УДК 37.02
Т. Н. Гущина
Тьюторское сопровождение развития социальной одаренности обучающихся
В представленной статье обоснована актуальность тьюторского сопровождения развития социальной одаренности обучающихся, которое рассматривается как разновидность комплексной поддерживающей педагогической деятельности.
Социальная одаренность рассматривается авторами статьи как исключительная способность человека устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Опираясь на модель Дж. Рензулли, авторы выделяют три группы качеств, отражающих сущность социальной одаренности: социальный интеллект, социальная активность и готовность к социальному творчеству. При этом тьюторское сопровождение рассматривается как персонифицированное сопровождение в процессе разработки и реализации индивидуального маршрута развития социальной одаренности обучающегося.
В статье представлен опыт разработки данной проблемы на базе экспериментальной площадки Российской академии образования в одной из образовательных организаций Ярославской области.
Тьюторское сопровождение рассматривается в статье как технология, которая сочетает и педагогическое влияние на развитие социальной одаренности обучающегося, и рефлексивное преломление этого влияния в развитии социальной одаренности им самим.
Представлены стадии и этапы тьюторского сопровождения, этапы проектирования и реализации индивидуальной программы развития социальной одаренности обучающегося. Автор рассматривает факторы эффективности тьюторского сопровождения, а также его барьеры и риски.
Ключевые слова: социальная одаренность, тьютор, тьюторское сопровождение, развитие, технология, обучающийся, бинарность, среда, рефлексия, взаимодействие.
Т. N. Gushchina
Tutor Support of a Student's Social Talent Development
The author of the article proves the importance of the tutor support in the development of a student's social talent, that is understood as a type of the complex supportive pedagogical activity.
Social talent is characterised by the author of this article as a unique human capacity to build mature, constructive relationships with other people. Taking into consideration J. Renzully's model, the author singles out three groups of traits, which reflect the essence of the social talent, that are social intellect, social activity and preparedness to social creativity. Thus, the tutor support is considered to be a personified support in the process of the development and realization of a plan for a student's social talent development.
The article looks upon the handling of this task in one of the educational institutions of the Yaroslavl Region where an experimental base of the Russian Academy of Science is set.
Tutor support is viewed as a technology that includes both the pedagogical influence on the development of a student's social talent and the student's introspection of this influence.
In the article the stages and the milestones of the tutor support are described. The phases of planning and realisation of the individual development programme are shown. The author reflects over the factors of the tutor support effectiveness, its barriers and risks.
Keywords: social talent, a tutor, tutor support, development, technology, a learner, binary, surroundings, reflection, interaction.
Внимание к социально одаренным молодым людям - естественный отклик на социальный заказ, обусловленный особенностями современного общества, которое заинтересовано в развитии человека с новыми интеллектуальными, творческими, коммуникативными, лидерскими способностями. Сегодняшние процессы национального самосознания в современном обществе, возрастание меры ответственности каждого гражданина за страну и за свою судьбу создают благоприятные условия для развития социальной одаренности обучающихся и способствуют их включению в социально значимую деятельность.
Однако часто содержание образования не становится для них материалом развития социальной одаренности, а жизненный опыт обучающихся также недостаточен для оптимального разрешения ими трудностей социализации. В связи с этим разработка проблемы педагогического сопровождения развития социальной одаренности обусловлена, прежде всего, актуальностью проблемы для самих обучающихся.
Вместе с тем приходится признать, что недостаточная теоретическая и технологическая подготовка педагогических работников в данных вопросах не способствует целостному представ-
© Гущина Т. Н., 2014
лению специалистов о создании условий для развития социальной одаренности обучающихся.
Социальная одаренность как исключительная способность человека устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми представляет собой сложный сплав компонентов. Считаем, что опираясь на модель Дж. Рензулли, можно выделить три группы качеств, отражающих сущность социальной одаренности: социальный интеллект, социальная активность и готовность к социальному творчеству.
В свою очередь, в рамках нашего подхода к проблеме педагогическое сопровождение развития социальной одаренности обучающихся мы рассматриваем как разновидность комплексной поддерживающей педагогической деятельности (А. А. Александрова, О. С. Газман, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, С. Н. Чистякова и др.). При этом мы рассматриваем его как персонифицированное сопровождение в процессе разработки и реализации индивидуального маршрута [1] развития социальной одаренности обучающегося, то есть как тьюторское.
Безусловно, тьютор - это, прежде всего, позиция, сопровождающая процесс самообразования, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных проектов и программ. В научной школе Т. М. Ковалевой под тьюторской практикой понимаются «практики индивидуализации, которые работают с избыточной средой и с маршрутами, картами, которые все это соединяют» [5]. Задачей тьюторов является обретение ими значимости для обучающихся, вхождение в состав их референтных групп.
С 2013 года под научным руководством Т. Н. Гущиной экспериментальной площадкой федерального государственного научного учреждения «Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования» по теме «Развитие социальной одаренности обучающихся в образовательном пространстве дополнительного образования детей» на базе Ярославского городского Центра внешкольной работы разрабатывается технология сопровождения развития социальной одаренности обучающихся на основе тьюторской стратегии, отражающей специфику педагогической деятельности по развитию социальной одаренности обучающихся.
В процессе создания благоприятной среды развития социальной одаренности обучающихся педагоги-экспериментаторы выступают в качестве фасилитаторов, создающих условия для самостоятельной и осмысленной социально значи-
мой деятельности. Педагогическая деятельность по созданию условий развития социальной одаренности обучающихся осуществляется как бинарный процесс, сочетающий в себе педагогическое взаимодействие в образовательной среде и рефлексивное осмысление субъектами взаимодействия возможностей сопровождения, своего субъектного опыта и качеств, имеющих значимость в контексте изучаемой проблемы. Тьюторское сопровождение выступает как проблема диалогового взаимодействия и содействия развитию субъектов.
Организация тьюторского сопровождения обучающихся неизбежно связана с предоставлением им большей свободы и ответственности, с акцентированием факторов успешности, ощущений и переживаний личностной значимости в деятельности. Кроме того, для тьюторского педагогического сопровождения характерно эмпатическое понимание, принятие и доверие; акцент на субъектном опыте; поддержка внутренней автономии обучающегося, его базового доверия к миру.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь обучающемуся проанализировать происходящее в социуме и отрефлексировать происходящие в его психике процессы, научить осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.
Другая ключевая идея технологии состоит во взаимовлиянии рефлексивного и средового факторов. Имея деятельностную основу, рефлексия осуществляется на всех этапах технологии, позволяет сделать самостоятельный выбор и принять ответственное решение относительно проявлений собственной социальной одаренности. Кроме того, рефлексия выступает так же, как средство становления субъектных позиций и обучающегося, и тьютора.
Технология тьюторского сопровождения рассматривает пути использования образовательной среды в развитии социальной одаренности обучающихся: востребование - актуализация тех компонентов и качеств среды, которые не задей-ствовались, не ценились и, может быть, не замечались ранее; восприятие - знакомство с тем, что еще не доводилось видеть, слышать, ощущать; воображение - путь формирования образа среды, создание вымышленной реальности с целью пробудить интерес, создать определенные установки; восполнение - привнесение в среду содержания, недостающего для выполнения ее определенных функций; воссоздание - восстановление прерванных связей с прошлым и с настоящим; воспрепятствование - нейтрализа-
ция отрицательных явлений, угрожающих стабильности среды; воспроизводство - повторение, заимствование культурных образцов, потребность в которых диктуется задачами восприятия.
Следующая ключевая идея технологии состоит в равноправной диалогичности взаимодействия педагога с обучающимися и их друг с другом.
Концептуальная основа технологии может быть в целом описана через общие требования к тьюторскому сопровождению развития социальной одаренности обучающихся: опора на осознаваемые ценности и цели его участников; обеспечение возможности тьюторского сопровождения; содействие формированию новых потребностей обучающегося; включение участников сопровождения в современные формы мышления, коммуникации и деятельности.
Главной целью разработанной нами технологии является введение обучающегося в режим развития социальной одаренности им же самим; поддержание и стимулирование этого режима, формирование веры в себя и снабжение молодого человека инструментарием развития собственной социальной одаренности.
Педагог помогает «перевести» внимание обучающегося на понимание причин своих затруднений, определить способ и порядок их преодоления. Так возникает его деятельность по постановке и решению задач, что требует развития способностей рефлексировать, осознавать, анализировать, прогнозировать, выбирать, планировать собственные и совместные действия.
Тьюторская позиция педагога по отношению к обучающемуся проявляется в охранительном отношении к его социальной одаренности и в персонифицированном педагогическом сопровождении развития молодого человека как социально активной личности.
В структуре технологии выделяем: пять стадий взаимодействия субъектов в процессе тью-торского сопровождения - пропедевтическая, актуальная, практической деятельности, последействия, коррекционная.
Пропедевтическая стадия предполагает подготовку обучающихся к преодолению возможных трудностей в решении возникающих проблем развития их социальной одаренности; оценку вместе с педагогом своей проблемы, ее сущностных характеристик; осознание целей, возможностей и ограничений данного сопровождения.
Актуальная стадия (собственно сопровождения) предполагает конкретную деятельность педагога в период возникновения ситуации, требующей сопровождения со стороны профессионалов; совместное обсуждение возможностей для эффективной деятельности и разрешения проблемы; рассмотрение вариантов деятельности и соотнесение своих субъектных возможностей с возможностями среды; определение способов решения. Стадия практической деятельности предполагает готовность обучающихся проявлять социальную одаренность; обусловливает саму деятельность, направленную на развитие ими своей социальной одаренности.
Стадия последействия предполагает осмысление субъектами сопровождения происходящего и проектирование действий в будущем.
Коррекционная стадия предполагает уточнение, изменение программ в формате сопровождения, подбор методов и форм коррекционной деятельности. Заметим, что последовательность стадий может варьироваться.
Технологический процесс тьюторского сопровождения в формате развития социальной одаренности обучающихся цикличен, и его можно представить в виде этапов (таблица 1).
Таблица 1. Этапы тьюторского сопровождения
Этап Содержание этапа
Этап осознания целей развития социальной одаренности и необходимости тьюторско-го сопровождения данного процесса Педагоги создают организационно-педагогические и психолого-педагогические условия для осознания обучающимися целей развития их социальной одаренности, для осмысления ценностей тьюторского сопровождения, возможностей и ограничений развития социальной одаренности; создают комфортную обстановку для взаимодействия; организуют знакомство (продолжение знакомства) обучающихся с теоретическими аспектами в данном формате Обучающиеся активно включены в процессы осознания ценностей, целей, возможностей и ограничений развития собственной социальной одаренности и процессов сопровождения; включены в процессы самооценки
Диагностический Педагоги выявляют проблемы, изучают запросы, желания и интересы обучающихся, свои возможности и особенности сопровождения, возможности среды. Обучающиеся активно включены в диагностику, осознают значимость выявленных проблем и стремятся их разрешить
Конвенциональный Субъекты педагогического взаимодействия договариваются об условиях сопровождения, его границах и формах
Проблематизации Происходит обнаружение субъектами сопровождения и актуализация ими проблемы в области социализации обучающегося; выявление причин возникновения проблемы; формулировка проблемы. Педагоги проводят необходимые диагностические исследования
Мотивационный Педагоги актуализируют предстоящую деятельность по решению проблем и развитию социальной одаренности, вместе с обучающимися уточняют цели и предполагаемый конечный результат деятельности; определяют участие каждого субъекта тьюторского сопровождения в достижении желаемого результата с учетом индивидуальных интересов и притязаний
Поисково-вариативный Педагогии обучающиеся осуществляют совместный поиск социально одобряемых вариантов решения проблем и договариваются о степени участия в этом процессе. Педагог отбирает педагогические средства и способы решения поставленных задач
Проективный Обучающиеся совместно с педагогами осуществляют проектирование индивидуальных программ развития социальной одаренности. Обучающиеся включаются в социальное проектирование
Практической деятельности Обучающиеся реализуют индивидуальную программу развития социальной одаренности. Педагоги совершают реальные или/и виртуальные действия по тьюторскому сопровождению обучающихся; организуют педагогические условия для их социального развития. Разрабатывается необходимое методическое обеспечение; совершенствуется материальная база
Аналитико-рефлексивный Педагог организует процессы анализа и рефлексии. Педагоги и обучающиеся осуществляют совместный анализ и оценку достигнутого в процессе развития социальной одаренности; прогнозируют новые действия по ее развитию
Коррекционный Педагоги подбирают и применяют методы и формы коррекционной деятельности. Педагоги и обучающиеся совместно уточняют, корректируют, изменяют, пересматривают программы развития социальной одаренности
Педагогу-тьютору следует опираться на систему побудительных сил личности молодого человека, его притязаний, намерений, жизненных планов; на субъектную позицию обучающегося; на учет возможностей удовлетворения основных потребностей возраста. При этом важно не торопиться все сделать за обучающегося, а позволить
ему включиться в деятельность или самому организовать полезное дело, разрешить проблему; выстроить и реализовать индивидуальную программу развития своей социальной одаренности.
Основные этапы разработанной технологии соотносятся с этапами проектирования и реализации обучающимся такой программы (схема 1).
Схема 1. Этапы проектирования и реализации индивидуальной программы развития социальной одаренности обучающегося
Реализация индивидуальной программы предусматривает выполнение задуманного с постоянным анализом предварительных результатов и своевременным внесением корректив в ранее выбранный маршрут. Очевидно, что обучающийся не всегда способен самостоятельно выполнить перечисленные действия. Задача педагога в таком случае - обеспечить сопровождение развития его социальной одаренности.
В разработке технологии мы опирались на условия, сформулированные А. А. Ухтомским: осознание личностью целей и возможностей своего развития и саморазвития; участие личности в самостоятельной и творческой деятельности; адекватный уклад, стиль и методы внешних воздействий: условий обучения, воспитания и жизнедеятельности [4].
К педагогическим механизмам технологии можно отнести рефлексию как ключевой механизм взаимодействия субъектов сопровождения; коммуникацию и взаимопонимание как межличностные механизмы, которые функционируют в процессе взаимодействия человека со значимыми для него другими; понимание как универсальный способ освоения мира, в котором наряду с теоретическим знанием существенную роль играют непосредственное переживание, формы практики и формы эстетического постижения: «опора на понимание помогает преодолевать психологические барьеры перед новизной ситуации, объемом работы, стереотипами традиционных представлений и в результате демонстрировать оригинальность суждений и решений, самостоятельность мысли, способность принимать нестандартные решения» [3. С. 136]. В процессе понимающей деятельности у педагога формируется аппарат дифференцированного восприятия каждого обучающегося; взаимопонимание между субъектами сопровождения: сходство суждений взаимодействующих сторон друг о друге и соответствие этих суждений их объективным особенностям; понимание индивидуальных особенностей друг друга, мотивов поведения в различных ситуациях; принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей.
Особенности данной технологии определены диалектикой процессов развития социальной одаренности самим обучающимся и тьюторского сопровождения развития его социальной одаренности; направленностью на социализацию и самоопределение; выбором занятий по интересам с помощью специфического содержания, методов и
форм дополнительного образования; воспитательной работой, которая удовлетворяет потребности обучающихся в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самоуправлении, самореализации; самоактуализации.
Ведущий вектор развития социальной одаренности обучающегося в рассматриваемой технологии направлен на обогащение его социального опыта, формирование субъектной позиции, выбор молодым человеком траектории развития социальной одаренности. Стимулирование рефлексивной деятельности обучающихся в технологии реализуется во многом с помощью «Порт-фолио развития социальной активности».
Технология также предусматривает акцент на основных ограничениях, барьерах и рисках ее реализации. Так, в реальной практике педагоги часто сами являются ограничителями реализации данной технологии, лишая обучающихся возможности активно действовать, набирать опыт и тренировать самостоятельность. Это происходит потому, что педагог, пытаясь быстрее избавиться от проблемы обучающегося, предпочитает решить проблему за него.
Кроме того, объективно в должностные обязанности педагога не входит подобное сопровождение; соответствующее профессиональное обучение педагога как тьютора не производится; времени для тьюторского сопровождения в образовательных организациях нормативно не отводится.
Одно из условий эффективности технологии тьюторского сопровождения развития социальной одаренности обучающихся определено тью-торской позицией педагога. Вместе с тем существует много причин, препятствующих становлению такой позиции. Основные из них можно проиллюстрировать ответами трехсот педагогов на вопросы предложенной нами анкеты.
Так, 49 % анкетируемых видят основную причину в отсутствии информации о подобном опыте работы; 30 % - в недостатке времени и сил для создания системы тьюторского сопровождения; 16 % - в материальной незаинтересованности; 12 % - в отсутствии поддержки со стороны администрации; 11 % - в слабой связи науки и практики. Кроме того, как показало проведенное нами исследование, соответственно 54 % респондентов отмечают то, что у них недостаточно знаний и умений в области активных методов и современных техник тьюторского сопровождения.
Вместе с тем в практике эффективного применения данной технологии тьютор рассматривает
Представления учащихся, родителей и методистов об особенностях личности эффективного учителя
сопровождение развития социальной одаренности обучающихся как целевую функцию своей профессиональной деятельности; осуществляет совместный поиск оптимальных форм и средств сопровождения на основе информации об индивидуальных качествах обучающихся; ведет поиск способов коррекции их поведения только на основе взаимодействия с обучающимися; предоставляет им возможность вариативного выбора видов и форм развития социальной одаренности и степени включенности в образовательную среду; не нарушает договоренностей; использует диалоговые методы, формы и средства, обеспечивающие «рефлексивный выход» педагогов и обучающихся; стремится к равноправной позиции субъектов взаимодействия; постоянно исследует эффективность сопровождения.
Успешность тьюторского сопровождения развития социальной одаренности обучающихся зависит не только от наличия у педагога определенных личностных и профессиональных качеств - любви и доверия к обучающемуся, способности к эмпатийному взаимодействию с ним, оптимистической стратегии педагогической деятельности, дипломатичности и тактичности, стремления к самосовершенствованию - но и от качества педагогического обеспечения данной технологии, степени владения педагогом комплексом педагогических средств развития социальной одаренности. Кроме того, важны наличие у педагогов установки на необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определенный уровень психолого-педагогической подготовки и необходимых для оказания такой помощи свойств; наличие у обучающегося готовности принять помощь от педагога [2. С. 156-157]; согласие молодого человека на помощь и поддержку; приоритет самого обучающегося в решении собственных проблем; совместность, сотрудничество, содействие; соблюдение принципа конфиденциальности; доброжелательность; защита прав и интересов обучающегося на всем пространстве его жизни [3. С. 141].
При таком подходе мы рассматриваем тью-торское сопровождение развития социальной одаренности обучающихся в образовательных организациях как системное педагогическое взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на проявление внутренних побуждений молодого человека к продуктивной деятельности, осознанию собственных возможностей, оптимальному разрешению проблем, и -как рефлексивное преломление самим обучаю-
щимся педагогического взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого в развитии социальной одаренности. При этом технология тьюторского сопровождения выступает как внешний педагогический ресурс, который предлагает обучающемуся то, что развивает его социальную одаренность.
Библиографический список
1. Гущина, Т. Н. Воспитываем творческую личность и индивидуальность [Текст] / Т. Н. Гущина. - M.: АРКТИ, 2012. - 16O с.
2. Mудрик, А. В. Введение в социальную педагогику [Текст] / А. В. Mудрик.- M.: Mосковский психолого-социальный институт, 2OO9. - 568 с.
3. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения [Текст] / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. - M., 2O1O. - 3O6 с.
4. Ухтомский, А. А. Доминанта [Текст] / А. А. Ухтомский. - СПб.: Питер, 2OO2. - 448 с.
5. Ковалева, Т. M. Вступительное слово на семинаре «Компетентности тьютора» [Электронный ресурс] / Т. M. Ковалева. - Режим доступа: [thetutor.ru>magistratura/ practice_011 .html]. - (Дата обращения: 27.03.2010).
Bibliograficheskij spisok
1. Gushhina, T. N. Vospityvaem tvorcheskuju lichnost' i individualist' [Tekst] / T. N. Gushhina. - M. : ARKTI, 2012. -160 s.
2. Mudrik, A. V. Vvedenie v social'nuju pedagogiku [Tekst] / A. V. Mudrik.-M. : Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2009. - 568 s.
3. Upravlenie vospitatel'noj sistemoj shkoly: problemy i reshenija [Tekst] / pod red. N. L. Selivanovoj, E. I. Sokolovoj. -M., 2010. - 306 s.
4. Uhtomskij, A. A. Dominanta [Tekst] / A. A. Uhtomskij. - SPb.: Piter, 2002. - 448 s.
5. Kovaleva, T. M. Vstupitel'noe slovo na seminare «Kom-petentnosti t'jutora» [Jelektronnyj resurs] / T. M. Kovaleva. -Rezhim dostupa: [thetutor.ru>magistratura/ practice_O11.html]. -(Data obrashhenija: 27.03.2010).