Научная статья на тему 'Саморазвитие как межнаучная категория'

Саморазвитие как межнаучная категория Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1006
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / СВОБОДНЫЙ ВЫБОР / ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЕЖНАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ / КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ / САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / DEVELOPMENT / SELF-DEVELOPMENT / FREE CHOICE / PERSONALITY CHANGES / PEDAGOGIC SUPPORT / INTERDISCIPLINARY CATEGORY / CRITERIA FOR READINESS / SANATORIUM BOARDING SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аракчеева Светлана Алексеевна

В статье рассматривается вопрос о научной категории «саморазвитие», обосновывается проблематика и интерес к данному вопросу, определяется общее и различное толкование этого понятия с точки зрения разных научных областей, в том числе, философии, медицины, социологии, психологии, педагогии. Автор выделяет пять ключевых аспектов для запуска процесса саморазвития, независимо от подходов и концепций: стимулирование, начальный этап, свободный выбор как проба, создание условий формирования, педагогическое сопровождение. Автор определяет педагогический вектор рассматриваемой категории, который связан с педагогическим сопровождением готовности к саморазвитию и указаны критерии готовности: субъектность, способность к рефлексии и прогнозированию. В статье представлены данные опытно-экспериментальной работы педагогического сопровождения готовности к саморазвитию в условиях санаторной школы-интерната.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-development as inter-disciplinary category

The article discusses scientific categories "self-development", substantiates the issues and interest in this issue, a common and different interpretations of the concept from the perspective of different disciplines, including philosophy, medicine, sociology, psychology, education. The author identifies five key aspects to start the process of self-development, irrespective of the approaches and concepts: encouraging the start-up phase, free choice as a sample, creating the conditions of formation, pedagogic accompaniment. The author defines the pedagogic vector one category that is associated with the pedagogic accompaniment willingness to self-development and specified the criteria for readiness: subjectivity, reflection and forecasting ability. The article presents experimental work of pedagogic accompaniment readiness to self-development in conditions of sanatorium boarding schools.

Текст научной работы на тему «Саморазвитие как межнаучная категория»

УДК 376

Аракчеева Светлана Алексеевна

Санаторная школа-интернат № 6, г. Ярославль super.yarsch013@yandex.ru

САМОРАЗВИТИЕ КАК МЕЖНАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ

В статье рассматривается вопрос о научной категории «саморазвитие», обосновывается проблематика и интерес к данному вопросу, определяется общее и различное толкование этого понятия с точки зрения разных научных областей, в том числе, философии, медицины, социологии, психологии, педагогии. Автор выделяет пять ключевых аспектов для запуска процесса саморазвития, независимо от подходов и концепций: стимулирование, начальный этап, свободный выбор как проба, создание условий формирования, педагогическое сопровождение.

Автор определяет педагогический вектор рассматриваемой категории, который связан с педагогическим сопровождением готовности к саморазвитию и указаны критерии готовности: субъектность, способность к рефлексии и прогнозированию. В статье представлены данные опытно-экспериментальной работы педагогического сопровождения готовности к саморазвитию в условиях санаторной школы-интерната.

Ключевые слова: развитие, саморазвитие, свободный выбор, изменения личности, педагогическое сопровождение, межнаучная категория, критерии готовности, санаторная школа-интернат.

В научном мире проблема саморазвития выходит на центральное место и относится к числу наиболее актуальных и значимых. Современному развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые ответственны за свой выбор, мобильны, способны к сотрудничеству, ориентированы на успех и признают приоритет саморазвития [1].

Слово «саморазвитие» образовалось путём сложения двух слов «само» и «развитие». Рассмотрим теоретические аспекты этого понятия через призму категории «развитие»:

1. Качественные преобразования объектов, изменение внутренних и внешних связей, возникновение новых форм бытия, высший тип движения, изменение материи и сознания, переключение с одного качества к другому, от старого к новому (философия);

2. Необратимая последовательность непрерывных прогрессивных преобразований на продолжительности всей жизни организма, биологический процесс созревания (раскрытие или развертывание), изменение на более высоком уровне дифференциации и организации, что ведет личность к конечной самоактуализации (психология);

3. Поступательный процесс эволюции биологического состояния до взаимодействия структур и функций, обуславливающих индивидуальность человека (медицина);

4. Комплекс ортодоксальных изменений (морфологических, физиологических, биохимических) с момента зарождения организма до конца жизни, продвижение по восходящей линии (от низшего к высшему), качественное движение состояния (от старого к новому), появление обновления (рождения нового, отмирания старого), уровень сознательности, образованности, культурности (социология);

5. Реализация «имманентных задатков» [6, с. 3], свойств личности (А.В. Мудрик); процесс количественных и качественных телесных изменений, психики, интеллектуальной и духовной сферы че-

ловека [2, с. 17], вызванный воздействием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов (М.И. Рожков); целенаправленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структуризацией (педагогика).

Все определения понятия «развитие» представляют его как процесс и изменения, указывая на разнообразный, последовательный, поступательный, линейный или спиралевидный, качественный или количественный характер перехода к более высокому уровню организации человека - самоактуализации личности. Хочется отметить, что только в одном определении М.И. Рожкова есть уточнение о природе данных изменений, что важно для нашего исследования, т.к. оно как раз и посвящено ответу на вопрос: какие же внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые факторы [7] будут влиять на осуществление процесса саморазвития.

Значение слова «саморазвитие» крайне редко встречается в словарях, что доказывает, что это понятие еще только исследуется. Представим авторские трактовки представителей разных наук, касающиеся выявления объекта определений, сущностных характеристик и личностно значимых целей.

1. Постоянное развитие, когда под влиянием обозначенных мотивов выдвигаются и актуализируются реальные цели через преобразование собственной активности, поведения и себя с использованием форм самоутверждения [5], самосовершенствования, самоактуализации (В.Г. Маралов); фундаментальная восприимчивость человека быть действительным субъектом своей жизни, преобразовывать собственную жизнедеятельность в предмет эмпирического совершенствования (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев); появление новых свойств и способностей осуществления себя - самореализация [3], как интегративный творческий процесс сознательного личностного становления (А.А. Деркач); рост Я, движение эмоциональной и когнитивной зрелости; в модели Маслоу - направленное вперед движение к самоактуализации (психология);

© Аракчеева С. А., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5

23

2. Развитие личными силами, без помощи каких-либо внешних сил; умственное или физическое развитие личности путем самостоятельных занятий, упражнений; самодвижение (развитие), движение в природе и обществе, совершающееся в ходе преодоления противоречий и борьбы противоположностей (социально-гуманитарные науки);

3. Сознательно и планомерно осуществляемый ход изнутри, а не извне; управление созревающего индивида собственным становлением; максимальное духовно-нравственное и деятель-ностно-практическое самообогащение и саморазвертывание (Л.Н. Куликова); процесс и результат сознательного выбора индивидом ценностей, целей, получения личностных смыслов функционирования, способ независимого волеизъявления в проблемных ситуациях с целью самореализации (Е.В. Бондаревская); целевое многофакторное самоизменение индивида для максимального духовно-нравственного и деятельностно-практиче-ского самообогащения и саморазвертывания, индивидуальное возведение себя для эффективной самореализации в неустойчивых состояниях [4] и качественной реализации своего социального предназначения (Н.В. Кузнецова); реализация ребенком собственного проекта самосовершенствования [8, с. 7], т.е. совершенствования необходимых ему качеств (М.И. Рожков); процесс взаимообогащения и реализации функциональных способностей, индивидуальных качеств личности в процессе многообразных видов его эффективной деятельности, основанием которого является присвоение социального опыта и достижений культуры, выраженных в реалиях активности человека (педагогика).

Итак, понятие «саморазвитие» обозначено нами только в психолого-педагогических изысканиях. Мы видим постепенное изменение трактовки понятия «саморазвитие»: от обозначения понятия в широком смысле через призму понятия «развитие» к позитивному изменению внутреннего мира человека, совершенствованию собственных личностных качеств. В определениях появляется ответ на вопрос: «При каких условиях? В результате чего происходит саморазвитие?».

Изучение передового педагогического отечественного и зарубежного опыта позволило выделить пять ключевых аспектов для формирования процесса саморазвития, независимо от подходов и концепций:

- Стимул к саморазвитию. Создание детского самоуправления (С.Т. Шацкий, Я. Корчак, С. Фре-не), в котором есть Совет школы (И. Яковлев), совет дел (И.П. Иванов) и сменный актив (О.С. Газман); дополнительные знания (В.А. Караковский); трудности, вызывающие напряженную работу познавательных сил (Ш.А. Амонашвили); самодвижение, самостоятельное решение задач (Л. и Б. Никити-

ны); достижение своих целей своими средствами, привычка надеяться только на себя (С.Л. Соловейчик), воспитание успехом и радость успеха (С.Н. Лысенкова, В.А. Сухомлинский); предоставление возможности для самовыражения (А.С. Макаренко); ситуации диалога (В.С. Библер, Д. Ике-да); соревнование с самим собой (Е.А. Ямбург), собственное «хотение» (И.Ф. Гербарт), самомотивация (Л.Г. Петерсон) и т.п.

- Запуск процесса саморазвития. Запускным механизмом данного процесса может быть желание узнать (В. А. Сухомлинский), книга, которую прочитал (А.Н. Тубельский), встреча с замечательным человеком, реакция на обрушившееся несчастье (Е. А. Ямбург), мимолетный разговор, случайная встреча, прослушанный концерт или лекция, театральное представление (С. Гессен), личност-но-ориентированное обучение на основе реальных исторических и художественных текстов (В.С. Биб-лер), радость труда и счастье от встречи с природой (В.А. Сухомлинский), учебники, дидактические пакеты, которые помогают моделировать учебный материал (Р. Штейнер), показ нового предмета или слуховое впечатление (В. Лай), Дальтон-задания (Х. Паркхерст), изучение мира театра, живописи, архитектуры (Д. Икеда), интенсивное и разностороннее культурное общение, столкновение с другими лицами, с непривычным укладом жизни (С. Гессен) и т.п.

- Постоянный свободный выбор как проба. Выбор игры (Ш.А. Амонашвили, А.Н. Тубельский), пробы сил (И.П. Волков), творчества и самостоятельности (Л. и Б. Никитины), учебного материала (С.Н. Лысенкова), важности и величины доступных ребенку целей (С. Соловейчик), личностного поведения для «самостроительства» (О.С. Газман, В.А. Караковский), уникальности жизнедеятельности (Д. Икеда, П. Робен), реакций (В. Лай), художественного творчества (Р. Штейнер), работы «по вкусу» (С. Френе), многовариантного построения процесса обучения (И.П. Волков), самодеятельности через планирование, поиск, обсуждение (И.П. Иванов) и т.п.

- Создание условий. Развитие процессов саморегуляции и самоорганизации (И. Яковлев); творчество, проявление самостоятельности и самостоятельной активности (Ш.А. Амонашвили); игровая деятельность, драматизация и инсценировки (В.Н. Сорока-Росинский, А.Н. Тубельский, Е.А. Ямбург, Т.И. Гончарова), формирование любознательности и пытливости (Л. и Б. Никитины); собственное действие по добыванию свободы; самоосвобождение, самообуздание (С. Соловейчик), самоисследование и самоанализ (О.С. Газман); способность к самопознанию и самореализации (В.А. Караковский); собственное открытие (Х. Паркхерст), свободное художественное творчество (Я. Корчак) и т.п.

Вестник КГУ Л 2017

24

- Педагогическое сопровождение саморазвития. Создание благоприятной «педагогики среды» (С.Т. Шацкий, С. Френе, Д. Икеда), моделирование предметной и разнообразной спортивной и деятельностной обстановки (Л. и Б. Никитин, Ш. А. Амонашвили); создание неформальной атмосферы, диалога (Е.А. Ямбург, В.С. Библер), забота как совместное планирование, обсуждение, оценка сделанного (И.П. Иванов); «проектировка» и самопроектирование (В.А. Караковский) человеческой личности и характера (А.С. Макаренко); товарищеское содружество по постижению знаний, по игре и творчеству (О.С. Газман); бесконечное поддержание хрупкого баланса человеческих отношений, координация свободы и ответственности личности (Е.А. Ямбург); индивидуализация и специализация урока, соответственно наклонностям способностям обучающихся (С. Гессен) и т.п.

Итак, понятие «саморазвитие» не является новым для науки, а межнаучный статус данной проблемы выступает как необходимое условие поиска системных закономерностей развития «Я» в биогенезе, социогенезе и онтогенезе. Мы считаем, что ключом к построению межнаучной концепции саморазвития человека являются собственные потребности (материальные, духовные, биологические, культурные и т.п.).

Являясь межнаучной категорией, саморазвитие только в 90-х годах XX века стало самостоятельным предметом изысканий и содержит в основе следующие представления наук.

Философия - интегратор знаний о человеке является методологической опорой для положений, раскрывающих такие понятия, как бытие, сущность и смысл жизни, идеалы, самопознание, движение и развитие, самодвижение, истина, выбор поступка, интересы, жизненный путь, событие жизни и др. «Саморазвитие» в философии - не только предмет исследования, но и объяснительная категория, выражающая принцип активности личности в развитии.

Медицина (психиатрия, физиология) важна для понимания саморазвития с точки зрения механизмов управления физическим и психическим развитием, обусловленным высшей нервной деятельностью. Данная наука рассматривает саморазвитие человека как особенность биологической системы: индивидуальные биохимические свойства, выбор, мотивационно-гигиеническая теория, возможности здоровья и др.

Психология (психофизиология) изучает законы развития психики человека, влияющие на готовность к саморазвитию.

В исследованиях психологов по проблеме саморазвития представлены различные проявления человека: мотивация, способности, самоактуализация, самосознание, самооценка, потребности, черты индивидуального характера, настроение, установки,

ценностные ориентации, поступки, «Я» концепция и т.д. Задача психологии найти методы выявления и измерения способностей, задатков, склонностей подростков для формирования готовности к саморазвитию. Изучение жизненного пути человека сближает психологию с социологией.

Социология дает представления об общих тенденциях формирования саморазвития с точки зрения социальных процессов и направлена на поиск общих тенденций в данном направлении. Реальная возможность, иррациональные и рациональные желания, осознание предстоящего, исследование, феномен, связи, факты и др.

Педагогика изучает способы целенаправленного воздействия на процессы формирования саморазвития, разрабатывает законы управления ими, их оптимизации. Единство теоретических и методических основ саморазвития, перевод в область практического осуществления - эту сложнейшую проблему решает педагогика.

Психолого-педагогическая деятельность,

т.е. объединение этих наук, обеспечивает технологичность педагогического знания о саморазвитии и прикладную направленность психологического. В исследованиях психолого-педагогической науки представлены стремления понять сущность саморазвития, есть попытки раскрыть его механизмы, выявить структуру и процессы его порождающие.

Говоря о проблеме саморазвития необходимо учитывать концептуальные положения всех наук. В наше время проблема науки о человеке состоит в том, что она является проблемой не только философских изысканий, но и всех наук, сфер деятельности, всей системы культуры.

Все представленные концептуальные основы саморазвития и их влияние на практическую деятельность мы проследили в результате опытно-экспериментальной работы, организованной на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Санаторная школа-интернат № 6» г. Ярославля. Нами реализована идея о педагогическом сопровождении формирования готовности к саморазвитию, выделены ее основные показатели: субъектность, рефлексивность, проектирование, которые обнаруживаются в урочной, внеурочной и внешкольной практической деятельности подростка и проявляются в уровнях готовности подростков (табл. 1).

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы мы отметили недостаточный уровень субъектности, способность к рефлексии и прогнозированию требовало дальнейших разработок путей их развития (см.: табл. 2, начальный этап опытно-экспериментальной работы).

Изученные статистические данные, анализ философской, педагогической, психологической и медицинской литературы позволил выделить условия, которые непосредственно ведут к осознанию своих

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5

25

Таблица 1

Критерии готовности подростков к саморазвитию

Критерий Показатели Уровень

высокий средний низкий

Субъектность социальная адаптиро-ванность, социальная автономность, социальная активность инициативен, открыт новому опыту, старается не сдаваться в случае трудностей и неудач, верит в свои силы, в решении задач полагается на собственные способности может проявлять настойчивость и упорство в достижении значимых для него целей пассивен, полагается скорее на обстоятельства и других людей, чем на собственные силы, довольствуется готовыми шаблонами и имеющимися знаниями

Способность к рефлексии рефлексивная позиция склонен к рефлексии, осознанию своих мыслей, чувств, поступков не склонен к глубокому и тщательному обдумыванию собственных действий, поступков не склонен к самоанализу, избегает ответственности

Способность к прогнозированию собственный проект целеустремлен, имеет четкое представление о своем будущем, работает над собой, осознает свои недостатки и стремится их исправить знает свои достоинства и недостатки, но не всегда имеет желание и возможность что-то в себе менять возможные препятствия и неудачи могут заставить отступить от поставленной цели, не считает нужным создавать проект и работать над собой

Таблица 2

Распределение учащихся санаторной школы-интерната по уровню готовности к саморазвитию на начальном и итоговом этапе опытно-экспериментальной работы (в %)

Критерий Уровень Этапы

Начальный Итоговый

Субъектность (социальная адаптированность, социальная автономность, социальная активность) Высокий 47 58

Средний 53 42

Низкий 0 0

Способность к рефлексии Высокий 27 37

Средний 43 60

Низкий 30 3

Способность к прогнозированию Высокий 33 41

Средний 40 48

Низкий 27 11

внутренних потребностей, способов и содержания, готовности к саморазвитию: субъектность, рефлексивность и способность к проектированию. Целенаправленная деятельность всех участников образовательных отношений в этом направлении позволила достичь позитивной динамики показателей готовности к саморазвитию (см.: табл. 2, итоговый этап опытно-экспериментальной работы).

Итак, человек живет в сложном многоконтекстном мире, включающем физические, биологические, социальные и индивидуальные значения. При решении проблемы саморазвития необходимо учитывать концептуальные положения всех наук. Для запуска процесса саморазвития должны реализоваться следующие ключевые аспекты педагогического сопровождения: стимулирование, свободный выбор как проба, создание условий среды: субъектность, рефлексивность, проектировочная деятельность.

Библиографический список

1. Аракчеева С.А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся санаторной школы-интерна-

та в соответствии с требованиями ФГОС / С. А. Аракчеева, М.П. Веденьев, С. Л. Леонидова, Н.В. Чупин, О.М. Фалетрова; под науч. ред. О.М. Фалетровой. -Ярославль: РИО ЯГПУ 2017. - 186 с.

2. Байбородова Л.В. Теория воспитания и технологии педагогической деятельности / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков, А.П. Чернявская, И.Г. Ха-рисова. - Ярославль: РИО ЯГПУ 2016. - 190 с.

3. Деркач А.А. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе (теоретико-методологическое обоснование) // Мир психологии. - 2009. - № 2. - С. 222-234.

5. Кузнецова Н. Саморазвитие начинается с потребности // Учитель. - 2006. - № 5. - С. 83-84.

6. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Академия, 2004. - 256 с.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 192 с.

8. Рожков М.И. Концептуальные идеи, труды, ученики. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - 107 с.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: ПСТГУ - 2013. - 242 с.

26

Вестник КГУ ^ 2017

References

1. Arakcheeva S.A., Veden'ev M.P., Leonidova S.L., CHupin N.V, Faletrova O.M. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie uchashchihsya sanatornoj shkoly-internata v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS: uchebno-metodicheskoe posobie / pod nauchn. red. O.M.Faletrovoj. -YAroslavl': RIO YAGPU, 2017. - 186 s.

2. Bajborodova L.V, Rozhkov M.I. i dr. Teoriya vospitaniya i tekhnologii pedagogicheskoj deyatel'nosti. - YAroslavl': RIO YAGPU, 2016. - 190 s.

3. Derkach A. A. Samorealizaciya kak strukturoobrazuyushchij konstrukt i process v ontogeneze (teoretiko-metodologicheskoe obosnovanie)//Mir psihologii. - 2009. - № 2. -S. 222-234.

5. Kuznecova N. Samorazvitie nachinaetsya s potrebnosti // Uchitel'. - 2006. - № 5. - S. 83-84.

6. Maralov V.G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya: uchebnoe posobie dlya studentov obrazovatel'nyh uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya obuchayushchihsya v pedagogicheskih uchilishchah i kolledzhah. - M.: Akademiya, 2004. - 256 s.

7. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika: Uchebnoe posobie dlya stud. ped. vuzov / Pod red. V.A. Slastenina. - M.: Akademiya, 2000. - 192 s.

8. Rozhkov M.I. Konceptual'nye idei, trudy, ucheniki. - YAroslavl': RIO YAGPU, 2016. - 107 s.

9. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya razvitiya cheloveka. Razvitie sub"ektivnoj real'nosti v ontogeneze. - M.: PSTGU. - 2013. - 242 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 5

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.