3. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011. -320 с.
4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
5. Пищаева М.В. Денисова С.В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие / АГПИ им. А. П. Гайдара. - Арзамас: АГПИ, 2007. - 56 с.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
7. Программа «Истоки»: Базис развития ребёнка-дошкольника / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др.; науч. ред. Л.А. Парамонова и др. - М.: Просвещение, 2003. - 335 с.
8. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с.
9. Татаринцева Н.Е. Воспитание полоролевого поведения дошкольников: Мир мальчика и девочки. Программа / Н.Е. Татаринцева. - Ростов н/Д: РГПУ 2002. - 59 с.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
© Шмакова Е.В.*
Областной духовно-патриотический Центр «Арское», г. Ульяновск, с. Арское
Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск
Статья посвящена анализу социально-педагогических условий (общих и частных) развития духовно-нравственных качеств личности воспитанников сиротских учреждений Ульяновской области.
Ключевые слова духовно-нравственные качества, личность воспитанников, сиротские учреждения, социально-педагогические условия.
По справедливому замечанию ряда авторитетных исследователей Ю.К. Бабанского, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой, Ю.П. Сокольнико-
* Ассистент кафедры Педагогики профессионального образования и социальной деятельности, кандидат педагогических наук.
ва, Н.М. Яковлевой, педагогическая система успешно функционирует и развивается при соблюдении ряда определенных условий. Следовательно, процесс духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество будет более эффективен при создании специального комплекса социально-педагогических условий.
Наше внимание обращено на воспитанников детских домов и школ-интернатов подросткового возраста. Важнейшей психолого-педагогической характеристикой подростков является интенсивное нравственное формирование личности, формирование духовно-нравственного сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы, под руководством воспитателей и коллектива. Основным отличием воспитанников сиротских учреждений от их сверстников, воспитывающихся в домашних условиях, является то, что подростки из детских домов и школ-интернатов лишены той основы, что закладывает семья по духовно-нравственному и эмоционально-волевому воспитанию. Соответственно, вся нагрузка ложится на сотрудников сиротских учреждений. Не следует упускать из виду тот факт, что воздействуют на подростков в детских домах и школах-интернатах не только педагоги и воспитатели, а весь коллектив.
По нашему мнению, одним из основных социально-педагогических условий, обеспечивающих эффективный процесс духовно-нравственного воспитания подростков с сиротских учреждениях - это совокупность мер, принимаемых детским домом или школой-интернатом, областным духовно-патриотическим Центром «Арское» города Ульяновска, Департаментом профессионального образования и охраны прав несовершеннолетних Министерства образования Ульяновской области. Наиболее характерными направлениями в повышении эффективности процесса духовно-нравственного воспитания сирот является создание таких условий, в которых воспитанники могут занять личностную позицию, проявить социальную активность, что будет прослеживаться в положительной динамике поведения детей, их вхождению в коллектив, активном участии в жизнедеятельности учреждения в детских домах и школах-интернатах как фактору их успешной интеграции в обществе мы относим нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение процесса. В настоящее время в связи с усилением контроля со стороны различных государственных структур к процессу воспитания подрастающего поколения, а также с изменением требований к процессу воспитания и жизнедеятельности сирот следует серьезное внимание уделять нормативно-правовому обеспечению процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях. Изучение нормативно-правовой базы позволяет избежать неправомерных действий со стороны
руководящих органов сиротскими учреждениями, а также сотрудниками детских домов и школ-интернатов. В рамках нашего исследования нами проведен анализ нормативно-правовой базы, касающейся процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях. Следует отметить, что законодательство поддерживает деятельность по духовно-нравственному воспитанию подростков в сиротских учреждениях на федеральном, региональном и местном уровнях. Данная симфонии властей позволяет беспрепятственно и активно проводить работу по духовно-нравственному воспитанию подростков в детских домах и школах-интернатах, а также подключать к этому процессу другие заинтересованные государственные структуры.
В настоящее время процесс научно-методического обеспечения процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях находится на этапе своего становления. Следует отметить, что наметившаяся тенденция гуманистической направленности воспитательного процесса в детских домах и сиротских учреждениях требует пересмотра системы подготовки и повышения квалификации педагогов и воспитателей, которые не всегда имеют достаточный опыт работы по духовно-нравственному воспитанию подростков в сиротских учреждениях. Также отметим, что общение на духовно-нравственную тематику для многих воспитателей и педагогов сиротских учреждений является трудной деятельностью в связи с отсутствием необходимого опыта и знаний. К воспитателям и педагогам в данном случае предъявляются особые требования. Им необходимо не только обладать профессиональным мастерством в сфере общения, способностью эффективно решать широкий круг коммуникативных задач, но и владеть тематикой, быть готовыми не только теоретически, а больше практически работать с воспитанниками, примером своей жизни формировать у воспитанников сиротских учреждений духовно-нравственных ценностей жизни, выступать одновременно в нескольких ролях: инструктором, режиссером, инициатором, аналитиком, комментатором, посредником, экспертом и т.д. Воспитатели и педагоги должны иметь навык демонстрировать различные модели поведения, выступать в роли «эталонного участника», раскрывать воспитанникам сиротских учреждений какие-либо факты, приводить примеры из своего жизненного опыта, излагать научные знания по рассматриваемым вопросам [3, с. 54]. Педагогам и воспитателям необходимо владеть высоким уровнем социального интереса, восприимчивостью к переживаниям других людей, эмпатичностью, оптимизмом, энтузиазмом, умениями концентрации на других людях, желанием и способностью им помогать, ролевой гибкостью, способностью принимать разные роли с учетом текущей ситуации и т.д. Кроме того, педагоги и воспитатели сиротских учреждений должны формировать знания о межличностной перцепции, способствующие установлению позитивных эмоциональных отношений, взаимопонимания, познания школьниками друг друга, и социальной перцепции, способствующие эффективно-
му межгрупповому взаимодействию, согласованности, сработанности и сплоченности коллектива, владеть сам эффектами межличностного восприятия и обучать им воспитанников детских домов и школ-интернатов. Важно также владеть техниками, необходимыми для выявления внутренних ресурсов личности, развития у подростков сиротских учреждений сферы самопознания, повышения уровня саморегуляции, социального интеллекта, уверенности в себе, для включения в выбор поведенческих действий, конструктивных способов взаимодействия. С целью подготовки будущих специалистов к социальной деятельности на предмете «Практикум в социальной работе» студенты Ульяновского государственного университета выезжают в сиротские учреждения, а также в областной духовно-патриотический Центр «Арское» с целью ознакомления с деятельностью по духовно-нравственному воспитанию подростков-сирот и овладения навыками данной деятельности. Кроме того, с работниками социальной сферы Министерства труда и социального развития Ульяновской области систематически проводятся круглые столы и мастер-классы по вопросам духовно-нравственного воспитания.
Процесс духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях будет более эффективным, если будет соответствовать следующим требованиям: комплексности (логика понимания процесса духовно-нравственного воспитания как процесса активного взаимодействия с различными общественными структурами с целью подготовки эффективного процесса постинтернатного сопровождения сирот представлена интеграцией сиротского учреждения, учреждений, занимающихся вопросами духовно-нравственного воспитания, а также Министерства образования и Министерства труда и социального развития Ульяновской области); личностного подхода (постоянное обращение к личному опыту воспитанников в ситуациях успеха и к личным интересам воспитанников как основополагающим, мотивирующим фактором, способным обеспечить эффективность предлагаемых программных мероприятий); деятельностного подхода (каждый участник реализации программы является не просто ее объектом, но и субъектом. Воспитанники сиротских учреждений оказываются задействованными в субъектно-личностных отношениях, что позволяет повысить уровень работы по духовно-нравственному воспитанию); доступности и привлекательности (предлагаемые воспитанникам занятия, конкретные дела, игры, поручения и другие формы взаимодействия должны: соответствовать возрастным, психофизиологическим особенностям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отвечать интеллектуальным, эмоциональным, познавательным, развлекательным, социальным потребностям воспитанников сиротских учреждений; вызывать интерес к предлагаемым занятиям и желание выполнить их; обеспечивать совместную деятельность педагогов и воспитанников с целью формирования и сохранения на протяжении всей программы доверительных, эмоционально устойчивых, уважитель-
ных и целенаправленных отношений); систематичности (работа по духовно-нравственному воспитанию детей в сиротских учреждениях носит систематический характер, направленный на воспитание социально активной, морально устойчивой, высоко нравственной, ориентирующейся в своем поведении на духовно-нравственные ценности общества. Проявляется деятельность не только на конкретных мероприятиях или акциях, а пронизывает весь процесс жизнедеятельности воспитанников сиротских учреждений во взаимодействии с представителями администрации сиротского учреждения, воспитателей, товарищей, представителей внешней социальной среды); культу-росообразности (воспитание строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, особенностями, присущими традициями населения региона); динамизма (все мероприятия программы построены таким образом, что каждое конкретное задание или дело способствует достижению микроцелей в своем стремлении к общей макроцели программы); преемственности (содержание, методы, формы, подходы программы последовательны, взаимосвязаны и взаимообусловлены).
Исходя из вышеуказанных положений, следует отметить, что эффективность процесса духовно-нравственного воспитания подростков в детских домах и школах-интернатах определяется соблюдением следующих частных условий:
1. Вся системная программа сиротского учреждения строится на основах системного подхода, приоритетным направлением которого является духовно-нравственное воспитание.
2. В программу включаются все сотрудники детского дома или школы-интерната на основе постановки общей цели, организации взаимосвязи и взаимодействия всех структурных подразделений сиротского учреждения: руководство, педагогический коллектив, воспитанники и обслуживающий персонал.
3. Участие воспитанников сиротского учреждения строится на принципе психологического комфорта социально-педагогической среды, в которой происходит процесс духовно-нравственного воспитания.
4. Содержание жизнедеятельности воспитанников соответствует жизненно важным сферам будущего выпускника сиротского учреждения (здоровье, пространство прав и обязанностей, образование, досуг, самообслуживание, профессиональная ориентация, общение, семейные отношения, формирование духовных и нравственных ценностей).
5. Сотрудники сиротского учреждения организуют профессиональную деятельность на основе принципов саморазвития, самосовершенствования и самореализации. Особую роль в организации процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество сле-
дует отвести процессу диагностики [1, с. 22]. Процесс воспитания, в том числе и духовно-нравственного, процесс противоречивый и длительный. Кроме того, результаты воспитания имеют отдаленный характер, и учитывать их трудно. Однако, анализ результатов, диагностирование уровня воспитанности на конкретном этапе деятельности необходимо для координирования дальнейшей работы, принятия решений по изменению, дополнению или коррекции процесса воспитательной работы. В педагогике «жесткие» критерии используются редко. Мы в своей работе также использовали мягкие или облегченные критерии. Связано это с тем, что уровень сформиро-ванности личности воспитанников сиротских учреждений значительно отличается от подобного уровня у их ровесников из семей.
Изучение в ходе экспериментального исследования направленность жизненных ценностей, интерактивной направленности личности воспитанников детских домов и школ-интернатов, уровень их социально-трудовой активности, автономности-зависимости личности, уровней коммуникативной компетентности, толерантности, стрессоустойчивости, познавательной и творческой активности, позволило сделать выводы, что организованный активный процесс духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество активное социальное взаимодействие позволило сделать их опыт взаимодействия и общения богаче, круг знакомств - шире, совместную деятельность - масштабнее, а конструктивное взаимодействие - эффективнее.
Список литературы:
1. Аргунова Л. Социализация выпускников детского дома / Л. Аргунова // Беспризорник. - 2009. - № 5. - С. 21-23.
2. Бобылева И.А. Региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений / И.А. Бобылева // Социальная педагогика. - 2010. -№ 5. - С. 5-22.
3. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 1975. - 254 с.