Научная статья на тему 'Модели интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений'

Модели интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ / INTEGRATION / SOCIAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY / MODEL OF INTEGRATION OF THEORY AND PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торохтий Владимир Свиридович

Обозначены и обоснованы модели интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений как основа важнейших видов социально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торохтий Владимир Свиридович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Models of Integration in practice of Social Pedagogy in activity of educational establishments

There are models of integration of theory and practice of social pedagogy in educational establishments as a basis of the most important aspects of social-pedagogical activity determined and explained in the article.

Текст научной работы на тему «Модели интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений»

УДК 37.013.42

В. С. Торохтий

МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖ ДЕНИЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интеграция; социально-педагогическая деятельность; модель интеграции теории и практики.

АННОТАЦИЯ. Обозначены и обоснованы модели интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений как основа важнейших видов социально-педагогической деятельности.

V. S. Torokhtiy

MODELS OF INTEGRATION IN PRACTICE OF SOCIAL PEDAGOGY IN ACTIVITY OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

KEY WORDS: integration; social-pedagogical activity; model of integration of theory and practice.

ABSTRACT. There are models of integration of theory and practice of social pedagogy in educational establishments as a basis of the most important aspects of social-pedagogical activity determined and explained in the article.

Отличительной особенностью современного социального образования в России, включая педагогическое, является его интенсивная интеграция в мировую систему образования, прежде всего на основе его гуманитаризации и личностно-средовой ориентированности.

В числе инновационных направлений сегодня уверенно утверждается социально-педагогическое, выдвинутое всем ходом развития российского общества и стимулированное процессами его социально-экономических реформ. Вышед-

шее в определенной мере из внешкольной, внеклассной работы общеобразовательных учреждений, с ориентацией педагога на отдельных учеников и их родителей, сегодня, в виде педагогики отношений, оно, активно осваивает на профессиональном уровне, силами социально-педагогических служб, весь социум, в котором происходит усвоение и преобразование социального опыта различными возрастными группами и категориями населения.

Социальная педагогика сегодня — это сфера серьезных дискуссий, сложностей

и других явлений в науке и практике, присущих процессу внедрения всего нового. Вместе с тем очевидно, что сегодня социальная педагогика рассматривается:

— во-первых, как отрасль педагогической науки, и в этом плане уже обозначилась и развивается ее теория, где наряду с классиками социальной педагогики и ее современные представители (В. А. Сластенин, В. Г. Бочарова, В. И. Загвязинский, И. Н. Андреева, А. В. Мудрик, Т. Ф. Яркина и др.);

— во-вторых, как реальная практическая деятельность в социуме (педагогика отношений). И уже сформировалась целая система социальнопедагогических служб, которых только по Москве насчитывается более тысячи;

— в-третьих, как учебная дисциплина, социальная педагогика занесена сегодня в госстандарт высшего и среднего профессионального образования, преподается в высших и средних учебных заведениях, функционируют десятки факультетов социальной педагогики;

— в-четвертых, как сфера научных исследований и специальность, по которой сегодня работают кандидатские и докторские диссертационные советы, подготовившие по этой специальности более 600 кандидатов и докторов наук.

Многофункциональная теория и практика социально-педагогической деятельности составляет сегодня актуальную область научной, образовательно-воспитательной, организационной и развивающей деятельности. Эффективность ее преобразующих влияний на все сферы государственной социальной политики зависит от многих объективных и субъективных факторов, в том числе от уровня и качества решения задач подготовки высококвалифицированных специалистов в области теории и практики социальной педагогики на уровне высшего профес-

сионального образования. Решение этих задач осуществляется в условиях:

• устойчивости тенденций переориентации российской социальной политики в условиях рыночных отношений на реформирование сферы образования, которая становится основным социальным институтом социализации личности на основе восстановления ее социальной активности;

• расширения системы специализированных социальных служб различного профиля, для которых в числе первостепенных задач, все чаще проявляются интегративные проблемы социально-педагогического свойства, требующие решения проблем детей и взрослых на профессиональном уровне;

• приближения к критической точке накопления нереализованных в социальной сфере числа социальнопедагогических услуг и уровнем все возрастающих социальных проблем, требующих ускоренного внедрения достижений социальной педагогики в профессиональную деятельность специалистов различного профиля, предоставляющих помощь клиентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

• усиления активности семьи, различных возрастных групп населения в приобщении к ценностям педагогики отношений, интенсификации деятельности специалистов различного профиля, вызвавшей смещение акцента в структуре социально-педагогической помощи на приоритет активных форм социальной поддержки, массовое использование педагогических технологий в разрешении проблем клиента с помощью потенциала социума.

С этой точки зрения социально-педагогическая деятельность представляется как многоплановая и многоуровневая активность специалистов педагоги-

ческого профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых, по их социальной защите, поддержке личностного развития, самореализации, социальной адаптации, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе активного использования ресурсов и потенциальных возможностей социума для разрешения текущих и хронических проблем личности или социальной группы.

Субъектом социально-педагогической деятельности может быть как отдельный специалист, так и группа специалистов, решающих социально-педагогические проблемы отдельной личности или группы. Им может быть любое должностное лицо, использующее возможности социума для разрешения проблем личности или социальной группы. Основным субъектом социально-педагогической деятельности является социальный педагог, имеющий среднее специальное или высшее профессиональное социально-педагогическое образование. На него возлагается ответственность организации социально-педагогической деятельности специалистов различного профиля в рамках целей и задач образовательного учреждения. Объектами социально-педагогической деятельности являются как отдельные личности, так и целые группы людей, нуждающихся в помощи социума, использовании его потенциальных возможностей для самореализации, но не имеющих доступа к его ресурсам и возможностям по различным причинам.

Социально-педагогическая деятельность направлена на разрешение различных проблем личности или группы, имеющих социально-педагогическое содержание. Это прежде всего: проблемы самореализации; проблемы формирования социальных потребностей и способностей; ослабление или устранение девиантностей, различной этимологии;

проблемы социальной, профессиональной, школьной дезадаптации; проблемы различных уровней социализации личности; проблемы формирования здорового образа жизни и другие.

Как вид профессиональной деятельности она имеет свою структуру, основными составляющими (подвидами) которой являются:

• информационно-воспитательная работа, представляющая собой комплекс многопрофильных мер информационного, воспитательного, развивающего свойства, направленных на формирование, поддержание жизнеспособности детей и подростков средствами социума в процессе освоения ими общих, профессиональных и специальных знаний на разных уровнях системы образования;

• социально-правовая работа, основным содержанием которой является реализация совместно с другими социальными институтами социума организационно-правовых и гуманитарных возможностей по охране детства, защите общегосударственных прав, свобод детей и подростков, а также развитие и обеспечение действенности правового поля в образовательном учреждении при активном использовании возможностей других структур социума;

• психосоциальная работа, содержание которой составляют диагностические, информационно-аналитические, сопроводительные (консультативно-посреднические), восстановительно-реабилитационные и прогностические мероприятия, направленные на формирование и поддержание у участников образовательного процесса психологической устойчивости к воздействию различных факторов, а также оказание различных видов психологической помощи по вопросам обучения, воспитания, развития и самосовершенствования де-

тей и подростков в условиях конкретного социума;

• культурно-досуговая работа, в сфере которой осуществляется разносторонняя деятельность различного социокультурного жанра, направленная на формирование социальной активности у участников учебновоспитательного процесса на основе стимулирования позитивных эмоциональных состояний различными средствами искусства и народного творчества, отражающих ведущие тенденции существования социума;

• медико-социальная (оздоровительная) работа, предназначенная для поддержания и дальнейшего развития физиологических, интеллектуальных и иных способностей учащихся образовательных учреждений значимых для обучения, взаимодействия с окружающей социальной средой и профессиональной деятельности на основе активного использования медико-оздоровительных ресурсов и возможностей социума. Выше обозначенные виды социальнопедагогической деятельности составляют лишь основу ее многопрофильности. В реальной жизни образовательного учреждения ее содержание дополняют: спортивно-воспитательная или спортивно-оздоровительная работа, консультативно-посредническая работа, профилактическая работа и другие, выступающие как средство использования ресурсов, возможностей социума для разрешения сложных жизненных ситуаций, в которых оказалась конкретная личность или социальная группа. В современных условиях деятельности образовательных учреждений субъектом реализации каждого из имеющихся видов рассматриваемой профессиональной деятельности выступает, как правило, как отдельная личность, отдельный специалист (должностное лицо), так и соответствующая служба: социально-педагогическая, пси-

хологическая, медико-педагогическая и т. д.

Социально-педагогическая деятельность образовательного учреждения открытого типа проявляется в различных формах, основными из которых являются: социально-педагогическая диагно-

стика, социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическое сопровождение, социально-педагогическая коррекция, индивидуальное и групповое консультирование, посредничество, медико-педагогический консилиум, медико-педагогическая коррекция и реабилитация и другие.

Конечным результатом социальнопедагогической деятельности является социальная активность личности.

Среди значимых проблем социальной педагогики важной представляется вопрос о моделях интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений.

В деятельности образовательных учреждений по мере приобретения опыта реализации задач социально-педагогической деятельности обозначился целый ряд моделей интеграции теории и практики.

1. Психосоциальная модель. Она предполагает активное использование потенциальных возможностей психологической науки в реализации практических задач социально педагогической деятельности. В частности, организации опосредованного воздействия на личность подростка, учащегося, воспитанника, используя психосоциальный подход создания условий для личности с учетом закономерностей ее психики, следовательно, изменение ее поведения за счет воздействия психологических механизмов общения, идентификации, внушения, подражания и. т. д. Т. е. личность, оказавшись в конкретных условиях, ведет себя в соответствии с законами существования ее психики, зная это, пе-

дагог задает соответствующие условия, таким образом, активно использует потенциальные возможности социума для разрешения проблем личности, используя административные рычаги воздействия на личность.

2. Социокультурная модель интеграции теории и практики. Предполагает реализацию основного принципа социальной педагогики, принципа куль-туросообразности. Опоры в реализации задач социально-педагогической работы на культурные ценности, социальные потребности, соц. способности самих детей, подростков, в конечном итоге — социума. С этой точки зрения, социум раскрывает весь свой потенциал, который активно используется в формировании социальной активности личности, которая усваивается социальный опыт, его культурные ценности принимает их для своей практики, совершенствует на своем опыте и по мере развития активно влияет на преобразование социального опыта, культурных ценностей социума.

3. Социально-правовая модель интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений. Заключается в широком применении в практике социально педагогической работы правовых норм организации жизнедеятельности учащихся, подростков, воспитанников. Эта модель строится полностью на нормативно-правовой базе реализации, прежде всего охранно-защитной функции социальнопедагогической деятельности в активном использовании теории правоведения, социального права, ювенального права в практике разрешения социально-педагогических проблем детей и подростков, оказавшихся в жизненно сложной ситуации. Эта модель требует от субъектов социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях прочных знаний Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, Законов РФ, жилищного, гражданского, семейного кодексов, Поста-

новлений Правительства РФ и других правовых актов.

4. Медико-социальная модель интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений. Предполагает реализацию задач социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни, снижении остроты проявления медико-социальных проблем в жизнедеятельности учащихся, подростков, воспитанников путем использования потенциальных возможностей специалистов сферы здравоохранения и социальных институтов их представляющих. Медико-социальная модель требует от специалистов социально-педагогической деятельности прочных знаний, медико-социальных основ здоровья личности, возрастной анатомии, физиологии и гигиены человека, педагогической валеологии и других медицинских знаний.

5. Информационно-воспитательная модель интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений. Предполагает широкое использование социальной информации для организации процесса социализации личности учащегося, подростка, воспитанника. Она предполагает реализацию комплекса многопрофильных мер информационного, воспитательного, развивающегося и коррекционного свойства направленных на формирование, поддержание жизнеспособности детей и подростков в процессе освоения или общих, профессиональных и специальных знаний на разных уровнях системы образования. Эта модель требует от специалиста социально-педагогической деятельности прочных знаний о структуре, сущности и содержании социума, его потенциальных возможностей во всем своем многообразии, так как позволяет осуществлять управляемый процесс социализации личности на уровне социального воспитания.

Обозначенные модели интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений составляют основу важнейших видов социально-педагогической

деятельности в образовательном учреждении, показывают многопрофильность и предлагаются участникам конференции для всеобщего обсуждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. НАГАВКИНА, Л. С. Социальный педагог : введение в должность / Л. С. Нагавкина, О. К. Кро-кинская, О. А. Косабудская. — СПб., 2002.

2. СОЦИАЛЬНАЯ педагогика : монография / под ред. В. Г. Бочаровой. — М. : Владос, 2003.

3. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ технологии в деятельности образовательного учреждения / под ред. В. С. Торохтий.— М. : СОТИС, 2007.

Получено 2 0.03.09 © Торохтий В. С., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.