2. Супрун А.Е. Части речи в русском языке. - М., 1971. - 135 с.
3. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студ. - М.: «Просвещение», 1987. - 415 с.
4. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. - М.: «Академия», 2002. - 464 с.
5. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: учеб. пособие для студ. - М.: «Академия», 1997. - 383 с.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРКОТИКАМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Чербаева Е.В.*, Сарнычева Н.И.4
Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева, г. Тамбов
Статья посвящена основным тенденциям в плане профилактики наркотической зависимости молодежи. Рассматриваются такие формы внеурочной деятельности, как тренинги, праздники и т.д. В статье особое место отводится работе педагогов, психологов и воспитателей Многопрофильного колледжа имени И.Т. Карасева.
Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Наша страна переживает очередную историческую метаморфозу. Кризис политической и экономической системы, пересмотр законодательного устройства, полная реорганизация системы государственного управления и другие социально-экономические процессы отражаются на состоянии людей, их физическом, психическом и материальном благополучии. Постоянно ухудшается экологическая ситуация из-за природно-экологических катастроф, рушатся ранее сложившиеся ценностные ориентиры в российском обществе. Все эти процессы обостряют наркологическую ситуацию в стране и становятся для нашей молодёжи испытанием на жизнестойкость [1].
В настоящее время в России наблюдается устойчивая тенденция к значительному росту потребления наркотических веществ с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи. Темпы роста наркотизации российского общества и преступности, связанной с наркотиками, справедливо рассматриваются как одна из реальных угроз национальной безопасности страны. Проблема зависимостей в молодежной среде является одной из наиболее актуальных. Об этом свидетельствуют цифры
* Воспитатель.
* Мастер производственного обучения.
статистики. За последние 10 лет количество наркозависимых граждан в России выросло на 60 %. Сегодня в России регулярно употребляют наркотики 5,99 млн. человек.
Основными очагами распространения наркотиков в городах России являются учебные заведения и места развлечения молодежи - дискотеки и клубы. 70 % из опрошенных первый раз попробовали наркотики именно здесь. По мнению экспертов, каждый наркоман вовлекает вслед за собой в употребление наркотиков 13-15 человек. Число смертей от употребления наркотиков за последние годы выросло в 12 раз, а среди детей - в 42 раза. Приблизительная продолжительность жизни наркоманов с момента начала употребления наркотиков составляет в среднем - 4-5 лет. Распространение наркомании в нашей стране принимает катастрофический для национальной безопасности характер. Это не просто проблема, это повседневная реальность, уносящая каждый час человеческие жизни [3].
В мире существует достаточно широкий спектр методик профилактики зависимостей. Однако преобладающими, научно обоснованными и наиболее эффективными считаются методики, использующие теорию социального научения А. Бандуры и копинг-поведения Р. Лазаруса. В современной России данный подход адаптировали Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский в виде программы копинг-профилактики употребления наркотиков и других пси-хоактивныхвеществ [2].
На сегодняшний день ТОГОУ СПО МК им. И.Т. Карасева целью воспитания подрастающего поколения считает формирование психически и социально зрелой личности, способной приносить пользу обществу. Общеобразовательное учреждение - это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи. Мы стараемся строить работу с подростками, не только повышая их образовательный уровень, прививая любовь к труду, но и формируя у них стойкую антинаркотическую позицию, способность в любой, даже самой неблагоприятной среде, принять сознательное решение и отдать предпочтение здоровому образу жизни.
Профилактические программы, используемые ТОГОУ СПО МК имени И.Т. Карасева, соответствуют ряду правил:
1. Просветительские программы необходимо вести на протяжении всего периода обучения.
2. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.
3. Предоставляемая информация должна быть уместной и давать знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества.
4. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы проти-
востоять желанию попробовать наркотики в моменты стресса, изоляции и жизненных неудач.
5. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (возраст, пол, убеждения).
6. Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотической деятельности.
Для правильной постановки антинаркотического воспитания студентов необходимо четко понимать, что недостаточно добиваться только усвоения подростками определенной суммы подобных знаний (хотя эта задача, конечно, чрезвычайно важна). Здесь особого внимания требует формирование у подопечных готовности применять эти знания в каждом конкретном житейском случае, понимание того, что нет «сильных» и «слабых» наркотиков, что любое употребление наркотических веществ - шаг в пропасть.
В своем антинаркотическом воспитании и обучении подростков мы стараемся упираться не на страх, а на чувство долга, достоинство, поощряя стремление подростков к самоутверждению через преодоление отрицательных черт личности, социальное становление в учебе и посильном труде.
Своей главной педагогической целью считаем необходимость сформировать психологический иммунитет, то есть вызвать у них отрицательное отношение к наркотикам. Для этого до каждого несовершеннолетнего необходимо донести информацию о пагубном влиянии наркотических и токсических веществ на организм, о возможности заражения такими страшными заболеваниями, как СПИД, гепатит, сифилис. Последнее может послужить дополнительным аргументом против начала употребления психоактивных веществ. Необходимо также научить правилам поведения, позволяющим преодолевать наркогенное давление со стороны окружающих.
В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с нар -команиями проводится путем использования различных профилактических моделей и методов психолого-педагогического воздействия. В самом начале проведения первичной профилактики химической зависимости мы выясняем степень информированности о вредных привычках, наркотиках у студентов в группе, с которой проводится работа, выясняем их отношение и наличие личного опыта, для этого используем анкетирование. Профилактическая работа нацелена на все формы злоупотребления различными группами наркотических и токсических средств. Для этого оформляются рабочие панели холлов, проводятся конкурсы рисунков, плакатов. Главными задачами профилактической работы являются сохранение каждой растущей и развивающейся личности в здоровом правовом поле социума и выработка нужной установки грамотной самозащиты для этого используются средства массовой информации, активно используются просмотры видеоматериалов. Мы стараемся иллюстрировать лекции и беседы ссылками на конкретные факты
из жизни, приводить примеры из художественной и научно-популярной литературы, художественных фильмов, освещаем юридические и правовые аспекты окружающего социума. К лекционной работе привлекаются сотрудники ОВД, инспектора ОДН, психиатры-наркологи, врачи-специалисты по гигиеническому воспитанию, психологи, социальные педагоги.
Целесообразным считаем применение в колледже новой формы диалога с ребятами - формы психологического тренинга. Тренинг подразумевает использование интерактивных способов работы (например, моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь, подкрепление, длительная практика), способных повысить уровень усвоения студентами социальных навыков (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважения и эффективного взаимодействия с окружающими - как со сверстниками, так и со взрослыми), усилить их личные убеждения против употребления наркотиков, сформировать навыки отказа от них [5].
Кроме того, тренинги интересны и полезны не только самим студентам: педагоги и другие работники ТОГОУ СПО МК получают возможность перевести отношения с ребятами на качественно новый этап, что очень полезно для достижения высокой степени доверия между ними. Особенно эффективными те тренинги, которые в своей структуре предусматривают повторные занятия по определенным темам в течение всего периода обучения с повторяющимся воздействием на учащихся для укрепления первоначального профилактического эффекта. Такие повторные блоки, разработанные с учетом особенностей данного возраста и ориентированные на рассмотрение наиболее актуальных в каждом возрасте проблем, могут иметь не только значительный профилактический эффект, но и помогут студентам в адаптации к различным периодам жизни [6].
Деятельность нашего колледжа направлена на создание условий, обеспечивающих физическое и духовное здоровье молодежи, а всем известно, формирование у учащихся ориентации на здоровый образ жизни во всех ее сферах является приоритетной задачей борьбы с наркотизацией. Поэтому весь спектр проводимых воспитательных мероприятий можно с успехом назвать альтернативной профилактикой, формирующей у детей знания о социальных и психологических последствиях наркомании и пользу отказа от наркотиков.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что любая работа по профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся представления, убеждения студентов по отношению к определенным жизненным ценностям (например, таким, как здоровье человека и стремление его сохранить), поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса.
Список литературы:
1. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. - СПб., 1999.
2. Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркоз-висимости / Под ред. А.Н. Гаранского. - М.; СПб., 2000.
3. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 1.
4. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М., 2000.
5. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. А.М. Ши-пициной, Л. С. Шпилени. - СПб., 2003.
6. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М., 2003.
ОРГАНИЗАЦИЯ КРУГЛОГОДИЧНОЙ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ НА БАЗЕ ОБЛАСТНОГО ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА «АРСКОЕ» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ОПЫТ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ СО СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛОЙ-ИНТЕРНАТ «ПАРУС»)
© Шмакова Е.В.*
Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск
Областной духовно-патриотический центр «Арское», г. Ульяновск
Современная ситуация в России, для которой свойственны многочисленные реформы, нестабильное социально-экономическое положение, кризис института семьи, характеризуется ростом числа детей, лишенных родительского попечительства. За 10-15 лет число сирот увеличилось более чем вдвое и в настоящее время по разным данным составляет от 600 тысяч до 800 тысяч человек. В статье рассматривается вопрос альтернативных форм воспитания детей сиротских учреждений. Основа работы с воспитанниками - духовно-нравственное воспитания как фактор социализации и постинтернатного сопровождения детей.
Большинство детей, лишенных родительского попечительства, направляются на воспитание в государственные сиротские учреждения. Однако, существуют иные формы устройства социальных сирот: патронатные семьи, приемные семьи. Но это не решает даже частично проблему. Подавляющее большинство сирот продолжает воспитываться в интернатных сиротских учреждениях до окончания школы.
* Аспирант кафедры Педагогики профессионального образования и социальной деятельности.