Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сопровождение / социально-педагогическое сопровождение / дополнительное образование / обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья / интеллектуальные нарушения / support / social and pedagogical support / additional education / students with disabilities / intellectual disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.В. Иващенко, О.В. Кульчейко

В статье рассмотрены особенности социально-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях системы дополнительного образования. Раскрыта специфика социально-педагогической деятельности с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, охарактеризованы элементы структуры сопровождения их развития, выделены компоненты готовности социального педагога к работе с данной категорией в системе дополнительного образования. Определены условия, обеспечивающие результативность социально-педагогического сопровождения обучающихся со стойким недоразвитием, на примере учреждения системы дополнительного образования; описаны результаты основных этапов экспериментального исследования. Сделаны выводы о значимости взаимодействия специалистов учреждения, обучающихся-инвалидов и их родителей в процессе социально-педагогического сопровождения для развития социальных навыков, повышения коммуникативной и социальной активности, успешной интеграции в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.В. Иващенко, О.В. Кульчейко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS WITH DISABILITIES IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

The article deals with features of social and pedagogical support of students with disabilities in institutions of additional education. The work reveals the specifics of sociopedagogical work with students with intellectual disabilities, describes the elements of the structure support their development, selected components of readiness of social teachers to work with this category in the system of additional education. The conditions that ensure the effectiveness of social and pedagogical support for students with persistent underdevelopment are determined on the example of an institution of additional education; the results of the main stages of the experimental study are described. The paper shows the significance of the interaction of specialists, students with disabilities and their parents in the process of socio-pedagogical support to develop social skills, defines that the improved communication and social engagement helps successful integration into society.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 376

Ivashchenko M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University

(Omsk, Russia), E-mail: maria417@mail.ru

Kulcheiko O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University

(Omsk, Russia), E -mail: omgpusocped@mail.ru

ON THE ISSUE OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS WITH DISABILITIES IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION. The

article deals with features of social and pedagogical support of students with disabilities in institutions of additional education. The work reveals the specifics of so-cio-pedagogical work with students with intellectual disabilities, describes the elements of the structure support their development, selected components of readiness of social teachers to work with this category in the system of additional education. The conditions that ensure the effectiveness of social and pedagogical support for students with persistent underdevelopment are determined on the example of an institution of additional education; the results of the main stages of the experimental study are described. The paper shows the significance of the interaction of specialists, students with disabilities and their parents in the process of socio-pedagogical support to develop social skills, defines that the improved communication and social engagement helps successful integration into society.

Key words: support, social and pedagogical support, additional education, students with disabilities, intellectual disabilities.

М.В. Иеащенко, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, E-mail: maria417@mail.ru

О.В. Кульчейко, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, E-mail: omgpusocped@mail.ru

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены особенности социально-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях системы дополнительного образования. Раскрыта специфика социально-педагогической деятельности с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, охарактеризованы элементы структуры сопровождения их развития, выделены компоненты готовности социального педагога к работе с данной категорией в системе дополнительного образования. Определены условия, обеспечивающие результативность социально-педагогического сопровождения обучающихся со стойким недоразвитием, на примере учреждения системы дополнительного образования; описаны результаты основных этапов экспериментального исследования. Сделаны выводы о значимости взаимодействия специалистов учреждения, обучающихся-инвалидов и их родителей в процессе социально-педагогического сопровождения для развития социальных навыков, повышения коммуникативной и социальной активности, успешной интеграции в общество.

Ключевые слова: сопровождение, социально-педагогическое сопровождение, дополнительное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, интеллектуальные нарушения.

В настоящее время изменения в различных сферах жизни общества привели к актуализации проблемы подготовки подрастающего поколения к самостоятельному этапу жизни. Отдельного внимания в разрешении этого вопроса требуют дети с нарушениями в психофизическом развитии. Современная гуманизация социума с заострением внимания на толерантности предусматривает необходимость создания для лиц, имеющих отклонения по показателям состояния здоровья, равных прав, в первую очередь на получение образования, на развитие умений, навыков и индивидуальных особенностей для успешной интеграции личности в общество.

Отдельной категорией, которой необходима особая поддержка общества, являются лица с интеллектуальными нарушениями, у которых снижена социальная активность, ограничены социальные контакты, поэтому данная проблема нуждается в активной проработке.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» № 442-ФЗ от 28.12.2013 г говорится о пожизненном социальном сопровождении инвалидов, которое создает условия для предупреждения различных проблем, мобилизует человека на активизацию скрытых резервов в освоении разных видов деятельности, способности самостоятельно справляться с жизненными проблемами. Следовательно, данная категория лиц нуждается в сопровождении не только в детском, но и взрослом возрасте [1].

Главной задачей воспитания и обучения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в специальных (коррекционных) учреждениях или учреждениях дополнительного образования является процесс социализации, включающий в себя приобретение практических знаний, умений, навыков, основ воспитания установленного уровня, и позволяющий им адаптироваться к предстоящей самостоятельной жизни, к нормам, принятым в обществе. Это достигается путем правильно выстроенного социально-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью.

В Толковом словаре С.И. Ожегова сопровождение понимается как нахождение рядом с кем-либо, следуя за кем-либо или находясь с кем-либо рядом. Такая трактовка понятия предполагает в процессе сопровождения взаимодействие различных субъектов, находящихся в разных отношениях [2].

О.И. Сдобникова определяет сопровождение как особую форму реализации длительной социальной помощи - патронажа, который предполагает содействие в актуализации скрытых ресурсов личности и формирование на этой основе условий для возобновления связей с окружающим миром [3].

М.Р Битянова анализирует социально-педагогическое сопровождение учащихся применительно к деятельности школьного психолога и социального педагога. Под сопровождением она понимает деятельность социального педагога, которая подчинена определенной системе, и по ее результатам в среде обучающихся (школьников или дошкольников) создаются условия для развития [4].

Социально-педагогическое сопровождение можно рассматривать как педагогическая и социальная помощь лицам, которым она в силу определенных обстоятельств необходима, а подтверждением этому должны являться данные мониторинга [5].

Л.В. Мардахаев в своих научных работах характеризует особенности социально-педагогического сопровождения, субъектом которого выступает социальный педагог, а объектом является сопровождаемый (воспитанник, его родители):

• субъект выполняет действия по прогнозированию результатов процесса социально-педагогического сопровождения;

• субъект выявляет особенности возникающих проблем у объекта сопровождения в жизненных ситуациях;

• социальный педагог определяет перспективы поведения объекта в ситуации развития, которые дают возможность выделить допустимые проблемы и склонности объекта для их решения;

• субъект определяет доступность действий для сопровождения, которые направлены на формирование позитивных условий и рациональной поддержки объекта сопровождения, а также на его стимулирование для преодоления возникающих трудностей жизни в социуме;

• социальный педагог стимулирует объект сопровождения к проявлению самостоятельности в процессе преодоления обучающимся существующих проблем в различных жизненных ситуациях;

• субъект анализирует полученные результаты и выстраивает направления сопровождения [6].

Одним из основных компонентов социально-педагогического сопровождения учащихся с особенными потребностями в обучении является их приспособленность к различным жизненным ситуациям. И это требует постоянной корректировки.

А.Л. Уманский в качестве элементов структуры сопровождения развития обучающихся выделяет индивидуальное сопровождение развития; сопровождение через работу в группах; ресурсную и содержательную помощь педагогам в формате контактной работы с ребенком, профессиональные отношения с коллегами [7, с. 16].

Целью социально-педагогического сопровождения выступает продуктивный, направленный на положительный результат процесс социализации ребенка через правильную психолого-педагогическую установку [8].

Бесспорным можно назвать факт того, что учащийся, имеющий ограничения в здоровье и развитии (в том числе и с интеллектуальными нарушениями), попадая в окружение здоровых сверстников, развивается вместе с ними и достигает более высокого уровня.

На сегодняшний день важную роль в работе с детьми, имеющими ограничения в развитии, отводят учреждениям системы дополнительного образования [9].

Дополнительное образование в своем проявлении более варьировано, и его можно выстраивать с учетом особенностей и потребностей участников образовательного процесса, предоставлять обучающемуся широкий спектр возможностей быть услышанным и замеченным, проявить себя и свои способности, стать более свободным в самовыражении.

Социально-педагогическое сопровождение детей в дополнительном образовании - это деятельность, объединяющая детей и взрослых в условиях благоприятного психолого-педагогического микроклимата и направленная на творческий процесс [10, с. 20].

С целью выявления особенностей социально-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в учреждении системы дополнительного образования магистрантами 2 курса направления «Психолого-педагогическое образование» ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» было организовано экспериментальное исследование на базе клуба для детей-инвалидов «Надежда» структуры БОУ ДО г Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский».

Основным направлением работы клуба является социокультурная реабилитация детей и взрослого населения, которая обеспечивается в ходе психолого-педагогической поддержки со стороны специалистов.

Респондентами выступили участники клуба «Надежда» для людей с ОВЗ в совершеннолетнем возрасте. Выборку исследования составили 40 человек: 17 обучающихся с умственной отсталостью (14 - мужского пола, 3 - женского пола), родители обучающихся (по одному родителю от каждого воспитанника) и педагоги клуба для инвалидов.

В ходе наблюдения было установлено, что среди участников клуба «Надежда» помимо обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (умственно отсталых), можно выделить умственно отсталых с нарушением двигательных функций организма.

К особенностям членов клуба можно отнести стойкое отклонение в интеллектуальной деятельности, которое препятствует освоению знаний в ходе обучения.

В работе с родителями был применен метод беседы с целью выявления субъективной оценки по вопросу особенностей процесса социализации их детей. Результаты беседы свидетельствуют, что большинство обучающихся данной категории более общительны со сверстниками, нежели с взрослыми, а также большинство (62,4%) предпочитают взаимодействовать с детьми младше себя. Также было выявлено, что дети-инвалиды чаще (58,3%) берут на себя второстепенные роли в процессе совместной деятельности, и большая часть из них умеет дружить, но иногда попадает в конфликтные ситуации. Было выявлено, что 58,3% не всегда могут посочувствовать другому человеку, когда тот чем-то огорчен, но половина испытуемых, на взгляд родителей, умеет делиться с окружающими.

Больше половины испытуемых (62,4%) время от времени склонны к агрессивному поведению, 66,6% склонны иногда жаловаться родителям, и к очень обидчивым детям родители отнесли 41,6% испытуемых. Родители также отметили, что более половины испытуемых, а именно 58,7%, не всегда говорят правду большинство (83,3%) не всегда умеют вести себя вежливо. Подавляющее большинство опрашиваемых (87,5%) не всегда слушают родителей, также половина детей, по мнению их родителей, несамостоятельны и предпочитают, чтобы за них всё делали другие. Также был выявлен тот факт, что 45,8% имеют сложности в доведении дела до конца, и больше половины (58,3%) в отдельных ситуациях проявляют уверенность в себе.

Таким образом, у обучающихся с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, по мнению родителей, во-первых, есть базовый уровень развитости изучаемых показателей; во-вторых, исследуемая категория нуждается в социально-педагогическом сопровождении развития социальных навыков для дальнейшей интеграции в общество.

Также большой интерес представляет оценка педагогов дополнительного образования по изучаемому вопросу, поэтому был проведен экспертный опрос в форме беседы. В опросе приняли участие 4 педагога дополнительного образования, занимающихся длительное время с испытуемыми. Педагогам предлагалось оценить уровень сформированности показателей коммуникативной компетентности воспитанников клуба «Надежда» по шкале от 0 до 3: низкий, средний, высокий уровни, если показатель нулевой, то коммуникативные способности отсутствуют полностью.

Предложенный опрос был составлен по показателям коммуникативной компетентности, которые выделяет Л.М. Шипицына, а именно: умение заботиться о себе, способность ориентироваться в окружающем мире и адекватно воспринимать его.

Результаты экспертного опроса представлены на рис. 1.

По итогам экспертного опроса можно сделать вывод, что педагоги оценивают ниже среднего такие показатели коммуникативной компетентности, как умение заботиться о себе, способность ориентироваться в окружающем мире, адекватно воспринимать его, а возможности включаться в отношения с социумом, проявлять уважительное отношение в общении очень часто отсутствуют. Дети не умеют подражать, копировать, повторять действия, направленные на формирование социальной коммуникативности.

Таким образом, по мнению педагогов, 75% воспитанников клуба имеют недостаточный уровень коммуникативных способностей, и только у 25% - средний уровень. Высокий уровень не был выявлен у данной выборки обследованных.

В целом результаты проведенной диагностики особенностей социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями показали необходимость организации социально-педагогического сопровождения в учреждении системы дополнительного образования.

На следующем этапе исследования была разработана и реализована программа социально-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ «Вместе - Мы сила» с января 2016 по апрель 2018 года.

Программа социально-педагогического сопровождения «Вместе - Мы сила» состоит из 3 модулей, целью которых было развитие различных сфер. В их числе поведенческая, эмоциональная и познавательная для последующей успешной возможности интеграции с общественными процессами социума.

1. Развитие эмоциональной симпатии ('игры и упражнения, направленные на проживание совместных, различных эмоциональных состояний).

2. Взаимодействие в совместной деятельности (совместно с педагогами и воспитателями клуба с привлечением других органов социального взаимодействия (музеи, центры, театры и др.).

3. Понимание другого члена группы (групповые тренинговые занятия на сплочение и развитие эмпатийных чувств).

В течение периода проведения исследования упражнения в рамках тренин-говых занятий проводились три раза с периодичностью раз в полгода, что обусловлено необходимостью наблюдения динамики развития социальных навыков обучающихся и подтверждения результативности программы.

Анализ эффективности реализации в учреждении системы дополнительного образования программы социально-педагогического сопровождения, направленной на развитие эмоциональной, поведенческой и эмпатийной сфер обучающихся с интеллектуальными нарушениями, выявил положительную динамику в процессе их социализации, которая проявилась в сложившемся благоприятном психологическом климате в клубе для инвалидов «Надежда», в групповой сплоченности, в повышении уровня развития коммуникативных навыков и социальной активности, что подтвердил контрольный этап исследования.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих ограничения в развитии, может иметь стабильные положительные результаты и в системе дополнительного образования.

Показатели

коммуникативной

компетентности:

1- умение заботиться о себе;

2- способность ориентироваться в окружающем мире;

3- способность включаться в коммуникацию;

4- умение внимательно реагировать

5- понимание речи окружающих

6- умение подражать.

Рис. 1. Результаты экспертного опроса сформированности показателей коммуникативной компетентности

воспитанников клуба «Надежда»

Библиографический список

1. Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации. Федеральный закон от 28.12.2013 г N442^3. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_156558/

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 100 000 слов, терминов и выражений. Под редакцией Л. Скворцова. Москва: Оникс-ЛИТ, Мир и Образование, 2012.

3. Сдобникова О.И. Управление содействием в оказании социально-психологической помощи детям (в муниципальной системе образования). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тюмень, 2002.

4. Битянова М.Р Работа психолога в начальной школе. Москва: Издательство «Совершенство», 1998.

5. Байбородова Л.В. Взаимодействие семьи и школы. Ярославль, 2003: 8 - 12.

6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник. Москва: Юрайт, 2011.

7. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2004.

8. Рожков М.И, Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. Москва: б/и, 2002.

9. Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: учебно-методическое пособие. Курск: Курский государственный университет, 2007.

10. Насибуллина А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учреждения дополнительного образования детей: учебное пособие. Омск: Издательство ОГПУ, 2008.

References

1. Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya grazhdan Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 28.12.2013 g. N442-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_156558/

2. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar'russkogo yazyka. 100 000 slov, terminov i vyrazhenij. Pod redakciej L. Skvorcova. Moskva: Oniks-LIT, Mir i Obrazovanie, 2012.

3. Sdobnikova O.I. Upravlenie sodejstviem v okazanii social'no-psihologicheskoj pomoschi detyam (v municipal'noj sisteme obrazovaniya). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2002.

4. Bityanova M.R. Rabota psihologa v nachal'noj shkole. Moskva: Izdatel'stvo «Sovershenstvo», 1998.

5. Bajborodova L.V. Vzaimodejstvie sem'ii shkoly. Yaroslavl', 2003: 8 - 12.

6. Mardahaev L.V. Social'naya pedagogika. Polnyj kurs: uchebnik. Moskva: Yurajt, 2011.

7. Umanskij A.L. Pedagogicheskoesoprovozhdeniedetskogoliderstva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.

8. Rozhkov M.I, Bajborodova L.V. Teoriya imetodika vospitaniya. Moskva: b/i, 2002.

9. Kalmykova E.A. Psihologiya lic s umstvennoj otstalost'yu: uchebno-metodicheskoe posobie. Kursk: Kurskij gosudarstvennyj universitet, 2007.

10. Nasibullina A.D. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie deyatel'nosti uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: uchebnoe posobie. Omsk: Izdatel'stvo OGPU, 2008.

Статья поступила в редакцию 26.11.20

УДК 371.13

Kolbasin V.N., Omsk State Pedagogical University (Russia, Omsk), E-mail: kolbasvik@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF CAREER ORIENTATIONS IN THE INTEGRATIVE SYSTEM OF INTERNAL CORPORATE TRAINING OF SOCIAL WORKERS. The article shows the effectiveness of using an integrative system of internal corporate training of social service institution specialists. The development of this system is based on career orientations of employees, the formation of which is carried out with the help of pedagogical conditions that ensure the functioning of the system, leading to an increase in the integral efficiency of activities. The author defines a set of pedagogical conditions that form career orientations within the framework of an integrative system of internal corporate training. It is proved that the complex should take into account the style of communication between the teacher and the student, promote initiative on the part of those who are trained, ensure the formation of career development skills and ensure readiness for competition. The article uses statistical and comparative methods of analysis, questionnaires.

Key words: integrative system of internal corporate training, career orientations, professional activity, pedagogical conditions.

В.Н. Колбасин, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: kolbasvik@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ИНТЕГРАТИВНОЙ СИСТЕМЕ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В статье показана эффективность использования интегративной системы внутрикорпоративного обучения специалистов учреждения социального обслуживания. Развитие данной системы происходит с опорой на карьерные ориентации сотрудников, формирование которых осуществляется с помощью педагогических условий, обеспечивающих функционирование системы, приводящей к повышению интегральной эффективности деятельности. Определен комплекс педагогических условий, формирующих карьерные ориентации в рамках интегративной системы внутрикорпоративного обучения. Обосновано, что комплекс должен учитывать стиль общения педагога и обучающегося, способствовать проявлению инициативы со стороны тех, кого обучают, обеспечивать формирование навыков развития карьеры и готовность к конкурентной борьбе. В статье использованы статистические, сравнительные методы анализа; анкетирование.

Ключевые слова: интегративная система внутрикорпоративного обучения, карьерные ориентации, профессиональная деятельность, педагогические условия.

На фоне наступивших кризисных явлений система органов социального обслуживания отмечает тенденцию повышения роли обучения своих специалистов внутри организации за счет собственных сил и средств.

Такая практика повышения квалификации персонала, его обучения, обусловливается рядом причин:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- именно интегративная система внутрикорпоративного обучения способна обеспечить профессиональный рост сотрудника организации за счет передачи знаний и навыков, накопленных и актуальных для выполнения профессиональных задач непосредственно этой организации. Между тем усилия специалиста к попытке самостоятельного повышения квалификации не всегда приводят к успеху.

- в интегративной системе внутрикорпоративного обучения обеспечивается высокий уровень контроля качества усвоения знаний, приобретаемых специалистом, включенным в систему обучения;

- за счет организации процесса обучения специалиста на его рабочем месте временные издержки на обучение - минимальны. В этой связи экономия ресурса «времени» характеризуется высокой степенью эффективности;

- полученные знания обладают высокой практической ценностью, поскольку интегративная система внутрикорпоративного обучения узко связана с условиями и особенностями организации [1];

- при соблюдении обстоятельства, связанного с разделением обучаемыми совокупности моделей поведения, приобретенных организацией в результате внутренней интеграции и адаптации к внешней среде (ценности, традиции, философия, символика, табу, ритуалы, система коммуникаций и т.д.), усвоение знаний, умений и навыков происходит более эффективно, без учета связей, предложенных тематикой. Это обусловлено более скорой адаптацией сотрудников, вновь принятых в организацию. Более того, разделение и усвоение корпоративной культуры учреждения сотрудниками мотивирует и настраивает их на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.