Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативные технологии как ресурс формирования ценностных ориентаций современных детей и подростков'

Информационно-коммуникативные технологии как ресурс формирования ценностных ориентаций современных детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ДЕТСКАЯ ПРЕССА / ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / CHILDREN'S INFORMATION ASSOCIATIONS / CHILDREN'S MEDIA / INFORMATION AND COMMUNICATION INTERACTION / SOCIALIZATION / INTEGRATION / VALUES AND VALUE-SEMANTIC INFORMATION NEED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доржиева Людмила Будажаповна, Намсараева Сергей Дашинимаевич

В статье рассматривается роль детских информационных объединений для социализации и формирования ценностных ориентаций детей и подростков через современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Актуальность статьи определяется задачами модернизации образования как информационно-коммуникативного социума и необходимостью разработки соответствующих педагогических технологий. Авторы анализируют уникальный многолетний опыт работы детских информационных объединений (ДИО) Бурятии как средство новых возможностей, способствующее формированию нового «информационного» менталитета детей, определяющего общество «завтрашнего дня». Удовлетворение и непрерывное развитие многообразия информационных потребностей детей и подростков во многом зависит от правильной организации ДИО. Результаты исследования помогут педагогам сориентироваться в инновационной деятельности ДИО. В статье обобщаются результаты исследования авторов, проведенные в рамках республиканских фестивалей, слетов, доказывающие, что ИКТ способствуют позитивной социализации и формированию ценностных ориентаций современных детей и подростков. Данный опыт будет полезен педагогам, практикующим инновационную деятельность в ДИО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A RESOURCE OF FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF MODERN CHILDREN AND ADOLESCENTS

The article considers the role of children’s information organizations in formation of value orientations of children and adolescents through modern information-communication technologies. The relevance of the article is determined by the tasks of modernization of education as the information and communicative society and the need of development of the appropriate pedagogical technologies The authors analyze a unique long-term experience of children’s information organizations (CIO) in Buryatia as a space of new opportunities promoting the formation of a new „information” children of mentality that defines „tomorrow” society. Satisfaction and continuous development of the variety of information needs of children and adolescents in many respects depends on the proper organization of children’s information associations. The research results will help teachers to find their way in the innovation activities of children’s information associations. The article summarizes the results of studies conducted in the framework of the regional festivals and rallies, proving that ICTs contribute to positive socialization and formation of value orientations of children and adolescents. This experience will be useful to teachers, practicing innovation in CIO.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативные технологии как ресурс формирования ценностных ориентаций современных детей и подростков»

педагогическиеi

технологии!

1УДК 371.035 (571.54) ББК 76.01

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Л. Б. Доржиева, С. Д. Намсараев

Аннотация. В статье рассматривается роль детских информационных объединений для социализации и формирования ценностных ориентаций детей и подростков через современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Актуальность статьи определяется задачами модернизации образования как информационно-коммуникативного социума и необходимостью разработки соответствующих педагогических технологий. Авторы анализируют уникальный многолетний опыт работы детских информационных объединений (ДИО) Бурятии как средство новых возможностей, способствующее формированию нового «информационного» менталитета детей, определяющего общество «завтрашнего дня».

Удовлетворение и непрерывное развитие многообразия информационных потребностей детей и подростков во многом зависит от правильной организации ДИО. Результаты исследования помогут педагогам сориентироваться в инновационной деятельности ДИО.

В статье обобщаются результаты исследования авторов, проведенные в рамках республиканских фестивалей, слетов, доказывающие, что ИКТ способствуют позитивной социализации и формированию ценностных ориентаций современных детей и подростков. Данный опыт будет полезен педагогам, практикующим инновационную деятельность в ДИО.

Ключевые слова: детские информационные объединения, детская пресса, информационно-коммуникативные технологии, социализация, интеграция, ценностные ориентации, ценностно-смысловая и информационная потребность.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A RESOURCE OF FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF MODERN CHILDREN AND ADOLESCENTS

L. B. Dorzhieva, S. D. Namsaraev

Abstract. The article considers the role of children's information organizations in formation of value orientations of children and adolescents through modern information-communication technologies. The relevance of the article is determined by the tasks of modernization of education as the information and communicative society and the need of development of the appropriate pedagogical technologies The authors analyze a unique long-term experience of children's information organizations (CIO) in Buryatia as a space of new opportunities promoting the formation of a new „information" children of mentality that defines „tomorrow" society.

Satisfaction and continuous development of the variety of information needs of children and adolescents in many respects depends on the proper organization of children's information associations. The research results will help teachers to find their way in the innovation activities of children's information associations.

The article summarizes the results of studies conducted in the framework of the regional festivals and rallies, proving that ICTs contribute to positive socialization and formation of value orientations of children and adolescents. This experience will be useful to teachers, practicing innovation in CIO.

Keywords: children's information associations, children's media, information and communication interaction, socialization, integration, values and value-semantic information need.

Современный период развития информационного общества отмечается растущей информатизацией, ведущей к резкому повышению воздействия культурных кодов, интерпретационных схем и парадигм на чувства и настроения подрастающего поколения. При этом активно и целенаправленно применяются методы манипулирования массовым и индивидуальным сознанием детей и подростков, включения их в те или иные информационно-коммуникативные среды информационного общества (выключения из них). Юный человек нового тысячелетия - это человек с новым менталитетом, новым сознанием, стремящийся к единению с другими. Спонтанность и случайность, хаотичность и бессистемность, опасность и риск включения юного человека в самые разнообразные социальные (асоциальные) структуры информационно-коммуникативного взаимодействия принимают все более большие масштабы, растет число детей и подростков, не включенных в официальные структуры общественных организаций, объединений, движений.

Сегодня информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), которые проникают во все сферы человеческой деятельности, являются особо привлекательными и имеют сильное влияние на современных детей и подростков и способствуют формированию умения работать с информацией (находить, анализировать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами, кратко и ясно излагать свои мысли при общении), развитию коммуникативности, то есть общительности, умению сотрудничать, искать пути решения поставленной задачи. Ведь любая педагогическая технология считается информационной, так как основу технологического процесса обучения детей составляет получение и преобразование новой информации. Поэтому ИКТ являются необходимым условием, ресурсом в формировании ценностных ориентаций детей и подростков и успешной реализации личности.

В связи с этим особую актуальность приобретает целенаправленная работа по организации деятельности детских информационных объединений (далее - ДИО). Воспитание активного индивида, способного самостоятельно мыслить и сознательно принимать собственные решения и действовать, обретать устойчивость в современных условиях, является основной задачей объединений. Эти организации стимулируют потребление культурных ценностей; повышают роль СМИ, вовлекающих в социокультурную жизнь детей и подростков, оставшихся прежде пассивными; способствуют становлению нового идеала юной личности, целеустремленной, мобильной, активной, со своим мировоззрением, мировосприятием.

Гарантированность удовлетворения и непрерывного развития многообразия информационных потребностей детей и подростков во многом зависит от наличия государственной программы поддержки ДИО. Отрадно, что такие инновационные проекты, программы стали появляться во ВДЦ «Орленок», «Океан», МДЦ «Артек». Разработка таких социальных механизмов во многом определяют их развитие на ближайшую перспективу и формирования ценностно-смысловых информационных потребностей детей и подростков динамично меняющегося информационного общества. Это своеобразная стратегия, без которой человечеству XXI в. трудно понять внутренний и окружающий мир человека, дать ему шанс быть самим собой и обрести собственную целостность и полноту.

Ребенок в новой социокультурной ситуации становится единственной и неизменной целью воспитания и образования, его субъектом и объектом. Детские информационные объединения, куда входят детско-взрослые сообщества по интересам, юные журналисты и их руководители, школьные пресс-центры, клубы, редакции и др., используя ИКТ, реализуют свою миссию, заполняя существенные пробелы школьного образования по подготовке «информационных» детей.

Наш многолетний опыт показывает, что инновационный процесс развития опытно-экспериментальных площадок ДИО в образовательных учреждениях Бурятии имеет также положительную тенденцию, выводит школу как бы на новый уровень информационного развития. Детские информационные объединения приводят в движение информационно-коммуникативное пространство образовательного учреждения, постоянно наполняя его новыми смыслами, ценностями, настроением, событиями всех школьных дет-ско-взрослых сообществ. Участие в деятельности ДИО создает основу для взаимного доверия между детьми и взрослыми, где они передают друг другу свой опыт взаимодействия с социумом информационного общества, формирует те надежды, которые возлагает школа. В этом контексте ДИО, с одной стороны, приобретают статус социально-педагогического явления, а с другой стороны, способствуют развитию целостности и полноты внутреннего мира детей. Например, благодаря участию юных журналистов-медиа-лидеров в Бурятии в различных проектах, конкурсах всероссийского детского центра «Орленок», международного детского центра «Артек» улучшились показатели успешности этих детей, произошло положительное взаимодействие с детьми других регионов России, то есть дети в процессе деятельности ДИО овладевают информационно-коммуникативной грамотностью. Таким образом, тесное сотрудничество способствует формированию ценностных ориентаций детей и подростков, они становятся более самостоятельными, ответственными, учатся вырабатывать свое мнение и критически относится к различным потокам информации.

Поэтому мы считаем, что ДИО являются неотъемлемой частью системы общего образования, предлагая детям и подросткам возможность полноценно участвовать в информационных процессах и включать их в реальные социальные преобразования информационного общества.

В Бурятском республиканском институте образовательной политики (2003-2016 гг.) авторами данной статьи анализировался уникальный опыт организации сетей ДИО и подводилась научно-методологическая основа этой деятельности. При этом на курсах повышения квалификации работников образования большинство разработок, программ и проектов инновационного

развития ДИО, моделей опытно-экспериментальных площадок в районах республики обязательно взаимосвязывались с основными задачами и требованиями модернизации отечественного образования, где находят отражение содержание и направления основополагающих нормативно-правовых документов. Опытно-экспериментальная программа разрабатывалась авторами как инструментарий, позволяющий организовывать и сопровождать инновационный процесс развития ИКТ как ресурс самореализации, социализации детей и подростков с учетом потребностей всех заинтересованных сторон, научно-практических результатов в разных областях педагогической деятельности и социально-экономической ситуации в Бурятии и российских регионах.

Изучение модели ДИО показало, что они представляют собой общественную организацию, объединенную общими целями и задачами, сложной системой коммуникаций ее субъектов. Программы ДИО школьников Бурятии разработаны в соответствии с концепцией (моделью) и воплощены в реальной практике в образовательных учреждениях республиканского уровня на основе алгоритма, включающего взаимообусловленные этапы (пробы, практики, проекта). В основу деятельности ДИО включены сети школьных детско-взрослых пресс-центров, которые могут выступать в качестве инструментария общественного развития информационного общества. Предметом деятельности ДИО становится создание социокультурной среды, информационно-коммуникативных отношений и взаимодействия в сетевом режиме. Это способствовало усилению потребности в системном и систематическом обмене опытом жизнедеятельности детско-взрослых сообществ, в общении их субъектов на разных уровнях и интеграции школьного детско-взрослого движения на новом витке развития образовательных учреждений, которое стало принимать самые разнообразные формы - это школьные научно-образовательные сообщества, клубы по интересам, художественные студии, школьные СМИ, школьные лаборатории, учебно-производственные детско-взрослые образования и др.

Анализ проектно-программной работы на опытно-экспериментальных площадках в направлении информационно-коммуникативной

интеграции и школьных детско-взрослых сообществ выявил социокультурные эффекты, отражающие изменения направленности сознания и поведения исполнителей и участников проекта. Управляемое движение было направлено на достижение следующих целей: содействие формированию у детей и подростков представления об ответственности за собственную деятельность, за ее социокультурную направленность и результаты, за воздействие на социальное здоровье и экологию окружающей среды, за ценностно-смысловое отношение к нему. На основе системного и систематического анализа авторы раскрывают динамику развития условий для поэтапного (пробы, практики, проекта) включения детей и подростков в структуру информационно-коммуникативного взаимодействия информационного общества. При прохождении всех этапов информационно-коммуникативного взаимодействия у детей растет ресурс самореализации, самоопределения в отношении будущего, они овладевают технологиями его развития и обогащения, используя как инструментарий все смысловые новообразования. Оптимизируются коммуникативные взаимодействия детей и подростков. Данный процесс движется социокультурными средами их развития, наполненными нормами и ценностями системы отношений к миру, людям, к себе для каждого возраста, отраженной в переживаниях, совместной деятельности, субкультуре субъектов в разном возрасте. Самоопределение в отношении коммуникативных взаимодействий современных подростков происходит одновременно по нескольким направлениям-ориентирам: ориентация на определенную профессию; желаемый образ жизни; выбор формы своего будущего. Их содержательная накопляемость, конкретные предметы, значение вещей, норм действий и поведения, действующие ценности меняются со временем и создают почву для появления новых ценностно-смысловых планов жизнедеятельности и архивации «старых».

Особенность информационно-коммуникативного культурного пространства, создаваемого ДИО, проявляется в социокультурном единстве ее внутренней и внешней среды. Целостность и полнота такого единства обеспечивается наличием всех необходимых ресурсов (науч-

но-информационных, нормативно-правовых, программно-методических, кадровых, материально-технических, финансово-экономических, общественных, административных, духовно-нравственных, инновационных), а главное, эффективностью их управления, ускоренного преобразования потенциалов в действующие ресурсы, привлечения дополнительных ресурсов на основе сетевого обмена между районными ДИО. Это должно и может стать программой деятельности государства и всего общества.

Таким образом, ДИО осуществляют связь между субъектами информационно-коммуникативной системы и выполняют в ней функцию развития информационно-коммуникативной культуры детей и подростков, а также выступают средством обогащения их информационно-коммуникативного потенциала. В этом плане важным и ценным является опыт инновационных ДИО, который способствует приоритетному восприятию общечеловеческих ценностей на основе диалектического развития индивида, способствующего формированию собственных ценностей, упорядочиванию собственного внутреннего мира, различению и осознанию социальной значимости своих поступков и их мотиваций.

От качества функционирования данной подсистемы зависит существование информационно-коммуникативной системы современного общества и его прогресс. Продуманная, целенаправленная координация ИКТ ведет к формированию единого умного информационного пространства и установление в нем связей и отношений в процессе активного взаимодействия. В этих условиях ДИО преобразуются в особый институт воспитания и социализации, имеющий индивидуальные, корпоративные, государственные сайты как коммуникативные каналы, развивающие и удовлетворяющие ценностно-смысловые, информационно-образовательные потребности подрастающего поколения.

Авторы подчеркивают, что одним из эффективных элементов социокультурной системы информационно-коммуникативного взаимодействия всех субъектов воспитания и обучения в образовательном пространстве общества должны стать школьные СМИ, выпускаемые ДИО, и их коммуникации. Так как их характеристические особенности проявляются в по-

стоянном совершенствовании и развитии средств и каналов общения между субъектами и обратных связей. Участниками информационного взаимодействия становятся также и родители, и администрации образовательных учреждений, руководители, специалисты общественных, муниципальных учреждений, вследствие чего все они становятся информационно активны, начинают ценить, дорожить дружбой с юными журналистами.

Подход к комплексному развитию информационно-коммуникационных технологий позволил систематизировать их взаимосвязи и взаимоотношения. Безусловно, совместные поиски активно повлияли на генерирование оригинальных идей и новых проектных замыслов, способствующих усилению взаимодействия многих социальных институтов воспитания и образования с целью эффективного решения новых социокультурных проблем. Научная, экспериментально-практическая работа авторов и их единомышленников, партнеров подтверждает, что информационно-коммуникативные технологии действительно включают юных граждан в информационно-коммуникативное пространство общества, формируя у них ценностные ориентации современного общества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доржиева, Л. Б. Роль детских информационных объединений в позитивной социализации подрастающего поколения [Текст] / Л. Б. Доржиева // Вестн. ЗабГУ. - 2013. - № 12 (103). - С. 54-57.

2. Доржиева, Л. Б. Социокультурный подход к деятельности детских информационных объединений в социализации личности ребенка [Текст] / Л. Б. Доржиева // Современные проблемы науки и образования: э/жур-нал РАЕ (раздел Педагогические науки). -2014. - № 3. - Ч. 2.

3. Цымбаленко, С. Б. Путешествие в мир информации, или Информационно-коммуникативные процессы меняют мир, общество, человека / науч. ред. А. В. Гагарин. - М.: Изд-во РУДН, 2015. - 118 с.

4. Указ Президента РФ №761 от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.».

REFERENCES

1. Dorzhieva L. B. Rol detskikh informatsionnykh obyedineniy v pozitivnoy sotsializatsii po-drastayushchego pokoleniya. Vestn. ZabGU. 2013, No. 12 (103), pp. 54-57.

2. Dorzhieva, L. B. Sotsiokulturnyy podhod k deyatelnosti detskikh informatsionnykh obye-dineniy v sotsializatsii lichnosti rebenka. Sovre-mennye problemy nauki i obrazovaniya: e-zhur-nal RAE (razdel Pedagogicheskie nauki). 2014, No. 3, Part 2.

3. Tsymbalenko S. B. Puteshestvie v mir informat-sii, ili Informatsionno-kommunikativnye pro-tsessy menyayut mir, obshchestvo, cheloveka. Moscow: izd-vo RUDN, 2015. 118 p.

4. Ukaz Prezidenta RF No. 761 ot 1 Jun 2012 „O nacionalnoy strategii deystviy v interesakh detey na 2012-2017 gg.".

Доржиева Людмила Будажаповна, кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания, председатель лиги юных журналистов Бурятии, заслуженный работник культуры Республики Бурятия и РФ e-mail: ldorzh@mail.ru

Dorzhieva Lyudmila B., PhD in Education, Professor, Russian Academy of natural Sciences, President of the League of young journalists of Buryatia, honored worker of Culture of the Republic of Buryatia and the Russian Federation e-mail: ldorzh@mail.ru

Намсараев Сергей Дашинимаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Бурятского государственного университета, заслуженный учитель РФ e-mail: sdnamsaraev@mail.ru

Namsaraev Sergey D., ScD in Education, Professor, Pedagogics Department, Buryat State University, Honored teacher, Russian Federation

e-mail: sdnamsaraev@mai.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.