УДК 37.013.42
В. С. Торохтий
МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖ ДЕНИЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интеграция; социально-педагогическая деятельность; модель интеграции теории и практики.
АННОТАЦИЯ. Обозначены и обоснованы модели интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений как основа важнейших видов социально-педагогической деятельности.
V. S. Torokhtiy
MODELS OF INTEGRATION IN PRACTICE OF SOCIAL PEDAGOGY IN ACTIVITY OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
KEY WORDS: integration; social-pedagogical activity; model of integration of theory and practice.
ABSTRACT. There are models of integration of theory and practice of social pedagogy in educational establishments as a basis of the most important aspects of social-pedagogical activity determined and explained in the article.
Отличительной особенностью современного социального образования в России, включая педагогическое, является его интенсивная интеграция в мировую систему образования, прежде всего на основе его гуманитаризации и личностно-средовой ориентированности.
В числе инновационных направлений сегодня уверенно утверждается социально-педагогическое, выдвинутое всем ходом развития российского общества и стимулированное процессами его социально-экономических реформ. Вышед-
шее в определенной мере из внешкольной, внеклассной работы общеобразовательных учреждений, с ориентацией педагога на отдельных учеников и их родителей, сегодня, в виде педагогики отношений, оно, активно осваивает на профессиональном уровне, силами социально-педагогических служб, весь социум, в котором происходит усвоение и преобразование социального опыта различными возрастными группами и категориями населения.
Социальная педагогика сегодня — это сфера серьезных дискуссий, сложностей
и других явлений в науке и практике, присущих процессу внедрения всего нового. Вместе с тем очевидно, что сегодня социальная педагогика рассматривается:
— во-первых, как отрасль педагогической науки, и в этом плане уже обозначилась и развивается ее теория, где наряду с классиками социальной педагогики и ее современные представители (В. А. Сластенин, В. Г. Бочарова, В. И. Загвязинский, И. Н. Андреева, А. В. Мудрик, Т. Ф. Яркина и др.);
— во-вторых, как реальная практическая деятельность в социуме (педагогика отношений). И уже сформировалась целая система социальнопедагогических служб, которых только по Москве насчитывается более тысячи;
— в-третьих, как учебная дисциплина, социальная педагогика занесена сегодня в госстандарт высшего и среднего профессионального образования, преподается в высших и средних учебных заведениях, функционируют десятки факультетов социальной педагогики;
— в-четвертых, как сфера научных исследований и специальность, по которой сегодня работают кандидатские и докторские диссертационные советы, подготовившие по этой специальности более 600 кандидатов и докторов наук.
Многофункциональная теория и практика социально-педагогической деятельности составляет сегодня актуальную область научной, образовательно-воспитательной, организационной и развивающей деятельности. Эффективность ее преобразующих влияний на все сферы государственной социальной политики зависит от многих объективных и субъективных факторов, в том числе от уровня и качества решения задач подготовки высококвалифицированных специалистов в области теории и практики социальной педагогики на уровне высшего профес-
сионального образования. Решение этих задач осуществляется в условиях:
• устойчивости тенденций переориентации российской социальной политики в условиях рыночных отношений на реформирование сферы образования, которая становится основным социальным институтом социализации личности на основе восстановления ее социальной активности;
• расширения системы специализированных социальных служб различного профиля, для которых в числе первостепенных задач, все чаще проявляются интегративные проблемы социально-педагогического свойства, требующие решения проблем детей и взрослых на профессиональном уровне;
• приближения к критической точке накопления нереализованных в социальной сфере числа социальнопедагогических услуг и уровнем все возрастающих социальных проблем, требующих ускоренного внедрения достижений социальной педагогики в профессиональную деятельность специалистов различного профиля, предоставляющих помощь клиентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
• усиления активности семьи, различных возрастных групп населения в приобщении к ценностям педагогики отношений, интенсификации деятельности специалистов различного профиля, вызвавшей смещение акцента в структуре социально-педагогической помощи на приоритет активных форм социальной поддержки, массовое использование педагогических технологий в разрешении проблем клиента с помощью потенциала социума.
С этой точки зрения социально-педагогическая деятельность представляется как многоплановая и многоуровневая активность специалистов педагоги-
ческого профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых, по их социальной защите, поддержке личностного развития, самореализации, социальной адаптации, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе активного использования ресурсов и потенциальных возможностей социума для разрешения текущих и хронических проблем личности или социальной группы.
Субъектом социально-педагогической деятельности может быть как отдельный специалист, так и группа специалистов, решающих социально-педагогические проблемы отдельной личности или группы. Им может быть любое должностное лицо, использующее возможности социума для разрешения проблем личности или социальной группы. Основным субъектом социально-педагогической деятельности является социальный педагог, имеющий среднее специальное или высшее профессиональное социально-педагогическое образование. На него возлагается ответственность организации социально-педагогической деятельности специалистов различного профиля в рамках целей и задач образовательного учреждения. Объектами социально-педагогической деятельности являются как отдельные личности, так и целые группы людей, нуждающихся в помощи социума, использовании его потенциальных возможностей для самореализации, но не имеющих доступа к его ресурсам и возможностям по различным причинам.
Социально-педагогическая деятельность направлена на разрешение различных проблем личности или группы, имеющих социально-педагогическое содержание. Это прежде всего: проблемы самореализации; проблемы формирования социальных потребностей и способностей; ослабление или устранение девиантностей, различной этимологии;
проблемы социальной, профессиональной, школьной дезадаптации; проблемы различных уровней социализации личности; проблемы формирования здорового образа жизни и другие.
Как вид профессиональной деятельности она имеет свою структуру, основными составляющими (подвидами) которой являются:
• информационно-воспитательная работа, представляющая собой комплекс многопрофильных мер информационного, воспитательного, развивающего свойства, направленных на формирование, поддержание жизнеспособности детей и подростков средствами социума в процессе освоения ими общих, профессиональных и специальных знаний на разных уровнях системы образования;
• социально-правовая работа, основным содержанием которой является реализация совместно с другими социальными институтами социума организационно-правовых и гуманитарных возможностей по охране детства, защите общегосударственных прав, свобод детей и подростков, а также развитие и обеспечение действенности правового поля в образовательном учреждении при активном использовании возможностей других структур социума;
• психосоциальная работа, содержание которой составляют диагностические, информационно-аналитические, сопроводительные (консультативно-посреднические), восстановительно-реабилитационные и прогностические мероприятия, направленные на формирование и поддержание у участников образовательного процесса психологической устойчивости к воздействию различных факторов, а также оказание различных видов психологической помощи по вопросам обучения, воспитания, развития и самосовершенствования де-
тей и подростков в условиях конкретного социума;
• культурно-досуговая работа, в сфере которой осуществляется разносторонняя деятельность различного социокультурного жанра, направленная на формирование социальной активности у участников учебновоспитательного процесса на основе стимулирования позитивных эмоциональных состояний различными средствами искусства и народного творчества, отражающих ведущие тенденции существования социума;
• медико-социальная (оздоровительная) работа, предназначенная для поддержания и дальнейшего развития физиологических, интеллектуальных и иных способностей учащихся образовательных учреждений значимых для обучения, взаимодействия с окружающей социальной средой и профессиональной деятельности на основе активного использования медико-оздоровительных ресурсов и возможностей социума. Выше обозначенные виды социальнопедагогической деятельности составляют лишь основу ее многопрофильности. В реальной жизни образовательного учреждения ее содержание дополняют: спортивно-воспитательная или спортивно-оздоровительная работа, консультативно-посредническая работа, профилактическая работа и другие, выступающие как средство использования ресурсов, возможностей социума для разрешения сложных жизненных ситуаций, в которых оказалась конкретная личность или социальная группа. В современных условиях деятельности образовательных учреждений субъектом реализации каждого из имеющихся видов рассматриваемой профессиональной деятельности выступает, как правило, как отдельная личность, отдельный специалист (должностное лицо), так и соответствующая служба: социально-педагогическая, пси-
хологическая, медико-педагогическая и т. д.
Социально-педагогическая деятельность образовательного учреждения открытого типа проявляется в различных формах, основными из которых являются: социально-педагогическая диагно-
стика, социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическое сопровождение, социально-педагогическая коррекция, индивидуальное и групповое консультирование, посредничество, медико-педагогический консилиум, медико-педагогическая коррекция и реабилитация и другие.
Конечным результатом социальнопедагогической деятельности является социальная активность личности.
Среди значимых проблем социальной педагогики важной представляется вопрос о моделях интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений.
В деятельности образовательных учреждений по мере приобретения опыта реализации задач социально-педагогической деятельности обозначился целый ряд моделей интеграции теории и практики.
1. Психосоциальная модель. Она предполагает активное использование потенциальных возможностей психологической науки в реализации практических задач социально педагогической деятельности. В частности, организации опосредованного воздействия на личность подростка, учащегося, воспитанника, используя психосоциальный подход создания условий для личности с учетом закономерностей ее психики, следовательно, изменение ее поведения за счет воздействия психологических механизмов общения, идентификации, внушения, подражания и. т. д. Т. е. личность, оказавшись в конкретных условиях, ведет себя в соответствии с законами существования ее психики, зная это, пе-
дагог задает соответствующие условия, таким образом, активно использует потенциальные возможности социума для разрешения проблем личности, используя административные рычаги воздействия на личность.
2. Социокультурная модель интеграции теории и практики. Предполагает реализацию основного принципа социальной педагогики, принципа куль-туросообразности. Опоры в реализации задач социально-педагогической работы на культурные ценности, социальные потребности, соц. способности самих детей, подростков, в конечном итоге — социума. С этой точки зрения, социум раскрывает весь свой потенциал, который активно используется в формировании социальной активности личности, которая усваивается социальный опыт, его культурные ценности принимает их для своей практики, совершенствует на своем опыте и по мере развития активно влияет на преобразование социального опыта, культурных ценностей социума.
3. Социально-правовая модель интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений. Заключается в широком применении в практике социально педагогической работы правовых норм организации жизнедеятельности учащихся, подростков, воспитанников. Эта модель строится полностью на нормативно-правовой базе реализации, прежде всего охранно-защитной функции социальнопедагогической деятельности в активном использовании теории правоведения, социального права, ювенального права в практике разрешения социально-педагогических проблем детей и подростков, оказавшихся в жизненно сложной ситуации. Эта модель требует от субъектов социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях прочных знаний Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, Законов РФ, жилищного, гражданского, семейного кодексов, Поста-
новлений Правительства РФ и других правовых актов.
4. Медико-социальная модель интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений. Предполагает реализацию задач социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни, снижении остроты проявления медико-социальных проблем в жизнедеятельности учащихся, подростков, воспитанников путем использования потенциальных возможностей специалистов сферы здравоохранения и социальных институтов их представляющих. Медико-социальная модель требует от специалистов социально-педагогической деятельности прочных знаний, медико-социальных основ здоровья личности, возрастной анатомии, физиологии и гигиены человека, педагогической валеологии и других медицинских знаний.
5. Информационно-воспитательная модель интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений. Предполагает широкое использование социальной информации для организации процесса социализации личности учащегося, подростка, воспитанника. Она предполагает реализацию комплекса многопрофильных мер информационного, воспитательного, развивающегося и коррекционного свойства направленных на формирование, поддержание жизнеспособности детей и подростков в процессе освоения или общих, профессиональных и специальных знаний на разных уровнях системы образования. Эта модель требует от специалиста социально-педагогической деятельности прочных знаний о структуре, сущности и содержании социума, его потенциальных возможностей во всем своем многообразии, так как позволяет осуществлять управляемый процесс социализации личности на уровне социального воспитания.
Обозначенные модели интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений составляют основу важнейших видов социально-педагогической
деятельности в образовательном учреждении, показывают многопрофильность и предлагаются участникам конференции для всеобщего обсуждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. НАГАВКИНА, Л. С. Социальный педагог : введение в должность / Л. С. Нагавкина, О. К. Кро-кинская, О. А. Косабудская. — СПб., 2002.
2. СОЦИАЛЬНАЯ педагогика : монография / под ред. В. Г. Бочаровой. — М. : Владос, 2003.
3. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ технологии в деятельности образовательного учреждения / под ред. В. С. Торохтий.— М. : СОТИС, 2007.
Получено 2 0.03.09 © Торохтий В. С., 2010