чальная школа - детский сад». Данная форма преемственного образования детей, по нашему мнению, в большей степени приближается к задачам преемственного образования и является наиболее эффективной, так как она сохраняет в себе и несет все признаки преемственного образования дошкольников и младших школьников.
Одной из форм преемственного образования является домашнее образование детей, которые не посещали ДОУ. Данную форму образования родители выбирают по нескольким причинам: желание ускорить интеллектуальное развитие ребенка; ухудшенное состояние здоровья ребенка; неравномерное развитие общих способностей детей и способностей, формирующихся при изучении отдельных предметов; особенности уклада жизни семей (например, семей священнослужителей); трудности с адаптацией к детскому коллективу; желание родителей самостоятельно заниматься образованием своих детей.
Существует еще одна форма преемственного образования - Центры предшкольного образования. Цель образования детей в подобных центрах состоит в выравнивании их стартовых возможностей, так как дети поступают в начальную школу из разных социальных групп и слоев населения.
На наш взгляд, существующая многовариантность форм преемственного образования обеспечивает доступ-
ную и эффективную подготовку всех социальных групп детей, посещающих и не посещающих ДОУ.
Таким образом, сравнительно-педагогический анализ существующих в современной дидактике методов, форм образования, их структуры позволяет, во-первых, выделить и обосновать методы и формы преемственного образования дошкольников и младших школьников и, во-вторых, оценить преемственный образовательный процесс, организуемый с их помощью, как наиболее целесообразный и продуктивный.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Макаренко А. С. Педагогические сочинения / сост. М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1988. Т. 8. 336 с.
2. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 352 с.
3. Волохова Е. А., Юкина И. В. Дидактика. Конспект лекций. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 288 с.
4. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.
5. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. 319 с.
ПОТЕНЦИАЛ И РЕСУРСЫ ДЕТСКОЙ ПРЕССЫ В РЕШЕНИИ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ДЕТСТВА
CHILDREN PRESS POTENTIAL AND RESOURCES IN SOLUTION OF CHILDHOOD MAIN PROBLEMS
Л. Б. Доржиева
В статье излагается основные проблемы детства, отраженные в Национальной стратегии основных проблем детства и преобразование их в задачи детской прессы как социального института. Автор приводит примеры в решении основных задач через призму воспитательно-образовательного потенциала и ресурсов детской прессы.
Ключевые слова: потенциал и ресурсы детской прессы, социальный институт, проблемы детства, национальная стратегия по проблемам детства.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента РФ Федеральному собранию ставились задачи по разработке современной и эффектив-
L. B. Dorzhieva
The childhood main problems reflected in the national strategy on childhood problems, their transformation into children press tasks as a social institution are considered in the article. The author gives examples of how to solve these tasks through upbringing-educational potential and resources of children press.
Keywords: children press potential and resources, social institution, childhood problems, national strategy on childhood problems.
ной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Концепции национальной стратегии, ФЗ № 252 «О защите детей от информа-
Таблица
Основные проблемы сферы детства
Проблемы детства Преобразование проблем в задачи детской прессы Ресурсы Латентный потенциал
1. Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка — Открытое информационное обеспечение школьной среды медиапродукцией о правах и защите интересов детей и школьников; — организация пресс-конференций, акций и других мероприятий — Юные журналисты; — информационно-коммуникативный канал; — взрослые специалисты-консультанты; — материально-техническая база; — цифровая техника — Связи с общественными институтами (уполномоченный по защите прав ребенка, комиссии по делам несовершеннолетних); — отделы министерства образования; — финансово-экономический ресурс бизнес-структур; — социальные, медико-психологические, диагностические и другие службы
2. Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях — Разработка медиапродукции для индивидуального пользования (буклеты, сайты, личные беседы, коллективные творческие дела (КТД) и др.); — оказание помощи в социализации в разных средах — Юные журналисты; — информационно-коммуникативный канал; — взрослые специалисты-консультанты; — материально-техническая база; — цифровая техника Степень сострадательности, толерантности, социальные, медико-психологические, диагностические и другие службы
3. Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей. Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства. Неравенство между субъектами РФ в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей — Создание системы патронажа с детьми неблагополучных семей; — ведение рубрик в школьных медиахолдингах, газете «Помоги себе сам», «Вместе радостно шагать», «Ты не один», «Спрашивай — отвечаем» и т. д.; — организация пресс-конференций, акций и других мероприятий; — просветительская деятельность по направлениям: • социальные, • образовательные, • медицинские, • культурные; — информирование; — ведение разных рубрик, — организация КТД — Кодекс юного журналиста; — материально-техническая база; — цифровая техника; — связи с общественными институтами; — уполномоченный по защите правам ребенка; — комиссии по делам несовершеннолетних; — отделы министерства образования; — финансово-экономический ресурс бизнес-структур; — социальные, медико-психологические, диагностические и другие службы — Связи с общественными институтами (уполномоченный по защите прав ребенка, комиссии по делам несовершеннолетних); — отделы министерства образования; — финансово-экономический ресурс бизнес-структур, — социальные, медико-психологические, диагностические и другие службы; — степень сострадательности, толерантности
4. Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей Создание и реализация: — образовательно-воспитательных программ «Дети и информационный мир» (1—9 классы); — предпрофильной подготовки «Введение в мир журналистики»; — профилизация образования «Основы журналистики» (10—11 классы) — Юные журналисты; — информационно-коммуникативный канал; — взрослые специалисты-консультанты; — материально-техническая база; — цифровая техника — Связи с общественными институтами (уполномоченный по защите правам детей, комиссии по делам несовершеннолетних); — отделы министерства образования; — финансово-экономический ресурс бизнес-структур; — социальные, медико-психологические, диагностические и другие службы
Окончание таблицы
5. Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов,
непосредственно их затрагивающих
— Создание и распространение медиапродукции
с целью удовлетворения потребностей детей, семей;
— организация и ведение межпоколенческого диалога с целью приобщения детей и семей к культур -ным ценностям информационного общества;
— проявление инициатив, разработка проектов и программ, направленных на решение конкретных социальных проблем;
— содействие усилению взаимодействия социальных институтов и выработка приоритетных направлений в решении конкретных программных задач
— Юные журналисты;
— информационно-коммуникативный канал;
— взрослые специалисты-консультанты;
— материально-техническая база;
— цифровая техника
— Медиапедагоги, тьюторы-проектировщики, профессорско-преподавательский состав отделения журналистики БГУ, ВСГТУ;
— программно-методические материалы (образовательная программа подготовки юных журналистов, элективных курсов, методические пособия и др.)
ции, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 1 сентября 2012 г. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз ущемлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, в ряде субъектов РФ созданы институты уполномоченных по правам ребенка, учрежден фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Развитие высоких информационных технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети.
На наш взгляд, с точки зрения отраженных в Национальной стратегии основных проблем детства [1], будет более актуальным решение вопроса систематизации существующих воспитательно-образовательных потенциалов и ресурсов детской прессы как социального института. В данной статье рассматриваем из Концепции 5 основных проблем в сфере детства и преобразование их в задачи детской прессы (см. таблицу).
Мы не случайно разделяем понятия «потенциал» и «ресурс», так как в современных экономических теориях необходимость их разделения рассматривается как один из способов эффективного развития производства товаров и услуг, а также как возможность конкретного определения производственных процессов детской прессы. В этом контексте появляется необходимость преобразовать потенциал в ресурс. Тем самым предоставляется возможность в мониторинговых исследованиях более конкретно измерять степень эффективности и результативности использования ресурсов и реализации потенциала.
Таким образом, сегодня детская пресса как социальный институт воспитания и образования в информаци-
онном обществе становится способом самовыражения, фактором общественной жизни школьников, стимулирующим гражданскую активность детей и молодежи, в том числе их гражданскую позицию. Детская пресса в данном контексте является средством выражения собственных взглядов, интересов, отношений, убеждений, оказывая психологическое воздействие на детей. Эти задачи - не выдумка и не прихоть, они насущны, а их постановка продиктована основными положениями Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Информационное общество должно воспринимать детскую прессу как равноправное средство коммуникации, наряду с другими социальными институтами и СМИ, важнейшая особенность которой - работа на день завтрашний, на будущее.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» № 761 от 1 июня 2012 г.
2. Доржиева Л. Б. Современная детская пресса: мо-ногр. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2011.
3. Доржиева Л. Б. Детская пресса в процессе социализации учащихся // Социальная миссия и профессия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Журналистика 2012». М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. С.281-282.
4. Доржиева Л. Б. Детская пресса как социальный институт воспитания и образования в информационном обществе. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2013. 382 с.
4. Харитонова С. В. Детская пресса в развитии ценностного потенциала общества // Социальная миссия и профессия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Журналистика 2012». М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. С. 292-293.