Научная статья на тему 'Инклюзивное образование обучающихся со сложной структурой дефекта'

Инклюзивное образование обучающихся со сложной структурой дефекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1350
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH SPECIAL HEALTH CARE NEEDS AND DISABILITIES / SPECIAL CONDITIONS FOR EDUCATION / COMPLEX DEFECT STRUCTURE / PSYCHOLOGICAL-MEDICAL-PEDAGOGICAL COMMISSION / EDUCATIONAL ROUTE / SPECIAL INDIVIDUAL DEVELOPMENT PROGRAM / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СЛОЖНАЯ СТРУКТУРА ДЕФЕКТА / ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Лариса Александровна

В статье раскрываются вопросы организации получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в условиях развития инклюзивного образования, приведен анализ комплексного психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ на ПМПК за 2009-2018 гг.; внимание уделено реализации образовательного маршрута для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по специальной индивидуальной программе развития (СИПР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inclusive education of students with complex defect structure

The article reveals issues about organization of education for students with disabilities in the context of the development of inclusive education, provides an analysis of a comprehensive psychological and pedagogical assessment of children with limited abilities at the PMPC for the period 2009-2018, readers’ attention is directed to determining the educational route for children with severe and multiple developmental disabilities, who are recommended to study according to Special Individual Development Program (SIDP).

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование обучающихся со сложной структурой дефекта»

Теории и технологии инклюзивного образования Theories and Technologies Inclusive Education

DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-55-60

УДК 371.9

НОВИКОВА Лариса Александровна

Амурский областной институт развития образования г. Благовещенск, Россия [email protected]

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

Аннотация. В статье раскрываются вопросы организации получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в условиях развития инклюзивного образования, приведен анализ комплексного психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ на ПМПК за 2009-2018 гг.; внимание уделено реализации образовательного маршрута для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по специальной индивидуальной программе развития (СИПР).

Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, специальные условия получения образования, сложная структура дефекта, психолого-медико-педагогическая комиссия, образовательный маршрут, специальная индивидуальная программа развития

Для цитирования: Новикова Л.А. Инклюзивное образование обучающихся со сложной структурой дефекта. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. № 6 - 1 С. 55-60. DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-55-60.

Larisa A. NOVIKOVA

Amur Regional Institute for the Development of Education Blagoveshchensk, Russia [email protected]

INCLUSIVE EDUCATION OF STUDENTS WITH COMPLEX DEFECT STRUCTURE

Abstract. The article reveals issues about organization of education for students with disabilities in the context of the development of inclusive education, provides an analysis of a comprehensive psychological and pedagogical assessment of children with limited abilities at the PMPC for the period 2009-2018, readers' attention is directed to determining the educational route for children with severe and multiple developmental disabilities, who are recommended to study according to Special Individual Development Program (SIDP).

Keywords: inclusive education, children with special health care needs and disabilities, special conditions for education, complex defect structure, psychological-medical-pedagogical commission, educational route, special individual development program

For citation: Novikova L.A. Inclusive education of students with complex defect structure. Historical and Social Educational Idea. 2019. Vol. 11. No.6 - 1. PP. 55-60. DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-55-60. (In Russ., abstract in Eng.).

Современная ситуация в системе образования ориентирована на гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, направлена на создание новых моделей, поиск новых форм и технологий, оказание специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, детям с особыми образовательными потребностями.

Реалии современного времени уже ни у кого не вызывают сомнений в той значимости роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с проблемами здоровья, их адаптации в обществе. Только при комплексном подходе медицины, психологии и педагогики становится возможно организовать условия для коррекции и полноценного личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральным законом № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в статье 2 пункт 16 закреплено определение - «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого -медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [1, с. 4].

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе № 273 понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя «использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья», ст. 79 ФЗ № 273 [1, с. 27].

Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного процесса, поэтому медицинское сопровождение школьников с ОВЗ является обязательным условием создания специальных образовательных условий. Основным направлением медицинского сопровождения является и ранняя диагностика заболеваний органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, других соматических заболеваний, что обуславливает необходимость диспансеризации школьников и организацию в образовательных учреждениях системы профилактических мероприятий. Диагностические, профилактические или реабилитационные мероприятия могут быть организованы как на базе образовательной организации, так и по договору с медицинскими организациями [2, с. 18].

Кроме того, при самых различных заболеваниях и отклонениях в развитии выявляются нейропсихологические последствия и задачи нейропсихологической диагностики, реабилитации и коррекции предъявляют особые требования к об-56 -

следованию с применением элементов нейропсихологических методик: диагностическая оценка структуры дефекта с целью выявления сохранных и утраченных звеньев определенной психической функции, выработки тактики и отбора адекватных методов восстановительного или корригирующего обучения, определения благоприятности дальнейшего прогноза [3, с. 6-14].

Анализ комплексного психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ на ПМПК за 2009-2018 гг.

Рис. 1. Количество обследованных детей на ЦПМПК.

Fig. 1. The number of children examined at CPMPC.

Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article.

Рис. 2. Образовательные программы, рекомендованные обучающимся в 2015 - 2018 гг

Fig. 2. Educational programs recommended by students in 2015 - 2018

Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article.

Анализ результатов деятельности ПМПК в Амурской области позволяет констатировать динамику увеличения количества детей, прошедших обследование и количества обучающихся, отнесенных к категории детей с ОВЗ. При этом отмечается наличие всех видов адаптированных общеобразовательных программ, рекомендуемым по первичному дефекту (сенсорные нарушения, нарушения опорно -двигательного аппарата, речевые нарушения, задержка психического развития, интеллектуальные нарушения) с учетом психофизических особенностей каждого конкретного ребёнка [4, с 27-28].

С 01.09.2016 года введены в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от «19» декабря 2014 года № 1598 и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от «19» декабря 2014 года № 1599. В ФГОС предлагаются различные варианты примерных адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с различными нарушениями развития, в том числе и со сложной структурой дефекта. В частности, во ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предлагается два варианта программ для обучающихся - первый для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости и второй - для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью.

Отдельная категория детей с ограниченными возможностями - это дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которые по своему состоянию не способны осваивать первый вариант адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для них предусмотрен во ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) второй вариант программы с составлением СИПР (специальной индивидуальной программы развития).

Рис. 1. Динамика количества обследованных детей, которым была рекомендована СИПР.

Fig. 1. Dynamics of the number of children examined for whom CIPR was recommended.

103

51

40

г i

2016 2017 2018

Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article.

Табл. 1. Динамика количества обследованных детей, которым была рекомендована СИПР.

Table 1. Dynamics of the number of children examined for whom CIPR was recommended.

Год 2016 2017 2018

Общее количество обследованных детей 832 682 756

Количество обучающихся, которым была рекомендована СИПР 103 51 40

% 12,5 % 7,6 % 5,3 %

Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article.

Большое количество обследованных детей, получивших рекомендацию обучения по СИПР, связано с обследованием в 2015-2016 гг детей - воспитанников ГАУ СО Амурской области «Малиновский дом-интернат для умственно отсталых детей», которые до этого времени не обучались, а получали только медицинскую и социальную помощь в учреждении. После проведенного комплексного обследования и получения рекомендаций ПМПК всем пациентам составлены индивидуальные образовательные маршруты в соответствии со специальной индивидуальной программой развития. Процесс обучения ведется в различных формах: на базе ГАОУ специальной (коррекционной) школы-интерната № 5 п. Новобурей-ский, куда организован подвоз обучающихся, и непосредственно в доме-интернате. Проведенное повторное обследование обучающихся через год показало наличие небольшой, но положительной динамики развития обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Реальная обстановка сегодняшнего времени такова, что количество детей с проблемами в развитии имеет тенденцию из года в год увеличиваться. Поэтому так важна роль комплексного психолого-медико-педагогического подхода к сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированным программам. Только в единстве требований и в целях обеспечения первичной комплексной психолого-медико-педагогической помощи, профилактики отклонений в развитии и своевременного выявления, осуществления защиты прав ребёнка, в регионах Российской Федерации будет успешно проходить социализация обучающихся со сложной структурой дефекта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.

2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: «Просвещение», 2006.

3. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. М.: «Смысл», 2019.

4. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. М.: «МПСИ», 2007.

5. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. М.: ООО «Аспект», 2010.

6. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования. Под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. М.: АРКТИ, 2014.

REFERENCES

1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273. (In Russ.).

2. Zabramnaya S.D. Psychological And Pedagogical Diagnosis Of The Mental Development Of Children. Moscow: "Education", 2006. (In Russ.).

3. Glozman J.M. Neuropsychological Examination: a Qualitative and Quantitative Assessment of Data. Moscow: "Sense", 2019. (In Russ.).

4. Zeigarnik B.V. Psychology Of Personality: Norm And Pathology. Moscow: "MPSI", 2007. (In Russ.).

5. Children With Disabilities: Problems And Innovative Trends In Training And Education. An anthology. Moscow: Aspect LLC, 2010. (In Russ.).

6. Organization Of Activities Of The PMPK System In The Context Of The Development Of Inclusive Education. Under the total. ed. M.M. Semago, N.Ya. Semago. Moscow: ARKTI, 2014. (In Russ.).

Информация об авторе: Новикова Лариса Александровна, педагог-психолог,

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия, старший

преподаватель, кафедра акмеологии и профессиональной деятельности,

ГАУ ДПО «Амурский областной институт развития образования»,

главный внештатный психолог системы образования Амурской области,

г. Благовещенск, Россия

[email protected]

Статья поступила в редакцию 10.11.2019 После доработки: 24.11.2019 Принята к публикации: 27.12.2019

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Larisa A. Novikova, Educational Psychologist, Central Psychological-Medical-Pedagogical Commission, Senior Lecturer, Department of Acme-ology and Professional Activities, Amur Regional Institute for the Development of Education, Chief Freelance Psychologist of the Education System of the Amur Region, Blagoveshchensk, Russia [email protected]

Received: 10.11.2019

Received after reworking: 24.11.2019

Accepted for publication : 27.12.2019

The author have read and approved the final manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.