Научная статья на тему 'Социально-педагогическое сопровождение социально ориентированной деятельности студента в образовательной среде вуза'

Социально-педагогическое сопровождение социально ориентированной деятельности студента в образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / SUBJECTIVITY / STUDENT / SOCIALIZATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / SOCIALLY ORIENTED ACTIVITY / ACTIVITY / STAGES OF DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна, Каменева Елена Григорьевна

В статье описаны направления организации социально-педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности студента в образовательной среде вуза (социо-полисубъектное, субъектно ориентированное); охарактеризована совокупность методов, форм, приемов организации социально-педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности студента в контексте оказания помощи обучаемому, испытывающему реальные затруднения личностного плана, проблемы, препятствующие включению в значимые виды отношений, общения, деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE SOCIALLY ORIENTED ACTIVITIES OF THE STUDENT IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

In article the directions of the organization of social and pedagogical maintenance of socially oriented activity of the student in the educational environment of higher education institution are described (sotsio-polysubject, focused is subject); the set of methods, forms, receptions of the organization of social and pedagogical maintenance of socially oriented activity of the student in the context of assistance to the trainee experiencing the real difficulties of the personal plan, problems interfering inclusion in significant types of the relations, communication, activity is characterized.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое сопровождение социально ориентированной деятельности студента в образовательной среде вуза»

4. Современная молодежь с одной стороны правомерно считает, что, получив полноценное образование, они достигнут желаемого социального статуса и более значимого материального положения в обществе, с другой стороны это не всегда является полной гарантией их трудоустройства и занятости. В связи с этим предлагаем на основе изучения, обобщения и переосмысления опыта централизованного распределения выпускников вузов, принять на рассмотрение с целью возможного внедрения.

Таким образом, нами определены факторы и условия, влияющие на востребованность выпускников вузов, анализ опроса выпускников вузов республики и трудоустройства выпускников педагогического института СВФУ за 2010-2018 годы и выявлены некоторые направления повышения эффективности трудоустройства квалифицированных выпускников, предложены рекомендации по содействию в трудоустройстве выпускников высшего учебного заведения.

Литература:

1. Мыреев, А.Н., Попов, А.А., Федорова, С.В. Качество жизни населения в условиях трансформации экономики: теория, проблемы, практика (на примере районов Крайнего Севера и Арктической зоны): монография / А.Н. Мыреев, А.А. Попов, С.В. Федорова. - Якутск: Издательский дом СФВУ, 2015. - 584 с.

2. Кожурова А.А., Павлова Е.П., Неустроева E.H., Корнилов Ю.В., Николаев Е.В. Ориентиры жизненных планов выпускников высшего образования Республики Саха (Якутия) // Revista ESPACIOS, номер - Vol. 38 (N° 55), Место издания - Caracas, Venezuela, уровень - зарубежное, Scopus. - 2017, 12 стр. -http://www.revistaespacios.com/a17v38n55/a17v38n55p12.pdf

3. Корнилов, Д.Д. Обеспечение занятости молодежи северных районов России (на примере Республики Саха (Якутия). - диссер. на соиск. учен. степ. канд. эконом. наук, Москва, 1998. - 177 с.

4. Павлова, Е.П. Трудоустройство выпускников высшего учебного заведения (на примере педагогического института СВФУ). - Магистерская диссертационная работа. - Якутск, 2018. - 76 с.

5. Разумова Т. О. Взаимодействие высшего образования и рынка труда: правила и практика / Экономическая наука и развитие университетских научных школ (к 75-летию экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова) Сборник статей. 2016. - С. 1045-1050.

6. Самсонов А. А. Особенности регионального рынка труда и пути его стабилизации: ст., выступления, интервью / А. А. Самсонов; [сост. Л. Е. Эверстова]; Ком. занятости населения респ. Саха. (Якутия). - Якутск, 2010. - 116 с.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Пак Любовь Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Каменева Елена Григорьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. В статье описаны направления организации социально-педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности студента в образовательной среде вуза (социо-полисубъектное, субъектно ориентированное); охарактеризована совокупность методов, форм, приемов организации социально-педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности студента в контексте оказания помощи обучаемому, испытывающему реальные затруднения личностного плана, проблемы, препятствующие включению в значимые виды отношений, общения, деятельности.

Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, социально ориентированная деятельность, студент, образовательная среда вуза.

Annоtation. In article the directions of the organization of social and pedagogical maintenance of socially oriented activity of the student in the educational environment of higher education institution are described (sotsio-polysubject, focused is subject); the set of methods, forms, receptions of the organization of social and pedagogical maintenance of socially oriented activity of the student in the context of assistance to the trainee experiencing the real difficulties of the personal plan, problems interfering inclusion in significant types of the relations, communication, activity is characterized.

Keywords: subjectivity, student, socialization, higher education institution, socially oriented activity, activity, stages of development of subjectivity of the student.

Введение. На современном этапе российское общество находится в динамической фазе преобразования, которая характеризуется высокими требованиями к профессионализму выпускников вузов, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности и конкурентоспособных на рынке труда. В условиях ускоряющихся социальных процессов, усложнения отношений и взаимосвязей в системе общества необходима ориентация системы высшего образования на целенаправленное развитие индивидуально-личностных качеств, реализацию потенциальных возможностей и способностей студента. Центрированность высшего образования на развитие личности студента обусловливает преодоление противоречия между традиционным содержанием вузовского образования как узкопредметной профессиональной подготовки и новыми вызовами современности, проявляющимися в: трансформации функций социального института образования; изменении позиции студента - субъекта по отношению к выстраиванию собственной траектории образовательного саморазвития в контексте прогнозирования конструктивной жизнедеятельности в современном социуме; усилении познавательных потребностей обучающихся как самовзрослеющих профессионалов; обновлении функций преподавателя в контексте фасилицирующего социально-педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности студента на основе субъектно-субъектного взаимодействия, взаимоуважения, демократичности.

Принципиально значимая идея социально-педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности студента в образовательной среде вуза — целенаправленное комбинирование системы активного взаимодействия обучающегося с внешним миром при своевременном выявлении и решении проблем личностно-средового взаимодействия, оптимальном использовании ресурсов социума, образовательного процесса и личностных ресурсов для эффективного социального обучения, самопознания и самореализации обучающегося в условиях освоения продуктивных форм и методов познания мира, преобразования и преумножения опыта созидательной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Этимология понятия «сопровождение» означает совместное действие, движение вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого для эффективного преодоления затруднений, препятствий, встречающихся на жизненном пути. В зависимости от целей и ситуаций образовательного процесса вуза сопровождение может быть педагогическим (решение вопросов обучения и воспитания), психологическим (помощь в развитии, раскрытии и реализации личностного потенциала обучаемого), социальным (использование возможностей социума в развитии личности) и т.п. В нашем исследовании мы рассматриваем социально-педагогическое сопровождение социально ориентированной деятельности студента, которая осуществляется педагогом, как в образовательном процессе вуза, так и в открытом социуме с использованием социализирующих функций непосредственного окружения обучаемого и общества как социализирующей среды.

Педагогический аспект социально-педагогического сопровождения связан с такими понятиями, как «педагогическая помощь», «психолого-педагогическая поддержка», «сотрудничество», «социальная фасилитация». Их объединяющей основой можно считать направленность на создание благоприятных условий, безопасной образовательной среды, необходимой для развития и саморазвития обучающихся, способствующих достижению и продуктивности совместной деятельности и (или) ускоряющих процессы раскрытия и реализации личностного потенциала участников образовательных взаимодействия (1). Социальный аспект сопровождения рассматривается на уровне механизмов взаимодействия студента в социальной среде как взаимные действия обучающихся по отношению друг к другу в их социальном окружении (в соответствии с имеющимся социальным статусом и ориентированным на него многообразием социальных ролей), способствующие успешной подготовке субъекта сопровождения к организации самостоятельной жизнедеятельности в постоянно изменяющемся обществе.

Организация социально-педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности студента в образовательной среде вуза являлась значимой в ходе нашего исследования, так как в процессе постоянно возобновляемых и углубляющихся контактов студента и преподавателя, студента и участников образовательных отношений, социума происходит оказание упреждающей или актуальной необходимой социально-педагогической помощи обучаемому, испытывающему реальные затруднения личностного плана, проблемы, препятствующие включению в значимые виды отношений, общения, деятельности (6).

Для выявления актуальных проблем студента автор исследования совместно со специалистами Центра социально-политических исследований «Индикатор» (рук. проф. Э. М. Виноградова) проводил социологическое исследование, выявляющее уровень удовлетворенности студента всеми сторонами жизнедеятельности вуза. В соответствии с концепцией исследования была осуществлена выборка, в которой фигурировали студенты вузов города (ОГУ, ОГПУ, ОГМА, ОГАУ). Сбор информации осуществлялся методом анкетирования по месту учебы студентов различных профилей образования. Полученная информация обработана по программе АРМ.

Опрос зафиксировал наибольший уровень удовлетворенности у студентов отношениями в группе (59,7%), тем не менее каждый третий опрошенный видит проблему в межличностных групповых отношениях. Полностью удовлетворены содержанием и качеством обучения 57,7%, не очень — 40,3%. Наибольшая неудовлетворенность («не очень», «нет») у студентов условиями для полноценного досуга (51,9% и 23,4%) и возможностями для художественного творчества (41,4% и 28,5%). Нужно отметить, что и своими результатами в учебе полностью не удовлетворены 12,8% и частично 48,4% опрошенных. Исследования показывают, что среди основных проблем конкретного студента можно выделить: отсутствие оптимизма и озабоченность «быть не хуже других», недостаточную ответственность и добросовестность, определенную неуравновешенность, повышенную чувствительность, неумение управлять собой и своим поведением, высокий уровень тревожности, большую напряженность, — указывающие на наличие внутренних конфликтов и проблем в аффективной сфере.

В соответствии с вышеизложенным в нашем исследовании использовалось социально-педагогическое сопровождение социально ориентированной деятельности студента в образовательной среде вуза в двух условных направлениях:

- социо-полисубъектном, призванном способствовать предупреждению или преодолению трудностей (барьеров, затруднений), возникающих при интеграции субъекта в социум, общности, внутригрупповые и межгрупповые взаимодействия и отношения, установлении социальных контактов со значимыми другими в разнообразных сферах социальной практики;

- субъектно ориентированном, направленном на помощь в выявлении основных личностных проблем конкретного студента и определение причин их возникновения (в соответствии с их познавательными, возрастными и индивидуальными особенностями), путей и средств их разрешения (4).

Социально-педагогическое сопровождение представлено в исследовании как совокупность приемов, упражнений, заданий (активизирующих самопознание студента, его отношение к внешнему миру, во многом определяющее выборы поведения и жизнедеятельности в современном социуме), направленных на эффективную организацию социально ориентированной деятельности обучающегося. Эффективное решение задач социально-педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности студента вуза требовало нового подхода к организации социального взаимодействия субъектов (установление доверительных отношений, кооперации, взаимозависимости и сотрудничества, регулирование и построение нормативно-адекватных, конструктивных взаимоотношений для обеспечения самораскрытия и самоактуализации всех и каждого) и применения диагностических (анкетирование, наблюдение, опрос, экспертная оценка и др.), рефлексивных (самоанализ, самооценка, самоконтроль и др.) методов.

В соответствии со спецификой социально ориентированной деятельности, реализуемой в познании, социально-профессиональном общении, социальной практике происходит активное взаимодействие студента с окружающей действительностью, наращивание субъектности обучающегося, социально-педагогическое

сопровождение в образовательной среде вуза было ориентировано на приоритет познавательных и профессиональных интересов студента, его намерений, потребностей, личных устремлений; свободу выбора студентом направления социально ориентированной деятельности и реализации этого личностно значимого маршрута; создание предпосылок для восхождения студента по лестнице жизненных потребностей по А. Маслоу (3) (удовлетворение потребности в деятельностной самореализации или потребность самоактуализации в деятельности).

Для эффективного удовлетворения своих многочисленных потребностей у студента должна быть развита мотивация компетентности, но не в смысле простого накопления и усвоения знаний, а в смысле потенциальной готовности обучающегося видеть источники управления свой жизнью (в себе или среде), решать поставленные задачи со знанием дела, стремиться к достижению успеха в разнообразных сферах деятельности. Исследователи рассматривают успех как общественное признание способностей студента, степени его одаренности, талантов; признание авторитетными «значимыми другими» семьи, друзей, сверстников, преподавателей, авторитетных экспертов; преодоление, самопреодоление, разрешение конкретных проблем и противоречий жизни; как самоопределение, самостановление личности; успех-призвание как полновесная ценность и детерминанта самотворчества. Личность в этом случае как бы призвана самоосуществиться в данном виде деятельности, она стремится самореализоваться, «отдать» себя творчеству, служа идее, следуя долгу (4).

При организации социально-педагогического сопровождения использовался арсенал приемов (А. Маслоу (3); К.Р. Роджерс (5)), используемых для конструирования ситуаций успеха при реализации социально ориентированной деятельности: создание оптимистической установки («Я в тебя верю», «Ты обязательно это сделаешь»), обеспечение мажорной атмосферы на занятиях; создание проблемной ситуации с обязательным позитивным финалом, при этом решение проблемы должно быть осуществлено самим студентом; создание в аудитории атмосферы эмоционально-волевого напряжения и совместного переживания; создание ситуаций, предполагающих личную ответственность за общий исход дела; приведение примеров из жизни, науки, производства; возбуждение интереса к знаниям повышенной сложности, стимулирование пытливости, смекалки, с обязательным указанием путей достижения цели; формирование установки на продуктивную коллективную деятельность, поощрение стремления к познавательному общению; обучение правилам «мозгового штурма», который не только развивает способности к сотрудничеству, кооперации, к принятию нового, но и позволяет глубоко осознать приемы и процедуры интеллектуального труда; приемы аттракции: доверие в учебной ситуации; опора на положительные качества студента; обращение по имени; умение выслушать его; доброжелательность в беседе, проявление внимания и заботы; юмор, улыбка, шутка; помощь студентам в сложной ситуации (расшифровка задания, указание на возможную ошибку); одобрение, поощрение, похвала, присуждение награды; поддержка в сложных ситуациях; замечание, заслуженное наказание, игнорирование, безадресный упрек.

Использование данных приемов в контексте социально-педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности студента в образовательной среде вуза: эмоционального поглаживания, снятия страха, авансирования, персональной исключительности, высокой мотивации предлагаемых действий, скрытой инструкции, «даю шанс», «анонсирование», «золотые слова», оценивание оригинального результата и т.д. — это прежде всего помощь в адекватном осознании студентом происходящего, повышении его психологической устойчивости, саморегуляции, в самоорганизации, способности к преодолению различных трудностей, в осознании ближних, средних и дальних задач личностного, социального и профессионального становления, в побуждении к достижениям.

В ходе организации социально-педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности студента в образовательной среде вуза применялись задания: «Что я хочу изменить в себе или каким я хочу стать?» (черты характера, от которых необходимо избавиться, и черты характера, которые надо приобрести); «Определение своих приоритетных целей» (цели — степень их важности — наиболее важные цели — оценка наиболее важных целей; что нужно сделать — необходимые средства — порядок выполнения — важность действия); «Составление студентом плана претворения в жизнь приоритетных целей» (цели по степени приоритетности — действия по степени значимости — порядок выполнения — необходимые средства); «Узнай себя!» (анализ и самооценка обучающимися содержания проделанной работы, выявление успешности деятельности, ошибок, затруднений; оценка рациональности применения метода решения, последовательности действий и т.д.), направленные на инициирование нахождения обучающимися эффективных путей усвоения социальных знаний, умений, возможность самопознания, самосовершенствования, развития субъектных проявлений, творческой активности в любых сферах деятельности.

Для поддержки студентов в налаживании социальных контактов, продуктивной коммуникации, базирующейся на принятии друг друга, взаимном уважении и доверии, в целях установки на поддержание внутренней стабильности организма студента и успешное взаимодействие с окружающим миром использовались психологические паузы, особая методика психофизического регулирования основных физиологических функций организма, мягко включающая элементы снятия мышечного напряжения, а также фрагменты по повышению самооценки обучающегося и регуляции его взаимоотношений с окружающими: мимические и пантомимические этюды: «Тахистоскоп» — лепка позы по памяти, «Разведчик» — заметить изменения в позах, «Лучевосприятие» — изображения отдельных эмоциональных состояний (радость, удивление, интерес, гордость, застенчивость, уверенность и др.), «Анабиоз» — оживить изображаемый персонаж жестами, мимикой; психомышечная тренировка, приемы релаксации, педагогический аутотренинг для управления своим самочувствием и эмоциональным состоянием, направленные на выработку умений понять, принять сначала самого себя, а затем и других.

Необходимо отметить, что оптимально организованное социально-педагогическое сопровождение, актуализирует следующие возможности социально ориентированной деятельности студента в образовательной среде вуза: ценностно-ориентирующие (дают возможность освоения студентами общечеловеческих и профессиональных ценностей, позволяют реализовать их ценностно-смысловое отношение к жизни, к ценностям, к профессии, ценностное осмысление результатов своей деятельности); коммуникативные (предполагают приобретение опыта интерактивного взаимодействия, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса); смысловые (дают возможность

организации смыслотворчества на основе имеющегося выбора различных областей социально ориентированной деятельности) (2).

Выводы. Таким образом, социально-педагогическое сопровождение социально ориентированной деятельности студента в образовательной среде вуза в совокупности социо-полисубъектного и субъектно ориентированного направлений обеспечивает своевременную помощь педагога обучающемуся в периоды затруднений личностного плана, проблем, препятствующие включению в значимые виды отношений, общения, деятельности. Оптимально организованное социально-педагогическое сопровождение социально ориентированной деятельности студента в образовательной среде вуза задает интенсивность, диапазон активности и широту преобразований обучающимся окружающей действительности, возможность интенсивного приобретения социально и личностно значимого опыта освоения мира на основе познания продуктивных способов действия и общения, интериоризации социальных отношений, социокультуры общества, оптимизации способностей личности.

Литература:

1. Губанова М. И. Педагогическое сопровождение социального самооп-ределения старшеклассников: теория и практика подготовки учителя: монография. Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2002. 207 с.

2. Крутых Е.В. Становление субъектности в студенческом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2006. 239 с.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2010. 352 с.

4. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография. Оренбург, 2013. 312 с.

5. Роджерс, К.Р. Становление личности: взгляд на психотерапию. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 416 с.

6. Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Лань, 2007. 528 с.

Педагогика

УДК: 372.881.111.1

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры раннего обучения иностранным языкам Парфенова Светлана Олеговна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЯЗЫКОВЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ДВУЯЗЫЧИЯ

В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье анализируются экспериментальные данные о проявлении разных типов кодового взаимодействия родного и изучаемого языков в естественных условиях коммуникации студентов.

Ключевые слова: учебное двуязычие, кодовое смешение, кодовое переключение, метафорическое и ситуативное переключение кодов, заимствования.

Annotation. This article describes the results of the study of different types of code switching between the native and second language among students in natural communication.

Keywords: coordinate bilingualism, code mixing, code switching, metaphorical and situational code switching, borrowings.

Введение. В данной статье приведены результаты экспериментального исследования, направленного на сбор репрезентативного речевого материала, используемого в естественной ситуации коммуникации студентов. Ведущим методом явилось наблюдение за студентами в естественных условиях учебного двуязычия, то есть на практических занятиях по английскому языку, а также в повседневном общении.

В ходе эксперимента были получены данные о проявлении разных типов кодового взаимодействия (code switching - кодового переключения, code mixing - кодового смешения, borrowings - заимствований) на разных языковых уровнях (на уровне морфем, отдельных лексических единиц, фразеологических единств и отдельных синтаксических построений), которые помогут судить о характере взаимодействия языковых систем родного и изучаемого языков в естественных условиях коммуникации.

Изложение основного материала статьи. Несмотря на активное изучение феномена кодового переключения в течение последних десятилетий, современное состояние проблемы, по мнению ряда исследователей, «характеризуется неразработанностью терминологического аппарата: предлагаемые подходы к исследованию билингвальной речи не только полемичны по отношению друг к другу, но и оперируют разными терминологическими микросистемами» [4, c. 52].

Переключение кодов, или кодовое переключение, - это переход говорящего в процессе речевого общения с одного языка (диалекта, стиля) на другой в зависимости от условий коммуникации. Взаимодействие языков, как указывает В.А. Аврорин, начинается тогда, когда они «способны выполнять одинаковые роли, употребляться с равным успехом в одних и тех же сферах общественной жизни» [1, c. 139].

Переключение с одного языка на другой может быть вызвано разными причинами: сменой обстоятельств, сменой адресата, изменением социальной роли говорящего, изменением его психоэмоционального состояния, сменой темы общения.

Л.П. Крысин отмечает, что в зависимости от этих причин переключение языкового кода может происходить как «на естественных границах речевого потока: в конце фразы, синтаксического периода, при наиболее спокойном режиме общения - по завершении обсуждения какой-либо темы», так и посередине фразы или слова [3]. Если в первом случае говорящий способен предвидеть и планировать кодовое переключение, то во втором - кодовое переключение осуществляется говорящим спонтанно.

Исследования последнего времени доказывают, что повседневное использование языков билингвальными говорящими непроизвольно. Обладая высоким уровнем языковой компетенции на нескольких языках, достигнув высокой автоматизированности и гибкости речевых навыков, говорящие вовлекаются в кодовое переключение практически бессознательно, особенно, когда какой-то из языков используется фрагментарно (на уровне отдельно взятых фразеологизмов, модальных слов, междометий, частиц) [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.