DOI 10.24411/1813-145X-2019-10447 УДК 374 + 37.018
И. В. Иванова https://orcid.org/0000-0003-2166-4247
Саморазвитие личности подростков в процессе социально полезной деятельности
Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных проблем современного образования - саморазвитию обучающихся. В качестве методологической базы исследований в области самоорганизации, самоизменения и самостановления личности определены экзистенциальные подходы в педагогике, поскольку они отвечают сущностным требованиям, предъявляемым к построению современной образовательной парадигмы в условиях глобализации на современном этапе развития общества. Категория саморазвития представлена как междисциплинарная и интегративная дефиниция. В содержании статьи отражены результаты теоретического анализа истории развития мысли отечественных и зарубежных ученых в области педагогики саморазвивающейся личности. В статье предложено авторское определение готовности подростков к саморазвитию как сформированности личности подростка, умеющего прожить жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего его смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором. Подростковый возраст определен как сензитивный период, в котором активно происходит саморазвитие личности. В качестве образовательной среды, обладающей педагогическими возможностями для становления саморазвивающейся личности обучающихся, определено дополнительное образование, выделены его воспитательные и развивающие ресурсы в опоре на принципы, на которых оно построено и функционирует. Рассмотрен воспитательный потенциал соцально полезной деятельности, создающий предпосылки для становления саморазвивающейся личности, обозначены средства стимулирования общественно полезной, волонтерской деятельности подростков в дополнительном образовании. Раскрыто содержание этапов вовлечения подростков в социально полезную деятельность, имеется ряд рекомендаций методического характера, предусматривающих применение самотестирования, организацию социальных проб, использование технологии «Дебаты», коуч-технологий.
Ключевые слова: саморазвитие, свобода, ответственность, социально полезная деятельность, готовность к саморазвитию, субъектность личности, дополнительное образование, воспитание.
I. V. Ivanova
Teenagers' personality self-development in socially beneficial activities
The article is devoted to the consideration of one of the urgent problems of modern education - the self-development of students. Existential approaches in pedagogy are defined as the methodological basis for research in the field of self-organization, self-change and self-determination of the personality, since they meet the essential requirements for building a modern educational paradigm in the context of globalization at the present stage of social development. The category of self-development is presented as an interdisciplinary and integrative definition. The content of the article reflects the results of a theoretical analysis of the history of the thought development by domestic and foreign scientists in the field of pedagogy of a self-developing personality. The article proposed the author's definition of adolescents' readiness for self-development as the formation of the personality of a teenager who can live life on the basis of an existential choice made by him, aware of its meaning and realizing himself in accordance with this choice. Adolescence is defined as a sensitive period, in which self-development of an individual is actively taking place. As an educational environment that has pedagogical abilities for the development of the self-developing personality of students, additional education has been defined, its educational and developmental resources have been allocated based on the principles on which it is built and functions. The educational potential of socially beneficial activity, which creates prerequisites for the development of a self-developing personality, is considered; means of stimulating socially useful, volunteering activities of adolescents in additional education are indicated. The content of the stages of involvement of adolescents in socially useful activities is disclosed, there is a number of recommendations of a methodological nature, involving the use of self-testing, the organization of social samples, the use of technology «Debate», coaching technologies.
Keywords: self-development, freedom, responsibility, socially useful activity, readiness for self-development, personality subjectivity, additional education, upbringing.
© Иванова И. В., 2019
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в мировом сообществе возник системно-целостный взгляд на человека и мир, науку и образование, предполагающий решение глобальных проблем. Современное развитие мирового сообщества требует инновационного образования, которое сформировало бы у человека способность к проективной детерминации будущего и ответственности за него.
Исследование процессов становления саморазвивающейся личности входит в число актуальных проблем современной педагогики. Это связано, прежде всего, с тем, что в сложившихся социокультурных условиях принципиально важным является наличие у человека готовности к самоизменению и самосовершенствованию. Как отмечают ученые (М. П. Пушная [21], W. T. Anderson [14], R. С. White [22]), парадигма образования должна отражать кардинальные перемены в характере развития человечества начала XXI в. и быть нацелена на формирование личности, способной отвечать вызовам времени.
Воспитание свободной личности, готовой нести ответственность за свои поступки, мысли и действия, - важная задача современного образования. В материалах «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указывается, что сегодня первостепенное внимание должно уделяться воспитанию в детях умения совершать правильный выбор, формированию позитивных жизненных ориентиров и планов, что является показателем саморазвития личности.
В педагогической науке феномен саморазвития рассматривается в контексте образования, воспитания, социализации, при этом понимание саморазвития тесным образом связано с активно-деятельностной, творчески-созидающей и ценностно-смысловой основой формирования личности (В. И. Андреев, В. П. Бедерханова, В. А. Березина, К. Я. Вазина, Р. С. Васильева, О. С. и Т. Б, Газман, И. Д. Демакова, Л. Н. Куликова, М. Монтессори, Л. А. и Б. П. Никитины, М. И. Рожков, Г. К. Селевко, А. Н. Тубельский, М. П. Щетинин и др.).
В контексте рассмотрения проблемы саморазвития в образовании необходимо отметить работы О. С. Гребенюка и Т. Б. Гребенюк и их учеников, поскольку эти ученые впервые акцентировали внимание на развитии индивидуальности обучающихся, рассматривая его в качестве важнейшей педагогической цели.
В последнее десятилетие прошлого века стала формироваться научная школа под руководством М. И. Рожкова, основой методологической базы проводимых исследований в которой стал экзи-
стенциальный подход. В рамках этого подхода были разработаны идеи мотивационного поля социального взаимодействия (Л. В. Байбородо-ва); вариативности программирования деятельности детских организаций (А. В. Волохов); ситуационной доминанты при решении учебной задачи (Т. В. Машарова); синергетического подхода к социальной защите детей (Е. Е. Чепур-ных); рефлексивно-деятельностного подхода к становлению партнерской позиции педагога (А. П. Чернявская); рефлексивно-
прогностического подхода к педагогическому сопровождению жизненного самоопределения старшеклассников (Т. Н. Сапожникова) и др. [3, с. 7].
Идея экзистенционального подхода отражается во многих педагогических трудах как прошлого, так и современности. В работах Б. З. Вульфова, Д. В. Вилькеева, А. А. Кирсанова, Л. Ф. Спирина, Н. М. Таланчука, Л. И. Уманско-го, Е. Н. Щурковой акцентировано внимание на индивидуализации педагогического процесса, выделении и классификации педагогических ситуаций, создании условий для становления индивидуальности личности. Саморазвитие ребенка выступает в качестве приоритетной цели образования в трудах М. Монтессори [19], при этом психологи позиционируют саморазвитие как механизм достижения психологической комфортности человека и зрелости личности [20].
Сегодня современные деятели педагогической мысли и образовательной практики в нашей стране занимаются активным поиском форм, методов и технологий стимулирования процессов саморазвития в образовательном пространстве. В данном контексте можно отметить исследования, проводимые в рамках научной школы М. И. Рожкова, проведенные Л. В. Байбородовой (субъектно-ориентированная технология саморазвития обучающихся [1]), Е. В. Большаковой, Е. Г. Кузнецовой, Т. В. Лушниковой (субъектный подход к реализации проблемно-тематических дней в школе [2]), Т. Н. Гущиной (авторский подход к самоорганизации обучающихся в дополнительном образовании [4; 18]), Ф. И. Кевля (исследование в области моделирования и организации саморазвития старшеклассников, апробация рефлексивных педагогических средств саморазвития [7]), Е. М. Шибаевой (педагогический подход к стимулированию детского лидерства в условия дополнительного образования [12]), О. С. Щербининой, Н. Н. Комаровой (социально-педагогическое сопровождение событий в процессе социального развития и саморазвития ребенка [13]).
Проводя исследование в рамках научной школы М. И. Рожкова, под саморазвитием понимаем реализацию ребенком собственного проекта совершенствования необходимых ему качеств [11, с. 27].
Теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы (К. А. Абульха-нова-Славская, Ш. А. Амонашвили, В. И. Андреев, Т. И. Артемьева, А. Г. Асмолов, В. П. Бедер-ханова, А. А. Бодалев, В. А. Березина, В. П. Голованов, Р. М. Грановская, Е. И. Исаев, Л. Н. Куликова, Д. А. Леонтьев, Б. М. Мастеров, М. И. Рожков, Г. К. Селевко, Г. А. Цукерман, В. И. Слободчиков, К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт и др.) позволил определить в качестве характеристик саморазвивающейся личности жизнедеятельность, субъектность, способность к свободе выбора с ответственностью перед собой; активность, инициативность и самостоятельность; сформированность мировоззрения; овладение рефлексией; сформированные волевые качества [5, с. 20-35].
Указанный перечень характеристик согласуется с психологическими новообразованиями подросткового возраста, связанными с владением рефлексией и активным формированием волевых качеств. Изучение трудов известных ученых, представителей психологической науки (М. Кле, Ж. Пиаже, Г. С. Салливен, Э. Эриксон, Д. Элкинд, С. Холл, Л. С. Выготский,
A. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов,
B. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, Д. И. Фельдштейн и др.), позволяет сделать вывод о том, что важная роль в формировании са-моразвиающейся личности принадлежит подростковому возрасту, поскольку данный возрастной период характеризуют
— становление субъектности и чувства взрослости (К. Н. Поливанова, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин);
— достижение идентичности (М. Кле, Дж. Марсиа, З. Фрейд, Э. Эриксон);
— критичность мышления, развитие волевых качеств и склонность к рефлексии (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. И. Слобод-чиков, Э. Шпрангер и др.);
— формирование самосознания (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин);
— формирование ценностных ориентаций (А. С. Сухоруков, А. А. Чернова и др.) [9, с. 28].
С другой стороны, важным аспектом в контексте рассмотрения проблемы педагогики саморазвития является изучение вопроса готовности личности к данному процессу преобразования
себя и окружающего мира. Проводя свое исследование в русле экзистенциальных подходов в педагогике и позиционирующих в качестве идеальной цели воспитания формирование человека, умеющего прожить жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего его смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором, готовность подростка к саморазвитию будем понимать как сформирован-ность личности подростка, умеющего прожить жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего его смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором [6, с. 29].
Важную роль в формировании готовности подростков к саморазвитию в современных социокультурных условиях занимает дополнительное образование детей. Ряд ученых (А. Г. Асмолов, В. А. Березина, Т. Н. Гущина, И. Д. Демакова, А. В. Золотаева, Л. Г. Логинова, М. И. Рожков, О. А. Селиванова, В. М. Степанов, М. И. Шустова и др.) рассматривают образовательную среду дополнительного образования как позволяющую реализовывать субъектную позицию ребенка, в которой отношения педагога и воспитанника в основном носят характер сотрудничества.
Теоретический анализ трудов отечественных педагогов Qarijs [16]; А. В. Егорова [17]; Т. Н. Гущина [18]; Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова, Т. В. Машаровой,
М. Р. Мирошкиной, И. И. Фришман [3], Ф. И. Кевля [7], Е. М. Шибаевой [12] и других ученых) позволяет прийти к выводу, согласно
которому дополнительное образование детей обладает специфическими особенностями, необходимыми для осуществления процесса саморазвития:
— обладает жизнедеятельностью как непрерывным процессом целеполагания, деятельности, творчества и поведения человека через реализацию со-творчества всех субъектов образовательного процесса;
— предполагает субъектность, мотивацию на саморазвитие с помощью создания субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса;
— предполагает реализацию активности, инициативности, самостоятельности личности, формирование активной жизненной позиции через личностную ориентацию образовательного процесса, его направленность на самореализацию личности и индивидуальности всех субъектов образовательного процесса;
— предоставляет возможность для осуществ-
ления свободы выбора при наличии несения за него ответственность перед собой в плане развития субъектности;
— создает условия для формирования нравственных качеств личности, осознанности действий и поступков через создание воспитательной среды, насыщенной традициями и методами работы, максимально учитывающими особенности социума, региона;
— обеспечивает овладение рефлексией и самоконтролем в ходе осуществления творческих видов деятельности, общения;
— способствует формированию волевых качеств личности с помощью применения специфических, свойственных дополнительному образованию форм и методов обучения, воспитания, развития;
— создает условия для развития конгруэнтности личности, профилактики дезадаптации через обеспечение занятости детей творческими видами деятельности, отвечающими их интересам, склонностям, потребностям, способностям; применения здоровьесберегающих образовательных технологий, реализации сопровождения и поддержки развития каждого ребенка; дополнительное образование призвано удовлетворять постоянные запросы детей, помогать снизить негативные последствия их незанятости в свободное время [15].
Становление субъектной позиции подростков, формирование ценностных ориентаций, мотивации к самопознанию и самоизменению в дополнительном образовании осуществляется на нескольких уровнях:
— на занятиях в творческих объединениях различной направленности;
— в ходе подготовки и проведения мероприятий разного уровня и направленности, предполагающих включение обучающихся в социально значимую деятельность;
— в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных программ;
— в ходе ведения потрфолио, дневников личностного саморазвития.
Для подготовки обучающихся к разработке и реализации индивидуальных маршрутов саморазвития могут быть организованы специальные психологические тренинги. Важное место занимает применение коуч-технологий, включение подростков в социально полезную деятельность.
В контексте настоящей статьи остановимся на рассмотрении возможностей социально полезной деятельности в формировании готовности подростков к саморазвитию.
Реализация социальных акций, организация волонтерской деятельности, в ходе которой подростки проявляют заботу о слабых, младших, пожилых людях, позволяет формировать ценностно-смысловую сферу личности, формирует активность, самостоятельность, инициативность, ответственность за порученное дело. Социально полезная деятельность, рассматриваемая как событие, к которому имеется личная сопричастность, обладает большим воспитательным потенциалом.
Участие в различных видах социально полезной деятельности предоставляет подросткам возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений; позволяет выразить свое внутреннее «Я», утвердиться в жизненных ценностях, найти свою дорогу в жизни, лучше понять собственные интересы и потребности. Потребность в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль согласно своей индивидуальности - основа мотивации самовыражения и самореализации.
К средствам стимулирования общественно полезной, волонтерской деятельности подростков в дополнительном образовании можно отнести
— стимулирование деятельности органов ученического самоуправления в различных творческих объединениях, создающих поле социальной самореализации и тем самым расширяющих границы выбора;
— создание ситуаций, соответствующих по своему содержанию и организационным формам, актуальным потребностям и интересам подростков;
— обеспечение позитивной социальной оценки социально полезной деятельности подростков через применение следующих педагогических приемов:
• признание - всесторонняя поддержка и публичная похвала обучающихся, осуществляющих добровольную общественную работу;
• повышение ответственности и делегирование полномочий при планировании, организации и проведении мероприятий.
Для подростков одним из барьеров включения в общественно полезную деятельность может стать осознание своей неподготовленности к реальной социальной практике. Следовательно, педагогическое стимулирование такой деятельности должно предусматривать обучающий компонент.
К примеру, система подготовки волонтеров в условиях дополнительного образования может осуществляться в различных вариантах, выбор которых зависит от того направления и видов деятельности, которые предпочтут волонтеры. Это могут быть обучающие семинары, тренинги, мастер-классы, фокус-группы, баллиновские группы и другие формы. Особое место в этом списке занимает организация клуба волонтеров по подготовке, обучению основам социально полезной деятельности. В содержании такого творческого объединения в целях формирования ответственности за принятое решение, предвидение последствий выбора и других компонентов саморазвития рекомендуется применять проблемные ситуации и коуч-технологии.
Специально организованное педагогами пространство позволит подросткам в коллективном поиске приходить к построению («открытию») способа решения социальных проблем, накапливать опыт выхода из проблемных ситуаций, преодолевать трудности. При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо уделять пониманию школьником их личностного смысла, значения полученного знания для дальнейшего самостроительства.
В процессе освоения системы социальных ролей человек определяет содержание этой роли и способ поведения в ней. Большое значение для этого имеют социальные пробы. Именно они дают возможность охватить широкий спектр ролей и позиций, попробовать себя в них и оценить свои возможности.
Как отмечает М. И. Рожков, «социальные пробы отличает такая характерная черта, как целенаправленность их создания. Они не являются случайным обстоятельством жизни, а представляют собой продуманные ситуации. Даже если социальная проба имеет компонент стихийности, он тоже является предусмотренным и обдуманным педагогическим элементом. Следовательно, необходимым в структуре создания системы социальных проб является взрослый как ее создатель и источник педагогического влияния на социальное самоопределение подростков. Вступая во взаимодействие с молодым человеком, педагог организует ситуацию социальной пробы, которая для воспитанника может казаться случайным стечением обстоятельств» [8].
Социально полезная деятельность обладает богатым воспитательным потенциалом. Она имеет педагогический ресурс, на основе которого можно подготавливать подростков к принятию самостоятельных ответственных решений. С нашей точки зрения, вовлечение подростков в
социально полезную деятельность должно включать несколько этапов:
— Поисковый этап: определение подростками проблемного поля, установление соответствия между социальными и собственными потребностями, интересами и возможностями; выявление подростков, которые будут участвовать в изучении общественных проблем и противоречий.
— Мотивационный этап: актуализация предстоящей деятельности, уточнение ее цели, прогнозирование ожидаемого результата, формирование представлений об участии каждого в достижении желаемого результата в связи с индивидуальными интересами и притязаниями; принятие группового решения об участии в той или иной социально значимой деятельности с помощью методики мозгового штурма, создающей условия для формирования мотива группового действия «Мы хотим!»; референтный взрослый не заставляет старшеклассников участвовать в той или иной деятельности, а направляет их активность, используя такие приемы, как
• консультация - провоцирование вопросов, размышлений, самостоятельной оценки деятельности, моделирование ситуаций, трансформирование социальной среды и т. п.;
• сообщение о добровольности участия в мероприятии - во время обсуждения педагог придерживается принципов, раскрывающих перед подростками ситуацию социально значимой деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
• одобрение, поддержка, снятие внутреннего напряжения в связи с предстоящей деятельностью через организацию групповой дискуссии;
• наблюдение - организация целенаправленного восприятия того, как формируются личностные качества, рефлексия, самооценка, умение делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.
— Этап планирования деятельности - включение подростка в деятельность по планированию исполнения принятой социально значимой роли и направленной на достижение общей цели, стимулирующей саморазвитие каждого участника. Каждый подросток, выбрав для себя определенную социальную роль: руководителя, организатора, генератора идей, исследователя ресурсов (внешнего коммуникатора), осуществляющего мониторинг, сотрудника команды (внутреннего коммуникатора), инициативного исполнителя или «доводящего задачу под ключ» (по М. Белбину), взяв ответственность перед собой, командой и обществом за результаты своей ак-
тивности, на данном этапе планирует предстоящую деятельность с учетом предвидения возможных предстоящих трудностей.
— На этапе реализации социально полезной деятельности педагог может оказать помощь непосредственно в ее организации, осуществляя вариативный подход к распределению обязанностей и поддерживая оптимистическую оценку подростками собственных достижений.
— Рефлексивный этап предусматривает коллективный анализ и оценку социальной значимости проведенной деятельности, рефлексию собственных и коллективных достижений, степень соответствия ожидаемого результата достигнутому.
Успех каждого из перечисленных этапов зависит от реализации комплекса условий, таких как актуальность дела, реальность достижения результатов, возможность самореализации подростков в социально полезной деятельности, стимулирование рефлексии происходящего и прогнозирование его результатов на всех этапах деятельности.
При подготовке к реализации социально полезной деятельности (на первых трех этапах) подросткам приходится решать ряд проблемных задач. Необходимо обучать их основам принятия самостоятельного ответственного решения. Мы предлагаем для достижения этой задачи в процессе подготовки мероприятий использовать методику проблемных ситуаций, а также такие педагогические средства, как
— организация самотестирования, в результате которого подросток задумывается о сильных и слабых сторонах личности, склонностях и способностях (при выборе социальных ролей);
— организация социальных проб, предполагающих самопознание, самоанализ, самооценку обучающимися своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Они охватывают все сферы индивидуальности человека и большинство его социальных связей. В процессе саморазвития сущностных сфер личности у подростков формируется определенная социальная позиция и ответственность, которые и составляют основу для их дальнейшего вхождения в социальную среду и самосовершенствования в ней (при выборе социальных ролей);
— использование технологии «Дебаты» (на поисковом и мотивационном этапах);
— коуч-технологии (на поисковом этапе и этапе планирования деятельности).
Применение перечисленных педагогических средств позволит перевести процесс вовлечения подростков в общественно полезную деятельность из разряда формы организации образовательного процесса в событийный механизм, обеспечивающий формирование готовности к самостоятельному и ответственному выбору как основы построения индивидуального маршрута саморазвития.
В ходе изучения проблемы формирования готовности подростков к саморазвитию в условиях реализации социально полезной деятельности мы пришли к следующим выводам:
— Саморазвитие - сложная интегративная категория, характеризующая процессы современного образования с точки зрения субъектности, учета индивидуальных способностей, потребностей и возможностей личности обучающегося.
— Сензитивным для саморазвития личности, выступает подростковый возраст, который является базовым для формирования готовности к построению и реализации собственных маршрутов саморазвития (личностных, профессиональных и др.).
— Пространство дополнительного образования детей можно рассматривать как специально организованную среду жизнедеятельности субъектов образовательного процесса, предоставляющую разнообразные варианты и выбор оптимальной траектории саморазвития личности обучающегося сообразно его индивидуальным особенностям и потребностям. Полагаем, что дополнительное образование в современной образовательной системе РФ представляют максимум условий и возможностей для саморазвития подрастающего поколения.
— В условиях дополнительного образования имеется возможность активного включения воспитанников в социально полезную деятельность, которая обладает возможностями, благоприятными для формирования готовности к саморазвитию, поскольку решает ряд задач в области становления субъектной позиции личности, формирования волевых качеств личности, ответственности за принятое решение, нравственные установки и ценностные ориентации, формирует социальный опыт.
— При подготовке подростков к мероприятиям рекомендуем использовать самотестирование, организацию социальных проб, использование технологии «Дебаты», коуч-технологии. Данные педагогические средства предполагают осуществление обучающимися самоанализа, самооценки своих возможностей. В ходе участия в социально полезной деятельности у подростков
формируются определенная социальная позиция и ответственность, которые и составляют основу для их дальнейшего вхождения в социальную среду и самосовершенствования в ней.
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В. Субъектно-ориентированная технология на пути к успеху ребенка [Текст] / Л. В. Байбородова // Преодоление как путь к успеху: опыт педагогического поиска инновационных площадок : методические пособие / сост. С. А. Аракчеева ; под ред. М. И. Рожкова. - М. : Научная библиотека, 2018. - 234 с. - С. 24-35.
2. Большакова, Е. В. Преодоление трудностей как фактор успешности [Текст] / Е. В. Большакова, Е. Г. Кузнецова, Т. В. Лушникова // Преодоление как путь к успеху: опыт педагогического поиска инновационных площадок : методические пособие / сост. С. А. Аракчеева ; под ред. М. И. Рожкова. - М. : Научная библиотека, 2018. - 234 с. - С. 106-117.
3. Воспитание и стратегия жизни ребенка [Текст] : коллективная монография / под ред. М. И. Рожкова. -М. : Научная библиотека, 2016. - 158 с.
4. Гущина, Т. Н. Самоорганизация обучающихся -путь к успеху [Текст] / Т. Н. Гущина // Преодоление как путь к успеху: опыт педагогического поиска инновационных площадок : методические пособие / сост. С. А. Аракчеева ; под ред. М. И. Рожкова. - М. : Научная библиотека, 2018. - 234 с. - С. 35-42.
5. Иванова, И. В. Саморазвитие личности: психолого-педагогический аспект [Текст] : монография / И. В. Иванова. - Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2013. - 265 с.
6. Иванова, И. В. Формирование готовности подростков к саморазвитию как целевая функция дополнительного образования [Текст] / И. В. Иванова // Воспитание школьников. - 2018. - № 6. - С. 27-34.
7. Кевля, Ф. И. Практика моделирования и организации саморазвития старшеклассников [Текст] / Ф. И. Кевля // Преодоление как путь к успеху: опыт педагогического поиска инновационных площадок: методические пособие / сост. С. А. Аракчеева ; под ред. М. И. Рожкова. - М. : Научная библиотека, 2018. - 234 с. - С. 60-66.
8. Рожков, М. И. Концептуальные идеи, труды, ученики [Текст] : монография / М. И. Рожков. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2016. - 107 с.
9. Рожков, М. И. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании в контексте экзистенциальных подходов в педагогике [Текст] / М. И. Рожков, И. В. Иванова // Нижегородское образование. - 2017. - № 4. - С. 25-32.
10. Рожков, М. И. Преодоление как фактор саморазвития: раздел в методическом пособии [Текст] / М. И. Рожков // Преодоление как путь к успеху: опыт педагогического поиска инновационных площадок: методические пособие / сост. С. А. Аракчеева ; под ред. М. И. Рожкова. - М. : Научная библиотека, 2018. - 234 с. - С. 76-89.
11. Рожков, М. И. Экзистенциальный подход к социально-педагогическому сопровождению детей
[Текст] / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 4. - Т. 2. - С. 23-27.
12. Шибаева, Е. М. Педагогическое стимулирование детского лидерства [Текст] / Е. М. Шибаева // Преодоление как путь к успеху: опыт педагогического поиска инновационных площадок : методические пособие / сост. С. А. Аракчеева ; под ред. М. И. Рожкова. - М. : Научная библиотека, 2018. -234 с. - С. 223-227.
13. Щербинина, О. С. Социально-педагогическое сопровождение событий в процессе социального развития и саморазвития ребенка [Текст] / О. С. Щербинина, Н. Н. Комарова // Преодоление как путь к успеху: опыт педагогического поиска инновационных площадок : методические пособие / сост. С. А. Аракчеева ; под ред. М. И. Рожкова. - М. : Научная библиотека, 2018. - 234 с. - С. 95-99.
14. Anderson, W. T. All Connected Now. Life in the First Global Civilization [Тех^ / W. T. Anderson // Oxford: UK Westview Press, 2001. - 31 Op.
15. Ivanova, I. V. Non-formal Education Investing in Human Capital [Text] / I. V. Ivanova // Russian Education & Society. 2016. - Issue 11. Vol. 58. Pp. 718-731. | Published online: 12 Sep 2017.
16. Clarijs, R. Unlimited Talents and Non-formal Education [Text] / Clarijs Rene. - Prague, 2008. - 54 p.
17. Egorova, A. V. The development strategy of additional education: employment teen affair [Text] / A. V. Egorova // Social Sciences. - 2008. - № 4. - P. 13.
18. Guschina, T. Developing a young man's subjectivity: training «Long live the subject!» affair [Text] / T. Guschina. - Germany: LAP LAMBERT Academic Pablishing GmbH & Co. KG. - 2011. - 198 p.
19. Montessori, M. Kosmische Erziehnung. Kleine Schriften Maria Montessoris. [ТеХ] / М. Montessori. -Freiburg, 1997. - Bd. 1. - Pp. 12, 26.
20. Rogers, С A. Client-Centered Person-Centered Approach to Therapy ^xt] / С A. Rogers // Kutash, A. Wolf (eds.). Psychotherapist's Casebook. - Jossey-Bass, 1986. - Pp. 197-208.
21. Pushnaya, М. P. Spiritual Backpacking. Conference proceedings of the 2000 International Sustainable Development Research Conference ^xt] / М. P. Pushnaya // April 13-14, University of Leeds, UK. - 2000. -Pp. 330-333.
22. White, R. С. The School of Tomorrow: values and vision [Тей] / R. С. White. - Buckingham; Philadelphia: Open University Press. - 2000. - 185 p.
Reference List
1. Bajborodova, L. V. Sub#ektno-orientirovannaja tehnologija na puti k uspehu rebenka = Subject-oriented technology on the road to the child's success [Tekst] / L. V Bajborodova // Preodolenie kak put' k uspehu: opyt pedagogicheskogo poiska innovacionnyh ploshhadok : metodicheskoe posobie / sost. S. A. Arakcheeva ; pod red. M. I. Rozhkova. - M. : Nauchnaja biblioteka, 2018. -234 s. - S. 24-35.
2. Bol'shakova, E. V. Preodolenie trudnostej kak faktor uspeshnosti = Overcoming difficulties as a factor of success [Tekst] / E. V. Bol'shakova, E. G. Kuznecova,
T. V. Lushnikova // Preodolenie kak put' k uspehu: opyt pedagogicheskogo poiska innovacionnyh ploshhadok : metodicheskie posobie / sost. S. A. Arakcheeva ; pod red. M. I. Rozhkova. - M. : Nauchnaja biblioteka, 2018. - 234 s. - S. 106-117.
3. Vospitanie i strategija zhizni rebenka = Education and strategy of the child's life [Tekst] : kollektivnaja monografija / pod red. M. I. Rozhkova. - M. : Nauchnaja biblioteka, 2016. - 158 s.
4. Gushhina, T. N. Samoorganizacija obuchajush-hihsja - put' k uspehu = Self-organization of students -the way to success [Tekst] / T. N. Gushhina // Preodolenie kak put' k uspehu: opyt pedagogicheskogo poiska inno-vacionnyh ploshhadok : metodicheskie posobie / sost. S. A. Arakcheeva ; pod red. M. I. Rozhkova. - M. : Nauchnaja biblioteka, 2018. - 234 s. - S. 35-42.
5. Ivanova, I. V. Samorazvitie lichnosti: psihologo-pedagogicheskij aspekt = Self-development of the person: psycho-pedagogical aspect [Tekst] : monografija / I. V. Ivanova. - Kaluga : KGU im. K. Je. Ciolkovskogo, 2013. - 265 s.
6. Ivanova, I. V Formirovanie gotovnosti podrostkov k samorazvitiju kak celevaja funkcija dopolnitel'nogo obrazovanija = Formation of teenagers' readiness for self-development as a target function of additional education [Tekst] / I. V Ivanova // Vospitanie shkol'nikov. - 2018. -№ 6. - S. 27-34.
7. Kevlja, F. I. Praktika modelirovanija i organizacii samorazvitija starsheklassnikov = Practice of modeling and organization of high school students' self-development [Tekst] / F. I. Kevlja // Preodolenie kak put' k uspehu: opyt pedagogicheskogo poiska innovacionnyh ploshhadok: metodicheskie posobie / sost. S. A. Arakcheeva ; pod red. M. I. Rozhkova. - M. : Nauchnaja biblioteka, 2018. - 234 s. - S. 60-66.
8. Rozhkov, M. I. Konceptual'nye idei, trudy, ucheni-ki = Conceptual ideas, works, students [Tekst] : monografija / M. I. Rozhkov. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. -107 s.
9. Rozhkov, M. I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samorazvitija podrostkov v dopolnitel'nom obrazovanii v kontekste jekzistencial'nyh podhodov v pedagogike = Pedagogical support for the self-development of adolescents in additional education in the context of the existential approaches in pedagogy [Tekst] / M. I. Rozhkov, I. V. Ivanova // Nizhegorodskoe obrazovanie. - 2017. -№ 4. - S. 25-32.
10. Rozhkov, M. I. Preodolenie kak faktor samora-zvitija: razdel v metodicheskom posobii = Overcoming as a factor of self-development: a part in the methodological manual [Tekst] / M. I. Rozhkov // Preodolenie kak put' k uspehu: opyt pedagogicheskogo poiska innovacionnyh ploshhadok: metodicheskie posobie / sost. S. A. Arakcheeva ; pod red. M. I. Rozhkova. - M. : Nauchnaja biblioteka, 2018. - 234 s. - S. 76-89.
11. Rozhkov, M. I. Jekzistencial'nyj podhod k so-cial'no-pedagogicheskomu soprovozhdeniju detej = Existential approach to social and pedagogical support of children [Tekst] / M. I. Rozhkov // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. - 2013. - № 4. - T. 2. - S. 23-27.
12. Shibaeva, E. M. Pedagogicheskoe stimulirovanie detskogo liderstva = Pedagogical stimulation of children's leadership [Tekst] / E. M. Shibaeva // Preodolenie kak put' k uspehu: opyt pedagogicheskogo poiska innovacionnyh ploshhadok : metodicheskie posobie / sost. S. A. Arakcheeva ; pod red. M. I. Rozhkova. - M. : Nauchnaja biblioteka, 2018. - 234 s. - S. 223-227.
13. Shherbinina, O. S. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie sobytij v processe social'nogo razvitija i samorazvitija rebenka = Social and pedagogical support of events in the process of social development and self-development of the child [Tekst] / O. S. Shherbinina, N. N. Komarova // Preodolenie kak put' k uspehu: opyt pedagogicheskogo poiska innovacionnyh ploshhadok : metodicheskie posobie / sost. S. A. Arakcheeva ; pod red. M. I. Rozhkova. - M. : Nauchnaja biblioteka, 2018. - 234 s. - S. 95-99.
14. Anderson, W. T. All Connected Now. Life in the First Global Civilization [Text] / W. T. Anderson // Oxford: UK Westview Press, 2001. - 31 Op.
15. Ivanova, I. V. Non-formal Education Investing in Human Capital [Text] / I. V. Ivanova // Russian Education & Society. 2016. - Issue 11. Vol. 58. Pp. 718-731. | Published online: 12 Sep 2017.
16. Clarijs, R. Unlimited Talents and Non-formal Education [Text] / Clarijs Rene. - Prague, 2008. - 54 p.
17. Egorova, A. V. The development strategy of additional education: employment teen affair [Text] / A. V. Egorova // Social Sciences. - 2008. - № 4. - P. 13.
18. Guschina, T. Developing a young man's subjectivity: training «Long live the subject!» affair [Text] / T. Guschina. - Germany: LAP LAMBERT Academic Pablishing GmbH & Co. KG. - 2011. - 198 p.
19. Montessori, M. Kosmische Erziehnung. Kleine Schriften Maria Montessoris. [Text] / M. Montessori. -Freiburg, 1997. - Bd. 1. - Rp. 12, 26.
20. Rogers, S A. Client-Centered Person-Centered Approach to Therapy [Text] / S A. Rogers // Kutash, A. Wolf (eds.). Psychotherapist's Casebook. - Jossey-Bass, 1986. - Rp. 197-208.
21. Pushnaya, M. R. Spiritual Backpacking. Conference proceedings of the 2000 International Sustainable Development Research Conference [Text] / M. R. Pushnaya // April 13-14, University of Leeds, UK. - 2000. - Rp. 330-333.
22. White, R. S. The School of Tomorrow: values and vision [Text] / R. S. White. - Buckingham; Philadelphia: Open University Press. - 2000. - 185 p.