диалоговая цивилизация;

— разработка комплекса проектов и программ, обеспечивающих методологические основы развития социокультурной диалоговой деятельности школьных детско-взрослых сообществ и их членов в сетевом режиме. Научно-методологический ресурс постоянно обогащается и наращивается через усиление взаимодействия структурных элементов Медиадома с разными социальными институтами воспитания и образования (ОУ, вузы, ССУЗы, НЦ и др.) на договорной основе;

— координационный центр Медиа-

Круг ключевых компетенций сетевой деятельности в разных зонах Медиадома разный и поэтому могут возникать проблемы:

— разработки и освоения, а также контекстного осознавания понятийно-категориального аппарата культурного пространства Медиадома;

— различения способов и методов теоретического освоения и практического применения ресурсов (медиапродукции и ме-

дома формирует и организует работу Су-пермедиамаркета. В его ассортимент входят концепции развития детско-взрослых сообществ, идеи и идеалы, принципы и стандарты, базовые модели проектов и программ, опытные образцы научно-методических разработок, позволяющие взрослым и юным исследователям, проектировщикам, конструкторам варьировать форму и содержание, совершенствовать и конструировать технологии, интерпретировать концепции и идеи, моделировать новые образцы и т.д. в зависимости от их особенностей и направленности опыта и запросов, ресурсов и потенциала.

диауслуг), приобретенных в Супермаркете;

— в понимании и интерпретации полезных ссылок, содержания блогов.

В связи с этим необходимо непрерывно усиливать организационно-методологический ресурс Медиадома, актуализировать потенциал, преобразовывать затем его в используемый ресурс через:

— постоянное привлечение лидеров и консультантов-методологов, экспертов к

Контакты с детско-взрослыми сообществами (ДВС), договора, проекты, описание деятельности, медиалидеры (ЮЖ)

Информационный раздел сайта, его содержание

кц

Координационный центр

Суп ер медиа маркет

Медиалидеры ДВС могут вести свои блоги на разные темы: проблема, проект, здоровье, спорт, бизнес, наука,

саморазвитие,

ОБЩИИ МЕДИ АДОМ

Блоги

Наши или другие сайты ИО на разные темы

Полезные ссылки

Ассортимент медиапродукции,

медиауслуг. ДВС,

менеджеры по обмену

Форум

Общение членов ДВС и посетителей сайта на любые темы,

разрабатываемые ДВС, модераторы форума

Рис. 2

процессу формирования и развития соответствующих компетенций. Это направление реализует координационный центр (КЦ) Медиадома, оно представляет модуль «Научный консультант», который есть живая научно-методическая инфраструктура координационного центра, вбирающая в себя управление подготовкой и развитием кадров школьных детско-взрослых сообществ, управление научными ресурсами и сетью школьных лабораторий и школьных опытно-экспериментальных площадок;

— медиасеминаров, диалоговых переговорных площадок, моделирующих игры и пр.;

— поддержку общественных инициатив, комплексное сопровождение в меру необходимости и достаточности.

В ситуации активной жизнедеятельности Медиадома появляются новые лидеры, которые готовы объединиться в команду для создания новшеств, новых зон Медиадома или для организации новых детско-взрослых сообществ. Есть также лидеры-пионеры, которые, как правило, создают новые плацдармы, укрепляют их, дают другим обосноваться на них, выстроить структуру, а сами пойдут дальше, ища и находя новые точки роста ( физические вакуумы), в которых возможно возникновение пространства новых событий, новых смыслов, новых идей. И этот процесс непрерывный, он реализует идею непрерывного медиаобразования членов школьных детско-взрослых сообществ как основу новой диалоговой цивилизации.

Медиадом как процесс и результат сетевой интеграции детской прессы и школьных детско-взрослых сообществ обладает способностью перерабатывать большие объемы информации в сжатые сроки, концентрировать внимание и создавать актуальные зоны как культурное пространство. Такая способность достигается разными путями — практиками и проектами. У детской прессы как социального института воспитания и образования имеется опыт индивидуального и коллективного моделирования и проектирования социообразовательных и социокультурных пространств, их струк-

турирования, организации новых смыслов, ценностей, установок.

Основным органом управления Меди-адомом является координационный центр детской прессы. Как социальный институт он выполняет следующие основные функции: формирование, становление и развитие единого культурного пространства школьных детско-взрослых сообществ; информационный мониторинг инновационной деятельности детско-взрослых сообществ; создание и развитие единой системы средств массовой коммуникации (СМК) Медиадома:

а) со СМИ;

б) с разными сферами общественной жизни;

в) с вузами и другими научно-образовательными субъектами;

г) с социальными сетями информационного общества и пр.

Таким образом, предметом интегра-тивной деятельности детской прессы как социального института становится создание социальной системы информационно-коммуникативных отношений и взаимодействий детско-взрослых сообществ в сетевом режиме. Механизмом социокультурного развития детско-взрослых сообществ является общий Медиадом, то есть целостная совокупность сетевых отношений и сетевых взаимодействий школьных детс-ко-взрослых сообществ между собой и их с информационным обществом. Динамика расширения культурного пространства Ме-диадома представляет поэтапный процесс включения школьных детско-взрослых сообществ в сеть и приобретения ими своего места и роли в Медиадоме.

Перспективные направления развития деятельности Медиадома:

— усиление потенциала развития дистанционных технологий общения научно-образовательных сообществ в связи с:

а) территориальным разобщением;

б) экономией времени;

в) недостаточно научным потенциалом кадров;

— усиление роли и влияние системы вузов на развитие научно-образовательного

пространства взрослых и детей на основе сетевого взаимодействия;

— разработка технологии внедрения в практику разных концептуальных основ развития содержания научно-образовательного пространства Медиадома;

— исследование и создание реальных условий как предпосылки для осуществле-

ния совместной научно-образовательной деятельности на базе сети Internet, т.е. по сути, виртуального движения всех заинтересованных субъектов г. Улан-Удэ, Республики Бурятия, России в виртуальном научно-образовательном пространстве общего Медиадома.

Литература

1.Доржиева Л.Б. Детская пресса как социальный институт воспитания и образования в информационном обществе // Улан-Удэ: БГСХА. 2011. 256 с.

2.Доржиева Л.Б. От детской прессы — к преобразованию будущего. Улан-Удэ: БГСХА. 2012. 108 с.

3. Журналистика в 2012 г.: социальная миссия и профессия. сб. матер. междунар. научн.-практ. конф. М.: Факультет журналистики МГУ. 2013. 504 с.

4. Збровский Г.Е. Образование от ХХ к XXI веку. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 301 с.

5. Молодежь и медиа. Экология медиапро-странства: матер. 2-й междунар. науч.-практ. конф. М., 2012. 496 с.

6. Социальная миссия и профессия // Журналистика — 2012: матер. междунар. науч.-практ. конф. М., 2013. 504 с.

7. Саймон Б. Общество и образование. М.: Прогресс, 1989. С. 30.

8. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.,1969. С. 32-37.

_ Bibliography

1. Dorzhieva L.B. Detskaya pressa kak socialny institut vospitaniya i obrazovaniya v informatsionnom obshhestve // Ulan-Ude: BGSHA. 2011. 256 s.

2. Dorzhieva L.B. Ot detskoy pressy — k preobra-zovaniyu budushhego. Ulan-Ude: BGSHA. 2012. 108 s.

3. Zhurnalistika v 2012 g.: socialnaya missiya i professiya. sb. mater. mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. M.: Fakultet zhurnalistiki MGU. 2013. 504 s.

4. Zbrovskiy G.E. Obrazovanie ot XX k XXI veku. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. prof.-ped. un-ta, 2000. 301 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Molodezh i media. Ekologiya mediaprostrans-tva: mater. 2-j mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 2012. 496 s.

6. Socialnaya missiya i professiya // Zhurnalis-tika — 2012: mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 2013. 504 s.

7. Saymon B. Obshhestvo i obrazovanie. M.: Progress, 1989. S. 30.

8. Schepanskiy Ja. Eelementarnye ponyatiya so-ciologii. M.,1969. S. 32-37.

Коротко об авторе _

Доржиева Л.Б., канд. пед. наук, редактор, ст. преподаватель республиканского института кадров управления и образования, председатель лиги юных журналистов Бурятии, заслуженный работник культуры Бурятии, России LDorzh@mail.ru

_ Briefly about the author

L. Dorzhieva, Candidate of Pedagogic Sciences, senior teacher, editor-in- chief of the young journalists' league of the Buryatiya Republic, Republic Institute of Management and Education staff

Научные интересы: исследование детских СМИ, практические учебные разработки для руководителей детских СМИ

Scientific interests: study children's mass media, practical training development for leaders of children's mass media

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.