Научная статья на тему 'Исследование результатов развития социальной одарённости учащихся'

Исследование результатов развития социальной одарённости учащихся Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
528
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОДАРЁННОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ПОДХОДЫ / РЕЗУЛЬТАТ / ДИАГНОСТИКА / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / SOCIAL GIFTEDNESS / PUPILS / RESEARCH / APPROACHES / RESULT / DIAGNOSTICS / CRITERIA / INDICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гущина Татьяна Николаевна

В данной статье представлен опыт исследования развития социальной одарённости обучающихся в образовательном пространстве дополнительного образования детей на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Ярославский городской Дворец пионеров. Проанализирована степень разработанности проблемы развития и оценивания социальной одарённости ребёнка. Представлена программа изучения результативности развития социальной одарённости детей в организации дополнительного образования. Охарактеризованы, разработанные в ходе инновационной деятельности, компоненты в структуре социальной одарённости и основанные на них критериальная база, диагностические средства и источники оценивания социальной одарённости обучающихся. Результаты проведённого мониторинга развития социальной одарённости обучающихся Ярославского городского Дворца пионеров свидетельствуют о том, что учащиеся, включенные в деятельность по развитию их социальной одарённости, более оригинальны и нестандартны в своих решениях и идеях, конструктивнее общаются, лучше владеют своим состоянием, обладают более высоким уровнем самоуважения, испытывают в общении меньше напряжения и тревоги. В статье представлены разработанные автором теоретические положения, которые можно рассматривать в качестве ключевых идей построения деятельности специалистов образовательных организаций по изучению и оцениванию социальной одарённости учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the results of social development of gifted children

This article presents the experience of studying the development of children's social giftedness in the educational medium of an additional education in terms of the municipal educational institution of additional education "Young Pioneers' Palace of the City of Yaroslavl". Degree of readiness of the problem of development and estimation of child's social endowments has been analysed. The programme of studying children's social endowments development efficiency in an additional education organisation has been characterised and presented; components in structure of social endowments which are to be developed during innovative activity, and the criteria based on these components, as well as diagnostic means and pupils' social endowments estimation sources, have been presented. Monitoring results on the development of children's social giftedness of"Young Pioneers' Palace of the City of Yaroslavl" indicate that pupils involved in the development of their social giftedness show more originality and less standard in their decisions and ideas, get on with people more constructively, excercise better self-control, have a higher level of self-esteem, experience less stress and anxiety when making friends. The article presents the theoretical provisions developed by the author, which can be considered to be key ideas of building the educational organisations specialists' activities when studying and evaluating students' social giftedness.

Текст научной работы на тему «Исследование результатов развития социальной одарённости учащихся»

УДК 371.4

Гущина Татьяна Николаевна

доктор педагогических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

[email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ УЧАЩИХСЯ

В данной статье представлен опыт исследования развития социальной одарённости обучающихся в образовательном пространстве дополнительного образования детей на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Ярославский городской Дворец пионеров. Проанализирована степень разработанности проблемы развития и оценивания социальной одарённости ребёнка. Представлена программа изучения результативности развития социальной одарённости детей в организации дополнительного образования. Охарактеризованы, разработанные в ходе инновационной деятельности, компоненты в структуре социальной одарённости и основанные на них критериальная база, диагностические средства и источники оценивания социальной одарённости обучающихся.

Результаты проведённого мониторинга развития социальной одарённости обучающихся Ярославского городского Дворца пионеров свидетельствуют о том, что учащиеся, включенные в деятельность по развитию их социальной одарённости, более оригинальны и нестандартны в своих решениях и идеях, конструктивнее общаются, лучше владеют своим состоянием, обладают более высоким уровнем самоуважения, испытывают в общении меньше напряжения и тревоги. В статье представлены разработанные автором теоретические положения, которые можно рассматривать в качестве ключевых идей построения деятельности специалистов образовательных организаций по изучению и оцениванию социальной одарённости учащихся.

Ключевые слова: социальная одарённость, учащиеся, исследование, подходы, результат, диагностика, крите-

рии, показатели.

Актуальность проблемы развития социальной одарённости обучающихся как приобретения ими опыта формирования лидерских качеств во многом определяется социокультурными преобразованиями в обществе, возрастанием в нём роли личности. Наиболее успешными в современных условиях являются молодые люди, которые социально активны, самостоятельно решают социальные проблемы, обладают коммуникативными умениями, что позволяет им конструктивно работать в коллективе. Умение налаживать и эффективно вступать в контакты, активность в социуме предопределяют и успешность личности в целом. В этой связи важно понимать закономерности развития социальной одарённости в образовательном процессе, эффективные способы и средства её развития и оценивания.

Исследование социальной одарённости обучающихся в системе образования - приоритетное направление развития системы образования в целом, ориентированной на создание условий для проявления социальной активности, социального интеллекта, социальной ответственности каждым обучающимся.

Необходимость изучения результатов развития социальной одарённости обучающихся вызвана противоречиями между актуальностью для обучающихся развития таких лидерских качеств, как социальная компетентность, социальная ответственность, социальная активность, социальный интеллект и ограниченностью ресурсов образовательных организаций для исследования результатов социальной одарённости обучающихся; между необходимостью объективного оценивания качества развития социальной одарённости детей и нераз-

работанностью критериальной базы исследования результатов развития их социальной одарённости.

От молодого человека в современных условиях требуются социальная активность и ответственность, а в этой связи значимым вопросом педагогической науки и практики является определение теоретических и методологических основ исследования развития социальной одарённости обучающихся и нахождение механизмов мониторинга социальной одарённости.

Представленные ниже теоретические положения можно рассматривать в качестве ключевых идей построения работы специалистов по изучению результатов развития социальной одарённости учащихся.

Методологической основой исследования результатов развития социальной одарённости детей стали субъектно-деятельностный и сре-довой подходы. Субъектно-деятельностный подход раскрывает основы содержания становления человека как субъекта, определяет значимые для формирования личности механизмы развития деятельности (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн и другие). Средовой подход раскрывает возможности среды для личностного развития обучающихся (Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, В.И. Панов, В. А. Ясвин и другие).

Теоретическими основами исследования развития социальной одарённости обучающихся выступили положения психолого-педагогической и общепсихологической теории деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие); концепции социализации (А.В. Мудрик, И.А. Липский, Г.Н. Филонов и другие; Р. Дарен-дорф, Ч. Кули, К. Роджерс и другие); концеп-

20

Вестник КГУ 2019

© Гущина Т.Н., 2019

ция социальной адаптации (А. А. Анцыферова, В.Н. Гуров, А.В. Мудрик и другие); концепции развития субъекта деятельности и жизнедеятельности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн), концепция экзистенциальной педагогики (М.И. Рожков); Рабочая концепция одарённости (Д.Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков и другие); наша концепция педагогической деятельности по развитию субъектности старшеклассников в дополнительном образовании (Т.Н. Гущина).

Социальная одарённость обучающегося заключается в качестве решения проблемных ситуаций, с которыми он сталкивается в социуме. В современной западной психологии чаще говорят о социальной компетентности, определяя её как способность человека достигать собственные цели в процессе взаимодействия с другими людьми, поддерживая с ними конструктивные отношения в любых ситуациях (К.Х. Рубин и Л. Роуз Крэснор и другие).

Наиболее активно проблема развития социальной одаренности в России начала разрабатываться в двадцатые-тридцатые годы двадцатого столетия учеными Е.А. Аркиным [1], В.М. Бехтеревым [2], А.С. Залужным [5], С.О. Лозинским [9] и другими. В дальнейшем данная проблема теряет актуальность и возрождается в 1960-е годы. Впервые с позиции развития лидерских качеств обучающихся эту проблему изучил Л.И. Уманский [12]; впоследствии проблема развития социальной одаренности детей привлекала внимание И.В. Ивенских [7], Н.С. Лейтеса [8], Т.М. Хрусталевой [14]. Вопросами социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения социально-одарённых детей занимаются представители ярославской научной школы Т.Н. Гущина [4; 5], М.И. Рожков [11.].

Социальная одарённость человека в психолого-педагогической науке рассматривается в разных ипостасях: как способность понимать других, выстраивать конструктивные отношения [6]; способность к социальной деятельности [11]; когнитивные факторы (общий академический интеллект, практический и социальный интеллект) и некогнитивные компоненты (личностные особенности, воля, темперамент и так далее) [13]. И.В. Ивенских, Т.М. Хрусталёва в структуре социальной одарённости выделяют эмоционально-волевые черты личности и коммуникативно-организаторские способности, социальную активность, готовность к социальному творчеству, социальный интеллект [7].

Сложность феномена социальной одарённости определяет и трудности в её исследовании и оценивании. Вместе с тем на федеральной инновационной площадке на базе Ярославского городского Дворца пионеров под нашим научным руководством в период с 2013 по 2017 годы было успешно проведено исследование эффективности развития социальной одарённости обучающихся.

В ходе теоретического анализа понятийного поля социальной одаренности человека нами были выделены существенные составляющие данного явления: социальная компетентность - способность действовать в социуме с учётом позиций других людей; социальная активность - качество личности и мера участия в социальных процессах, личная ответственность за происходящее вокруг; социальный интеллект - способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других; ответственность - это соответствие поведения личности обязанностям и нормам социального взаимодействия; креативность входит в структуру одарённости в качестве независимого фактора как гибкость человека в ситуациях социального взаимодействия и способность к творческому решению возникающих нестандартных задач общения; мотивация - потребность и желание вступать в социальные контакты.

Предназначение социальной одарённости состоит в её развивающем влиянии. В этой связи, только происходящие изменения в личности свидетельствуют о результативности данного процесса. Поэтому диагностика личностных изменений в течение ряда лет должна служить основанием для выводов и разработки рекомендаций по развитию социальной одарённости обучающихся. Необходимо проводить лонгитюдное исследование с неизменными критериями и диагностическими средствами.

В процессе исследования результатов социальной одарённости учащихся нами использовались теоретические методы - междисциплинарный анализ проблемы, сравнительно-сопоставительный анализ исследования, систематизация опытно-экспериментальных данных, моделирование конкретизация и обобщение. Применялись такие практические методы, как наблюдение, метод экспертной оценки, опросные методы, тестирование, изучение результатов и продуктов деятельности субъектов взаимодействия, методы экспериментальной работы, методы математической статистики.

Алгоритм изучения результатов развития социальной одарённости учащихся включает в себя определение цели и задач исследования; разработку параметров, критериев и показателей оценивания эффективности развития социальной одарённости обучающихся; подбор диагностических средств; подготовку инструментария оценивания, проведение самого исследования; обработку, анализ, интерпретацию, оценку и обсуждение полученных результатов.

Одна из задач изучения развития социальной одарённости учащихся состоит в выявлении способности самой организации влиять на личностное развитие детей. Другими задачами изучения данной проблемы могут быть выявление уровня развития социальной одарённости выпускников

образовательной организации; определение степени влияния отдельных педагогических средств на развитие социальной одарённости учащихся; получение информации о качестве работы педагогов; определение удовлетворенности обучающихся, их родителей и педагогов результатами развития социальной одарённости детей.

На этапе разработки мониторинговой базы определяются конкретные критерии и показатели развития социальной одарённости, содержание которых обусловлено задачами исследования. По динамике показателей можно судить о результативности реализации целей и задач исследования.

Для отслеживания результатов развития социальной одарённости обучающихся Ярославского городского Дворца пионеров была разработана программа психолого-педагогического мониторинга. Мониторинг включал в себя отслеживание в динамике более семидесяти шести показателей социальной одарённости, в том числе самооценки, критичности в оценивании себя, успешности в общении, навыков общения, способности к рефлексии, ценностей социальной активности и других.

Программа исследования развития социальной одарённости детей в Ярославском городском Дворце пионеров (далее - Дворец).

Цель мониторинга: оценить результативность развития социальной одарённости учащихся.

Задачи: оценить средства достижения результативности развития социальной одарённости учащихся; показать эффективность опытно-экспериментальной деятельности.

Объекты изучения (табл. 2) - личность; развитие социальной одарённости детей во Дворце; предмет - результат развития социальной одарённости детей во Дворце.

В соответствии с задачами определены основные этапы оценивания эффективности развития социальной одарённости и их содержание (табл. 1).

Выбор диагностических средств (табл. 3) предполагает сочетание метода наблюдения; опросных методов; метода экспертных оценок; методов оценки продуктов и результатов деятельности учащихся (например, Портфолио); психологических методик.

Психологические методики для оценивания характеристик социальной одарённости отвечают требованиям апробированности, надёжности, валидности, а также требованиям системного использования их в психолого-педагогической практике. Основное внимание в процессе исследования рассматриваемой проблемы направляется на особенности развития социальной одарённости каждого конкретного обучающегося.

Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что учащиеся, включенные в деятельность по развитию их социальной одарённости, более оригинальны и нестандартны в своих решениях и идеях, конструктивнее общаются, лучше владеют своим состоянием, обладают более высоким уровнем самоуважения, испытывают в общении меньше напряжения и тревоги. Данные различия подтверждены математической статистикой; уровень достоверности различий в контрольной и экспериментальной группах р=0,001. Все данные исследования были подвержены факторному анализу для определения структуры взаимосвязей между показателями социальной одаренности. Были выделены три ведущих фактора в совокупности переменных. В первый фактор вошли состояние личностного кризиса, контактность, успешность в общении, адаптивность, коммуникативная совместимость и с отрицательным значением вошли личностные качества, затрудняющие контакт. Второй фактор составили самооценка и общий уровень способности личности к рефлексии. Третий фактор представили оригинальность мышления, беглость творческого мышления, критичность в самооценке и качества, способствующие эффективному контакту.

Таблица 1

Этапы оценивания результативности развития социальной одарённости детей во Дворце

Название этапа Содержание деятельности

Подготовительный Анализ проблемы, выявление компонентов социальной одарённости Формулировка проблемы исследования Построение модели оценивания Целеполагание Определение объекта и предмета оценивания Формулировка рабочих гипотез Подбор диагностических средств

Аналитико-диагностический Пилотное исследование Сбор информации по подобранным диагностикам Анализ, обработка, оценивание полученной информации

Диагностико-прогностический Диагностика и прогноз развития социальной одарённости учащихся

Организационно-корректирующий Организация и корректирование процесса оценивания результативности педагогической деятельности по развитию социальной одарённости учащихся

Итоговый Анализ, оценивание, статистическая обработка данных Сравнение результатов и критериев оценивания Выводы о результах оценивания

22

Вестник КГУ 2019

Таблица 2

Объекты исследования и их характеристика

Объекты изучения Характеристики объектов изучения Кто контролирует их состояние Диагностические средства Периодичность изучения

Социальная одарённость Социальный интеллект (по когнитивному критерию) Психологи Тест Гилфорда Два раза за учебный год (входящая, итоговая)

учащегося Знания о способах организации коммуникаций (по когнитивному критерию) Психологи, педагоги Деловая игра, опросник, наблюдение в ситуациях взаимодействия Два раза за учебный год (входящая, итоговая)

Знания о себе как участнике общения (по когнитивному критерию) Психологи Тест самооценки, рефлексии и т.д. Два раза за учебный год (входящая, итоговая)

Готовность к социальному творчеству (по мотивационному критерию Педагоги Методика «Акт добровольцев», анализ участия в социально-творческих проектах Два раза за учебный год (входящая, итоговая)

Потребность в коммуникациях (по мотивационному критерию) Педагоги Наблюдение, методика Айзенка Два раза за учебный год (входящая, итоговая)

Склонность к организаторской деятельности и к лидерству (по мотиваци-онному критерию) Педагоги Деловая игра, КТД, методики Рожкова «Лидер», «Способны ли Вы быть организатором» Два раза за учебный год (входящая, итоговая)

Высокая требовательность к целям и результатам социальной деятельности (по мотивационному критерию) Педагоги Анализ продуктов социальной деятельности, наблюдение Два раза за учебный год (входящая, итоговая)

Нравственно-ценностное отношение к людям (по мотивационному критерию) Психологи Методика М. Рокича Два раза за учебный год (входящая, итоговая)

Социальная активность (по практико-деятельностному критерию) Педагоги Портфолио Два раза за учебный год (входящая, итоговая)

Успешность в межличностных отношениях (по практико-деятельностному критерию) Психологи, педагоги Деловая игра, наблюдение, экспертная оценка

Таблица 3

Средства диагностики социальной одарённости учащихся и источники информации (схема разработана на основе материалов Е.И. Щеблановой [15, с. 56])

Диагностические средства Источники информации Вид информации

1. Выявление проявлений одарённости в различных видах деятельности и поведении ребёнка; выявление интересов, мотивации, особенностей познавательной деятельности Педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, педагоги-психологи, воспитатели учителя Результаты наблюдения и анкетирования

2. Изучение условий развития учащегося в семье, его увлечений и интересов Родители или их законные представители, другие члены семьи Паспорт семьи Сведения о качествах, способностях, интересах, увлечениях учащегося (опрос-никовые методики, бланки-перечни)

3. Экспертная оценка обучающегося его сверстниками Друзья, одноклассники, члены детского объединения дополнительного образования, члены детского общественного объединения Сведения о качествах, способностях, увлечениях учащегося, о его внеучебных интересах и проявлениях творчества

4. Самооценка мотивации, способностей, интересов, успехов (опросники, перечни самоотчетов, интервью) Сами обучающиеся Сведения о мотивации, интересах, увлечениях, личностных особенностях, проблемах в учёбе и общении

5. Оценка результатов Эксперты в соответствующей области, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, педагоги-психологи, воспитатели учителя Оценка результатов и продуктов деятельности обучающихся

6. Психологическое тестирование (применение психометрических тестов) Педагоги-психологи Показатели тестов личностного развития учащегося

В ходе исследования были обнаружены параллели с представлением о структуре одарённости в Рабочей концепции одарённости [10]: сочетание в структуре одарённости мотивационного и инструментального факторов (навыков общения, личностных оснований и особенностей мышления одарённого человека). Выявленные факторы позволяют определить перспективные направления развивающей работы специалиста по социальному развитию обучающихся. Наиболее влияют на развитие социальной одарённости обучающихся: навыки общения, контактность и адаптивность, гибкость и критичность мышления, способность анализировать и адекватно оценивать ситуации социального взаимодействия.

Подбор методик исследования результатов социальной одарённости учащихся необходимо производить в соответствии с избранными критериями и показателями. Диагностика процесса развития социальной одарённости обучающихся в педагогической науке достаточно не разработана. Однако нами в опытно-экспериментальной работе накоплено значительное количество диагностических методик, которые можно использовать в исследовательской и практической деятельности педагогов. При исследовании эффективности процесса развития социальной одарённости обучающихся целесообразно использовать тест Гилфорда, опросник, наблюдение в ситуациях взаимодействия и игре, тест самооценки, методику «Рефлексия» В.В. Пономарёвой, порт-фолио. Для проведения диагностики необходимый инструментарий (бланки, протоколы, специальное оборудование) готовится заблаговременно. Субъектами исследования могут быть директор организации, его заместители, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь, воспитатель, учитель, родители обучающихся, старшеклассники.

Рабочая группа после проведения исследования обрабатывает его результаты, которые затем заносятся в таблицы, диаграммы, графики. Обсуждение результатов можно провести на педагогическом совете, чтобы специалисты имели представление о состоянии развития социальной одарённости обучающихся и могли определить свою роль в данном процессе.

При анализе результатов исследования следует обратить особое внимание на направления и тенденции изменений показателей в течение нескольких лет. Важно получить целостное представление о состоянии работы по развитию социальной одарённости обучающихся, чтобы объективно оценить ее эффективность и определить пути и средства дальнейшего совершенствования. Об основных результатах исследования развития социальной одарённости учащихся следует проинформировать обучающихся и их родителей.

В ходе исследования мы ещё раз убедились в необходимости соблюдения следующих условий

развития социальной одарённости обучающихся: проявление субъектной позиции обучающегося и тьюторской позиции педагога, центрирование на развитии социальной одарённости обучающихся, профессионализм специалистов в данном вопросе; наличие неформальной среды и неформального общения; приоритет средств, стимулирующих процессы развития социальной одарённости обучающихся. Кроме того безусловным условием эффективного развития социальной одарённости обучающихся является выстраивание системы этой работы на базе непротиворечивых методологических и теоретических оснований.

Библиографический список

1. Аркин Е.А. Об изучении детского коллектива. - М.: Новая Москва, 1927. - 37 с.

2. Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии. - М.: Наука, 1994. - 398 с.

3. Гущина Т.Н. Как оценить по достоинству социальную одарённость ребёнка? // Педагогические и психологические проблемы современного образования: материалы науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского». - Ч. 2. - Ярославль: РИО ЯГПУ 2015. - С. 266-276.

4. Гущина Т.Н. Тьюторское сопровождение развития социальной одарённости обучающихся // Ярославский педагогический вестник: Психолого-педагогические науки. - 2014. - Т. II. - № 4. -С. 19-25.

5. Залужный А. С. Учение о коллективе // Работник просвещения. - 1930. - № 6. - С. 39-40.

6. Зеленина Е.Б. Одарённый ребёнок: как его воспитывать и обучать? // Воспитательная работа в школе. - 2010. - № 8. - С. 119-125.

7. Ивенских И.В. Развитие социальной одарённости как условие будущей профессиональной успешности // Начальная школа плюс До и после. -

2010. - № 9. - С. 72-76.

8. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. - М.: Академия, 2000. - 318 с.

9. Лозинский С. О детях-вожаках // Коллективы беспризорных и их вожаки. - Харьков: Культурно-просветительное изд-во «Труд», 1926. - С. 9.

10. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д.Б. Богоявленская. - М., 2003. - 95 с.

11. Рожков М.И. Развитие социальной одаренности детей // Развитие социальной одаренности детей и молодежи: материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Ярославль 26-27 октября 2011 г. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,

2011. - С. 7-10.

12. Уманский Л.И. Личность, организаторская деятельность, коллектив. - Кострома: Изд-во Костромского гос. ун-та, 2001. - 160 с.

13. УшаковД.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под. ред. Д.В. Люсина,

24

Вестник КГУ ^ 2019

Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - С. 11-18.

14. Хрусталёва Т.М. Психология педагогической одарённости. - Пермь, 2003. - 163 с.

15. Щебланова Е.И. Что нужно знать учителю

0 диагностике одаренности // Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. - М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 55-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Arkin E.A. Ob izuchenii detskogo kollektiva. -M.: Novaya Moskva, 1927. - 37 s.

2. Bekhterev V.M. Izbrannye trudy po social'noj psihologii. - M.: Nauka, 1994. - 398 s.

3. Gushchina T.N. Kak ocenit' po dostoinstvu social'nuyu odaryonnost' rebyonka? // Pedagogicheskie

1 psihologicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya: materialy nauch.-prakt. konf. «CHteniya Ushinskogo». - CH. 2. - YAroslavl': RIO YAGPU, 2015. - S. 266-276.

4. Gushchina T.N. T'yutorskoe soprovozhdenie razvitiya social'noj odaryonnosti obuchayushchihsya // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik: Psihologo-pedagogicheskie nauki. - 2014. - T. II. - № 4. - S. 1925.

5. Zaluzhnyj A.S. Uchenie o kollektive // Rabotnik prosveshcheniya. - 1930. - № 6. - S. 39-40.

6. Zelenina E.B. Odaryonnyj rebyonok: kak ego vospityvat' i obuchat'? // Vospitatel'naya rabota v shkole. - 2010. - № 8. - S. 119-125.

7. Ivenskih I.V. Razvitie social'noj odaryonnosti kak uslovie budushchej professional'noj uspeshnosti // Nachal'naya shkola plyus Do i posle. - 2010. - № 9. -S. 72-76.

8. Lejtes N.S. Vozrastnaya odaryonnost' shkol'nikov. - M.: Akademiya, 2000. - 318 s.

9. Lozinskij S. O detyah-vozhakah // Kollektivy besprizornyh i ih vozhaki. - Har'kov: Kul'turno-prosvetitel'noe izd-vo «Trud», 1926. - S. 9.

10. Rabochaya koncepciya odarennosti / otv. red. D.B. Bogoyavlenskaya. - M., 2003. - 95 s.

11. Rozhkov M.I. Razvitie social'noj odarennosti detej // Razvitie social'noj odarennosti detej i molodezhi: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., g. YAroslavl' 26-27 oktyabrya 2011 g. - YAroslavl': Izd-vo YAGPU im. K.D. Ushinskogo, 2011. - S. 7-10.

12. Umanskij L.I. Lichnost', organizatorskaya deyatel'nost', kollektiv. - Kostroma: Izd-vo Kostromskogo gos. un-ta, 2001. - 160 s.

13. Ushakov D.V. Social'nyj intellekt kak vid intellekta // Social'nyj intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya / pod. red. D.V. Lyusina, D.V. Ushakova. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2004. - S. 11-18.

14. Hrustalyova T.M. Psihologiya pedagogicheskoj odaryonnosti. - Perm', 2003. - 163 s.

15. SHCHeblanova E.I. CHto nuzhno znat' uchitelyu o diagnostike odarennosti // Kratkoe rukovodstvo dlya uchitelej po rabote s odarennymi uchashchimisya. - M.: Molodaya gvardiya, 1997. - S. 55-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.