Научная статья на тему 'Методологические основы развития детских информационных объединений в современном обществе'

Методологические основы развития детских информационных объединений в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ПРИНЦИПЫ / CHILDREN INFORMATION ASSOCIATIONS / INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE INTERACTION / INTEGRATION / LAWS / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доржиева Л. Б.

В статье рассматривается актуальная проблема развития деятельности детско-взрослых информационных сообществ, которые содействуют становлению открытого информационно-коммуникативного (диалогового) пространства и могут эффективно решать проблемы воспитания индивида, способного к самостоятельному мышлению, формированию ценностносмысловых информационных потребностей. Автор анализирует опыт работы детско-взрослых информационных сообществ, способствующей формированию нового менталитета детей и молодежи, определяющего общество «завтрашнего дня». Результаты исследования показывают положительную динамику развития детских информационных объединений в образовательных учреждениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS OF DEVELOPMENT OF CHILDREN INFORMATION ASSOCIATIONS IN CONTEMPORARY SOCIETY

The article considers the actual problem of activity development of information communities for children and adults that contribute to the formation of open information and communication (dialog) space and can effectively solve the problems of individuals education that is capable of independent thinking and of the formation of value and meaning information needs. The author analyzes the experience of information communities for children and adults that promote formation of a new mentality of children and youth which defines the society of „tomorrow. The research results show the upward trend of childrens information associations development in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Методологические основы развития детских информационных объединений в современном обществе»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон об образовании в Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. № 273-Ф3. М.: ТЦ «Сфера», 2013. С.95.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: проект [Электронный документ]. URL: http://kortobra zovanie.ucoz.ru/novosti/13.06.14-fgos-do.pdf (дата обращения: 29.01.2014).

3. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 144 с.

4. Землянская Е. Н, Дмитриева О. А. Использова-

ние технологии тьюторского сопровождения в образовательном пространстве начальной школы полного дня // Вестн. ун-та. Гос. ун-т управления, 2012. № 18.

5. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2009. 72 с.

6. Прохорова С. Ю, Нигматулина Н. В., Евстигнеева В. И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2012. 104 с.

7. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт.-сост. Е. В. Шитова. Волгоград: Учитель, 2009. 169 с.

УДК 374.1 ББК 76.00

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

METHODOLOGICAL BASIS OF DEVELOPMENT OF CHILDREN INFORMATION ASSOCIATIONS IN CONTEMPORARY SOCIETY

Л. Б. Доржиева

В статье рассматривается актуальная проблема развития деятельности детско-взрослых информационных сообществ, которые содействуют становлению открытого информационно-коммуникативного (диалогового) пространства и могут эффективно решать проблемы воспитания индивида, способного к самостоятельному мышлению, формированию ценностно-смысловых информационных потребностей. Автор анализирует опыт работы детско-взрослых информационных сообществ, способствующей формированию нового менталитета детей и молодежи, определяющего общество «завтрашнего дня». Результаты исследования показывают положительную динамику развития детских информационных объединений в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: детские информационные объединения, информационно-коммуникативное взаимодействие, интеграция, закономерности, принципы.

L. B. Dorzhieva

The article considers the actual problem of activity development of information communities for children and adults that contribute to the formation of open information and communication (dialog) space and can effectively solve the problems of individual's education that is capable of independent thinking and of the formation of value and meaning information needs. The author analyzes the experience of information communities for children and adults that promote formation of a new mentality of children and youth which defines the society of „tomorrow". The research results show the upward trend of children's information associations development in educational institutions.

Keywords: children information associations, informational and communicative interaction, integration, laws, principles.

Сегодня в условиях динамично меняющегося информационного общества актуальной становится задача - воспитать активного индивида, научить самостоятельно мыслить и сознательно принимать собственные решения и действовать, и в то же время формировать у него способность оставаться самим собой в той или иной жиз-

ненной ситуации. Это связано с тем, что если до сих пор человек мог за свою жизнь реализовать одну или несколько социальных ролей, то в настоящее время усиливается тенденция непрерывного обновления и увеличения количества этих ролей. Данное положение негативно воздействует на естественное состояние индивида - быть самим собой,

вследствие чего возникает проблема сохранения и поиска самого себя, обретения устойчивости в условиях искусственного «заталкивания» его в разные колеи универсальных учебных и профессиональных действий.

Изучение этой проблемы позволило по-новому взглянуть на сущность и содержание педагогического потенциала школьных детско-взрослых информационных сообществ, выявление их влияния на расширение возможностей социализации юного человека в единстве воспитания и преобразования его чувств (любви, сострадания, доброты и др.) с процессом не только понимания информации, но и участия в создании информации. Все это требует от индивида искусства проживания и переживания события, а также умения интерпретировать его, преобразовывать в сообщение (текст). В этом контексте детско-взрослые информационные сообщества, с одной стороны, приобретают статус соци аль но-педа гогиче ского явления, а с другой стороны, способствуют развитию целостности и полноты внутреннего мира детей.

В плане нашего исследования под детским информационным объединением мы понимаем добровольное, управляемое (самоуправляемое) формирование, созданное по инициативе детско-взрослых сообществ: юные журналисты и их руководители, школьные редакции, пресс-центры, клубы и др., объединяющиеся по возможности решать актуальные социокультурные проблемы сообщества, удовлетворять их запросы социально активной информацией. Они, используя информационные технологии, реализуют эту миссию, заполняя существенные пробелы школьного образования по подготовке «информационных» детей. Детские информационные объединения (далее - ДИО) обладают рядом достоинств, по сравнению с другими, поскольку служат проводником целостного влияния информационного общества на процесс формирования гражданственности: имеются условия для самовыражения, самореализации личности ребенка в информационном обществе; возможно прямое участие ребенка как гражданина в принятии решений, касающихся их настоящего и будущего через средства массовой информации и массовой коммуникации; организуется получение детьми и подростками полной, достоверной, качественной информации. Становление гражданского самосознания детей и подростков в аспекте развития современного информационного общества представляет собой особую деятельность ребенка по усвоению социально-правовых норм и ценностей, выработке культуры индивидуального способа жизнедеятельности согласно собственным природным задаткам и потребностям на основе взаимодействия с социумом.

Многолетний опыт работы показывает, что инновационный процесс развития ДИО в образовательных учреждениях имеет положительную тенденцию, выводит школу на новый уровень информационного развития, как ключевой компонент сохранения информационной культуры, дает большой импульс для обогащения информационных знаний. В процессе деятельности ДИО дети обучаются эффективно, комплексно использовать различные виды информации, то есть

создается для них благоприятная «информационно богатая среда».

В качестве общенаучной основы концепции деятельности детско-взрослых сообществ выступают социокультурный подход, теоретико-методологической стратегии - сетевой подход, практико-ориентированной тактики - коммуникатив-но-деятельностный подход. Реализация данных подходов позволяет осуществить выбор цели, задач, способов и содержания деятельности детских информационных объединений, обеспечивающих социализацию личности ребенка.

Также нами выделены универсальные закономерности деятельности ДИО , выступающие в качестве основы ее развития. Ядро концепции составляет совокупность закономерностей:

а) непрерывное развитие информационно-коммуникативной деятельности социума влияет на тенденции развития внутриличностного, межличностного и межпоколен-ческого диалога субъектов информационного общества;

б) систематический и системный анализ изменений в социуме, проблемно-теоретическое обобщение результатов анализа влияют на непрерывный и целенаправленный поиск субъектов новых изменений;

в) реализация функций по обеспечению социума полной, достоверной информацией, самовыражения его, возможностей прямого участия в выборе и принятии общественно значимых решений влияет на стабилизацию и устойчивость информационных каналов как нравственной общечеловеческой ценности;

г) постоянная и целенаправленная проба, практика, проектная деятельность ДИО влияет на структуру, содержание и направленность ценностно-смысловых планов жизнедеятельности субъектов информационного общества.

Детские информационные объединения, занимающиеся организацией и сопровождением воспитательно-образовательной деятельности участников с использованием рассмотренных управленческих и педагогических технологий, организуют деятельность на основе учета следующих принципов.

Принцип ответственности: быстрая переориентация на изменяющиеся потребности, запросы, интересы детей и подростков; непрерывное отслеживание соответствия промежуточных и конечных результатов целям деятельности; быстрая передача и получение информации по соответствующим каналам; принятие управленческих решений на основе конкретных массивов фактов и данных; быстрое обучение и непрерывное улучшение личных стратегий, при необходимости - немедленный от них отказ.

Принцип ресурса: способность к оптимальному распределению ресурсов детских информационных объединений и к быстрому привлечению дополнительных ресурсов; способность к преобразованию человеческого ресурса в ведущий ресурс.

Принцип непрерывности связей: способность к установлению, поддержке и развитию связей с общественностью; способность к стимулированию общественности к

генерированию идей и инициатив; к преобразованию жалоб в конструктивные предложения.

Принцип командной индивидуализации: способность к командным действиям в режиме максимальной индивидуальной самоотдачи; способность к быстрому сетевому обмену ресурсами с целью достижения общей цели.

Содержательно-смысловое наполнение концепции представляет собой идеальное содержание, сущность концепции, выраженное в механизмах, процедурах, средствах практического использования ее теоретических положений. Содержательно-смысловое наполнение концепции представлено моделью управления деятельностью ДИО в процессе социализации ребенка.

Мы видим, что на глобальном уровне развитие информационного общества характеризуется сильным влиянием информационно-коммуникативных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, которые являются особо привлекательными для современных детей и подростков. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленная работа по организации информационной подготовки детей. Окружающая среда стремительно изменяется в связи с постоянным общением детей в Интернете. Дети все больше времени проводят за пределами традиционной учебной среды - школы. Отмечается, что в связи с возрастанием влияния информационных средств, все больше детей воспитываются в Интернете и на компьютерных играх. Следует отметить, что именно информационное взаимодействие, а не компьютеры, Интернет, мобильная связь определяют формирующееся новое общество как информационно-коммуникативное.

Информационные технологии содействуют максимальному раскрытию возможностей человека и реализации его исключительно благих целей. Люди, научившиеся использовать в работе информационные источники, могут быть названы информационно грамотными.

Но на практике дети демонстрируют разную степень информационной грамотности, это зависит от их окружения и потребностей. Зачастую дети и их родители путают цифровую грамотность (узкий набор навыков технического характера) и не очень осознают свою информационную безграмотность. Анализ эмпирических данных показал, что уровень подготовки информационного обучения детей в целом остается неоправданно низким. Обнаружены серьезные проблемы - это отсутствие профессионально подготовленных кадров, необходимой учебно-методической литературы, программы. Неподготовленность детей основам детской журналистики, информационным знаниям, грамотности объясняется тем, что нет системности, последовательности при обучении информационным знаниям, умениям, разрозненности усилий руководителей детских информационных объединений.

Для выстраивания оптимального информационно-коммуникативного взаимодействия детей и подростков и общества необходимы системные изменения образовательной, информационной среды детей, в том числе в образовательных учреждениях. В этом плане важным и цен-

ным является опыт инновационных ДИО, которые инициируют и поддерживают детей и подростков в формировании информационной грамотности, включая детей в эту интегративную, творческую форму общения, социализации. Также он способствует приоритетному восприятию общечеловеческих ценностей на основе диалектического развития позиции индивида, способствующего формированию собственных ценностей, упорядочиванию собственного внутреннего мира, различению и осознанию социальной значимости своих поступков и их мотиваций.

Динамично меняющееся информационное общество становится интегральным личностным фактором развития информационной деятельности индивида, порождающим широкий ценностно-смысловой спектр. При этом ответственность за качество выпускаемой и употребляемой продукции, осознанное отношение к своим социальным ролям, прежде всего перед собой, затем перед тем или иным информационным сообществом, становится средством изменения структуры и содержания организованности и дисциплинированности индивида.

В процессе деятельности детско-взрослые информационные сообщества содействуют становлению открытого информационно-коммуникативного (диалогового) пространства, в котором может эффективно решаться проблема воспитания индивида, способного к самостоятельному мышлению, к осознанию собственных чувств, мыслей и действий, их трансформации в контексте любви и понимания к другому. Новый юный человек нового тысячелетия - это человек с новым менталитетом, новым сознанием, стремящийся к единению с другими на основе трансформации негативных чувств в позитивные (любовь, радость, доброта, сострадание и др.). Многообразие школьных детских информационных объединений предопределяет гармонию общества «завтрашнего дня». Это своеобразная стратегия, без которой человечеству XXI в. трудно понять внутренний и окружающий мир человека, дать ему шанс быть самим собой и обрести собственную целостность и полноту.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доржиева Л. Б. Детская пресса как социальный институт воспитания и образования в информационном обществе. Улан-Удэ: изд-во БГСХА. 2012. 256 с.

2. Доржиева Л. Б. От детской прессы - к преобразованию будущего. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА. 2012. 108 с.

3. Мониторинг и анализ московского информационно-образовательного пространства: Результаты социологических исследований и программирования / С. Цымбаленко, А. Шариков, И. Жилавская и др. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. 108 с.

4. Молодежь и медиа. Экология медиапространства. М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.