Научная статья на тему 'Социально-педагогические основы формирования жизнеспособной личности'

Социально-педагогические основы формирования жизнеспособной личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
238
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические основы формирования жизнеспособной личности»

сведений о мире, но и осознанные интересы, идеалы, гуманистические ценности - все то, что определяет направленность личности, ее отношение к себе, людям и миру. Только на основе сформированного отношения к миру старшеклассник принимает самостоятельное решения, что является фундаментом процесса развития нравственности личности.

Из вышеизложенного можно заключить, что в условиях гуманистического подхода повышается эффективность содействия развитию и проявлению старшеклассником своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей. Учитель современной школы, пользующийся доверием и любовью школьника, может создать основание для последовательного нравственного развития личности старшеклассника.

УДК 37.032.2

Л. И. Афанасьева

С01ЩАЛЬН0-ПЕДАГ0ГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ

Изменившееся общество современной России, ориентированное на рыночную экономику, предъявляет свои требования к формированию социального типа личности, который явится продуктом сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. Изменения в социальной сфере, новые экономические отношения, увеличивающийся объем информации, воспринимаемой личностью из внешнего мира, ведут к изменению требований к человеку и соответствующего социального заказа общества.

Гармонизация отношений личности и общества становится главнейшей проблемой жизни современного общества. Перед социальными институтами страны, призванными заниматься воспитанием граждан, остро встали вопросы поиска новых подходов к социализации подрастающего поколения. Если ранее, реализуя важнейшую функцию воспитания - передачу социального опыта от поколения к поколению, - эта система работала эффективно в том случае, когда наиболее полно представляла передовые образцы старших, то сегодня опыт старших становится мало пригодным их детям, а тем более внукам. Эффективность такой системы уже зависит от того, насколько она направлена на формирование самостоятельности, на умение строить отношения с другими людьми, готовность к принятию решений, ответственности за свой выбор. Можно согласиться с утверждением

B.C. Степина о том, что «динамические процессы современного мира ставят человека в очень сложные условия социального существования. Человек быстро меняет сферы, подсистемы социальной жизни, он живет в среде с различными культурными традициями, которые сталкиваются в его сознании, через него, через его жизнедеятельность проходит этот диалог культур. Возрастающее напряжение, связанное с быстрым изменением ориентации, необходимостью поиска и своевременного нахождения решений, стрессовые ситуации, огромная нагрузка на здоровье - это все пробле-

мы, связанные с человеческим бытием, сохранением и развитием человеческой личности» [3, с. 15].

Развивающемуся обществу, как отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности.

Последние преобразования социальных, производственных отношений в стране, базирующиеся на изменении политической структуры общества, отношений к собственности, требуют формирования личности нового типа, отличающейся высокой жизнеспособностью.

Жизнеспособность, согласно И. М. Ильинскому, это умение человека успешно развиваться в трудных условиях социальной и культурной среды, воспроизвести и воспитать жизнестойкое потомство в биологическом и социальном плане, стать индивидуальностью, сформировать смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом среду, делая ее более благоприятной для жизни, не разрушая и не уничтожая ее [2, с. 18]. В социокультурном плане жизнеспособность выражается в том, как констатирует М. П. Гурьянова, «насколько каждая личность и поколение в целом в состоянии реализовать насущные запросы общества на данном этапе его исторического развития; насколько они могут взять на себя ответственность за будущее страны»^, с. 6].

В личностном плане жизнеспособность обнаруживается в высоком уровне социальной предприимчивости личности, направленной, прежде всего, на формирование самой личности в соответствии с заданными целями и на преобразование природной и социальной среды.

Сегодня детей необходимо подготовить к тому, чтобы они могли действовать самостоятельно и принимать решения в условиях, каких не было и не могло быть в жизни их родителей. В свою очередь, взрослые люди, воспитывавшиеся в условиях советского периода, нуждаются в социальнопедагогической поддержке, которая поможет им эффективно действовать в современных условиях.

Ставя в центр воспитания индивида развитие его личностных качеств, важно стремиться к тому, чтобы молодые люди вступали в самостоятельную жизнь морально и психологически готовыми и способными выдерживать конкуренцию на рынке труда. Воспитание подрастающего поколения должно быть организовано так, чтобы сформированные качества помогли воспитаннику найти в дальнейшем свое место в жизни, чтобы все то, чему учили в детстве, стало полезным и востребованным. Так, подрастающему поколению необходимо формировать смысложизненные установки.

Для основной массы людей смыслом жизни, как свидетельствуют многочисленные источники, в основном выступают общечеловеческие ценности, которые стали их собственной личностно значимой ценностью. Для одних такой ценностью, доминирующей в содержании смысла их жизни, оказывается служение Отечеству; для других - проникновение в непознанные законы развития природы и общества; для четвертых - служение семье,

детям; для пятых - служение своей профессии. Социально-педагогическая помощь в поиске и обретении человеком смысла жизни - одна из важнейших задач в деле воспитания жизнеспособной личности.

Главный и единственный способ достижения цели, которую человек ставит перед собой, - осуществление мотивационной включенности человека в деятельность или различные виды деятельности, интересные и значимые для него. Подрастающее поколение также должно научиться выполнять различные социальные роли, поскольку в жизни человек выступает в различных социальных ролях - гражданина, семьянина, общественника, а также выполняет многообразные жизненные функции - покупателя, пассажира и др. Необходимо, чтобы в школьные годы ребенок получил первичные знания и выработал умения для выполнения этих разнообразных ролей и функций.

Для того чтобы индивид смог жить в обществе, сотрудничая с другими людьми, ему необходимо знать особенности своей страны, региона, республики, историю, духовную культуру и традиции народов, особенности национального характера. Главные ценности - ценности самой жизни человека, семьи, здоровья, дружбы, взаимопонимания, любви, свободы, труда.

Воспитать жизнеспособную личность - значит, сформировать человека культуры, развивать в растущем человеке непотребительское отношение к своему существованию, разнообразные культурные потребности и познавательные интересы, обогатить его духовно-нравственный мир. Это особенно актуально, так как сегодня появилось немало людей с потребительским отношением к жизни. Для одних оно заключается в том, что смыслом и целью их жизни становятся только деньги, другие предпочитают не трудиться, а существовать за счет другого. Такое потребительское отношение человека к жизни лишает его воли, и он, вместо того чтобы трудиться, надеется на чужие способности, на чудо, которое на самом деле находится в нем самом.

Для формирования жизнеспособной личности велика социальная значимость опоры на так называемую социальную память о традициях и исторических особенностях. Так, например, основой социальной памяти на селе является накопленный поколениями опыт жизни в определенном сообществе в специфической природно-климатической зоне. Здесь свои особенные укоренившиеся нормы и формы отношений. Вековая идентичность бытового уклада, характера труда, ощущения соседства (туолбэ), духовной связи с предками представляют собой внутреннюю социокультурную среду, которая подпитывает эту память.

Содержание социальной памяти определяют: знание и учет местных традиций, обычаев, обрядов, стереотипов мышления, истории местных социальных учреждений, местных легенд, преданий, особенностей устного фольклора, народной культуры, агрономии. На наш взгляд, необходимым воспитательным средством является сохранение, сбережение социальной памяти родных мест, своей малой родины. Социальная память выступает как ценностный ориентир, способствующий укреплению гражданского самосознания.

С этой целью был проведен опрос среди жителей села Сунтар Сунтарс-кого улуса и села Нюрба Нюрбинского улуса Республики Саха (Якутия). Ак-

цент делался на вопросы, затрагивающие проблемы социального воспитания детей: выяснялось количество родственников, живущих в туолбэ (микрорайоне), наслеге, улусе (районе), количество институтов воспитания в наслеге, количество детских объединений, структура их деятельности, охват детей и их влияние на воспитание детей.

Анализ опросников показывает пути получения детьми информации, представлений о прогрессивных этнических традициях, истории местных социальных учреждений, о местных легендах, преданиях и т. д. О традициях, нормах поведения, людях, живущих в ближайшем окружении, на улице, во дворе, о кружках, клубах дети узнают из источников, которые мы условно разделили на группы: первая группа - это семья и родственники; вторая -воспитательные институты (сады, школа, кружки, секции, библиотеки); третья - стихийная среда: улица, двор; четвертая - аудиовизуальная среда; пятая - старшие, взрослые, сверстники и шестая - культурные, массовые мероприятия, проводимые в наслеге, улусе.

О традициях большинство из 68 опрошенных детей узнавали в семье от родителей -15 (22%), бабушек, дедушек - 26 (3 8,2%), от педагогов в школе -18 (26,5%), из книг (сказок, рассказов, поговорок, загадок) - 7 (10,3%), из кинофильмов телепередач, журналов - 2 (3%).

Следующая анкета, предложенная детям 10-11 лет, была направлена на выявление знаний, представлений о типах традиций. Ответы были сгруппированы таким образом: традиции, существующие в повседневной жизни -25 (36,8%), семейные традиции -16 (23,5%), трудовые традиции -15 (22,1%), обрядовые праздничные традиции - 12 (17,6 %). К традициям, существующим в повседневной жизни, быту, дети отнесли гостеприимство, уважительное отношение к старшим, приветствие молодыми старших первыми. Из обрядовых праздничных традиций назвали Ысыах. Также можно выделить из перечисленных традиций почитание Хозяйки Земли, Хозяина Леса, Хозяина Огня и т. д.

На основе этих традиций почитания созданы педагогические заповеди учения Айыы, которые знает каждый сельский ребенок: беречь Родину, родные места, не наносить вреда природе.

Для сельской местности в Республике Саха (Якутия) характерно компактное проживание жителей. В основном очень крепки родственные связи. Это обусловлено тем, что для якутской семьи характерно совместное проживание разных поколений. Здесь сохраняются основы системы семейного воспитания, когда старшие получают возможность помочь младшим, а у последних есть возможность проявить заботу о пожилых родителях. Для ребенка, растущего в трехпоколенной семье, это обстоятельство имеет воспитательное значение. На примере своих родителей он учится почитать старость, оказывать внимание, помогать.

Базисной основой формирования жизнеспособной личности является труд. Полноценная жизнь предполагает полную реализацию человека в труде. В каждой второй сельской семье в республике есть подсобное хозяйство. Дети с младшего школьного возраста вступают в трудовую деятельность: мальчики включаются в те виды работы, которыми занят отец: летом - сенокос, осенью - заготовка дров на зиму, уборка урожая, холодной зимой - уход за подсобным хозяйством, уборка помещений и т. д.; девочки помогают матерям вести домашнее хозяйство.

Определенные умения в труде, сноровка, смекалка передаются из поколения в поколение в процессе совместного труда старших и младших. Родители гордятся хорошими успехами в труде своего сына или дочери. Родственники, соседи, наблюдая за поведением детей в семье, передают свои суждения другим. И постепенно в туолбэ, наслеге создается положительное мнение о трудолюбивой семье. Это имеет особое воспитательное значение.

Но следует отметить, что, формируя жизнеспособную личность в условиях сельского социума, не надо забывать современную социально-экономическую нестабильность, резкое снижение жизненного уровня подавляющего большинства сельских семей.

Таким образом, жизнеспособность каждого отдельного человека определяется специфической группой факторов или доминированием одного. Для одних людей такими факторами являются ближайшее окружение, для других - особенности характера, для третьих - результаты семейного воспитания, для четвертых - природное трудолюбие.

Как констатирует М. П. Гурьянова, «идею воспитания жизнеспособного поколения следует поставить на уровень национального приоритета в социальной, семейной и молодежной политике». Эта идея может объединить все социальные слои общества.

Литература

1. Гурьянова, М. П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума / М. П. Гурьянова. - М: Пед. об-во России, 2005. - 50 с.

2. Ильинский, И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи / И. М. Ильинский // Государство и дети: реальности России. - М., 1995.

3. Наука о человеке: интервью с В. С. Степиным, В. П. Зинченко, В. А. Ядовым и П. В. Симоновым // Вопросы философии. - 1989. - № 11. - С. 15 - 16.

УДК 028.1-053 ”465.07/. 10”

С. И. Колодезникова

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Почти все педагогические исследования и методические пособия, затрагивающие вопросы эстетического воспитания детей средствами литературы, как правило, имеют в виду подростков и старших школьников. Применительно к детям младшего школьного возраста эти проблемы почти не разрабатываются. Среди учителей и библиотекарей распространено мнение, что младший школьник еще не способен к эстетическому восприятию литературного произведения. Между тем и некоторые психологические исследования, и практический опыт работы с детьми показывают, что именно дети младшего школьного возраста обладают особыми возможностями для развития эстетического восприятия книги. Художественно-образный, интеллектуально-эмоциональный способ познания действительности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.