Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном аэрокосмическом образовании'

Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном аэрокосмическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ АЭРОКОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОЕКТ САМОРАЗВИТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL SUPPORT / ADDITIONAL AEROSPACE EDUCATION / REFLEXIVE-VALUE APPROACH / EXISTENTIAL PEDAGOGY / SELF-DEVELOPMENT PROJECT / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ирина Викторовна

Статья посвящена вопросу педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании, реализующегося в рамках методологии рефлексивно-ценностного подхода. Предложено описание методики и практического опыта сопровождения обучающихся по созданию проектов личностного саморазвития и профессионального самоопределения в дополнительном аэрокосмическом образовании. Работа построена на основе идей научной школы под руководством М. И. Рожкова, основной методологической базой проводимых исследований в которой является экзистенциальный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Support of Teenagers’ Self-Development in Additional Aerospace Education

The article is devoted to the issue of pedagogical support for adolescents’ self-development in supplementary education, implemented within the framework of the methodology of the reflexive-value approach. Is offered the description of the methodology and practical experience of accompanying students in creating projects of personal self-development and professional self-determination in additional aerospace education. The work is based on the ideas of the scientific school supervised by M. I. Rozhkov, the main methodological basis for ongoing research is the existential approach.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном аэрокосмическом образовании»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37

И. В. Иванова

Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном аэрокосмическом образовании

Статья посвящена вопросу педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании, реализующегося в рамках методологии рефлексивно-ценностного подхода. Предложено описание методики и практического опыта сопровождения обучающихся по созданию проектов личностного саморазвития и профессионального самоопределения в дополнительном аэрокосмическом образовании. Работа построена на основе идей научной школы под руководством М. И. Рожкова, основной методологической базой проводимых исследований в которой является экзистенциальный подход.

Ключевые слова: саморазвитие, педагогическое сопровождение, дополнительное аэрокосмическое образование, рефлексивно-ценностный подход, экзистенциальная педагогика, проект саморазвития, профессиональное самоопределение.

ADDITIONAL EDUCATION

I. V. Ivanova

Pedagogical Support of Teenagers' Self-Development in Additional Aerospace Education

The article is devoted to the issue of pedagogical support for adolescents' self-development in supplementary education, implemented within the framework of the methodology of the reflexive-value approach. Is offered the description of the methodology and practical experience of accompanying students in creating projects of personal self-development and professional self-determination in additional aerospace education. The work is based on the ideas of the scientific school supervised by M. I. Rozhkov, the main methodological basis for ongoing research is the existential approach.

Keywords: self-development, pedagogical support, additional aerospace education, reflexive-value approach, existential pedagogy, self-development project, professional self-determination.

Процесс саморазвития в современной образовательной политике приобретает приоритетное значение: он присутствует в качестве главного целевого ориентира почти в каждой образовательной программе, отражен в статьях Закона РФ «Об образовании», представлен в материалах «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы».

В материалах «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указывается, что сегодня внимание должно уделяться воспитанию в детях умения совершать правильный выбор, формированию у них позитивных жизненных ориентиров и планов, что является показателем саморазвития личности. Данный целевой ориентир предполагает реализацию субъектной позиции ребенка и построение

отношений сотрудничества между педагогом и детьми.

Способность растущего человека ставить перед собой цели, решать сложные жизненные задачи, преодолевать препятствия, изменять себя, если этого требуют жизненные обстоятельства, искать и находить средства для решения возникающих проблем активно формируется в условиях специально организованного сопровождения. Именно саморазвитие ребенка как ценность определяет содержание деятельности взрослого и его взаимодействие с детским сообществом. Взрослый включен в со-бытие (совместное с ребенком бытие) как живой носитель существующих культурных смыслов, с помощью которых он сам самоопределяется и помогает определиться ребенку.

© Иванова И. В., 2018

Современная образовательная организация должна быть готова к проектированию среды, которая способна создать предпосылки и условия для личностного саморазвития и предпрофесси-онального самоопределения детей.

Важную роль в процессе саморазвития играет средовой фактор. По мнению

В. И. Слободчикова, «образовательная среда не есть нечто однозначно и наперед заданное, среда начинается там, где происходит встреча (сретенье) образующего и образующегося; где они совместно начинают ее проектировать и строить - и как предмет, и как ресурс своей совместной деятельности; и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения» [9, с. 172-173].

Образовательная среда должна предоставить каждому ребенку выбор путей и способов для достижения личностно значимых целей. Как отмечает Е. В. Вторушина, важным фактором в саморазвитии обучающихся сегодня становятся специально организованные педагогические условия [2, с. 51-52].

В своих исследованиях деятели современной педагогической мысли указывают, что важная роль в организации образовательной среды, которая позволяет реализовывать субъектную позицию ребенка и в которой отношения педагога и ребенка в основном носят характер сотрудничества, принадлежит дополнительному образованию (А. Г. Асмолов, В. П. Бедерханова, В. А. Березина, В. П. Голованов, Т. Н. Гущина, И. Д. Демакова, Е. Б. Евладова, А. В. Золотаева, Л. Г. Логинова, М. Р. Мирошкина, М. И. Рожков, О. А. Селиванова, В. М. Степанов,

М. И. Шустова и др.).

Ученые подчеркивают, что дополнительное образование позволяет реализовывать субъектную позицию ребенка, а отношения педагога и ребенка в основном носят характер сотрудничества.

В связи с этим возможности педагогического сопровождения саморазвития детей видятся нам особенно рельефно в условиях дополнительного образования, поскольку последнее построено на принципах, обеспечивающих развитие субъект-ности детей, а именно предполагает

— добровольный, свободный выбор направления и вида деятельности, содержания своего образования, объема и темпа его освоения;

— учет индивидуальных потребностей ребенка, подчиненность природе ребенка;

— принятие и защиту индивидуальных интересов детей;

— отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, универсальных, единых для всех стандартов содержания образования, что создает благоприятные условия для творчества, инновации, инициативы, успешности, самопроявления;

— сотрудничество детей и взрослых в контексте детско-взрослой со-бытийной общности;

— доминанту в образовательном процессе установки на индивидуальный опыт продуктивной деятельности и учения с учетом свободного выбора, интересов всех участников объединения, но с четким определением ответственности каждого вовлеченного в совместную деятельность, живую коммуникацию и межличностные взаимоотношения.

Важно так устроить работу с детьми в организациях дополнительного образования, чтобы они проектировали развитие своих личностных качеств, искали способы реализации своего проекта и чтобы эта деятельность проходила в условиях организации такой образовательной среды, в которой целенаправленно проводится работа по формированию позитивных ценностных ориен-таций (личностных, социальных, глобальных).

Рассматривая проблему становления самора-зивающейся личности, важно уделить особое внимание образовательным организациям дополнительного образования, которые реализуют программы аэрокосмической направленности и обладают педагогическими ресурсами для формирования глобальных ценностей личности.

Образовательная среда дополнительного аэрокосмического образования позволяет формировать ответственность личности как важнейшую форму саморегуляции человека и одно из значимых качеств личности, способной дать отчет своим действиям и поступкам и предвидеть результаты своего выбора, в том числе в глобальном планетарном масштабе.

Речь идет о формировании глобальной ответственности, которая, в первую очередь, означает нравственную установку человека, основанную на глубоком понимании смысла и последствий своей деятельности на планете и является способом поддержания мира и сохранения Земли как общего Дома для всех жителей планеты, где люди - одна семья, и каждый человек должен активно участвовать в мироустройстве [5, с. 350].

Исследователем И. Ю. Порус подчеркивается роль дополнительного образования, в условиях которого дети и молодежь имеют возможность заниматься научно-практической и творческой

деятельностью в области аэрокосмического образования, что позволяет осуществлять их личностное саморазвитие и раннюю профессиональную самоориентацию [6, с. 2]. И. Ю. Порус определены возможности аэрокосмического образования как нового направления развивающего обучения, которое позволяет системно организовать научное творчество детей в условиях дополнительного образования, а также создать необходимые педагогические условия для профессионального самоопределения [6].

О. И. Донина в результате проведенных исследований пришла к выводам, согласно которым включение в качестве самостоятельных новых учебных предметов, спецкурсов, факультативов, формирующих основу знаний школьников о Вселенной, приводит к положительной динамике психических функций, расширению кругозора, развитию умений и навыков технического творчества, ликвидации астрономической неграмотности, формированию интеллектуальных качеств, теоретического, а затем и космического мышления, представляющего собой связь научного взгляда на строение и эволюцию Вселенной и представления о человеке, осознающем свою ответственность за будущее разума, будущее планеты [3, с. 2].

Содержание исследований О. И. Дониной, В. В. Кольга, Д. А. Князевского, Е. П. Левитана, О. В. Панферовой, Г. А. Полтавца, И. Ю. Порус и других ученых позволяют говорить о том, что аэрокосмическое образование детей расширяет представление аэрокосмического образования в его привычном понимании, и в основном это связано с возможностью его получения в условиях дополнительного образования. Здесь идет речь не только о реализации задач профессиональной ориентации детей и молодежи в сторону выбора профессий технического профиля, патриотического воспитания, но и обнаруживается образовательный потенциал аэрокосмического образования, связанный с созданием возможностей для самопознания, творческого и личностного саморазвития, развития ценностно-смысловой сферы, нравственных ориентиров и, как следствие, созданием условий для становления личной ответственности.

Теоретический анализ литературы показал, что современная педагогическая наука описывает феномен дополнительного аэрокосмического образования, заключающий в себе форму и развивающие возможности дополнительного образования детей, а также целевую установку на самопознание и саморазвитие личности в ходе

освоения образовательных программ аэрокосмической тематики.

В дополнительном аэрокосмическом образовании ребенок имеет возможность самореализации в разных видах деятельности, основанных на познании Космоса, что сопряжено с задачей формирования творческой личности, способной преобразовывать себя и окружающий мир, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Сегодня практика дополнительного аэрокосмического образования представлена не так широко, как того хотелось бы. Организаций аэрокосмического образования в настоящее время насчитывается не так уж много: Новосибирский космический лицей, космическая школа-лицей имени В. Н. Челомея города Байконур, Международная космическая школа, Школа свободного воспитания пос. Черноголовка Московской области, Центр дистанционного образования «Эй-дос», Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» г. Калуги.

Бесспорную актуальность имеет реализация идей аэрокосмического образования в Калужском крае, богатом космическим наследием. Наличие в городе Калуге Государственного музея истории космонавтики (ГМИК) имени

К. Э. Циолковского, дома-музея

К. Э. Циолковского, школ, где преподавал ученый, различных вузов, филиала НПО имени С. А. Лавочкина, сети учреждений дополнительного образования детей, общественных организаций, пропагандирующих творческое наследие А. Л. Чижевского и К. Э. Циолковского (научно-просветительское общество «ГЕЛИОС», фонд К. Э. Циолковского), создало уникальную возможность осуществления космического образования в нашем городе. В Программе развития образования г. Калуги в качестве приоритетного направления в области общего среднего образования выдвинута задача сохранения специфики регионального компонента Калужского края.

Развитию дополнительного аэрокосмического образования в городе Калуге всегда уделялось особое внимание: ежегодно проводятся городские конференции «Старт в науку», «Юность -Космосу», посвященные памяти

К. Э. Циолковского и А. Л. Чижевского; интеллектуально-творческие турниры для школьников «Кто Вы, профессор Чижевский?», «Известный и неизвестный Циолковский»; городские выставки «Взлет», «Космос глазами детей»; фестиваль воздухоплавания «Разноцветное небо Калуги»; городские соревнования по летающим моделям, ракетомодельному спорту, организуются профильные смены «Уникальность калужской тер-

ритории», «Калуга - взгляд из космоса», летние аэрокосмические смены с привлечением научных сотрудников Мемориального музея космонавтики (г. Москва) и ведущих преподавателей системы дополнительного образования г. Калуги, городские и школьные олимпиады по астрономии и космонавтике, викторины и другие мероприятия, направленные на привлечение детей к ознакомлению с историческим прошлым и настоящим Калуги - колыбели космонавтики.

Особенно в контексте освещения практики дополнительного аэрокосмического образования в Калуге важна системная деятельность Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» г. Калуги (далее по тексту -ДЮЦКО «Галактика», Центр), которая представляет собой воплощение идей космического образования в сфере дополнительного образования детей. Ведущими задачами деятельности образовательной организации являются пропаганда среди школьников знаний о космосе, организация среди них учебно-исследовательской, социально-педагогической, художественной и технический деятельности с целью стимулирования духовно-нравственного роста, развития научно-технического образа мышления, интеллектуального и творческого потенциала. На базе ДЮЦКО «Галактика» открыт Детский технопарк - современное инновационное пространство, управляемый имущественный комплекс, оснащенный высокотехнологичным оборудованием, созданный для реализации обучения по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной и технической направленности с целью формирования у детей изобретательского мышления и подготовки будущих кадров для высокотехнологичных отраслей.

В контексте экспериментальной деятельности Центра проводится апробация модели педагогического сопровождения саморазвития подростков, разработанной на основе идей научной школы под руководством М. И. Рожкова, основной методологической базой проводимых исследований в которой является экзистенциальный подход.

В качестве новой идеи к реализации педагогического сопровождения саморазвития детей в дополнительном образовании предлагается рефлексивно-ценностный подход, в рамках которого педагогическое сопровождение саморазвития подростков ставит перед собой в качестве первоочередной задачу формирования у ребенка ценностных смыслов и на основе этого - построение проекта своей жизни.

Настоящее исследование проводится в рамках научной школы М. И. Рожкова, что позволяет определить содержание понятийного аппарата следующим образом:

— под саморазвитием понимаем реализацию ребенком собственного проекта совершенствования необходимых ему качеств [7, с. 27];

— под педагогическим сопровождением -комплекс действий педагогов как субъектов социального воспитания, обеспечивающих интери-оризацию общественных ценностей, включенность детей в значимые события, способствующие становлению субъектной жизненной позиции и самореализации в соответствии с ней [8, с. 175]. В ходе такого сопровождения происходит переход от стихийности (под влиянием внешних условий социума на индивида) к сознательной ориентации личности на формирование качеств конкурентной личности (на базе осознанного изменения субъектом целей, позволяющих предвидеть последствия поведения для себя и окружающей действительности на основе самостоятельного ответственного оценивания).

Обоснование педагогического сопровождения саморазвития детей через построение ими проектов собственной жизни как проектов саморазвития в контексте рефлексивно-ценностного подхода восходит к сущности саморазвития как процесса, строящегося на основе сформированных ценностей (личностных, связанных с самовосприятием; социальных, связанных с восприятием себя как члена общества; глобальных, связанных с восприятием человеком себя как представителя планеты).

Подростки, посещающие творческие объединения технической, социально-педагогической, естественно-научной и художественной направленности Центра, разрабатывают и реализуют собственные проекты саморазвития (самостоятельно или при участии педагога, с учетом уровня готовности подростка к самопознанию и самопрогнозированию). Особое внимание уделяется проблеме формирования потребности в саморазвитии, готовности к осуществлению самостоятельного выбора и несению за него ответственности (личностной, социальной, глобальной).

Выбор возраста респондентов, на которых направлена реализация модели, предопределен тем, что именно в подростковом возрасте в силу психологических новообразований человек готов к свободе выбора, несению ответственности за его свершение, что связано с овладением рефлексией и сформированными волевыми качествами. Важными задачами развития в подростковом возрасте становятся самоопределение (профес-

сиональное, личностное, социальное), а также самопознание «Я-реальный» в соотнесении с «Я-идеальный», что обеспечивает потенциальную способность личности к самопрогнозированию и построению проекта саморазвития.

Возможность осуществления подростком выбора в дополнительном аэрокосмическом образовании рассматривается как основа для построения своего проекта саморазвития:

— направленного на формирование готовности к свершению осознанных выборов и несению за них личностной ответственности;

— основывающегося на осознании ценностных смыслов (в том числе глобальных), построенных на ценностях культуры;

— предполагающего развитие мотивации к саморазвитию и формирование восприятия саморазвития как ценности;

— обеспечивающего формирование ответственности за принятое решение.

Остановимся на кратком описании процесса разработки подростками проектов личностного саморазвития и профессионального самоопределения в дополнительном аэрокосмическом образовании, которое происходит в контексте специально организованного педагогического сопровождения, реализуемого в творческих объединениях технической, естественно-научной, художественной, социально-педагогической направленности МБОУ ДО «Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» города Калуги.

Этапами (шагами) создания подростками проекта профессионального самоопределения (проекта саморазвития) являются следующие:

1. Выход из «зоны комфорта». Формулирование экзистенциальной проблемы. На этом этапе в условиях переживания проблемной жизненной ситуации как события в актуальном настоящем в сознании подростка формируется отношение к себе как субъекту жизни. Выход из «зоны комфорта» предстает как барьер на пути к достижению актуальной для личности цели. Подросток ощущает недостаточность личностного ресурса при наличии мотивации к достижению поставленной цели («Хочу определиться с выбором профессии, но пока не имею возможности, поскольку не хватает ресурсов (информационных, личностных, интеллектуальных, социальных и т. д.»). Подросток вербализирует экзистенциальную проблему, определяет степень личностной значимости ее решения. Важна переформулировка проблемной ситуации в прогностическую задачу (самостоятельно или с помощью педагога).

2. Вербализация и анализ содержания проблемной задачи. Подросток самостоятельно или находясь во взаимодействии с педагогом проводит анализ содержания задачи: данное, искомое, условия, требования; определяет цель деятельности; степень достаточности ресурсов для ее решения.

3. Самопознание и самопрогнозирование. Происходит рефлексивная оценка подростком «Я-реального» в соотнесении с «Я-идеальным», проводится анализ ресурсов личности на предмет их необходимости и достаточности для достижения результата. Подросток проводит анализ индивидуальных характеристик своей личности, актуальных для достижения поставленной им цели, обнаруживает наличие комплекса актуальных характеристик и необходимость развития отдельных из них. Актуальны ответы на вопросы: «Какими ресурсами Я располагаю? Достаточно ли их для решения проблемной поисковой задачи? Что необходимо в себе изменить, развить, чему научиться..?»

4. Готовность к переменам. На этом этапе важен ответ на вопрос «Готов ли я к переменам, которые необходимы для достижения поставленной цели?». Для этого этапа характерно предвидение подростком того, что предстоит работа по достижению поставленных целей, которые должны привести к ожидаемому результату («Я-идеальное»).

5. Анализ собственных мотивов самоизменения («Я-реальное»). Подросток самостоятельно или находясь в ситуации, созданной педагогом, проводит анализ собственных мотивов самоизменения, соотносит их со сложившимися смысложизненными ориентациями. Для этого этапа характерно наличие глубокой психологической работы подростка по достижению им осознанного отношения к предстоящему самоизменению.

6. Принятие личностной ответственности за свободный выбор («Я-реальное»). Подросток самостоятельно или находясь в ситуации, созданной педагогом, осуществляет прогнозирование последствий своего выбора в части личной и социальной полезности, нравственной оценки. Подросток оценивает предвидение последствий совершения выбора с позиции не только личностной важности, но и социальной полезности, нравственной оценки. Подросток отвечает на вопрос «Не будет ли нести вред достижение поставленной цели (мне, обществу, государству, планете)»?

7. Составление собственно проекта саморазвития. Подросток самостоятельно или нахо-

дясь во взаимодействии с педагогом (в зависимости от уровня готовности к построению собственного проекта профессионального самопрогнозирования) строит проект в опоре на три ключевые точки: «Я-реальное» (точка А), «Я-идеальное» (точка Б), «Переход точки А в точку Б». Если изобразить этот шаг схематически, он будет выглядеть примерно так: Точка А ^ План действий ^ Точка Б. На этом этапе происходит генерирование гипотез, разработка альтернативных способов решения, прогнозирование вероятных исходов каждой из них, уточняются критерии осуществления выбора альтернатив (ценностных ориентаций личности). Обоснованный выбор варианта решения. Детально продуманный подростком каждый этап проекта демонстрирует его осознанность в реализации задач саморазвития и достижения планируемого результата. Большое внимание уделяется саморазвитию тех личностных качеств и способностей, которые являются обязательными для выбранной профессиограммы.

8. Продвижение по выбранному пути. Ценностно-смысловое регулирование поведения.

Подросток осуществляет апробирование в практике реального социального взаимодействия составленного проекта саморазвития для достижения поставленной цели. Проводится рефлексивный анализ каждого шага проекта, при необходимости в него вносятся коррективы (вплоть до отказа от замысла, в этом случае составляется новый проект профессионального самопрогнозирования).

9. Рефлексия. Проводится рефлексивный анализ реализации проекта. Осуществляется сравнение ожидаемых и реальных результатов, определение степени достижения образа нового «Я-реального» (идеальный образ соответствия про-фессиограмме). Устанавливается соответствие полученных результатов собственным потребностям, социокультурным нормам и традициям. Проводится оценка выбранного способа достижения поставленной цели, происходит осознание субъективной новизны. В сознании подростка происходит закрепление способа осуществления выбора, приведшего к положительному результату, что окажет влияние на дальнейшие выборы и предопределит опыт их накопления. Проводится дальнейшее построение жизненных планов подростка с учетом достигнутых результатов.

При описании содержания деятельности подростка по построению проекта профессионального самопрогнозирования учтено то, что саморазвитие объективно проявляется посредством сознательного мыслительного акта выявления и

утверждения человеком собственной жизненной позиции; здесь происходит последовательное включение психических процессов всех сфер индивидуальности.

Отвечая на вопрос, каковы же методические и содержательные особенности деятельности педагога, оказывающего педагогическое сопровождение подростку, совершающему составление проекта личностного саморазвития, профессионального самопрогнозирования, предлагаем следующий педагогический комплекс (каждый этап деятельности соотносится с соответствующим этапом построения подростком проекта):

1. Этап проблематизации. На этом этапе педагог актуализирует вместе с подростком трудности, которые он испытывает при удовлетворении своих потребностей и мотивов деятельности, самоопределения. Пытается вместе с ним найти причины этих трудностей в самом ребенке, в отсутствии у него необходимых качеств для их преодоления. Методы: дилемм-ситуаций морального выбора, погружение в социальные пробы; проблемные дискуссии.

2. Этап изучения запроса. Педагог (с учетом уровня готовности подростка к самопознанию и самопрогнозированию) оказывает подростку помощь в осуществлении рефлексии проблемной задачи. Методы: беседы, проблемные дискуссии.

3. Этап соотнесения «Я-реального» и «Я-идеального». Педагог (с учетом уровня готовности подростка к самопознанию и самопрогнозированию) оказывает ему помощь в осуществлении анализа «Я-реального» в соотнесении с содержанием проблемной задачи. Методы: беседы, проблемные дискуссии, упражнения на самопознание личности, использование индивидуальных карт саморазвития воспитанника.

4. Этап целеполагания. Педагог (с учетом уровня готовности подростка к саморазвитию) оказывает ему помощь в осознании того, готов ли он к переменам, самоизменению, работе над саморазвитием. Методы: беседы, проблемные дискуссии, упражнения на самопознание личности.

5. Этап поиска смысла. Педагог (с учетом уровня готовности подростка к саморазвитию) оказывает ему помощь в анализе мотивов самоизменения. Методы: беседы, проблемные дискуссии, метод «литературной проекции».

6. Этап подготовки к ответственному выбору. Педагог (с учетом уровня готовности подростка к саморазвитию) оказывает ему помощь в осознании и принятии личностной ответственности за самостоятельный выбор. Методы: дилемм-ситуаций морального выбора, погружение

в социальные пробы, беседы, проблемные дискуссии, метод «литературной проекции». На этом этапе совершаются совместно с подростками реальные или виртуальные действия, которые позволяют им использовать различные средства формирования необходимых качеств.

7. Этап разработки проекта. Педагог (с учетом уровня готовности подростка к саморазвитию) оказывает ему помощь в разработке проекта саморазвития. Методы: наблюдение, использование индивидуальных карт саморазвития подростка.

8. Деятельностный этап. Педагог наблюдает за апробированием проекта саморазвития подростка по достижению идеального образа «Я», продиктованного профессиограммой, оказывает при необходимости помощь. На этом этапе взрослые и дети анализируют происходящее, прогнозируют возможность дальнейшего саморазвития. Методы: наблюдение, беседа, использование индивидуальных карт саморазвития воспитанника, метод «литературной проекции».

9. Аналитический этап. Педагог при необходимости помогает подростку провести анализ полученных результатов реализации проекта, формулируются выводы и перспективы на будущее. Методы: наблюдение, беседы, использование индивидуальных карт саморазвития подростка.

Стоит заметить, что выбор возраста респондентов предопределен тем, что именно в подростковом возрасте в силу психологических новообразований человек готов к свободе выбора, несению ответственности за его свершение, и это связано с овладением рефлексией и сформированными волевыми качествами. Важными задачами развития в подростковом возрасте становится самоопределение (профессиональное, личностное, социальное), а также самопознание «Я-реального» в соотнесении с «Я-идеальным», что обеспечивает потенциальную способность личности к самопрогнозированию и построению проекта саморазвития.

При описании задач, механизмов и содержания деятельности педагога, оказывающего педагогическое сопровождение саморазвитию подростка, учитываются условия, при которых педагогическое сопровождение саморазвития детей будет успешным, сформулированные в контексте научной школы под руководством М. И. Рожкова:

— Событийность образовательного процесса.

— Эмпатийное взаимодействие.

— Наличие партнерских отношений между наставниками и сопровождаемым.

— Конвенциальность педагогического сопровождения саморазвития.

— Оптимистическая стратегия педагогического сопровождения.

— Формирование мотивационной перспективы, предполагающее перевод мотивационных возможностей детей из их потенциальной формы в форму актуального существования.

— Социальное закаливание детей, то есть включение их в такие ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватными индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустой-чивости, рефлексивной позиции [1].

— Индивидуальность в работе с детьми.

— Готовность педагогов к реализации педагогического сопровождения саморазвития подростков, их направленность на формирование сензи-тивных компонентов экзистенциальной сферы личности воспитанников.

— Направленность педагогического сопровождения саморазвития детей на осознание ценности саморазвития, творческой деятельности и активной жизненной позиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном аэрокосмическом образовании предусматривает применение следующих методик и технологий формирования сензитивных компонентов экзистенциальной сферы личности (жизненной позиции, ценностных ориентаций, способности к ответственному экзистенциальному выбору): технология разработки проектов собственной жизни; методика проблемных ситуаций; метод дилемм-ситуаций морального выбора; социальные пробы.

Показателями эффективности оказанного педагогического сопровождения определены

— позитивная динамика сформированности характеристик выбора у подростков;

— позитивная динамика формирования сензи-тивных компонентов экзистенциальной сферы подростков (жизненной позиции, ценностных ориентаций, способности к ответственному экзистенциальному выбору);

— направленность педагогов на формирование сензитивных компонентов экзистенциальной сферы подростков и характеристик выбора.

В качестве заключения:

1. Теоретическое осмысление опыта позволяет охарактеризовать образовательное пространство дополнительного аэрокосмического образования детей как специально организованную ин-

тегративную среду жизнедеятельности субъектов образовательного процесса, предоставляющую разнообразные варианты и выбор оптимальной траектории саморазвития личности учащихся сообразно их индивидуальным особенностям и потребностям, а также создающей благоприятные условия для формирования глобальной ответственности личности.

2. Дополнительное аэрокосмическое образование в современной образовательной системе в РФ представляет максимум условий и возможностей для саморазвития подрастающего поколения. Среда дополнительного аэрокосмического образования располагает педагогическими ресурсами для формирования ценностей личности, в том числе - глобальных, связанных с восприятием человеком себя как представителя планеты.

3. Разработка проектов саморазвития детьми, получающими дополнительное аэрокосмического образование, видится возможной в контексте специально организованного педагогического сопровождения, методологически опирающегося на законы, принципы и механизмы рефлексивно-ценностного подхода. В данном случае речь идет о формировании у ребенка ценностных смыслов, на основе которых строится видение проекта своей жизни.

4. Составление подростком проекта построения собственной жизни - сложный и многоплановый процесс, к грамотной реализации которого должен быть готов и сам ребенок (готовность к рефлексии, прогнозированию, сформированный уровень нравственных установок, позволяющий осознать ответственность за совершаемый выбор), и педагог, его сопровождающий.

Библиографический список

1. Воспитание и стратегия жизни ребенка [Текст] : коллективная монография / под ред. М. И. Рожкова. -М. : Научная библиотека, 2016. - 158 с.

2. Вторушина, Е. В. Педагогическая поддержка как педагогическое условие саморазвития обучающихся [Текст] / Е. В. Вторушина // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 2(27). - С. 51-52.

3. Донина, О. И. Формирование мотивации учения школьников в процессе усвоения аэрокосмических знаний [Текст] : автореф. ... канд. пед. наук 13.00.01 / О. И. Донина. - М., 1997. - 20 с.

4. Иванова, И. В., Рожков, М. И. Педагогическое сопровождение саморазвития ребенка в контексте реализации экзистенциального подхода [Текст] / И. В. Иванова, М. И. Рожков // Инновационные процессы: потенциал науки и задачи государства : монография / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. - Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2016. - 170 с. - С. 87-99.

5. Новейший психологический словарь [Текст] / под общ. ред. В. Б. Шапарь. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 808 с.

6. Порус, И. Ю. Аэрокосмическое образование как новое направление развивающего обучения (аспект профессионального самоопределения) [Текст] : автореф. ... канд. пед. наук 13.00.01 / И. Ю. Порус. - Чебоксары, 1998. - 16 с.

7. Рожков, М. И. Экзистенциальный подход к социально-педагогическому сопровождению детей [Текст] / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 4. - Т. 2. - С. 23-27.

8. Сапожникова, Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Т. Н. Сапожникова. - Ярославль, 2010. - 430 с.

9. Слободчиков, В. И. Образовательная среда: реализация идей образования в пространстве культуры [Текст] / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школы. Инноватор. Bennet College. - М., 1997. - Вып. 7. - 248 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Vospitanie i strategija zhizni rebenka [Tekst] : kollektivnaja monografija / pod red. M. I. Rozhkova. -M. : Nauchnaja biblioteka, 2016. - 158 s.

2. Vtorushina, E. V Pedagogicheskaja podderzhka kak pedagogicheskoe uslovie samorazvitija obuchajush-hihsja [Tekst] / E. V. Vtorushina // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. - 2011. - № 2(27). - S. 51-52.

3. Donina, O. I. Formirovanie motivacii uchenija shkol'nikov v processe usvoenija ajerokosmicheskih znanij [Tekst] : avtoref. ... kand. ped. nauk 13.00.01 /

0. I. Donina. - M., 1997. - 20 s.

4. Ivanova, I. V., Rozhkov, M. I. Pedagogicheskoe so-provozhdenie samorazvitija rebenka v kontekste realizacii jekzistencial'nogo podhoda: razdel v monografii [Tekst] /

1. V. Ivanova, M. I. Rozhkov // Innovacionnye processy: potencial nauki i zadachi gosudarstva : monografija / pod obshh. red. G. Ju. Guljaeva. - Penza : MCNS «Nauka i Prosveshhenie», 2016. - 170 s. - S. 87-99.

5. Novejshij psihologicheskij slovar' [Tekst] / pod obshh. red. V. B. Shapar'. - Rostov n/D. : Feniks, 2005. -808 s.

6. Porus, I. Ju. Ajerokosmicheskoe obrazovanie kak novoe napravlenie razvivajushhego obuchenija (aspekt professional'nogo samoopredelenija) [Tekst] : avtoref. ... kand. ped. nauk 13.00.01 / I. Ju. Porus. - Cheboksary, 1998. - 16 s.

7. Rozhkov, M. I. Jekzistencial'nyj podhod k so-cial'no-pedagogicheskomu soprovozhdeniju detej [Tekst] / M. I. Rozhkov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2013. - № 4. - T. 2. - S. 23-27.

8. Sapozhnikova, T. N. Pedagogicheskoe so-provozhdenie zhiznennogo samoopredelenija starsheklassnikov [Tekst] : dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01 [Tekst] / T. N. Sapozhnikova. - Jaroslavl', 2010. - 430 s.

9. Slobodchikov, V I. Obrazovatel'naja sreda: realiza-cija idej obrazovanija v prostranstve kul'tury [Tekst] / V. I. Slobodchikov // Novye cennosti obrazovanija: kul'turnye modeli shkoly. Innovator. Bennet college. - M., 1997. - Vyp. 7. - 248 s.

Reference List

1. Education and strategy of the child's life: the collective monograph / under the editorship of M. I. Rozhkov. - M. : Nauchnaya Biblioteka, 2016. -158 pages.

2. Vtorushina E. V. Pedagogical support as a pedagogical condition of students' self-development // World of science, culture, education. - 2011. - № 2(27). -Page 51-52.

3. Donina O. I. Formation of motivation of the doctrine of school students in the course of assimilation of space knowledge: author's abstract. ... Candidate of Pedagogical Sciences 13.00.01 / O. I. Donina. - M., 1997. - 20 pages.

4. Ivanova I. V., Rozhkov M. I. Pedagogical support of the child's self-development in the context of realization of existential approach: the section in monographs / I. V. Ivanova, M. I. Rozhkov // Innovative processes: potential of science and problem of the state: the monograph / under a general edition of G. Yu. Gulyaev. - Penza: MTsNS «Nauka i Prosveshchenie», 2016. - 170 pages - Page 87-99.

5. The newest psychological dictionary / under a general edition of V B. Shapar. - Rostov-on-Don: Fenix, 2005. - 808 pages.

6. Porus I. Yu. Space education as a new direction of the developing training (aspect of professional self-determination): author's abstract. ... Candidate of Pedagogical Sciences 13.00.01 / I. Yu. Porus. -Cheboksary, 1998. - 16 pages.

7. Rozhkov M. I. The existential approach to children's social pedagogical support // Yaroslavl pedagogical bulletin. - 2013. - № 4. - T. 2. - Page 23-27.

8. Sapozhnikova T. N. Pedagogical support of seniors' vital self-determination: dissertation.... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / T. N. Sapozhnikova. -Yaroslavl, 2010. - 430 pages.

9. Slobodchikov V. I. Educational environment: realization of the ideas of education in space of culture / V. I. Slobodchikov // New values of education: cultural models of school. Innovator. Bennet college. - M., -1997. - Issue 7. - 248 pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.