Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка студентов-филологов в контексте взаимодействия вуза и школы'

Профессиональная подготовка студентов-филологов в контексте взаимодействия вуза и школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОТКРЫТОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / COMPETENCE APPROACH / OPENNESS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / NETWORK INTERACTION / CONTINUITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курьянович Анна Владимировна

Речь идет о взаимодействии высшей и общеобразовательной школ в условиях реализации компетентностного подхода, с одной стороны, как проявлении свойств открытости и непрерывности современного образовательного процесса, с другой − как значимой составляющей вузовской подготовки студентов-филологов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Отмечается, что знаниевый компонент в вузовском обучении данного контингента обучающихся должен присутствовать в достаточной степени, а предметная подготовка – обязательным образом ориентироваться на будущую профессиональную деятельность. Актуализируется роль учебных и производственных практик, научно-исследовательской работы, а также сетевых площадок, стимулирующих мотивацию студентов к освоению профессии, социальной адаптации и личностному росту. В качестве примера анализируются формы сетевого взаимодействия, практикуемые в процессе реализации программы «Формирование профессиональной культуры педагогов в новых образовательных условиях» в рамках работы сетевой экспериментальной площадки «школа – вуз» (МАОУ СОШ № 14 им. А. Ф. Лебедева г. Томска – ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курьянович Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS-PHILOLOGISTS IN THE CONTEXT OF INTERACTION BETWEEN UNIVERSITY AND SCHOOL

In the article we are talking about the interaction of the higher and secondary schools in the context of the implementation of the competence approach, on the one hand, as a manifestation of the openness and continuity of the modern educational process, on the other, as an important component of the university training of students who study in the field of Pedagogical Education. It is noted that a knowledge component in the university education of this contingent of trainees should be present sufficiently, and substantive training should necessarily be guided by future professional activity. In fact, university training in the subject area of students of a pedagogical university should use the criterion of applicability of information in future professional activity as a priority reference point in studying any topic of each subject block. In this connection, the student is obliged to know the normative base of general education, to have an idea of the programs implemented in the general education school, to be able to give them a competent assessment. The student should be familiar with a certain range of scientific and educational-methodical literature on the subject. The role of educational and production practices, research work, as well as network sites, stimulating students’ motivation for mastering the profession, social adaptation and personal growth, is also being updated in the process of the university training of students-philologists. As an example, the forms of network interaction practiced in the process of implementing the program “Formation of the professional culture of teachers in the new educational conditions” are analyzed as part of the network of the experimental site “school – university” (IAOU School No. 14 named after A. F. Lebedev, Tomsk – Tomsk State Pedagogical University). It is concluded that it is the orientation of a pedagogical university to a school and close interaction with it that will allow for the professional training of students-philologists in the context of the changed requirements of society, presented to the modern teacher.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка студентов-филологов в контексте взаимодействия вуза и школы»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37 . 012 . 3

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2017-10-56-61

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ

А. В. Курьянович

Томский государственный педагогический университет, Томск

Речь идет о взаимодействии высшей и общеобразовательной школ в условиях реализации компетентностно-го подхода, с одной стороны, как проявлении свойств открытости и непрерывности современного образовательного процесса, с другой - как значимой составляющей вузовской подготовки студентов-филологов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Отмечается, что знаниевый компонент в вузовском обучении данного контингента обучающихся должен присутствовать в достаточной степени, а предметная подготовка - обязательным образом ориентироваться на будущую профессиональную деятельность. Актуализируется роль учебных и производственных практик, научно-исследовательской работы, а также сетевых площадок, стимулирующих мотивацию студентов к освоению профессии, социальной адаптации и личностному росту. В качестве примера анализируются формы сетевого взаимодействия, практикуемые в процессе реализации программы «Формирование профессиональной культуры педагогов в новых образовательных условиях» в рамках работы сетевой экспериментальной площадки «школа - вуз» (МАОУ СОШ № 14 им. А. Ф. Лебедева г. Томска -ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»).

Ключевые слова: компетентностный подход, открытость образовательной среды, сетевое взаимодействие, непрерывность образовательного процесса.

В контексте федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), активное внедрение которых наблюдается на всех ступенях национального образовательного процесса [1], особую актуальность приобретает постулат об открытости современной образовательной среды. Данная концепция, восходящая к идеям А. Бергсона [2], К. Поппера [3] и во многом к современному синергетическому подходу (А. Баблоянц, Г. Нико-лис, И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен и др., см., например: [4]), трактует образование как обладающее одним из ключевых свойств - открытости. Это предполагает максимальное приближение содержания образования к реальной жизни, гибкость образовательных программ, преодоление замкнутости образовательных учреждений, как внешней (в отношении с другими социальными институтами), так и внутренней (на уровне налаживания и укрепления связей между всеми уровнями образования: дошкольным, школьным, средним профессиональным и высшим). Неслучайно в психологической науке открытость является качеством зрелой личности, отличающейся высоким уровнем сформированности компетентностной базы [5].

В системе образования советского времени разные его ступени, в том числе школа и вуз, сосуществовали практически автономно. В тех исторических условиях и с позиций знаниевых приоритетов это было оправданно и признавалось и в стране, и за рубежом эффективным [6]. В контексте компетент-ностного подхода, реализуемого в соответствии с требованиями ФГОС, открытость образовательного процесса, трактуемая в ряде случаев как составляющая профессиональной характеристики современного педагога, приобретает особую значимость.

Остановимся на характеристике понятия открытой образовательной среды в аспекте взаимодействия вуза и школы, реализуемого, в частности, в рамках направления «Педагогическое образование» в обучении студентов-филологов педагогического вуза.

Авторы считают, что взаимодействие вуза и школы начинается с ориентированности образовательного процесса бакалавров (будущих учителей) и магистрантов (в большинстве своем уже практикующих учителей) на тесное взаимодействие со школьным предметным и метапредметным обучением и является основой профессиональной подго-

товки студентов педагогического вуза, поскольку позволяет оптимально реализовать компетентност-ный подход в их обучении. «Содержание профессиональной подготовки... включает в себя умение определить цель, самостоятельно сформировать стратегию, тактику ее достижения. Педагогу важно принимать грамотные управленческие решения, экспертировать собственную деятельность, про-блематизировать ее содержание. Все перечисленные характеристики дают основания констатировать, что будущим учителям очень важно владеть профессиональными компетенциями различного характера» [7, с. 114].

Традиционно формула профессиональной компетенции (ПК) определяется как «Знаю. Умею. Владею» и реализуется в предметно-методической подготовке студентов в разнообразных видах и формах с различными целями. Знаниевый компонент в профессионально-предметной подготовке будущих учителей-словесников должен обязательно присутствовать в достаточной степени и с направленностью на будущую профессиональную деятельность. Безусловно, предметная подготовка является той базой, которая служит основой формирования системы личностно значимых знаний о языке, литературе, культуре. В дальнейшем эта система знаний позволит эффективно работать с обучающимися разных категорий, включая тех, кто учится в профильных классах, или просто одаренных детей. В задачи вузовской предметной подготовки входит углубление и расширение фонда предметных знаний, полученных на предшествующей ступени обучения - в школе. Однако при этом необходимо, чтобы студенты в полной мере и на достаточном уровне владели багажом знаний в объеме школьной программы подготовки в предметных областях «русский язык» и «литература», поскольку нередки ситуации, когда в вуз поступают обладающие слабой теоретической предметной подготовкой абитуриенты, нуждающиеся в первую очередь в ее значительном усилении в формате выравнивающих курсов, консультативных занятий и тренингов.

Собственно вузовская подготовка в предметной области студентов педагогического вуза должна в качестве приоритетного ориентира при изучении любой темы каждого предметного блока использовать критерий применимости информации в будущей профессиональной деятельности. Для этого студент должен знать структуру общего образования и его нормативное обеспечение, а именно содержание ФГОС основного (ФГОС ООО) (5-9-й классы) и среднего общего образования (ФГОС СОО) (10-11-й классы), особенно в части, где излагаются результаты изучения предметной области «Филология» [1]. Важным является формирование

у студентов адекватного представления об образовательных программах, реализуемых в школьной предметной подготовке, их достоинствах и недостатках. Полезным будет знакомство с учебной, учебно-методической литературой по предмету и профильными периодическими изданиями. Очевидно, что преподавателям педагогического вуза в первую очередь самим нужно владеть данной информацией и ориентироваться в ней.

Любая «профессиональная компетенция как проявление профессиональной значимости человека» включает в себя кроме знаний еще умения, «готовность и способность реализовать полученные знания в деятельности» [7, с. 114]. Следовательно, другой значимой составляющей в обучении студентов педагогического вуза является формирование профессиональных компетенций в области методического сопровождения будущей педагогической деятельности, т. е. практико-ориентирован-ных, прикладных. Данную задачу необходимо решать также с учетом ориентации на школу и связи с ней.

В ракурсе обозначенной проблемы чрезвычайно злободневной видится задача кадрового обеспечения образовательного процесса в педагогическом вузе: в составе преподавателей методических кафедр часто отсутствуют педагоги, связанные напрямую со школой, т. е. практикующие учителя. Это во многом снижает степень приближенности высшего педагогического образования к общему. В Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) проблема частично решается за счет привлечения в вуз на преподавательскую деятельность практикующих учителей на доли ставки внешнего совместительства. Существует и другое проявление кадровой проблемы: бакалавр обязан пройти педагогическую практику в школе, однако труд курирующего по месту прохождения практики учителя не оплачивается, что в совокупности с его огромной занятостью значительно усложняет процесс получения студентами навыков профессиональной деятельности в целом.

Специфика учебного плана, определенного ФГОС, также обусловливает то, насколько тесной будет связь бакалавра педагогического образования со школой и когда начнется процесс его сознательной профессиональной идентификации. Иными словами, важно, когда вчерашний выпускник школы, выбравший обучение именно в педагогическом вузе и потенциально связывающий свою дальнейшую жизнь со школой, перешагнет ее порог в новом качестве - учителя, наставника в формате педагогической практики. Сегодня первый опыт педагогической деятельности в рамках двухмесячной педагогической практики бакалавры получают на 5-м курсе. К этому времени во многом

под влиянием существующих социально-психологических стереотипов, нивелирующих привлекательность профессии учителя в современном российском обществе («у начинающих учителей нищенская зарплата», «работать учителю приходится очень много», «сейчас дети трудные, невыносимые, ничего не хотят делать», «родители перекладывают всю ответственность на учителя» и пр.1), у некоторой части студентов желание становиться учителем и мотивация, стимулирующая профессиональное самоопределение, снижаются или пропадают совсем.

В качестве мер, поддерживающих постоянный интерес студентов педагогического вуза к выбранной профессии, можно рассмотреть внедрение в учебный план большего количества активных практик, возвращение практик пассивного формата, позволяющих студенту еще на первых курсах обучения адаптироваться в школе в качестве будущего педагога.

Успешным в этом отношении видится опыт проведения весной 2017 г. у бакалавров-второкурсников ТГПУ учебной практики. Практика имела двунаправленный характер: научно-исследовательский и учебно-воспитательный. На первом этапе практики студенты занимались разработкой проблематики курсовой работы по выбранной теме, на втором - организовывали групповое внеучебное образовательное мероприятие для учеников 6-го класса подшефной школы в русле тематики своих курсовых работ. Учебно-воспитательная часть практики включала проведение знакомства студентов с классом в формате презентации, экскурсий по корпусу вуза, в том числе посещение музеев «Русская изба» и «Кабинет диалектологии и этнолингвистики», организацию и проведение интеллектуальной игры «Филологический калейдоскоп». Для игры студенты подобрали ряд заданий, адаптированных под возраст школьников и отражающих ключевую тематику курсовых работ самих студентов, нацеленных на выявление особенностей семантики слов в контексте, специфики их функционирования в тексте. По отзывам студентов, «школьники остались довольны результатами. Интеллектуальная игра „Филологический калейдоскоп" научила ребят быть более внимательными, собранными, сообразительными, заставила многих учеников вспомнить правила русского языка, изученные ранее» [8]. Цели практики были полностью реализованы, поскольку студенты получили хороший опыт учебно-воспитательной деятельности, навык контактирования со школьниками в качестве наставников, реализации ряда задач методического свойства.

Следует отметить, что научно-исследовательская работа студентов-филологов педагогического

вуза, включая выбор тем курсовых и выпускных квалификационных работ, обязательным образом должна быть ориентирована на будущую профессиональную деятельность. В качестве аспектов этой ориентации на 2-м, 3-м курсах, когда студенты пишут курсовые работы по определенному профилю («Русский язык» или «Литература») могут рассматриваться следующие моменты:

- при выборе личности, чей дискурс станет объектом рассмотрения, или текстов для анализа целесообразнее останавливать выбор на творчестве тех авторов или на тех текстах, которые изучаются в рамках школьной программы (Анализ особенностей вербализации концепта «портрет» в индивидуально-авторской картине мира И. С. Тургенева и опыт его применения в педагогической практике; Индивидуально-авторские неологизмы и метафоры как средства выразительности в поэме В. В. Маяковского «Флейта-позвоночник»; Особенности реализации суггестивной функции языка в фольклорных текстах (на материале произведений школьной программы) и др.);

- при выборе аспекта рассмотрения руководствоваться принципом его уместности в программе определенного класса, исходя из специфики и образовательных потребностей обучающихся (Лингвокультурологическая характеристика текста как вид учебной деятельности на уроках русского языка в 6-7-х классах; Способы организации кон-цептологического анализа художественного текста на уроках русского языка в 9-м классе общеобразовательной школы и др.);

- при выборе эмпирического материала для исследования помнить о том, что он должен иметь практическую ценность в предметной подготовке (Толковые словари русского языка в практике профессиональной деятельности педагога в аспекте внеучебной деятельности и междисциплинарных связей; Использование лингвокогнитивного анализа в методике обучения сочинению (на материале изучения языковых средств экспликации концепта «дружба» в повести А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая») и др.).

На 4-м курсе, когда студенты, освоив курсы психологии, педагогики, предметных методик, приступят к выполнению курсовых работ по методике, им могут быть предложены темы, ориентированные полностью на методический аспект профессиональной подготовки: Формы и приемы обеспечения информационного сопровождения индивидуального образовательного проекта «Как стать копирайтером»; Использование мультимедийных технологий в процессе методико-педагоги-ческого сопровождения индивидуального образова-

1 Реплики взяты из ответов, прозвучавших в ходе опроса, проведенного в выпускной группе бакалавров историко-филологического факультета ТГПУ на установочной конференции перед началом педагогической практики .

тельного проекта «Как стать рэпером»; Использование игровых технологий в процессе методико-педагогического сопровождения индивидуального образовательного проекта «Читаем Волкова»; Организация методико-педагогического сопровождения индивидуального образовательного проекта «Фирменный стиль»; Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе педагогического сопровождения индивидуального образовательного проекта «Футбольная гордость Томска» и др.

Написание бакалаврской работы призвано интегрировать полученные за годы обучения знания и навыки в области и предметной, и методической подготовки. Примеры формулировок тем выпускных квалификационных работ бакалавров-филологов: Способы организации дискурсивного анализа текста на уроках русского языка в старших классах общеобразовательной школы; Формы и приемы организации профессиональной деятельности учителя русского языка в гуманитарном образовательном пространстве старшей школы: реализация в аспекте ФГОС (на материале урочной и внеурочной деятельности); Информационно-компьютерные технологии как средство формирования текстовой компетенции на уроках русского языка как неродного; Педагогические возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе методико-педагогического сопровождения индивидуально-образовательных проектов (на материале организации образовательного проекта по русскому языку в десятом классе средней школы) и др.

Особенно следует отметить эффективность такого способа взаимодействия вуза и школы, как организация сетевых площадок, целью работы которых выступает повышение активности студента в освоении профессии «в процессе учебной и практической деятельности при тесном социальном партнерстве с потенциальным работодателем» [9, с. 77-78]. В ТГПУ уже существует подобный опыт. Например, работу сетевой экспериментальной площадки на базе МАОУ СОШ № 14 им. А. Ф. Лебедева г. Томска в рамках реализации программы «Формирование профессиональной культуры педагогов в новых образовательных условиях» (руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Е. Н. Ковалевская) курируют кафедра теории языка и методики обучения русскому языку ТГПУ и научно-методический совет школы. Формы деятельности площадки разнообразны: участие студентов и школьников в работе педагогических мастерских, теоретических, экспертных, исследовательских и проектных семинаров, уроков-лабораторий, сетевом социально-образовательном проекте «Дебаты»; подготовка совместных образовательных

проектов и их исследовательская презентация в рамках работы секций сетевой научно-практической конференции «Наши духовные ценности» (на базе школы) и Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (на базе вуза).

Например, в рамках курса «Методика обучения русскому языку» активно внедряется такая форма сетевого взаимодействия, как курирование студентами подготовки школьников к выступлению с докладом на школьной конференции. Эта совместная деятельность включает следующие этапы: 1) определение темы проекта и формирование команд «ученик(и) - студент(ы)» на основании общности интересов; 2) проведение школьной конференции с последующим экспертным обсуждением со стороны преподавателей вуза и учителей школы; 3) проведение рефлексивного семинара в группе студентов с целью определения качества осуществленного педагогического руководства; 4) исследовательская презентация данного образовательного события студентами (с участием школьников) в ходе работы студенческой конференции (подробнее: [6]). Таким образом, работа студента в условиях сетевой площадки способствует «эффективному проектированию будущей профессиональной деятельности» [9, с. 74].

Тесное взаимодействие вуза и школы обусловливает современное понимание образования как непрерывного процесса. Профильная довузовская подготовка, обучение студентов на первой ступени вузовской подготовки - бакалавриате - в контексте тесного сотрудничества со школой, наконец, продолжение в сторону углубления и расширения профессиональной компетентностной базы дипломированного бакалавра в магистратуре дают основания говорить о качестве подготовки педагога в профильном вузе.

Таким образом, получение профессионального образования в рамках ориентации на школу и в тесном с ней контакте чрезвычайно значимо для студентов-филологов в контексте изменившихся требований социума, предъявляемых к современному выпускнику педагогического вуза. Перед педагогическим вузом стоит задача подготовить профессионально грамотного педагога, способного в процессе своей будущей образовательной и воспитательной деятельности создать органичную среду для формирования готового к постоянному развитию, умеющего реализовать себя в меняющейся культуре и отвечать на вызовы времени, сформировавшего навык социальной адаптации человека. Ценности и идеология открытого образовательного пространства, в понимание которого входит и связь вуза и школы, отвечают потребности

в профессиональной культуре педагога особого на- ной базы обучающихся в школе и на собственный

полнения, нацеленной на развитие компетентност- личностный и профессиональный рост.

Список литературы

1. Федеральные государственные образовательные стандарты . URL: http^/минобрнауки. рф (дата обращения: 07 .05.2017) .

2 . Бергсон А. Два источника морали и религии . М .: Канон, 1994. 384 с.

3 . Поппер К . Р . Открытое общество и его враги: в 2 т . М .: Феникс, международный фонд «Культурная инициатива», 1992.448 с.

4 . Шевелева С .С .Открытая модель образования (синергетический подход) .М .: Магистр, 1997 .47 с.

5 . Рахкошкин А. А. Открытость образовательного процесса (на примере западноевропейской педагогики) . Великий Новгород: НовГУ им . Яросла-

ва Мудрого, 2005. 140 с.

6 . Коротаева Е . В . Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа . Екатеринбург: Урал . гос . пед . ун-т, 2008. 276 с .

7 . Ковалевская Е . Н ., Курьянович А. В ., Мисякова Т . А Формирование проектных компетенций студентов-филологов в практике взаимодействия

вуза и школы // Вестн .Томского гос . пед .ун-та (TSPU Bulletin) . 2016 . Вып . 10 (175) .С . 114-120 .

8 . Официальный сайт Томского государственного педагогического университета . URL: http://www. tspu . edu . ru/iff/news/15242-itogi-uchebnoj-praktiki-

studentov-gruppy-352-zanimayushchikhsya-v-spetsseminare-po-teorii-yazyka . html (дата обращения: 08.05.2017) .

9 . Дмитриев Н . А Теоретическая модель сетевого взаимодействия «школа - вуз» в системе профессионального образования // Известия Туль-

ского гос . ун-та . Гуманитарные науки . 2013 . Вып . № 3-2 . С . 74-81.

Курьянович Анна Владимировна, доктор филологических наук, профессор, Томский государственный педагогический

университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 10.07.2016.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2017-10-56-61

PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS-PHILOLOGISTS IN THE CONTEXT OF INTERACTION BETWEEN UNIVERSITY AND SCHOOL

A. V. Kuryanovich

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

In the article we are talking about the interaction of the higher and secondary schools in the context of the implementation of the competence approach, on the one hand, as a manifestation of the openness and continuity of the modern educational process, on the other, as an important component of the university training of students who study in the field of Pedagogical Education. It is noted that a knowledge component in the university education of this contingent of trainees should be present sufficiently, and substantive training should necessarily be guided by future professional activity. In fact, university training in the subject area of students of a pedagogical university should use the criterion of applicability of information in future professional activity as a priority reference point in studying any topic of each subject block. In this connection, the student is obliged to know the normative base of general education, to have an idea of the programs implemented in the general education school, to be able to give them a competent assessment. The student should be familiar with a certain range of scientific and educational-methodical literature on the subject. The role of educational and production practices, research work, as well as network sites, stimulating students' motivation for mastering the profession, social adaptation and personal growth, is also being updated in the process of the university training of students-philologists. As an example, the forms of network interaction practiced in the process of implementing the program "Formation of the professional culture of teachers in the new educational conditions" are analyzed as part of the network of the experimental site "school - university" (IAOU School No. 14 named after A. F. Lebedev, Tomsk - Tomsk State Pedagogical University). It is concluded that it is the orientation of a pedagogical university to a school and close interaction with it that will allow for the professional training of students-philologists in the context of the changed requirements of society, presented to the modern teacher.

Key words: competence approach, openness of the educational environment, network interaction, continuity of the educational process.

References

1. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty [Federal state educational standards] (in Russian) . URL: http://минобрнауки . рф (accessed 7 May 2017) .

2 . Bergson A. Dva istochnika morali i religii [Two sources of morality and religion] . Moscow, Kanon Publ ., 1994. 384 p . (in Russian) .

3 . Popper K . R . Otkrytoye obshchestvo i ego vragi. V 2 t. [Open society and its enemies] . Moscow, Feniks, Mezhdunarodnyy fond "Kul'turnaya

initsiativa" Publ . , 1992 . 448 p . (in Russian) .

4 . Sheveleva S . S . Otkrytaya model' obrazovaniya (sinergeticheskiy podkhod) [Open model of education (synergetic approach)] . Moscow, Magistr

Publ., 1997 .47 p . (in Russian) .

5 . Rakhkoshkin A. A . Otkrytost' obrazovatel'nogo protsessa (na primere zapadnoevropeyskoy pedagogiki) [Openness of the educational process

(on the example of Western European pedagogy)] . Velikiy Novgorod, NovSU Publ ., 2005. 140 p . (in Russian) .

6 . Korotaeva E . V. Pedagogicheskoye vzaimodeystviye: opytproblemnogo analiza [Pedagogical interaction: experience of problem analysis] . Eka-

terinburg, USPU Publ . , 2008. 276 p . (in Russian) .

7 . Kovalevskaya E . N ., Kur'yanovich A. V., Misyakova T. A. Formirovaniye proektnykh kompetentsiy studentov-filologov v praktike vzaimodeystviya

vuza i shkoly [Formation of project competence of students-philologists in the practice of interaction between university and school] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPU Bulletin, 2016, vol . 10 (175), pp . 114-120 (in Russian) .

8 . Ofitsial'nyy sayt Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Official site of Tomsk State Pedagogical University] (in Russian) .

URL: http://www. tspu . edu . ru/iff/news/15242-itogi-uchebnoj-praktiki-studentov-gruppy-352-zanimayushchikhsya-v-spetsseminare-po-teorii-yazy-ka . html (accessed 8 May 2017) .

9 . Dmitriev N . A. Teoreticheskaya model' setevogo vzaimodeystviya "shkola - vuz" v sisteme professional'nogo obrazovaniya [Theoretical model of

network interaction "school-university" in the system of vocational education] . Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki- Izvestija TulGU. Humanitarian Sciences, 2013, no . 3-2, pp . 74-81 (in Russian) .

Kuryanovich A. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061). E-mail: kurjanovich. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.