Научная статья на тему 'Потенциал и ресурсы детской прессы в решении основных проблем детства'

Потенциал и ресурсы детской прессы в решении основных проблем детства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ И РЕСУРСЫ ДЕТСКОЙ ПРЕССЫ / CHILDREN PRESS POTENTIAL AND RESOURCES / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / SOCIAL INSTITUTION / ПРОБЛЕМЫ ДЕТСТВА / CHILDHOOD PROBLEMS / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ДЕТСТВА / NATIONAL STRATEGY ON CHILDHOOD PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доржиева Л. Б.

В статье излагается основные проблемы детства, отраженные в Национальной стратегии основных проблем детства и преобразование их в задачи детской прессы как социального института. Автор приводит примеры в решении основных задач через призму воспитательно-образовательного потенциала и ресурсов детской прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN PRESS POTENTIAL AND RESOURCES IN SOLUTION OF CHILDHOOD MAIN PROBLEMS

The childhood main problems reflected in the national strategy on childhood problems, their transformation into children press tasks as a social institution are considered in the article. The author gives examples of how to solve these tasks through upbringing-educational potential and resources of children press.

Текст научной работы на тему «Потенциал и ресурсы детской прессы в решении основных проблем детства»

чальная школа - детский сад». Данная форма преемственного образования детей, по нашему мнению, в большей степени приближается к задачам преемственного образования и является наиболее эффективной, так как она сохраняет в себе и несет все признаки преемственного образования дошкольников и младших школьников.

Одной из форм преемственного образования является домашнее образование детей, которые не посещали ДОУ. Данную форму образования родители выбирают по нескольким причинам: желание ускорить интеллектуальное развитие ребенка; ухудшенное состояние здоровья ребенка; неравномерное развитие общих способностей детей и способностей, формирующихся при изучении отдельных предметов; особенности уклада жизни семей (например, семей священнослужителей); трудности с адаптацией к детскому коллективу; желание родителей самостоятельно заниматься образованием своих детей.

Существует еще одна форма преемственного образования - Центры предшкольного образования. Цель образования детей в подобных центрах состоит в выравнивании их стартовых возможностей, так как дети поступают в начальную школу из разных социальных групп и слоев населения.

На наш взгляд, существующая многовариантность форм преемственного образования обеспечивает доступ-

ную и эффективную подготовку всех социальных групп детей, посещающих и не посещающих ДОУ.

Таким образом, сравнительно-педагогический анализ существующих в современной дидактике методов, форм образования, их структуры позволяет, во-первых, выделить и обосновать методы и формы преемственного образования дошкольников и младших школьников и, во-вторых, оценить преемственный образовательный процесс, организуемый с их помощью, как наиболее целесообразный и продуктивный.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Макаренко А. С. Педагогические сочинения / сост. М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1988. Т. 8. 336 с.

2. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 352 с.

3. Волохова Е. А., Юкина И. В. Дидактика. Конспект лекций. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 288 с.

4. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.

5. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. 319 с.

ПОТЕНЦИАЛ И РЕСУРСЫ ДЕТСКОЙ ПРЕССЫ В РЕШЕНИИ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ДЕТСТВА

CHILDREN PRESS POTENTIAL AND RESOURCES IN SOLUTION OF CHILDHOOD MAIN PROBLEMS

Л. Б. Доржиева

В статье излагается основные проблемы детства, отраженные в Национальной стратегии основных проблем детства и преобразование их в задачи детской прессы как социального института. Автор приводит примеры в решении основных задач через призму воспитательно-образовательного потенциала и ресурсов детской прессы.

Ключевые слова: потенциал и ресурсы детской прессы, социальный институт, проблемы детства, национальная стратегия по проблемам детства.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента РФ Федеральному собранию ставились задачи по разработке современной и эффектив-

L. B. Dorzhieva

The childhood main problems reflected in the national strategy on childhood problems, their transformation into children press tasks as a social institution are considered in the article. The author gives examples of how to solve these tasks through upbringing-educational potential and resources of children press.

Keywords: children press potential and resources, social institution, childhood problems, national strategy on childhood problems.

ной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Концепции национальной стратегии, ФЗ № 252 «О защите детей от информа-

Таблица

Основные проблемы сферы детства

Проблемы детства Преобразование проблем в задачи детской прессы Ресурсы Латентный потенциал

1. Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка — Открытое информационное обеспечение школьной среды медиапродукцией о правах и защите интересов детей и школьников; — организация пресс-конференций, акций и других мероприятий — Юные журналисты; — информационно-коммуникативный канал; — взрослые специалисты-консультанты; — материально-техническая база; — цифровая техника — Связи с общественными институтами (уполномоченный по защите прав ребенка, комиссии по делам несовершеннолетних); — отделы министерства образования; — финансово-экономический ресурс бизнес-структур; — социальные, медико-психологические, диагностические и другие службы

2. Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях — Разработка медиапродукции для индивидуального пользования (буклеты, сайты, личные беседы, коллективные творческие дела (КТД) и др.); — оказание помощи в социализации в разных средах — Юные журналисты; — информационно-коммуникативный канал; — взрослые специалисты-консультанты; — материально-техническая база; — цифровая техника Степень сострадательности, толерантности, социальные, медико-психологические, диагностические и другие службы

3. Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей. Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства. Неравенство между субъектами РФ в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей — Создание системы патронажа с детьми неблагополучных семей; — ведение рубрик в школьных медиахолдингах, газете «Помоги себе сам», «Вместе радостно шагать», «Ты не один», «Спрашивай — отвечаем» и т. д.; — организация пресс-конференций, акций и других мероприятий; — просветительская деятельность по направлениям: • социальные, • образовательные, • медицинские, • культурные; — информирование; — ведение разных рубрик, — организация КТД — Кодекс юного журналиста; — материально-техническая база; — цифровая техника; — связи с общественными институтами; — уполномоченный по защите правам ребенка; — комиссии по делам несовершеннолетних; — отделы министерства образования; — финансово-экономический ресурс бизнес-структур; — социальные, медико-психологические, диагностические и другие службы — Связи с общественными институтами (уполномоченный по защите прав ребенка, комиссии по делам несовершеннолетних); — отделы министерства образования; — финансово-экономический ресурс бизнес-структур, — социальные, медико-психологические, диагностические и другие службы; — степень сострадательности, толерантности

4. Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей Создание и реализация: — образовательно-воспитательных программ «Дети и информационный мир» (1—9 классы); — предпрофильной подготовки «Введение в мир журналистики»; — профилизация образования «Основы журналистики» (10—11 классы) — Юные журналисты; — информационно-коммуникативный канал; — взрослые специалисты-консультанты; — материально-техническая база; — цифровая техника — Связи с общественными институтами (уполномоченный по защите правам детей, комиссии по делам несовершеннолетних); — отделы министерства образования; — финансово-экономический ресурс бизнес-структур; — социальные, медико-психологические, диагностические и другие службы

Окончание таблицы

5. Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов,

непосредственно их затрагивающих

— Создание и распространение медиапродукции

с целью удовлетворения потребностей детей, семей;

— организация и ведение межпоколенческого диалога с целью приобщения детей и семей к культур -ным ценностям информационного общества;

— проявление инициатив, разработка проектов и программ, направленных на решение конкретных социальных проблем;

— содействие усилению взаимодействия социальных институтов и выработка приоритетных направлений в решении конкретных программных задач

— Юные журналисты;

— информационно-коммуникативный канал;

— взрослые специалисты-консультанты;

— материально-техническая база;

— цифровая техника

— Медиапедагоги, тьюторы-проектировщики, профессорско-преподавательский состав отделения журналистики БГУ, ВСГТУ;

— программно-методические материалы (образовательная программа подготовки юных журналистов, элективных курсов, методические пособия и др.)

ции, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 1 сентября 2012 г. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз ущемлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, в ряде субъектов РФ созданы институты уполномоченных по правам ребенка, учрежден фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Развитие высоких информационных технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети.

На наш взгляд, с точки зрения отраженных в Национальной стратегии основных проблем детства [1], будет более актуальным решение вопроса систематизации существующих воспитательно-образовательных потенциалов и ресурсов детской прессы как социального института. В данной статье рассматриваем из Концепции 5 основных проблем в сфере детства и преобразование их в задачи детской прессы (см. таблицу).

Мы не случайно разделяем понятия «потенциал» и «ресурс», так как в современных экономических теориях необходимость их разделения рассматривается как один из способов эффективного развития производства товаров и услуг, а также как возможность конкретного определения производственных процессов детской прессы. В этом контексте появляется необходимость преобразовать потенциал в ресурс. Тем самым предоставляется возможность в мониторинговых исследованиях более конкретно измерять степень эффективности и результативности использования ресурсов и реализации потенциала.

Таким образом, сегодня детская пресса как социальный институт воспитания и образования в информаци-

онном обществе становится способом самовыражения, фактором общественной жизни школьников, стимулирующим гражданскую активность детей и молодежи, в том числе их гражданскую позицию. Детская пресса в данном контексте является средством выражения собственных взглядов, интересов, отношений, убеждений, оказывая психологическое воздействие на детей. Эти задачи - не выдумка и не прихоть, они насущны, а их постановка продиктована основными положениями Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Информационное общество должно воспринимать детскую прессу как равноправное средство коммуникации, наряду с другими социальными институтами и СМИ, важнейшая особенность которой - работа на день завтрашний, на будущее.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» № 761 от 1 июня 2012 г.

2. Доржиева Л. Б. Современная детская пресса: мо-ногр. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2011.

3. Доржиева Л. Б. Детская пресса в процессе социализации учащихся // Социальная миссия и профессия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Журналистика 2012». М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. С.281-282.

4. Доржиева Л. Б. Детская пресса как социальный институт воспитания и образования в информационном обществе. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2013. 382 с.

4. Харитонова С. В. Детская пресса в развитии ценностного потенциала общества // Социальная миссия и профессия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Журналистика 2012». М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. С. 292-293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.