Научная статья на тему 'Индивидуализации воспитания - целевой ориентир образовательного процесса'

Индивидуализации воспитания - целевой ориентир образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1422
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ / УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / САМОРАЗВИТИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ В САМОРАЗВИТИИ / PERSONALISATION OF EDUCATION / THE CONDITIONS OF INDIVIDUALIZATION / SELF-DEVELOPMENT / NEED FOR SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожков Михаил Иосифович

В статьи обосновывается понимание индивидуализации как целевого ориентира образовательного процесса. С позиции экзистенциального подхода к воспитанию раскрывается сущность процесса индивидуализации как педагогического явления. Определяются условия обеспечения индивидуализации воспитания и вытекающие из этих условий правила. Рассматривается проблема саморазвития ребенка как главного фактора проявления его индивидуальности; обоснованы критерии готовности детей к саморазвитию и компоненты потребности к саморазвитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION INDIVIDUALIZATION - TARGET REFERENCE POINT OF EDUCATIONAL PROCESS

The article substantiates the understanding of individualization, as the target value of the educational process. From the position of the existential approach to the education of the essence of the process of individualization as a pedagogical phenomenon. Determine the conditions to ensure the individualization of education and arising from these conditions rules. The problem of self-development of the child, as the main factor manifestations of his personality, substantiated criteria of readiness of children to self-development and the need for self-development components.

Текст научной работы на тему «Индивидуализации воспитания - целевой ориентир образовательного процесса»

УДК 377:378

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ - ЦЕЛЕВОЙ

ОРИЕНТИР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

М.И. Рожков

Аннотация. В статьи обосновывается понимание индивидуализации как целевого ориентира образовательного процесса. С позиции экзистенциального подхода к воспитанию раскрывается сущность процесса индивидуализации как педагогического явления. Определяются условия обеспечения индивидуализации воспитания и вытекающие из этих условий правила. Рассматривается проблема саморазвития ребенка как главного фактора проявления его индивидуальности; обоснованы критерии готовности детей к саморазвитию и компоненты потребности к саморазвитию.

Ключевые слова: индивидуализация воспитания, условия индивидуализации, саморазвитие, потребность в саморазвитии.

EDUCATION INDIVIDUALIZATION - TARGET

REFERENCE POINT OF EDUCATIONAL PROCESS

M. Rozhkov

Abstract The article substantiates the understanding of individualization, as the target value of the educational process. From the position of the existential approach to the education of the essence of the process of individualization as a pedagogical phenomenon. Determine the conditions to ensure the individualization of education and arising from these conditions rules. The problem of self-development of the child, as the main factor manifestations of his personality, substantiated criteria of readiness of children to self-development and the need for self-development components.

Keywords: Personalisation of education, the conditions of individualization, self-development, the need for self-development.

Основой индивидуальности является природное начало, то есть те качества, которые даны человеку при рождении. Индивидуальность проявляется тогда, когда человек осознает уникальность себя и своей жизни и, чувствуя свою неповторимость, сам реализует свое будущее, чтобы как можно более полно раскрыть свои возможности. А это требует как понимания самого себя, так и активного отношения к своей жизни; предоставление обществом возможностей для самостоятельного выбора целей и средств жизнедеятельности.

В настоящее время от образования ожидают подготовку людей с высоким уровнем общего развития, с умением принимать самостоятельные решения, с готовностью к переучиванию, приобретению новых знаний, с умением работать в группе, коммуникабельных.

В рамках экзистенциального подхода к воспитанию, обоснованного в нашей научной школе, понимание сущности индивидуализации можно изложить следующим образом:

Индивидуализация как педагогическое явление предполагает:

- формирование субъектной позиции ребенка, осознающего смысл своих действий и поступков;

- выбор жизненных целей и проекта своего существования, то есть жизненное самоопределение;

- воспроизводство на уровне индивидуального человеческого бытия накопленной в обществе культуры и стимулирования потенциалов внутреннего саморазвития человека;

- воздействие со стороны отдельного человека или социальной группы на другую социальную группу или отдельного человека, входящего в эту группу с целью формирования у последнего устойчивой системы ценностных ориентаций, механизмов психического отражения и регуляций деятельности;

- стратификацию индивидуального бытия в рамках существующей системы социальных отношений.

Индивидуализация воспитания предполагает создание условий для определения каждым воспитанником своей траектории саморазвития на основе сделанного им социального и экзистенциального выбора. При этом предполагается наряду с учетом особенностей детей учитывать возможности влияния воспитательного процесса на развитие сущностных сфер ребенка.

Индивидуализация воспитания предполагает, прежде всего, определение детьми своей цели жизни и способа ее достижения. В соответствии с этим необходимо выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, включение в различные виды деятельности с учетом его особенностей; раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе; предоставление возможностей каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Для того чтобы школьники могли осуществить выбор цели жизни, необходимо взаимодействие родителей и педагогов и, в первую очередь классных руководителей.

Условиями индивидуализации воспитания являются:

- мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребенке;

- формирование представлений у ребенка о возможностях выбора как социального, так и экзистенциального; о многообразии жизненных целей;

- выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

- учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;

- предоставление возможности учащимся в самостоятельном выборе способов участия во внеучебной деятельности, а также выборе сферы дополнительного образования.

В практической педагогической

деятельности это реализуется в следующих правилах:

- работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;

- успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

- осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться только информацией об индивидуальных качествах;

- педагог на основе взаимодействия с учеником должен вести поиск способов коррекции его поведения;

- постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.

Проблема индивидуализации воспитания выступает в экзистенциальной педагогике, прежде всего, как проблема саморазвития.

Саморазвитие - это реализация молодым человеком собственного проекта

совершенствования необходимых ему качеств.

Каждые человек имеет свое представление о своем идеале, к которому он стремится.

Критериями готовности к саморазвитию являются мотивационный, деятельностный и рефлексивный.

Мотивационный критерий предполагает сформированность устойчивой мотивации саморазвития, которая предполагает стремление к познанию ребенком себя, потребность в приобретении новых компетенций, желание найти средства саморазвития.

Деятельностный критерий отражается в реальном проектировании саморазвития и реализации проекта, что предполагает определение перспектив саморазвития, знание способов достижения целей саморазвития и осуществление реальных действий для приобретения новых компетенций.

Рефлексивный критерий отражается в самооценке результатов саморазвития и определении перспектив саморазвития, исходя из реальных возможностей, что предполагает осуществление самоконтроля изменений в самом себе, анализ факторов, повлиявших на изменение личности, осознание последствий саморазвития.

Важной задачей индивидуализации воспитания является формирование потребности в саморазвитии, которая определяется как обретение детьми смысла своего самосовершенствования на основе проекта своего будущего бытия.

В процессе педагогического сопровождения очень важно сформировать потребность в нравственном самосовершенствовании. Она придает вектор развития для всех перечисленных выше компонентов.

Это, прежде всего, сопровождение нравственного выбора. В процессе этого выбора формируется духовность, как интегральная характеристика ценностно-смысловой сферы личности, отмеченная нравственной доминантной и отражающаяся в жизненных смыслах человека. Этот подход предполагает понимание человеком самого себя и доминирующего влияния этого понимания на формирование личностных качеств и развитие его индивидуальности. При этом это понимание для каждого человека базируется на осмыслении своего существования.

Педагогическое сопровождение нравственного выбора и формирования ценностных ориентаций предполагает взаимодействие педагога и ребенка в овладении детьми гуманистическими

нравственными ценностями, помощь в решении личностных проблем и преодолении трудностей в ситуациях, требующих реализации активной нравственной позиции. Оно представляет собой целенаправленный педагогический процесс,

способствующий формированию готовности воспитанников к самостоятельному решению моральной дилеммы на основе рефлексии и установления приоритетности имеющихся ценностей и ценностных ориентаций.

Деятельность по педагогическому сопровождению формирования потребности в нравственном саморазвитии циклична и включает в себя пять этапов.

1. Проблематизация. Педагоги обнаруживают и актуализируют вместе с ребенком предмет педагогического сопровождения, каковыми являются нравственная проблема, трудность, обида ребенка. Выявляются его суть, причины возникновения; обнаруживаются противоречия; формулируется проблема.

2. Поисково-вариативный. Осуществляется поиск вариантов решения нравственной проблемы, и определяется степень участия взрослого в этом процессе, а также средства сопровождения.

3. Практико-действенный. Совместно с детьми совершаются реальные или виртуальные (в случае имитации ситуации) действия, которые приводят ребенка к решению проблемы.

4. Аналитический. Взрослые и дети анализируют происходящее, прогнозируют

возможность появления новых трудностей и путей их преодоления.

5. Рефлексивный компонент или компонент последействия предполагает осмысление происходящего, проектирование определенных действий в будущем, самокоррекцию имеющихся ценностных ориентаций.

От этапа к этапу не только меняются задачи педагогического сопровождения нравственного выбора и формирования ценностных ориентаций, но и характер мыслительной деятельности школьников.

В качестве основания для классификации компонентов потребности в саморазвитии мы опирались на идею развития сущностных сфер человека, которую выдвинул О.С. Гребенюк в своей работе «Педагогика индивидуальности» [4]. В соответствии с этой теорией мы выделяем семь групп компонентов потребности в саморазвитии: потребности в интеллектуальном развитии, потребности в развитии своей эмоциональной сферы, потребности в регулировании своих интересов и желаний, потребности в преодолении, потребности в самореализации, потребности в понимании перспектив своего существования.

1. Абульханова-Славская К.А. Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1981.

2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. - 228 с.

3. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. - М.: Магистр, 1995. - 111 с.

4. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: курс лекций / О.С. Гребенюк. -

Калининград, 1995.

5. Зимняя И.А. Воспитание - проблема современного образования в России / И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозов. - М., 1998. - 82 с.

6. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.

7. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии: монография / В.В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.

Сведения об авторе:

Рожков Михаил Иосифович (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», e-mail: [email protected]

Data about the author:

M. Rozhkov (Moscow, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, chief researcher of FGBNU "Institute of studying of the childhood, family and education of RAO", e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.