Научная статья на тему 'Результаты опытно-экспериментальной работы по социальному развитию детей в дополнительном образовании'

Результаты опытно-экспериментальной работы по социальному развитию детей в дополнительном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АЛГОРИТМ СОПРОВОЖДЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / STUDENTS / SOCIAL DEVELOPMENT / ADDITIONAL EDUCATION / TUTOR SUPPORT / ALGORITHM OF SUPPORT / INDIVIDUAL PROGRAM / LEVELS OF SOCIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Татьяна Николаевна

В статье представлены материалы исследования социального развития учащихся в муниципальном учреждении дополнительного образования «Ярославский городской Дворец пионеров». Целью статьи является предъявление ряда результатов опытно-экспериментальной работы по социальному развитию детей в дополнительном образовании на основе ключевых идей субъектно-деятельностного, средового и интегративного подходов, а также обоснование сущности и содержания социального развития детей в дополнительном образовании. Автором выявлены основные положения, которые отражают возможности и особенности дополнительного образования для социального развития учащихся; установлен ряд положений, характеризующих специфику социального развития личности с точки зрения развития индивидуальности и субъектности обучающегося; аргументирована актуальность социального развития для учащихся; представлены его основные характеристики; обозначены эффективные средства социального развития детей и оценивания его эффективности. В статье представлен разработанный педагогами «Ярославского городского Дворца пионеров» алгоритм педагогического сопровождения социального развития учащихся и этапы тьюторского сопровождения индивидуальной программы социального развития ребенка в организации дополнительного образования. Для изучения эффективности процесса социального развития выпускников организации дополнительного образования детей разработано и представлено в тексте статьи содержание четырех его уровней: низкого, ситуативного, базового и высокого. В статье перечислены выявленные условия, при которых социальное развитие учащихся в системе дополнительного образования будет эффективным. Предложенные ключевые идеи социального развития учащихся в дополнительном образовании способствуют разработке эффективных средств развития социальности детей в организациях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of Experimental Work on Social Development of Children in Additional Education

This article presents the materials of the study of social development of students in the municipal institution of additional education «Yaroslavl city Palace of pioneers». The purpose of the article is to present a number of results of experimental work on the social development of children in additional education on the basis of key ideas of subject-activity, environmental and integrative approaches, as well as substantiation of the essence, content and features of social development of children in additional education. The author identified the main provisions that reflect the opportunities and features of additional education for the social development of students; established a number of provisions characterizing the specifics of social development of the individual in terms of the development of individuality and subjectivity of the student; argued the relevance of social development for students; presented its main characteristics; identified effective means of social development of children and evaluation of its effectiveness. This article presents the algorithm of pedagogical support of students' social development and stages of tutor support of individual programs of the child's social development in the organization of additional education developed by teachers of Yaroslavl city Palace of pioneers. To study the effectiveness of the process of social development of graduates of the children's additional education organization in the text of the article here is developed and presented the content of its four levels: low, situational, basic and high. The article lists the identified conditions under which the students' social development will be effective in the additional education system. The proposed key ideas of students' social development in additional education contribute to the development of effective means of children's social development in additional education institutions.

Текст научной работы на тему «Результаты опытно-экспериментальной работы по социальному развитию детей в дополнительном образовании»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

DOI 10.24411/1813-145X-2019-10409

УДК 371.8

Т. Н. Гущина http://orcid.org/0000-0002-1015-8093.

Результаты опытно-экспериментальной работы по социальному развитию детей в дополнительном образовании

В статье представлены материалы исследования социального развития учащихся в муниципальном учреждении дополнительного образования «Ярославский городской Дворец пионеров». Целью статьи является предъявление ряда результатов опытно-экспериментальной работы по социальному развитию детей в дополнительном образовании на основе ключевых идей субъектно-деятельностного, средового и интегративного подходов, а также обоснование сущности и содержания социального развития детей в дополнительном образовании. Автором выявлены основные положения, которые отражают возможности и особенности дополнительного образования для социального развития учащихся; установлен ряд положений, характеризующих специфику социального развития личности с точки зрения развития индивидуальности и субъектности обучающегося; аргументирована актуальность социального развития для учащихся; представлены его основные характеристики; обозначены эффективные средства социального развития детей и оценивания его эффективности. В статье представлен разработанный педагогами «Ярославского городского Дворца пионеров» алгоритм педагогического сопровождения социального развития учащихся и этапы тьюторского сопровождения индивидуальной программы социального развития ребенка в организации дополнительного образования. Для изучения эффективности процесса социального развития выпускников организации дополнительного образования детей разработано и представлено в тексте статьи содержание четырех его уровней: низкого, ситуативного, базового и высокого. В статье перечислены выявленные условия, при которых социальное развитие учащихся в системе дополнительного образования будет эффективным. Предложенные ключевые идеи социального развития учащихся в дополнительном образовании способствуют разработке эффективных средств развития социальности детей в организациях дополнительного образования.

Ключевые слова: учащиеся, социальное развитие, дополнительное образование, тьюторское сопровождение, алгоритм сопровождения, индивидуальная программа, уровни социального развития.

GENERAL PEDAGOGY, HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

T. N. Gushchina

Results of Experimental Work on Social Development of Children in Additional Education

This article presents the materials of the study of social development of students in the municipal institution of additional education «Yaroslavl city Palace of pioneers». The purpose of the article is to present a number of results of experimental work on the social development of children in additional education on the basis of key ideas of subject-activity, environmental and integrative approaches, as well as substantiation of the essence, content and features of social development of children in additional education. The author identified the main provisions that reflect the opportunities and features of additional education for the social development of students; established a number of provisions characterizing the specifics of social development of the individual in terms of the development of individuality and subjectivity of the student; argued the relevance of social development for students; presented its main characteristics; identified effective means of social development of children and evaluation of its effectiveness. This article presents the algorithm of pedagogical support of students' social development and stages of tutor support of individual programs of the child's social development in the organization of additional education developed by teachers of Yaroslavl city Palace of pioneers. To study the effectiveness of the process of social development of graduates of the children's additional education organization in the text of the article here is developed and presented the content of its four levels: low, situational, basic and high. The article lists the identified conditions under which the students' social development will be effective in the additional education system. The proposed key ideas of students' social development in additional education contribute to the development of effective means of children's social development in additional education institutions.

Keywords: students, social development, additional education, tutor support, algorithm of support, individual program, levels of social development.

© Гущина Т. Н., 2019

Актуальность проблемы социального развития обучающихся определяется возрастанием роли личности в изменяющемся мире и спектром социокультурных преобразований в современном обществе.

В современных условиях наиболее успешными становятся молодые люди, которые самостоятельно и мобильно решают социальные проблемы, активны, обладают коммуникативными компетенциями, позволяющими им эффективно работать и взаимодействовать в коллективе. В связи с этим особенно актуально социальное развитие детей как приобретение ими опыта социальных отношений, который содействует проявлению инициативности, социальной ответственности, готовности к общественно полезной деятельности [21].

Мы рассматриваем социальное развитие личности как процесс усвоения человеком социальных ценностей, необходимых для успешной деятельности индивида в обществе, норм поведения, социально-психологических механизмов.

К социально-психологическим механизмам социального развития можно отнести, во-первых, усвоение личностью норм, ценностей, представлений, социальных стереотипов, характерных для ближайшего окружения человека.

Во-вторых, в процессе активного взаимодействия индивида с различными институтами социализации происходит овладение им социальными компетенциями, эффективными социальными практиками, опытом просоциального поведения. Следовательно, в процессе взаимодействия человека с институтами социализации на его социальное развитие влияет институциональный механизм.

В-третьих, когда человек целенаправленно взаимодействует с референтной группой, включается межличностный механизм социального развития личности.

В-четвертых, в рамках отдельной субкультуры действует соответствующий механизм, и именно этот субкультурный механизм социального развития позволяет освоить ценности, нормы, стереотипы поведения представителей определенной субкультуры.

Таким образом, основным содержанием социального развития личности является ее формирование в процессе разноформатных взаимодействий с обществом, которые представляют собой различные способы передачи индивиду социального опыта, включения его не только в разнообразные социальные отношения, но и в процесс саморазвития. Следовательно, процесс социального развития бинарен на уровне развития / саморазвития, а значит, непрерывен в течение всей жизни человека. Не умаляя роли саморазвития в содержании социального развития личности в целом, в формате данной статьи сделаем акцент на институциональном социально-психологическом механизме социального развития учащихся в дополнительном образовании.

Социальные институты, безусловно, призваны формировать и развивать социальность личности как совокупность ее значимых социальных качеств в соответствии с общественными ценностями, а также активизировать или ограничивать и корректировать действия определенных факторов. Одним из таких социальных институтов является организация дополнительного образования.

Дополнительное образование как самостоятельный вид образования обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию [23]; обладает значительным потенциалом для социального развития учащихся, так как оно своевременно и гибко реагирует на социальный заказ общества и государства, обладает преимуществами для социального развития личности, по сравнению с другими видами образования [5, 10, 12, 15]: гибкость расписания занятий и вариативность программ; свобода выбора ребенком объединения, профиля деятельности и даже педагога; большие возможности для успешной самореализации обучающегося; большая свобода в отборе содержания, средств, форм, методов образования; высокая мотивация обучения; персонифицированный характер образования; отсутствие образовательных стандартов; более тесное неформальное общение детей, педагогических работников, администрации. Неформальный характер образования как активного конструирования учащимся собственных знаний, умений и личностных качеств в процессе коммуникации с другими субъектами процесса [9], безусловно, содействует мотивации обучения, а следовательно, и социальному развитию самих учащихся.

Социальное развитие детей в дополнительном образовании - важное направление развития всей системы образования Ярославской области, ориентированной на решение задач инновационного развития региона, модернизации институтов образования, создания условий для проявления социальной активности и социальной ответственности каждым обучающимся [2, 10] .

Сегодня юный россиянин должен обладать высокой социальной ответственностью и активностью, следовательно, значимым вопросом педагогической науки является определение методологических и теоретических основ социального развития молодых людей, его содержания и особенностей.

Изучение методологических и теоретических аспектов социального развития обучающихся в дополнительном образовании способствует разрешению противоречий между необходимостью эффективного социального развития детей и ограниченностью ресурсов организаций дополнительного образования для решения данных задач; между потребностью общества и государства в развитии социальности молодых людей и недостаточной разработанностью в педагогической науке проблемы социального развития обучающихся в дополнительном образовании;

между важностью качественного исследования социального развития обучающихся и неразработанностью критериальной базы оценивания эффективности их социального развития.

Методологической основой проведенного нами исследования социального развития обучающихся в дополнительном образовании стали субъектно-деятельностный подход [19] к становлению человека как субъекта и развитию деятельности как условия его формирования; средовой подход к определению потенциалов среды в социальном развитии личности [13, 20, 22] и интегративный подход к раскрытию возможностей интеграции образовательных организаций, общественных объединений в социальном развитии субъектов интеграции [1, 5, 8, 19, 13].

Теоретическими основаниями изучения социального развития обучающихся стали общепсихологическая и психолого-педагогическая теории деятельности [18, 19]; концепции социализации [14, 15, 17]; концепция экзистенциальной педагогики [16]; концепция педагогической деятельности по развитию субъектно-сти обучающихся старшего школьного возраста в системе дополнительного образования [8]; труды по педагогическому сопровождению [2, 8, 10, 11, 15, 17]; теоретические исследования тьюторства

и индивидуализации в дополнительном образовании [2, 6, 8, 10, 11]; работы в области внешкольного воспитания и дополнительного образования [1, 2, 5, 8, 10, 12, 15, 24].

В формате проведенного исследования социальное развитие личности рассматривается нами прежде всего как закономерный процесс изменений человека, включающий не только усвоение им форм социальной жизни, но и приобретение социального опыта, индивидуальных свойств, ценностных ориентаций [4]. Социальное развитие обучающегося как вид его индивидуального развития [3, 14] включает в себя также приобретение молодым человеком индивидуальных качеств (инициативность, ответственность, осознанность ценностных ориентаций, готовность к деятельности и др.). То есть структура социального развития включает в себя усвоение обучающимся форм социальной жизни и приобретение ими индивидуального социального опыта и индивидуальных качеств личности.

Социальное развитие детей в дополнительном образовании проявляется в их социальной активности, в ходе осуществления скоординированной психолого-педагогической деятельности специалистов, в процессе интеграции ресурсов организаций и учреждений для достижения общей цели.

Опираясь на субъектно-деятельностный, средовой и интегративный подходы, а также на теории, концепции и труды ученых, обозначенные выше, мы в ходе опытно-экспериментальной деятельности по социальному развитию детей в организации дополнительного образования создали специальные условия

и организовали специальную деятельность по развитию социальности обучающихся в «Ярославском городском Дворце пионеров».

Во Дворце пионеров в ходе опытно-экспериментальной работы происходило создание микрогрупп единомышленников, центрированных на социальном развитии детей. С представителями сторонних организаций социума обсуждалась возможность применения знаний в практической деятельности учащихся вне стен Дворца пионеров.

Были разработаны и внедрены специальные программы социального развития обучающихся: интегрированные дополнительные общеобразовательные программы, «сквозные» программы социального развития, программы совместной социально значимой деятельности нескольких творческих объединений в формате социального развития обучающихся в дополнительном образовании, программы тренингов развития социальных навыков учащихся; программы добровольчества; индивидуальные программы социального развития обучающихся; программа деятельности муниципального ресурсного центра по развитию социальной активности обучающихся.

В ходе опытно-экспериментальной деятельности были организованы совместные мероприятия участников опытно-экспериментальной работы: молодежные акции, организационно-деятельностные игры; разработаны гайды по созданию и использованию во Дворце пионеров портфолио «Развитие социальной активности» и индивидуальной программы социального развития.

Дети, участвовавшие в опытно-экспериментальной работе, отметили, что занятия в творческом объединении дополнительного образования предоставляют возможность для социального развития и проявления социальной активности: на занятиях они получают знания и умения, необходимые для проявления такой активности, повышения мотивации активной деятельности; они узнают о проведении социальных акций, получают возможность свободно выражать свое мнение и участвовать в конкурсах и дискуссиях, отстаивать свою позицию, а также возможность проявить свою активность и способности в социуме. Данные ответы свидетельствуют и о значимости образовательной среды для социального развития обучающихся.

Формирование образовательной среды, стимулирующей социальное развитие обучающихся, шло через организацию ситуаций социального взаимодействия, общих событий, социальных проб; происходило в процессе использования диалоговых методов, форм и средств, обеспечивающих «рефлексивный выход» педагогов и обучающихся. Образовательная среда, стимулирующая процессы социального развития, формировалась и в ходе разработки и реализации индивидуальных программ социального развития обучающихся.

Вариативность содержания дополнительного образования связана с возможностью построения траекторий социального развития различной скорости прохождения. Формируя среду социального развития, отбирали личностно значимое для обучающихся разнообразное содержание образования, ибо вероятность реализации субъектной позиции обучающегося в образовательной среде тем выше, чем богаче, разнообразнее ее структура.

Для того чтобы социальное развитие детей протекало наиболее эффективно, мы включили в программу опытно-экспериментальной деятельности организацию семинаров для педагогических работников: методологические семинары по теме исследования; семинары-практикумы по освоению методических средств; «круглый стол» по проблемам и перспективам социального развития обучающихся.

Осуществлялось проектирование и формирование средовых условий, в которых изучалась зависимость результатов социального развития обучающихся от специально созданных условий.

Мы выявили, что в процессе социального развития учащихся в дополнительном образовании быстрее осваиваются необходимые в дальнейшем специалисту и рабочему надпрофессиональные компетенции; повышается социальная ответственность, инициативность учащихся, их готовность к социально значимой деятельности и осознанность ценностных ориентаций; развивается социальная и профессиональная мобильность молодых людей. При этом процесс социального развития учащихся переводится в формат развития их социальной активности и способностей

к самоопределению, саморазвитию и самореализации; увеличивается количество побед в конкурсах, фестивалях, олимпиадах.

В процессе инновационной деятельности на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образовании детей «Ярославский городской Дворец пионеров» под нашим научным руководством разработаны алгоритм сопровождения социального развития учащихся и этапы тьюторского педагогического сопровождения индивидуальной программы социального развития учащегося.

Алгоритм сопровождения социального развития учащихся включает восемь этапов:

- Этап осознания педагогическими работниками и самими учащимися задач социального развития.

- Этап договора педагогических работников с учащимися об условиях, формах и границах педагогического сопровождения в процессе их социального развития.

- Этап проблематизации: определение причин возникновения проблем в области социального развития, фиксация проблем; проведение диагностических исследований.

- Мотивационный этап: актуализация деятельности по социальному развитию учащихся; определение степени участия каждого субъекта сопровождения в достижении его результатов.

- Проектный этап: учащиеся совместно с педагогами проектируют программы своего социального развития.

- Практический этап реализации проектов и программ социального развития учащихся.

- Аналитический этап: совместный анализ достигнутого в решении проблем социального развития учащихся; прогнозирование возможных трудностей и путей их преодоления.

- Коррекционный этап: совместное уточнение и корректировка программ социального развития учащихся, а также условий, форм, методов социального развития учащихся.

Алгоритм тьюторского педагогического сопровождения индивидуальной программы социального развития учащегося представлен тремя этапами.

Диагностический этап включает определение ситуации, которая требует реализации субъектной тьютор-ской позиции педагога; определение сути проблемы социального развития учащегося и особенностей данной ситуации; фиксацию позиции учащегося в отношении проблемы; оценку актуальности педагогического сопровождения.

Этап сопровождения предусматривает создание условий для осознания учащимся собственной проблемной ситуации и содействие ему в преодолении проблемы социального развития как на уровне деятельности по ее разрешению, так и в процессе прогнозирования и планирования дальнейшей работы. На данном этапе педагог выходит на уровень интеграции с другими специалистами (организациями).

Аналитико-рефлексивный этап предполагает совместные с учащимся анализ, оценку, рефлексию результатов сопровождения; коррекцию и проектирование дальнейшей деятельности по социальному развитию учащегося.

При разработке критериальной базы оценивания результативности социального развития учащихся, подборе диагностических средств необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь полученных результатов с задачами, содержанием и способами организации образовательного процесса, а также отказаться от исследования результативности социального развития обучающихся путем случайного подбора диагностических средств [7].

В связи с этим в ходе инновационной деятельности по теме социального развития учащихся в дополнительном образовании педагогическими работниками Ярославского городского Дворца пионеров для оценивания качества социального развития учащихся было разработано такое диагностическое средство, как уровни социального развития учащихся (Таблица 1).

Таблица 1

Уровни социального развития учащихся

Уровень Характеристика уровня

Низкий Несформированность качеств социально активной, инициативной личности. Учащийся подчинен внешней среде

Ситуативный Сутуативное проявление отдельных качеств социально активной личности. Учащийся недостаточно активен, не проявляет инициативы. Учащийся недостаточно приспособлен к внешней среде

Базовый Учащийся хорошо приспосабливается к внешней среде, находит в ней свою нишу, соответствующую его внутреннему психическому складу. Учащийся проявляет социальную активность

Высокий Ярко выражена креативность, связанная с преобразующей деятельностью, содержанием которой являются активность, инициативность, продуцирование новых идей. Учащийся стремится видоизменять образовательную среду в соответствии со своими потребностями. Ярко проявляются качества социально ответственной, инициативной и активной личности

Одна из задач исследования феномена социального развития учащихся в дополнительном образовании состоит в выявлении способности самой организации влиять на личностное развитие детей. Другими задачами изучения данной проблемы являются определение степени влияния отдельных педагогических средств на их социальное развитие; получение информации о качестве деятельности педагогических работников; определение удовлетворенности обучающихся, их родителей и педагогов результатами социального развития; выявление уровня социального развития выпускников образовательной организации.

В ходе инновационной деятельности была выработана критериальная база оценивания социального развития учащихся. В структуре социального развития были выделены три компонента: когнитивный, мотива-ционный и практико-деятельностный.

В когнитивный компонент были включены следующие показатели: социальный интеллект, знания о себе как участнике общения, знания о способах организации коммуникации.

Мотивационный компонент составили готовность к социальному творчеству, потребность

в коммуникациях, склонность к организаторской деятельности, высокая требовательность к целям и результатам социальной деятельности, нравственно-ценностное отношение к людям.

Практико-деятельностный компонент представлен двумя показателями: социальной активностью и успешностью в межличностных отношениях.

Средствами психолого-педагогического мониторинга стали наблюдение в деятельности, наблюдение в специально созданных ситуациях, экспертная оценка, анализ продуктов социальной деятельности, психологическая диагностика. Диагностическими средствами психологического мониторинга были определены методика изучения самооценки А. Будасси, методика «Рефлексия» А. В. Карпова и В. В. Пономаревой, методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича,

опросник успешности в общении В. Н. Куницыной «СУМО», личностный опросник Г. Айзенка EPI и тест Торренса на оригинальность творческого мышления. Все методики подобраны в соответствии с возрастом обучающихся, давно применяются в психологической практике и адаптированы к российской выборке.

Всего было проведено шесть диагностических срезов, в которых приняли участие сто тридцать учащихся, из восьми объединений различной направленности (художественной, технической, социально-педагогической) в возрасте с тринадцати до восемнадцати лет. В последнем диагностическом срезе было проведено исследование показателей социального развития в контрольной группе, которую составили тридцать учащихся организации дополнительного образования, не включенных в инновационную деятельность.

Изучение социального развития учащихся от начала их обучения по программе к концу показало следующую динамику (применялся Т-критерий Вилкоксона, уровень значимости различий p 0,001): у обучающихся повысилась легкость в общении, повысилась их способность критично оценивать себя, в целом понизился общий уровень рефлексии, но получили развитие отдельные виды рефлексии (рефлексия прошлого, будущего, общения), повысилась оригинальность творческого мышления, для них стали более значимы ценности собственного развития, уверенности в себе, общественного признания, любви.

Снижение общего уровня рефлексивности личности косвенно может свидетельствовать о том, что старшеклассники становятся более ориентированы на деятельность и активность, нежели на самоанализ и размышления, при этом способность понимать происходящее и делать из него выводы у них развивается.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что у обучающихся, включенных в развивающую образовательную среду, активно расширяются способности к анализу и пониманию ситуаций общения, формируются способности принимать критику в свой адрес

и быть критичным к себе. Появляется опыт более широкого общения, поэтому им легче вступать в общение с различными людьми, они ориентированы на более активное участие в социальном взаимодействии. Свое участие в социуме они строят на ценностях активности, саморазвития, терпимости и уважения к окружающим.

Результаты исследования позволили выявить определенную специфику в социальном развитии учащихся. В зависимости от направленности объединения и специфики деятельности по дополнительной общеобразовательной программе получают свое развитие отдельные компоненты исследуемого феномена. Так, в объединениях спортивной направленности обучающиеся отличаются большей контактностью и навыками общения в стандартных ситуациях взаимодействия, в объединениях социально-педагогической направленности учащиеся более чувствительны к другим людям, оригинальны в решениях задач общения, адаптивны и умеют рефлексировать. Обучающимся, которые занимаются волонтерской деятельностью, свойственны развитая способность к сопереживанию и ориентация на партнерский стиль общения, старшеклассники с большим опытом общения с различными категориями людей характеризуются высоким уровнем самоуважения и умением как владеть своими состояниями, так и влиять на других людей. Различия по и-критерию Манна - Уитни на уровне р 0,001 и р 0,05.

Эти различия выявлены с применением и-критерия Манна - Уитни, уровень достоверности различий р 0,001.

Имеют свою специфику и ценности, разделяемые подростками. Для обучающихся, включенных в инновационную деятельность, более значимы свобода, уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей, здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, честность, воспитанность, жизнерадостность. Менее ценны для них развлечения, интересная работа, творчество, общественное признание, эффективность в делах, непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы. Эти данные свидетельствуют о том, что дети, включенные в среду, ориентированную на социальное развитие, лучше осознают свои ценностные ориентации и их ценности социально-направленные.

Результаты изучения уровня социального развития учащихся свидетельствуют о том, что дети, целенаправленно включенные в деятельность по их социальному развитию, более оригинальны и нестандартны в своих решениях и идеях, конструктивнее общаются, лучше владеют собственным состоянием, обладают более высоким уровнем самоуважения, испытывают в общении меньше напряжения и тревоги.

Данные различия подтверждены математической статистикой; уровень достоверности различий в контрольной и экспериментальной группах в Ярославском городском Дворце пионеров - р 0,001. Все данные исследования были подвержены факторно-

му анализу для определения структуры взаимосвязей между показателями социального развития. Было выделено три ведущих фактора в совокупности переменных. В первый фактор вошли состояние личностного кризиса, контактность, успешность в общении, адаптивность, коммуникативная совместимость и (с отрицательным значением) личностные качества, затрудняющие контакт. Второй фактор составили самооценка и общий уровень способности личности к рефлексии. Третий фактор представили оригинальность мышления, беглость творческого мышления, критичность в самооценке и качества, способствующие эффективному контакту.

Наиболее влияют на социальное развитие обучающихся навыки общения, контактность и адаптивность, гибкость и критичность мышления, способность анализировать и адекватно оценивать ситуации социального взаимодействия. Выявленные факторы позволяют определить перспективные направления развивающей работы специалистов по социальному развитию учащихся в дополнительном образовании.

Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы в Ярославском городском Дворце пионеров было доказано важное для практики дополнительного образования положение о том, что социальное развитие учащихся будет способствовать их успехам в предметной деятельности и развивать хореографическую, сценическую, изобразительную, музыкальную, спортивную и другие виды одаренности. Это один из путей успешного решения педагогических задач социального развития личности, занимающей активную позицию в социуме, а в итоге - способ помочь ребенку проявить свои задатки, создать условия для полного проявления его способностей и успешной социализации.

В опытно-экспериментальной работе выявлялись и обосновывались педагогические условия, способствовавшие социальному развитию обучающихся. Так, в дополнительном образовании, как мы выявили в процессе исследования рассматриваемого феномена, важно соблюдать следующие условия социального развития учащихся: проявление субъектной позиции всеми субъектами социального развития обучающихся; центрирование в организации дополнительного образования на социальном развитии учащихся; тьюторское педагогическое сопровождение социального развития учащихся; профессионализм специалистов в формате социального развития учащихся и тьюторского педагогического сопровождения данных процессов; наличие в дополнительном образовании неформальной среды и неформального межличностного общения; преобладание средств, стимулирующих социальное развитие учащихся.

Кроме того, значимым условием эффективного социального развития учащихся в системе дополнительного образования является выстраивание данной рабо-

ты на основе непротиворечивых методологических и теоретических оснований.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития [Текст] / А. Г. Асмолов // Внешкольник. - 1997. - № 9. - С. 7.

2. Байбородова, Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка [Текст] / Л. В. Байбородова, А. В. Золотарева, Л. Н. Серебренников. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. - 220 с.

3. Выготский, Л. С. Психология развития человека. -M. : Смысл ; Эксмо, 2005. - 1136 с., ил.

4. Гамезо, М. В. Словарь-справочник по педагогической психологии [Текст] / М. В. Гамезо. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 462 с.

5. Голованов, В. П. Личное образовательное пространство детства - сущностная характеристика современного дополнительного образования детей [Текст] / В. П. Голованов // Вестник детско-юношеского туризма и экскурсий. - 2017. - № 4. - С. 9-16.

6. Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности : учеб. пособие [Текст] / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. -Калининград : Изд-во Универ. Калининграда, 2000. - 572 с.

7. Гущина, Т. Н. Изучение эффективности самоорганизации обучающихся [Текст] / Т. Н. Гущина // Инновации в образовании. - 2017. - № 9. - С. 92-97.

8. Гущина, Т. Н. Технологии педагогического сопровождения обучающегося в дополнительном и неформальном образовании: общее и особенное [Текст] / Т. Н. Гущина // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития : материалы второго этапа 15-й международной научно-практической конференции [Ярославль, 26-27 сентября 2017] / отв. ред.: Л. В. Байбородова, Н. А. Лобанов. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. - 472 с. - С. 100-104.

9. Зицер, Д. Практическая педагогика: азбука НО [Текст] / Д. Зицер, Н. Зицер. - СПб. : Просвещение, 2007. -288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Золотарева, А. В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности [Текст] / А. В. Золотарева. - Ярославль : Академия развития, 2004. - 304 с.

11.Казакова, Е. И. Основные приемы и технологии в работе тьютора [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. И. Казакова, Т. Г. Галактионова, В. Е. Пугач. - М. : АПК и ППРО, 2009. - 64 с.

12.Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 15.09.2014, № 37 ст 4983.

13. Лаврентьева, О. А. Партнерство как педагогическое условие формирования социальной ответственности подростков [Текст] / О. А. Лаврентьева // Harmonious personal development problem in relation to specificity of modern education and socialization processes Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CXXXI International Research and Practice Conference and III stage of the Championship in Psychology and Educational sciences. Chief Editor - Pavlov V. V. 2016. p. 40-42.

14.Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика [Текст] : учебник / Л. В. Мардахаев. - M. : Гардарики, 2005. - 269 с.

15.Оптимизация дополнительного образования детей [Текст] : коллективная монография / под ред. В. П. Голованова, Б. В. Куприянова. - М. - Кострома : КОИРО, 2010-2011. - 204 с.

16.Рожков, М. И. Рефлексивно-деятельностный подход к воспитанию социальной ответственности молодежи [Текст] : монография / М. И. Рожков, Т. Н. Сапожникова. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2010.

17.Рожков, М. И. Социальная педагогика: учебник для академического бакалавриата [Текст] / М. И. Рожков, Т. В. Макеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 247 с.

18.Петровский, В. А. Теоретическая психология [Текст] : учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В. А. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М. : Академия, 2001. - 496 с.

19. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М., 1973.

20.Слободчиков, В. И. Образовательная среда: реализация идей образования в пространстве культуры [Текст] / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школы. - М., 1997. - Выпуск 7.

21. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс]. -URL: http://government.ru (дата обращения: 15.04.19).

22.Траектория социализации личности в современном педагогическом пространстве [Текст] : монография / Т. Н. Искандирова, Д. В. Лепешев, К. С. Шалгимбекова / под общ. ред. Н. В. Колодий. - Костанай : НОЦ «Перспектива», 2011. - 150 с.

23. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Консультант плюс: справочные правовые системы: Законодательство [Электронный ресурс]. - URL: http://www consultant.ru (дата обращения: 16.04.19).

24.Фришман, И. И. Методика работы педагога дополнительного образования [Текст] / И. И. Фришман. - М. : Академия, 2001. - 158 с.

Reference List

1. Asmolov, A. G. Dopolnitel'noe obrazovanie kak zona blizhajshego razvitija obrazovanija v Rossii: ot tradicionnoj pedagogiki k logike razvitija = Additional education as zone of proximal development of education in Russia: from traditional pedagogics to development logic [Tekst] / A. G. Asmolov // Vneshkol'nik. - 1997. - № 9. - S. 7.

2. Bajborodova, L. V. Dopolnitel'noe obrazovanie kak sistema psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija razvitija rebenka = Additional education as a system of psychological and pedagogical support of the child's development [Tekst] / L. V. Bajborodova, A. V. Zolotareva, L. N. Serebrennikov. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2009. - 220 s.

3. Vygotskij, L. S. Psihologija razvitija cheloveka = Psychology of the person's development - M. : Smysl ; Jeksmo, 2005. - 1136 s., il.

4. Gamezo, M. V. Slovar'-spravochnik po pedagogicheskoj psihologii = The dictionary reference on pedagogical psychology [Tekst] / M. V. Gamezo. - M. : Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2001. - 462 s.

5. Golovanov, V. P. Lichnoe obrazovatel'noe prostranstvo detstva - sushhnostnaja harakteristika sovremennogo dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Personal educational space of the childhood - essential characteristic of modern children's

additional education [Tekst] / V. P. Golovanov // Vestnik detsko-junosheskogo turizma i jekskursij. - 2017. - № 4. - S. 9-16.

6. Grebenjuk O. S. Pedagogika individual'nosti : ucheb. posobie = Identity pedagogics: a manual [Tekst] / O. S. Grebenjuk, T. B. Grebenjuk. - Kaliningrad : Izd-vo Uni-ver. Kaliningrada, 2000. - 572 s.

7. Gushhina, T. N. Izuchenie jeffektivnosti samoorganizacii obuchajushhihsja = Studying of students' self-organization efficiency ' [Tekst] / T. N. Gushhina // Innovacii v obrazovanii. -2017. - № 9. - S. 92-97.

8. Gushhina, T. N. Tehnologii pedagogicheskogo so-provozhdenija obuchajushhegosja v dopolnitel'nom i neformal'nom obrazovanii: obshhee i osobennoe = Technologies of the student's pedagogical support in additional and informal education: general and special [Tekst] / T. N. Gushhina // Obra-zovanie cherez vsju zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitija : materialy vtorogo jetapa 15 j mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Jaroslavl', 26-27 sentjabrja 2017] / otv. red.: L. V. Bajborodova, N. A. Lobanov. -Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2017. - 472 s. - S. 100-104.

9. Zicer, D. Prakticheskaja pedagogika: azbuka NO = Practical pedagogics: alphabet NO [Tekst] / D. Zicer, N. Zicer. -SPb. : Prosveshhenie, 2007. - 288 s.

10.Zolotareva, A. V. Dopolnitel'noe obrazovanie detej: teori-ja i metodika social'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti = Additional education of children: theory and technique of social and pedagogical activity [Tekst] / A. V. Zolotareva. - Jaroslavl' : Akademija razvitija, 2004. - 304 s.

11.Kazakova, E. I. Osnovnye priemy i tehnologii v rabote t'jutora = The main means and technologies in the tutor's work [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / E. I. Kazakova, T. G. Galaktionova, V. E. Pugach. - M. : APK i PPRO, 2009. -64 s.

12.Koncepcija razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej (utv. Rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 4 sentjabrja 2014 g. № 1726 r) = Concept of children's additional education development (confirmed by the Order of the Government of the Russian Federation dated from September 4, 2014 No. 1726 p) [Tekst] // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 15.09.2014, № 37 st 4983.

13.Lavrent'eva, O. A. Partnerstvo kak pedagogicheskoe uslovie formirovanija social'noj otvetstvennosti podrostkov = Partnership as a pedagogical condition of teenagers' social responsibility formation [Tekst] / O. A. Lavrent'eva // Harmonious personal development problem in relation to specificity of modern education and socialization processes Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CXXXI International Research and Practice Conference and III stage of the Championship in Psychology and Educational sciences. Chief Editor - Pavlov V. V. 2016. p. 40-42.

14.Mardahaev, L. V. Social'naja pedagogika = Social pedagogics [Tekst] : uchebnik / L. V. Mardahaev. - M. : Gardariki, 2005. - 269 s.

15.Optimizacija dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Optimization of children's additional education [Tekst] : kollektivnaja monografija / pod red. V. P. Golovanova, B. V. Kuprijanova. -M. - Kostroma : KOIRO, 2010-2011. - 204 s.

16.Rozhkov, M. I. Refleksivno-dejatel'nostnyj podhod k vospitaniju social'noj otvetstvennosti molodezhi = Reflexive and activity approach to education of youth's social responsibility [Tekst] : monografija / M. I. Rozhkov, T. N. Sapozhnikova. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2010.

17.Rozhkov, M. I. Social'naja pedagogika: uchebnik dlja akademicheskogo bakalavriata = Social pedagogics: a textbook for the academic bachelor's degree program [Tekst] / M. I. Rozhkov, T. V. Makeeva. - 2 e izd., pererab. i dop. - M. : Jurajt, 2017. - 247 s.

18.Petrovskij, V. A. Teoreticheskaja psihologija = Theoretical psychology [Tekst] : ucheb. posobie dlja stud. psihol. fak. vyssh. ucheb. zavedenij / V. A. Petrovskij, M. G. Jaroshevskij. -M. : Akademija, 2001. - 496 s.

19.Rubinshtejn, S. L. Problemy obshhej psihologii = Problems of general psychology [Tekst] / S. L. Rubinshtejn. - M., 1973.

20.Slobodchikov, V. I. Obrazovatel'naja sreda: realizacija idej obrazovanija v prostranstve kul'tury = Educational environment: realization of the ideas of education in culture space [Tekst] / V. I. Slobodchikov // Novye cennosti obrazovanija: kul'turnye modeli shkoly. - M., 1997. - Vypusk 7.

21.Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 g. (utv. rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 29 maja 2015 g. № 996 r) = The strategy of education development in the Russian Federation up to 2025 (confirmed by the order of the Government of the Russian Federation dated from May 29, 2015 No. 996 p) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://government.ru (data obrashhenija: 15.04.19).

22.Traektorija socializacii lichnosti v sovremennom peda-gogicheskom prostranstve = A trajectory of the personality's socialization in modern pedagogical space [Tekst] : monografi-ja / T. N. Iskandirova, D. V. Lepeshev, K. S. Shalgimbekova / pod obshh. red. N. V. Kolodij. - Kostanaj : NOC «Perspektiva», 2011. - 150 s.

23.Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 05.05.2014) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Kon-sul'tant pljus: spravochnye pravovye sistemy: Za-konodatel'stvo = The federal law dated from 29.12.2012 No. 273-FZ (an edition dated from 05.05.2014) «About education in the Russian Federation»//the Consultant plus: help legal systems: Legislation [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www con-sultant.ru (data obrashhenija: 16.04.19).

24.Frishman, I. I. Metodika raboty pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija = Technique of the additional education teacher's work [Tekst] / I. I. Frishman. - M. : Akademija, 2001. - 158 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.