Научная статья на тему 'Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе'

Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2423
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОБРАЗЦОВ / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ ВЛИЯНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Померанцева Татьяна Анатольевна

Введение: в статье рассматриваются основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников. Современное социокультурное общество задаёт вектор обновлённой образовательной политики. Человеку недостаточно прироста только интеллектуального развития, необходимо уделять внимание воспитанию думающей, взаимодействующей, ответственной личности, умеющей принимать решения, саморазвиваться и самостоятельно контролировать достижение поставленных целей. Поэтому нормативные документы, поддерживая важность социализации и индивидуализации школьников, акцентируют внимание на активное включение ребёнка в социокультурную реальность за счёт специфической организации образовательного пространства школы. Последнее, в свою очередь, ориентировано, с одной стороны, на воспитание качеств сознательности, вдумчивости, ответственности, а с другой, на развитие креативности школьников, индивидуальности каждого и умение взаимодействовать с окружающим миром. Материалы и методы: критический отбор информации (теоретический и сравнительный анализ отечественной и зарубежной литературы) и интеграция подходов и методов различной направленности (теоретических и эмпирических). Методологическую основу исследования составили: системный, социокультурный, диалектический, персонифицированный подходы. Результаты исследования: автором определены основные компоненты социализации и индивидуализации школьников, а именно: мотивационно-целевой, процессуальный и оценочно-рефлексивный (диагностический); обоснован комплекс условий, способствующих эффективной социализации и индивидуализации детей, в основе которого организация свободного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Последнее рассматривается как его поступательная социализация и индивидуализация в процессе познания и преобразования, социокультурных образцов в разных видах детской деятельности. В статье также представлены критерии определения успешности социализации и индивидуализации школьников: мотивационный, ценностно-нормативный, когнитивный, коммуникативный, практико-созидательный. Обсуждение и заключения: предложенные компоненты социализации и индивидуализации школьников и описанные условия их успешной реализации могут быть использованы педагогами школы в качестве ключевых ориентиров при осуществлении образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN COMPONENTS OF SOCIALIZATION AND INDIVIDUALIZATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Introduction: the article deals with the main components of socialization and individualization of primary school children. Modern socio-cultural society sets the vector of the updated educational policy. It is not enough for a person to increase only intellectual development, it is necessary to pay attention to the education of a thinking, interacting, responsible person who can make decisions, self-develop and independently control the achievement of goals. Therefore, the normative documents, supporting the importance of socialization and individualization of students, focus on the active inclusion of the child in the socio-cultural reality due to the specific organization of the educational space of the school. The latter, in turn, is focused, on the one hand, on the education of the qualities of consciousness, thoughtfulness, responsibility, and on the other, on the development of creativity of students, the individuality of each and the ability to interact with the surrounding world. Materials and methods: critical selection of information (theoretical and comparative analysis of domestic and foreign literature) and integration of approaches and methods of different orientation (theoretical and empirical). The methodological basis of the study was: systemic, socio-cultural, dialectical, personalized approaches. Results: the author defines the main components of socialization and individualization of schoolchildren, namely motivational-target, procedural and evaluative-reflexive (diagnostic); substantiates a set of conditions that contribute to the effective socialization and individualization of children, which is based on the organization of free interaction of the child with the surrounding world. The latter is considered as its progressive socialization and individualization in the process of cognition and transformation, social and cultural patterns in different types of children's activities. The article also presents the criteria for determining the success of socialization and individualization of students: motivational, value-normative, cognitive, communicative, practice-creative. Discussion and conclusions: the proposed components of socialization and individualization of students and the described conditions of their successful implementation can be used by teachers of the school as key reference points in the implementation of educational activities.

Текст научной работы на тему «Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе»

Статья/Article

УДК 373.3

DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-8

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

Т. А. Померанцева1 *

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация * e-mail: pomerantseva.tatiana@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Введение: в статье рассматриваются основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников. Современное социокультурное общество задаёт вектор обновлённой образовательной политики. Человеку недостаточно прироста только интеллектуального развития, необходимо уделять внимание воспитанию думающей, взаимодействующей, ответственной личности, умеющей принимать решения, саморазвиваться и самостоятельно контролировать достижение поставленных целей. Поэтому нормативные документы, поддерживая важность социализации и индивидуализации школьников, акцентируют внимание на активное включение ребёнка в социокультурную реальность за счёт специфической организации образовательного пространства школы. Последнее, в свою очередь, ориентировано, с одной стороны, на воспитание качеств сознательности, вдумчивости, ответственности, а с другой, на развитие креативности школьников, индивидуальности каждого и умение взаимодействовать с окружающим миром.

Материалы и методы: критический отбор информации (теоретический и сравнительный анализ отечественной и зарубежной литературы) и интеграция подходов и методов различной направленности (теоретических и эмпирических). Методологическую основу исследования составили: системный, социокультурный, диалектический, персонифицированный подходы. Результаты исследования: автором определены основные компоненты социализации и индивидуализации школьников, а именно: мотивационно-целевой, процессуальный и оценочно-рефлексивный (диагностический); обоснован комплекс условий, способствующих эффективной социализации и индивидуализации детей, в основе которого - организация свободного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Последнее рассматривается как его поступательная социализация и индивидуализация в процессе познания и преобразования, социокультурных образцов в разных видах детской деятельности. В статье также представлены критерии определения успешности социализации и индивидуализации школьников: мотивационный, ценностно-нормативный, когнитивный, коммуникативный, практико-созидательный.

Обсуждение и заключения: предложенные компоненты социализации и индивидуализации школьников и описанные условия их успешной реализации могут быть использованы педагогами школы в качестве ключевых ориентиров при осуществлении образовательной деятельности.

Ключевые слова: социализация, индивидуализация, преобразование социокультурных образцов, персонифицированное влияние, саморазвитие.

Для цитирования: Померанцева Т.А. Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3. С.8. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-8

THE MAIN COMPONENTS OF SOCIALIZATION AND INDIVIDUALIZATION OF

PRIMARY SCHOOL CHILDREN

1 *

T. A. Pomerantseva

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation e-mail: pomerantseva.tatiana@mail.ru

ABSTRACT

Introduction: the article deals with the main components of socialization and individualization of primary school children. Modern socio-cultural society sets the vector of the updated educational policy. It is not enough for a person to increase only intellectual development, it is necessary to pay attention to the education of a thinking, interacting, responsible person who can make decisions, self-develop and independently control the achievement of goals. Therefore, the normative documents, supporting the importance of socialization and individualization of students, focus on the active inclusion of the child in the socio-cultural reality due to the specific organization of the educational space of the school. The latter, in turn, is focused, on the one hand, on the education of the qualities of consciousness, thoughtfulness, responsibility, and on the other, on the development of creativity of students, the individuality of each and the ability to interact with the surrounding world.

Materials and methods: critical selection of information (theoretical and comparative analysis of domestic and foreign literature) and integration of approaches and methods of different orientation (theoretical and empirical). The methodological basis of the study was: systemic, socio-cultural, dialectical, personalized approaches.

Results: the author defines the main components of socialization and individualization of schoolchildren, namely motivational-target, procedural and evaluative-reflexive (diagnostic); substantiates a set of conditions that contribute to the effective socialization and individualization of children, which is based on the organization of free interaction of the child with the surrounding world. The latter is considered as its progressive socialization and individualization in the process of cognition and transformation, social and cultural patterns in different types of children's activities.

The article also presents the criteria for determining the success of socialization and individualization of students: motivational, value-normative, cognitive, communicative, practice-creative.

Discussion and conclusions: the proposed components of socialization and individualization of students and the described conditions of their successful implementation can be used by teachers of the school as key reference points in the implementation of educational activities.

Keywords: socialization, individualization, the transformation of socio-cultural patterns, personalized influence, self-development.

For citation: Pomerantseva T.A. The main components of socialization and individualization of primary school children// Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 3. Р.8. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-8

Введение

Российское образование сегодня бросает цивилизационный вызов XXI века, выдвигая идеи концептуально обновлённой образовательной политики и прибегая к реализации новых законодательных, нормативно-правовых актов и государственных программных документов для обеспечения конкурентоспособности среди других выдающихся мировых держав [19]. В послании Федеральному собранию 1 марта 2018 г. президент Российской Федерации В.В. Путин поддерживает необходимость отказа всех государственных структур от устаревших методик и перехода на инновационные технологии нового поколения [13]. Раскрывая суть стратегического развития государства, президент говорит об обновлении кадрового потенциала; сегодня обществу нужны эрудированные личности, инноваторы и интеграторы, ведущие нашу страну на лидерские позиции в мире. В то же время он объективно замечает, что в современной социокультурной реальности необходимо уделять особое внимание социальному и нравственному воспитанию, так как стране нужны личности, достойные великой культуры, которую создало человечество. Мировой опыт подтверждает тот факт, что за счёт совокупности развития интеллектуального образования и социального воспитания многие страны достигли социально-экономического прогресса, обеспечили социокультурное развитие населения, вследствие чего произошло возрастание духовного и материального богатства общества.

Во исполнение указов президента по преобразованию стратегии образования в Российской Федерации ещё в 2009 г. началась трансформация всей системы, нормативные документы и программы стали задавать новый социокультурный тип личности. В контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начальное образование должно способствовать становлению основ нравственности, моральных качеств, мировоззрения воспитанников, формированию умения учиться и организовывать свою деятельность, социальному и индивидуальному развитию, благодаря которому дети принимают нравственные установки, моральные нормы, социокультурные ценности своей страны. В этой связи в современной социокультурной ситуации чрезвычайно важным становится личностный и общественный аспект образовательной деятельности, область слияния социального бытия и индивидуальной данности, в рамках которого происходит формирование, кристаллизация и развитие современного ребёнка.

Обзор литературы

Проблемы социализации и индивидуализации личности исследуются многими учёными, однако определение их соотношения неоднозначно. По мнению Л.В. Мардахаева, подробно рассматривающего проблему социализации, В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова: и др. наиболее полно представляют идеи о педагогике социального становления личности [11, с. 10]. Индивидуализацию в своих научных работах рассматривают А.А. Кирсанов [6],

И.А. Юрловская [24] и др. Отдельные аспекты социализации и индивидуализации детей дошкольной ступени образования и начального звена школы представлены в публикациях Е.П. Белинской [2], Ж.К. Кениспаева [5], С.О. Кожанкиной [8], А.Н. Ларина [10], О.В. Сулиминой [17], Т.Н. Черняевой [21], А.М. Щетининой [23] и др. В диссертационных исследованиях Н.Ф. Головановой [3], О.В. Федоскиной [20] и книге Дж. Брунера [27], рассматриваются проблемы социализации и социокультурного образования детей, в том числе начального звена школы.

Зарубежные исследователи считают, что социализация следует за индивидуальными особенностями человека. Так, К. Роджерс [37; с. 219], И. Таллман, Р. Мароц-Баден, П. Пиндас [38, с. 28], В. Уэнтуорт [40, с. 62] доказывают приоритет врождённых качеств при развитии личности и отмечают, что, позднее дополняя и раскрывая свои личностные особенности, люди социализируются в обществе, данную гипотезу подтверждает и Н.Ф. Голованова в своей книге «Социализация и воспитание ребенка», приводя высказывания А. Маслоу [3, с. 30]. А.Г. Асмолов [1; с. 239], И.С. Кон [9; с. 19] и др. выдвигают идею о пересечении и дальнейшем взаимодополнении данных процессов, но отправная точка - социализация. Таким образом, созданные условия социализации порождают дальнейшую индивидуализацию и наращивают социальные навыки.

Мы придерживаемся точки зрения О.В. Сулиминой, которая, анализируя исследования Л.С. Выгодского, Д.А. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна и Л.В. Петровского, приходит к выводу, что в процессе социализации огромное значение имеет субъектность личности, ее активное начало [17; с. 30]. Во взаимодействии социального и индивидуального акцентируется внимание на третьем факторе - самой личности.

Анализируя различные источники, мы сделали вывод о том, что под «социализацией и индивидуализацией детей» мы понимаем процесс воспитания индивида в свободном социокультурном пространстве, способствующем его самоопределению. В результате данного процесса (персонифицированного, так как важна каждая личность, каждый характер и т.д.) происходит самовоспитание и саморазвитие ребёнка, усовершенствование его качеств. Он приобретает общечеловеческие и культурные ценности, усваивает социальные нормы, раскрывает свой личностный потенциал, в итоге обретая необходимый опыт и свою позицию сосуществования в современном социуме.

Таким образом, на наш взгляд, на современном этапе необходимо рассмотрение понятий социализация и индивидуализация во взаимодействии, так как они имеют определённую корреляцию, а воздействие этих процессов в слиянии способствует развитию личности и, как следствие, усиливает возникновение основ дальнейшего саморазвития ребёнка.

Обратимся к концепциям социализации и индивидуализации в литературе зарубежных и современных авторов.

Учитывая сложность перехода из детского сада в школу и проблемы адаптации детей первого класса, Т.Н. Черняева отмечает, что большие резервы в этом плане имеет использование на уровне начальной школы элементов проектной деятельности, в ходе которой учащиеся могут соотнести имеющиеся знания с практикой, осознать их личную, социальную значимость и пригодность, причем с максимальным учетом своих индивидуальных, возрастных особенностей и интересов одноклассников [21; с.38].

Преимущество метода проекта как уникального механизма адаптации, социализации, индивидуализации и одновременно формирования личностного опыта заключается в четкой постановке цели, поэтапности продвижения к гарантированному результату (значимому для

каждого), уникальном сочетании самостоятельности и коллективного участия (учителей, первоклассников и родителей). Несомненно, что объем, количество и тематика выполняемых учениками начальной школы проектов должны быть адекватны их интересам и возможностям, содержать вкрапления игры, развлечения и одновременно поиска [21; с.39].

Концепция С.О. Кожанкиной основана на осознании ребёнком своей позиции в мире и среди людей, на познании своих навыков и умений, скрытых и активных талантов, а затем, создавая условия для ситуации успеха в индивидуальных беседах и коллективных игровых мероприятиях, активизации и совершенствовании индивидуальных качеств и личностных характеристик. В данной концепции особая роль отводится классному руководителю, так как именно он организует внеурочную деятельность детей, в рамках которой предлагается организация их социализации и индивидуализации [7; с. 6].

H.Н. Чучина, достаточно подробно описывая функции и принципы организации досуга, включает во внеклассную жизнедеятельность детей следующе компоненты: отдых, труд, свободную творческую деятельность. Досуг в таком случае, с одной стороны, является зоной активного общения, удовлетворяющей потребности подростков в контактах, стимулирующей трудовую активность и выработку жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе, а с другой - зоной творческого развития, способствующей развитию индивидуальных задатков ребёнка [22; с.465].

Таким образом, исследования теоретико-методологической основы проблемы позволило сделать вывод о том, что процессы социализации и индивидуализации тесно взаимосвязаны. Необходимо создать условия, организовать образовательное пространство школы и взаимодействие всех участников учебного процесса так, чтобы ребёнок стал субъектом деятельности, следовал своей индивидуальной развивающей траектории, учился создавать новые коммуникационные контакты, тем самым развивал свои способности свободного взаимодействия в мире людей.

Материалы и методы

Теоретические методы: теоретико-логический и сравнительно-сопоставительный анализ философской, методологической, педагогической, научно-технической и методической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение педагогического опыта, моделирование содержания обучения.

Результаты исследования

Организация процесса социализации и индивидуализации младших школьников осуществляется так, чтобы полученные в ходе него компетенции развивались на следующих этапах обучения.

В данном контексте выделены общие и специальные функции социализации и индивидуализации детей в современных социокультурных условиях. Общими функциями являются:

I. Аксиологическая функция социализации и индивидуализации обоснована парадигмальным подходом в области образования младших школьников. Стандарты нового поколения подтверждают необходимость приобщения детей к исторически накопленным духовным ценностям. Данная функция дает возможность приобретения новых знаний о социокультурной действительности с опорой на потребности, способности, увлечения и

потенциал самого субъекта деятельности, позволяя учитывать их для создания условий становления его как личности.

2. Коммуникативная функция заключается в организации деятельности в духе сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания как на уроке, так и вне его, между детьми и педагогом. Ориентация на личностное развитие, способствующее творческому самопознанию, саморазвитию, самореализации, осуществляется за счёт:

- совместного жизнетворчества взрослых и детей с ориентацией на межсубъектный интерактив - целостное взаимообщение и присутствие компонентов осознанного действия с обеих сторон (общая позиция, интерес, содержание, способ действия);

- опоры на персонифицированный, социокультурный, диалектический и системный подход во время организации образовательного процесса, принципы сотрудничества;

- применения процесса фасилитации во время организации коллективного выполнения заданий, гарантирующего право на высказывание собственного мнения каждого школьника;

- доминирования эмпатии между всеми участниками образовательного процесса;

- подбора методов содействия, продиктованных конечной целью -совершенствование каждой личности.

Культуросозидательная функция будет прослеживаться в усвоении сегодняшнего социокультурного опыта в школьном воспитательно-образовательном поле. Окружающая «социокультура» - это основа для дальнейшего присвоения и созидания ценностных ориентиров реального мира, формирующих поведение человека в социуме как совокупность генетически наследуемого информационного пространства. Социокультура - это нечто необъятное, но понятное всем и каждому на уровне собственного развития. В любой социокультуре есть некие установки, ориентиры, понятные каждому индивиду. Усваивая и воспроизводя их в личном поведении, человек вливается в общество, живёт и действует в культурной среде. Развивающийся человек способен не только придерживаться социокультуры, но и самостоятельно созидать её, реализовывать творческие продукты на благо общества. Так происходит становление личности в контексте социокультурного развития, с опорой на исторически сложившиеся общечеловеческие ценности и взгляд вперёд, обусловленное взаимовлиянием мира социума, мира природы, мира предметов, мира культуры на человека и наоборот.

Рефлексивная функция заключается в критическом самонаблюдении, осмыслении, понимании личного поведения и действий школьников, каждый оценивает свои положительные и отрицательные поступки, взаимоотношение с окружающими, сравнивает поставленные цели с полученным результатом, выполнив творческие задания различной направленности, сравнивает свои результаты с результатами одноклассников. Таким образом, зарождается «Образ Я», и происходит становление личности маленького исследователя. Рефлексивная функция раскрывает способность индивида к самоанализу, осознание им своей внутренней позиции, свих умений и навыков, даёт возможность в действиях окружающих увидеть себя со стороны.

Специальные функции дают конкретизацию общих функций, останавливаясь на особо важных компонентах. К специальным функциям можно отнести:

- включение младших школьников в мир социокультуры, социально-культурное поле образовательного учреждения при соотнесении оптимальности и качества социо-индивидуальной нагрузки на ученика;

- развитие личностных качеств ребёнка с ориентацией на коллективное взаимодействие, партнёрство, межсубъектный интерактив, конструктивный диалог;

- воспитание индивида в духе преемственности социокультурных связей поколений;

- постижение и воспроизведение ребёнком ценностей социокультуры, основ личностного развития.

Основными компонентами социализации и индивидуализации детей на начальном уровне образования являются: мотивационно-целевой, процессуальный, оценочно-рефлексивный, - они взаимосвязаны и представляют целостный образовательный процесс.

Первостепенным является мотивационно-целевой компонент, ориентированный на формирование социокультурных компетенций и развитие личностного потенциала в их единстве. В данном контексте отмечаем, что рассматриваемый нами компонент подразумевает учет естественных задатков ребенка, развивая которые мы обеспечим сохранение самобытности детской деятельности, пробуждение индивидуальности ребенка, выражение и реализацию его потребностей и возможностей в полной мере. Для культивирования в сознании детей важности саморазвития и побуждения желания расширять свои кругозор и личностные качества самостоятельно, основываясь на персонифицированном подходе, мы считаем необходимым создать условия, способствующие проявлению и развитию внутренней личностной позиции детей, проявляющейся в следующих субъектных функциях:

- мотивация к деятельности - принятие проблемы, активизация на её решение;

- аффилиация - доверительное, эмоционально значимое общение с окружающими;

- коллизийность - умение отличить несовместимые идеи и мысли, скрывающие подлинную картину, антагонизмы реальности;

- аргументация - высказывание своей точки зрения и отстаивание своей позиции;

- осознанность - умение критично относиться к предлагаемым извне нормам и соотносить их с внутренними мотивами;

- смыслопонимание жизнедеятельности и самоконструирование личности. Человек понимает смысл жизни и выступает в качестве носителя и творца собственного индивидуального мировоззрения;

- преобразование - любая личностно значимая деятельность модифицируется и приобретает творческий характер.

Обязательным условием будет являться представленность функций в учебной деятельности субъектов образования в полном объёме. Только так будет происходить процесс самопознания, самосозидания человеком своей личности, то есть приобретение экзистенциального, витагенного опыта.

В результате нами предложены следующие средства социализации и индивидуализации детей на начальном уровне образования:

1. Развивающее социокультурное поле. Под данным понятием мы подразумеваем, во-первых, всю предметно-просранственную среду образовательного учреждения, обеспечение школы материальными ресурсами и воплощение «хенд мейд» идей. При этом для последовательной эффективной социализации и индивидуализации детей в позитивно заряженном социокультурном поле предметно-пространственная среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Этот факт раскрывает необходимость постепенного расширения, изменения, совершенствования учебно-воспитательных компонентов во всём пространстве школы. Чем больше у ребёнка появляется возможностей для самореализации в насыщенном, доступном, открытом социокультурном поле, тем

соответственно выше полноценность социализации и индивидуализации детей на начальном уровне образования. Освоенность и неосвоенность ребёнком предложенных форм данного поля зависит от его природных задатков, исходя из возможности удовлетворения в нём своих потребностей, из прошлого социального опыта, из присвоенных им общественных норм и ценностей. Следовательно, развивающаяся и развивающая структура педагогически создаваемого для ребёнка социокультурного поля увеличивает вероятность его саморазвития.

Во-вторых, социокультурное поле представляет собой искусственно созданные для обучения и воспитания условия. Данную позицию Курта Левина, описанную в терминах «ситуационного анализа», раскрыла О.В. Федоскина в своём диссертационном исследовании [20; с.112]. Он задался вопросом, ЧТО побуждает людей из разнообразия своих свойств в определённый момент сделать выбор и продемонстрировать какое-то одно? Почему нам хочется улыбнуться в ответ на улыбки окружающих? Во взаимодействии с одними и теми же людьми мы можем демонстрировать свои положительные и отрицательные стороны, реагируя не на личность, а на ситуацию, на происходящее вокруг.

Курт Левин отмечает, что социальная ситуация носит побуждающее действие, обладает силой активизации и торможения эмоций и поступков человека. Здесь он вводит такое понятие, как «канальные факторы» - те условия, которые могут быть незначительными, но особо важными для запуска или блокировки тех или иных свойств человека. На поведение участников будет влиять не только какой-то определённый элемент ситуации, а вся совокупность предложенных условий, тот промежуток времени, та атмосфера, действия окружающих и т.д. Данная ситуация будет являться сущностным описанием категории социокультурное поле и обладать причинным качеством результативности развития и саморазвития детей на начальном уровне образования.

Мы описали возможности воздействия социокультурного поля на социализацию и индивидуализацию детей. Чтобы результативно использовать их в практической деятельности, нам необходимо компетентное управление - выделение и обеспечение оптимального слияния различных «канальных факторов». Мы понимаем, что школьное пространство уже изначально включает определённые ценности, причём имеющие предпочтительно проверенные, одобренные обществом ценностные ориентиры. Но они не должны быть готовыми, жёстко обозначенными и безвозвратно заданными, иначе мы нарушаем логику приобретения развивающейся личностью собственного опыта. Соответственно социокультурное поле, в которое погружаются дети, должно демонстрировать стабильные ценности, обладающие очевидностью и аксиоматичностью, но не исключающие возможность ситуативного выбора и опоры на жизненный опыт.

Здесь же следует отметить, что педагогу необходимо обладать социокультурными ценностями, самому присваивать и постоянно корректировать те смыслы, которыми данное поле наполнено. Помня о важности мотивационного фактора, сделать привлекательным для ребенка образовательное пространство, помочь в продвижении по неосвоенным зонам к их присвоению, понимая, что невозможно добиться искоренения отторгаемых зон, стремиться к максимальному их уменьшению, спровоцировать ребенка на корректировку пространства с опорой на собственный опыт (элемент присвоения, предполагающий творчество). Выполнение этих задач требует от педагога постоянной коррекции деталей, временных затрат и желания саморазвиваться.

Также не будем забывать о том, что любой ребёнок - это индивидуальность, его существование в социокультурном поле, проживание всех его многофакторных ситуаций

может носить своеобразный характер. М.В. Шакурова [14, с. 51-57] определяет пространственно-временное движение ребёнка в педагогически заданном поле как перемещение по зонам освоенности и присвоенности. Наивысшая стадия - зона присвоенности, то видимое и невидимое пространство, которое ребёнок не просто хочет осваивать, а заполняет его личным смыслом, включает в индивидуальную жизнедеятельность. В пирамиде зон освоенности неминуемо находятся зоны отвержения, они появляются из-за появления негативных смыслов; из-за явного, хорошо известного и уже неинтересного наполнения; из-за несоответствия высокой сложности пространства и недостаточности возможностей ребёнка. Поэтому в нашей работе мы будем стремиться найти пути вхождения младших школьников в педагогическое социокультурное поле, организации их жизнедеятельности, а также способы определения индивидуального маршрута продвижения в этом поле.

Мы попытались гипотетически представить педагогическое поле жизнедеятельности личности и прорисовать составляющие его смысловые элементы.

2. Следующее средство социализации и индивидуализации детей на начальном уровне образования мы определили как «интеграция видов деятельности».

Интеграция учебной, игровой, трудовой, художественно-творческой, культурно-досуговой деятельности - инструмент социализации и индивидуализации. Межвидовая интеграция - это не просто соединение различных видов деятельности для прочных знаний, это объединение всевозможных теоретических, практических, творческих работ при изучении одного факта, одной темы на основе общего подхода. Практическая работа педагога в данном случае заключается в объединении, соединении, сближении элементов разного рода деятельностей для целостного изучения учебного материала. Создание таких условий, в которых ребёнок мог бы попробовать себя в любых видах деятельности, насыщает процесс обучения, переключает внимание и снимает напряжение. На выходе мы получаем качественно новые знания, а слияние видов деятельности взаимообогащает изучаемый предмет.

Ребёнок пробует себя в деле, расширяет свой кругозор, стремится добиться успеха, а в случае промаха пробует получить знания, выполняя другой вид деятельности, учится конструктивной рефлексии. Информативная емкость учебного материала будет поддерживаться культурно-досуговой деятельностью, за счёт чего у детей появляется возможность проживания различных социальных ролей, обогащения собственного жизненного опыта и расширения границ своих возможностей. Получаемая интенсификация поможет нам разнообразить процесс обучения, ребёнку поверить в себя, в свои силы, развить волю, инициативность, ответственность, обрести уверенность и чувство собственного достоинства. Логическая взаимообусловленность применения межвидовой интеграции, взаимосвязанность материала на каждом этапе урока увеличивает потенциал эффективного достижения главной дидактической цели - социализации и индивидуализации детей на начальном уровне образования.

Образование XXI века невозможно представить без компьютерных технологий и мультимедиа, они дают возможность использовать текст, графические, фото- и видеоматериалы в интерактивном режиме. Это несомненный плюс для достижения наибольшего усвоения материала и облегчения подготовки к уроку. Мы используем мультимедиа для расширения возможностей и учителя, и учащихся. В результате:

- появляется возможность быстрого доступа и отбора необходимой информации в соответствии с дидактическими целями и желаниями;

- реализуется сочетание и интеграция средств мультимедийной поддержки урока;

- становятся доступнее оптимальные дидактические условия личностно-развивающего обучения: самостоятельное решение поставленных задач;

- создаётся возможность для дифференциации, индивидуализации обучения;

- удовлетворяется познавательный интерес к школьному предмету;

- облегчается способ проверки выполненного задания и возвращения к неусвоенному материалу.

Всё вышесказанное ещё раз напоминает нам о важности компетентной подготовки учителя, именно он является вектором, направляющим, побуждающим, поддерживающим звеном в цепи «ребёнок - социокультура».

3. Далее переходим к описанию следующего средства социализации и индивидуализации - взаимодействие детей и взрослых в процессе совместной деятельности.

Совместная деятельность в нашем исследовании трактуется не как нахождение взрослого рядом с ребёнком, а как способ объединённой жизнедеятельности, коллективного бытия, совместного «проживания» эмоций и событий. Этот временной промежуток реальности ценностно ориентирован, проходит в духе диалога и имеет определённую цель. Взаимодействие настроено на взаиморазвитие всех участников событий, нацеленных на решение задач совместной деятельности, идёт опора на равноправные отношения для сближения собеседников, осуществляющих диалог. В таком диалоге учитель стремится к достижению поставленных целей, но они не должны быть статичными, возможность их изменения, расширения, уточнения открывает школьнику путь для выхода за минимум программы, тем самым провоцируя его на саморазвитие.

Исключительное значение в нашей концепции имеет признание личности самоактуализирующимся субъектом, у которого есть своя позиция, которому присуща свобода выбора. Теоретическое исследование мира детства помогло нам спроектировать экспериментальную работу с ориентиром на субъект-субъектную систему взаимодействия, а в некоторых случаях с опорой на паритетное участие обучающихся в организации и осуществлении самого процесса учебной деятельности.

В рамках субъект-субъектных отношений систем «взрослый - ребенок», «ребёнок -ребёнок» будем использовать различные формы интерактивного взаимодействия, такие как учебные деловые игры, организация познания в виде мозгового штурма, анализ проблемных ситуаций и т.д.

В свете демократической культуры и демократического сознания личности, на основе учёта ценностей ребёнка и его интересов, предоставления ребёнку возможности действовать свободно, основываясь на своём опыте, знаниях, возможностях, целесообразно использовать шестиуровневую таблицу В.А. Ситарова и В.Г. Маралова, раскрывающую степень предоставляемой ученикам свободы выбора на уроках [15, с. 172]. По нашей задумке, первый уровень, предполагающий строгое выполнение жёстко обозначенных задач, нам не подходит, поэтому в реализации используем 1-5 уровни.

Осуществляя учебную деятельность, педагоги самостоятельно и в некоторых случаях совместно с учениками определяют меру обеспечения условий для осуществления учащимися свободного выбора. Эта мера различна в силу комплекса самых разнообразных целей, факторов и бесконечного ряда индивидуальных причин. Условия свободного выбора укладываются в широкий спектр между двух полярных величин: только внешней свободы выбора (дети воспринимают деятельность как свободно выбранную) до полного самоуправления детей на уроке. Колебание происходит от выбора способа и средств

выполнения задания до предоставления детям возможности выбрать цель деятельности, форму занятия и его содержание.

Одним из наиболее важных условий в применении свободного выбора на уроке является создание эмоционально-благоприятной атмосферы в результате субъективного взаимодействия педагога с детьми. Поэтому обратим внимание на создание позитивной мотивационной основы. Итак, ответим на вопрос, какие возможности для социализации и индивидуализации детей имеет специально созданное свободное педагогическое поле?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это возможности:

- свободы собственного решения о вхождении в социокультурное поле;

- самостоятельного выбора ребёнком деятельности (содержание и форма), с основой на собственные интересы (достижение лучшего результата, наибольшего самовыражения).

- наиболее интенсивного проживания различных социальных ролей;

- альтернативного взаимодействия в различных коллективах, группах и неоднократной их смены;

- самостоятельного освоения насыщенного информацией социокультурного поля на основе своих предпочтений и интересов.

Используя различные формы интерактивного взаимодействия, учитель способствует более полному познанию ребёнком самого себя для продуктивного взаимодействия в парах, группах и соответственно в обществе. В диалоге рождаются идеи, знания и собственное мнение учеников по какому-либо факту. Ребёнок добывает информацию о себе, о своих качествах, осознаёт достоинства и недостатки. Педагог способствует формированию в сознании детей идеального образа достойного социокультурного поведения в обществе.

В таком случае при мотивированной поступательной социализации детей в процессе познания социокультурных образцов в разных видах деятельности сферами результативного влияния социализации и индивидуализации становятся:

1. Личностная - ориентированная на приращение естественных задатков ребенка, развитие которых обеспечивает сохранение самобытности детской деятельности, пробуждение индивидуальности ребенка, выражение и самореализацию его социокультурных потребностей и возможностей в полной мере.

2. Метапредметная - включающая освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

3. Предметная - включающая освоенный обучающимися в ходе социализации и индивидуализации опыт специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

В процессе социализации и индивидуализации осуществляется воспитание у ребёнка уважения к жизни как таковой, к культуре вообще, к различным социальным отношениям и т.д. Проживая отношения, осуществляя поиск способов установления отношений, ребёнок постоянно анализирует и, как следствие, воспринимает себя как личность, уважает окружающих, его любовь к близким крепнет, происходит установление контактов с людьми, развиваются умения существовать в социокультуре «здесь и сейчас».

Таким образом, социализация и индивидуализация предполагает развитие всех сфер сознания личности, содержание этого процесса в таком случае включает следующие компоненты личностной и социальной компетентности:

- онтологический компонент - фундаментальные, социокультурные, личностно значимые знания;

- аксиологический компонент - ценностные ориентации нравственно-нормативного, эстетического характера;

- коммуникативно-поведенческий компонент - развитие коммуникативных и поведенческих отношений, ощущение личности в широком смысле с природой, социокультурным окружением, друг с другом, с различными источниками информации с целью поиска путей гармонизации, адаптации, творческой самореализации и саморазвития;

- гносеологический компонент - социокультурное мышление.

Процессуальный компонент включает мотивационно-целевой, информационно-познавательный, проблемно-поисковый, деятельностно-творческий и рефлексивный этап.

Мотивационно-целевой этап обеспечивает эмоционально-чувственное погружение детей в заранее подготовленные педагогом экспериментальные поля. В них учебный материал делится на блоки различной сложности, а также осуществляется включение социокультурных знаний. Данную работу ребёнок может выполнить, используя на выбор один или несколько подготовленных педагогом видов деятельности. Осуществлённый отбор и организация изучения материала побуждают детей к поиску личной значимости и интереса к изучению предмета, выполняется переход внешней мотивации во внутреннюю. Происходит актуализация личностного опыта, освоение алгоритма предстоящей деятельности, направленного на личностные, предметные и метапредметные результаты (целеполагание, выбор путей и средств ее достижения, самостоятельный поиск и анализ информации, коммуникации, рефлексия).

На информационно-познавательном этапе происходит усвоение научных основ фундаментального содержания предмета и социокультурных знаний. Процесс восприятия социокультурных знаний осуществляется через обогащение внутреннего опыта ребенка. Познавательный и коммуникативный компонент наполняется за счёт использования комплекса обучающих и развивающих настольных дидактических игр, приключенческих историй и жизненных кейсов. Учитель готовит их заранее или предлагает детям создать самостоятельно или в группе. Стимуляция обучающихся к догадке, сравнению, сопоставлению и выявлению причинно-следственных связей осуществляется через представление некоторого объема материала в виде схем, таблиц, рисунков, диаграмм и т.д. В работе используются знаки и символы, преобладают рационально-логические методы анализа, обобщения, классификации.

В уроки включаются моменты молчания, наполненные созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, самом себе. Коллективные, массовые переживания, взаимодействия способствуют эффективному достижению поставленных в данном исследовании целей, но наш коллектив исследователей-единомышленников придерживается глубокой убеждённости в необходимости использования тишины как фактора влияния на осознанность действительности и поступков детей. Отсутствие внешних эффектов помогает задуматься, понять, осознать что-либо, заполнить внутреннюю пустоту, способствует глубокому внутреннему переживанию, открытию самого себя.

На проблемно-поисковом этапе основное внимание уделяется социокультурным проблемам современной жизни, их решению с помощью частично-поисковых и исследовательских методов. Активизируется самостоятельная активность и творческое

созидание по поиску их причин, выявлению сущности, прогнозированию последствий, проектированию путей решения. На уроках-исследованиях, уроках-путешествиях, уроках-экспериментах включаются проблемные задания, в основе которых - социокультурные знания, способствующие развитию воспитанного, интеллигентного общения. Работа с проблемными заданиями осуществляется по плану: поиск необходимой социокультурной информации, ее анализ, классификация, обобщение и презентация в виде сообщения, доклада, защиты проекта, расспросы, уточнения. Проблемные задания доминируют при разработке включенных в предмет тем, например, «Я управляю собой, я управляю жизнью», «Я и время», «Моё хобби - моя сила» и т.д. Для формирования исследовательских умений применяется также работа с видеоматериалами. На таких уроках дети рассматривают примеры взаимодействия между людьми, выделяют особенности сотрудничества, отслеживают, как вежливость влияет на дальнейшее общение, учатся поддерживать диалог, не боятся заводить интересные беседы и знакомства.

Деятельностно-творческий этап. С целью обмена умениями, способами творческой деятельности, креативными видами действий, с целью освоения праксиологического аспекта содержания детям предлагается командное взаимодействие. На данном этапе используются формы и методы обучения, активизирующие детей на деятельность, сплачивающие коллектив, способствующие осознанию чувства ответственности за результат. В учебные занятия включаются элементы внеурочной воспитательной работы (выполнение учащимися творческих работ, проектов и т.д.). Работая в паре или микрогруппе, дети учатся лучше понимать друг друга, сближаются, объединяются, предлагают различные творческие образцы, помогают друг другу лучше узнать предмет, раскрывают свои таланты и возможности. Результатом выполнения того или иного задания становится индивидуальный или коллективный продукт деятельности (рисунок, коллаж, выступление, видеофрагмент, творческий альбом и т.д.).

На рефлексивном этапе анализируются результаты формирования у детей социальных и личностных компетенций, осознание собственных успехов и проблем, путей их преодоления. Технологический блок представлен в соответствии с этапами формирования социокультурных и личностных компетенций и включает проектную технологию, проблемное и развивающее обучение, коллективные технологии.

Оценочно-рефлексивный компонент. Мы предположили, что результатом реализации предложенных компонентов является становление социализации и индивидуализации ребёнка, развитие его личностных компетенций в современной социокультуре. Таким образом, для их оценки нами разработан критериально-диагностический аппарат. При его определении мы учитывали нацеленность нашего коллектива единомышленников на развитие индивидуальности и социализации детей на начальном уровне образования, расширение их возможностей и способностей приспосабливаться к постоянно изменяющимся социокультурным условиям, желание аргументированно противостоять антикультурному обществу. Оценочно-рефлексивный блок в таком рассмотрении состоит из сопоставления результатов исследования на начальном и заключительном этапах работы по следующим критериям: мотивационный, ценностно-нормативный, коммуникативный, информационно-познавательный, практико-созидательный. Положительная, отрицательная трансформация или неизменность процессов фиксируется при исследовании показателей соответствующих каждому из критериев социализации и индивидуализации детей на начальном уровне образования: любознательность и социальная активность; нравственная воспитанность и уровень эмпатии; эмоциональная устойчивость и коммуникативные умения;

культура управления временем и уровень самопознания; социальная уверенность и сформированность рефлексивного контроля.

В результате представленные нами основные компоненты социализации и индивидуализации детей на начальном уровне образования позволяют нам комплексно рассмотреть исследуемый процесс, более глубоко его изучить, охватить в единой системе основные этапы и содержание данного процесса, организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешную социализацию и индивидуализацию ребят.

Обсуждение и заключения

Таким образом, для воспитания современной социокультурной личности -суверенной, независимой, автономной и ответственной, с рефлексивным сознанием, способным к самореализации и саморазвитию, автором представлены мотивационно-целевой, процессуальный и оценочно-рефлексивный (диагностический) компонент социализации и индивидуализации детей на начальном уровне образования. Понимая необходимость в школьной образовательной среде создать такие условия, чтобы любознательность, мотивация к получению знаний и опыта, появляясь спонтанно, побуждали бы ребят к дальнейшему индивидуальному саморазвитию и самовоспитанию личностных качеств, социальных навыков и индивидуальных задатков, обоснован комплекс условий для их эффективной социализации и индивидуализации, в основе которого лежит организация свободного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Последнее рассматривается как его поступательная социализация и индивидуализация в процессе познания и преобразования социокультурных образцов в разных видах детской деятельности. Предложенные компоненты социализации и индивидуализации школьников и описанные условия для их успешной реализации могут быть использованы педагогами образовательных организаций в качестве ключевых ориентиров при осуществлении образовательной деятельности.

Список использованных источников

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 282 с. URL: http://pedlib.rU/Books/2/0390/2_0390-1.shtml#book_page_top (дата обращения: 13.06.2018).

2. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. №6(30). URL: http://psystudy .ru/index .php/num/2013v6n30/858-belinskaya30.html (дата обращения: 13.06.2018).

3. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004. 272 с. URL: http://pedlib.rU/Books/3/0481/3_0481-1.shtml#book_page_top (дата обращения: 13.06.2018).

4. Дьячук П.П. Индивидуализация обучения математике студентов посредством сочетания самоуправления учебной деятельностью и внешнего управления в электронной проблемной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 2017.

5. Кениспаев Ж.К., Серова Н.С. Индивидуализация и социализация в становлении личности человека // Аллея науки. Издательский центр «Quantum». 2017. Т. 1, №15, С. 328-331. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32299759 (дата обращения: 13.06.2018).

6. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. Казань: КГУ, 1982. 224 с.

7. Кожакина С.О. Формирование социальной успешности подростков: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2014. 257 с.

8. Кожанкина С.О. Индивидуализация и социализация - противоположность или единое целое? // Вестник Белгородского института развития образования. 2015. №2. С. 92-95. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25414238 (дата обращения: 13.06.2018).

9. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984. 194 с. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/kon_personality_selfconscience.pdf (дата обращения: 13.06.2018).

10. Ларин А.Н. Социализация младших школьников как научно-педагогическая проблема // Народное образование. 2014. №3. С. 199-204.

11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2005. 269 с. URL: http://elibrary.bsu.az/books_163/N_87.pdf (дата обращения: 13.06.2018).

12. Модели индивидуализации обучения в инновационном развитии регионального образования: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической Интернет-конференции, 11-12 ноября 2009 года / под общ. ред. В. Г. Гульчевской. Ростов н/Д, 2009. 89 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20103295 (дата обращения: 13.06.2018).

13. Послание президента В.В. Путина Федеральному собранию от 01.03.2018 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 291976/ (дата обращения: 13.06.2018).

14. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н.Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 2001. 284 с.

15. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.А. Сластенина. М., 2000. 216 с.

16. Сорокина М.А. Роль современного телевидения в процессе социализации подростков: выпускная квалификационная работа магистра. Екатеринбург, 2017. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/55988/1/m th m.a.sorokina 2017.pdf (дата обращения 13.06.2018).

17. Сулимина О.В. Личностное развитие в период перехода от детства к взрослости в различных условиях социализации (в семье и вне семьи): дис. ... канд. псих. наук. М., 2016. URL: https://www.hse.ru/data/xf/2016/02/08/1140092363/Diss Sulimina.pdf (дата обращения 13.06.2018).

18. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания: в 2 т. / под общ. ред. Л И. Семиной. М.: Изд-во «Бонфи», 2002. Т. 2. 408 с. URL: http://textarchive.ru/c-2798129-p4.html (дата обращения: 13.06.2018).

19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (действующая редакция), ст. 48. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 13.06.2018).

20. Федоскина О.В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2004.

21. Черняева Т.Н. Опыт первоклассника в аспекте его социализации, индивидуализации и адаптации // Начальная школа. 2010. №8. С. 38-41.

22. Чучина Н.Н. Социализация подростков в сфере досуга // Молодой ученый. 2016. №18. С. 465-475. URL: https://moluch.ru/archive/122/33836/ (дата обращения: 13.06.2018).

23. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: учебное пособие. Великий Новгород, 2004. 132 с.

24. Юрловская И.А. Педагогические пути и приёмы индивидуализации обучения учащихся младших классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-puti-i-priemy-individualizatsii-obucheniya-uchaschihsya-mladshih-klassov (дата обращения 13.06.2018).

25. Blumer H. Sociological Implications of the Thought of George Herbert Mead // American Journal of Sociology. 1966. Vol. 71, no. 5. Pp. 535-544. Available at: http://www.jstor.org/stable/2774496 (accessed: 13.06.2018).

26. Brownell М.Т., Walther-Thomas Ch. Stephen W. Smith: Strategies for Building a Positive Classroom Environment by Preventing Behaviour Problems // Intervention in School and Clinic. 2001. Vol. 37, no. 1. Pp. 31-35. DOI: https://doi.org/10.1177/105345120103700106

27. Bruner J. The Culture of Education. Cambridge, MA: Harvard. 1995.

28. Egan K. The Educated Mind: How Cognitive Tools Shape our Understanding. University of Chicago Press. 1997.

29. Ellis Е., Deshler D., Lenz К., Schnmaker J. & Clark F. An Instructional Model for Teaching Learning Strategies // Focus on Exceptional Children. 1991. Vol. 23, no. 6. Pp. 1-24. Available at: https://www.researchgate.net/publication/284566414 An Instructional Model for Teaching _Learning_Strategies (accessed: 13.06.2018).

30. Leithowood K.A. The Dimensions of Curriculum Innovation // Journal of Curriculum Studies. 1981. Vol. 13, no. 1. Pp. 15-19. DOI: https://doi .org/10.1080/0022027810130104

31. Manning B.H., Glasner S.E., Smith E.R. The Self-regulated Learning Aspect of Metacognition: A Component of Gifted Education // Roeper Review. 1996. Vol. 18, no. 3. Pp. 217-223. DOI: https://doi.org/10.1080/02783199609553741

32. Perkinson HJ. Learning from our Mistakes: A Reinterpretation of 20 Century Educational Theory. London, 1984.

33. Petty R. Classroom Management: A Resourse Manual for Frontline Teachers. Lanham, MD: Scarecrow Education. 2001.

34. Philips L. Human adaptation and his failures. New York, 1968.

35. Pintrich P. The Role of Goal Orientation in Self-regulated Learning // Boekaerts M., Pintrich P., Zeidner M. (eds.). Handbook of Self-regulation. San Diego: Academic Press, 2000. Pp. 451-502.

36. Ray Gilles,B. Nurturing Civilization Builders: Birthing the Best Schools in the World. Seattle: Oak Forest Press, 2004. 254 p.

37. Rodgers C. Lernen in Freiheit. Kosel, 1974:

38. Tallman I., Marots-Baden R., Pindas P. Adolescence Socialization in Cross-cultural Perspective: Planning for Social Change. N-Y., 1983.

39. Varela FJ. Patterns of Life: Interwining Identity and Cognition // Brain and Cognition. 1997. Vol. 34, no. 1. Pp. 72-87. DOI: 10.1006/brcg.1997.0907

40. Wentworth W.M. Context & understanding: an inquiry into socialization theory. N.Y., 1980.

References

1. Asmolov AG. Psychology of Personality. Moscow, MGU Publ., 1990. 282 p. Available at: http://pedlib.ru/Books/2/0390/2 0390-1.shtml#book page top (accessed 13.06.2018). (In Russ.).

2. Belinskaya E.P. Information socialization of adolescents: the experience of using social networks and psychological well-being. Psihologicheskie issledovaniya, 2013, no. 6(30). Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n30/858-belinskaya30.html (accessed 13.06.2018). (In Russ.).

3. Golovanova N.F. Socialization and education of the child. St. Petersburg, Rech' Publ., 2004. 272 p. Available at: http://pedlib.ru/Books/3/0481/3 0481-1.shtml#book page top (accessed 13.06.2018). (In Russ.).

4. D'yachuk P.P. Individualization of teaching mathematics to students through a combination of self-management of learning activities and external management in an electronic problem environment: the author's abstract of the dissertation of the doctor of pedagogical sciences. Krasnoyarsk, 2017. (In Russ.).

5. Kenispaev ZH.K., Serova N.S. Individualization and socialization in the development of the human personality. Alleya nauki. «Quantum» Publ., 2017, vol. 1, no. 15, pp. 328-331. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32299759 (accessed 13.06.2018). (In Russ.).

6. Kirsanov A.A. Individualization of educational activities of schoolchildren. Kazan, KGU Publ., 1982. 224 p. (In Russ.).

7. Kozhakina S.O. Formation of social success of adolescents: the dissertation of the doctor of pedagogical sciences. Saratov, 2014. 257 p. (In Russ.).

8. Kozhankina S.O. Is individualization and socialization the opposite or the whole? Vestnik Belgorodskogo instituta razvitiya obrazovaniya, 2015, no. 2, pp. 92-95. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25414238 (accessed 13.06.2018). (In Russ.).

9. Kon I.S. Looking for yourself. Personality and self-awareness. Moscow, Politizdat Publ., 1984. 194 p. Available at: http://www.bim-bad.ru/docs/kon personality selfconscience.pdf. (accessed 13.06.2018). (In Russ.).

10. Larin A.N. Socialization of younger schoolchildren as a scientific and pedagogical problem. Narodnoe obrazovanie, 2014, no. 3, pp. 199-204. (In Russ.).

11. Mardahaev L.V. Social pedagogy. Moscow, Gardariki Publ., 2005. 269 p. Available at: http://elibrary.bsu.az/books 163/N 87.pdf (accessed 13.06.2018). (In Russ.).

12. Models of individualization of education in the innovative development of regional education: experience, problems, prospects: materials of the International Scientific and Practical Internet Conference, November 11-12, 2009, eds. V.G. Gul'chevskoj. Rostov-on-Don, 2009. 89 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20103295 (accessed 13.06.2018). (In Russ.).

13. Message from the President V.V. Putin to the Federal Assembly on 01.03.2018. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976 (accessed 13.06.2018). (In Russ.).

14. The development of the personality of the student in the educational space: management problems, eds. N.L. Selivanova. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2000. 216 p. (In Russ.).

15. Sitarov V.A., Maralov V.G. Pedagogy and psychology of nonviolence in the educational process: a textbook for students of higher educational institutions, eds. V.A. Slastenina. Moscow, 2000. 216 p. (in Russ.).

16. Sorokina M.A. The role of modern television in the process of socialization of adolescents: graduate qualification work of the master. Yekaterinburg, 2017. Available at: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/55988/1/m th m.a.sorokina 2017.pdf (accessed 13.06.2018). (In Russ.).

17. Sulimina O.V. Personal development in the period of transition from childhood to adulthood in various conditions of socialization (in the family and outside the family): the dissertation of the candidate of psychological sciences. Moscow, 2016. Available at: https://www.hse.ru/data/xf/2016/02/08/1140092363/Diss Sulimina.pdf (accessed 13.06.2018). (In Russ.).

18. 18. Teacher and student: the possibility of dialogue and understanding: in 2 v, eds. L.I. Seminoj. Moscow, «Bonfi» Publ., 2002, vol. 2, 408 p. Available at: http://textarchive.ru/c-2798129-p4.html (accessed 13.06.2018). (In Russ.).

19. Federal Law "On Education in the Russian Federation" of 29.12.2012, no. 273-FZ (current version), art. 48. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (accessed 13.06.2018). (In Russ.).

20. Fedoskina O.V. Pedagogical means of socio-cultural development of younger students in the educational process: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Tyumen, 2004. (In Russ.).

21. CHernyaeva T.N. The experience of a first grader in the aspect of his socialization, individualization and adaptation. Nachal'naya shkola, 2018, no. 8, pp. 38-41. (In Russ.).

22. CHuchina N.N. Socialization of adolescents in the field of leisure. Molodoj uchenyj, 2016, no. 18, pp. 465-475. Available at: https://moluch.ru/archive/122/33836 (accessed 13.06.2018). (In Russ.).

23. SHCHetinina A.M. Socialization and individualization in childhood: a textbook. Veliky Novgorod, 2004. 132 p. (In Russ.).

24. YUrlovskaya I.A. Pedagogical ways and methods of individualizing the teaching of pupils of the lower grades: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Available at: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-puti-i-priemy-individualizatsii-obucheniya-uchaschihsya-mladshih-klassov (accessed 13.06.2018). (In Russ.).

25. Blumer H. Sociological Implications of the Thought of George Herbert Mead. American Journal of Sociology, 1966, vol. 71, no. 5, pp. 535-544. Available at: http://www.jstor.org/stable/2774496 (accessed 13.06.2018).

26. Brownell M.T., Walther-Thomas Ch. Stephen W. Smith: Strategies for Building a Positive Classroom Environment by Preventing Behaviour Problems. Intervention in School and Clinic, 2001, vol. 37, no. 1, pp. 31-35. DOI: https://doi.org/10.1177/105345120103700106.

27. Bruner J. The Culture of Education. Cambridge, MA: Harvard, 1995.

28. Egan K. The Educated Mind: How Cognitive Tools Shape our Understanding. University of Chicago Press, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Ellis E., Deshler D., Lenz K., Schnmaker J. & Clark F. An Instructional Model for Teaching Learning Strategies. Focus on Exceptional Children, 1991, vol. 23, no. 6, pp. 1-24. Available at:

https://www.researchgate.net/publication/284566414 An Instructional Model for Teaching Learning Strategies (accessed 13.06.2018).

30. Leithowood K.A. The Dimensions of Curriculum Innovation. Journal of Curriculum Studies, 1981, vol. 13, no. 1, pp. 15-19. DOI: https://doi .org/10.1080/0022027810130104

31. Manning В.Н., Glasner S.E., Smith E.R. The Self-regulated Learning Aspect of Metacognition: A Component of Gifted Education. Roeper Review, 1996, vol. 18, no. 3, pp. 217-223. DOI: https://doi.org/10.1080/02783199609553741

32. Perkinson HJ. Learning from our Mistakes: A Reinterpretation of 20 Century Educational Theory. London, 1984.

33. Petty R. Classroom Management: A Resourse Manual for Frontline Teachers. Lanham, MD: Scarecrow Education, 2001.

34. Philips L. Human adaptation and his failures. New York, 1968.

35. Pintrich P. The Role of Goal Orientation in Self-regulated Learning, eds. M.Boekaerts, P. Pintrich, M. Zeidner. Handbook of Self-regulation. San Diego, Academic Press, 2000, pp. 451-502.

36. Ray Gilles,B. Nurturing Civilization Builders: Birthing the Best Schools in the World. Seattle, Oak Forest Press, 2004. 254 p.

37. Rodgers C. Lernen in Freiheit. Kosel, 1974:

38. Tallman I., Marots-Baden R., Pindas P. Adolescence Socialization in Cross-cultural Perspective: Planning for Social Change. N-Y., 1983.

39. Varela FJ. Patterns of Life: Interwining Identity and Cognition. Brain and Cognition, 1997, vol. 34, no. 1, pp. 72-87. DOI: 10.1006/brcg.1997.0907

40. Wentworth W.M. Context & understanding: an inquiry into socialization theory. N-Y., 1980.

© Померанцева Т.А., 2018

Информация об авторе Померанцева Татьяна Анатольевна - аспирант, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: pomerantseva.tatiana@mail.ru

Information about the authors Pomerantseva Tatyana Anatolyevna - post-graduate student, Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation. e-mail: pomerantseva.tatiana@mail.ru

Поступила в редакцию: 14.06.2018 Принята к публикации: 21.09.2018 Опубликована: 30.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.