Научная статья на тему 'Нравственное воспитание старшеклассников'

Нравственное воспитание старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1449
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание старшеклассников»

- студенческое самоуправление с целью активизации студенческой жизни, координации совместных действий с общественными организациями.

Обращение к внутренним личностным основаниям студентов, действующих и взаимодействующих в образовательно-развивающем пространстве физической культуры, - это надежный путь повышения качества их развития. Доктрина Якутского государственного университета в области качества образовательных услуг и подготовки специалистов выдвигает одним из важнейших инструментов достижения стратегических целей переход на системные позиции обеспечения качества.

Прежде всего, определение базовых компонентов содержания физкультурного воспитания в образовательных заведениях обусловливается требованиями, идущими от студентов, связанными с их развитием и становлением как личности, освоением и интернационализацией общечеловеческих ценностей физической культуры, с закономерностями формирования поведения, его нравственных устоев. Научить преподавателя и студента самоопределению, самоуправлению и творческому саморазвитию - трудный, но надежный путь к образованию гарантированного качества.

УДКЗ 7.034-053.6(571.56-22)

Ф. Д. Товарищева НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Актуальность проблемы нравственного воспитания определяется самой жизнью, социальными переменами. Молодежь сегодня становится жертвой социализации. В ситуации духовного кризиса задача нравственного воспитания является главной в разрешении социальных проблем. В этой связи возникает необходимость глубже исследовать процесс нравственного воспитания в образовательных учреждениях.

Сегодня имеется множество различных подходов к нравственному воспитанию, отраженных в концепциях. Все они исходят из позиции новой образовательной парадигмы. При этом нравственность понимается как воспитанное качество личности. Нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому, установленному порядку, нормам, обычаям социальной жизни. Поэтому, создавая систему воспитания, важно выявить эти нормы социальной жизни, определить их в качестве целей и задач нравственного воспитания.

Реформирование системы образования требует новых подходов к проблеме формирования нравственности старшеклассников, которые, прежде всего, связаны с созданием оптимальных условий для саморазвития, осознанного выбора жизненной позиции - отношения к себе как проектировщику своей жизни.

Как и любая развивающаяся система, ориентированная на создание условий для развития и саморазвития учащихся, воспитание у них нравственности, ответственности в принятии самостоятельных решений, образование по своей сути противоречиво. Исходные противоречия, характерные для образования, связаны с разрешением ее проблем: с одной стороны, вос-

питание свободного человека, а с другой - человека ответственного, готового к принятию самостоятельных решений.

По нашему мнению, главные задачи образования на этом участке - творить свободную, творческую, нравственную личность, способную самостоятельно строить себя. Мы видим основной смысл утвердившихся в практике образования новых сельских учебных заведений в том, что каждое из них, выбирая один или несколько профилей обучения, удовлетворяет образовательные потребности учащихся и развивает «самость» личности. По мнению исследователей, гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов - это общеобразовательные учреждения, ориентированные в целом на развитие личности школьника.

Мы согласны с данной точкой зрения, поскольку гимназии и лицеи, как правило, ориентированы на развитие личности, готовой к творческой деятельности, на подготовку старшеклассников к осознанному самоопределению в жизни. Различные виды общеобразовательных учреждений прочно заняли свое место в системе образования.

Именно это обусловливает необходимость обновления содержания обучения и воспитания учащихся, разработки новых видов учебных заведений, переориентации их на подготовку учащихся к реальным условиям жизни, создания новой, гибкой региональной системы управления на различных уровнях.

Переход от централизованной к государственной национально-региональной системе образования является основой для создания реального многообразия в системе образования, появления инновационных школ.

Современные тенденции в развитии образования в республике обусловили поиск новых форм и методов организации образовательного процесса. В связи с этим все большое значение приобретает личностно-ориенти-рованный подход в обучении и воспитании. Мы полагаем, что радикальное планирование управления образовательными учреждениями, организация учебной и научно-исследовательской деятельности в инновационных школах, а также реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании объективно способствуют развитию нравственности личности старшеклассника.

Инновационные процессы в образовании требуют переосмысления условий организации, прежде всего, сельской образовательной системы, поскольку более 80% коренных жителей республики проживают в сельских улусах, 70% школ расположено на селе.

За последние годы в Республике Саха (Якутия) созданы инновационные школы, целью которых является обеспечение потребностей населения республики в качественном дифференцированном образовании, создание реального многообразия образовательных направлений. Эти сельские образовательные учреждения, помимо профильного и углубленного изучения предметов, обеспечивают индивидуальный характер развития школьников. Среди них необходимо отметить особый вид образовательного учреждения - авторские школы с нетрадиционным содержанием образования и способами обучения: Эльгяйская средняя школа Сунтарского улуса, Жабыльская Мегино-Кангаласского, Мугудайская Чурапчинского и др. К инновационным относятся и региональные трудовые школы: фермерские, агрономические, земледельческие.

В результате анализа практики можно выделить следующие типы инновационных общеобразовательных учреждений республики:

- классические школы (гимназии, лицеи, колледжи), ориентированные на удовлетворение потребностей учащихся в дифференцированном допро-фессиональном образовании;

- авторские школы с нетрадиционным содержанием образования и способами обучения;

- региональные школы, направленные на возрождение, сохранение и развитие духовной и материальной культуры народов;

- школы-лаборатории, являющиеся экспериментальными площадками различных НИИ, вузов.

Представляет интерес опыт сельских инновационных школ. В Амгинс-кой педагогической гимназии реализуется педагогическая технология «Педагогика сотрудничества», основанная на личностно-ориентированном гуманистическом подходе. В Чурапчинской, Намской улусных гимназиях апробируются и внедряются эффективные образовательные технологии, элективные курсы и т. д. Отрадно, что сельские инновационные школы республики ищут свои пути модернизации образования.

Исследования показывают, что одним из факторов, определяющих специфику нравственного воспитания личности в сельском социуме, является школа. Сельская школа - самая точная социологическая модель общества. Это особое звено социальной системы со свойственными ей проблемами, которыми озабочено население наслега, улуса, республики. Именно школа обеспечивает социализацию старшеклассника и руководит ею. Так, в республике имеются школы, уже оказывающие существенное влияние на качественное преобразование села: Жабыльская средняя школа Мегино-Канга-ласского, Кытанахская средняя школа Чурапчинского улуса и др. Педагогический коллектив Кэнтикской средней школы работает над реализацией модели школы как центра развития села, в которой отражены следующие концептуальные идеи: оказание социальной помощи сельской семье, освоение духовной культуры народа и подготовка будущих хозяев земли. Таким образом, исходя из возможностей сельского социума, школы осуществляют поиск новых путей развития сельской образовательной системы. Их инновационная деятельность направлена на создание благоприятных условий для социализации личности. Основной идеей национальных сельских школ является нравственное воспитание и развитие творческой личности на основе самобытной философии якутского народа посредством изучения, анализа и практического применения национальных и культурных традиций этноса с учетом индивидуальных особенностей школьников. Так, дифференцированные и индивидуальные подходы к развитию учащихся в республике основаны на народных традициях воспитания детей. В связи с этим Д. А. Данилов считает, что важнейшими условиями организации педагогического процесса с использованием этнопедагогических идей являются:

- уважение к личности ребенка, умение ценить и считаться с его мнением;

- умелое сочетание способов организации жизнедеятельности детей и народно-педагогических идей.

Таким образом, традиционная парадигма имеет в своей основе идею «сберегающей», консервативной роли школы, цель которой заключается в

сохранении и передаче молодежи культурного наследия народа. В опыте общеобразовательных учреждений накоплен педагогически ценный опыт по реализации этнопедагогических традиций в нравственном воспитании старшеклассников с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

Вместе с тем, общеобразовательные учреждения республики все еще не в полной мере используют возможности образовательного процесса в развитии нравственности личности. Реализуя профильное обучение, педагогические коллективы сельских школ выбирают в основном обучающие цели, при этом нравственному воспитанию не уделяется должного внимания. Обращает на себя внимание отсутствие необходимой согласованности между родителями и общеобразовательными учреждениями в нравственном воспитании.

Исключительно важное значение придается семейному воспитанию как одному из факторов нравственного воспитания личности школьника. Именно семья является хранителем этнопедагогических традиций. В условиях частной собственности, свободной хозяйственной деятельности, отсутствия принуждения в жизнедеятельности семьи появилась необходимость нравственного индивидуализма. Во многих передовых семьях в таких условиях свободного труда и частной собственности зарождается и укрепляется нравственность личности старшеклассника.

Однако семейно-бытовое воспитание детей в настоящее время происходит в основном стихийно. Далеко не всегда модель поведения родителей в быту может стать примером нравственности.

В целом к числу важных условий семейного воспитания относится процесс передачи этнической информации и традиции социализации старшеклассника.

В современных условиях традиционным фактором народного воспитания на селе является туолбэ. Трудовые традиции народа в туолбэ для самого старшеклассника способны создать условия для развития и формирования нравственности. Воспитательный потенциал сельской среды, туолбэ позволяет старшекласснику самоутвердиться, что является главной движущей силой его развития и становления как личности. Открытость сельского социума позволяет создать благоприятные условия для нравственного воспитания, содействовать общекультурному и педагогическому образованию родителей. При этом все образовательные субъекты (школа, семья, туолбэ) взаимодействуя, объединяются, становясь единой системой. Открытость сельского социума способствует усилению воспитательного влияния среды, в которой происходит передача практического опыта старших поколений младшим.

Большое воспитательное значение на селе имеет атмосфера труда и всеобщей занятости взрослого населения. Дети, находящиеся в атмосфере постоянной заинтересованности в необходимости труда, психологически готовят себя к нему. Наблюдая ежедневный труд, они усваивают то, чем заняты взрослые. Воспитание трудолюбия осуществляется в процессе совместного труда детей и родителей, при котором реализуется основной принцип народной педагогики - воспитание самой жизнью и трудом. Такой труд формирует у школьника мировоззрение, отношение к людям, труду. Мировоззрение личности старшеклассника - это не только совокупность общих

сведений о мире, но и осознанные интересы, идеалы, гуманистические ценности - все то, что определяет направленность личности, ее отношение к себе, людям и миру. Только на основе сформированного отношения к миру старшеклассник принимает самостоятельное решения, что является фундаментом процесса развития нравственности личности.

Из вышеизложенного можно заключить, что в условиях гуманистического подхода повышается эффективность содействия развитию и проявлению старшеклассником своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей. Учитель современной школы, пользующийся доверием и любовью школьника, может создать основание для последовательного нравственного развития личности старшеклассника.

УДК 37.032.2

Л. И. Афанасьева

СОВДАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ

Изменившееся общество современной России, ориентированное на рыночную экономику, предъявляет свои требования к формированию социального типа личности, который явится продуктом сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности шодей. Изменения в социальной сфере, новые экономические отношения, увеличивающийся объем информации, воспринимаемой личностью из внешнего мира, ведут к изменению требований к человеку и соответствующего социального заказа общества.

Гармонизация отношений личности и общества становится главнейшей проблемой жизни современного общества. Перед социальными институтами страны, призванными заниматься воспитанием граждан, остро встали вопросы поиска новых подходов к социализации подрастающего поколения. Если ранее, реализуя важнейшую функцию воспитания - передачу социального опыта от поколения к поколению, - эта система работала эффективно в том случае, когда наиболее полно представляла передовые образцы старших, то сегодня опыт старших становится мало пригодным их детям, а тем более внукам. Эффективность такой системы уже зависит от того, насколько она направлена на формирование самостоятельности, на умение строить отношения с другими людьми, готовность к принятию решений, ответственности за свой выбор. Можно согласиться с утверждением B.C. Степина о том, что «динамические процессы современного мира ставят человека в очень сложные условия социального существования. Человек быстро меняет сферы, подсистемы социальной жизни, он живет в среде с различными культурными традициями, которые сталкиваются в его сознании, через него, через его жизнедеятельность проходит этот диалог культур. Возрастающее напряжение, связанное с быстрым изменением ориентации, необходимостью поиска и своевременного нахождения решений, стрессовые ситуации, огромная нагрузка на здоровье - это все пробле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.