СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 373
Аракчеева Светлана Алексеевна
Санаторная школа-интернат № 6, г. Ярославль [email protected]
К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К САМОРАЗВИТИЮ
Автор определяет пути формирования готовности подростков к саморазвитию на примере санаторной школы-интерната. В статье готовность к саморазвитию определена как психофизиологическое состояние и процесс, обеспечивающий актуализацию потенциальных возможностей подростка через совокупность мотивацион-ных, интеллектуальных, предметно-практических, эмоциональных, волевых, экзистенциальных качеств личности и самокоррекцию. В качестве условий педагогического сопровождения формирования готовности подростков к саморазвитию определены: учет биологического развития и особенностей среды, условий обучения и воспитания, стимулирование рефлексивной позиции в определении собственных потребностей.
Ключевые слова: подростки, развитие, готовность, саморазвитие, санаторная школа-интернат, условия, педагогическое сопровождение, рефлексивная позиция, особенности среды, потребности.
Современному развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые ответственны за свой выбор, мобильны, способны к сотрудничеству, ориентированы на успех и готовые к саморазвитию.
Дефиниция «готовность» широко используется в психологической и педагогической литературе для описания разнообразных способностей человека.
Понятие «готовности-неготовности» понимается нами как состояние, способствующее или препятствующее проявлению активности.
Толковый словарь определяет готовность, как настрой организма на действие или реакцию; состояние человека, при котором он готов извлечь пользу из некоторого опыта (простого с точки зрения биологической детерминации и сложного в когнитивном плане и в плане развития) [4].
С точки зрения психофизиологии - это состояние психической и физиологической готовности к действию или деятельности; настрой и мобилизация на предстоящую деятельность [5].
Мы согласны с определением О.В. Царьковой, что готовность является интегральным качеством личности, которое характеризуется определенным уровнем ее развития и определяет возможность личности участвовать в каком-либо процессе [6].
Мы считаем, что готовность к саморазвитию -это психофизиологическое состояние и процесс, обеспечивающий актуализацию потенциальных возможностей подростка через совокупность мо-тивационных, интеллектуальных, предметно-практических, эмоциональных, волевых, экзистенциальных качеств личности и самокоррекцию. Следовательно, готовность к саморазвитию - это комплексная характеристика личности.
Формирование готовности подростка к саморазвитию, по нашему мнению, зависит от следующих факторов: учета биологического развития и особенностей среды, условий обучения и воспитания, становление рефлексивной позиции в определении собственных потребностей.
Подростковый период является переходным от детства к взрослости, который отличает постоянный выбор между системой личных интересов и новыми социальными взаимоотношениями. Подросток сравнивает свой накопленный опыт поведения с потенциальными возможностями саморазвития.
Исследователи отмечают ухудшение показателей физического, психического и психологического здоровья подростков, поэтому все большее их число обучается в санаторных школах-интернатах для детей, нуждающихся в длительном лечении. Специфика санаторной школы-интерната: круглосуточное пребывание детей, чередование урочной и внеурочной деятельности, выбор курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования и т.п. Все это дает возможность для выхода за рамки классно-урочной системы и реализации практической составляющей жизнедеятельности подростка [1].
Моделирование среды санаторной школы-интерната осуществляется с учетом образовательного, воспитательного и лечебно-оздоровительного процесса через рефлексивное осознание воспитанником взаимодействия с субъектами образовательных отношений. Нами разработан социально-психологический тренинг, который направлен на создание таких условий, в которых воспитанники санаторной школы-интерната могли бы формировать в себе навыки рефлексивного поведения.
Рефлексивно-самопознавательный процесс начинает бурно развиваться именно в подростковом возрасте. В этом возрасте особенно остро встают вопросы «кто я такой?», «что я могу?», «что я думаю, как и почему?». Иногда подростку трудно самому найти ответы на эти вопросы. Поэтому крайне важно создать для подростов такие педагогические условия, в которых бы открылось поле для расширения их кругозора, понимания своего места в этом мире и своего творческого потенциала.
Разработанный нами тренинг дает возможность подросткам изучить актуальные для себя психологические особенности, понять самого себя, разобраться в отношении других людей к себе.
© Аракчеева С. А., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
159
ЕВДИрАрйоШйЮеШЩАШГЕов к саморазвитию
Программа тренинговых занятий учитывает особенности детей, находящихся в условиях санаторной школы-интерната, и руководствуется рядом принципов, основанных на идеях М.И. Рожкова:
- принцип стимулирования саморазвития человека как основной и предполагающий мотивирование и стимулирование как запуск данного процесса;
- принцип оптимистической стратегии, который предполагает, что педагог должен видеть в подростке, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. При этом необходима вера педагога в позитивное развитие ребенка;
- принцип социальной адекватности воспита-тельно-коррекционных мер, который требует соответствия методов и средств формирования готовности к саморазвитию;
- принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на подростков, который предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого воспитанника, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому ребенку для самореализации и самораскрытия;
- принцип социального закаливания, предполагающий включение детей в решение различных проблем в имитируемых ситуациях, а также выработку социального иммунитета и рефлексивной позиции;
- принцип субъектности, который требует от ребенка активной позиции и понимания важности работы над собой, а от педагога - сопровождения, исключающего решение проблем подростка за него.
В качестве основания для классификации потребностей в саморазвитии мы опирались на идею О.С. Гребенюк о развитии сущностных сфер человека [2]. На основании этого мы выделяем семь
Характеристика уровней готов]
групп потребностей: потребности в интеллектуальном развитии, потребности в развитии своей эмоциональной сферы, потребности в регулировании своих интересов и желаний, потребности в преодолении, потребности в самореализации, потребности в понимании перспектив своего существования [1].
Для раскрытия процесса готовности подростков к саморазвитию мы обозначили три уровня (табл. 1).
На базе муниципального общеобразовательного учреждения «Санаторная школа-интернат № 6» города Ярославля с 2012 года проходит опытно-экспериментальная работа под руководством М.И. Рожкова. На начальном этапе опытно-экспериментальной работы отмечалась низкая готовность к саморазвитию (табл. 1). Это мы связываем с условиями проживания и обучения детей в санаторной школе-интернате, которое подразумевало четкий регламент жизни воспитанников. Каждый день ребенка проходит по установленному расписанию, а большинство видов его активности организует и контролирует воспитатель, при этом регулярно оказывая ученику необходимую помощь в учебной деятельности и других сферах его жизни. Таким образом, у ребенка формируется привычка следовать требованиям взрослых без потребности сделать собственный выбор или самостоятельно решить возникшую проблему.
С детства воспитанники интерната усваивают тот факт, что всегда могут рассчитывать на помощь со стороны других людей, что в итоге приводит к формированию у них таких качеств, как пассивность, несамостоятельность, инфантильность, неуверенность в себе и, как следствие, отсутствие стремления к саморазвитию.
В ходе опытно-экспериментальной работы определен ряд вопросов, требующих разрешения. Так внешние воспитательные воздействия принимаются
Таблица 1
:ти подростков к саморазвитию
Уровень Характеристика уровня (М.И. Рожков) Характеристика подростка
Низкий процесс в начальном состоянии, формирование способности носит эпизодический характер, осуществляется по готовым шаблонам Пассивен. Полагается скорее на обстоятельства и других людей, чем на собственные силы. Довольствуется готовыми шаблонами и имеющимися знаниями, не стремится приобретать новые. Не склонен к самоанализу. Старается избегать ответственности. Возможные препятствия и неудачи могут заставить отступить от поставленной цели. Не в полной мере признает свои недостатки или не считает нужным над ними работать.
Средний процесс считается не главенствующим для всестороннего развития личности, но отмечается стремление к саморазвитию, приобретению качеств «самости» и отмечаются частичные проявления по интересующим подростка темам Не считает важным всестороннее развитие личности, но стремится приобретать новые знания по интересующим темам. Может проявлять настойчивость и упорство в достижении значимых для него целей. В случае необходимости готов взять на себя ответственность. Знает свои достоинства и недостатки, но не всегда имеет желание и возможность что-то в себе менять. Достаточно хорошо умеет осознавать свои мысли и чувства, но не склонен к глубокому и тщательному обдумыванию собственных действий, поступков.
Высокий процесс проявляется в деятельности подростка, в его проектировании, что указывает на устойчивые черты индивидуальности. Подросток имеет четкое понимание о реализации проекта своего саморазвития Склонен к рефлексии, осознанию своих мыслей, чувств, поступков. Инициативен, открыт новому опыту. Целеустремлен, имеет четкое представление о своем будущем. Стремится к самопознанию. Умеет брать на себя ответственность. Старается не сдаваться в случае трудностей и неудач, верит в свои силы. В решении задач полагается на собственные способности, не рассчитывая на помощь окружающих. Работает над собой, осознает свои недостатки и стремится их исправить.
160
Вестник КГУ 2018
Таблица 2
Уровень готовности к саморазвитию (в %)
Уровень Начальный этап (НЭ) (7 кл., 2014-2015 уч. год) Итоговый этап (ИЭ) (9 кл., 2016-2017 уч. год)
Высокий - 34
Средний 26 48
Низкий 73 18
ребенком, но не переходят во внутренний план и не способствуют развитию у него потребности в самосовершенствовании и саморазвитии. Кроме того, большую часть времени дети проводят в отрыве от семьи, а многие, к тому же, не имеют в числе своих родственников позитивного примера успешного, целеустремленного, решительного человека, что также заставляет их «плыть по течению», не предпринимая усилий в организации собственной жизни.
Данная ситуация оказывала негативное влияние на жизнь выпускников санаторной школы-интерната, а, следовательно, требовался комплексный подход и педагогическое сопровождение, направленные на формирование у подростков готовности к саморазвитию.
Целенаправленная деятельность всех участников образовательных отношений санаторной школы-интерната по формированию готовности подростков к саморазвитию: учет индивидуально-возрастных особенностей подростков, снижение регламентации жизни воспитанников, создание в учреждении среды саморазвития и реализация, представленных ранее принципов позволила достичь позитивной динамики. В результате реализации условий педагогического сопровождения формирования готовности к саморазвитию получены следующие данные (табл. 2).
Итак, работа всех участников образовательных отношений по формированию готовности подростков к саморазвитию позволила получить увеличение показателя высокого уровня готовности подростков к саморазвитию на 34%. Мы отмечаем, что итогом опытно-экспериментальной работы стали склонность подростков к рефлексии, осознанию своих мыслей, чувств, поступков. Подростки санаторной школы-интерната стали представлять свое будущее и стремиться брать ответственность за него, осознавать свои недостатки, но верить в свои силы и работать над собой.
Следовательно, формированию готовности подростков к саморазвитию способствовало следующее педагогическое сопровождение: учет биологического развития и особенностей среды, условий обучения и воспитания, стимулирование рефлексивной позиции в определении собственных потребностей.
Библиографический список
1. Аракчеева С.А., Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение саморазвития под-
ростков в условиях санаторной школы-интерната // Социальная педагогика в России. - 2015. - № 5. -С. 39-43.
2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. - Калининград, 2000. -572 с.
3. Ильин Е. Психофизиология состояний человека: терминологический словарь. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.
4. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера, 2002. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: vocabulary.ru (дата обращения: 15.09.2015).
5. Саратова Л.М. Психолого-педагогические особенности подростков с особыми образовательными потребностями // Молодой ученый. - 2011. -№ 11. - Т. 2. - С. 102-104 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://moluch.ru/archive/34/3833/ (дата обращения: 24.01.2018).
6. Царькова О.В. Формирование готовности будущего техника к решению инновационных производственных задач: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2009. - 240 с.
References
1. Arakcheeva S.A., Rozhkov M.I. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie samorazvitiya podrostkov v usloviyah sanatornoj shkoly-internata // Social'naya pedagogika v Rossii. - 2015. - № 5. -S. 39-43.
2. Grebenyuk O.S., Grebenyuk T.B. Osnovy pedagogiki individual'nosti. - Kaliningrad, 2000. -572 s.
3. Il'in E. Psihofiziologiya sostoyanij cheloveka: terminologicheskij slovar'. - SPb.: Piter, 2005. - 412 s.
4. Oksfordskij tolkovyj slovar' po psihologii / pod red. A. Rebera, 2002. [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: vocabulary.ru (data obrashcheniya: 15.09.2015).
5. Saratova L.M. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti podrostkov s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami // Molodoj uchenyj. - 2011. - № 11. -T. 2. - S. 102-104 [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://moluch.ru/archive/34/3833/ (data obrashcheniya: 24.01.2018).
6. Car'kova O.V. Formirovanie gotovnosti budushchego tekhnika k resheniyu innovacionnyh proizvodstvennyh zadach: dis. ... kand. ped. nauk. -Orenburg, 2009. - 240 s.
Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1
161