Научная статья на тему 'Формирование безопасной жизнедеятельности студентов в условиях социально-педагогического сопровождения'

Формирование безопасной жизнедеятельности студентов в условиях социально-педагогического сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ / КОРРЕКЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осокина В.Н.

В статье рассматривается социально-педагогическое сопровождение как деятельность социального педагога, суть которой заключается в подготовке студентов к безопасному поведению в повседневной жизни, как необходимого интегративного социального качества обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование безопасной жизнедеятельности студентов в условиях социально-педагогического сопровождения»

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

УДК: 37.037.1

Осокина В. Н.

к.п.н., доцент Филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

В статье рассматривается социально-педагогическое сопровождение как деятельность социального педагога, суть которой заключается в подготовке студентов к безопасному поведению в повседневной жизни, как необходимого интегративного социального качества обучающихся.

Ключевые слова: безопасная жизнедеятельность, социальный педагог, социально-педагогическое сопровождение, индивидуально-психологические особенности, информационно-просветительская, коррекционно-диагностическаяработа.

Изменения в социальной жизни России последних десятилетий спровоцировали развитие ряда опасных процессов в жизни общества: террористические проявления, национальную нетерпимость, социальные конфликты, криминальные явления, неблагоприятные условия жизни и обучения, которые в своей совокупности препятствуют оптимальной безопасной жизнедеятельности человека в социуме. Как результат этого — растет преступность среди молодежи, становятся социальной проблемой алкоголизм, наркомания, возрастает число молодых людей, склонных к отклонениям в нормах поведения в социальной среде. В современной социальной ситуации важное значение приобретают вопросы безопасной жизнедеятельности молодежи [3].

Первоочередной задачей образовательного учреждения является подготовка студентов к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях, социально-активной, гармонично развитой личности, ориентированной на добро и способной к защите от внешних и внутренних угроз на уровне выработки безопасной жизнедеятельности как личностного социального качества.

Как показывает анализ многолетнего опыта деятельности образовательных учреждений профессионального образования, один из возможных способов решения проблемы безопасной жизнедеятельности студентов — социально-педагогическое сопровождение развития безопасной жизнедеятельности, как необходимого интегративного социального качества обучающихся.

На сегодняшний день существует немало научных работ, в которых рассмотрены отдельные аспекты социально-педагогического сопровождения жизнедеятельности обучающихся в различных типах образовательных учреждений:

- идеи поддержки и сопровождения деятельности обучающихся в педагогическом процессе отражены в работах современных авторов — педагогов и психологов: М.Р. Битяновой, О.С. Газман, A.B. Иванова, JI.E. Никитиной, О.М. Овчаровой, С.А. Расчетиной;

- основы социально-педагогической деятельности, современной теории социума и социализации отражены в работах: М.А. Галагузовой, М.Ф. Глуховой, A.B. Мудрика, JI.B. Мардахаева, B.C. Торохтий, Г.Н. Штиновой;

- проблемы безопасности образовательной среды отражены в работах И.А. Баевой, В.В. Рубцова, Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова.

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

Работы данных авторов создают важные предпосылки для исследования проблемы развития безопасной жизнедеятельности, как интегративного социального качества личности в учреждениях профессионального образования.

Цель социально-педагогического сопровождения развития безопасной жизнедеятельности студентов — открыть и использовать скрытые резервы самого обучающегося для решения проблем безопасной жизнедеятельности, а также научить его в дальнейшем самостоятельно справляться с возникающими в жизни проблемами социализации, благодаря развитию безопасной жизнедеятельности как интегративному социальному качеству [7].

На уровне системы педагогического взаимодействия социально-педагогическое сопровождение отражает совокупность субъект-объектных и субъект-субъектных взаимодействий с целью максимальной реализации педагогических возможностей социума для разрешения проблем личности.

Собственно система педагогического взаимодействия включает:

- взаимодействие педагогического работника и обучающегося по изучению ресурсов и возможностей самой личности обучающегося, включающей совокупность индивидуальных особенностей безопасного поведения в различных социальных ситуациях;

- взаимодействие педагогических работников и обучающихся по формированию у них социальных потребностей, социальных способностей и социальных ценностей безопасной жизнедеятельности, включая развитие навыков и умений обучающихся по самовоспитанию и самосовершенствованию безопасной жизнедеятельности как интегративного социального качества;

- взаимодействие педагогических работников и обучающихся по изучению и реализации воспитательного потенциала социальной деятельности, социальных отношений, социальных институтов, значимых для развития безопасной жизнедеятельности [4].

Социально-педагогическое сопровождение — это продолжительный и длительный процесс, основными этапами которого являются:

- подготовительный этап, включающий социально-педагогическую диагностику потенциала социума и социальных потребностей, социальных способностей образования личности, сущность и сложность социально-педагогических проблем, а также информационный поиск методов, служб и специалистов, способных помочь решить проблему;

- этап выбора варианта социально-педагогической помощи, социально-педагогических технологий ее оказания и путей решения проблемы;

- этап установления специалистом взаимодействия между личностью и потенциалом социума для реализации избранного варианта помощи;

- этап стимулирования личности по организации собственной образовательной деятельности, включающего три стадии: стадия оказания сопровождаемым первичной помощи в начале реализации плана действий, стадия активного участия личности в самореализации своих образовательных потребностей и стадия совершенствования собственного личного опыта образования на основе потенциала социума;

- этап самостоятельной деятельности личности, самостоятельного решения собственных проблем и внесения корректив в собственную образовательную деятельность;

- контрольно-оценочный или аналитический этап, включающий оценку результатов социально-педагогического сопровождения, учет вновь возникших проблем и внесения корректив в его процесс [5].

Безопасная жизнедеятельность является интегративным социальным качеством личности, представляющим собой совокупность убеждений, ценностных ориентаций, мотивов безопасной жизнедеятельности, личностных качеств и норм поведения человека, определяющая его отношение к себе, к другим людям, к предметам и явлениям окружающего мира в ситуации риска для жизни или статуса человека, способствующих

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

безопасному выполнению общественных и бытовых функций в социуме, и выражает ориентированность личности на формирование, сохранение и укрепление как своей безопасности, так и безопасности всего общества [1].

Результатом социально-педагогического сопровождения развития безопасной жизнедеятельности студентов должно стать определенное изменение самой личности, выступающей объектом социально-педагогического воздействия, ее качественных параметров — безопасная жизнедеятельность.

Работа социального педагога должна быть построена на постоянной поддержке, сопровождении и стимулировании позитивного поведения обучающегося и сведении к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения подростков.

Социально-педагогическое сопровождение развития безопасной жизнедеятельности студентов предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов потенциала личности обучающегося, опору на способности, знания, навыки и умения.

Изучая индивидуально-психологические особенности, социальные интересы и потребности студентов через наблюдение, устный опрос, анкетирование, тестирование, собеседование совместно со специалистами различного профиля, социальный педагог составляет социально-педагогический портрет учебной группы, ее педагогический потенциал, а также целевые комплексные программы социального развития безопасной жизнедеятельности обучающихся на основе реализации педагогического потенциала социума.

При работе с родителями, с семьей студента социальный педагог осуществляет информационно-просветительскую работу с целью профилактики развития «опасной жизнедеятельности» в семье, нарушений в семейном воспитании; осуществляет диагностическую работу с целью выявления типа семейного воспитания; осуществляет комплексную коррекционную работу с семьей в целях восстановления здоровых и безопасных взаимоотношений между ее членами и коррекцию имеющихся отклонений в семейном воспитании, оказывает помощь родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в диагностике и профилактике наркомании, алкоголизма, в предупреждении других негативных проявлений у подростков [6].

Социальный педагог информирует студентов и их родителей о тех видах помощи, которую они могут получить в учебном заведении высшего и среднего профессионального образования и учреждениях, оказывающих различные виды помощи вне учебного заведения, оказывает помощь семьям обучающихся, нуждающимся в попечительстве и защите прав.

Социальному педагогу необходимо организовывать интеграционное взаимодействие всех социальных институтов, содействующих социально-безопасному становлению личности.

Социальный педагог устанавливает взаимодействие с органами управления образованием, социальной защиты населения, занятости, внутренних дел, по делам молодежи, физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения, общественными объединениями. К развитию безопасной жизнедеятельности обучающихся могут быть привлечены и иные учреждения, такие как социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи; медико-психолого-педагогические службы микрорайона и др. Эта деятельность предполагает организацию учебных мероприятий, конференций, фестивалей, соревнований, игр КВН, экскурсий, выставок, кино-дней, организацию досуга и отдыха через связь с учреждениями дополнительного образования, связь со спонсорами, организацию гуманитарной и материальной помощи. Особое внимание следует уделить волонтерскому (добровольческому) движению, которое реализуется в различных видах добровольной помощи и взаимоподдержки.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

Также социальный педагог выступает организатором социально-значимой деятельности здорового и безопасного образа жизни, создает условия для проведения свободного времени, занятий спортом, развивая при этом инициативу, творческий потенциал и самодеятельность как самой личности, так и коллектива [5].

Меры по охране здоровья включают в себя работу по пропаганде здорового образа жизни (беседы о здоровом образе жизни, проведение тематических мероприятий, спортивных соревнований, спартакиад, походов, конференций со специалистами системы здравоохранения и медицинскими работниками); а также вопросы безопасности и охраны труда («безопасные трудовые десанты», «рейд добровольцев»).

Развитие безопасной жизнедеятельности студентов поддерживается мерами профилактики (беседами, встречами, деловыми, ролевыми играми, личным примером, конкурсами, олимпиадами, учебными конференциями, направленными на отработку навыков безопасного поведения); наглядной агитацией как дополнительным средством внушения, убеждения и воспитания (организацией выставок, экспозициями, стендами, макетами, плакатами, фотографиями, посвященными проблемам безопасной жизнедеятельности в социуме) [2].

Всем педагогическим работникам необходимо создание атмосферы тепла, искренности, построение взаимоотношений со студентами с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению (установление позитивных, доверительных взаимоотношений, деловых и дружеских).

Перспективы дальнейшей работы мы видим в исследовании проблемы социально-педагогического сопровождения как формы социально-педагогической деятельности, в развитии воспитательного потенциала социально-педагогического сопровождения учебной деятельности студентов учреждений профессионального образования.

Литература

1. Абаскалова Н. П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности Текст.: Учеб. пособие / Н. П. Абаскалова. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. — 135 с.

2. Воробцова Т. Н. Профилактика «вредных» привычек и пропаганда здорового образа жизни. (Из опыта работы педагогического коллектива). 2 часть. / Автор-сост. Т. Н. Воробцова. Волгоград: ИТД «Корифей». 2011. — С. 12-30.

3. Григорьев С. И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью : учебник для студентов вузов / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. М.: Гардарики, 2006. — 204 с.

4. Мудрик A. B. Основы социальной педагогики : учебник для студ. сред, проф. учеб. заведений / A.B. Мудрик. -М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 208 с.

5. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студентов пед. Училищ и колледжей, обучающихся по специальности «Соц. Педагогика» / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. С. 171-177.

6. Осокина В.Н. Социально-педагогическое сопровождение развития безопасной жизнедеятельности студентов. Сборник программ, технологий и практик по правовому, экономическому, информационному и психологическому просвещению молодежи // Материалы Российской научно-практической конференции «Правовое, экономическое, психологическое, информационное просвещение молодежи — программы, технологии и практики». 28-29 октября 2015 г. С. 127-131.

7.Савицкая Н.В., Торохтий B.C. Методика социально-педагогического сопровождения развития безопасной жизнедеятельности обучающихся учреждений среднего профессионального образования. М.: МГПУ, 2013. -72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.