Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся во внеаудиторной деятельности'

Теоретические аспекты формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся во внеаудиторной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / OUT-OF-CLASS ACTIVITY / SOCIAL AND PROFESSIONAL RESPONSIBILITY / STUDENTS / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна

В статье обоснованы теоретические аспекты использования возможностей внеаудиторной деятельности в целях оптимального формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся; определены характеристики внеаудиторной деятельности как педагогически целесообразной организации свободного времени обучающихся в логике насыщения личностными смыслами содержательного и событийного взаимодействия субъектов образования в ходе включения в многообразные виды социально значимой деятельности; выявлены приоритеты рассмотрения формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся как социально обусловленного, педагогически сопровождаемого и субъектно-регулируемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION OF SOCIAL AND PROFESSIONAL RESPONSIBILITY, STUDYING IN OUT-OF-CLASS ACTIVITY

In article theoretical aspects of use of opportunities of out-of-class activity for optimum formation of social and professional responsibility of students are proved; characteristics of out-of-class activity as pedagogically expedient organization of free time of students in logic of saturation are defined by personal meanings of substantial and event interaction of subjects of education during inclusion in diverse types of socially important activity; priorities of consideration of formation of social and professional responsibility of the students as who are socially caused, pedagogically accompanied and a subject and adjustable phenomenon are revealed.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся во внеаудиторной деятельности»

- приглашение на работу (мотивационная ситуация - инициирование взаимодействия, разъяснение ситуации, мотивация к сотрудничеству);

- прием на работу (организационная ситуация - сбор документов, оформление, инструктаж);

- подготовка к работе (организационная ситуация - получение необходимого дополнительного образования в рамках повышения квалификации, например, по программам обучения работе со студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, обучения правилам оказания первой помощи и пр., составление расписания);

- подготовка к занятию (проектировочная ситуация - разработка УМК или фрагмента УМК (если дисциплина реализуется совместно), консультации с заведующим кафедрой или преподавателем-партнером);

- проведение занятий со студентами, осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации студентов (профессионально-педагогическая ситуация);

- анализ и рефлексия занятия (аналитико-рефлексивная ситуация - совместное обсуждение хода и результатов занятия, профессиональная рефлексия);

- оформление документов (организационная ситуация);

- обратная связь (рефлексивно-проектировочная ситуация - обсуждение результатов личностного и профессионального роста всех участников образовательных отношений, задействованных ресурсов, корректировка целей и пр.).

Ситуации можно дифференцировать на две группы - организационные, связанные с оформлением трудовых отношений, и профессионально-педагогические, связанные с организацией взаимодействия со студентами, с проведением занятия, с рефлексией профессиональной деятельности и т.д.

Выявлено, что качественная работа требует помощи, сопровождения. Ее может осуществлять руководитель ОПОП, куратор, преподаватель-партнер, заведующий кафедрой - в зависимости от возможностей, ситуации. В любом случае, нужна гибкость, ответственность, неформальный подход. Соответственно, можно говорить, что способы взаимодействия глубоко связаны с личностным аспектом -учетом возможностей, интересов, помощью, поддержкой и т.д.

Выводы. Таким образом, по своему типу взаимодействие вуза с субъектами сферы труда носит характер партнерства. Содержание взаимодействия предполагает широкий круг вопросов, связанных с проектированием, реализацией, экспертизой ОПОП. Способы взаимодействия предполагают совместную деятельность, деловое и межличностное общение, требуют гибкости, поддержки, сопровождения.

Литература:

1. Муравьева А.А., Аксенова Н.М. Взаимодействие высшей школы с субъектами сферы труда - вызовы и взаимные выгоды / А.А. Муравьева, Н.М. Аксенова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2014. № 4. С. 8-15.

2. Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 N 1426 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2016 N 40536) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459/, доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Радионова Н.Ф., Ривкина С.В. Взаимодействие субъектов педагогического процесса как источник его обновления / Н.Ф. Радионова, С.В. Ривкина // Человек и образование. 2012. № 2. С. 4-9.

4. Чеканова М.С. Формы партнерства образовательной организации и работодателей в системе управления качеством образовательных программ / М.С. Чеканова // Перспективы науки и образования. 2016. № 6 (24). С. 28-32.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Пак Любовь Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье обоснованы теоретические аспекты использования возможностей внеаудиторной деятельности в целях оптимального формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся; определены характеристики внеаудиторной деятельности как педагогически целесообразной организации свободного времени обучающихся в логике насыщения личностными смыслами содержательного и событийного взаимодействия субъектов образования в ходе включения в многообразные виды социально значимой деятельности; выявлены приоритеты рассмотрения формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся как социально обусловленного, педагогически сопровождаемого и субъектно-регулируемого феномена.

Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, социально-профессиональная ответственность, обучающиеся, образовательная организация высшего образования.

Annоtation. In article theoretical aspects of use of opportunities of out-of-class activity for optimum formation of social and professional responsibility of students are proved; characteristics of out-of-class activity as pedagogically expedient organization of free time of students in logic of saturation are defined by personal meanings of substantial and event interaction of subjects of education during inclusion in diverse types of socially important activity; priorities of consideration of formation of social and professional responsibility of the students as who are socially caused, pedagogically accompanied and a subject and adjustable phenomenon are revealed.

Keywords: out-of-class activity, social and professional responsibility, students, educational organization of the higher education.

Введение. Актуальность формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся во внеаудиторной деятельности обусловлена потребностью общества в укреплении конкурентоспособности

современной инновационной экономики (экономики лидерства и инноваций) в аспекте повышения качества подготовки высококвалифицированных выпускников вуза с новым инновационным мышлением, активной жизненной позицией, способных к критическому мышлению, разумному риску, оптимальному решению общественных и профессиональных проблем, умеющих строить продуктивные взаимоотношения с другими людьми, работать в команде профессионалов, готовых брать на себя ответственность за социальную реализацию своего предназначения и призвания, а также осуществление трудовых функций в аспекте личностной и социальной полезности последствий своих действий для себя и постиндустриального социума.

Человечество, подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, и новый менталитет, и новая система ценностей [6], и новая система ответственной зависимости в реалиях современного социума для подготовки выпускника вуза не только как homo sapiens — человека разумного, но и как homo agens — человека действующего, который становится субъектом социально-профессиональной ответственности, поскольку ценностно-избирательно формулирует цель своей деятельности и самостоятельно выбирает средства ее достижения [9].

В современном мире весьма своевременен призыв Совета Взаимного Действия (Inter Action Council) к Всеобщей Декларации Ответственности как основополагающему международному документу, в котором провозглашаются фундаментальные идеи равновесия, взаимозависимости между понятиями свободы и ответственности, возрастания уровня ответственности личности за наиболее полное развитие собственных талантов и реализацию себя в профессии и жизни, осознанности прогнозирования последствий своих поступков, соотносимых с общественной пользой и личностной успешностью.

В этой связи в педагогической науке актуализируется проблема формирования социально-профессиональной ответственности студентов вуза. Необходимо новое качество высшего образования начала XXI века - гуманистически ориентированное, социально ответственное, развивающее образование, построенное на принципах духовно-этической доминанты; гармонизации обучающегося с природой, другими людьми посредством усвоения современной научной картины мира и концепции «устойчивого развития»; предоставления возможности всем субъектам для беспрерывного саморазвития и самореализации на базе широкого, фундаментального, открытого, многовариативного обучения, в котором приоритет отдается творчеству и инновациям, формированию инициативности и социально-профессиональной ответственности, креативности и мобильности, интеллекту и профессиональной компетентности. При «пучке» таких свойств высшее образование способно совершить скачок к новому качеству подготовки социально-ответственных выпускников вуза, а, следовательно, удовлетворять текущие и перспективные потребности личности, общества, производства [8] с точки зрения осознанности и безопасности профессиональных и социальных действий в ситуациях нравственного и правового выбора.

Изложение основного материала статьи. Социально-профессиональная ответственность как система социально и личностно значимых координат, регулирующих действия и поступки каждого цивилизованного человека, является значимым параметром, которым всемерно должны руководствоваться студенты в процессе получения образования. Выступая в качестве важнейшего личностного качества, социально-профессиональная ответственность играет роль одного из определяющих факторов, детерминирующих формирование сознания личности, да и в целом всей модели поведения будущего специалиста. Социальная ответственность является неотъемлемой частью профессиональной ответственности, включается в профессиональную культуру и выступает важнейшей предпосылкой к развитию профессионально важных качеств, необходимых будущему специалисту. Это неизбежно порождает вопрос о путях и факторах формирования и развития социально-профессиональной ответственности у обучающихся на каждом из этапов «обретения» профессии и вхождения в нее [3].

Е.В. Братухина рассматривает социально-профессиональную ответственность студентов как интегральное личностное качество, включающее осознание и принятие ценностей социума, знания о будущей профессиональной деятельности и готовность к социально-ориентированным действиям в квазипрофессиональной деятельности [2]. Н.Н. Горбатовская указывает на то, что социально-профессиональная ответственность основана на нормах деятельности, регулирующих взаимодействие субъектов управления внутри профессионального сообщества, где происходит формирование и осознание социально-профессиональной ответственности [3]. Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк считают, что социально-профессиональная ответственность нужна для того, чтобы не навредить обществу и по своей структуре она состоит из осознания долга и социальных мер в ответ на социально значимые поступки [5; 10].

Исследуемая проблематика отчетливо осознается и официально признается как актуальная в современных нормативных образовательных документах (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и т.д.), в которых определены приоритеты формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся как условия повышения конкурентоспособности на инновационном рынке труда, гармонизации личных и социальных интересов в рамках ответственного гражданского и профессионального поведения.

Вместе с тем, в реалиях образовательной и социальной практики проявляются растущие в студенческой молодежной среде тенденции ослабления чувства ответственности «за» и «перед» кем-либо, падение престижа института труда как одной из разновидностей общественной обязанности, отстраненность молодого поколения от общественно-активной деятельности, проявление социального инфантилизма, переориентация на сферу досуга и развлечений, что порождают негативные тенденции в моральном становлении будущего профессионала, деструктивно отражаются на освоении фундаментальных и универсальных знаний, умений обучающихся в ходе овладения профессией, восприятии норм социального общежития и служебной этичности, реализации определенных трудовых функций и проявлении активной социальной позиции.

В этой связи, на наш взгляд, необходимо обращение к внеаудиторной деятельности, обладающей широкими возможностями для оптимального формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся вуза. Внеаудиторная деятельность рассматривается нами как педагогически целесообразная организация свободного времени обучающихся в логике насыщения личностными смыслами содержательного и событийного взаимодействия субъектов образования в социально значимых видах

деятельности, расширения степени активного участия студентов в освоении окружающей действительности, повышения продуктивности социальных взаимодействий, формирования способности к сотрудничеству, взаимопомощи, к осмыслению и прогнозированию долгосрочных социальных и профессиональных перспектив.

Использование возможностей внеаудиторной деятельности интегрирует концептуально важные идеи постепенного формирования социально-профессиональной ответственности студентов в ходе вовлечения в различные социальные практики в гармоничном совмещении интеллектуальной, творческой, индивидуальной и коллективной активности обучающихся, обеспечивающей овладение основными нормами и правилам эффективного социального и профессионального взаимодействия, повышение уровня самоконтроля и саморегуляции, расширение опыта самостоятельного применения социальных и профессиональных знаний (полученных в учебное время), становление основ индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности, развитие способности взять на себя ответственность за индивидуальное и коллективное действие, принятие «смысложизненных» решений, соотносимых с общественной пользой, безопасностью и личностной эффективностью.

Необходимо отметить, что внеаудиторная деятельность способствует развитию и поддержанию устойчивого интереса обучающихся к своей будущей профессии, формированию их творческих способностей, она мобилизует внимание и память, формирует социально-профессиональную ответственность, умение работать в команде и приучает к самостоятельности, саморегуляции и самоорганизации. Такая работа предлагает множество средств, которые позволяют сделать обучение интереснее, оживленнее и разнообразнее, помочь студентам преодолеть психологический барьер в общении, развить креативные способности, привить чувство ответственного отношения к преобразованию себя и окружающей действительности [4].

При этом происходит становление жизнеспособности обучающихся как «способности выжить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, жизнеспособное в биологическом и социальных планах». Задача жизнеспособной личности — стать индивидуальностью, сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности и профессиональные устремления. Жизнеспособность предполагает высокую социальную активность личности, направленную на преобразование внешней природной и социальной среды и на формирование самого себя в соответствии с заданными целями. В социокультурном плане жизнеспособность проявляется в том, насколько субъект отвечает насущным запросам общества на данном историческом этапе и насколько он может взять на себя ответственность за его будущее. Идеального молодого россиянина наших дней должно характеризовать: а) стремление к успеху; б) воля к победе; в) принятие всей меры ответственности за результаты своей деятельности только на себя; г) преданность национальной идее [1].

Вышеизложенное позволило выявить особенности формирования социально-профессиональной ответственности обучающихся во внеаудиторной деятельности, определяемые в аспекте рассмотрения изучаемого явления: во-первых, как феномена социально обусловленного (востребующего качество человеческих ресурсов, значимым приращением которых является интеллект, профессиональная компетентность, социальная активность, социально-профессиональная ответственность, креативность, моральные (честность, обязательность, порядочность, справедливость) и волевые (настойчивость, решительность, находчивость) качества личности); во-вторых, как феномена педагогически сопровождаемого (осуществляемого на внешнем, организационном уровне высшего образования с учетом ФГОС ВО и отличительных особенностей студенчества); в-третьих, как субъектно-регулируемого феномена (проявляемого на уровне личностной активности в ценностно-избирательном выборе и реализации жизненных и профессиональных перспектив).

Внеаудиторная деятельности при этом выступает базовой платформой для выстраивания эффективных отношений, накопления опыта группового взаимодействия (сотрудничества, согласованности, взаимопонимания) социальных субъектов на основе сформированной системы взаимозависимости, социально-профессиональной ответственности участников образовательных отношений, субъект-субъектного общения, протекающего в форме смыслотворчества, саморазвития, со-рефлексии [7]. Необходимо признать, что обучающиеся включаясь во все многообразие общественных форм деятельности, норм, оценок и ценностей (в логике соотнесенности содержания внеаудиторной деятельности с культурой как множеством социальных пространств, включенности в разнообразные текущие социокультурные процессы) становятся субъектами социализации, сознательно преобразуя реальную действительность, формируя свои отношения в системе «Я и общество». Как субъектам социализации студентам необходимо умение ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, обретение личностных качеств (активности, мобильности, креативности, социально-профессиональной ответственности и т.д.), эффективных для конкуренции на рынке труда, стремление к постоянному личностному, социальному и профессиональному совершенствованию. Студенты должны принимать активное участие как в решении собственных проблем, так и в жизни общества в целом на основе глубоко личностного, инициативно-творческого отношения к окружающей действительности и будущей профессиональной деятельности.

Выводы. Таким образом, необходимо констатировать, что формирование социально-профессиональной ответственности студентов во внеаудиторной деятельности рассматривается как процесс аккумуляции социальных и профессиональных знаний обучающихся, закрепления ответственного отношения к социальной и профессиональной действительности, к исполнению личностью определенных норм и правил, принятых в профессиональном сообществе, соотносимых с общественной пользой и личностной успешностью в рамках педагогически целесообразной организации свободного времени обучающихся, активного включения в социально значимые виды деятельности.

Использование многофункциональных возможностей внеаудиторной деятельности для оптимального формирования социально-профессиональной ответственности студентов вуза определяет расширение сферы социально-профессиональных взаимодействий и социального опыта, приобщение к социальным и профессиональным ценностям как нормативным регулятивам повышения качества конкурентоспособности выпускников вуза на инновационном рынке труда, постановку обучающихся в активную личностную позицию максимального использования потенциальных личностных ресурсов в осмыслении жизнебытия (Я - Настоящее, Я - Профессионал и Социальный деятельность, Я - Осознание зоны роста), «восхождение к

ответственной субъектности» в ходе сознательного и свободного выбора студентами целевых ориентиров и ценностно избираемых средств социально-профессиональной самореализации и самоактуализации в разнообразных сферах социальной практики, направленных на совершенствование жизнедеятельности общности, повышения степени благополучия других людей и собственной жизненной удовлетворенности.

Литература:

1. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М.: Социум, 2000. 176 с.

2. Братухина Е.В. Формирование социально-профессиональной ответственности студентов вуза во внеаудиторной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2018. 166 с.

3. Горбатовская Н.Н. Педагогические условия формирования у будущих педагогов социальной ответственности в использовании информационных ресурсов в процессе обучения: дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2018. 189 с.

4. Гурулева Н.Е. Внеаудиторная деятельность как условие творческой самореализации студента // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 1045-1047.

5. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2002. № 3. С. 3-15.

6. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. 351 с.

7. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография. Оренбург, 2013. 312 с.

8. Плаксий С.И. Парадоксы высшего образования. М.: Национал. ин-т бизнеса, 2005. 424 с.

9. Подшивалов В.Н. Социальная ответственность личности: философско-антропологический аспект: дис. ... канд. философ. наук. Екатеринбург, 2009. 196 с.

10. Сыманюк Э.Э. Психологические компоненты ответственности руководителей // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. 2015. № 1. С. 155-163.

Педагогика

УДК: 377.5

кандидат технических наук, доцент Панов Николай Александрович

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург); преподаватель Тараканова Анна Николаевна

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Колледж туризма и гостиничного сервиса Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА (НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕДЖЕЙ САНКТ-ПЕТРБУРГА)

Аннотация. В статье рассматривается вопрос оценки качества как один из основных в процессе развития профессионального образования. Важную роль при этом играет переход на новые ФГОС по ТОП-50, которые ориентированы на подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями. Обсуждается вопрос проведения Государственной итоговой аттестации выпускников колледжей в форме демонстрационного экзамена по стандартам Вордскиллс Россия в качестве независимой оценки квалификаций. Отмечается важная роль, которая отводится при этом профессиональным сообществам. Приводятся результаты пилотной апробации демонстрационного экзамена в Санкт-Петербурге, который состоялся в 2017 и 2018 году.

Ключевые слова: система среднего профессионального образования, ФГОС СПО по ТОП-50,компетентностная модель, качество профессионального образования, профессиональные стандарты, стандарты Вордскиллс Россия, демонстрационный экзамен.

Annоtation. The article deals with the issue of quality assessment as one of the main in the development of vocational education. An important role is played by the transition to the new GEF for the TOP 50, which are focused on the training of highly skilled workers and specialists in accordance with modern standards and advanced technologies. Discussed the State final certification of graduates of colleges in the form of a competence-based qualification standards, Wordskills Russia as an independent assessment of qualifications. The important role assigned to professional communities is noted. The results of the pilot testing of the demonstration exam in St. Petersburg, which took place in 2017 and 2018, are presented.

Keywords: the system of secondary professional education, the fgos SPO of the T0P-50,model of competences, quality of vocational education, professional standards, standards, Wordskills Russia, demo exam.

Введение. В настоящее время в нашей стране большое внимание уделяется вопросам развития профессионального образования. Особенно это касается совершенствования системы среднего профессионального образования (СПО), которая должна обеспечить потребности развивающейся экономики в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. Одним из направлений совершенствования является внедрение, начиная с 2016 года, новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по пятидесяти наиболее востребованным и перспективным профессиям СПО (ТОП-50), одобренными Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и утвержденными Приказом Минтруда России от 2 ноября 2015 года №831.

Переход на новые ФГОС должен обеспечить «создание в Российской Федерации конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающую подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями» [5]. Под современными стандартами подразумеваются, в первую очередь, профессиональные стандарты, разрабатываемые профессиональным сообществом, и стандарты Ворлдскиллс Россия, ориентированные на международное движение WorldSkills International (WSI), целью которого является повышение статуса профессионального образования и стандартов профессиональной подготовки и квалификаций по всему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.