УДК 378
Литвак Римма Алексеевна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», [email protected], Челябинск
СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИя
В статье представлены основные тенденции развития психолого-педагогического образования бакалавров, его методологическая база. Выявлена специфика и значимость профессиональной деятельности. Представлена характеристика психолого-педагогиче-ского сопровождения в деятельности бакалавра. Обоснован выбор основных функций в деятельности бакалавра психолого-педагогического образования.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогиче-ская поддержка, социализация, социальные ресурсы.
Litvak Rimma Alekseevna
Doctor ofpedagogical sciens, professor, head of the departament of pedagogy and psychology FSBEE HVT «Chelyabinsk state academy of culture adn ART», [email protected], Chelyabinsk
SPECIFICITY OF TRAINING BACHELORS of psychological-pedagogical EDUCATION
The article represents the basic tendencies in development of Psychological-pedagogical education of bachelors, its methodological basis. It reveals the specificity and significance of professional activity. It represents the characteristics of Psychological-pedagogical maintenance in bachelor activity. It reasons choice of the principle functions in the activity of bachelor of Psychological-pedagogical education.
Keywords: psychological-pedagogical maintenance, psychological-pedagogical support,
socialization, social resources.
Введение ФГОС и переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования определяют масштабы инновационных процессов, охвативших всю сферу образования, и выдвигают новые требования к подготовке будущих специалистов. В связи с этим возникла необходимость обратиться к специфике подготовки бакалавров психоло-го-педагогического образования. Данное направление профессионального образования утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2010 г. № 200, с изменениями от 31 мая 2011 г. [7].
Как следует из ФГОС, объектом профессиональной деятельности бакалавров являются прежде всего индивидуально-личностное развитие обучающихся и психоло-го-педагогическое сопровождение их, а так-
же педагогов, родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида. Деятельность бакалавра широка, многообразна и включает: психолого-педагогическую поддержку обучающихся в дошкольном, общем, допрофессиональном образовании; социально-педагогическую деятельность, направленную на сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании. Следуя Болонскому процессу, подготовка бакалавров (в том числе психолого-педа-гогического образования) должна отвечать критериям европейского уровня. Обратимся к теоретическому анализу и обобщению психолого-педагогической практики профессиональной деятельности бакалавра, выясняя специфику их подготовки. Здесь необ-
ходимо иметь в виду то обстоятельство, что профессиональная деятельность бакалавра психолого-педагогического образования и деятельность социального педагога во многом схожа, следовательно, можно опираться на предшествовавший опыт в подготовке социальных педагогов (обучение которых велось в вузах России с 1990 г.). Общей является такая компонента, как социальнопедагогическая помощь и поддержка тех людей, которые в ней в данный момент нуждаются. Речь идет прежде всего о включении детей и подростков в социально-культурные отношения, о вхождении ребенка в социум. Этим подчеркивается, что подготовка бакалавров опирается на имеющийся существенный опыт, демонстрирующий самодостаточную систему профессиональной подготовки специалистов в России.
Значимость деятельности бакалавров психолого-педагогического образования в современном обществе будет постоянно возрастать в связи с кризисом доверия подрастающего поколения к государственным институтам, нарушением механизмов социализации и ростом асоциальных явлений среди молодежи, снижением воспитательного потенциала семьи и образовательных учреждений как институтов социализации личности.
В связи с этими обстоятельствами, бесспорно, следует отметить значение сложившейся образовательной практики в профессиональной подготовке специалистов, повысить ее эффективность, подчинив логике развития личности обучающихся на различных этапах их социализации.
В данном контексте следует поддержать обоснованное положение, выдвинутое С. В. Сальцевой, которая пишет, что в подготовке современного специалиста проявляется тенденция ориентации образования на социализацию личности. Согласно положениям субъект-субъектного подхода (А. В. Мудрик) социализация понимается как успешное развитие и самоизменение личности в процессе освоения культуры, присвоения правил, принятых в обществе норм поведения и воспроизводства культуры. Поэтому социокультурная ориентация образования является целью, результатом, определенным вектором в подготовке бакалавров, способных осуществлять психолого-педагогическое сопро-
вождение обучающихся в различных видах учебных заведений [5].
Деятельность бакалавра в области пси-холого-педагогического сопровождения связана с проведением психологического (диагностического) обследования детей и с последующим проведением коррекционноразвивающих занятий по рекомендованным методикам, с участием в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков и т. д. Данное положение подтверждает интегрированный характер деятельности бакалавра в сфере социально-педагогической деятельности.
Как утверждает В. Г. Бочарова, решение задач во всех сферах социальной практики, в том числе и психолого-педагогической, происходит с участием всех ее субъектов. Социальная практика актуализирует общую интегральную компоненту, признающую деятельность всех ее субъектов, единую цель, определенную направленность на ценности социальной практики на основе таких принципов, как гражданственность (обращение к внутреннему миру, индивидуальности), культуросообразность (создание социокультурной, развивающей среды), природосообразность (создание оптимальной эколого-психологической среды развития личности), целостность (единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности) и др. [1].
В современной мировой практике развития образования, направленного на формирование нового педагогического мышления, ученые придают большое значение принципам диалогизации и центрированности, которые ориентируют педагогов и обучающихся на самореализацию, направляя всех участников процесса на усвоение системы общечеловеческих ценностей.
В то же время принципы социального реагирования, междисциплинарного подхода к решению проблем, связанных с психологопедагогическим сопровождением обучающихся в различных видах образовательных учреждений, указывают на интегрированный характер деятельности бакалавра и позволяют выделить ее специфику как отрасли научного знания, являющейся основой профессиональной деятельности бакалавра психолого-педагогического образования,
имеющей многомерный характер и направленной на психолого-педагогическое сопровождение развития личности обучающихся, гуманизацию социальных отношений во всех сферах и видах жизнедеятельности личности и общества. Кроме того, психоло-го-педагогическая деятельность бакалавра является социальной по существу, психологической по поддержке и сопровождению личности в социально-реабилитационных мероприятиях, а также в разработке индивидуальных траекторий развития личности в специальном и инклюзивном образовании. По технологическому, методическому обеспечению она является педагогической.
С данной точки зрения деятельность бакалавра предстает как целостный образовательный процесс, направленный на психо-лого-педагогическую поддержку личности на всех этапах ее жизнедеятельности при участии всех субъектов в различных сферах микросреды.
Нам представляется целесообразным выделить специфические функции бакалавра психолого-педагогического образования, опираясь на ФГОС и анализ теории и практики. К ним мы относим наиболее значимые: организационно-диагностическую функцию (диагностическое обследование обучающихся, наблюдения и др. методы, позволяющие создать систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся); адаптационную (адаптация к условиям жизни и деятельности, к возможностям и способностям учащегося с учетом возрастных особенностей и степени их профориентационной подготовленности); прогностическую (дающую возможность прогнозировать пути выхода из сложных ситуаций, разработать индивидуальные траектории развития личности); коррекционно-реабилитационную (использование научно обоснованных методов и современных технологий психолого-педагоги-ческого сопровождения обучающихся).
Успешность реализации названных функций позволяет сделать более объективный вывод о качестве подготовки бакалавров с учетом их интересов и способностей.
Многолетний опыт работы по подготовке социальных педагогов дает нам возможность подвести итог: в силу своей индивидуальности не каждый выпускник способен к работе по различным направлениям этой
деятельности. По складу своего характера, личностно-профессиональным качествам некоторым лучше удается работа с детьми в учреждениях дополнительного образования, другим - с воспитанниками дошкольных общеобразовательных учреждений. Поэтому разумно дифференцировать обучение в вузе с учетом индивидуальных особенностей студентов, т. е. речь идет об индивидуальной траектории обучения.
Используя компетентностный подход в контексте подготовки бакалавров, как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных качеств, а также заний и умений, позволяющих объективно действовать в нестандартной ситуации (по утверждению И. А. Зимней), попытаемся выделить основные тенденции в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования [3].
Первая тенденция связана с обоснованием сущностной характеристики психологопедагогического сопровождения образования в деятельности бакалавра.
Исходя из требований ФГОС, мы можем утверждать, что деятельность бакалавра психолого-педагогического образования связана с такой его составляющей, как психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в различных образовательных учреждениях. Результативность этой деятельности предполагает формирование и развитие личности обучающихся, их социальную зрелость (с использованием средств психолого-педагогического сопровождения). Рассмотрим сущность данного понятия. При этом следует сразу заметить, что процесс психолого-педагогического сопровождения не означает подмену деятельности человека. Он выступает как активный субъект своего развития, но нуждающийся в непосредственной или косвенной помощи. Поэтому содержание деятельности бакалавра психолого-педагогического образования предполагает восприятие обучающихся как личности, как субъекта собственной деятельности. Это положение является важным для дальнейшего исследования специфики психолого-педагогического сопровождения и создания системы подготовки бакалавров к ее реализации.
Психолого-педагогическое сопрово-
ждение представляет собой совокупность
реализованных ресурсов, возможностей, средств и технологий, представляемых данным специалистом как индивиду, так и группе, коллективу обучаемых, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это может быть ситуация, связанная с созданием психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждениях, повышением уровня психологической компетентности участников образовательного процесса, участием в междисциплинарных мероприятиях во взаимодействии с другими специалистами, проведением психологического обследования детей с сенсорными, речевыми двигательными нарушениями раннего возраста с использованием диагностического инструментария. Не исключаются также такие ситуации, как проявление агрессии, неприятие ребенка в коллективе сверстников и др. ситуации явного дискомфорта в окружающей среде.
Таким образом, объектом психолого-пе-дагогического сопровождения могут быть различные ситуации, препятствующие нормальному развитию личности обучающихся. Субъектом психолого-педагогического сопровождения является как отдельная личность, так и группа учащихся, студентов или педагогов, сотрудников. В качестве средств, исходя из исследований М. А. Галагузовой, Ю. Н. Галагузовой, рассматриваются социальные отношения, социальные институты (семья, специалисты социальной сферы, учреждения социальной защиты населения, общественные детские и молодежные организации и др.) [2]. Психолого-педаго-гическое сопровождение является одним из видов социально-педагогической помощи, как верно замечает В. С. Торохтий, востребу-емой клиентом в тот момент, когда он в ней нуждается, реализуя потенциальные возможности социума. Однако в основе психо-лого-педагогического сопровождения находится социально-педагогическая поддержка, главная цель которой состоит в формировании внутренней готовности к осознанному поиску оптимального выхода из проблемной ситуации, в корректировке личностного развития либо профессионального становления обучающегося [6].
Выбор способа психолого-педагогиче-ского сопровождения зависит от цели социально-педагогической деятельности,
исходя из проблем обучающихся, которые предстоит разрешить или степени сложности ситуации, в которой он оказался. Поэтому бакалавр психолого-педагогического образования применяет на практике знания в соответствии со сложившейся ситуацией клиента, ориентируясь в нужный момент в решении нравственных, психолого-педаго-гических, социально-бытовых, медицинских и др. проблем.
Психолого-педагогическое сопровожде-
ние по своим характерным признакам является технологичным и включает методики, приемы, технологии согласно способностям бакалавра, например: диагностические данные о возможностях клиента; использование тренингов; игровых технологий; организация и проведение досуга; методики установления контакта клиента с группой обучающихся, поиск выхода из трудных ситуаций; техника устройства клиента на работу и мн. др.
Бакалавр учитывает и теоретические основы психолого-педагогического сопровождения, а также нормативно-правовую базу при реализации данного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое бакалавром, играет своего рода восстановительную, компенсаторную посреднечкскую роль, используя потенциальные возможности различных министерств и ведомств, что значительно повышает статусность данного вида профессиональной деятельности.
Вторая тенденция связана с повышением актуальности оценки уровня сфор-мированности компетенций бакалавра психолого-педагогического образования. Следует заметить, что сегодня этот процесс протекает формально. Учебная часть заинтересована в быстрейшем выборе компетенций. В таком темпе кафедры не успевают не только выделить наиболее важные компетенции, но и - самое главное - разработать механизм оценки их сформированности.
Здесь следует согласиться с З. С. Сазоновой, которая утверждает, что в данном случае «речь идет об оценке качества «функциональных знаний». Именно этот момент для нас является принципиально важным. Объективность подобных оценок зависит от качества измерительного материала соответствующих процедур, на основе которых личность будет осуществлять диагноз» [4].
Здесь важен еще один аспект в связи с формированием компетенций бакалавра -знание преподавателем значения тех компетенций, которые востребованы практикой образовательных учреждений.
Преподаватель должен хорошо знать современное состояние дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования, учитывать и корректировать запросы работодателей. Для реализации этой задачи нужно заключать договорные соглашения о совместной деятельности образовательных учреждений и работодателей, организовывать социально-педагогическое партнерство и т. д. и для более объективной оценки сформированной компетенции учитывать мнения специалистов-практиков.
Процесс оценки уровня сформированно-сти компетенций должен носить открытый характер. Это, например, презентация студентами банка технологий; сбор и оформление технологических карт; видеозапись проводимых консультаций с клиентами; решение творческих заданий и т. д., что позволяет оценить не только умения студентов, но и их культуру социальных отношений. Например, это участие студентов в производственных совещаниях образовательных учреждений, включение в разработку социальных проектов и их реализацию, участие в психологических консилиумах, педагогических советах, родительских собраниях, подготовка докладов и публикаций в сборник студенческих научных конференций. Все это непременно положительно скажется на качестве выполняемых заданий, а значит и на формировании познавательной активности студентов.
Сфера деятельности бакалавра психоло-го-педагогического образования предполагает и творческую составляющую: предоставление возможности выбора инновационных средств для решения сложных задач путем организации оптимальной педагогической деятельности в условиях социального партнерства, взаимодействия с родителями. Например, привлечение к сотрудничеству профессионалов в области искусства, литературы, мастеров художественного чтения, заслуженных педагогов, психологов, социальных педагогов; организация и проведение конкурсов и олимпиад, стендовых докладов, участие в грантах. Все это послужит
основой создания социально значимого ресурса качества образования, для повышения социально-профессионального качества будущих бакалавров и их личностного роста.
Третья тенденция очень активно обсуждалась ректорами крупнейших вузов на круглом столе в редакции журнала «Высшее образование в России» в 2011 г. Речь идет о систематизации учебных планов, образовательных программ и учебных дисциплин в системе двухуровневого образования. Следует согласиться, что двухуровневое образование должно носить междисциплинарный характер, чтобы заканчивающие обучение в системе бакалавриата могли свободно выбрать то или иное направление обучения второго уровня, т. е. магистратуру. Эта проблема уже стоит на повестке дня, она требует своего разрешения, но ее осуществление будет делом не одного месяца и даже года. Работа эта трудоемкая. Во-первых, не разработана методология первого и второго уровней образования и межпредметных связей. Во-вторых, учитывая большую загруженность преподавателей, администрации вузов необходимо продумать и создать условия для решения этой проблемы. Возможен как один из вариантов новый расчет учебных часов преподавателей, куда войдут не только аудиторные часы, но и время, затраченное на разработку, создание и технологическое обеспечение двухуровнего образования: формирование электронных курсов, учебников, заданий студентам для самостоятельной работы и определение траектории индивидуального обучения.
Работа предстоит большая, и, как всегда, новые идеи, положения встречают трудности на своем пути, но они могут быть преодолены за счет научного потенциала и богатейшего опыта преподавателей в профессиональной подготовке специалистов в России.
Библиографический список
1. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. -М.: Владос, 2004. - 368 с.
2. Галагузова м. А., Галагузова Ю. Н. Ценностные ориентации в профессиональной подготовке специалистов социальной среды: научно-практический аспект // Понятийный аппарат педагогического образования: сб. науч. трудов / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. -
Вып. 6. - Екатеринбург: изд-во «Св-96». -С. 316-328.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
4. Сазонова З. С. О готовности вузов к «переходу» (круглый стол в редакции) // Высшее образование в России. - 2011. - № 3. - С. 96-120.
5. Сальцева, С. В. Социально-педагогические ресурсы в процессе образования // Образование и учитель XXI в.: проблемы, перспективы, развитие. Всерос. науч.-практич. конф. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. - С. 105-109.
6. Торохтий В. С. Специфика социально-пе-дагогическлой поддержки учащихся: сб. науч. ст.: т. 2 / науч. ред. профессор В. Г. Рындак. - Оренбург: ОГПУ: изд-во ОГПУ, 2010. - С. 146-150.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2010 г. N 200) (с изменениями от 31 мая 2011 г.)