УДК 371.8
Доржиева Людмила Будажаповна Lyudmila Dorzhieva
РОЛЬ ДЕТСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
CHILDREN'S INFORMATIONAL INSTITUTIONS AND THEIR ROLE IN CHILDREN'S SOCIALIZING PROCESS
Проанализирован собственный опыт работы. Приведены авторские наблюдения из практики, предложены практические рекомендации. Раскрыто понятие «детские информационные объединения» и доказано, что их деятельность способствует формированию позитивной социализации подрастающего поколения. Рассмотрена актуальная проблема формирования детских информационных объединений в образовательных учреждениях. Проанализирована деятельность детских информационных объединений как пространство новых возможностей, способствующее формированию нового «информационного» менталитета детей, определяющего общество «завтрашнего дня». Результаты исследования помогут педагогам сориентироваться в инновационных инициативах. Непрерывное развитие многообразия информационных потребностей и их удовлетворение у детей и подростков во многом зависит от правильной организации детских информационных объединений
The article considers the actual problems of forming schoolchildren needs of value, significance, information and communication. The author analyzes the experience of child presswork as a field of new opportunities that is conductive to forming a new mentality of children and youth that determinates "tomorrow" society. The research results can help teachers to orient in innovation initiatives of youth press, to demonstrate its progress' positive dynamics in educational institutions. The satisfaction and eternal development of the diversity among children's and teenager's informational needs depends on the state program of child press support's availability as a special institution of education and upbringing
Ключевые слова: детские информационные объединения, детская пресса, информационно-коммуникативное взаимодействие, интеграция, ценностно-смысловая информационная потребность
Key words: children"s informational institutions, children press, information-communicative interaction, integration, informational needs
По мнению Е. Кузьмина, председателя программы ЮНЕСКО, «Информация для всех»: «Как прекрасно было бы жить в мире, где информационные технологии содействуют максимальному раскрытию возможностей человека и реализации его исключительно благих целей. Люди, на-
учившиеся использовать в работе информационные источники, могут быть названы информационно грамотными». Мы видим, что на глобальном уровне развитие информационного общества характеризуется сильным влиянием информационно-коммуникативных технологий, которые
проникают во все сферы человеческой деятельности, которые являются особо привлекательными для современных детей и подростков. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленная работа по организации информационной подготовки детей. Основной задачей детских информационных объединений является воспитание и социализация детей. В настоящее время, когда от детей требуются не только знания и умения, но и развитые личностные свойства, позволяющие ему активно включаться в творческую преобразующую деятельность, внимание педагогов привлекает проблема изучения педагогического потенциала детских информационных объединений и возможностей их использования в процессе становления личности информационного общества. Детские информационные объединения, куда входят детско-взрослые сообщества по интересам, юные журналисты и их руководители, школьные пресс-центры, клубы, редакции, используя информационные технологии, реализуют эту миссию, заполняя существенные пробелы школьного образования по подготовке «информационных» детей. На практике дети демонстрируют разную степень информационной грамотности, это зависит от их окружения и потребностей. Зачастую дети и их родители путают цифровую грамотность (узкий набор технического характера) и не осознают свою информационную безграмотность. Именно участие детей в деятельности детского информационного объединения восполняет основу информационной грамотности ( поиск, использование, оценка, создание новой информации, новых знаний).
Многолетний опыт работы показывает, что инновационный процесс развития детского информационного объединения в образовательных учреждениях имеет положительную тенденцию, выводит школу на новый уровень информационного развития, в качестве ключевого компонента сохранения информационной культуры дает большой импульс для обогащения информационных знаний. В процессе деятельности детских информационных объединений
дети обучаются эффективно и комплексно использовать различные виды информации, т.е. создается для них благоприятная «информационно богатая среда». Детское информационное объединение содействует становлению общества открытого типа, имеются наработки учебно-методических, образовательных программ по подготовке юных журналистов, информационные технологии становятся ядром новых интеграционных школьных дисциплин. Одной их важнейших его задач является создание культурно-образовательного пространства, способствующего формированию нового «информационного» менталитета детей и молодежи, определяющих общество «завтрашнего дня». Многообразная культуро-образующая информационная продукция, создаваемая детскими информационными объединениями, включает, прежде всего, школьную газету. Это информационный канал представления о мире в целом, о его законах и требованиях, безгранично расширяет ту среду, в которой живет школьник. Школьная газета содействует ускорению готовности детей к коммуникации, включающей механизмы интеллектуальной и социальной деятельности. Все это приводит к тому, что формируется и удовлетворяется потребность школьников в рефлексии и самовыражении личной, общественной жизни, в проявлении своей позиции в информационном пространстве. Таким образом, у юного человека появляется ценностно-смысловая информационная потребность. Школьные газеты позволяют детям обрести и сохранить открытость мысли, без которой личная свобода немыслима, становятся новым делом, источником знаний, интересов к серьезным темам, местом активной жизненной позиции. Такие объединения завоевывают авторитет среди сверстников лишь только в том случае, если поднимают на своих страницах общественные и личные проблемы и ищут пути их решения.
Однако у школьной газеты есть свои ограничения в удовлетворении определенных информационных потребностей читателей. Проблемной зоной является отсутствие возможностей удовлетворить
сформированные ею потребности школьников в оперативной эмоционально-насыщенной информации. Детская пресса использует школьное радио для удовлетворения потребностей детей в быстрой доставке информации. Школьное радио также имеет собственные ограничения и не может удовлетворить растущие информационные потребности. Тем не менее, деятельность школьной газеты и радио играет большую роль в формировании ценностно-смысловых информационных потребностей школьников, т.к. учат умению писать, видеть, выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружение, заявлять о себе и других, о проблемах своих и других и т.д. Постепенно у детей и подростков возникает потребность в визуализации информационных потоков: видеть информаторов, сюжеты школьной жизни в разных контекстах (природа, театр, музей, уроки, семья, улица) и т.д. Радио и школьные газеты не могут удовлетворять эти потребности, возникает необходимость развития школьного телевидения (ТВ).
Школьное телевидение направлено на удовлетворение потребностей в визуализированной информации. Школьное ТВ по-новому структурирует информационное пространство, где ребята имеют больше возможностей для самореализации и выражения себя и других. Качество контента школьного ТВ во многом зависит от предметной и познавательной компетентности руководителя и самих юных журналистов. Тематика школьных газет, радиопередач и телепередач для подростков дифференцирует интересы аудитории. Это связано с тем, что в подростковом возрасте возникает потребность в знаниях, выходящих за пределы школьной программы, появляется интерес к различным сферам деятельности, сферам материального или духовного производства — науке и технике, литературе и искусству, бизнесу и предпринимательству, спорту и пр. Если в детстве социальные отношения реализуются через игру, то в отрочестве это происходит через общение. У подростков формируется личная внутренняя позиция, ответственность за свои убеждения и спо-
собность отстаивать их. При этом для них важно услышать мнение других, увидеть другую точку зрения, но необходимо учиться высказать и свою, и получить совет. Детям этого возраста характерно стремление к самоанализу и самооценке, высокая степень социальной активности.
В процессе деятельности растет потребность школьников в сетевой интеграции школьных газет, радио и телевидения, которые объединяются в детские информационные объединения — школьные ме-диахолдинги. Они содействуют развитию многообразия потребностей и интересов и устремлений большего количества детей разных образовательных учреждений.
Таким образом, детские информационные объединения способствуют развитию многообразия информационных потребностей в познании себя через создание информационного пространства, объединяющего разные ценностно-смысловые информационные потоки для детско-юношеской аудитории, для защиты гражданских прав подрастающего поколения, для расширения возможностей высказывать свое мнение или получить ответ по волнующим их вопросам и т.д. Продуманная, целенаправленная координация деятельности ведет к формированию единого информационного пространства. Решение проблемы связано с выходом детских информационных объединений в Интернет — в мировое информационное пространство и установление в нем связей и отношений в процессе активного взаимодействия, коммуникативные каналы, развивающие и удовлетворяющие ценностно-смысловые информационно-образовательные потребности подрастающего поколения.
Результаты данного исследования использовались при разработке программ деятельности Союза пионерских организаций — Федерации детских организаций, всероссийского детского центра «Орленок», в работе ряда общероссийских и региональных детских организаций и движений. Таким образом, детские информационные объединения выполняют важнейшую функцию социализации и воспитания нового поколе-
ния, обеспечивают их осознанный профессиональный выбор, а его воспитательно-образовательный феномен рассматривается
Литература_
1. Доржиева Л.Б. Современная детская пресса. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА. 2011. 246 с.
2. Доржиева Л.Б. От детской прессы — к преобразованию будущего. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА. 2012. 108 с.
3. Доржиева Л.Б. Бурятия молодая-2. Улан-Удэ: Изд-во ОАО Респ. типогр. 2004. 54 с.
4. Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты. М.: ЮНПРЕСС. 2000. 98 с.
5. МакКуэйл Д. Журналистика и общество. М.: Медиамир. 2013. 363 с.
6. Медиа и информационная грамотность в обществах знания // Сост. Е. Кузьмин, А. Паршакова. М.: МЦБС, 2013. 384 с.
как антикризисное явление в динамично меняющемся информационном обществе.
_References
1. Dorzhieva L.B. Sovremennaya detskaya pressa [Modern children's press]. Ulan-Ude: Izd BSAA. 2011. 246 p.
2. Dorzhieva L.B. Ot detskoy pressy — k preo-brazovaniyu budushhego [From the children's press - to transformation of future]. Ulan-Ude: Izd BSAA. 2012.108 p.
3. Dorzhieva L.B. Buryatiya molodaya-2 [Bury-atiya young-2]. Ulan-Ude: Izd OAOResp. Rep. typography 2004. 54 p.
4. Gonne Zh. Shkolnye i litseyskiegazety [School and lyceum newspaper]. Moscow: YNPRESS. 2000. 98 p.
5. MakKueyl D. Journalism and Society [Zhur-nalistika i obshhestvo]. Moscow: Mediamir. 2013. 363 p.
6. Media i informatsionnaya gramotnost v ob-shhestvah znaniya [Media and information literacy in knowledge societies] Comp. E. Kuzmin, A. Parshako-va. Moscow: MTSBS, 2013. 384 p.
Коротко об авторе _
Доржиева Л.Б., канд. пед. наук, ст. преподаватель Бурятского республиканского института образовательной политики, председатель Лиги юных журналистов Бурятии, заслуженный работник культуры Бурятии, России, стажер ИППД РАО, г. Улан-Удэ, Россия
ldorzh@ mail.ru
_ Briefly about the author
L. Dorzhieva, candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Buryat Republican Institute of Education Policy, chairman of Young Journalists League of Buryatiya, Honored Worker of Culture of Buryatiya, Russia, RAO intern IPPD, Ulan-Ude, Russia
Научные интересы: педагогические науки, меди-аобразование, СМИ
Scientific interests: pedagogical sciences, media education, media