Научная статья на тему 'Особенности процесса духовно-нравственного воспитания в сиротских учреждениях и его роль в формировании коллектива воспитанников'

Особенности процесса духовно-нравственного воспитания в сиротских учреждениях и его роль в формировании коллектива воспитанников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
795
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / УРОВЕНЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмакова Е. В.

В статье рассмотрена проблема формирования коллектива воспитанников детских домов и школ-интернатов с помощью внедрения в педагогическую практику воспитательной системы сиротских учреждений работы по духовно-нравственному воспитанию детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шмакова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса духовно-нравственного воспитания в сиротских учреждениях и его роль в формировании коллектива воспитанников»

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВА ВОСПИТАННИКОВ

ШМАКОВА Е. В. к.п.н.,

Ульяновский государственный университет

Аннотация: В статье рассмотрена проблема формирования коллектива воспитанников детских домов и школ-интернатов с помощью внедрения в педагогическую практику воспитательной системы сиротских учреждений работы по духовнонравственному воспитанию детей.

Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, духовно-нравственное воспитание, программа духовно-нравственного воспитания, уровень духовно-нравственного воспитания.

Annotation: This article deals with the problem offorming a team of children's homes and boarding schools with the introduction of pedagogical practices of the educational system of orphanages work on spiritual and moral education of children.

Keywords: orphans and children left without parental care, spiritual and moral education, the program of spiritual and moral education, the level of spiritual and moral education.

В настоящее время общество в России находится в состоянии духовнонравственного кризиса. Духовный вакуум, образовавшийся вследствие разрушения прежних идеалов и духовных ценностей, ведет к моральной и физической деградации личности, к появлению разнообразных форм антисоциального или социальнодеструктивного поведения - рост количества наркоманов, разного рода экстремистских организаций, сект. Особенно подвержено этому пагубному процессу молодое поколение, в среде которого нарастают индивидуализм и эгоизм, пренебрежение интересами и ценностями общества, разрыв с историческими корнями своих предков. Не всякий взрослый человек может найти грамотный выход из непростой ситуации выбора, когда перед тобой множество соблазнов. А что происходит в душе ребёнка? Ребёнка, который не имеет жизненной опоры в лице любящих - матери и отца. Ребенка, который не научен жить в коллективе, а чаще всего следует инстинкту самосохранения[3].

Изучением данной темы занимались многие ученые (В.В.Абраменкова,

Н.А.Алексеев, Н.А.Бердяев, Л.П. Буева, В.В.Зеньковский, В.П.Зинченко, В.В.Знаков, В.С.Леднев,И.Я.Лернер, А.Е.Лихачев, Н.Н.Никитина, В.В.Сериков, В.И.Слободчиков, В.С.Соловьев, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Л.Франк, Е.И.Холостова, В.Д.Шадриков, Н.Б.Шмелева, З.Шникендорф), большинство из которых давали собственное определение, исходя из научной позиции и целей исследования.

Многопланов вопрос взаимосвязи понятий «духовность» и «нравственность». Здесь мы придерживаемся утверждения Б.Т.Лихачева, что духовному совершенствованию личности способствует ответственность перед собственной совестью и нравственными принципами, основанными на общечеловеческих ценностях [2].

Работа по духовно-нравственному воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе областного духовно-патриотического Центра «Ар-ское» ведется на протяжении последних пяти лет. Сотрудниками Центра была составлена и апробирована Программа по духовно-нравственному воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для сиротских учреждений Ульяновской области. Правовым основанием для составления Программы послужила резолюция областного методического объединения заместителей руководителей сиротских учрежде-

ний Ульяновской области по духовно-нравственному воспитанию, созданного на базе Центра при поддержке Правительства Ульяновской области.

Программа базируется на следующих принципах:

1. Программа представлена интеграцией информационно-просветительского, ориентационно-трудового, психолого-педагогического, культурно-эстетического, спортивно-оздоровительного блоков, каждый из которых, выполняя собственные задачи, подводит к решению общей цели Программы.

2. Личностного подхода. Постоянное обращение к личному опыту ситуаций успеха и к личным интересам воспитанника как основополагающим, мотивирующим факторам, обеспечивающим эффективность занятий, предлагаемых мероприятий.

3. Взаимной ответственности и доверия. Все участники программы активно в ней участвуют, действия каждого озвучены и регламентированы. Успех той или иной деятельности зависит от характера ее выполнения, от тесного сотрудничества во всех сферах жизни сиротского учреждения.

4. Социализации. Организация целенаправленного системного воздействия на процесс становления личности ребенка, воспитывающегося в сиротском учреждении, с целью приобретения им социально одобряемого опыта жизнедеятельности, необходимого для входа в социум.

5. Комплексности. Вся программа представляет собой комплекс педагогического, духовно-нравственного, трудового, психологического воздействия.

Мероприятия Программы направлены на создание условий для реализации воспитательного потенциала современного занятия, обеспечение эффективности усилий воспитателей для предоставления детям информации в процессе обучения, направленной не только на усвоение детьми программного минимума знаний, но и на их духовно -нравственное развитие. Воспитанники посещают молельную комнату, созданную при детском доме, где изучают Закон Божий, встречаются с представителями духовенства, имеют возможность пользоваться библиотекой молельной комнаты.

По направлению досуг и художественно-эстетическое воспитание педагоги и воспитанники принимают участие в областном Рождественском фестивале «Возродим Русь Святую!» в с.Арское г.Ульяновска, «Арских чтениях» (цикл мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, включающий в себя конкурсы рисунков, стихотворений, плакатов), Фестивале Кирилла и Мефодия. На мероприятия приглашаются руководители детских домов и школ-интернатов всей области. По окончанию мероприятия проводится круглый стол по теме «Роль православной литературы, обрядов, православных праздников в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения».

Следует отметить, что отношение к труду - один из главных показателей системы духовно-нравственных ценностей человека. Комплекс мероприятий Программы обеспечивает воспитание трудолюбия, опыта творческого и культурного самоопределения у детей и подростков, формирование у воспитанников готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к достижению профессионализма в избранной сфере профессионального самоосуществления, воспитание конкурентоспособной личности, согласующей свое поведение со стандартами профессиональной и общечеловеческой этики поведения. Экспериментальной базой исследования явились специализированные детские дома и школы-интернаты Ульяновской области.

В ходе выполнения работы получены следующие результаты:

1. Выявлены корни проблемы формирования детского коллектива в сиротских учреждениях;

2. Разработана комплексная Программа по духовно-нравственному воспитанию де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3. Выявлены условия эффективности духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в разработке и апробации комплексной Программы по духовно-нравственному воспитанию; в своевременном совершенствовании нормативного правового обеспечения процесса духовнонравственного воспитания в детских домах и школах-интернатах; в научнометодическом обеспечении процесса формирования детского коллектива сиротского учреждения.

На наш взгляд, работа в данном направлении является перспективной, требует дальнейшего изучения, апробирования и внедрения в практику детских домов и школ-интернатов.

Информационные источники:

1. Дулинова Л.Т., Маршак А.Л., Холостова Е.И. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. М., 2000.

2. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. // Б.Т.Лихачев. - М.. 1995.

3. Никитина Н.Н. Воспитание как взращивание духовного опыта человека // Актуальные проблемы современного воспитания. Волгоград, 2005. - С.43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.