Научная статья на тему 'Развитие субъектности студента в социально ориентированной деятельности'

Развитие субъектности студента в социально ориентированной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY / СТУДЕНТ / STUDENT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ВУЗ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIALLY ORIENTED ACTIVITY / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / STAGES OF DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна

В статье описаны аспекты организации социально ориентированной деятельности в контексте создания спектра взаимно дополняющих областей (познание, социально-профессиональное общение, социальная практика), направленных на обогащение социального опыта обучающегося, знаний, норм, ценностей, традиций социума, задающих интенсивность, диапазон развития субъектности студента, активность и широту преобразований окружающей действительности; охарактеризованы этапы развития субъектности студента вуза в социально ориентированной деятельности (адаптивная активность, деятельностная активность, преобразующая активность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY OF THE STUDENT IN SOCIALLY ORIENTED ACTIVITY

In article aspects of the organization of socially oriented activity in the context of creation of a range of mutually supplementing areas (knowledge, social and professional communication, social practice) directed to enrichment of social experience of the student, knowledge, norms, values, the traditions of society setting intensity, range of development of subjectivity of the student, activity and width of transformations of surrounding reality are described; stages of development of subjectivity of the student of higher education institution in socially oriented activity (adaptive activity, the activity activity transforming activity) are characterized.

Текст научной работы на тему «Развитие субъектности студента в социально ориентированной деятельности»

Применение предложенной в статье методики проведения таких занятий будет способствовать повышению уровня эффективности обучения слушателей факультетов профессиональной подготовки правильно действовать при полицейском реагировании в городских условиях.

Литература:

1. Еремченко В.И., Щуров Е.А. Педагогические условия формирования профессионально важных качеств личности курсантов образовательных организаций МВД России при реализации фасилитативного подхода к обучению / Еремченко В.И., Щуров Е.А. // Вестник Краснодарского университета МВД России. -№3 (37). - Краснодарский университет МВД России, 2017.

2. Павлов И.М. Методика проведения практических занятий по отработке тактики действий нарядов полиции при полицейском реагировании в городских условиях на этапе принятия решения на месте происшествия / И.М. Павлов // Вестник Краснодарского университета МВД России. - №2 (36). -Краснодарский университет МВД России, 2017.

3. Устав патрульно-постовой службы полиции с последними изменениями. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. -92, [1] с. - (Закон и общество).

4. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты». - Москва: Проспект. 2016. - 80 с.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Пак Любовь Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТА В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье описаны аспекты организации социально ориентированной деятельности в контексте создания спектра взаимно дополняющих областей (познание, социально-профессиональное общение, социальная практика), направленных на обогащение социального опыта обучающегося, знаний, норм, ценностей, традиций социума, задающих интенсивность, диапазон развития субъектности студента, активность и широту преобразований окружающей действительности; охарактеризованы этапы развития субъектности студента вуза в социально ориентированной деятельности (адаптивная активность, деятельностная активность, преобразующая активность).

Ключевые слова: субъектность, студент, социализация, вуз, социально ориентированная деятельность, активность, этапы развития субъектности обучающегося.

Annotation. In article aspects of the organization of socially oriented activity in the context of creation of a range of mutually supplementing areas (knowledge, social and professional communication, social practice) directed to enrichment of social experience of the student, knowledge, norms, values, the traditions of society setting intensity, range of development of subjectivity of the student, activity and width of transformations of surrounding reality are described; stages of development of subjectivity of the student of higher education institution in socially oriented activity (adaptive activity, the activity activity transforming activity) are characterized.

Keywords: subjectivity, student, socialization, higher education institution, socially oriented activity, activity, stages of development of subjectivity of the student.

Введение. На современном этапе российское общество находится в динамической фазе преобразования, которая характеризуется высокими требованиями к профессионализму выпускников вузов, конкурентоспособных на рынке труда и быстро ориентирующихся в меняющихся условиях социума. Ускоряющая динамика социальных процессов, усложнение отношений и взаимосвязей в системе общества приводит к необходимости ориентации системы высшего образования на целенаправленное развитие личностных качеств, реализацию потенциальных возможностей и способностей выпускника вуза. Данная тенденция предполагает целенаправленную организацию процесса подготовки обучающегося в вузе, результатом которой будет создание образа студента как субъекта познания, общения, деятельности, обладающего глубокими устойчивыми знаниями в профессиональной области, и характеризующегося следующими качествами: инициативность, активность, предприимчивость, мобильность, креативность, осознанная ответственность, гибкость, адаптивность и т.д., определяющими его оптимальную интегрированность в постоянно меняющиеся условия социума.

При этом значимым выступает субъектность как качество личности, которое характеризуется активно действующей позицией в актуализации и реализации студентом своих внутренних потенциальных возможностей, направленных на саморазвитие, самодвижение, построение себя как личности. Именно через субъектность закладываются и развиваются основы сознательного выбора целей жизнедеятельности обучающегося как профессионала, как преобразователя мира, субъекта социальных отношений в целом, его самоорганизации и саморазвития на основе активного включения в личностно-средовое взаимодействие, которые соответствуют не только собственным желаниям, интересам и намерениям, но и намерениям тех людей, среди которых он живет.

Развитие субъектности в образовательной деятельности вуза сопряжено с повышением доли самостоятельности и ответственности студента. Ученые обращают внимание на тот факт, что успешность развития субъектности студента определяется возможностью реализации в образовательном процессе вуза различных видов деятельности, позволяющих в большей степени самому обучающемуся инициировать акт перехода из состояния объекта в субъект познания, деятельности и общения, актуализировать субъектные цели, опыт, усилия для саморазвития, самовоспитания и самообразования.

В этой связи принципиально значимой выступает идея развития субъектности студента в социально ориентированной деятельности, представляющей собой целенаправленное комбинирование системы его активного взаимодействия с внешним миром при оптимальном использовании ресурсов социума, образовательного процесса и личностных ресурсов для эффективного социального обучения, самопознания и

самореализации обучающегося в условиях освоения продуктивных форм и методов познания мира, преобразования и преумножения опыта созидательной деятельности.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является обоснование теоретическо-методологических аспектов развития субъектности студента в социально ориентированной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Исследование базируется на постулате о том, что именно активность как способ самоосуществления личности является необходимым фактором ее субъектности. Развитие субъектности в соответствии с этой позицией рассматривается как способность личности становиться субъектом деятельностей, достигая в этом процессе определенного уровня субъектных проявлений. В данной логике значимость вовлечения студента в активное освоение окружающей действительности обусловлена в нашем исследовании спецификой социально ориентированной деятельности, в процессе реализации разнообразных методов и форм которой происходит активное взаимодействие обучающегося с внешним миром (при оптимальном использовании ресурсов социума), наращивание субъектности обучающегося, выражающееся в полноте и целостности его внутренней жизни, согласии его разума, чувств и воли, сопряженности его мировоззрения и сознания.

Принципиально значимая идея социально ориентированной деятельности студента для развития субъектности студента — создание спектра взаимно дополняющих пространств в соответствии с условно выделенными областями, направленными на выявление и решение проблем взаимодействия обучающегося с внешним социокультурным окружением, его успешную интеграцию в социум (познание, социально-профессиональное общение, социальная практика). В каждой области социально ориентированной деятельности культивируется развитие субъектности обучающегося в различных видах и формах (образовательно-информационные занятия, социальные дискуссии, творческие встречи-диалоги, интеркультурные объединения, научно-исследовательские сообщества, инициативные группы, социальные проекты и акции, волонтерство и т.д.). Организация социально ориентированной деятельности студента осуществляется с учетом отечественных ценностей и самобытности национально-региональных традиций г. Оренбурга, с ориентацией на формирование многоаспектного взаимодействия студента с конкретным социумом, его окружением, в основу которых заложен диалог (диалог культур, субъектов, идей), задающих интенсивность, диапазон активности и широту преобразований окружающей действительности, возможность интенсивного приобретения социально и личностно значимого опыта освоения и преобразования мира на основе познания продуктивных способов действия и общения, интериоризации социальных отношений, социокультуры общества, оптимизации способностей личности [3].

Студент, проявляя активность (имеющую сознательный характер) в различных областях социально ориентированной деятельности: познание (образовательно-информационные занятия, электронная трибуна, лекция-визуализация, информ-интернет-клубы); социально-профессиональное общение (социальные дискуссии, творческие встречи-диалоги, интеркультурные объединения, научно-исследовательские сообщества); социальная практика (творческие лаборатории, инициативные группы, социальные проекты и акции, волонтерство), — выступает как деятель (основа развития субъектности), сам формирует свои цели, представления, установки, диспозиции личности в контексте их самосовершенствования и саморазвития, преобразует окружающую действительность в соответствии со своими жизненными планами и жизненными перспективыми.

Исходя из того что субъектность является сложной характеристикой личности, связанной с активным включением студента в деятельность широкого социального контекста, личностно значимым определением ее смысла и целей (как идеального представления будущего продукта деятельности и намеченного личностью уровня достижения), осознанным выбором и самостоятельной реализацией форм, методов, средств, способов достижения определенного результата, с его анализом и оценкой (самооценка результата индивидуальной деятельности и рефлексированные субъектом оценки других людей), становится возможным условное выделение нами определенных этапов развития субъектности студента вуза в социально ориентированной деятельности [2]:

1. Осознание себя в социально ориентированной деятельности в вузе (адаптивная активность; социальная роль студента — знаток социума). На этом этапе активность студента обусловлена вхождением в информационно-образовательное пространство социума. Субъектность выражается в осознании своих личностных и профессионально-образовательных потребностей; формировании мотивов как выявления смысла производимой деятельности; развитии способности управлять своими действиями, планировать способы их реализации, умения ориентироваться в потоке социальной информации, понимать и оценивать ее значимость для успешного проявления преобразующей активности и т.д.

2. Использование социально ориентированной деятельности в вузе (деятельностная активность; социальная роль — исследователь социума). Сопровождается активным включением и расширением выбора содержания, форм и методов реализации социально ориентированной деятельности в вузе, установлением благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, социальных контактов, социальных отношений. Развитие субъектности определяется приобретением студентом профессионально и личностно значимых социальных знаний и умений, позволяющих ответственно (идентификация внутренних ценностей личности с моральными нормами субъектов социального взаимодействия) и оперативно оценивать изменение условий, формировать индивидуальные способности освоения социокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в деятельности, поведении, общении, осуществлять коррекцию своего поведения, проявляя активность, гибкость в принятии решений, продуцировании средств реализации поставленной цели.

3. Преобразование социально ориентированной деятельности в вузе (преобразующая активность; социальная роль обучающегося — «режиссер» социума). Активность студента направлена на освоение преобразующих способов взаимодействия со средой, окружающим миром. Субъектность предполагает включение обучающегося в самостоятельное творчество, осознанное отношение к общественно и личностно значимой деятельности, использование полученной информации, побуждающей студента к преобразующей деятельности, к нестандартности мышления, к творчеству; проявление самостоятельности, инициативы, многовариантности самовыражения личности в социуме; выбор эффективных способов деятельности и их реализации, осуществление контроля и оценки своих действий, осознание ответственности за свои поступки; направленность на передачу другим социальной информации; формирование мотивации достижения (достижение успехов деятельности).

Обобщая вышеизложенное, отметим, что выделение данных этапов условно. Они выражают не суть социально ориентированной деятельности, а характер протекания процесса развития субъектности студента, проявляющейся в активно-созидающей роли обучающегося при освоении окружающей действительности, которая превращает его из объекта социализации в субъект самоорганизуемой, творчески упорядоченной и структурируемой самим субъектом жизнедеятельности.

Реализация социально ориентированной деятельности, как форма моти-вированной, целеобусловленной активности студента, развивает осмысленные, осознанные действия обучающегося в ситуации его взаимодействия с конкретным социумом, окружением, в основу которых заложены сотрудничество, сотворчество, взаимовыгодный обмен личностными смыслами, обеспечивает обогащение социально-культурного опыта обучающегося, знаний, норм, ценностей, традиций, задающих интенсивность, диапазон развития субъектности студента, активность и широту преобразований окружающей действительности.

При этом необходимо отметить, что развитие субъектности студента в социально ориентированной деятельности выступает своеобразным результатом социализации, который выражается в степени активного усвоения установок, ценностей, способов мышления, развития личностных и социальных качеств, которые определяют успешность формирования индивидуальности студента, раскрытие его своеобразия, отличия от других, силу проявлений его преобразующего потенциала, регулируемость самостоятельных и ответственных действий и поступков, направленность на самосовершенствование и саморазвитие, обеспечивающих оптимальную интеграцию студента в социум. Протекание и характер социализации студента находятся в зависимости от того, насколько эффективно происходит развитие субъектности в социально ориентированной деятельности — поэтапное восхождение личности от уровня усвоения, осознания (субъект познания) до уровня оценки, самооценки, коррекции, рефлексии, контроля над ситуацией с целью выбора оптимальных способов и средств достижения намеченных целей (субъект управления); формирование преобразующих сил и способностей студента, позволяющих ему выбирать дальность перспектив и оптимальные стратегии жизненного пути, образовательной и общественно полезной деятельности (субъект жизни — в личностных, социальных, деятельно-познавательных, коммуникативных проявлениях) [2].

При этом мы можем констатировать, что при развитии субъектности процесс социализации для студента приобретает особый смысл и особую ценность, а регуляция этого процесса, интенсивность его организации становятся зависимыми от того, насколько значимо для ценностно-смысловой организации жизнедеятельности студента использование возможностей социализации, т.е. интериоризации нравственных норм и ценностей, включенности общественных интересов в содержание основных ценностных ориентаций личности (моральные, интеллектуальные, общественные), обеспечивающих устойчивость личности, определенность, последовательность ее поведения, постоянство взаимоотношений с окружающим социумом, с другими людьми.

Развитие субъектности студента посредством его активного участия в социально ориентированной деятельности и эффективного использования своих знаний и способности гармонично и самостоятельно действовать, реализуя систему ценностей и ее структуру, отвечающую ожиданиям общества, происходит эффективно при создании в образовательном процессе вуза условий для самоэффективности студента, т.е. мобилизации позитивной мотивации, интеллектуально-познавательных, коммуникативных, преобразовательно-деятельностных ресурсов, поведенческой активности, необходимых для развития личностных качеств обучающегося до уровня высших достижений, постоянного самосовершенствования в личностном плане и возможности созидательной деятельности для общества. Это позволяет осуществить кардинальный разворот к субъектно-развивающему характеру образования и социализации в контексте развития субъектности студента в социально ориентированной деятельности, создать условия для саморегуляции его поведения, максимальной степени деятельностной активности, проявления самостоятельности, развития умения планировать ответственное поведение, принимать решения, совершать действия, адекватные социально-нормативным требованиям социума.

Необходимо отметить, что организация социально ориентированной деятельности в образовательном учреждении высшего образования обладает потенциалом, отражающим следующие возможности в развитии субъектности студента: ценностно-ориентирующие (дают возможность освоения студентами общечеловеческих и профессиональных ценностей, позволяют реализовать их ценностно-смысловое отношение к жизни, к ценностям, к профессии, ценностное осмысление результатов своей деятельности); коммуникативные (предполагают приобретение опыта интерактивного взаимодействия, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса); актуализирующие (дают возможность организации смыслотворчества на основе имеющегося выбора различных областей социально ориентированной деятельности; организационные (обеспечивают включение студентов в различные объединения в структуре высшего учебного заведения, приобретения опыта организационного поведения); деятельностные (предполагают построение процесса образования на основе включения студентов в различные области социально ориентированной деятельности, рефлексии и выбора наиболее приемлемых и эффективных форм и методов ее организации) [1].

Выводы. Таким образом, развитие субъектности студента в социально ориентированной деятельности формирует у обучающегося умение участвовать в современных процессах в условиях быстро изменяющегося социума, обеспечивая реализацию студентом жизненных и профессиональных целей с позиции личной свободы и социальной ответственности; осуществление своевременного выбора, адекватного правовым законам и нормам общества; активное воспроизводство накопленных социальных знаний и реальную оценку своих возможностей и способностей по отношению к окружающему миру и самому себе. Данные положения преобразующей активности студента в присвоении и экстериоризации исторически конкретного социокультурного содержания бытия обусловливают успешность социализации (ювентизации), учитывающей конструктивные перемены, вносимые молодежью в общественные отношения, обновление социума, инициативную апробацию обучающимся новых механизмов, способов и путей жизненной самореализации.

При организации социально ориентированной деятельности в целях развития субъектности студента имеют место не однолинейная взаимообусловленность и логически понятные причинно-следственные отношения, а многоуровневые динамические процессы взаимосвязей и взаимодействий со средой, обеспечивающие полноту освоения обучающимся новых видов деятельности, синтезирование диапазона социальных знаний и деятельностного инструментария его усвоения и преобразования, креативность и

рефлексивность мышления обучающихся, формирование готовности студента многомерно воспринимать окружающий социум и вписаться в многоплановую диалектику развития современного общества, где пересекаются две стратегии: индивидуализация социального пространства и социализация индивидуальных пространств.

Литература:

1. Крутых Е.В. Становление субъектности в студенческом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2006. 239 с.

2. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография. Оренбург, 2013. 312 с.

3. Пак Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания: монография. М.: Изд-во Университета Российской академии образования, 2010. 180 с.

Педагогика

УДК 36.373

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Пашина Светлана Алексеевна

ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье рассматривается организация внеучебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, как условие успешной социализации.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, образовательные задачи, социализация, непрерывное образование.

Annotation. The article considers the organization of extracurricular activities of pupils with disabilities as a condition of successful socialization.

Keywords: extracurricular activities, educational objectives, socialization, continuing education.

Введение. В современном обществе одной из самых острых проблем является социальное развитие детей с ограниченными возможностями. Родители и учителя обеспокоены тем, что бы ребенок, войдя в этот мир, стал гармонично развитой личностью. Основной целью социализации детей с ограниченными возможностями является успешная адаптация в обществе.

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеучебных занятий. Внеучебная деятельность обучающихся - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Хорошо отлаженная система представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ребенка с ОВЗ [41.

Изложение основного материала статьи. В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761, говорится о «создании условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях.» [5].

Важнейшей задачей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, особенно тех, кто больше всего нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.

В настоящее время внеучебная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в каждом образовательном учреждении. Внеучебная деятельность направлена на создание условий для достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов основных образовательных программ начального и основного общего образования.

Целью внеучебной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно- нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья положительного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, психолого-педагогическая сопровождение личности ребенка, развитие творческих способностей, социальная адаптация.

Современная школа несёт большую ответственность за образование и воспитание таких детей. Их нужно поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно, вовлекая их в активную внеучебную деятельность.

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация этой задачи невозможна без использования системы внеучебных занятий.

Основная цель внеучебной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья положительного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.