жественные КТД. Спортивные КТД. Формы, операции, эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования.
Подведение итогов. Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? - Как научить воспитанников анализировать и оценивать свою работу. Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? Товарищеский разбор. Сборы, огоньки. Похвала, поддержка, побуждение. Товарищеское приучение. Деловой спор. Награда. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика. Наказание.
Ближайшие последствия (итоги). Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? - Как научить учеников использовать полученный опыт в жизни коллектива? - Как научить учащихся осуществлять собственные решения? Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима. Выполнение чередующихся поручений. Преемственность в делах. Перспектива. Взаимопомощь.
Таким образом, на примере функционирования проекта коллективных творческих дел можно проследить процедуру системного подхода к проектированию технологии педагогической поддержки школьников в учебно-воспитательном процессе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
2. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3.
3. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. 237 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1996. 284 с.
5. Андреева Г. М, Богомолова Н. Н, Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М.: МГУ, 1978. 135 с.
6. Новикова Л. И. Самоуправление в школьном коллективе. М.: Знание, 1988. 80 с.
7. Михайлова Н. Н, Юсфин С. М. Педагогика поддержки: учеб.-метод. пособие. М.: МИРОС, 2001.
8. Моисеев Л. M, Моисеева О. М. Заместитель директора школы по научно-методической работе (функции, полномочия, технология деятельности): пособие для руководителей образовательного учреждения / под ред. М. М. Поташника. М.: Пед. о-во России, 2001. 252 с.
9. Муравьев Е. М. Психолого-педагогические условия подготовки учителя к исследовательской работе: дис. ... канд. пед. наук. М.: ИОО МО РФ, 1996.
10. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978. 144с.
11. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: учеб. пособие. М.: Пед. о-во России, 1999. 229 с.
12. Симонов В. П. Управление образовательным процессом в средней школе (методология, теория, технология): дис. ... д-ра пед. наук. М.: 1992. 352 с.
13. Якиманская И. С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога: Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1996.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ И РЕСУРС ВОСПИТАНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ (из опыта работы)
SOCIAL PARTNERSHIP AS EDUCATIONAL TOOL AND RESOURCE FOR A VIABLE PERSONALITY IN THE INFORMATION SOCIETY (based on personal work experience)
Л. Б. Доржиева
В статье рассматривается актуальная проблема взаимодействия детской прессы и школы как социальных институтов воспитания и образования детей в информационном обществе. Автор статьи анализирует опыт работы детской прессы, способствующей формированию нового менталитета детей и молодежи, определяющего общество «завтрашнего дня». Результаты исследования показывают положительную динамику развития
L. B. Dorzhieva
The problem of interaction of children press and school asocial institutions of upbringing and education of children in information society is considered in the article. The author analyses the experience of children press forming a new mentality of children and youth, who are considered to be the members of future society. The research results show good dynamics of children press use in schools, the priority of social partnership as the initial stage providing new opportunities for upbring-
и использования детской прессы в школах, приоритетность социального партнерства как первичного звена, открывающего новые возможности для воспитания жизнеспособной личности ребенка, саморазвития, самореализации, взаимодействия в информационном обществе.
Ключевые слова: детская пресса, информационно-коммуникативное взаимодействие, интеграция, социальный институт воспитания и образования.
За годы совместной работы со своими партнерами мы убедились, что главными условиями успешной работы является учет интересов и потребностей детей, продуманная деятельность, доверие. Каждый является субъектом собственного развития в специфических условиях, связанных культурной, социальной средой. Под взаимодействием мы понимаем совокупность процессов воздействия различных объектов социальных институтов друг на друга. Различные формы взаимодействия, такие как сотрудничество, интеграция, активно внедряются в процессе деятельности. Дети - главный потенциал, они учатся через различные социальные институты воспитания вырабатывать свои траектории движения к цели. У лиги юных журналистов в течение многих лет нарабатывается опыт социального взаимодействия с разными партнерами. Ее целью-ценностью является социализация детей в современном динамично меняющемся обществе. Социальное партнерство открывает новые возможности для самореализации детей, развивает межпоколенческий диалог и обеспечивает обратную связь как механизм преемственности и взаимодействия с разными средами современного общества. Но они не формируются и не реализуются автоматически, для этого требуется необходимое планирование, конструирование, создание соответствующей эвристической среды, интеграция различных социальных институтов воспитания в контексте информационного общества, становящейся диалоговой цивилизацией.
Программно-проектное, организационно-методическое системное развитие социального взаимодействия лиги юных журналистов с социальными институтами информационного общества помогает детям и подросткам определиться в этом мире, помочь им стать социально активными гражданами. Вместе с различными общественными и государственными организациями лига является генератором идей, инициатором многих дел, акций, кампаний среди детей и взрослых. В процессе деятельности юный журналист научается использовать партнерство как инструмент и ресурс достижения общих интересов и целей. Члены лиги становятся лидерами и активными участниками школьной жизни, поднимают и решают проблемы отношений между ребятами, между взрослыми и детьми.
Постоянный культурный диалог, организуемый партнерами социального взаимодействия, способствует сохранению и развитию искренности и правдивости детей,
ing of a viable personality of a child, self-development, self-realization, interaction in the information society.
Key words: children press, information-communicative interaction, integration, social institutions of upbringing and education.
смелости выражать свою точку зрения и принимать с уважением другую, сопереживать тем или иным событиям, происходящим с людьми. В процессе межпоколенче-ского диалога ребенок изменяется сам, социализируются его интересы, предпочтения, мотивы, выборы, поступки, поведение. Творческий подход к культурному диалогу в пространстве социального взаимодействия помогает одним детям в разностороннем развитии, другим детям - в повышении профессионального мастерства.
Сегодня в Бурятии детская пресса (школьные газеты) на подъеме, тема стала «трендом», как теперь говорят. Новая волна хватких и талантливых ребят «набивают руку» в школьных изданиях. На занятиях по журналистике мы учим детей опираться на свои мысли и свою идеологическую «платформу», хотя каждый может через Интернет простым нажатием кнопки получить то, что захотел. Участие детей в деятельности детской прессы расширяет их социокультурное пространство. Это чрезвычайно важно - научить детей самостоятельно размышлять, писать интересный материал, где ребята проявляют свои настоящие знания из жизни. Какими станут новые журналисты, зависит и от учителей. Для этого нужны компетентные кадры, профессионалы своего дела.
Проблема кадрового обеспечения деятельности лиги юных журналистов решается совместно с Бурятским республиканским институтом образовательной политики. Разработана программа подготовки и повышения квалификации руководителей детских средств массовой информации, медиапедагогов по вариативной и инвариантной программам. Осуществляется инновационная проектная работа по данным направлениям. Совместно с межшкольным учебным комбинатом № 1 г. Улан-Удэ разработана и реализуется долгосрочная программа (20072015 гг.) по профессиональной подготовке юных журналистов. К настоящему времени осуществлено четыре выпуска (около 200 учащихся школ г. Улан-Удэ), многие из которых продолжили дальнейшее образование в средних и высших учебных заведениях по специализациям (связь с общественностью, журналистика, реклама, социология и др.). Многие из них в будущем вооружатся микрофоном, видеокамерой или даже просто диктофоном в поисках «гвоздя номера».
Использование сетевого подхода к организации работы лиги юных журналистов с образовательными учреждениями, библиотеками республики и города расширило возможности обогащения профессионального и личност-
ного роста детей и подростков. В республике создано и успешно работают семь опытно-экспериментальных площадок по развитию детских медийных объединений как социального института воспитания и социализации школьников: центр дополнительного образования детей «Ая ганга» Селенгинского района, Селенгинская СОШ № 1 Кабанского района, республиканский национальный лицей-интернат № 1, СОШ № 49 г. Улан-Удэ, Оронгойская СОШ Иволгинского района и др.
Эффективному развитию лиги юных журналистов содействуют СМИ Бурятии. Это проявляется в постоянной поддержке юных авторов: проведение мастер-классов, индивидуальное и групповое консультирование, целевые экскурсии в редакции газет, студии телевидения, радио, опубликование авторских работ в рубриках «Проба пера», экспертиза медиа продукции и награждение лауреатов различных конкурсов юных журналистов.
Большое влияние на развитие профессиональной мотивации юных журналистов Бурятии оказывает участие лиги в реализации федеральной научно-образовательной программы «Шаг в будущее». С 2006 г. была введена секция «Журналистика», привлекшая новый поток одаренных детей в этой области.
Тесное сотрудничество с Федерацией детских организаций, лигой юных журналистов РФ, творческим объединением ЮНПРЕСС, участие в программах совместного сотрудничества, учеба, общение во всероссийских и международных, межрегиональных слетах, конкурсах, фестивалей юных журналистов также влияют на формирование личностных и профессиональных качеств детей и подростков. Хорошо сбалансированная система взаимодействия вышеназванных социальных институтов воспитания дает свои позитивные результаты, достаточно успешно сохраняя свою самобытность, собственно общение, коммуникация делают общество открытым информационным обществом.
Взаимодействие с всероссийским детским центром «Орленок», «Океан» дает детям колоссальный позитивный опыт профессиональной деятельности, конструктивного диалога разных поколений, имеющий разный опыт. Наше многолетнее успешное партнерство в данном направлении осуществляется в рамках проектов и программ.
При активном сотрудничестве с комитетом по делам молодежи министерства образования и науки Республи-
ки Бурятия осуществляются различные инновационные виды деятельности, например, очные, заочные, виртуальные слеты юных журналистов «Золотое перо», «Салют, юнкор». Программно-методический подход к сотрудничеству позволяет систематически проводить научно-практические конференции, семинары, мастер-классы, круглые столы, презентации по актуальным темам организации деятельности детских пресс-центров и медиаобразования.
На основании вышеприведенных примеров социального партнерства и взаимодействия можно утверждать, что юные журналисты, путешествуя по разным социальным институтам воспитания, оттачивают и реализовыва-ют свой творческий потенциал, ценностно-смысловой план жизнедеятельности.
Таким образом, инфраструктура информационного общества обладает богатейшими возможностями для творческого развития с включением в активную деятельность, доступ ко всему социокультурному многообразию информационно-коммуникативного взаимодействия со сверстниками, старшим поколением, с окружающим миром в целом. У них появляется широкая возможность личностного самосовершенствования и саморазвития. Дети становятся самостоятельными, способными качественно менять себя, переосмысливать свой ценностно-смысловой план жизнедеятельности. Лига юных журналистов в течение 20 лет вносит свой вклад в воспитание жизнеспособной личности детей через социальное партнерство и взаимодействие с ними в динамично меняющемся информационном обществе, становящемся диалоговой цивилизацией.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Доржиева Л. Б. Современная детская пресса // Улан-Удэ: изд-во БГСХА, 2011. 246 с.
2. Доржиева Л. Б. От детской прессы - к преобразованию будущего // Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2012. 108 с.
3. Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты. М.: ЮНПРЕСС, 2000. 98 с.
4. Цымбаленко С. Б., Шариков А. В., Щеглова С. Н. Российские подростки в информационном мире. М.: ЮНПРЕСС, 1998. 47 с.