2. При проведении занятий по разделу «Легкая атлетика и ускоренное передвижение» индивидуальное выполнение курсантами старших курсов упражнений на развитие выносливости заменить на коллективные действия в составе подразделения, практиковать коллективное участие в массовых всероссийских соревнованиях «Кросс нации», «Лыжня России».
3. При проведении занятий со старшекурсниками по разделу «Боевые приемы борьбы» отработку тем, предусматривающих обезоруживание правонарушителя при нанесении ударов холодным оружием, использовать не резиновые макеты, а стальные, сначала - со складывающимся клинком, а затем - с затупленным лезвием. При отработке темы «Обезоруживание правонарушителя при угрозе короткоствольным оружием» использовать учебные пистолеты ПМ с лазерным имитатором стрельбы и фиксацией лучом места попадания при обезоруживании. Ввести в критерии оценки действий по обезоруживанию не только отработку технически правильных движений, но и результативность, фиксацию случаев срабатывания механизма складывания клинка при нанесении ударов ножом и «пятнания» лучом при угрозе пистолетом. При отработке темы «Тактика применения боевых приемов борьбы» следует проводить учебно-боевые схватки и спарринги с неизвестными ранее противниками, представителями других групп и курсов. При определении оценки по данной теме учитываются не участие курсанта в схватках, а количество одержанных побед.
Практическая проверка данных предложений осуществлялась в период с 2006 по 2009 гг. и показала их высокую эффективность.
1. Шахов В. И. Психологические основы педагогической науки // Педагогика. 2002. № 4. С. 9-15.
2. Бабушкин Г Д., Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации : монография. Омск, 2000. 179 с.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 302 с.
4. Божович Л. И. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. 524 с.
5. Шахов В. И. Указ. соч.
6. Кузнецов А. Ф. Состояние физической подготовки курсантов Омской академии МВД России и проблемы ее дальнейшего совершенствования // Проблемы организации и совершенствования образовательного процесса в вузе : мат-лы межвуз. учебно-методической конф. Омск, 2007. С. 34-41.
7. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов Б. А. Формирование мотивации учения. М., 1990. 192 с.
8. Бондаренко С. М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении // Вопрос алгоритмизации и программирования обучения / под ред. Л. Н. Ланды. М., 1989. С. 265-261.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М., 2005. 384 с.
10. Кузнецов А. Ф. Указ. соч.
11. Там же.
12. Кузнецов А. Ф., Бакин А. В. Мотивация к учебной деятельности и результативность физической подготовки у курсантов образовательных учреждений МВД России : практические рекомендации. Омск, 2006. 17 с.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ
З. А. Аксютина
В статье рассматривается социально-педагогический подход в образовании специалистов различных профессий.
Ключевые слова: социально-педагогическое образование, социальные институты, социально-педагогическая деятельность.
Основное назначение социально-педагогического образования заключается в том, чтобы заложить основы педагогического мышления, сформировать способности и умения принимать в социальной практике наиболее эффективные решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие приводить в движение реальные механизмы развития гражданских социальных инициатив, полноценно использовать возможности семьи, других социальных институтов, микросреды личности и социума в целом в обеспечении социальной заботы о правах и благосостоянии, повышении качества жизни людей.
Сущность социально-педагогического образования определяется как подготовка специалистов различных профессий к осуществлению социально-педагогической деятельности, педагогическому сопровождению (обеспечению) развития процесса социальных отношений в различных сферах на основе утверждения таких общечеловеческих (и в то же время социальных) ценностей, как пробуждение гражданского сознания, формирование духовно-нравственных качеств, толерантность, самообразование, умение учиться, добывать знания, принимать ответственные решения и др.
В качестве специфического инструментального механизма взаимосвязи социально-педагогического образования с практикой выступает социально-педагогическая деятельность, обеспечивающая необходимую социально-педагогическую компетентность специалистов различного профиля.
По мнению В. А. Никитина, «...социально-педагогическая деятельность состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направлений социализации личности, в передаче индивиду и освоении им социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ориентации, социальной роли, социального функционирования. В социально-педагогическую деятельность входят процессы образования, обучения и воспитания, интериоризации и экстериори-зации социокультурных программ и социального наследия» [1, с. 37].
В обосновании социально-педагогической деятельности, по мнению О. Г. Селивоненко и И. А. Евтиховой, существенно осмысление предметных реалий социума, системных взаимосвязей, механизмов управляемых социальных и педагогических воздействий на личность, направленность ее субъективных ориентаций и творческих потенций в профессиональной деятельности, межличностных отношениях, ценностных ориентациях в области образования и духовной культуры [2, с. 13].
Как область практической социально-педагогической деятельности социальная педагогика рассматривает личность в среде, личность в ситуации, в системе социальных отношений. Она конкретизирует положения общей педагогики и других человековедческих научных дисциплин в личностно-средовом контексте. Социальная педагогика рассматривает цели, содержание, способы и средства влияния на поведение и на отношения человека в обществе, в различных условиях социальной жизни, среды. В этом смысле понятие «социальная педагогика» интерпретируется как педагогика социальной деятельности.
Социальная педагогика относится к ряду наук, имеющих деятельностный характер такого механизма. Специфика социально-педагогической деятельности представляет собой деятельность всех субъектов процесса социальных отношений, протекающего в различных сферах жизнедеятельности людей.
С позиций традиционной педагогики развитие социальной практики рассматривается односторонне, так как в полной мере не предусматривается вторая сторона взаимодействия личности с обществом - само общество со всеми социальными институтами, образующими социальную и экономическую политику.
К основным сферам жизнедеятельности людей (являющихся одновременно сферами социально-педагогической деятельности) относятся: семья; сфера трудовой деятельности; образование; оздоровление, социальнопедагогическая реабилитация и адаптация личности; социальная защита, обеспечение безопасности охраны прав и свобод различных групп людей; свободное время, социокультурная, досуговая сфера и др.
Социальная и экономическая политика реализуются конкретными субъектами, составляющими несколько групп.
Профессиональные сообщества, специфические для каждой из названных сфер (учителя, педагоги -в образовании и воспитании; медицинские работники -в здравоохранении; правоохранительные органы - в защите прав людей и охране общественного порядка, соответствующие специалисты в экономической, производственной сферах и т. д.).
Интегративный, ориентированный на профессиональную социальную деятельность в сфере экономического развития и социальных отношений институт, выраженный в нашей стране в двух специальностях: социальная работа и социальная педагогика.
Помимо профессиональных групп в различных сферах жизни общества субъектами реализации экономической и социальной политики являются все другие, которые, казалось бы, непосредственно, профессионально не причастны к той или иной сфере социальной деятельности. Однако лишь при активном, полноценном социальном участии и социальном партнерстве всех (государственных, негосударственных, коммерческих, предпринимательских и др.) институтов становится реальным создание целостного государственно-общественного механизма оптимизации экономической и социальной политики в названных (и всех других) сферах.
Личность самого индивида, конкретного гражданина как субъекта развития экономики и социальных отношений, реализации экономической и социальной политики; принципиальную важность его активной, инициативной и конструктивной позиции; его социального участия и ответственности за все происходящее вокруг него в обществе и, в результате, за улучшение качества собственной жизни, умение добывать знания, заботиться о своем здоровье, найти свою, непосредственно, траекторию профессионального образования, творческого роста, досуговых увлечений и т. п. [3, с. 9-12].
Педагогическая составляющая социальной педагогики как отрасли научного знания носит многомерный, интегративный характер и направлена на научно-педагогическое сопровождение (обеспечение) процесса гармонизации и гуманизации социальных отношений во всех видах и сферах жизнедеятельности формирующегося гражданского общества.
Социальная педагогика обеспечивает и выполняет крайне необходимую педагогическую миссию в системе социальных отношений - от межличностных до общенациональных и международных, миссию влияния на педагогически целесообразное (ориентированное на каждого индивида, семью, страну, общество, мир), ценностное развитие отношений, рассматривая личность в конкретном социуме, в обществе, теоретически обосновывая и оказывая на практике интегративную, педагогически компетентную поддержку в разрешении сложных жизненных, конфликтных ситуаций, возникающих по мере взросления человека, расширения сферы его социальных отношений; своевременно исправляя различного рода отклонения в его развитии, поведении, устраняя ущерб, нанесенный людям, отдельному индивиду, обеспечивая безопасность личности.
Социально-педагогическая деятельность является социальной по существу и педагогической по технологическому, методическому ее обеспечению. На основе этого можно дать характеристику социально-педагогической деятельности.
Эта деятельность представляет собой интегративный, государственно-общественный (полисубъектный) механизм влияния социальной педагогики на практику социальных отношений в обществе посредством наполнения его содержанием, соответствующим как интересам, потребностям конкретного индивида, группы, так и социальному заказу и обеспечения адекватными (интегративными, а не односторонними, с позиции лишь одного ведомства либо института) такой задаче педагогическими технологиями.
Социально-педагогическая деятельность - явление уникальное по самой своей природе: ее базовую основу составляют общечеловеческие и в то же время социальные ценности, представляющие собой сочетание определенных знаний, умений, с одной стороны, и, непременно, внутренних нравственно-этических ценностей субъектов этой деятельности как профессиональных групп (профессионально-этические ценности), так и всех других субъектов социальных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества.
Для профессиональных групп субъектов социально-педагогической деятельности указанные ценности (по мере овладения ими) становятся принципами этой деятельности, своеобразным нравственным профессионально-этическим кодексом, представляющим то общее, чем должен овладеть специалист любой профессии, профиля, специализации. Опираясь на нравственные ценности, лежащие в основе профессиональной социально-педагогической деятельности, специалисты реализуют сложную, интердисциплинарную систему знаний, направленных на выполнение своего профессионального долга - помогать людям посредством гармонизации отношений в том или ином социуме. Принципами социально-педагогической деятельности всех ее субъектов в общем виде принято считать:
- стремление к преимуществу индивида по отношению к обществу;
- уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентами;
- готовность отделить личные чувства и нужды от профессиональных отношений;
- стремление к социальным изменениям, соответствующим социально познанным потребностям;
- стремление к передаче знаний и умений другим;
- уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание;
- стремление к развитию способности подопечного помогать себе самому;
- готовность действовать от имени подопечного;
- стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, умственному благополучию для всех членов социума;
- стремление к высоким стандартам личной и профессиональной этики.
Личность, выступая активно действующим субъектом образовательного процесса в рамках пространства социально-педагогического образования во взаимодействии с другими субъектами, выходит на пространство реальной действительности, и в этих процессах взаимодействия происходит самовыражение субъекта, его саморазвитие. Взаимодействие является тем инструментом, который реально обеспечивает активный выход субъекта в единое образовательное пространство и именно в ходе взаимодействия происходит трансляция знаний, позиций, взаимообмен в распространении и осмыслении информации, выход в единое информационно-образовательное пространство современного сообщества.
Социально-педагогический подход в решении задач профессиональной подготовки специалистов в целом существенно влияет на переход в новое качество органичной интеграции в едином образовательном пространстве России, проникновения во все сферы общественного развития.
Пространство социально-педагогического образования способствует созданию условий для проявления основных параметров существования личности - ее деятельности, отношений и общения, а в нравственно-психологическом плане - доброжелательной общественной
атмосферы, гармонизации взаимодействий личности в социуме.
Главными ориентирами системы социально-педагогического образования в целом (и образовательных учреждений в частности) являются интересы и потребности личности, семьи, а также приоритеты стратегии развития общества. Именно социальный заказ определяет содержание и организационные формы социально-педагогического образования и прежде всего - учреждений образовательной отрасли.
Социальные образовательные институты представляют совокупность:
- институтов собственно системы образования, куда входят учреждения дошкольного образования, общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профтехучилища, музыкальные, спортивные, художественные школы, учреждения дополнительного образования и др.;
- таких социально-воспитательных институтов, как культурно-просветительные учреждения, органы правопорядка, средства массовой информации, производственные, коммерческие и иные предприятия и организации, призванные выполнять функции обеспечения воспитания и жизнедеятельности членов общества; детские, подростковые, юношеские и общественные организации, органы самоуправления и администрации данного территориального пространства и др.
При этом образовательное пространство представляет собой целостную систему, и управление ее развитием также соответствует принципу целостности: ничто не может быть изъято из целого, к которому оно принадлежит, без изменения этого целого и его частей. Даже бесконечно малые элементы становятся важными для понимания целого; самая незаметная часть может начать движение, которое будет продолжаться до тех пор, пока произойдут существенные изменения в целом.
На всех этапах социально-педагогического образования складывается определенная, специфическая позиция личности, которую формирует пространство социально-педагогического образования.
Рассмотрение всей совокупности воздействий на профессиональную подготовку специалиста требует выработки форм и технологий влияния на создание целостной системы его жизнедеятельности, определенных средств и способов проявления образовательных возможностей различных социальных институтов, представляющих их субъектов, расширения инструментальной базы по управлению влияниями среды и технике ее совершенствования.
Социально-педагогическое образование специалиста предполагает личностно-средовый, межведомственный, проблемный характер социально-педагогических действий специалистов - представителей различных профессий (педагогов и воспитателей образовательных учреждений, специалистов служб социальной защиты населения, здравоохранения, культуры, правоохранительных органов и др.), а также активистов общественных и неправительственных организаций.
Социально-педагогическое образование рассматривается не как сфера узкопрофессиональной практики, а как образовательное пространство, создающее условия для комплексного решения проблем человека и его семьи, для непрерывного развития и самореализации личности на всех этапах и в различных сферах ее профессиональной деятельности, в социальной жизни. Оно интегрирует арсенал средств и возможностей институциональных структур (исполнителей и заказчиков), общественных формирований и адекватна социальной ситуации в регионе.
Социально-педагогический подход предполагает значительное расширение содержания деятельности собственно образовательных учреждений, функционирование их в режиме открытых социально-педагогических институтов, что значительно расширяет их учебно-воспитательные возможности.
Многие современные образовательные учреждения осуществляют многоплановые функции:
- обучающую (вооружение базовыми знаниями в соответствии с государственными стандартами образования всех детей социума, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья);
- развивающую (формирование интересов, потребностей, способностей учащихся; интеллектуальное, физическое, эстетическое, психоэмоциональное, социальное развитие личности);
- социально-воспитательную (организация воспитания в открытой среде, педагогическое обеспечение социальной адаптации учащихся средствами школьной и внешкольной работы, инициативного участия детей в социокультурной жизни);
- здоровьесберегающую (избегание перегрузки учащихся, осуществление комплекса мер оздоровительного характера в социуме, организация физкультурно-оздоровительной работы, физиотерапевтических мероприятий, формирование у детей ответственности за свое здоровье);
- социокультурную и социально-педагогическую (поддержка учащихся, семьи, инициирование комплекса мер педагогического и социального характера, направленных на преодоление социального неблагополучия семьи, повышение уровня ее педагогической компетентности, минимизацию негативных влияний на детей);
- охраны и защиты прав детей (осуществление мер социально-правового характера, нацеленных на реализацию Конвенции ООН о правах ребенка, Семейного кодекса РФ, законодательных и нормативных актов Российской Федерации);
- помощи учащимся в жизненном и социально-профессиональном самоопределении, в подготовке их к труду (организация системы технологической подготовки школьников к труду, многоплановой подготовки к самостоятельной жизни, к овладению учащимися первичным профессиональным и социальным опытом, знакомству с рынком труда; формирование рефлексивных способностей в самооценке, умения соотносить требования профессиональной деятельности со своими потребнос-
тями и возможностями; создание условий для жизненного, профессионального выбора, самоопределения).
В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, А. В. Мудрик, В. А. Никитин, Е. И. Хо-лостова, Г. Н. Филонов и другие ученые выделяют педагогическую и социальную составляющие социальнопедагогического образования [4; 5; 6; 7; 8; 9]. В этой связи уместно напомнить точку зрения известного немецкого ученого П. Наторпа: «Социальные и педагогические вопросы во всем мире наиболее жгучи, наверное, для серьезно и глубоко мыслящих людей... в конечном итоге социальный вопрос является вместе с тем и педагогическим, выделенным лишь более крупным шрифтом, а педагогический вопрос является, в свою очередь, и социальным» [10, с. 224].
Для современного социального состояния российского общества характерны размывание ценностных ориентаций, растущая апатия, усиливающаяся политическая индифферентность, ощущение безнадежности и собственного бессилия в настоящем, потеря позитивной перспективы и предчувствие еще более мрачного будущего. Эту часть граждан, по мнению большинства специалистов (М. Н. Гурьянова, И. А. Липский, В. С. Торохтий, А. Б. Фомина и др.), составляют в основном работники сферы науки, культуры, образования и здравоохранения, рабочие низкой и средней квалификации, большинство молодежи, работники правоохранительных органов, военные, не имеющие гражданских специальностей, часть сельских жителей, пенсионеры. Именно эта группа наиболее уязвима в социальном плане. Специалисты, работающие с этими группами, особенно нуждаются в углубленной социально-педагогической подготовке.
Разносторонность видов социально-педагогической деятельности в открытом социуме, специфика конкретной ситуации, в которой эта деятельность протекает, своеобразие психологической позиции личности создают благоприятные условия для выбора каждым индивидом оптимальных и результативных способов приложения своих сил в труде и личных занятиях для приобретения опыта социально-педагогической деятельности, раскрытия и развития способностей, интересов.
Личность индивида, опосредствуемая социальной деятельностью, получает идеальную представленность в других людях, в его связях с ними, наконец, в нем самом как члене социального общества [11, с. 400].
Цель социально-педагогической деятельности может быть обозначена как формирование способности личности к активному многоплановому функционированию в различных сферах жизни общества при обеспечении полноценного развития этой личности как неповторимой человеческой индивидуальности. В этом контексте сущность социально-педагогического образования, его главная ориентация (и цель) состоят в профессиональной подготовке специалистов к социальнопедагогической деятельности в различных сферах социальных отношений.
Социально-педагогическое знание, как утверждает С. А. Расчетина, порождается развитием новых форм
социальной практики, установлением рынка, расслоением общества по уровню материальной обеспеченности, его дифференциацией по отношению к материальным и духовным ценностям. Социально-педагогическое знание отражает потребность общества в анализе основных тенденций, характеризующих социальную практику взаимодействия людей, порождающую проблемы, в поиске путей, снимающих социальную напряженность или предупреждающих ее [12, с. 93]. Долгое время социально-педагогическое образование рассматривалось узко, т. е. применительно лишь к специалистам в рамках профессии «социальная работа», как метод преодоления проблемных состояний на профессиональном уровне [13, с. 95].
Глубокое осмысление социально-педагогической практики (социально-педагогической деятельности в различных сферах социальных отношений) стало основой формирования системы социально-педагогического образования и вывело социально-педагогическое образование из состояния неопределенности на уровень теоретического обоснования и внедрения в социальную практику.
Это обусловливает направленность организации и регулирования социально-педагогической подготовки специалистов, ее цели и задачи, ориентацию студентов на социально-педагогическую профессиональную деятельность в различных сферах жизнедеятельности людей. Данная ориентация может реализовываться в развертывании личностных смыслов, связанных с идеей служения человеку, самореализации личности во взаимодействии с другими людьми и т. д. Необходимо развитие профессионально желательных личностных ка-
честв, нравственных установок, относящихся к базовым общечеловеческим ценностям, таких, как альтруизм, способность к сопереживанию, сочувствию, состраданию, принятию другого человека как равного.
1. Никитин В. А. Начала социальной педагогики. М., 1999. 66 с.
2. Селивоненко О. Г., Евтихова И. А. Ценностные ориентации социально-педагогической деятельности на современном этапе развития социальной педагогики // Образование и общество. 2001. № 5(11). С. 9-15.
3. Бочарова В. Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория. М., 2002. 31 с.
4. Там же.
5. ГалагузоваМ. А. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Социальная работа. М., 1992. Вып. 6. С. 79-85.
6. Григорьев С. И. Теоретико-методологические основы качества социального образования и культуры социологического мышления в современной России. Барнаул, 2001. 55 с.
7. Никитин В. А. Указ. соч.
8. Филонов Г. Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке // Педагогика. 1996. № 6. С. 35-40.
9. Холостова Е. И. Некоторые проблемы подготовки кадров социальных работников // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М., 1995.
С. 9-16.
10. Наторп П. Социальная педагогика: Теория воспитания воли на основе общности. СПб., 1911. 360 с.
11. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996. 509 с.
12. Расчетина С. А. Социальная педагогика - развивающаяся область образования / под ред. К. Д. Радиной. Псков, 1998. 180 с.
13. Там же.