Л. П. Скрипка, Н. Г. Самолюк. Социальная адаптация детей.
УДК 374.01
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л. П. Скрипка, Н. Г. Самолюк
Томский государственный педагогический университет, Томск МБОУ ДО ДДиЮ «Наша гавань», Томск
Рассматриваются проблемы социальной адаптации детей, приводящие к затруднению в межличностной коммуникации, пребывания в обществе. Авторами представлен механизм сетевого взаимодействия ведущих образовательных организаций: Муниципальным автономным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 28 г. Томска и Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования Дом детства и юношества «Наша гавань» г Томска. В рамках сетевого взаимодействия создана муниципальная инновационная площадка туристско-краеведческой деятельности, в условиях которой внедряется социально-педагогический проект «Формирование социально адаптированной личности обучающегося средствами туристско-краеведческой деятельности в условиях интегрированной социально-педагогической развивающей среды общего и дополнительного образования». Проект обоснован теоретическими положениями, связанными с концепциями формирования личности ребенка, теориями социальной адаптации подрастающего поколения, различными концепциями формирования образовательной среды. Описаны ключевые аспекты социально-педагогического проекта. В основу положена дополнительная общеразвиваю-щая программа «Туристско-краеведческая деятельность: успешная социальная адаптация». Определено взаимодействие социальных партнеров проекта. Представлены две авторские модели: модель социально-педагогической развивающей среды по формированию социально адаптированной личности обучающихся в условиях МАОУ СОШ № 28 и МБОУ ДО ДДиЮ «Наша гавань» и модель формирования социально адаптированной личности в условиях социально-педагогической развивающей среды. Для разработки модели социально-педагогической среды использована эколого-личностная модель образовательной среды В. А. Ясвина. Приведена система мониторинговых исследований.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, социально-педагогический проект, внеурочная деятельность, туристско-краеведческая деятельность, интегрированная развивающая среда, модель образовательной среды, модель формирования социальной адаптации личности.
Становление информационного общества обусловило массовое использование современных гаджетов и привело к тому, что дети испытывают трудности в непосредственном общении, адаптации, особенно в незнакомой обстановке, а также способствует ухудшению здоровья детей вследствие малоподвижного образа жизни [1]. Ведущая роль в процессе формирования ценностного отношения к миру, к себе и другим людям принадлежит общеобразовательной школе [2]. В современном образовательном пространстве наиболее оптимально решаются данные проблемы не отдельно в рамках учреждения, а в форме сетевого взаимодействия, например, в условиях интеграции общего и дополнительного образования [3]. Именно там создается социально-педагогическая среда для более успешной социальной адаптации личности школьника. Одним из эффективных средств социализации и сохранения здоровья являются занятия детей туристическо-краеведческой деятельностью [4-6].
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детства и юношества «Наша гавань» г. Томска (МБОУ ДО ДДиЮ «Наша гавань»), имея успешный опыт сетевого взаимодействия по внедрению
модели интеграции общего и дополнительного образования, совместно с Муниципальным автономным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 28 г. Томска (МАОУ СОШ № 28) создало инновационную площадку для реализации проекта «Формирование социально адаптированной личности обучающегося средствами туристско-краеведческой деятельности в условиях интегрированной социально-педагогической развивающей среды общего и дополнительного образования».
Цель данного проекта: формирование социально адаптированной личности обучающегося посредством включения его в развивающую социально-педагогическую среду, обеспечивающую активную туристско-краеведческую деятельность в условиях интегрированного образовательного пространства МАОУ СОШ № 28 и МБОУ ДО ДДиЮ «Наша гавань». Задачами проекта являются: 1) создание и апробация модели развивающей социально-педагогической среды в условиях МАОУ СОШ № 28 и МБОУ ДО ДДиЮ «Наша гавань»; 2) разработка и апробация дополнительной общеразвиваю-щей программы туристско-краеведческой направленности, способствующей социальной адаптации
Вестник ТГПУ (TSPUВи!Шт). 2017. 1 (178)
ребенка, развитию его индивидуальных способностей, физического здоровья; 3) вовлечение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность посредством совместной деятельности детей, педагогов и родителей; 4) организация психолого-педагогического и научно-методического сопровождения проекта, способствующего достижению результатов; 5) создание модели управления проектом; 6) анализ, обобщение и транслирование полученных результатов инновационной площадки в образовательное пространство.
В основу проекта положены теоретические положения, связанные с концепциями формирования личности ребенка, с теориями социальной адаптации подрастающего поколения, с различными концепциями формирования образовательной среды [7-9]. Для реализации проекта актуальны методологические подходы: системный, который определяет связь между отдельными элементами системы; лич-ностно ориентированный подход, который позволяет увидеть свойства и качества личности; средовой (интегрированный) подход, направлен на выявление всех возможностей элементов и их взаимосвязь.
В основе проекта лежит дополнительная обще-развивающая программа «Туристско-краеведче-ская деятельность: успешная социальная адаптация». Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы, от 12 до 17 лет. Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы - 3 года. Программа - трехуровневая. Данный проект рассчитан на период с 2016 по 2019 год и состоит из 3 этапов.
Механизмом реализации проекта являются разработанные авторские модели: «Модель социально-педагогической развивающей среды по формированию социально адаптированной личности обучающихся в условиях МАОУ СОШ № 28 и МБОУ ДО ДДиЮ «Наша гавань»» (рис. 1) и «Модель формирования социально адаптированной личности в условиях интегрированной социально-педагогической развивающей среды общего и дополнительного образования» (рис. 2).
Авторами разработана модель формирования социально адаптированной личности в условиях интегрированной социально-педагогической развивающей среды общего и дополнительного обра-
Участники сетевой
образовательной
среды
- МБОУ ДО ДДиЮ «Наша гавань»;
- МАОУ СОШ № 28;
- вузы;
- родители (законные представители);
- структуры власти;
- образовательные организации;
- методические центры
Исследования, проекты
Внеурочная деятельность
Соревнования
Походы
Социально полезная деятельность
Сетевая образовательная среда
Рис . 1. Модель социально-педагогической развивающей среды по формированию социально адаптированной личности обучающихся
в условиях МАОУ СОШ № 28 и МБОУ ДО ДДиЮ «Наша гавань»
Л. П. Скрипка, Н. Г. Самолюк. Социальная адаптация детей...
зования (рис. 2). Ее основой стала дополнительная общеразвивающая программа «Туристско-краевед-ческая деятельность: успешная социальная адаптация». Данная модель определена компонентами среды и исходит из принципов программы. Также в ней определено взаимодействие социальных партнеров проекта.
Для разработки модели социально-педагогической среды использована эколого-личностная модель образовательной среды В. А. Ясвина. Идеология образовательной среды лежит в определении принципов, на основе которых будет базироваться образовательная среда. В качестве участников раз-
вивающей среды инновационного проекта в первую очередь рассматриваются обучающиеся, которые формируют собственные образовательные, личные, жизненные цели, ценности и установки. Целью данной модели развивающей среды является создание условий по формированию социально адаптированной личности в условиях социально-педагогической развивающей среды. Цель непосредственно связана с результатом, который определен как обладание обучающимися высоким уровнем сформированности социальной адаптации.
Для достижения поставленной общей цели формируются промежуточные цели, определение
Рис . 2 . Модель формирования социально адаптированной личности в условиях социально-педагогической развивающей среды
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 1 (178)
которых связано с учетом направлений деятельности обучающихся. Данный проект имеет несколько направлений, а поэтому будет и несколько промежуточных критериев, такие, например, как навыки в туристско-краеведческой деятельности, участие в проектно-исследовательской деятельности, заинтересованность родителей в деятельности обучающихся и др., по которым можно оценить уровень сформированности (изменения) социальной адаптации.
Главные ожидаемые результаты реализации проекта: созданная модель развивающей социально-педагогической среды и ее нормативно-правовое обеспечение; дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Туристско-краеведческая деятельность: успешная социальная адаптация»; повышение качества уровня проектно-исследовательской деятельности и конкурсной активности участников проекта; реализованная авторская программа психолого-педагогического сопровождения участников проекта и др.
Мониторинговые исследования будут осуществляться путем проведения диагностики обучающихся, родителей и педагогов. Для проведения мониторинга разработана специальная программа, в основу которой легли современные методики: Я. Л. Морено «Социометрия»; М. И. Рожков «Методика для изучения социализированности личности учащихся»; Е. Н. Степанова «Методика изучения удовлет-
воренности родителей работой образовательного учреждения»; Т. Д. Марцинковская «Методика определения уровня самооценки»; Л. Н. Бережнова «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности»; анкета «Рейтинг предметов»; анкета Б. Басса «Определение направленности личности»; Е. Н. Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнью в образовательном учреждении»; А. А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»; Е. Б. Фанталова «Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности».
Таким образом, задача состоит в решении проблем социальной адаптации обучающихся, находящихся в условиях социально-педагогической развивающей среды туристско-краеведческой деятельности. Формирование социально адаптированной личности требует организации научного руководства данным процессом в условиях образовательного учреждения, учета возрастных, психолого-педагогических особенностей детей, организации положительного эмоционального общения в группе, осуществления индивидуального подхода, а значит, создания воспитательной среды, отвечающей потребностям ребенка, насыщения образовательного процесса различными видами деятельности, моделирующими способы поведения ребенка в различных ситуациях, что вполне позволит ту-ристско-краеведческая деятельность.
Список литературы
1. Казанская В . Г . Подросток: социальная адаптация . СПб. : Питер, 2011. 288 с.
2 . Беккер Н . В . Основы формирования социальной компетентности школьников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) .
2015 . Вып .2 (8) .С .54-62 .
3 . Гуслова М . Н . Инновационные педагогические технологии . 4-е изд . , испр . М . : Академия, 2013. 288 с .
4 . Кокорева Н . В . Педагогическое проектирование среды дополнительного образования как условие самореализации детей: дис.... канд .
пед . наук. Саранск, 2004. 184 с .
5 . Никонова М . А. Краеведение: учебное пособие для студ . учреждений высш . образования . 3-е изд . , стер . М . : Академия, 2014. 192 с .
6 . Фридман Л . М . , Пушкина Т . А., Каплунович И . Я . Изучение личности учащегося и ученических коллективов: кн . для учителя . М .:
Просвещение, 1988. 207 c .
7 . Ясвин В . А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию . М . : Смысл, 2001 .С .14 .
8 . Пушкарева Т . Г ., Сартакова Е . Е . Модель социальной образовательной среды для формирования социальной компетентности будущего
педагога сельской школы // Вестн . Томского гос. пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2010 . Вып . 13 (115) . С . 118-122 .
9 . Шульга Т. И . Социально-психологические технологии помощи детям и семьям групп социального риска . М . : МГОУ, 2010 . 199 с.
Скрипка Лариса Петровна, аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, г. Томск, Россия, 634061); заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ ДО ДДиЮ «Наша гавань» (ул. Карла Маркса, 31, г. Томск, Россия, 634009). E-mail: [email protected]
Самолюк Надежда Геннадьевна, научный сотрудник, Томский государственный педагогический университет
(ул. Киевская, 60, г. Томск, Россия, 634061); методист МБОУ ДО ДДиЮ «Наша гавань» (ул. Карла Маркса, 31, г. Томск,
Россия, 634009). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 27.09.2016.
H. n. CKpunKa, H. r. CaMonwK. C^uanbHan adanma^n demeu...
SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN BY MEANS OF TOURISM AND REGIONAL STUDIES
L. P. Skripka, N. G. Samolyuk
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
House of Childhood and Youth «Nasha gavan'», Tomsk, Russian Federation
The establishment of an information society led to the massive use of modern gadgets and led to the fact that children have difficulty in direct communication, adaptation, especially in an unfamiliar environment, as well as contributes to the deterioration of children's health, due to sedentary lifestyles. The leading role in the process of formation of the valuable relation to the world, to himself and to other people belongs to a secondary school. In the modern educational space to solve these problems optimally is possible not separately within the institution, but in the form of networking. Stakeholders create social and educational environment for a more successful social adaptation of the individual student. One of the effective means that children get from tourism and regional studies is the socialization and preservation of health. The authors present the mechanism of leading educational institutions' networking: Municipal autonomous educational institution of secondary school number 28 in Tomsk and municipal budgetary educational institution of additional education of childhood and youth house "Our harbor" Tomsk. As part of the networking was created an innovative platform of municipal tourist and regional studies, which is being implemented under the conditions of socio-pedagogical project "Formation of socially-adapted person taught with the help of the tourist and local lore activity in conditions of an integrated socio-educational developing environment of general and supplementary education". We present two authors' models: the model of socio-educational developing environment for the formation of socially-adapted person enrolled in the secondary school № 28 and childhood and youth house "Our Harbour" and the model of formation of socially-adapted person in the conditions of socio-educa-tional developing environment. The article also puts forward a system of monitoring research.
Key words: networking, socio-pedagogical project, extracurricular activities, tourist and regional studies, integrated developing environment, model of educational environment, model of social adaptation ofpersonality.
References
1. Kazanskaya V. G . Podrostok: sotsial'naya adaptatsiya [Teenager: social adaptation] . Sankt-Peterburg, Piter Publ ., 2011. 288 p . (in Russian) .
2 . Bekker N .V. Osnovy formirovaniya sotsial'noy kompetentnosti shkol'nikov [Fundamentals of students' social competence formation] . Nauch-
nopedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, no . 2 (8), pp . 54-62 (in Russian) .
3 . Guslova M . N . Innovatsionnyye pedagogicheskiye tekhnologii. 4-e izd, ispr. [Innovative educational technology. 4th ed . , rev. ] . Moscow, Aka-
demiya Publ . , 2013 . 288 p . (in Russian) .
4 . Kokoreva N . V. Pedagogicheskoye proektirovaniye sredy dopolnitel'nogo obrazovaniya kak usloviye samorealizatsii detey. Dis. ... kand. ped.
nauk [Pedagogical designing of additional education environment as a condition of self-realization of children: dis . . . cand . ped . sci . ] . Saransk,
2004.184 p (in Russian) .
5 . Nikonova M .A. Kraevedeniye:ucheb. posobiye dlyastud. uchrezhdeniyvyssh. obrazovanyja[Local history: studies . Teaching guide for students
of institutions of higher education] . Moscow, Akademiya Publ . , 2014. 192 p . (in Russian)
6 . Fridman L . M . , Pushkina T.A. , Kaplunovich I . Ja . Izucheniye lichnosti uchashchegosya i uchenicheskikh kollektivov: kn. dlya uchitelya [The study
of the student's personality and student groups: teacher's book] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 1988. 207 p . (in Russian) .
7 . Yasvin V. A . Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to design] . Moscow, Smysl
Publ ., 2001.14 p . (in Russian) .
8 Pushkareva T G , Sartakova E E Model' sotsial'noy obrazovatel'noy sredy dlya formirovaniya sotsial'noy kompetentnosti budushchego
pedagoga sel'skoy shkoly [Social educational environment model for the formation of social competence of future teachers of rural schools] .
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, no . 13 (115), pp . 118-122 (in Russian) .
9 . Shul'ga T. I . Sotsial'no-psikhologicheskiye tekhnologiipomoshchi detyam isem'yam grupp sotsial'nogo riska [Socio-psychological techniques to
help children and families of social risk groups] . Moscow, MGOU Publ . , 2010 . 199 p . (in Russian) .
Skripka L. P., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061); House of Childhood and Youth «Nasha gavan'» (ul. Karla Marxa, 31, Tomsk, Russian Federation, 634009). E-mail: [email protected]
Samolyuk N. G., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061); House of
Childhood and Youth «Nasha gavan'» (ul. Karla Marxa, 31, Tomsk, Russian Federation, 634009). E-mail: [email protected]