Научная статья на тему 'Основания и условия формирования компетентности самообразования студентов'

Основания и условия формирования компетентности самообразования студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / САМООБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ / ОСНОВАНИЯ / STUDENTS / SELF-EDUCATION / COMPETENCE / CONTINUOUS EDUCATION / EDUCATION / PROBLEM SITUATION / DESIGN ACTIVITY / SUBJECTIVITY / PRINCIPLES / BASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конев Дмитрий Борисович, Овечкин Владимир Петрович

В статье рассмотрены проблемы современного педагогического образования и поиска необходимых условий для формирования компетентности самообразования студентов, как базовой для формирования других компетенций и воспитания компетентного выпускника вуза в целом. На основе информационно-аналитического исследования представлены исходные основания организации педагогического процесса в условиях переменчивого состояния внешнего мира и человека в нем. В условиях непрерывного образования, учета субъектности студента и его потребностей, а также современных тенденций развития педагогического содержания, когда образовательная деятельность всё больше переносится на самообразовательную, выявлена и обоснована необходимость интеграции в образовательном процессе учебной и внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конев Дмитрий Борисович, Овечкин Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROUNDS AND CONDITIONS OF FORMATION OF STUDENTS’ SELF-EDUCATION COMPETENCE

The article deals with the problems of modern pedagogical education and searching necessary conditions for the formation of studentsself-education competence which is basic for the formation of other competences and for the education of competent university graduates in general. On the basis of information and analytical research, initial foundations of the organization of pedagogical process in the inconstant conditions of the outside world and a person in it are presented. In the conditions of continuous education, consideration of student’s subjectivity and his requirements, as well as current trends of development of pedagogical content, when educational activity is becoming more and more transferred into self-educational, the need for integration of educational process in educational and extracurricular activities is revealed and proved. Application of technology of design activity, where educational activity of a student acts as an object of design with due account of his personal educational needs and acceptance of his subjectivity, is discussed.

Текст научной работы на тему «Основания и условия формирования компетентности самообразования студентов»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_157

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2016. Т. 26, вып. 2

УДК 37 (13.00.08) Д.Б. Конев, В.П. Овечкин

ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены проблемы современного педагогического образования и поиска необходимых условий для формирования компетентности самообразования студентов, как базовой для формирования других компетенций и воспитания компетентного выпускника вуза в целом. На основе информационно-аналитического исследования представлены исходные основания организации педагогического процесса в условиях переменчивого состояния внешнего мира и человека в нем. В условиях непрерывного образования, учета субъектности студента и его потребностей, а также современных тенденций развития педагогического содержания, когда образовательная деятельность всё больше переносится на самообразовательную, выявлена и обоснована необходимость интеграции в образовательном процессе учебной и внеучебной деятельности.

Ключевые слова: студенты, самообразование, компетентность, непрерывное образование, воспитание, проблемная ситуация, проектная деятельность, субъектность, принципы, основания.

Множество научных открытий, огромное число изобретений, создание глобальных промышленных, транспортных, коммуникационных, энергетических, информационных систем, высокий уровень конкуренции как на рынке товаров и услуг, так и между участниками системы производство-потребление привели к интенсификации перемен в обществе и среде. Темпы перемен социокультурной реальности, присущие именно теперешней стадии развития общества, несопоставимы с предыдущими стадиями. Это, в свою очередь, ведет к невозможности прогнозирования направлений, технологий и средств развития как общества и среды, так и человека. Неопределенность развития характеризует состояние социокультурной системы как открытой и самоорганизующейся, которая стоит перед выбором своего оптимального состояния.

Изменения в обществе и цивилизационном пространстве с неизбежностью отражаются на каждом человеке, существующем и/или активно действующем в нем. Изменяющиеся приоритеты в межличностных отношениях, бытовые условия жизни, производственные процессы, техника и технология, с которыми связана профессиональная деятельность человека, продукты и предметы потребления, представления о ценностях, нормах и многое другое ставят человека перед непростым выбором характера своей деятельности. Человек погружается в состояние неопределенности, когда его мировоззренческая картина жизни, приобретенные знания, компетенции и опыт, сформировавшиеся, в том числе, в процессе обучения в вузе, перестали соответствовать изменившейся среде и обществу. Ситуация несоответствия социокультурных и деятельностных ориентаций человека, с одной стороны, и свойств изменившейся реальности - с другой, ведет к неуверенности, снижает степень успешности человека, препятствует карьерному росту.

Устойчивость человека в ситуациях неопределенности зависит не только и не столько от сформировавшихся знаний, опыта и отношений, но и, прежде всего, от его способности адаптироваться к происходящим изменениям, а также от умения преобразовывать среду в соответствии со своими потребностями. А, поскольку темп изменений непрерывно возрастает, то способность к адаптации является одним из системообразующих свойств современного человека. которая может приобретать форму привычки. В условиях непрерывных изменений человек столь же непрерывно должен изменять самого себя: совершенствовать и развивать свою профессиональную компетентность, непрерывно пополнять свои знания, необходимые для решения возникающих задач, определять оптимальные способы деятельности, обеспечивающие удовлетворение своих потребностей и, одновременно, не ухудшающие состояния среды и общества. Человек в условиях неопределенности может обеспечить свое стабильное положение и статус в социокультурном пространстве путем преобразования характера собственной деятельности с учетом происходящих перемен. Однако человек выбирает способы и средства деятельности в изменившейся реальности зачастую интуитивно и не всегда оптимально. Между тем, способность оптимизировать свою деятельность присуща человеку, обладающему качествами субъекта устойчивого культурно-технологического развития самого себя и среды своей жизнедеятельности [8].

158_ДБ. Конев, В.П. Овечкин

2016. Т. 26, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Непреходящее значение в развитии человека имеет система образования, как общего, так и профессионального, в том числе высшего. Она создает базу для деятельности человека в сложившихся цивилизационных условиях и для его дальнейшего процесса самосовершенствования. При этом образование так же, как и общество, непрерывно обновляется, совершенствуется. Это связано не только с изменениями реальной социокультурной практики, но и с потребностью обучающихся в освоении необходимой научной информации. Однако содержание высшего профессионального образования, во-первых, далеко не в полной мере отражает и не может отразить реальное состояние действительности - всех динамично изменяющихся в ней событий и явлений из-за их большого объема и сложности; во-вторых, биологические возможности человека к их усвоению и преобразованию ограничены, что объективно ограничивает объем учебных дисциплин, создавая, с одной стороны, ситуацию необходимости, а с другой - неопределенности выбора направлений и способов совершенствования системы образования в целом, способствующих повышению качества обучения. При этом потребность в совершенствовании (реконструкции, модернизации) осознается после того, как произошли и стали понятны изменения в обществе и науке (post factum), то есть только после уже происшедших социокультурных преобразований. Неопределенность развития общества и среды является доминирующим фактором стохастического поиска направлений развития образования и педагогики, что проявляется в виде множества различных, часто противоречащих друг другу концепций, подходов, механизмов, организационных форм, средств обучения, содержания и отношений. Для решения проблемы минимизации последствий, возникающих из-за несоответствия целей и принципов, принятых в образовании, с потребностями изменяющегося социального мира, в педагогической науке вырабатываются определенные подходы и концепции, например, концепции непрерывного профессионального образования [2], сетевого взаимодействия партнеров образовательного процесса [1], процесс актуализации способностей учащегося и студента к самообразованию [7] и др.

Под непрерывным образованием, в том числе в условиях сетевого взаимодействия партнеров, понимается процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Непрерывное профессиональное образование может развиваться также через формирование многоуровневой структуры подготовки в стенах одного вуза, которая позволяет студентам и учащимся выбрать разнообразные траектории профессионального становления путем интеграции различных уровней подготовки и образовательных программ. Однако непрерывное образование может рассматриваться как средство внешней поддержки обучающегося. Выбор может проводиться из числа имеющихся уровней и программ, разработанных в том, или ином образовательном учреждении.

Тем самым студент, как и любой человек для достижения успеха в жизни, определяет для себя потребность заниматься самообразованием и траекторию её удовлетворения, однако понимание самого явления самообразования в педагогической практике не всегда трактуется однозначно. В большинстве случаев оно рассматривается как самостоятельная работа обучающихся и рациональное распределение на нее времени, либо, что еще более ошибочно, как дополнительное образование. Далеко не вся подобного рода деятельность является самообразованием, так как на практике она зачастую предзадана кем-то извне, в данном случае в большей степени педагогами и родителями, что заранее определяет направление развития личности обучающегося и лишает его возможности самореализоваться.

В постиндустриальном обществе сфера знания - ось, вокруг которой организуются новая технология, экономический рост, стратификация общества (Д. Белл). Важность образования в этом типе общества несомненна, и его технологии претерпевают кардинальные изменения. Суть их в постепенном смещении соотношения «образование - самообразование» к доминированию последнего. Поэтому отчетливее проявляется тенденция, когда самообразовательные процессы, протекающие стихийно, обретают всё более осознанные и рационально организованные формы, а самообразование в качестве неотъемлемой составляющей разнообразных видов деятельности человека обретает приоритетное значение [6]. Самообразование как одна из сфер пожизненного развития человека определенным образом институируется, поскольку существенное увеличение сроков обучения, обновление содержания фундаментального образования вслед за изменениями общества и среды, значительное расширение системы дополнительного образования вряд ли возможны, так что акцент с образовательной деятельности переносится на самообразовательную [12].

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2016. Т. 26, вып. 2

Заметим, что самообразование как явление не обладает статусом социального института и потому реализуется во внеучебной среде. Всё чаще в научной практике оно рассматривается как вид деятельности, ведущей и базовой социальной функцией которого является самореализация человека. Самообразование - это по-настоящему свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами рефлексии, самооценки, самоидентификации и с выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания, на их основе осуществляя практическую деятельность. Также отметим, что самообразование неотделимо от основного фундаментального образования. Оно существует как бы параллельно, постоянно взаимодействуя с ним и дополняя его. Если образование - это отдельный период жизнедеятельности человека, то самообразование можно рассматривать как его сущностное качество, проявляющее себя в течение всей жизни, как культурный принцип и норму деятельности человека. Самообразование - это непрерывный процесс, и он будет продолжаться ровно столько, сколько человек будет на это способен [7].

Основные тенденции развития мировой цивилизации выявляют все большую значимость человека как активного субъекта формирования самого себя и условий своей жизнедеятельности. Вектор на воспитание личности, раскрытие творческого потенциала человека, реализацию его духовных интересов, самовыражение выявляет особую значимость процесса самообразования. Оно требует от субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей; способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю. Еще Дж. Локк видел цель воспитания не в том, чтобы сделать человека интеллектуально богатым, а в том, чтобы так развить и направить его ум, чтобы сделать его способным к восприятию любого знания, когда он сам пожелает приобрести его. Постоянное обогащение своих знаний, повышение культурного уровня становятся общественной потребностью. Можно предположить, что в недалеком будущем самообразовательная деятельность станет одной из обязанностей всех членов общества, необходимым условием их активного участия в общественной жизни, основной предпосылкой повышения производительности труда и одним из способов удовлетворения духовных потребностей людей.

Потребность в самообразовании возникает у человека в процессе деятельности в условиях реальной действительности. Побудительным фактором самообразования являются проблемные ситуации и трудности в решении актуальных личностных и профессиональных задач, для решения которых у человека не хватает знаний и опыта. При этом эффективность самостоятельного поиска решений обусловлена степенью владения человеком методологией и технологией поиска способов устранения противоречий и оптимальных решений актуальных проблем, возникших в деятельности. Подготовка к самообразовательной деятельности возможна в вузовском образовании путём вовлечения студента в процесс разрешения значимых для него проблемных ситуаций в контексте креативно-деятельностного подхода [9]. Первой предпосылкой всякой деятельности, в том числе самообразовательной, является заинтересованность субъекта в ее осуществлении и непрерывном совершенствовании. И.А. Зимняя характеризует мотив как побуждение к деятельности, порожденное системой потребностей человека. Мотивация - характеристика процесса, стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность на определенном уровне [3].

Определению сущности самообразования посвящены исследования таких известных ученых, как А.П. Авдеев, Л.М. Бронникова, А.К. Громцева, Г.С. Закиров, М.Л. Князева, В.Н. Козиев, М.Г. Кузьмина, A.M. Матюшкин, Л.Н. Павлова, Б.Ф. Райский, Г.Н. Сериков и др.

С учетом результатов их исследований и на основе проведенного нами анализа структуры деятельности человека в условиях изменяющегося мира может быть сформулировано определение самообразовательной деятельности. Самообразование - это процесс расширения и обновления знаний, опыта и отношений при их недостаточности или неупорядоченности, необходимых человеку для разрешения проблемных ситуаций в деятельности по удовлетворению его личных, профессиональных или социально значимых потребностей [7]. При этом самообразовывающийся человек, во-первых, пополняет объем недостающих собственных знаний; во-вторых, вырабатывает решения возникших проблем на основе добытого знания; в-третьих, учитывает (вольно или невольно) изменения в интересующей его области деятельности, что способствует уменьшению степени неопределенности динамично изменяющихся бытовых или профессиональных ситуаций. Человек, овладевший процессом самообразования и реализующий его результаты, может рассматриваться как компетентный субъект устойчивого развития самого себя и среды своей жизнедеятельности в условиях изменяющегося общества [8; 9]. Понятие «компетентность самообразования» отображает свойства и тенденции совре-

160_ДБ. Конев, В.П. Овечкин_

2016. Т. 26, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

менного мира и образовательный процесс построения субъектом целей, содержания и структуры собственной образовательной деятельности. Эта компетентность рассматривается как интегральная характеристика качеств личности, проявляющаяся в эмоционально-ценностном отношении к профессионально-личностному самообразованию, как целостному процессу, направленному на удовлетворение своих познавательных потребностей и приобретении субъектно-личностного опыта творческого решения проблем самообразовательной деятельности, а также рефлексию и оценку результатов продуктивной деятельности по отношению к себе и окружающему миру

К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лосев, отмечали, что формирование человека как субъекта происходит только в процессе активной творческой деятельности. Образовательный процесс в вузе призван создать условия, в которых каждый студент открывает в себе качества субъекта и целенаправленно развивает их. Развивать субъектность студента в образовательном процессе - значит формировать его жизненные позиции, мировоззрение, личностную активность, духовный потенциал, нравственные качества [11].

Учитывая основополагающую роль самообразовательной компетентности в подготовке конкурентоспособных выпускников вузов, для её формирования требуется качественное изменение характера учебно-познавательной деятельности обучающихся. Конструирование процесса формирования самообразовательной компетентности студентов основывается на аксиологическом, личностно-ориентированном, компетентностном, проектном и рефлексивном подходах, в которых проявляются идеи контекстного обучения [5] и принципы междисциплинарности [4]. Опора на эти подходы требует обращения к перспективному виду деятельности в самообразовании: к проектной деятельности студентов, ориентированной на творчество, то есть на поиск решений реальных проблем [9]. Структура самообразовательной деятельности тождественна деятельности, связанной с разработкой студентами каких-либо личностно значимых образовательных, социальных, технико-технологических проектов, направленных на поиск решений для устранения определенных трудностей на пути к цели. Проектная деятельность предоставляет студентам возможность эффективного развития самообразовательной компетентности при разрешении реальных ситуаций, для которых характерна неопределенность выбора решений. Некоторые направления и объекты проектирования могут осуществляться и на дисциплинах основной образовательной программы, и за её пределами в условиях неформальной студенческой жизни. Содержательной конструкцией проектной деятельности студентов являются структурные компоненты процесса самообразования.

Процесс самообразования, способствующий воспитанию у студентов привычки к продуктивной деятельности в условиях неопределенности социокультурного развития в профессиональной и бытовой сферах жизни и формированию их готовности к преодолению препятствий по совершенствованию себя, среды и её элементов, основывается на трёх компонентах содержания [8]. Во-первых, основные элементы научного знания, опыт и совокупный результат практической деятельности в форме искусственной (техногенной) среды, а также базовая система ценностей, принципов, норм и социальных отношений. Это своего рода мировоззренческая картина состояния культуры, науки, практики, общества и среды, сформировавшихся в ходе эволюционного развития общества. Во-вторых, основные противоречия, проблемы (трудности, препятствия), тенденции современного социокультурного и технологического развития и их основания. Это, образно говоря, «знание о незнании», знание о мире проблем, разрешение которых необходимо, но затруднено. В-третьих, основные знания, технологии, способы и опыт поиска решений известных и вновь возникших проблем, то есть методология и методы активизации творческого мышления, технология проектной творческой деятельности.

Социализация студента в вузе охватывает не только его профессиональное становление (самоопределение), но и подготовку к жизни вообще, а также оптимальную гармонизацию его личностных и профессиональных качеств. Этому способствует интеграция внеучебной и учебной деятельности [7], когда при определенных условиях обучения, воспитания и развития студентов происходит «переход» к самоорганизующейся, саморазвивающейся личности, более широкой системе социальных отношений. Этот переход носит нелинейный характер и происходит под воздействием социальной среды, которая определяет установки, поведение, действия студентов, но не случайно, а посредством норм, выработанных самой личностью на основе своего опыта.

В этих условиях единственным институтом общества, грамотно осуществляющим социализацию молодежи, может и должна оставаться система образования в целом и конкретно - высшего образования. Показатель грамотности осуществления социализации - не только учебный процесс, пере-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2016. Т. 26, вып. 2

дающий информацию об общественно необходимых требованиях в виде определенных знаний, умений, навыков, но и специально организованный процесс педагогического воздействия на становление осознанного индивидуального отношения студентов к социальным требованиям и владения этими требованиями. Именно уровень овладения ими определяет степень социальной зрелости личности студента [10]. Направленность внеучебной деятельности на подготовку будущего профессионала активизируется благодаря использованию мотивационно-ценностного аспекта ее содержания, нетрадиционных форм и методов включения студентов во внеучебную деятельность в контексте профессиональной деятельности, предполагающей проектирование, моделирование, конструирование, исследование различных аспектов будущей профессии.

Переход студентов на уровень самоорганизующейся, саморазвивающейся личности к более широкой системе социальных отношений происходит в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности при определенных уровнях обучения, воспитания и развития через расширение границ учебной и внеучебной деятельности. Интеграция учебной и внеучебной деятельности студентов не только дает возможность активизировать процессы достижения более высоких результатов в обучении; усвоения специальных знаний и умений для успешной деятельности в будущей профессии, но и играет значительную роль в профессиональном воспитании специалиста высокого уровня. Интеграция учебной и внеучебной деятельности студентов способствует также развитию компетентности самообразования и формирует их готовность к переменам.

Организационно-методические условия формирования компетентности самообразования должны быть направлены на построение такого содержания и образовательного процесса, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности обучающихся - их познавательных интересов и личностных качеств; на создание таких условий, при которых они захотят учиться и будут лично заинтересованы в своем развитии. Такими организационно-методическими условиями являются: 1) интеграция (единство и взаимозависимость) учебной и внеучебной деятельности студентов в учебно-воспитательном процессе; 2) применение технологии проектной деятельности, где объектом проектирования принята образовательная деятельность самого субъекта (студента); 3) учет личных образовательных потребностей студентов и принятие его субъектности в образовательном процессе.

Таким образом, самообразовательная компетентность является базовой для формирования других компетенций и рассматривается нами не только как цель, но и как средство становления компетентного выпускника вуза. Моделирование процесса формирования компетентности самообразования студентов должно учитывать свойства и тенденции развития внешней среды, принципы и методологические подходы к построению образовательного процесса студентов в вузе, организационно-методические условия конструирования и реализации образовательного процесса как целостной интегрированной системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байбородова Л.В., Репина А.В. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 3. Т. 2. С. 21-24.

2. Белкина В.Н., Сергеева Г.В. Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования будущих педагогов. // Ярославский педагогич. вестн. 2011. №1. Т. 2. С. 159-162.

3. Бронникова Л.М. Формирование компетентности самообразования старшеклассников: дис. канд. пед. наук. Барнаул: РГБ, 2010. 267 с

4. Бушковская Е.А. Феномен междисциплинарности в зарубежных исследованиях // Психология и педагогика. 2009. С. 152-155.

5. Вербицкий А.А. Проблемы модернизации современного образования на основе контекстного подхода // Высшее техническое образование как инструмент инновационного развития: программа и сб. докладов научной школы с междунар. участием. Казань. 2011. С. 98-105.

6. Измайлов Александр Мухтарович. Организация самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения в образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород: РГБ, 2009. 179 с.

7. Конев Д.Б. Непрерывное самообразование как условие устойчивого развития субъекта современного общества // Воспитание и безопасность: социальные, педагогические и психологические аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Удмуртский университет, 2012. Т. 1. С. 303-305.

162

Д.Б. Конев, В.П. Овечкин

2016. Т. 26, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

8. Овечкин В.П. Общее образование и устойчивость человека и общества // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: межвуз. сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Тула. 2015. С. 205-209.

9. Овечкин В.П. Проблемы проектирования образовательных программ: когнитивно-репродуктивная и креа-тивно-деятельностная парадигмы: матер. Всеросс. науч.-практ. конф. «Проектирование содержания образования: подходы, стандарты, социальные практики». Ижевск, 2011. С. 42-45.

10. Сребная Н.М. Организационно-педагогические условия создания личностно-ориентированной системы вне-учебной деятельности в вузе: дис. канд. пед. наук. М.: РГБ, 2000. 148 с.

11. Чеботарева Е.С. Развитие самообразовательной компетентности студентов в процессе проектной деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 Курск: РГБ, 2010. 241 с.

12. Шуклина Е.А. К новой парадигме образования XXI века: от образования к самообразованию // Образование и общество. 2004. № 3. С. 25-32.

Поступила в редакцию 01.03.16

D.B. Konev, V.P. Ovechkin

GROUNDS AND CONDITIONS OF FORMATION OF STUDENTS' SELF-EDUCATION COMPETENCE

The article deals with the problems of modern pedagogical education and searching necessary conditions for the formation of students' self-education competence which is basic for the formation of other competences and for the education of competent university graduates in general. On the basis of information and analytical research, initial foundations of the organization of pedagogical process in the inconstant conditions of the outside world and a person in it are presented. In the conditions of continuous education, consideration of student's subjectivity and his requirements, as well as current trends of development of pedagogical content, when educational activity is becoming more and more transferred into self-educational, the need for integration of educational process in educational and extracurricular activities is revealed and proved. Application of technology of design activity, where educational activity of a student acts as an object of design with due account of his personal educational needs and acceptance of his subjectivity, is discussed.

Keywords: students, self-education, competence, continuous education, education, problem situation, design activity, subjectivity, principles, bases.

Конев Дмитрий Борисович, старший преподаватель Konev D.B., Senior Lecturer

E-mail: dbk.ippst@yandex.ru E-mail: dbk.ippst@yandex.ru

Овечкин Владимир Петрович, Ovechkin V.P.,

доктор педагогических наук, профессор Doctor of Pedagogy, Professor

E-mail: vovechkin-07@mail.ru E-mail: vovechkin-07@mail.ru

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 Universitetskaya st., 1, Izhevsk, Russia, 426034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.