ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, _ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ_
УДК 371.8
Т. Н. Гущина http://orcid.org/0000-0002-1015-8093
Социально-педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности обучающегося: технологический аспект
Для цитирования: Гущина Т. Н. Социально-педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности обучающегося: технологический аспект // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 5 (116). С. 8-16. DOI 10.20323/1813-145X-2020-5-116-8-16
Автор актуализирует технологический аспект социально-педагогического сопровождения формирования социальной компетентности обучающихся, которое расширяет их позитивный социальный опыт, помогает субъектам сопровождения осознать свои возможности и присвоить ценность социальной компетентности. Целью статьи является обоснование сути, содержания, преимуществ и ограничений технологии социально-педагогического сопровождения формирования социальной компетентности обучающегося в дополнительном образовании. Изучение социально-педагогического сопровождения формирования социальной компетентности обучающихся проводится под научным руководством автора на инновационной площадке «Социально-педагогическое сопровождение обучающихся в дополнительном образовании» ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образовании детей «Ярославский городской Дворец пионеров». В статье предпринята попытка представить новое направление в педагогической науке на уровне выявления и представления содержания, преимуществ, рисков и ограничений социально-педагогического сопровождения как технологии формирования социальной компетентности обучающихся в организации дополнительного образования на основе рефлексивно-средового подхода. Автор акцентирует внимание на основных теоретических положениях, которые отражают возможности и особенности дополнительного образования для формирования социальной компетентности обучающихся в системе дополнительного образования детей; обозначает ряд положений, характеризующих социально-педагогическое сопровождение с точки зрения формирования социальной компетентности обучающихся; аргументирует актуальность формирования социальной компетентности для учащихся. В статье представлены основные характеристики, обозначены этапы и эффективные средства технологии социально-педагогического сопровождения формирования социальной компетентности обучающихся в организации дополнительного образования. В статье также обозначены перспективы опытно-экспериментальной работы по теме инновационной площадки.
Ключевые слова: обучающиеся, социальная компетентность, рефлексивно-средовой подход, социально-педагогическое сопровождение, технология, социализация, дополнительное образование, образовательная среда.
GENERAL PEDAGOGY, HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
T. N. Gushchina
Socio-pedagogical support for the formation of the student's social competence: a technological aspect
In this article, the author actualizes the problem of socio-pedagogical support for the formation of social competence of students, which expands their positive social experience, helps the subjects of support to realize their capabilities and assign the value of social competence. The purpose of the article is to substantiate the essence, content, advantages and limitations of the technology of socio-pedagogical support for the formation of social competence of students in
© Гущина Т. Н., 2020
additional education. The study of the socio-pedagogical support of formation of social competence of students is conducted under the scientific guidance of the author on the innovative area «Socio-pedagogical support of students in secondary education» of the Federal state budget scientific institution «Institute for the study of childhood, family and education of Russian Academy of education» on the basis of municipal educational institution of additional education of children «Yaroslavl city Palace of pioneers». The article attempts to present a new direction in pedagogical science at the level of identifying and presenting the content, advantages, risks and limitations of socio-pedagogical support as a technology for the formation of social competence of students in the organization of additional education. The author emphasizes the main theoretical positions that reflect the possibilities and features of additional education for the formation of social competence of students in the system of additional education of children; indicates a number of provisions that characterize social and pedagogical support from the point of view of the formation of social competence of students; argues the relevance of the formation of social competence for students. The article presents the main characteristics of socio-pedagogical support, identifies the stages and effective means of technology of socio-pedagogical support for the formation of social competence of students in the organization of additional education. The article also outlines the prospects for experimental work on the topic of innovation platform.
Keywords: students, social competence, reflexive-environmental approach, social and pedagogical support, technology, socialization, additional education, educational environment.
В изменяющихся условиях современного мира особую значимость приобретает сформированная социальная компетентность обучающегося, способного успешно преодолевать мировоззренческие проблемы общества. Увеличение в современном социуме меры и степени ответственности личности за свою судьбу, семью и страну в целом создает условия для развития социальной компетентности как интериоризированного личностью социального опыта, адекватного определенной системе отношений в социуме и обеспечивающего человеку возможность эффективно самореализоваться в данной системе [Басова, 2004]. Нам близко понимание феномена социальной компетентности В. М. Басовой, которая включает в содержание социальной компетентности личности информированность индивида о социальной действительности, его готовность вести диалог с другими людьми, умение принимать взвешенные решения в соответствии с нормативными требованиями общества, способность предвидеть последствия своих решений для себя и окружающих, владение способами жизнедеятельности [Басова, 2004].
Безусловно, сформированная социальная компетентность - это цель процесса социализации. Социальная компетентность позволяет молодому человеку уже в период взросления продуктивно сотрудничать с окружающими людьми, действовать самостоятельно и ответственно на основе проанализированной информации и своего социального опыта. Вместе с тем демократизация современного общества ставит молодых людей перед серьезными нравственными проблемами, разрешая которые, обучающиеся могут столкнуться с рисками личностной деформации, выбора асоциального поведения, понижения социальной активности. При этом содержание общего образования не всегда является для детей механизмом форми-
рования их социальной компетентности, а имеющийся у молодых людей жизненный опыт бывает недостаточным для эффективного разрешения возникающих перед ними трудностей и проблем социализации. В связи с этим система дополнительного образования своим мощным социальным ресурсом компенсирует и дополняет то, чего не получили дети в других социальных институтах в формате развития социальной компетентности. Сама среда дополнительного образования способствует обогащению позитивного социального опыта обучающихся, развитию их социальных компетенций. Для среды дополнительного образования характерны субъектно-субъектное диалоговое взаимодействие обучающихся и педагогических работников; возможность обеспечения соответствия педагогической деятельности по развитию социальной компетентности ребенка его интересам; реализация индивидуальных программ социализации обучающихся, в том числе - программ формирования и развития их социальной компетентности; влияние детского объединения как совокупного субъекта на формирование социальной компетентности каждого обучающегося; создание в образовательной среде ситуаций выбора; приоритет педагогических средств, стимулирующих формирование социальной компетентности [Асмолов, 1997; Голованов, 2017; Гущина, 2017; Золотарева, 2004; Концепция развития ... , 2014; Оптимизация дополнительного ... , 2011; Фришман, 2001].
Кроме того, дополнительное образование обеспечивает социальную адаптацию детей, их профессиональную ориентацию [Концепция развития ... , 2014; Оптимизация дополнительного ... , 2011; Федеральный закон ... , 2012]; гибко реагирует на социальный заказ общества, обладает преимуществами для эффективной социализа-
9
ции личности [Голованов, 2017; Гущина, 2019; Золотарева, 2004; Петровский, 2001; Федеральный закон ... , 2012; Фришман, 2001]. Все это достигается во многом благодаря таким характеристикам дополнительного образования, как гибкость расписания, вариативность дополнительных общеобразовательных программ, значительные возможности для успешной самореализации ребенка, определенная свобода в отборе содержания и средств образования, высокая мотивация обучения, персонифицированный характер образования, отсутствие образовательных стандартов, комфортное неформальное общение детей с педагогическими работниками и администрацией.
Вместе с тем в области формирования социальной компетентности ребенка в системе дополнительного образования еще не достигнута полнота научного знания. В связи с недостаточной разработанностью в педагогике дополнительного образования теоретических основ, а также педагогических, социально-педагогических и социально-психологических технологий формирования и развития социальной компетентности обучающихся, внедрение в практику результатов проведенных исследований не носит системного характера. Поэтому необходимо разрабатывать педагогические и социально-педагогические технологии формирования социальной компетентности детей в системе дополнительного образования, в которых обучающийся и педагог выступают как полноправные субъекты педагогического взаимодействия, объединенные единой целью формирования (развития) социальной компетентности обучающихся.
В связи с этим опыт инновационной площадки «Социально-педагогическое сопровождение обучающихся в дополнительном образовании» федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», которая работает под научным руководством автора статьи на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образовании детей «Ярославский городской Дворец пионеров» (далее - Дворец), на наш взгляд, может способствовать системному представлению педагогического сообщества о социально-педагогическом сопровождении развития социальной компетентности обучающегося в организации дополнительного образования детей как технологии.
В качестве теоретических основ проведенного нами исследования выступили положения общепсихологической и психолого-педагогической
теории деятельности [Выготский, 2005; Рожков, 2010; Петровский, 2001; Рубинштейн, 1973]; концепции социализации [Лаврентьева, 2016; Марда-хаев, 2005; Рожков, 2010; Рожков, 2017; Исканди-рова, 2011]; концепция экзистенциальной педагогики [Рожков, 2010; Рожков, 2017]; концепция педагогической деятельности по развитию субъект-ности детей старшего школьного возраста в системе дополнительного образования [Гущина, 2019]; труды по педагогическому сопровождению [Байбородова, 2009; Гамезо, 2001; Гребенюк, 2000; Гущина, 2019; Гущина, 2017; Зицер, 2007; Фришман, 2001]; теоретические исследования индивидуализации и тьюторства [Байбородова, 2009; Гребенюк, 2000; Гущина, 2019; Казакова, 2004; Оптимизация дополнительного ... , 2011; Фришман, 2001]; работы по внешкольному воспитанию и дополнительному образованию [Асмо-лов, 1997; Байбородова, 2009; Голованов, 2017; Гущина, 2019; Гущина, 2017; Золотарева, 2004; Концепция развития ... , 2014; Оптимизация дополнительного ... , 2011; Стратегия развития ... , 2015; Фришман, 2001].
Вместе с тем отсутствие четкости исходных методологических позиций в отношении развития социальной компетентности обучающегося системы дополнительного образования и многообразие методологических подходов затрудняют исследование рассматриваемых процессов.
Опираясь на идеи средового [Слободчиков, 1997] подхода, обосновывающего принципы и методы использования возможностей среды в личностном развитии обучающихся, а также в проектировании и реализации воздействий среды на детей и, соответственно, обучающихся на среду, а также опираясь на идеи рефлексивно-деятельностного подхода, предполагающего взаимодействие и функциональное единство целостных процессов рефлексии и деятельности, мы как основание для теоретико-методологического рассмотрения данного вида сопровождения выбрали рефлексивно-средовой подход. В основе данного подхода лежит идея единства субъекта и среды с опорой на актуализацию процессов рефлексии. Мы рассматриваем данный подход как новое направление в теоретическом и экспериментальном изучении проблемы формирования социальной компетентности обучающихся в системе дополнительного образования детей, сочетающее в себе педагогическое взаимодействие в образовательной среде и его рефлексивное преломление в развитии социальной компетентности самим обучающимся. Основные положения данного подхода
составляют идеи рефлексивного осмысления, что находит выражение в обосновании ориентации на формирование рефлексивных умений обучающихся и их социальных компетенций; на развитие содержания, форм и методов рефлексии в образовательной среде.
Социально-педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности обучающегося в рамках исследования мы рассматриваем как разновидность комплексной педагогической поддерживающей деятельности. При этом мы выделяем персонифицированное социально-педагогическое сопровождение исследуемого процесса как тьюторскую стратегию развития социальной компетентности обучающегося и рассматриваем ее как осознанную, устойчивую систему отношений, которая сопровождает формирование социальной компетентности каждого ребенка. Обосновываем практико-ориентированные тактики педагога в процессе социально-педагогического сопровождения разработки и реализации молодыми людьми системно- и индивидуально-ориентированных программ развития их социальной компетентности.
Изучение содержательных основ и специфики социальной компетентности обучающихся и социально-педагогического сопровождения формирования социальной компетентности молодых людей как технологии дало возможность определить позицию автора в отношении проблемы формирования социальной компетентности обучающегося в организации дополнительного образования: необходимо рассматривать формирование социальной компетентности обучающегося в образовательной среде дополнительного образования в контексте социально-педагогического сопровождения как целостного взаимодействия педагогов и обучающихся, направленного на создание оптимальных педагогических условий для проявления побуждений ребенка к продуктивной деятельности и рефлексивному осмыслению обучающимся собственных потенциалов в развитии своей социальной компетентности.
Технология социально-педагогического сопровождения формирования социальной компетентности обучающихся в дополнительном образовании представлена в нашей инновационной практике логикой движения ребенка по следующим
ступеням: осознание субъектами сопровождения проблемы социализации - совместный поиск вариантов решения данной проблемы - выбор обучающимся варианта решения проблемы - реализация выбранного варианта решения проблемы / проба - рефлексия полученного опыта / анализ проделанной работы - преобразование опыта -коррекция деятельности. Она обусловлена ре-флексивно-средовым подходом и задает рамки действий по формированию социальной компетентности, а также обеспечивает развитие социальной активности, рефлексивности обучающихся, их социальной ответственности и других социально значимых качеств личности.
Цель технологии социально-педагогического сопровождения формирования социальной компетентности обучающихся в организации дополнительного образования - создать оптимальные условия для введения молодого человека в режим развития собственной социальной компетентности. Важно поддержать данный режим, снабдить обучающегося инструментарием формирования своей социальной компетентности.
Рассматриваемая технология основана на безусловном уважении к обучающемуся, которое проявляется в том, что за ребенка проблемы никем не решаются; его не программируют на желаемое для нас поведение; не навязывают готовое решение проблемы (трудности), напротив, стимулируют собственную работу обучающегося по формированию (развитию) его социальной компетентности.
Сущностное основание технологии формирования социальной компетентности обучающегося в дополнительном образовании детей - разработка и дальнейшая реализация им индивидуальной программы развития своей социальной компетентности: предполагаются педагогическое взаимодействие ребенка и сопровождающего (тьютора), а также последовательные самостоятельные действия обучающегося через его включенность в общение и избранные виды деятельности в среде дополнительного образования.
Технология, разработанная на инновационной площадке Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, предполагает совместную работу субъектов сопровождения на каждом из ее этапов (Таблица 1).
Таблица 1
Этапы социально-педагогического сопровождения формирования социальной компетентности обучающегося в дополнительном образовании_
Этап осознания необходимости, ценности и целей социально-педагогического сопровождения формирования социальной компетентности обучающегося Педагоги создают условия для осознания обучающимися необходимости, ценностей и целей формирования и развития их социальной компетентности, для осмысления потенциалов, особенностей, рисков и ограничений формирования социальной компетентности, для обеспечения процессов анализа и рефлексии, для объективной самооценки и самонаблюдения; создают благоприятную обстановку для педагогического взаимодействия. Обучающиеся активно включены в осознание целей, ценностей, особенностей, возможностей и ограничений формирования социальной компетентности и процессов сопровождения; в процессы самонаблюдения и рефлексии
Диагностический этап Педагоги выявляют проблемы и трудности социализации, изучают запросы, желания и интересы детей, свои возможности и специфику данного вида сопровождения; определяют уровни сформированности имеющейся у обучающихся социальной компетентности и качество сопровождения, возможности и ограничения образовательной среды дополнительного образования детей. Обучающиеся активно включены в процессы диагностирования, осознают значимость выявленных проблем и стремятся их разрешить
Конвенциональный этап Субъекты сопровождения (взаимодействия) договариваются об условиях, границах, формах и методах сопровождения
Этап проблематизации Субъекты сопровождения обнаруживают и актуализируют предмет сопровождения; выявляют причины возникновения проблемы или трудности социализации; обнаруживают противоречия, формулируют проблему. Педагоги проводят необходимую диагностику
Мотивационный этап Педагоги актуализируют деятельность по решению выявленных проблем, уточняют с обучающимися цели и конечный результат данной деятельности; определяют степень участия каждого субъекта сопровождения в достижении результата с учетом интересов и притязаний всех участников сопровождения
Поисково-вариативный этап Педагоги и обучающиеся совместно ищут и обсуждают, анализируют варианты решения проблем; договариваются о мере участия в данных процессах. Педагог отбирает средства и способы решения проблем (задач)
Проективный этап Обучающиеся совместно с педагогами осуществляют проектирование индивидуальных программ формирования социальной компетентности детей. Обучающиеся активно включены в проектную деятельность по решению проблемы социализации
Этап практической деятельности Обучающиеся реализуют разработанную индивидуальную программу формирования своей социальной компетентности. Педагоги совершают действия, реальные или/и виртуальные, по социально-педагогическому сопровождению обучающихся на этапе практической деятельности; создают педагогические условия для рефлексивного осмысления детьми собственной проблемной ситуации и помощи в ее разрешении. Разрабатывается необходимое методическое обеспечение; улучшается материальная база организации
Аналитико-рефлексивный этап Педагог организует процессы анализа и рефлексии. Педагоги и обучающиеся проводят совместный анализ и оценку достигнутых результатов; прогнозируют появление новых проблем и трудностей, пути их преодоления
Коррекционный этап Педагоги подбирают и применяют формы, средства, методы коррек-ционной работы. Педагоги и обучающиеся совместно обсуждают, уточняют, корректируют, пересматривают, изменяют индивидуально- и системно-ориентированные программы формирования социальной компетентности обучающихся
Ключевыми педагогическими средствами представленной технологии в ходе инновационной деятельности в Ярославском городском Дворце пионеров являются метод проектов, в том числе проектирование общественно полезных дел обучающихся; дискуссионные формы работы, рефлексивный анализ, тренинговые формы, в основе которых лежит изучение жизненной проблемы с учетом социального опыта субъектов сопровождения; организационно-деятельностные игры, ситу-ации-социальные пробы, кейс-метод, решение нестандартных задач, выполнение вариативных заданий; консалтинг; коучинг; проблемное обучение, в том числе проектные, аналитические, проблемные, обучающие семинары по заявленным интересам обучающихся; технологии интеграции; исследовательская (частично-поисковая) деятельность, работа с информационными источниками и др.
Формы организации педагогического процесса, направленного на формирование социальной компетентности обучающихся Ярославского городского Дворца пионеров, в нашем инновационном опыте представлены просмотром и обсуждением видеофильмов с выявлением актуальных проблем, в том числе проблем межпоколенческого разрыва, идеологических и образовательных дефицитов; проведением аналитических, проектных, проблемных, обучающих семинаров, удовлетворяющих интерес ребенка и позволяющих достроить данный интерес до проектной идеи или проекта; консалтингом, снимающим ограничения обучающихся при движении по индивидуальным маршрутам формирования социальной компетентности; поддержкой социальных инициатив и помощью в оформлении проектных заявок для участия в разноуровневых конкурсах; помощью в оформлении социальных и социально-образовательных проектов, сопровождением во время публичной защиты и реализации проекта; непосредственным тьюторским социально-педагогическим сопровождением обучающихся.
Кроме того, социально-педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности обучающихся в нашей инновационной работе представляют следующие средства: методы развития системы отношений (педагогическая актуализация постановки личностью себя на место другого); метод эмпатии; метод рефлексии; экспликация стратегий решения мыслительных задач; направление внимания на отслеживание мыслительных операций; обучение «рефлексивной интроспекции»; создание коммуникативных
ситуаций, в рамках которых должны быть задействованы рефлексивные процессы; методы создания ситуации эмоционального переживания: метод развития; метод ритуализации деятельности - педагогическая организация различных традиций и ритуалов, направленная на помощь другим и их поддержку; метод развития заботы; дискуссионные методы (дискуссия в малой группе по проблемному вопросу; игра «Дебаты»; открытые дискуссии «Plenary Debates»; дискуссии в форме телевизионного Talk show «Panel Debates»; дискуссия в письменной форме; виртуальные дискуссии на интернете-форум, стена гласности, чат и открытый обмен мнениями в логике виртуальной конференции, дискуссионная гостиная портала).
Использование информационных технологий -важная составляющая педагогического обеспечения рассматриваемого сопровождения. Наиболее распространенные технические и программные средства дистанционного обучения в представленной технологии - электронная почта; поиск и просмотр веб-сайтов; www-навигация по интернету; тематические списки рассылки, электронные журналы, chat, конференции Usene.
На основе технологии социально-педагогического сопровождения формирования социальной компетентности обучающегося в организации дополнительного образования выстроена вся инновационная деятельность в Ярославском городском Дворце пионеров, которая представлена социально-педагогическим сопровождением детской общественной организации «Молодой Ярославль», детских объединений (творческих и спортивных), социальных инициатив и акций; тьюторским сопровождением индивидуальных программ формирования социальной компетентности обучающегося; интеграцией усилий специалистов, работающих в данном направлении; сетевым взаимодействием с различными структурами и организациями; сопровождением социально значимых проектов; возрождением традиционных мероприятий в системе гражданского и патриотического воспитания обучающихся; стимулированием и мотивацией педагогов и обучающихся к социально активной деятельности; медиа- и виртуальным социально-педагогическим сопровождением обучающихся.
На инновационной площадке специалисты, участвующие в реализации технологии социально-педагогического сопровождения формирования социальной компетентности обучающихся в организации дополнительного образования, в
формате работы фокус-групп обозначили основные потенциалы данной технологии, которые проявились в ходе ее реализации: выход на благополучное разрешение проблемы ребенка; возможность реализации индивидуального подхода к каждому обучающемуся; поддержка высокой мотивации детей на получение дополнительного образования; бесспорный авторитет педагога-наставника-друга; возможность для всех участников сопровождения обсудить проблему социализации с разными специалистами; использование игровых и других интерактивных методов и приемов; возможность личностного и профессионального самоопределения обучающегося; помощь обучающимся в преодолении кризисов возраста; помощь в выстраивании отношений с друзьями, сверстниками и близкими в семье; профилактика девиаций.
В результате работы фокус-групп членами экспериментальной команды были названы выявленные ими на практике ограничения формирования социальной компетентности обучающегося в дополнительном образовании: недостаточное взаимодействие с семьей; расхождение во взглядах педагога и семьи ребенка на проблему и способы ее решения; навязывание обучающемуся своего мнения или социально-педагогического сопровождения в целом; затратность технологии социально-педагогического сопровождения формирования социальной компетентности обучающихся в организации дополнительного образования по времени и эмоциональной составляющей; опасность смещения акцента на работу с «проблемными» детьми в ущерб работе со всей группой; недостаточная профессиональная подготовленность педагогов к формированию социальной компетентности обучающихся.
В ходе групповой работы участниками инновационной деятельности были названы ее потенциалы, «точки роста» и перспективы в рамках социально-педагогического сопровождения формирования социальной компетентности обучающегося. Процитируем высказывания педагогов-инноваторов: реализуется творческий союз «суперактивной молодежи и опыта»; проявляется тьюторская позиция педагога, «который сам горит и заражает других»; происходит развитие социальной тенденции - «интерес к инициативам молодежи»; происходит совместная с обучающимися разработка актуальных для них программ; создаются новые детские общественные организации, объединения, инициативы, акции и осуществляется сопровождение их деятельности; происходит
возрождение традиций в системе гражданского и патриотического воспитания молодежи; происходит интеграция усилий социальных институтов и специалистов в процессе социально-педагогического сопровождения формирования социальной компетентности обучающихся.
Таким образом, на сегодняшний день в формате работы федеральной инновационной площадки мы обосновали выбор рефлексивно-средового подхода к социально-педагогическому сопровождению формирования социальной компетентности обучающихся; описали сущность, содержание и особенности, этапы, формы и методы данной технологии с учетом специфики среды дополнительного образования; выявили возможности и ограничения формирования социальной компетентности обучающегося в дополнительном образовании. Предстоит изучить особенности применения данной технологии с учетом возраста и пола обучающихся, а также с учетом условий их дистанционного обучения.
Библиографический список
1. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. 1997. № 9. С. 7-15.
2. Басова В. М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности : учебное пособие к спецкурсу. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. 188 с.
3. Байбородова Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка / Л. В. Байбородова, А. В. Золотарева, Л. Н. Серебренников. Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. 220 с.
4. Выготский Л. С. Психология развития человека. Москва : Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
5. Гамезо М. В. Словарь-справочник по педагогической психологии. Москва, 2001. 462 с.
6. Голованов В. П. Личное образовательное пространство детства - сущностная характеристика современного дополнительного образования детей // Вестник детско-юношеского туризма и экскурсий. 2017. № 2. С. 75-89.
7. Гребенюк О. Педагогика индивидуальности : учеб. пособие / О. Гребенюк, Т. Гребенюк. Калининград : Изд-во Универ. Калининграда, 2000. 572 с.
8. Гущина Т. Н. Социальное развитие обучающихся в дополнительном образовании: опыт исследования // Воспитание школьников. 2019. № 4. С. 41-48.
9. Гущина Т. Н. Технологии педагогического сопровождения обучающегося в дополнительном и неформальном образовании: общее и особенное // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития : материалы второго этапа 15-й Международной научно-практической
конференции [Ярославль, 26-27 сентября 2017] / отв. ред.: Л. В. Байбородова, Н. А. Лобанов. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. 472 с. С. 100-104.
10. Зицер Д. Практическая педагогика: азбука НО / Д. Зицер, Н. Зицер. Санкт-Петербург : Просвещение, 2007. 288 с.
11. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль : Академия развития, 2004. 304 с.
12. Казакова Е. Основные приемы и технологии в работе тьютора : учебно-методическое пособие / Е. Казакова, Т. Галактионова, В. Пугач. Москва : АПК и ППРО, 2009. 64 с.
13. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) // Собрание законодательства РФ. 15.09.2014. № 37. Ст. 4983.
14. Лаврентьева О. А. Партнерство как педагогическое условие формирования социальной ответственности подростков // Harmonious personal development problem in relation to specificity of modern education and socialization processes : Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CXXXI International Research and Practice Conference and III stage of the Championship in Psychology and Educational sciences. Chief Editor - Pavlov V V. 2016. p. 40-42.
15. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика : учебник. Москва : Гардарики, 2005. 269 с.
16. Оптимизация дополнительного образования детей : коллективная монография / под ред. В. П. Голованова, Б. В. Куприянова. Москва ; Кострома : КОИРО, 2010-2011. 204 с.
17. Рожков М. И. Рефлексивно-деятельностный подход к воспитанию социальной ответственности молодежи : монография / М. Рожков, Т. Сапожникова. Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2010. 195 с.
18. Рожков М. И. Социальная педагогика : учебник для академического бакалавриата / М. Рожков, Т. Макеева. Москва : Юрайт, 2017. 247 с.
19. Петровский В. Теоретическая психология : учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В. Петровский, М. Ярошевский. Москва : Академия, 2001. 496 с.
20. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. Москва, 1973. 423 с.
21. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация идей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школы. Москва, 1997. Выпуск 7. С. 185-205.
22. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) // Government.ru : сайт. 15 апр. URL: http://government.ru (Дата обращения: 15.04.19).
23. Искандирова Т. Траектория социализации личности в современном педагогическом пространстве : монография / Т. Искандирова, Д. Лепешев, К. Шалгимбекова ; под общ. ред. Н. В. Колодий. Ко-станай : НОЦ «Перспектива», 2011. 150 с.
24. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Консультант плюс: справочные правовые системы: Законодательство // Consultant.ru : сайт. 16 апр. URL: http://www consultant.ru (Дата обращения: 16.04.19).
25. Фришман И. И. Методика работы педагога дополнительного образования. Москва : Академия. 2001. 58 с.
Reference list
1. Asmolov A. G. Dopolnitel'noe obrazovanie kak zona blizhajshego razvitija obrazovanija v Rossii: ot tradi-cionnoj pedagogiki k logike razvitija = Additional education as a zone of the near development of education in Russia: from traditional pedagogy to development logic // Vneshkol'nik. 1997. № 9. S. 7-15.
2. Basova V. M. Teorija i praktika formirovanija so-cial'noj kompetentnosti lichnosti = Theory and practice of formation of personality' social competence : uchebnoe iposobie k speckursu. Kostroma : KGU im. N. A. Nekrasova, 2004. 188 s.
3. Bajborodova L. Dopolnitel'noe obrazovanie kak sistema psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija razvitija rebenka = Additional education as a system of psychological and pedagogical support for the development of the child / L. Bajborodova, A. Zolotareva, L. Serebrennikov. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2009. 220 s.
4. Vygotskij L. S. Psihologija razvitija cheloveka = Psychology of human development. Moskva : Smysl; Jeksmo, 2005. 1136 s.
5. Gamezo M. V Slovar'-spravochnik po pedagog-icheskoj psihologii = Dictionary-handbook on pedagogical psychology. Moskva, 2001. 462 s.
6. Golovanov V. P. Lichnoe obrazovatel'noe pros-transtvo detstva - sushhnostnaja harakteristika sovremen-nogo dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Personal educational space of childhood - an essential characteristic of modern additional education of children // Vestnik detsko-junosheskogo turizma i jekskursij. 2017. № 2. S. 75-89.
7. Grebenjuk O. Pedagogika individual'nosti = Pedagogy of individuality : ucheb. posobie / O. Grebenjuk, T. Grebenjuk. Kaliningrad : Izd-vo Univer. Kaliningrada, 2000. 572 s.
8. Gushhina T. N. Social'noe razvitie obuchajush-hihsja v dopolnitel'nom obrazovanii: opyt issledovanija = Social development of students in additional education: experience of a research // Vospitanie shkol'nikov. 2019. № 4. S. 41-48.
9. Gushhina T. N. Tehnologii pedagogicheskogo so-provozhdenija obuchajushhegosja v dopolnitel'nom i neformal'nom obrazovanii: obshhee i osobennoe = Technologies of pedagogical support of the student in addi-
tional and non-formal education: general and special // Obrazovanie cherez vsju zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitija = Lifelong learning: continuing education for sustainable development: mate-rialy vtorogo jetapa 15-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Jaroslavl', 26-27 sentjabrja 2017] / otv. red.: L. V. Bajborodova, N. A. Lobanov. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2017. 472 s. S. 100-104.
10. Zicer D. Prakticheskaja pedagogika: azbuka NO = Practical pedagogy: ABC of NO / D. Zicer, N. Zicer. Sankt-Peterburg : Prosveshhenie, 2007. 288 s.
11. Zolotareva A. V Dopolnitel'noe obrazovanie de-tej: teorija i metodika social'no-pedagogicheskoj deja-tel'nosti = Additional education of children: theory and technique of social and pedagogical activity. Jaroslavl' : Akademija razvitija, 2004. 304 s.
12. Kazakova E. Osnovnye priemy i tehnologii v rabote t'jutora = Basic techniques and techniques in tutor operation : uchebno-metodicheskoe posobie / E. Kazakova, T. Galaktionova, V Pugach. Moskva : APK i PPRO, 2009. 64 s.
13. Koncepcij a razvitij a dopolnitel'nogo obrazovanij a detej (utv. Rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 4 sentjabrja 2014 g. № 1726-r) = The concept of the development of additional education for children (confirmed by order of the Government of the Russian Federation of September 4, 2014 № 1726-r) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 15.09.2014. № 37. St. 4983.
14. Lavrent'eva O. A. Partnerstvo kak pedagog-icheskoe uslovie formirovanija social'noj otvetstvennosti podrostkov Partnership as a pedagogical condition for the formation of social responsibility of adolescents // Harmonious personal development problem in relation to specificity of modern education and socialization processes : Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CXXXI International Research and Practice Conference and III stage of the Championship in Psychology and Educational sciences. Chief Editor - Pavlov V. V. 2016. p. 40-42.
15. Mardahaev L. V. Social'naja pedagogika = Social pedagogy : uchebnik. Moskva : Gardariki, 2005. 269 s.
16. Optimizacija dopolnitel'nogo obrazovanija de-tej = Optimizing additional education for children: kollektivnaja monografija / pod red. V. P. Golovanova, B. V Kuprijanova. Moskva ; Kostroma : KOIRO, 2010-2011. 204 s.
17. Rozhkov M. I. Refleksivno-dejatel'nostnyj pod-hod k vospitaniju social'noj otvetstvennosti molodezhi = Reflexive and active approach to education of social responsibility of youth : monografija / M. Rozhkov, T. Sapozhnikova. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2010. 195 s.
18. Rozhkov M. I. Social'naja pedagogika = Social pedagogy : uchebnik dlja akademicheskogo bakalavriata / M. Rozhkov, T. Makeeva. Moskva : Jurajt, 2017. 247 s.
19. Petrovskij V Teoreticheskaja psihologija = Theoretical psychology : ucheb. posobie dlja stud. psihol. fak. vyssh. ucheb. zavedenij / V Petrovskij, M. Jaroshevskij. Moskva : Akademija, 2001. 496 s.
20. Rubinshtejn S. L. Problemy obshhej psihologii = Problems of general psychology. Moskva, 1973. 423 s.
21. Slobodchikov V I. Obrazovatel'naja sreda: real-izacija idej obrazovanija v prostranstve kul'tury = Educational environment: realization of ideas of education in the culture space // Novye cennosti obrazovanija: kul'turnye modeli shkoly. Moskva, 1997. Vypusk 7. S. 185-205.
22. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Fed-eracii na period do 2025 g. (utv. rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 29 maja 2015 g. № 996-r) = Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025 (confirmed by order of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 № 996-r) // Government.ru : sajt. 15 apr. URL: http://government.ru (Data obrashhenija: 15.04.19).
23. Iskandirova T. Traektorija socializacii lichnosti v sovremennom pedagogicheskom prostranstve = Trajectory of personality socialization in modern pedagogical space : monografija / T. Iskandirova, D. Lepeshev, K. Shalgimbekova ; pod obshh. red. N. V. Kolodij. Kosta-naj : NOC «Perspektiva», 2011. 150 s.
24. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 05.05.2014) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» = Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ (with changes from 05.05.2014) «On Education in the Russian Federation» // Konsul'tant pljus: spravochnye pravovye sistemy: Za-konodatel'stvo // Sonsultant.ru : sajt. 16 apr. URL: http://www consultant.ru (Data obrashhenija: 16.04.19).
25. Frishman I. I. Metodika raboty pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija = Methods of work of the additional education teacher. Moskva : Akademija. 2001. 58 s.
16
Т. Н. ry^uHa