Научная статья на тему 'Организация обучения и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями и инвалидов в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия)'

Организация обучения и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями и инвалидов в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / CHILDREN WITH DISABILITIES / CONTINUING EDUCATION / SPECIAL EDUCATIONAL CONDITIONS / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна, Кобазова Юлия Владимировна

В статье рассматривается актуальность преемственности и непрерывности образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями обучающимся по образовательным программа высшего образования. Рассматриваются статистические данные обучения детей с ОВЗ в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия). Анализ данных выявил актуальность формирования в высших образовательных организациях основы для реализации непрерывности образовательной траектории обучающихся с особыми образовательными потребностями и инвалидов. Непрерывность образования рассматривается, как результат обучения на каждом этапе образования, обеспечивающий начало следующего этапа. Рассматривается опыт развития системы непрерывного психолого-педагогического сопровождения и обучения обучающихся ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов и создания специальных образовательных условий в Техническом институте (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри. В ТИ (ф) СВФУ создаются специальные условия для развития специальной образовательной среды с учетом индивидуальных образовательных потребностей студентов, создана архитектурная доступность, реализуется система психолого-педагогического сопровождения студентов ОВЗ, система непрерывной профориентационной работы, развитие компетенций преподавателей для реализации АОП и обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна, Кобазова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of training and psychological and pedagogical support of persons with special educational needs and disabled people in the Nerunygra district of the Republic of Sakha (Yakutia)

The article discusses the relevance of the continuity and continuity of education and psychological and pedagogical support of persons with special educational needs to students in the educational program of higher education. Statistical data on the education of children with disabilities in the Neryungri district of the Republic of Sakha (Yakutia) are considered. An analysis of the data revealed the relevance of forming in higher educational institutions the basis for implementing the continuity of the educational trajectory of students with special educational needs and persons with disabilities. Continuity of education is considered as the result of training at each stage of education, providing the beginning of the next stage. The experience of developing a system of continuous psychological and pedagogical support and training of students with disabilities and children with disabilities and the creation of special educational conditions at the Technical Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova "in Neryungri. In TI (f) SVFU, special conditions are created for the development of a special educational environment taking into account the individual educational needs of students, architectural accessibility is created, a system of psychological and pedagogical support for students of special education programs is implemented, a system of continuous career guidance, the development of teachers' competencies for the implementation of AOP and training of students with disabilities health opportunities.

Текст научной работы на тему «Организация обучения и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями и инвалидов в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия)»

Организация обучения и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями и инвалидов в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия)

Мамедова Лариса Викторовна,

канд. педагогических наук, зав. кафедры ПиМНО ТИ (ф) СВФУ (г. Нерюнгри), larisamamedova@yandex.ru

Кобазова Юлия Владимировна,

канд. психологических наук, доцент кафедры ПиМНО ТИ (ф) СВФУ заместитель директора Муниципального учреждения «Центр психолого-педагогической помощи детям» Нерюнгрин-ского района

В статье рассматривается актуальность преемственности и непрерывности образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями обучающимся по образовательным программа высшего образования. Рассматриваются статистические данные обучения детей с ОВЗ в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия). Анализ данных выявил актуальность формирования в высших образовательных организациях основы для реализации непрерывности образовательной траектории обучающихся с особыми образовательными потребностями и инвалидов. Непрерывность образования рассматривается, как результат обучения на каждом этапе образования, обеспечивающий начало следующего этапа. Рассматривается опыт развития системы непрерывного психолого-педагогического сопровождения и обучения обучающихся ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов и создания специальных образовательных условий в Техническом институте (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Ам-мосова» в г. Нерюнгри.

В ТИ (ф) СВФУ создаются специальные условия для развития специальной образовательной среды с учетом индивидуальных образовательных потребностей студентов, создана архитектурная доступность, реализуется система психолого-педагогического сопровождения студентов ОВЗ, система непрерывной про-фориентационной работы, развитие компетенций преподавателей для реализации АОП и обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, непрерывное образование, специальные образовательные условия, особые образовательные потребности, психолого-педагогическое сопровождение.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает принцип непрерывности образования, как неотъемлемое условие развития современной системы образования в целом. Федеральный Закон «О ратификации конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ дает право обучающимся с ОВЗ и детям инвалидам получить все уровни образования, включая высшее образование, наравне со всеми обучающимися.

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования (п.7 ст.10, ФЗ- № 273) [10]. Анализ подходов зарубежного и отечественного опыта решения проблем непрерывности инклюзивного образования позволяет считать, что непрерывность образования заключается в такой его организации обучения, когда результат обучения на каждом этапе, обеспечивает начало следующего [3].

Теоретическую основу изучения специфики образования лиц с ограниченными возможностями здоровья составили исследования Выготского, С.Г., Леонтьева А.Н., Шипицыной Л.М.; Малофеева Н.Н., Слободчикова В.И., Екжановой Е.А. Рубцова В.В. Условия непрерывности образования рассматривали Лубовский Д.В., Лопаткина Е.В., Алехина С.В., Хаустов А.В. Идеи инклюзивного образования в России разрабатывались на основе личностного, деятельностного, компетентностного, средового и здоровьесберегающего подходов Малофеевым Н.Н., Ахметовой Д.З., Сиротюк А.С., Чигриной А.Я. Проблемой создания специальных образовательных условий для образования обучающихся и студентов с ОВЗ занимались Алехина С.В., Рубцов В.В., Юдина Т.А.

Актуальность проблемы непрерывности образования для обучающихся с ОВЗ подтверждают исследования Федеральной службы государственной статистики. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации в 2019 году зафиксировано 670006 детей инва-

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

лидов в возрасте до 18 лет. С 2016 года число детей инвалидов увеличилось на 53101 ребенка (в 2016 - 616905 детей-инвалидов, в 2017 году -636024 детей-инвалидов, в 2018 году - 651043 детей-инвалидов) [8].

В Республике Саха (Якутия) с 2017 года численность детей инвалидов увеличилась на 466 детей (2017 году - 5993 детей-инвалидов, 2018 году -6240 детей, в 2019 - 6459 детей-инвалидов). В Нерюнгринском районе в 2018-2019 учебном году по данным Муниципального учреждения Управление образования Нерюнгринского района в общеобразовательных учреждениях обучается 1519 детей с ОВЗ и 25 детей инвалидов различной нозологии, из них в рамках инклюзии в общеобразовательных классах - 184 обучающихся, в коррекционных классах 431 ребенок с ОВЗ. По состоянию здоровья индивидуально обучаются на дому 171 ребенок.

В Нерюнгринском районе в 2018-2019 учебном году сдавали ОГЭ - 905 обучающихся девятых классов, из них 45 детей с ОВЗ сдавали экзамены в форме ГВЭ. По данным ПМПК Нерюнгринского района прошли - 65 обучающихся с ОВЗ девятых классов и получили рекомендации по сдаче экзаменов в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). В анамнезе заболеваний детей нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения слуха и зрения, задержка психического развития, с тяжелые нарушения речи. Данные обследований выявили увеличение на 55% обучающихся девятых классов с ОВЗ, которым рекомендована помета «К» - задержка психического развития, с тяжелые нарушения речи (в 2017-2018 учебном годом - 30%, в 2018-2019 учебном году - 85%).

В Нерюнгринском районе в 2018-2019 учебном году по данным Управления образования Нерюн-гринского района сдавали ЕГЭ - 456 обучающихся одиннадцатых классов. Девяти обучающимся с ОВЗ 11-х классов ПМПК рекомендовала сдачу ЕГЭ с учетом особых образовательных потребностей. В анамнезе детей преобладают заболевания связанные с нарушением зрения и слуха, щитовидной железы, нарушения развития связанные с РОП ЦНС, генетические заболевания, речевые нарушения, астма, онкология, сердечно-сосудистые заболевания и другие.

В Нерюнгринском районе 67% детей с ОВЗ и детей инвалидов ориентированы на продолжение обучения в системе среднего профессионального образования, получение высшего образования рассматривают 33% обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. На гуманитарные специальности ориентированы 32% выпускников с ОВЗ, на технические специальности 46% выпускников, на специальности естественнонаучного цикла ориентированы 21% обучающихся с ОВЗ. Таким образом, в Нерюнгринском районе существует потребность в дальнейшем обучении обучающиеся с ОВЗ.

В 2018-2019 году в РФ по образовательным программам высшего образования обучаются 22893 студентов с ОВЗ и инвалидов [8]. Министерство

Науки и Высшего образования РФ отмечает положительную динамику роста студентов с ОВЗ обучающихся по очной форме обучения (по сравнению с

2017 годом, число студентов с ОВЗ в 2018 году увеличилось на 3,2%). Однако, по адаптированным образовательным программам в 2017 учебном году в ВУЗах обучалось только 9,4 % студентов с ОВЗ, а в

2018 учебном году 10% студентов с ОВЗ. Таким образом, наблюдается тенденция отказа студентов с ОВЗ обучаться по адаптированным программам.

Для получения статуса «инвалид», студент, имеющий показания, проходит Медико-социальную экспертизу, где по итогу студенту выдается ИПР с указанием рекомендаций по индивидуальным программам реабилитации и абилитации студентов с инвалидностью.

В соответствии с Законом об образовании для обучения по адаптированным общеобразовательным программам и получения статуса студента «с ограниченными возможностями здоровья» необходимо пройти ПМПК. В результате прохождения психолого-медико-педагогической комиссии выдается заключение и рекомендации ПМПК на основании которых создается адаптированная программа обучения высшего образования, создаются специальные образовательные условия для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Адаптация профессиональных образовательных программ высшего образования обеспечит создание условий для полноценного включения в образовательную деятельность и успешную социализацию и адаптацию студентов с ОВЗ и инвалидностью. Заключение ПМПК рекомендует включать в АОП адаптационные модули (дисциплины), позволяющие компенсировать ограниченные возможности у обучающихся с ОВЗ. В заключении ПМПК прописываются сроки освоения программы ВО для лиц с ОВЗ по индивидуальному плану, указываются условия прохождения процедуры аттестации для студентов с ОВЗ, выбор формы аттестации с учетом индивидуальных психофизических особенностей, условия обеспечивающие реализацию ОПОП ВО, адаптированную под инклюзию.

Рассматривая непрерывность индивидуальной образовательной траектории обучающихся в Нерюнгринском районе можно отметить, что выпускники имеют возможность получить среднее профессиональное образование в ГАПОУ РС (Я) «Южно-якутском технологическом колледже», ГБПОУ РС (Я) «Нерюнгринском медицинском колледже». Обучающиеся по АОП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают свидетельство об окончании специальной коррекционной школы СКШИ. В Нерюнгринском районе они не могут получить среднее профессиональное образование, а только курсы по дополнительным программам в ГАПОУ РС (Я) «Южно-якутском технологическом колледже».

Получить высшее образование выпускники нерюнгринских школ, в том числе и дети с ОВЗ и дети инвалиды имеют возможность в Техническом

институте (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри (ТИ (ф) СВФУ). Для реализации непрерывного психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ в ТИ (ф) СВФУ необходимо построение системы инклюзивного образования, развитие специальной образовательной среды с учетом индивидуальных образовательных особенностей и потребностей студентов, система непрерывной профориентационной деятельности на всех ступенях образования, психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ, развитие личностных и профессиональных компетенций преподавателей и специалистов института для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.

В институте обучение детей с ОВЗ и детей инвалидов регламентируется: Законом об образовании, Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, Уставом института, Положениями о ТИ (ф) СВФУ и другими локальными актами способствующими разработке и реализации адаптированных образовательных программ для студентов с ОВЗ. В ТИ (ф) СВФУ обучение студентов с ОВЗ по адаптированным образовательным программам не осуществляется ввиду отсутствия заявлений на обучение по АОП от студентов с ОВЗ, студентов инвалидов (официальных представителей, опекунов), однако в ТИ (ф) СВФУ созданы специальные образовательные условия для получения высшего образования с учетом особенностей нозологий студентов на основании Ст.79. ФЗ-273 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

Исходя из того, что профессиональное образование лиц с инвалидностью и с ограниченными образовательными возможностями является приоритетом образовательной политики, в ТИ (ф) СВФУ на основании международных, российских, республиканских нормативных актов, разработана нормативно-правовая документация и локальные акты, регламентирующие обучение студентов с особыми потребностями в образовательной организации высшего образования. ТИ (ф) СВФУ реализует основные принципы инклюзивного образования: создание доступной образовательной среды института, учет особенностей и потребностей студентов со специальными образовательными потребностями, деятельностный подход, развитие инклюзивной культуры. Индивидуальный подход в обучении предполагает аналитическую, мотивационную, регуляторную, организационную, стимулирующую, рефлексивную и другие функции и способствует формированию ключевых профессиональных и личностных компетенций у студентов с ОВЗ с учетом требований профессиональных стандартов.

Выполняются требования к архитектурной доступности. В рамках подготовки к реализации обучения студентов по адаптированным образова-

тельным программам приобретаются учебные пособия, дидактические материалы, специальные технические средства обучения. Учебные аудитории оборудованы мультимедиа-проекторами и интерактивными досками, компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой. Расписание аудиторных занятий студентов с ОВЗ составляется с учетом психофизиологических особенностей и согласуется со студентом с ОВЗ. Для более эффективного применения студентами с ОВЗ наглядно-дидактические материалы переводится в электронную форму. В библиотеке института осуществляется доступ к печатным изданиям для студентов с ОВЗ и студентов инвалидов в читальных залах, через электронные библиотечные комплексы. Вся образовательная информация, представленная на сайте ТИ (ф) СВФУ, соответствует стандарту доступности Web Content Accessibility. Студенты с ОВЗ используют электронные образовательные и информационные ресурсы, электронная образовательная среда вуза, оснащена версией для слабовидящих. В ЭОС вуза размещена обязательная информация об условиях реализации ООП, виртуальная образовательная среда Moodle, АИС «БРС» и электронное расписание аудиторных занятий.

В ТИ (ф) СВФУ студентам с ОВЗ и студентам инвалидам создаются условия для прохождения практик, сдачи экзаменационных сессий по индивидуальному графику, представляется свободное посещение учебных занятий и академический отпуск. Выбор мест прохождения практик для инвалидов проводится с учетом требований их доступности для данных обучающихся. В процессе трудовой практики студенты знакомятся с содержанием и спецификой трудовой деятельности, производственными условиями.

В рамках психолого-педагогического сопровождения предполагается проведение групповых и индивидуальных занятий и тренингов способствующих успешной адаптации и социализации студентов с ОВЗ. В процессе профориентации студентов с ОВЗ учитываются индивидуальные физиологические и психологические особенности. Проводятся индивидуальные и групповые консультации, про-фориентационные игры, дни открытых дверей, встречи со специалистами.

Преподавательский состав, психологи, социальные педагоги, специалисты ТИ (ф) СВФУ проходят курсовую подготовку по проблемам обучения обучающихся с ОВЗ, инклюзивного образования. Преподаватели знают особенности развития детей с ОВЗ, владеют здоровье развивающими технологиями. Преподаватели и студенты принимают активное участие в конференциях по инклюзивному образованию, в сетевых сообществах педагогов работающих со студентами с ОВЗ.

Таким образом, в Нерюнгринском районе созданы условия для преемственности и непрерывности образовательной траектории и психолого-педагогического сопровождения студентов с особыми образовательными потребностями. В ТИ (ф) СВФУ обучение студентов осуществляется с учетом инди-

о о и и m

О m э m Д А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

о с

СП ^

о

сч

видуальных особенностей психофизического развития и предполагает непрерывность инклюзивного образования. Приобретая профессию, самоопределяясь в жизни обучающийся с ОВЗ становится равноправным, востребованным членом общества.

Литература

1. Алёхина С. В. Непрерывность инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями // Психолого-педагогические исследования. - 2019. - Том 11. - № 3. - С. 1-14.

2. Алёхина С. В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20. - № 3. - C. 70-78.

3. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 21. - № 1. - С. 136—145.

4. Конвенция ООН о правах инвалидов: принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventio ns/disability.shtml (дата обращения: 10.11.2019).

5. Лубовский Д.В. Внутренняя позиция обучающегося как личностная основа непрерывности индивидуальной образовательной траектории // Новое в психолого-педагогических исследованиях. -2016. - № 2. - С. 135-145.

6. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Раздел «Статистика» [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/act/dmaip/stat/hi ghed/ (дата обращения: 10.11.2019).

7. Рубцов В.В., Алехина С.В., Хаустов А.В. Непрерывность инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями // Электронный журнал Психолого-педагогические исследования. - 2019. - Том 11. - № 3. - С. 1-14.

8. Федеральная служба государственной статистики. Раздел «Образование инвалидов» [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/folder/13964 (дата обращения: 10.11.2019).

9. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70170066/ (дата обращения: 10.11.2019).

10.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 40174/ (дата обращения: 10.11.2019).

Organization of training and psychological and pedagogical

support of persons with special educational needs and

disabled people in the Nerunygra district of the Republic of

Sakha (Yakutia) Mamedova L.V., Kobazova Ju.V. North-Eastern Federal Institute of M.K. Ammosova

The article discusses the relevance of the continuity and continuity of education and psychological and pedagogical support of persons with special educational needs to students in the educational program of higher education. Statistical data on the education of children with disabilities in the Neryungri district of the Republic of Sakha (Yakutia) are considered.

An analysis of the data revealed the relevance of forming in higher educational institutions the basis for implementing the continuity of the educational trajectory of students with special educational needs and persons with disabilities. Continuity of education is considered as the result of training at each stage of education, providing the beginning of the next stage. The experience of developing a system of continuous psychological and pedagogical support and training of students with disabilities and children with disabilities and the creation of special educational conditions at the Technical Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova "in Neryungri.

In TI (f) SVFU, special conditions are created for the development of a special educational environment taking into account the individual educational needs of students, architectural accessibility is created, a system of psychological and pedagogical support for students of special education programs is implemented, a system of continuous career guidance, the development of teachers' competencies for the implementation of AOP and training of students with disabilities health opportunities.

Key words: children with disabilities, children with disabilities, continuing education, special educational conditions, special educational needs, psychological and pedagogical support.

References

1. Alyokhina SV. Continuity of inclusive education and psychological

and pedagogical support of persons with special educational needs // Psychological and pedagogical research. - 2019. -Volume 11. - No. 3. - S. 1-14.

2. Alekhina S. V. Psychological and pedagogical research of inclusive education in the practice of training undergraduates // Psychological Science and Education. - 2015. - T. 20. - No. 3. -C. 70-78.

3. Alekhina S.V. Inclusive education: from politics to practice //

Psychological science and education. - 2016. - T. 21. - No. 1. -S. 136-145.

4. UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities: adopted

by General Assembly resolution 61/106 of December 13, 2006 [Electronic resource]. URL:

https://www.un.org/en/documents/decl_conv/conventions/disabi lity.shtml (accessed: 11/10/2019).

5. Lubovsky D.V. The student's internal position as a personality

basis for the continuity of the individual educational trajectory // New in psychological and pedagogical research. - 2016. - No. 2.

- S. 135-145.

6. The Ministry of Science and Higher Education of the Russian

Federation. Section "Statistics" [Electronic resource]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/act/dmaip/stat/highed/ (accessed: 11/10/2019).

7. Rubtsov V.V., Alekhina S.V., Haustov A.V. Continuity of inclusive

education and psychological and pedagogical support for persons with special educational needs // Electronic Journal of Psychological and Pedagogical Research. - 2019. - Volume 11.

- No. 3. - S. 1-14.

8. Federal State Statistics Service. Section "Education of the disabled" [Electronic resource]. URL: https://www.gks.ru/folder/13964 (accessed date: 11/10/2019).

9. Federal law of May 3, 2012 N 46-03 "On ratification of the

Convention on the Rights of Persons with Disabilities" [Electronic resource]. URL: http://base.garant.ru/70170066/ (accessed: 10.11.2019).

10. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-03 "On Education in the Russian Federation" [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 11/10/2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.